Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Пластиковые карты на предприятиях Ярославской области

(Нет голосов)

05.08.2001 Количество просмотров 704 просмотра

Ярославль - областной центр одного из крупнейших промышленных регионов центральной части России. Спектр отраслей промышленности, присутствующих в этом городе, достаточно широк: машиностроение, нефтехимия, электроэнергетика, топливная, пищевая, легкая промышленность и другие. По данным Ярославского областного комитета государственной статистики объем производства продукции (работ, услуг) за январь-март 2000 года составил 11274, 7 млн. руб. За тот же период среднемесячная заработная плата работника промышленности составляет 2020 руб., а число занятых в промышленности - 179 087 человек. Очевидно, что общеобластной фонд оплаты труда (ФОТ) - 361 млн. руб. в месяц - это серьезный кредитный ресурс для банков области, а организация карточных зарплатных проектов - наиболее оптимальный путь вовлечения этих средств в банковский оборот.

«Теория» зарплатного проекта известна давно. Выгоды от его внедрения для банка очевидны. Предприятие также получает определенные преимущества, суть которых сформулирована ниже.

1. Снижение расходов на выдачу зарплаты за счет отказа от обработки и инкассации наличности. Кроме того, исчезает необходимость в кассирах в цехах и на участках, а также «снимаются» издержки на выплаты банку при заказе крупных сумм наличными.

2. Смягчение кризиса задержки зарплаты за счет овердрафта, предоставляемого банком по зарплатным карточкам.

3. Удешевление работы с банковскими счетами. В рамках проекта банк ставит в БФО предприятия клиентский модуль системы “Клиент-банк”, что избавляет бухгалтерию от ежедневных посещений банка и связанных с ними расходов. В среднем, по данным банковских специалистов, экономия предприятия на таких статьях, как комиссия за заказ крупной суммы наличности, инкассация и зарплата кассиров может превысить 70%.

4. Повышение дисциплины персонала, снижение воровства денег, пьянства, уход от печально знаменитых "дней получек".

Максимального эффекта в повышении уровня дисциплины и учета рабочего времени можно добиться, внедрив систему пластиковых карточек «двойного действия»: в качестве основного приложения на карточке размещается расчетная система для начисления и выплаты заработной платы, а в качестве дополнительного - система контроля доступа.

Внедрение зарплатных карточек позволяет значительно упростить процедуру выдачи работникам кредитов на приобретение дорогостоящих покупок (мебель, бытовая техника и т. п.). Кредитование же - сильный механизм регулирования взаимоотношений предприятия с сотрудниками и серьезное дополнение к компенсационному пакету каждого сотрудника.

5. Укрепление взаимоотношений между банком и предприятием. Зарплатный проект, как правило, реализуется лишь на основе одного из пунктов генерального соглашения между банком и предприятием. За счет резкого увеличения оборачиваемости средств возможна организация льготного кредитования, реализация различных инвестиционных проектов и многое другое.

Как видно из таблицы 1, в которой отражена сегодняшняя ситуация по зарплатным проектам: половина крупных предприятий и университетов Ярославля внедрили у себя пластиковые карточки. Системы "Клиент-банк" используются еще реже, а прямого доступа к глобальной системе S.W.I.F.T. на ярославских предприятиях нет вообще. Почти нет и современных автоматизированных систем контроля доступа и учета рабочего времени. Таким образом, перспективы для применения на предприятиях Ярославля карточных технологий весьма обширны.

Еще хуже обстоят дела в других городах области: если в Ярославле, пусть плохо, но все же на отдельных предприятиях зарплатные проекты реализованы (см. табл. 2.), то в районных центрах Ярославской области их нет вовсе.

К сожалению, администрация промышленных предприятий редко проявляет инициативу в области автоматизации выплат заработной платы. Даже в случае принятия решения об организации зарплатного проекта, проблема редко рассматривается в комплексе. Такие аспекты, как реализация кредитных схем, организация системы контроля доступа и другие часто вообще остаются без внимания. Поскольку зарплатный проект, как мы уже говорили, обычно выступает как часть взаимоотношений между предприятием и банком, он редко реализуется на конкурсной основе. В результате при планировании, проектировании и реализации проектов проблемы возникают на той стадии, когда и предприятие, и банк уже понесли значительные затраты. Отрицательные примеры: "Лакокраска" и "Лефко-банк", "Фритекс" и Сбербанк, ГНИ по Ярославской области и СБС-Агро, а также огромные очереди сотрудников ЯШЗ и студентов ЯрГУ в Сбербанке.

Все это формирует негативное, а часто и резко отрицательное отношение к пластиковым карточкам у рабочих и управленческого персонала завода. На деле часто получается, что введение карточек не улучшает ситуацию с зарплатой на предприятии, а наоборот, создает проблемы, потому что желания рабочих не совпадают с тем, что предлагает банк, а администрация завода не в состоянии отстоять права предприятия перед банком, причем, зачастую, из-за непонимания механизмов применения пластиковых карточек.

В таблицах отражены, реализованные возможности карточных схем на предприятиях Ярославской области. Очевидно, что ситуация для работников предприятия достаточно печальная. Все говорит о том, что предприятиям стоит более тщательно рассматривать предложения банков в области организации зарплатных схем. Изменение ситуации возможно при квалифицированном подходе к оценке предлагаемых банком условий.

Одним из способов решения проблемы является привлечение консультационной компании, владеющей вопросами бизнеса с применением пластиковых карточек, тендера среди банков на организацию зарплатного проекта. Тендерная схема прекрасно работает для крупных предприятий, способных заинтересовать кредитные организации объемом своего ФОТ. Есть и альтернативные решения: работа с одним банком (как выбранным заказчиком, так и предложенным консультационной компанией) или с 2-3 банками или прямой консалтинг зарплатного проекта, предлагаемого банком (разработка предложения со стороны предприятия, включая отработку требований к банку, генеральные схемы системы платежей через БФО и т. п.). Поскольку реализация зарплатного проекта, удовлетворяющего интересы всех - комплексная задача, ее решение сторон в полном объеме возможно только путем объединения усилий.

Над такой концепцией сейчас и работают авторы. Речь идет о программе «Ярославская Система Электронных Денег - Пластиковые Карты» (ЯрСЭД-ПК), предполагающей организацию приема нескольких видов карточек различных банков всеми терминалами, которые должны быть установлены в большинстве торговых точек города и области, и обслуживание этих карточек должно проводиться по единому тарифу.

Как уже упоминалось, главная причина некачественного внедрения зарплатных проектов - недостаточное владение предметом со стороны управленческого персонала предприятий, и решить эту проблему можно лишь привлечением высококвалифицированных специалистов из карточной области. Беда в том, что таких специалистов в Ярославле очень мало - чуть более 70, из которых сейчас занимаются карточками около 40 человек, 80% из них - работники банков. Лишь 5 % кадрового потенциала сосредоточено на заводах, хотя предприятиям специалисты "по пластику" нужны не меньше, чем банкам. Естественно, что при таком раскладе заводы остаются в проигрыше, и выход для них один - готовить кадры. Если грамотные специалисты будут и на предприятиях, то банки уже не смогут "тянуть одеяло на себя", как они делают это сейчас. А значит, зарплатные проекты будут становиться все более качественными, принося выгоду и банку, и заводу, и рабочему - источнику всех денег и благ.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?