Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Интеллектуальные карты в России

(Нет голосов)

25.02.2001 Количество просмотров 849 просмотров
Интеллектуальные карты в России

«Интеллектуальные карты России» празднуют в этом году свое пятилетие. И год, надо заметить, в некотором смысле, переломный. Во-первых, с переводом карточных портфелей на микропроцессорную платформу полностью и окончательно определились международные платежные системы. Во-вторых, массовый старт «смартизации» банковских карточек уже, по сути, дан: его началом можно считать масштабный выпуск первых банковских смарт-карточек рядом американских банков. В третьих, наметились определенные сдвиги в давней войне открытых платформ Java Card, Multos и Windows for SmartCard. И, наконец, что особенно важно для нас, российский карточный рынок оправился от потрясений двухлетней давности, перераспределился между новыми игроками и начал более или менее стабильно развиваться. Пятилетний юбилей ИКР, на наш взгляд, достойный повод для того, чтобы порассуждать немного о настоящем и будущем смарт-карточек в России.

Кто играет в интеллектуальные карты?

Посмотрим на пирамиду карточного бизнеса сверху. Собственно, это и будет единственно правильный взгляд в условиях российских реалий: у нас ведь карточный бизнес движется в большей степени за счет поставщиков, которым надо кому-то продавать свои решения, а не за счет бизнес-потребностей банков. Итак, на вершине смарт-карточной пирамиды – производители. Их можно сосчитать по пальцам: Bull (Франция), Gemplus (Франция), Giesecke & Devrient (Германия), ORGA (Германия), Schlumberger/Solaic (Франция), ну и, конечно же, отечественный коллектив (во главе с заводом «Ангстрем» и НТЦ «Атлас»), предлагающий на рынке Российскую интеллектуальную карту (РИК). Bull. Смарт-карточки компании Bull мало распространены в России. Фактически, на их базе был реализован один проект – система Vicard, внедренная в 1996 г. Башпромбанком для обслуживания выдачи заработной платы на нескольких предприятиях Уфы. Карточки в России Bull продает напрямую, через свое московское представительство. Gemplus. Безусловный лидер на российском рынке банковских смарт-карточек, благодаря усилиям своих патрнеров, в числе которых такие компании, как BGS SmartCard Systems, «Золотая Корона», «Скантек Сервис» и АйТи. Через партнеров Gemplus реализует в России более трех четвертей своей продукции. Австрийская компания BGS реализует карточки Gemplus в рамках платежной системы DUET, лежащей сегодня в основе всех ее карточных проектов. В рамках системы реализовано не только платежное приложение, но и ряд небанковских функций, например «Штрафы ГИБДД» и программа лояльности. Главный клиент BGS в России – Сбербанк РФ, строящий на базе технологии DUET свою систему «Сберкарт», поддерживаемую практически всеми его территориальными банками. Среди прочих крупных клиентов компании – «Российский Никель», пермский Почтобанк, МАКБанк. Платежная система «Золотая Корона» плавно мигрирует на смарт-карточки Gemplus с карточек с защищенной памятью компании Solaic. Процесс миграции начался в 1998 г. и в настоящее время около половины всех чиповых карточек «Золотой Короны» имеют логотип Gemplus на контактной площадке. «Скантек Сервис» распространяет карточки Gemplus в рамках технологии SmartPay, взятой на вооружение рядом крупных российских банков – Башкредитбанком (Уфа), банком «Северная Казна» (Екатеринбург), ИМПЭКСбанком (Москва) и рядом других. Клиенты компании «Скантек Сервис» создали в 2000 г. платежное объединение Accord Card, в рамках которого участники обеспечивают взаимный прием карточек. Хотя правилами объединения такой прием и не вменяется в обязанность банкам-членам, фактически уже можно говорить об основании новой российской смарт-карточной платежной системы. Фирма АйТи распространяет карточки Gemplus среди своих клиентов, использующих в карточных проектах технологию SmartCity. Среди клиентов АйТи множество небанковских организаций (в том числе, компания ЛУКОЙЛ), крупнейший проект в банковской сфере – система «МетаКард», внедряемая череповецким Меткомбанком. Giesecke & Devrient. Компания, активно участвующая в мифическом проекте «Карта Москвича» и практически не интересующаяся банковским рынком. Однако нельзя исключать, что в будущем G&D выйдет на этот рынок. В России представлена компанией «Г и Д Технология». ORGA. Этот немецкий производитель, представленный в России компанией ОРГА Зеленоград, также сфокусирован, в основном, на небанковском рынке. В последние два года ОРГА Зеленоград очень заметна на рынке смарт-карточек для мобильной телефонии (SIM-модулей). Schlumberger. Чиповые карточки производства компании Schlumberger реализуются в России эксклюзивным партнером – группой компаний НКТ. НКТ осуществляет как продажу карточек, так и проекты в области системной интеграции. Основная сфера деятельности НКТ – системы автоматизации АЗС (карточная система Petrol Plus). Банкам НКТ предлагает две карточных системы, использующих карточки Schlumberger, – Smart Plus и Magic Cash. Львиная доля карточек Schlumberger/Solaic, однако, реализована в рамках чиповых проектов компаний Ingenico (система Funchip) и Union Card (система UniCOS, предназначавшаяся изначально для Российской интеллектуальной карты). РИК. Реальное положение дел с внедрением Российской смарт-карточки оценить сложно. Формально, ряд банков – участников платежной системы Union Card, использует эту карточку в своих чиповых проектах. Однако, по дружным отзывам банковских специалистов, процент брака пока таков, что говорить можно лишь об испытаниях карточки, но не о реально действующих проектах. Итак, сегодня ситуация на российском рынке смарт-карточек выглядит примерно так, как описано выше. В будущем она, скорее всего коренным образом изменится.

Что будет дальше?

Основным катализатором грядущих изменений станут чиповые проекты на базе международных карточек Europay Chip Lite (ECL) и Visa Smart Debit/Credit (VSDC). О начале таких проектов уже объявлено рядом российских банков, а в ближайшем будущем, в преддверии массовой смартизации портфелей международных банковских карточек, число таких проектов явно возрастет. Сегодня на российском рынке смарт-карточек для реализации международных чиповых проектов вырисовывается явный лидер – компания Bull. Рассуждать о причинах такого поворота событий мы, к сожалению, не можем, рискуя впасть в рекламу. Заметим лишь, что дело не столько в технических характеристиках карточки и их цене, сколько в стоимости комплексного решения, включающего, в частности, систему персонализации чип-модуля. Лучшим доводом в пользу сказанного выше может служить то обстоятельство, что во всех заявленных сегодня проектах ECL и VSDC в России и СНГ, используют или планируют использовать именно карточки Bull. В дальнейшем ситуация, возможно, изменится, но сегодня складывается впечатление, что Bull может выбиться из аутсайдеров российского рынка банковских карточек, потеснив главных конкурентов – Gemplus и Schlumberger/Solaic. Массовое внедрении международных смарт-карточек играет на руки и немецким производителям, на сегодняшний день не принимающим участие в игре на банковском поле. В отличие от французских коллег, G&D и ORGA имеют в России не представительства, а дочерние компании, не только обладающие определенной финансовой самостоятельностью, но и имеющие собственные производства. Пока эти производства не сертифицированы международными платежными системами, однако, это – лишь вопрос времени. ОРГА Зеленоград успешно действует на рынке SIM-модулей именно благодаря собственному производству, позволяющему компании изготавливать как значительные, так и небольшие партии карточек, что отвечает потребностям региональных операторов мобильной связи. На банковском рынке ситуация сходна – большинство банков не могут (или не хотят) заказывать сразу значительные партии карточек, «интересные» французским поставщикам. В результате у немецких фирм открываются хорошие возможности для прорыва. Другое дело, могут ли они реализовать эти возможности. Главная проблема – отсутствие собственных продуктов, конкурентоспособных на фоне карточек Bull, Gemplus или Schlumberger. В то же время, нельзя исключать, что немцы смогут размещать на своих производствах заказы на изготовление небольших партий карточек с французскими чип-модулями, что, в принципе, на руку и французским производителям.

А как же мы?

Главная проблема РИК – трудности в налаживании производства качественных карточек. Никто из российских интеграторов не отказывается от использования отечественной продукции в своих системах. Все они прямо заинтересованы в снижении себестоимости своих решений, львиную долю которых составляет стоимость самих карточек. Кроме того, нам кажется бесспорным тезис об использовании в российских системах отечественных алгоритмов криптозащиты и электронной подписи. В конечном итоге речь идет о вопросах национальной безопасности. Выполнение этих требований может обеспечить только российская карточка. Итак, РИК – вещь, несомненно, нужная. Вопрос в том, как ее сделать. Производитель российской карточки – завод «Ангстрем» – говорит по этому поводу парадоксальные вещи. С одной стороны, утверждается, что процент выхода качественных карточек постоянно растет, а с другой – что этот процент станет достаточно высоким для коммерческого производства карточек лишь при условии дополнительных инвестиций в это производство. За пять лет истории РИК инвестор так и не нашелся. В преддверии «чиповой революции» потребность в дешевой и функциональной смарт-карточке становится особенно острой. Может быть инвестор, наконец-то, найдется?

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?