Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Может ли процессинговая система быть универсальной

(Нет голосов)

21.06.2001 Количество просмотров 1604 просмотра
Артур Агаджанов, глава Российского представительства компании Tieto Konts

Каждый человек, так или иначе преобщенный к бизнесу пластиковых карт, будь то начальник управления или отдела пластиковых карт, руководитель службы автоматизации или же рядовой технический специалист, осуществляющий эксплуатацию программного обеспечения для работы с карточками, предъявляет свои требования к этому программному обеспечению. Требования эти могут быть различными: от самых, что ни на есть общих, позволяющих обрабатывать договора с держателями, управлять лицевыми счетами и «соответствовать требованиям» ЦБ РФ, до самых специфических, таких как распечатка разнообразных отчетов для корпоративных клиентов, с изображением на них любимой тещи директора компании. При этом требования, зачастую, противоречат друг другу.

Стремления любого разработчика ПО - создать продукт, удовлетворяющий требованиям как можно большего количества банков. Но встает вопрос: что именно должно быть отражено в программном продукте, чтобы соответствовать этим требованиям? И какие из требований являются обоснованными, а какие сугубо уникальными и надуманными? Предлагаю на примере системы TRANSMASTER попробовать разобраться в этих вопросах.

TRANSMASTER - это программная система, поддерживающая полный цикл операций с платежными карточками, предназначенная для банков, процессинговых центров, нефтяных компаний и других организаций, как начинающих, так и уже имеющих опыт работы в «карточном» бизнесе. Процессинговая система представляет собой семейство продуктов для полнофункциональной работы по эмиссии и эквайрингу платежных карточек. Она разработана, поставляется и поддерживается компанией Tieto Konts в соответствии со стандартом качества ISO 9001. С начала разработки (в 1995 г.) в развитие системы TRANSMASTER компания Tieto Konts инвестировала уже не один миллион долларов, суммарно затратив более 50 тыс. человеко-дней работы десятков опытных аналитиков и программистов и учтя пожелания более чем 50 клиентов из десятка стран.
Требования, предъявляемые к продукту, можно разделить на две крупные категории: соответствие правилам и спецификациям международных платежных систем и соответствие требованиям региональных и национальных организаций, регламентирующих банковскую деятельность, в первую очередь, конечно, ЦБ РФ. С платежными системами VISA International и Europay International, у разработчика, имеющего богатый опыт и десятки успешных сертификаций, и, соответственно, у заказчика, проблем не возникает. Требования этих систем, предъявляемые к программным продуктам четко формализованы, логичны и стабильны. Механизм же внесения изменений в спецификации и бизнес-требования отшлифован годами.

Требования, предъявляемые банками на соответствие правилам и регламентам ЦБ - это отдельная и, надо признаться, болезненная тема, причем, как и для поставщика, так и для заказчика по ряду причин. Во-первых, требования ЦБ, регламентирующие обработку операций по платежным карточкам и розничным лицевым счетам сформулированы относительно недавно (четыре года -- это не срок для формирования стабильной нормативной базы). Платежные карточки и банковское обслуживание физических лиц – также относительно молодой бизнес для банков, но, тем не менее, де-факто он возник раньше, чем появились хоть какие-то нормативные документы, регламентирующие этот вид деятельности. Естественно, за основу было взято то, что уже существовало и успешно работало, то есть опыт западных производителей программного обеспечения по обслуживанию международных пластиковых карточек.

Карточное программное обеспечение как отрасль успешно развивалась, функциональность продуктов росла. К тому времени, когда в 1997 г. ЦБ РФ опубликовал первый комплект нормативных документов, «карточные системы» имели приличный стаж практической эксплуатации, широкие функциональные возможности, опыт сертификации в международных платежных системах и, как правило, использовали передовые платформы и технологии. Хотя требования ЦБ, формально, едины для всех, по ряду причин, на практике наблюдаются различия на уровне каждого банка в обслуживании лицевых розничных счетов, в том числе и карт-счетов. Создание универсальной системы в области ведения лицевых счетов, после 1997 г. превратилось, мягко говоря, в нетривиальную задачу. Полагаю, что нет на сегодняшний день поставщика карточного ПО, который, положа руку на сердце, был бы убежден, что решил эту задачу в полном объеме. Нет и такого банка, которому не требовалась бы постоянная доработка и совершенствование программного обеспечения для бухгалтерского учета операций по пластиковым карточкам. Следует так же отметить, что в последние годы основные усилия производителей ПО направленны на развитие функциональности и поддержку новых технологий (электронная коммерция, смарт-карточки, теле-банкинг и т. п.), не уделяя должного внимания достаточно серьезной и объективной проблеме обеспечения корректного учета розничных операций. Немаловажным внешним фактором, усугубляющим положение, стали возрастающие требования международных платежных систем, форсирующих переход на новые бизнес-технологии и чиповую платформу.

Сертификация в международных платежных организациях активно используется поставщиками ПО в маркетинговых целях. Наиболее часто встречающееся в их пресс-релизах сообщение – это рапорт об успешной сертификации в одной из платежных систем очередного решения. Однако далеко не все берут на себя ответственность за сроки выполнения этих работ, а ведь задержки, помимо упущенных бизнес-возможностей, стоят десятки тысяч долларов.

Все поставщики обещают заказчикам успешное прохождение сертификации, тактично умалчивая о том, что главное и самое важное для банка -- это последующая корректная обработка реальных данных и возможность проведения всего цикла операций с международной транзакцией. Прибавьте к этому своевременное внедрение и поддержку новых требований международных платежных систем, и станет понятно, что для нормальной работы банковскому процессинговому центру в долгосрочной перспективе нужен надежный и компетентный партнер. Регулярное обучение наших сотрудников в рамках курсов, организуемых международными организациями, а также тесные деловые взаимоотношения с ними позволяют нам всегда быть в курсе нововведений.

Следуя тенденциям развития бизнеса платежных карточек и стратегии международных организаций в области перехода на микропроцессорные карточки стандарта EMV, компания Tieto Konts реализовала в системе TRANSMASTER возможность обработки дополнительных данных, характерных для операций со смарт-карточками. Например, для проведения персонализации EMV-совместимых карточек в рамках системы TRANSMASTER компания Tieto Konts предлагает использовать P3 - решение компании Thalis i-security и оборудование фирмы DataCard. Продукт P3 специально разработан так, что позволяет банкам перейти на схемы интеллектуальных карточек вообще не меняя существующею систему и порядок эмиссии карточек.

Отдельное внимание хочется уделить системе Risk Management System (RMS), разработанной в соответствии с требованиями VISA International по контролю рисков в карточных сделках. Эти правила вступили в силу 1 января 2001 г. и являются обязательными для исполнения каждой организацией -- эквайером карточек VISA. RMS позволяет клиенту: избежать штрафов со стороны VISA за неэффективный мониторинг эквайринговых операций; уменьшить финансовые потери, связанные с мошенничеством, сэкономить финансовые ресурсы, автоматизировав мониторинг подозрительных операций и анализ его результатов. В ближайшее время мы планируем представить банкам версию RMS-эмитент, которая будет позволять в режиме реального времени осуществлять контроль за подозрительными авторизациями. Конечно, RMS – это всего лишь инструмент, выполняющий всю «черную» работу, но этот инструмент позволяет опытному специалисту сконцентрироваться на решении стратегических задач -- разработке принципов контроля за операциями.
Для возможности осуществления покупок в сети Интернет, реализована возможность эмиссии и эквайринга «виртуальных карточек». Решение в области мобильной коммерции, созданное на базе системы TRANSMASTER, позволяет проводить банковские операции, используя сотовый телефон.
Это далеко не весь список соответствия системы запросам времени. Система TRANSMASTER построена по модульному принципу, что позволяет клиенту выбирать только нужные в данный момент элементы программного комплекса, и, в соответствии со своими финансовыми возможностями и планами, постепенно дополнять систему функционально или увеличивать объемы обрабатываемых данных.

Таким образом, отвечая основным требованиям к программному обеспечению платежных систем, а именно открытости, масштабируемости, совместимости с требованиями международных платежных организаций, система TRANSMASTER имеет право претендовать на звание универсальной.

Говорить же о полной универсальности в области соответствия нормам и правилам ЦБ РФ, наверное, преждевременно. Добиться абсолютного, 100% соответствия требованиям любого банка в области учета операций и совместимости с многообразием автоматизированных банковских систем без доработок, практически не возможно. Очевидно, что выходом из сложившейся ситуации, является наличие гибкого механизма, позволяющего с минимальными затратами для поставщика и заказчика выполнить необходимую кастомизацию. Компания «Тието Контс», отдавая себе отчет в серьезности и значимости проблемы, концентрирует значительные усилия в этом направлении. Прообразом такого механизма является модуль Bank Accounting Information System (BAIS), который в настоящий момент проходит этап опытной эксплуатации. Внедрение BAIS в промышленную эксплуатацию - это еще один важный этап в развитии и совершенствовании TRANSMASTER, как системы претендующей на звание универсальной.

А, кроме того, если принимать во внимание субъективное мнение отдельных банков о понятии универсальности, то можно похвастаться большим опытом компании Tieto Konts в разработке нестандартных программных решений, которые покрывают даже самые замысловатые требования.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… толчком к быстрому распространению ракушек каури в Африке послужило развитие работорговли в начале XVI века? Португальские, голландские и английские купцы скупали каури у берегов Индии, везли их в Гвинею, где продавали за двойную-тройную цену. На вырученные деньги они покупали рабов, которых везли в Америку, где получали еще большую прибыль.