Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

RFID-технологи в автозаправочном бизнесе:"близкий контакт" на АЗС

(Нет голосов)

29.07.2010 Количество просмотров 1922 просмотра

Миновали те времена, когда аббревиатура RFID требовала расшифровки, а принцип действия самой технологии – скрупулезного разбора. Время знакомства с RFID прошло – настало время рассказать поподробнее о различных областях применения радиочастотной идентификации. Предлагаемая сегодня вниманию читателей «ПЛАС» статья независимого эксперта Андрея Кириленко рассматривает перспективы использования RFID-технологии в автозаправочном бизнесе. Автор статьи уже поднимал данную проблематику на 2-м Международном Форуме «АЗК. Бизнес, платежи и технологии. Россия и СНГ 2010»: в рамках мероприятия он представил презентацию «Близкий контакт» на заправке», вызвавшую оживленную реакцию аудитории.  


Андрей Кириленко, независимый эксперт

Выпускник Балтийского государственного технического университета «Военмех».

В 2008 г. с успехом закончил обучение по Международной программе MBA в одной из наиболее известных бизнес-школ Европы – Vlerick Leuven Gent Management School.

 Как профессионал в области управления и маркетинга, имеет 15- летний опыт организации и контролz B2B-продаж в нефтяной отрасли, а также опыт продаж нефтепродуктов. Область его профессиональной компетенции – европейский, североамериканский и азиатский розничные топливные рынки, а также рынки сопутствующих услуг и оборудования.

Автор известных статей о лучших мировых практиках в топливной сфере.


Начать рассмотрение возможностей использования радиочастотных меток для оптимизации и ускорения процесса обслуживания на АЗС следует с анализа самой сути процесса торговли топливом. Еще Теодор Левитт (Theodore Levitt), легендарный ученый и практик в области маркетинга, профессор Гарвардской бизнес-школы (HBS, Harvard Business School), редактор Гарвард Бизнес Ревю (HBR, Harvard Business Review) в своей работе «Маркетинговая близорукость» (Marketing Myopia) вошедшей в золотой фонд публикаций по менеджменту и маркетингу,предложил оригинальную и, по сути, очень верную трактовку покупательского поведения на АЗС: «Необходимость частых заправок ни у кого из водителей не вызывает особого восторга. Бензин не видят, не пробуют на вкус, не ощупывают, и было бы правильнее считать, что на АЗС продается не бензин, а право продолжить движение на своем автомобиле, транспорте. Таким образом, АЗС схожа с налоговиком, которому водители постоянно платят за право пользоваться их автомобилями».

Собственно говоря, непривлекательность для потребителя бензина как товара в сочетании с необходимостью его покупки и делает заправочные станции «непопулярными». Из чего Т. Левит заключает, что «сделать заправки приятным или популярным местом не удастся никому и никогда, можно лишь сделать их менее неприятными и менее непопулярными».

Одним из решающих факторов в выборе «наименее плохой» АЗС является скорость процесса заправки. Таким образом, применение RFID-технологии, сокращающей время пребывания клиента на АЗС, способно стать реальным конкурентным преимуществом. Сегодня при расчетах на АЗС используются не только наличные, талоны, топливные или банковские карты. Для идентификации клиентов также применяют мобильные телефоны (Nokia, BlueBerry), оцифрованные отпечатки пальцев и, конечно, радиочастотные метки. Причем ни одна из существующих ныне систем не способна заменить собой остальные.

Каждая удовлетворяет специфические потребности различных групп клиентов. К примеру, удобство безналичного расчета (по банковским картам) не подходит для некоторых клиентов из-за необходимости персонализироваться, показывать свои расходы, и представляется угрозой более широкому кругу клиентов из-за возможности кражи личной информации (identity theft). В то же время, топливные талоны избавляют от обеих проблем, но принимаются в пределах ограниченной сети АЗС, оставляя дорогу для хищений топлива открытой, и т. д.

Однако основным вектором развития заправочного бизнеса является стремление автоматизировать процесс заправки, сократить время пребывания клиента на АЗС и минимизировать вмешательство «человеческого фактора» в процесс отпуска и оплаты топлива.

Изначально в процессе идентификации клиента и оплаты топлива участвовали обе стороны – оператор АЗС и водитель транспортного средства. С появлением новых технологических решений (таких как выносные платежные терминалы и картридеры, установленные на ТРК) стало возможным исключение оператора АЗС из процесса заправки автомобиля.

Однако водитель по-прежнему оставался активным участником данного процесса – он помещал наличные деньги клиента в купюроприемник, удаленно идентифицировался тем или иным образом и т.д.

Внедрение RFID-технологии на АЗС позволяет инициировать процесс заправки не только без участия оператора, но и независимо от водителя. Применяемые сегодня в автозаправочном бизнесе RFID-решения ориентированы главным образом на обслуживание корпоративных клиентов, которые заинтересованы в том, чтобы процедуру идентификации проходил сам транспорт, заезжающий на заправку, а не водители.

Такая система позволяет:

• начинать отпуск топлива с момента установки пистолета в бак, что значительно ускоряет процедуру заправки;

• избежать влияния человеческого фактора – у водителя не будет возможности обналичить топливную карту, заправить свою личную машину вместо служебной или залить бензин в канистру, и т.п.

Прежде чем вести речь о современных решениях, представленных лидерами данного сегмента рынка, следует провести небольшой экскурс в историю. В этом есть необходимость, поскольку система «свой–чужой», как ее называли полвека назад, претерпела за прошедшее время ряд изменений, пройдя этапы от внедрения передовых аппаратных решений до разработок в области передачи и защиты данных. То есть за созданием, отработкой рабочих параметров и надежностью стоит не один десяток лет, и одномоментное возникновение «независимого решения», близкого по работоспособности, попросту невозможно, поскольку разработка каждой новой технологии связана с решением множества вопросов, а значит, со значительными финансовыми и временными затратами, а также с проведением многочисленных «полевых испытаний», не говоря уже о получении признаваемых сертификатов.

Как и большинство инноваций, система «свой–чужой» сначала нашла применение в военной сфере. Впервые она использовалась союзной авиацией во время Второй мировой войны.

В 1970-е годы впервые появились «гражданские» решения, использующие радиочастотную идентификацию транспорта.

Они внедрялись преимущественно на ведомственных предприятиях, в автопарках специальной, строительной и грузовой техники. Решения тех лет были громоздки, энергоемки и ненадежны, что обрекало любые попытки внедрить данную технологию в коммерческом секторе на провал. Использовалось энергоемкое оборудование, размещавшееся по большей части на транспорте и, естественно, изобиловавшее различными проводами и подключениями к бортовой сети. Связь могла рваться, сеть обесточиваться, провода мешали, все требовало продолжительного монтажа и технического обслуживания. На транспортных средствах ставилась антенна, передававшая пакет информации к заправке Появление на свободном рынке устройств для радиочастотной идентификации на рубеже XX и XXI веков дало толчок к дальнейшему развитию технологий радиочастотной идентификации на АЗС. Стала возможной идентификация на близком расстоянии, которая отличалась большей достоверностью и гарантировала, что обнаруженный сигнал принадлежит именно заправляемому объекту, а, например, не колонне танков, которая, пользуясь близостью к топливораздаточному пистолету, заправляется под предлогом, что кто-то поблизости идентифицировался как клиент.

Для понимания технических различий в существующих решениях и последствий от их применения необходимо кратко ознакомиться с такими базовыми элементами RFID-системы, как: RFID-метка, RFID-считыватель и приемо-обрабатывающая инфраструктура. Наиболее распространенные на данный момент RFID-метки делятся на два типа: активные и пассивные (третий, промежуточный тип – полупассивные метки – в рамках настоящей статьи мы не рассматриваем).

Пассивные RFID-метки состоят из антенны и микрочипа, установленного у ее основания. Они не снабжены источниками питания и способны к передаче сигналов только благодаря току, индуцированному в их антенне электромагнитными сигналами от считывателя. Таким образом, они компактнее и дешевле активных меток и предполагают неограниченный срок службы. Однако считываются они с меньшего расстояния и требуют считывателей с большей мощностью.

Активные метки помимо чипа и антенны оснащены встроенными элементами питания, что позволяет считывать их с меньшим количеством ошибок и с большего расстояния. Такие метки являются более надежными в эксплуатации, но имеют больший размер и себестоимость, а также ограниченный срок службы, который обычно не превышает 10 лет, в зависимости от типа используемых батарей и рабочих температур. При этом они могут оснащаться дополнительными сенсорами, например, фотосенсором, позволяющим контролировать контакт RFID-метки с поверхностью крепления.

Под RFID-считывателями понимаются устройства, дистанционно считывающие информацию с RFID-меток. Считыватель несет на себе антенну, которая передает через задаваемые короткие промежутки времени радиоволны RFID-метке и получает назад от RFID-метки ответные сигналы.

Например, при удалении от RFID-метки на определенное (заранее рассчитываемое) расстояние диалог прерывается, что в случае использования на топливораздаточном комплексе RFID-системы служит сигналом к прекращению отпуска топлива.

Получаемая информация постоянно передается в цифровой форме к учетной системе, в приемо-обрабатывающую инфраструктуру.

Способов передачи данных от RFID-считывателя в приемо-обрабатывающую инфраструктуру всего два – беспроводной (радиочастотный) и контактный (по проводам). В случае радиочастотной передачи данных в инфраструктуре появляется новый элемент – приемник радиосигналов.

В настоящее время на рынке RFID-решений для идентификации транспорта на АЗС можно выделить три основные компанииразработчика: OTI, Orpak и Roseman.

Первоначальная схема размещения большинства элементов на транспортном средстве представлена на мировом рынке компанией OTI. Ее решение имеет реверсивный характер относительно рассматриваемых последующих двух: оно использует пассивные метки, установленные на топливораздаточных пистолетах ТРК. RFID-метки несут на себе только код-номер, позволяющий идентифицировать пистолет, с которого будет производиться заправка.

Их идентификацию производит RFID-считыватель, размещенный на транспортном средстве и подключенный к бортовой сети автомашины. Антенна, осуществляющая прием и передачу данных, устанавливается вокруг горловины бака. Пакет данных с транспортного средства, включающий его личный идентификатор и идентификатор пистолета, вставленного в бак, передается через отдельную, установленную снаружи антенну к приемнику на АЗС.

Компания Orpak первой упростила технологию, сделав ее более удобной для автовладельцев. Решение Orpak предполагает установку пассивной RFID-метки на транспортном средстве. Вследствие своих малых размеров такая метка малозаметна при визуальном осмотре, при этом кольцевая антенна, к которой она прикреплена, устанавливается вокруг горловины бака. Считыватель, обладающий необходимой для работы с пассивными RFID-метками мощностью, размещается на носике топливораздаточного пистолета. Чтобы подвести необходимое для работы считывателя электропитание, в конструкцию топливораздаточного комплекса (ТРК) вносятся незначительные изменения: со стороны гидромодуля к пистолету протягивается кабель, идущий вдоль топливного шланга. Через него же к системе управления АЗС передаются данные, полученные считывателем от RFID-метки.

Законченным, с любой точки зрения, можно назвать решение компании Roseman, которое предполагает минимальное вмешательство как в конструкцию транспортных средств, так и в структуру топливораздаточных колонок. Активная RFIDметка крепится вблизи горловины топливного бака. Считыватель, установленный на носике топливораздаточного крана, как и метка, также энергонезависим, поскольку оснащен встроенными элементами питания. Передача данных с метки производится считывателем в радиочастотном диапазоне, а прием данных осуществляет приемник на АЗС.

Рассматриваемые решения также позволяют производить сбор статистических данных о заправляемых транспортных средствах (ТС). Чаще всего система таким образом пополняется информацией о километраже, считанной со спидометра или бортового компьютера и позволяющей контролировать расход топлива, что дает компаниям – владельцам ТС возможность контролировать маршрут автомашины и расход бензина.

В решении OTI статистическая информация передается в составе пакета данных, через наружную антенну к приемнику на АЗС.

В решении Orpak для передачи соответствующих данных в транспортном средстве добавляется новое проводное соединение, ведущее к кольцевой антенне, установленной вокруг горловины бака и передающей информацию к считывателю на ТРК. От считывателя информация попадает на АЗС.

Передача тех же данных, в случае использования решения компании Roseman, производится в радиочастотном диапазоне, без использования внешних антенн, к приемнику на АЗС.

Потребители предпочитают платить за удобство – за удобные товары и услуги по «удобным» ценам. Однако даже самые удобные решения не существуют без покупателей. Покупатели же вполне могут существовать без решений: зачастую их потребности могут быть частично или временно удовлетворены и замещающими решениями. Вовремя идентифицировать возникшую потребность – задача не из легких и не из дешевых. И рассмотренный нами случай еще раз подтверждает эту нехитрую маркетинговую истину: несмотря на то что описанное RFID-решение представляется наиболее удобным для владельцев корпоративного транспорта и требует сравнительно небольших затрат, потребители ищут и внедряют самостоятельные замещающие решения.

Остается надеяться, что в ближайшем будущем ситуация изменится и широкие возможности RFID-технологий найдут повсеместный спрос как в мировом, так и в российском автозаправочном бизнесе.


Полный текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 6 (158) ’2010 сс. 40-45.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… каури были не только «туземным» средством расчета, но также в ходу в Средней Азии, Европе и даже Руси? На Руси в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури были деньгами под названием ужовок, жерновков или змеиных головок. Их до сих пор находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в виде кладов и в погребениях. Только в XIX веке в Западную Африку ввезли не менее 75 млрд раковин каури общим весом 115 тысяч тонн?