Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Япония: технологию бесконтактных платежей продвигали сотовые операторы

(Нет голосов)

29.07.2010 Количество просмотров 1432 просмотра

Павел Шабалин, генеральный директор ООО «ПС груп» (на фото ).

Создание системы универсальных электронных карт, в рамках которой все граждане России к 2014 г. получат доступ к госуслугам, предусмотрено законопроектом о предоставлении госуслуг в электронном виде, который должен быть принят до 1 сентября 2010 г. Более того, как считает президент России Дмитрий Медведев, электронные карты могут стать частью Национальной платежной системы, проект закона о которой также должен быть подготовлен правительством РФ к 1 сентября 2010 г.
 
Сегодня работы в рамках проекта по созданию системы универсальных электронных карт уже ведутся. Так, в конце июня текущего года Сбербанк России, банк УРАЛСИБ и АК БАРС БАНК объявили о создании ОАО «Универсальная электронная карта». Основной целью образования нового ОАО было названо создание единого идентификационного, платежного и информационного инструмента – Универсальной электронной карты. Стоит отметить, что именно эти банки известны на рынке успешно реализованными социальными карточными проектами. Так, Сбербанк России реализовал проект «Социальная карта Астраханской области», готовит к запуску проект «Социальная карта жителя Чувашской республики», приступил к реализации проекта социальной карты в Краснодарском крае. Проект БАНКа УРАЛСИБ – «Социальная карта жителя Ивановской области». «АК БАРС» БАНК выпускает и обслуживает социальные банковские карты для пенсионеров, а также реализует проект транспортной карты г. Казани.

 Однако пока авторы законопроекта о предоставлении госуслуг в электронном виде и другие эксперты рынка не пришли к единому мнению о том, каким образом и на базе какой технологии будет создаваться универсальная карта, а также какие приложения – транспортное, медицинское, банковское, электронного паспорта и т. д. – будут загружены в память чипа.

 На этом фоне автор статьи и предлагает читателям журнала «ПЛАС» ознакомиться с историей создания и развития, принципами работы и технологическими особенностями  системы платежей в Японии, построенной на базе бесконтактных карт технологии FeliCa с платежными, социальными и ID-приложениями.


История развития технологии

Система платежей на базе технологии FeliCa к настоящему времени успела получить широкое распространение в таких странах, как Япония, Гонконг, Сингапур, Индия, а также в штате Гавайи (Гавайские о-ва, США). Имеются сведения о реализации пилотных проектов в студенческих кампусах Финляндии и США. В рамках этих проектов карта FeliCa используется для оплаты проезда в общественном транспорте, покупок, телефонных разговоров, для доступа к персональному компьютеру и к сетевым сервисам, в жилые и офисные здания, для оформления кредитов и в качестве идентификационной карты.

В Японии развитие рынка бесконтактных смарт-карточных технологий берет начало в 1988 г. – именно тогда компания Sony начала работу над созданием бесконтактных интегральных схем (ИС). В 1995 г. компания анонсировала создание технологии бесконтактных карт FeliCa. В том же году в Гонконге новая технология была адаптирована для использования в бесконтактных картах Octopus, используемых в системе общественного транспорта Гонконга. А в 1999 г. началось тестовое  использование карточки Sony FeliCa в качестве электронного кошелька, предназначенного для оплаты покупок в торговых комплексах и в качестве ID-карты служащего токийского отделения компании Sony .

Однако широкого распространения на рынке Японии карта Felica не получила до конца 1990-х г.г. 
Примерно в это же время Japan Rail (Японская железная дорога) объявила о своем намерении внедрить автоматизированную технологию сбора тарифных платежей. В рамках этого проекта в 1992 г. в сети железных дорого Японии были внедрены карты с магнитной полосой.

Одним из итогов сотрудничества JR East (одна из компаний группы Japan Railways Group) и Sony было принятое компанией JR East решение о широком внедрении системы бесконтактных билетов. По мнению экспертов компании, использование бесконтактных билетов привело бы к сокращению времени совершения транзакции с 700 мс  (для карт с магнитной полосой) до 200 мс, повышению надежности системы, а также дало бы возможность существенно сократить число сотрудников на железнодорожных станциях, занятых в технологии «бумажного билета».

В ноябре 2001г. в сети JR East был запущен проект бесконтактных смарт-карт Suica (Super Urban Intelligent Card) технологии FeliCa с одновременным развертыванием сети терминалов FeliCa на 424 станциях сети железных дорог пригородного сообщения Токио. Примечательно, что Suica функционировала как транспортная карта с открытым циклом, что позволяло пассажирам использовать хранимые на Suica средства не только для оплаты проезда, но и для совершения покупок у аффилированных мерчантов (в киосках на железнодорожных вокзалах), принимающих к оплате карты Suica.

Таким образом, с введением системы смарт-карт Suica в Японии начал формироваться рынок электронных денег.

Для стимулирования спроса на свою технологию Mobile Felica компания Sony объявила в 2002г. о создании совместного предприятия BitWallet, Inc., которое вывело на рынок систему электронных денег Edy на базе бесконтактных смарт-карт, в качестве носителя информации использующих чип FeliCa. Электронные деньги Edy использовались для оплаты товаров и услуг, не превышающих, как правило, 10 долл. США (платных стоянок, товаров в предприятиях быстрого питания и круглосуточных гастрономов, такси и т.д.). Уже к 2007г. в рамках проекта Edy было выпущено 23 млн смарт-карт и 4,5 млн мобильных абонентов. Ежемесячное число совершаемых операций достигло 15 млн. Платежи по картам Edy, в том числе и с помощью мобильных телефонов, принимали более 50000 ТСП. Однако существенным недостатком системы Edy являлась ее несовместимость с Suica, Nanaco, Waon и другими системами на базе смарт-карт.

Воодушевленные успехом Suica и Edy, в марте 2003 г. компании Sony, JR East и DoCoMo обсудили возможности реализации технологии FeliCa в телефонах DoCoMo. Сложной задачей здесь являлось построение устойчивой бизнес-модели для всех заинтересованных сторон. Если Sony получает прибыль непосредственно от продажи чипов FeliCa, то DoCoMo зарабатывает главным образом на передаче данных и голосовых сообщений, а операции оплаты товаров бесконтактными чиповыми картами не используют сеть DoCoMo как оператора мобильной связи. Следовательно, платежи с использованием бесконтактных карт не приведут к значительному увеличению телекоммуникационного трафика и не принесут DoCoMo доход.

Поэтому было принято решение делить доходы от Mobile FeliCa, используя совместное предприятие, которое будет получать прибыль от лицензирования и управления процессом использования бесконтактных карт Mobile FeliCa.

В мае 2003 г. компания Sony создала совместное предприятие FeliCa Networks с акционерным капиталом в 65 млн долл.

и разделением акций в пропорции 60/40 между Sony и DoCoMo. В 2004г. JR East также вошла в состав акционеров FeliCa Networks, приобретя 5% акций.

Было решено, что FeliCa Networks будет действовать в качестве менеджера доверенного сервиса (Trusted Service Manager) и получать доход по трем каналам: • за сбор лицензионных платежей от мобильных операторов (кроме DoCoMo), приобретающих мобильные чипы FeliCa; • за предоставление услуг по управлению программно-аппаратной платформой: загрузку приложений, не запрограммированных на чипах FeliCa; • за предоставление хостинговых услуг: управление серверами, используемыми для загрузки приложений или для аутентификации пользователей.

В 2004г. компания DoCoMo приступила к продаже мобильных телефонов с предустановленными электронными кошельками, разрешив клиентам использовать 10000 иен (95 долл. США) в месяц в виде кредитов на оплату различных услуг через i-mode сервис компании (режим передачи данных). В том же 2004г. компания BitWallet стала продвигать мобильную версию сервиса Edy, получившую быстрое распространение благодаря тому, что сервис был предустановлен в качестве приложения на всех FeliCa-совместимых мобильных телефонах DoCoMo. Через три года DoCoMo вывела на рынок мобильные кошельки, реализованные на карте FeliCa, но работающие уже с использованием бесконтактной системы, и продал их более 13,8 млн. Согласно данным Strategy Analytics, это позволило компании занять 27% данного рынка. К 2007г. проект FeliCa стал наиболее динамично растущим бизнес-направлением DoCoMo, в рамках которого ежемесячно проводится более 700000 операций.

Конкурирующие операторы мобильной связи быстро развернули свои системы кошельков на телефонах.

Поскольку оригинальный кошелек DoCoMo был ограничен разрешенным кредитом до 95 долл. в месяц, операторы беспроводной связи также добавили услугу по предоставлению кредитов в свои мобильные кошельки. Компания KDDI – главный конкурент DoCoMo – запустив услугу EZ FeliCa в качестве мобильного кошелька, в партнерстве с JCB стала предустанавливать приложение Quickpay на своих мобильных телефонах. По данным JCB, в течение нескольких месяцев после начала партнерства с KDDI число зарегистрированных пользователей карточных кредитов возросло в три раза.

В ответ компания NTT DoCoMo запустила в апреле 2006 г. платформу для мобильных платежей iD/DCMX. К августу 2009 г. более 420 000 установленных у мерчантов POS-терминалов принимают платежи iD. Кредитные карты и/или мобильные приложения, способные обрабатывать платежи на iD-платформе, выпускали к этому времени более 60 банковэмитентов кредитных карт.

В 2006г. компания JR East выпустила версию электронного бумажника Suica для мобильных телефонов. Однако мобильный сервис этой компании развивается не столь бурно, как сервис кредитных карт JR View: по состоянию на август 2008г., число пользователей Suica составляло 1,22 млн человек, в то время как число держателей кредитных карт JR View достигло 26 млн человек. В дополнение к билетным турникетам и торговым автоматам компании JR East, платежи Suica принимают уже около 40000 розничных ТСП.

Число абонентов мобильного сервиса FeliCa продолжало неуклонно расти.

В 2009г. в мире выпущено уже около 250 млн карт на базе данной технологии. Почти все производители торговых терминалов оснащали функцией приема карт FeliCa свое оборудование. При этом, по данным проведенных исследований, 18% пользователей мобильного сервиса FeliCa сообщали о том, что они совершают платежи с использованием бесконтактных карт ежедневно, 12% использовали мобильный сервис FeliCa по крайней мере 4–5 раз в неделю, а 17% сообщали о совершении платежей 2–3 раза в неделю.

Преимущества технологии FeliCa

Технология FeliCa предлагает использовать карту, на которую загружен комплекс приложений, а также файловую систему, позволяющую устанавливать различные ключи и права доступа для установки индивидуальных файлов. Кроме того, система обеспечивает высокий уровень безопасности и скорость обработки данных и транзакций. Данная технология соответствует требованиям международного стандарта ISO/IEC 18092, а также использует алгоритм безопасности 3DES. Ключ шифрования создается системой динамически каждый раз при выполнении взаимной аутентификация между картой FeliCa и устройством FeliCa для чтения/записи, а также между устройством FeliCa чтения/записи и контроллером доступа. Эта особенность делает практически невозможными подлог карты и такие виды мошенничества, как impersonation*. Кроме того, передача информации (и изменение ключевой информации) шифруется и включается в пакеты с тем, чтобы они надежно осуществляли обмен между эмитентами без раскрытия конфиденциальной информации. Карта FeliCa – первая бесконтактная чиповая карта, получившая EAL4-сертификацию международного стандарта ISO/IEC 15408.

Обмен данными производится на скорости 212 Kb/сек, что гораздо выше, чем у других бесконтактных карт.

Технология FeliCa поддерживает изолированную среду выполнения для каждого приложения, устанавливая различные ключи и права доступа.

В технологии Mobile FeliCa телефон служит еще и кошельком, поэтому его кража будет для клиента болезненна вдвойне.

DoCoMo предлагает решить эту проблему путем дистанционного блокирования чипа FeliCa на украденном телефоне. Одна модель телефона DoCoMo имеет дактилоскопический сканер для предотвращения его неавторизованного использования.

Структура и принцип работы FeliCa

Основная идея технологии FeliCa состоит в том, что она объединяет существующие преимущества большинства видов карт в единое целое и позволяет использовать карту FeliCa там, где требуется оплатить товар, услугу или получить доступ к специальным объектам, требующим идентификации пользователя.

Срок службы карт FeliСa практически бесконечен (при условии ее бережного использования). Карту чрезвычайно сложно подделать или повредить размещенные на ней данные.

Карты FeliCa выпускаются в трех видах: • бесконтактные IC Card с возможностью перезаписи идентификационной информации (транспортная карта); • бесконтактные IC Card эмбоссированные с магнитной полосой (многоцелевые карты: электронные деньги, билеты); • комбинированные контактно-бесконтактные IC Card (многоцелевые карты: кредит + электронные деньги).

Файловая система

«Системный код» служит для распознавания карты (для чтения/записи).

Иерархия может быть определена в глубину на 8 уровней в паре «Области» и «Сервиса».«Область» аналогична папке на компьютере.

«Сервис» является указателем на блок данных и включает информацию о методе доступа (с ключом или без него) Особенность технологии FeliCa состоит в том, что чип можно имплементировать не только в обычную карточку, но также в мобильный телефон и часы.

Кроме того, совсем недавно компания Sony интегрировала технологию FeliCa в новые телевизоры собственного производства линейки BRAVIA.

Модель телевизора поддерживает сервис «видео-по-запросу» (Video on demand – VOD) – сервис для телевидения высокой четкости (HDTV), предоставляемый Actvila Corp в Японии.

Поскольку в модели BRAVIA устройство чтения/записи установлено в пульте ДУ, можно использовать браузер телевизора для того, чтобы просмотреть данные из FeliCa-совместимых карт, оборудования и прочих источников. Также браузер служит для открытия URL-ресурсов, адреса которых будут заданы с пульта дистанционного управления.

Как показано на рисунке, Sony использует стандартное программное обеспечение телевизора для чиповых карт и адаптирует электронные расчеты к технологии FeliCa, расширяя при этом спецификацию стандарта консорциума сетевого цифрового телевещания необходимым ПО собственной разработки. (Диаграмма опубликована Nikkei Electronics по материалам Sony corp.)

Заключение

Появление и высокую популярность карт технологии FeliCa в Японии предопределил ряд факторов.

Первый – наличие вертикально интегрированного рынка производства мобильных телефонов и оказания услуг сотовой связи. Во-вторых, достаточно редкое, по сравнению с Европой и США, использование кредитных карт международных платежных систем – оплата по кредитной карте возможна только в крупных универмагах, гостиницах, дорогих ресторанах.

В-третьих, готовность населения к использованию новых мобильных сервисов. Например, японцы очень часто используют MMS-сервисы в повседневной жизни, в отличие от европейцев, которые предпочитают разговор по мобильному телефону.

И, наконец, наличие соответствующей законодательной базы, регулирующей выпуск и оборот электронных денег. Так, оператор сотовой связи в Японии наделяется статусом доверенного управляющего сервисом доступа и передачи данных в системах электронных платежей.

Не случайно именно сотовые операторы в Японии стали основной движущей силой в продвижении технологии бесконтактных платежей на рынке.


Полный текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 6 (158) ’2010 сс. 32-36

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?