Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Прогнозы и реалии

(Нет голосов)

26.03.2001 Количество просмотров 647 просмотров

С того времени, как консультант по платежным системам Питер Джоунз (PeterJones) начал прогнозировать стратегическое направление движения европейского рынка платежей для журнала EuropeanCardReview и его предшественника, издания CreditCardManagementEurope, прошло десять лет. Как он сам оценивает сделанные прогнозы?

 

            Оглядываясь назад, я вижу, что часть предсказаний оказалась точной, но некоторые из них не сбылись. Я считаю, что было бы интересным, вернуться к пяти прогнозам, сделанным в начале и середине девяностых годов, которые не потеряли актуальности сегодня, и выяснить, почему они не материализовались полностью.

         Первое, межгосударственные безналичные переводы и платежи мелких сумм. В 1990 году Европейская Комиссия (ЕK) критиковала банки за невозможность проведения и высокие тарифы на межгосударственные платежи мелких сумм.

         Были образованы соответствующие консультативные комитеты. В банковских кругах циники утверждали, что проблемы как таковой не существует, а вопрос поднят чиновниками-бюрократами и членами Европейского Парламента, которым было затруднительно оплачивать аренду в Брюсселе со счетов в Испании.

         Несмотря на тактику банковских ассоциаций, стремившихся затормозить процесс, Европейская Комиссия продолжала давление, поддержанное рядом организаций потребителей, и появился ряд недорогих решений по проведению межгосударственных переводов и платежей.

         Некоторые эксперты предсказывали рост банковских клубов, другие прогнозировали появление схемы с использованием международной пластиковой карточки. Часть специалистов считала, что только установление связей между ACH европейских банков обеспечит требуемое низко затратное решение.

         Всего было предложено около 15 различных вариантов. Потребители надеялись, что в течение трех лет тарифы на переводы упадут с 30 до 5 евро, и что в течение пяти лет стоимость межгосударственных переводов, прямого дебетования и кредитования счетов снизится до 60 центов и приблизится к показателям по внутренним расчетам.

         Отражая этот оптимизм, в 1992 году я сделал несколько прогнозов:

·        Банки Европейского Союза не будут сотрудничать по разработке общей системы;

·        Системы платежей мелких сумм будут непрерывно развиваться;

·        Банки будут самостоятельно регулировать и совершенствовать предоставляемые услуги;

·        Постепенно европейские АСН должны быть объединены в сеть, и в выигрыше окажутся Visa и EPSNet, предоставляющие низкие тарифы на переводы, и SWIFT;

Эти предсказания оказались частично верны. Общая система не была создана. Межбанковские ассоциации не смогли ввести единые правила деятельности банков и потеряли лицо. Исследования показали, что цены и уровень предоставляемых услуг оставались неприемлемыми, что в конце концов вынудило ЕС законодательно урегулировать эти платежи в 1997 г.

     Концепция установления связи между АСН европейских банков была опробована, но из-за почти полного отсутствия поддержки со стороны банков, опасающихся сокращения доходов, объем проводившихся платежей был ничтожным.

     Два международных проекта Visa и EPSNet не привели к разработке общих систем межбанковских платежей, и лидером остался SWIFT.

     Таким образом, и десять лет назад и сейчас в Европе нет низко затратного общего метода, позволяющего осуществлять межгосударственные переводы и платежи по разумным тарифам. ЕС в ущерб собственной репутации принял меры по законодательному урегулированию проблемы, но оказался не в состоянии способствовать развитию новой системы переводов.

     Банки поставили собственные интересы и опасения потерять значительную часть доходов выше межбанковского сотрудничества. Граждане новой Европы за год до введения евро в розничные операции не получают банковских услуг должного уровня.

     Тем не менее, будущее вовсе не является таким мрачным. Европейская Банковская Ассоциация (ЕВА) взяла на себя решение этой проблемы, и появилась надежда, что в течение ближайших двух-трех лет появится общая централизованная система для проведения розничных платежей мелких сумм.

     Мое второе предсказание, сделанное в 1991 г., относилось к развитию общеевропейского эквайринга, сейчас более известного как межгосударственный эквайринг (СВА).

     Ожидалось, что вслед за созданием в 1992 г. Единого Европейского Рынка, британские компании-эквайреры потеряют корпоративных клиентов: крупные британские компании, занимающиеся розничной торговлей по всей Европе, перейдут к континентальным компаниям-эквайрерам, которые давно стремились получить доступ на рынок Соединенного королевства.

     Многие специалисты предрекали, что аналогично инициативам Европейской Комиссии по платежам и переводам мелких сумм, ЕК будет оказывать давление на международные платежные системы с целью смягчения ограничений, накладываемых ими на межгосударственный эквайринг карточек.

     Я оптимистично предсказал, что правила платежных систем изменятся к 1993 г., так как если этого не произойдет, то следует ожидать судебных исков со стороны компаний, занимающихся розничной торговлей.

     Я также предсказал, что из-за высокой стоимости разработки программного обеспечения для проведения мультивалютных операций, число межгосударственных компаний-эквайреров не превысит трех-шести, и что к середине декады (1995/1996 г.г.) появится общая для всех стран ЕС система interchange, т.е. перекладывания на клиента и взимание именно с клиента межбанковских тарифов, возникающих при внутренних и межгосударственных платежах.

Что же произошло за эти 10 лет? Общие правила проведения межгосударственного эквайринга были разработаны в середине девяностых годов и широко предложены как продукт в 1997/1998 г.г. Европейская Комиссия практически не вмешивалась. Только в 2000 г. под нажимом Ассоциации организаций розничной торговли Eurocommerce ЕК приступила к рассмотрению СВА и проблем взимания с клиентов межбанковских тарифов.

     Два британских банка, Barclays и NatWest, которые сделали серьезные инвестиции в продукты и технологии межгосударственного эквайринга в начале девяностых годов, не потеряли клиентов, наоборот, к ним перешла часть клиентов континентальных компаний-эквайреров.

     Оба банка, лидирующие сейчас в общеевропейском межгосударственном эквайринге, являются крупнейшими эквайрерами кредитных карточек в Европе, предлагают наиболее заслуживающие доверия продукты и системы, обладают широкой сетью связей и отношений и представляют серьезную угрозу для многих компаний-эквайреров, работающих на внутренних рынках стран-членов ЕС. Необходимо также добавить, что сейчас эти банки являются основными игроками на мировом рынке электронной коммерции, предоставляя услуги по электронному межгосударственному эквайрингу.

     Но десять лет на рынке это все еще очень незначительный срок, сохраняется ряд пограничных барьеров, препятствием в некоторых странах остаются внутренние межбанковские тарифы, а французским и немецким банкам только предстоит выйти на британский рынок.

     Тем не менее, к теме торгового эквайринга я обращался еще в 1992 г. и писал о необходимости перестройки ведения торговых счетов в европейских банках-эквайрерах. Главной мыслью было то, что и банки и разработчики программного обеспечения игнорируют развитие back-end при ведении торговых счетов.

     Вместо этого основной упор делался на front-end процессорах, оставляя проведение эквайринговых операций на оборудовании восьмидесятых годов, базировавшегося на устаревших разработках для американского SME.

     К 1992 г. пакетная обработка данных, затянутые сроки проведения расчетов и количество документации оставались неизменными на протяжении почти 20 лет. По моему мнению, ведение торговых счетов в Европе было маломощным, ему не хватало дифференциации по продуктам, и таким образом качество услуг, предоставляемых торговым организациям континента, оказывалось слишком низким.

     Эквайринговые системы устарели и не отвечали требованиям 100 самых крупных торговых компаний, которые по оценкам специалистов в среднем генерируют 50-60% оборота на рынке пластиковых карточек той или иной страны. Крупным торговым организациям требовались услуги по низким расценкам, за минимумом исключений, с низкими тарифами на ведение, при этом обеспечивающие максимально быстрые расчеты.

     Требовались продукты и программное обеспечение, специально разработанные для крупных организаций, предлагающие полностью электронные услуги с доступом on-line, расчеты «день в день», а также автоматизацию операций по взиманию банковских тарифов.

Новые продукты были разработаны для мелких и средних эквайринговых компаний (RS2’sBankworks 3, Flexicom). Однако большинство крупных компаний-эквайреров до сих пор используют старые платформы, либо доморощенные, либо варианты CardPac с незначительной модернизацией, например добавленным программным обеспечением Exceptis (Peregrine) для процессинга банковских тарифов.

Да, клиентам предлагается проводить запросы по расчетам в режиме on-line, но доступ on-line в базу данных торговых счетов встречается достаточно редко.

Нам известна только одна компания, которая провела радикальную реорганизацию ведения торговых счетов (PayServ, Швейцария). Продукты и услуги, разработанные и предлагаемые этой компанией, являются одними из лучших на рынке стран ЕС.

 

Межбанковские тарифы, перекладываемые на клиентов при проведении платежей, вызывали массу споров в течение девяностых годов и продолжаются в новом веке. Британская дебетовая карточная схема Switch вызвала обоснованную критику со стороны торговых организаций в 1991/1992 г.г., когда принимавшие в ней участие компании-эквайреры ввели сбор за выдачу платежных гарантий.

Португальская дебетовая карточка Multibanco, появившаяся следом в 1993/1994 г.г., привела к единственной в своем роде однодневной забастовке против введения МSС. Недавно британские торговые компании всячески тормозили переход на микропроцессорные карточки стандарта EMV, для того чтобы снизить взимаемые с них межбанковские тарифы.

Тем не менее, это перекладывание межбанковских тарифов, взимаемых за предоставляемые услуги, на клиентов, является смазкой, жизненно необходимой для всей европейской платежной системы.

В 1993 г. я спорил с теми, кто преуменьшал значение перекладывания на клиентов межбанковских тарифов, я уже тогда считал, что эта система дает значительные преимущества всей системе платежей. Без нее обслуживание пластиковых карточек в банкоматах и POS-терминалах по всему миру развивалось бы гораздо медленнее.

Система межбанковских тарифов, которые платят клиенты при проведении платежей, служит жестким каркасом, который гарантирует платежи, одновременно гарантируя и расчеты, и возможность решения спорных вопросов.

Эта концепция применима и к межгосударственным платежам, гарантируя перевод денег и межгосударственное прямое списание со счетов.

Концепция как таковая была достаточно оригинальной, но применил ли кто-то эту идею для других платежных инструментов, кроме пластиковых карточек? Несколько банковских ассоциаций рассматривали эту концепцию применительно к чекам, прямому списанию со счетов и межгосударственным платежам, но мы не знаем ни одного случая воплощения этой идеи в жизнь.

В Великобритании взимание с клиентов межбанковских тарифов на уровне банкоматов и POS-терминалов подвергся серьезной критике со стороны Казначейства в обозрении CompetitioninUKBanking (Cruickshank report), а межбанковские тарифы, которые клиенты платят в POS-терминалах, рассматриваются Комиссией по Конкуренции. В настоящее время ЕК занимается изучением аналогичных вопросов, и, таким образом, сложился достаточно враждебный климат для расширения применения концепции взимания с клиентов межбанковских тарифов.

И, наконец, микропроцессорные карточки и «электронный кошелек». Разработка и использование «электронного кошелька» на протяжении всего периода девяностых годов были ключевыми показателями для кабинетных генералов и консультантов платежных систем.

В 1994 г. я оценил электронные деньги, предложенные Mondex, как технологическую концепцию в поисках потребителя, который бы ей заинтересовался, т.е., по моему мнению, коммерческий смысл и расчет были подчинены технической инновации.

Очень немногие банки и банковские ассоциации серьезно обдумывали вопросы продвижения и продажи концепции «электронного кошелька». Я считал, что Mondex не сможет добиться успеха в Европе, и что простые системы, основанные на аудите, в Европе будут гораздо успешнее.

Через семь лет очевидно, что «электронный кошелек» не годится для массового выпуска банками в реальном физическом мире. Ни Mondex, ни другие подобные схемы успеха не принесли.

Потребители проявили минимальный интерес к концепции и крайне плохо отнеслись к пополнению «электронных кошельков». Торговые компании потеряли интерес к схемам, продвигаемым на рынок банками. Доходность оказалась на очень низком уровне, а расходы на продвижение сводят на нет всю концепцию, хотя она еще находит применение в отдельных закрытых приложениях.

Два года назад я отстаивал точку зрения, что банкам надо уходить и уходить быстро в не-банковский сектор и переходить к разработке приложений на основе микропроцессорных дебетовых карточек для платежей мелких сумм.

Сейчас эта точка зрения получает подтверждение в ряде инициатив по использованию «электронного кошелька». Mondex, судя по всему, ищет инвесторов вне банковской сферы и видит будущее в виртуальном мире.

Что же мы выяснили в результате этого анализа? Можно сделать несколько выводов. Самый важный из них тот, что изменения в системе платежей всегда занимают больше времени, чем ожидается вначале.

Как правило, надо прибавлять от трех до пяти лет ко всем прогнозам, чтобы получить дату воплощения в жизнь. Нельзя также переоценивать влияние на изменения ключевых движущих факторов.

Органы, регулирующие национальные и общий для стран ЕС рынки, достаточно медленно открывали их. Однако в течение следующих пяти лет ожидается, что этот процесс пойдет значительно быстрее.

Основная конкурентная борьба в бизнесе платежей также пока ведется на внутренних национальных рынках. Несмотря на то, что открытый общий рынок существует десять лет, конкурентная борьба в сфере межгосударственных платежей ограничивается небольшим количеством банков, обслуживающих небольшое количество крупных корпораций. Активная конкурентная борьба на рынке межгосударственных платежей, вероятно, дело трех - пяти лет, если не больше.

Изменения в банковских ассоциациях и карточных платежных системах также всегда будут очень медленными. Более крупным банкам необходимы открытые рынки, общие тарифы и инфраструктуры. Более мелкие банки и меньшие государства значительно консервативнее по природе и всегда будут стремиться к защите внутренних связей и традиционных банковских структур и систем. На сегодняшний день победа за более мелкими банками.

И последнее, не надо надеяться, что инновационные концепции и новые методы платежей окажутся привлекательными для прижимистых банкиров, – если Вы, конечно, не изобретете новый Mondex.

 

 

 


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?