Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Промежуточное ПО банкоматов

(Нет голосов)

25.02.2001 Количество просмотров 942 просмотра
 Предлагаемый вашему вниманию материал не претендует на обзорность. Рынок банкоматов – обширная тема и охватить ее в рамках одной статьи нереально. Ниже мы попытались обозначить основные тенденции, характеризующие развитие банкоматного рынка в мире и в России, а также сформулировать наиболее значимые, на наш взгляд, проблемы. Мы безусловно продолжим обсуждение темы банкоматов в последующих публикациях. В качестве «основного респондента» при подготовке этой статьи мы выбрали российскую компанию «Система», которая не только давно занимается поставками банкоматов, но и является крупнейшим отечественным разработчиком прикладного ПО для них. Как следствие, специалистам «Системы» хорошо видны «национальные особенности» не только рынка банкоматов как такового, но и эквайрингового бизнеса в целом. А рассматривать любой сегмент карточного рынка мы всегда стремимся, прежде всего, с точки зрения бизнеса, и лишь затем – с технологической стороны.

Рынок банкоматов глазами поставщика

Анализ деятельности ведущих мировых поставщиков устройств самообслуживания в 2000 г. позволяет сделать вывод о все большем акценте производителей на программы банкоматных услуг, реализуемых совместно с предприятиями торговли и сервиса. Если в 1998-99 гг. эта тенденция была характерна, главным образом, для североамериканского рынка, то в 2000 г. совместные программы поставщиков банкоматов и торгово-сервисных компаний получили достаточно широкое распространение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и некоторых странах западной Европы. Кроме того, в течение прошедшего года крупнейшие производители устройств самообслуживания смогли сформировать разнообразные пакеты услуг, удовлетворяющие запросы самых разных групп и типов торгово-сервисных организаций. Например, для крупных торговых компаний поставляются дорогие банкоматы, способные выполнять широкий набор функций: выдачу наличных, обналичивание банковских чеков, прием депозитов и денежных переводов, распространение купонов, продажу билетов на спортивные соревнование, доступ в сеть Интернет и др. Кроме того, банкоматы, установленные в торговых центрах и магазинах, все чаще используются в качестве «инструмента» рекламы товаров и услуг торговых компаний. Для небольших торговых точек компании-производители предлагают «облегченные» варианты банкоматов, используемые для выполнения одной-двух функций (обычно, для снятия наличных и распространения торговых купонов или продажи почтовых марок).

Рост продаж банкоматов в сегменте low-end, привел и к появлению новых модельных рядов таких банкоматов в арсеналах ведущих производителей. Так в феврале 2001 г., компания Wincor Nixdorf представила новую серию устройств популярной серии ProCash. Модели ProCash 1000, 1100 и 1200 представляют собой монофункциональные (только для выдачи наличных) компактные банкоматы для установки в помещениях. Ключевая особенность новой серии – невысокая цена, благодаря чему новинки, как ожидается, будут пользоваться повышенным спросом в розничном секторе.

Кроме того, в прошедшем году ряд крупнейших производителей банкоматов (NCR, Diebold, Wincor Nixdorf) перешли на более гибкие схемы отношений с заказчиками из числа торгово-сервисных предприятий. Если ранее независимые компании-операторы или крупные торговые фирмы покупали устройства самообслуживания, то в 2000 г. получили распространения схемы лизинга банкоматов, организации франчайзингов и даже бесплатного предоставления банкоматов торговым точкам в обмен на участие в будущих прибылях. В 2000 г. ведущие поставщики банкоматов стали получать ощутимые доходы и от оказания консультативных услуг для банков и торгово-сервисных компаний, заинтересованных в покупке или аренде устройств самообслуживания. Поставщики и заказчики совместно разрабатывали бизнес-модели, определяли возможные источники доходов для торговых компаний, набор функций, которые могли бы выполнять устройства самообслуживания в торговых компаниях-заказчиках и т.д. Производители банкоматов также получали дополнительные доходы от посреднических услуг, обеспечивая связь торгово-сервисных предприятий с провайдерами услуг в Интернете и рекламными агентствами.

В России, главным образом в силу особенностей правового поля, рынок банкоматов сосредоточен в банковской сфере. Как следствие, характерный для всего мира рост интереса к устройствам категории low-end российского рынка почти не касается. Этим рынком сегодня управляют иные тенденции, связанные с изменением роли карточек в банковском бизнесе и восстановлением банковской системы после кризиса 1998 г. Российский рынок банкоматов развивается сегодня очень быстрыми темпами. Прошедший год стал, по сути, первым после недавнего финансового кризиса, когда отечественные банки начали уделять серьезное вниманние развитию эквайринга и, в частности, сети устройств самообслуживания. Эквайринговые операции перестают быть «приложением» к зарплатным проектам эмитентов и становятся самостоятельным сегментом бизнеса. Владимир Кузьмичев, заместитель директора компании «Система», говорит: «мы, хотя и косвенно, можем судить о росте интереса банков к эквайрингу по темпам продаж банкоматов Wincor Nixdorf. Если в 1999 г. компания "Система" поставила клиентам лишь 35 банкоматов, то в 2000 г. эта цифра составила уже 158 устройств. Первые же результаты наступившего 2001 г. говорят о том, что существующие темпы роста продаж банкоматов в России сохранятся и в дальнейшем».

С целью развития эквайринговой инфраструктуры банки предпринимают различные маркетинговые шаги, не характерные ранее для российского рынка, например, внедрение программ лояльности в розничной торговле. Кроме того, общие объмы эмиссии карточек в стране досигли того критического значения, когда обслуживание "чужих" клиентов, а значит -- эквайринг как таковой, могут рассматриваться как доходное и перспективное направление бизнеса. Тяжелый для российского карточного рынка период, наступивший срезу после кризиса 1998 г. и закончившийся лишь в 2000 г., характеризовался перераспределением "физической" составляющей эквайринговых сетей: банкоматы и терминалы меняли владельцев. Явление это просматривалось очень отчетливо. В частности, по информации специалистов NCR, антикризисная программа продаж восстановленных банкоматов этой компании в России развивалась медленнее, чем ожидалось, из-за значительных оборотов вторичного рынка в 1998-99 гг.

Сегодня российский рынок переживает "технологическое" перераспределение  сетей эквайринга, и с течением времени этот процесс становится все более заметным. По словам Владимира Кузьмичева «уже в 2001 г. компания "Система" успела реализовать целый ряд проектов, направленных на переключение парков действующего терминального оборудования с одной платежной технологии на другую. Смена технологий никак не связана с усилиями поставщиков систем и решений, она определяется бизнес-потребностями банков».

Задача же поставщиков -- отвечать на эти потребности, обеспечивая в максимальной степени сохранение инвестиций клиентов. Иными словами, банк должен получать возможность обслуживать новые для него виды карточных продуктов без существенной перестройки процессинга и коммуникационной инфраструктуры -- двух самых затратных стставляющих эквайринговых сетей.

Под «технологическим перераспределением», безусловно, следует понимать не только и не столько смену банком платежной технологии. Речь идет, прежде всего, о «подключении» к обслуживанию в существующей инфраструктуре новых (для конкретного банка) финансовых продуктов, например, карточек международных платежных систем. Эта задача решается, как правило, установкой специально разработанного для определенных платежных технологий прикладного программного обеспечения.

Владимир Кузьмичев говорит: «Без приувеличения можно сказать, что и компания Wincor Nixdorf, и "Система" как ее российский партнер, предлагают решения, в максимально полной степени соответствующие современным требованиям рынка. Так, например, мы поставляем программное обеспечение для банкоматов, позволяющее банкам, традиционно работающим со смарт-карточками, начать обслуживание карточек с магнитной полосой без внесения каких-либо значительных изменений во фронт-офисную часть процессинга или перестройки телекоммуникаций. Дальнейшее развитие такого промежуточного лучше заменить на прикладного программного обеспечения также диктуется требованиями рынка, которые можно обозначить как конвергенцию платежных технологий и платформ. Поддержка различных платформ заложена в концепцию разработки прикладного программного обеспечения, используемую компанией Wincor Nixdorf, которая реализовала целый ряд крупных проектов в этой области. Так, программное обеспечение, поставленное для британского Barclay's Bank, было установлено на банкоматы NCR, а в Австрии сберегательный банк -- Sparkasse использует его на устройствах фирмы BanqIT». Открытость программных и аппаратных платформ – явление характерное для современного рынка  банкоматов. Программное обеспечение от Wincor Nixdorf устанавливается на банкоматы NCR и Diebold, а на последней выставке CeBIT-2001 в Ганновере, компания Diebold демонстрировала на своем стенде банкомат Wincor Nixdorf с установленным на нем собственным ПО.

Российский рынок и в этой части выглядит своеобразно. В силу его узости поставки базового программного обеспечения и все постсервисное обслуживание сконцентрированны в руках поставщиков. Встретить банкомат Wincor Nixdorf с программным обеспечением Diebold в России пока нереально. Однако «свободный рынок» прикладного программного обеспечения для банкоматов, обеспечивающего работу конкретных платежных технологий, уже сформирован. Компания «Система» -- один из крупнейших игроков этого рынка. Владимир Кузьмичев: «наша компания сотрудничает с большинством транснациональных платежных систем и предлагает банкам – участникам этих систем решения, сертифицированные поставщиками соответсвующих платежных технологий. Наши взаимоотношения с такими компаниями как, например, BGS Smartcard Systems (поставщик технологии DUET), Центр Финансовых технологий (разработчик и поставщик технологий для платежной системы «Золотая Корона») или STB-Card носят партнерский характер. Как только число клиентов, работающих в рамках той или иной платежной технологии достигет некоего критического значения (система становится крупной), интеграторам уже просто невыгодно сосредотачивать в своих руках разработку всех решений, которые могут понадобиться банкам-клиентам. Невыгодно, прежде всего, по экономическим соображениям, поскольку разработка прикладного программного обеспечения – дело затратное.

Если разработчик вынужден созавать отдельные релизы программного обеспечения, для каждой из существующих платежных систем, себестоимость продуктов, а значит и их цена для потребителей будет неоправданно высока. Мы же придерживаемся концепции универсальных решений, которые могут быть быстро и без лишних затрат настроены под требования конкретного заказчика и сертифицированны в рамках той или иной платежной технологии. При таком подходе мы, во-первых, имеем возможность поддерживать конкурентоспособные цены, а, во-вторых, действительно обеспечивать сохранение инвестиций клиентов при адаптации ими банкоматов для обслуживания новых финансовых продуктов».

Такая практика существует во всем мире, а немецкий партнер компании «Система» – Wincor Nixdorf – один из главных «идеологов» и поставщиков прикладного программного обеспечения для банкоматов в мире. На российском рынке его идеологию продвиггает в своих разработках компания «Система». Отдельную проблему в рассматриваемой области представляют собой так называемые EMV-совместимые карточки. Ни для кого не секрет, что международные платежные системы пытаются форсировать перевод карточных портфелей банков-участников на микропроцессорную платформу, поэтому адаптация к приему таких карточек существующей эквайринговой инфраструктуры, в частности, банкоматов, представляет определенный интерес. Не секрет также, что вопросы практической имплементации принятого международными платежными системами стандарта -- EMV-спецификаций -- не решен окончательно. Например, не опубликованы протоколы взаимодействя банкоматов с хостовыми системами. В силу этого, работы над банкоматным программным обеспечением для "чиповых" карточек международных платежных систем (не только в России, но и в других странах) носят скорее теоретический, нежели практический характер.

Резюме

На первый план в области продаж банкоматов выходит разработка программного обеспечения. Поставщики «железа» становятся все более открытыми и конвергенция программных и аппаратных платформ усиливается. Немалую роль в успехах поставщиков играет сбытовая политика и способность как можно более полно соответствовать бизнес-задачам клиентов. С технологической же точки зрения – в мире наиболее перспективен сегодня сегмент low-end банкоматов, ориентированных на установку в розничной торговой сети. Что касается российского рынка банкоматов, то можно с уверенностью сказать, что а) рынок оправился после кризиса и б) происходит активное технологическое перераспределение эквайринговой инфраструктуры. На передний план здесь выходят проблемы и задачи, связанные с поставкой прикладного программного обеспечения для банкоматов. О них мы и поговорим в следующих публикациях.




Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?