Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Рынок мобильных и финансовых услуг не ждет.Он торопит

(Нет голосов)

17.08.2010 Количество просмотров 1082 просмотра

 Игорь Голдовский, генеральный директор компании «Платежные Технологии»

Успехи на рынке мобильных финансовых услуг (МФУ) – тенденция, которая станет реальностью уже завтра. Однако готовиться к этим успехам необходимо уже сегодня, причем готовиться на полном серьезе.


Игорь ГолдовскийЗа последние два десятилетия банковское дело и телекоммуникации изменились самым революционным образом. Появление персональных компьютеров, Интернета и сотовой телефонной связи способствовало созданию новых массовых каналов доставки финансовых услуг банковским клиентам. Современные жители планеты Земля, в том числе обитатели 1/6 ее суши под названием Россия и СНГ, стремятся получать финансовые услуги через Интернет и по телефону, находясь дома, в офисе, на улице или даже отдыхая на природе. Стремятся в первую очередь потому, что это действительно удобно. Например, с помощью мобильного телефона, как известно, всегда находящегося под рукой, в любой момент времени можно выполнить нужную операцию (совершить платеж за услуги сотовой связи, купить электронный билет на электричку или футбольный матч, оплатить товары в традиционном, физическом магазине, предварительно выбрав в меню телефона средство платежа (кредитная карта, дебетовая карта, корпоративная карта и т. п.), перевести деньги на счет коллеги, купившего вам в обеденный перерыв сандвич в буфете, и многое другое). Некоторые операции можно выполнить, буквально лежа на диване (удаленные мобильные сервисы). Для совершения бесконтактных мобильных платежей владельцу телефона придется лично присутствовать в точке продажи.

При этом выполнение операции происходит в интерактивном режиме: клиенту предлагается выбрать платежный инструмент, реквизиты транзакции отображаются на дисплее телефона, при этом клиент может прервать операцию, если ему чтото не понравилось, может получать предложения по способу выполнения платежа (например, банк может предложить оплатить услугу в рассрочку) и т.п.

Однако удобство выполнения операции не должно, как это нередко бывает в жизни, идти в ущерб ее безопасности, и пользователи, очевидно, требуют от поставщиков услуг обеспечения высокого уровня защиты оказываемых ими услуг. Наиболее привлекательными для пользователей и, соответственно, наиболее быстроразвивающимися мобильными финансовыми услугами (МФУ) являются:
• мобильный банк;
• денежные переводы для категорий лиц, не охваченных банковскими услугами, и/или трудовых мигрантов;
• бесконтактные платежи, мигрирующие в сторону NFC-платежей;
• услуги аутентификации пользователя и дополнительного подтверждения пользователем операции при ее выполнении.

Сегодня большинство российских банков продвигают услуги интернет-банка, а наиболее продвинутые из них, включая Сбербанк, Альфа-банк, Росбанк, Русский Стандарт, Мастер-Банк, предлагают своим клиентам услуги мобильного банка. При этом пользователей этих услуг пока еще сравнительно немного. Так, например, клиентами интернет-банка являются сегодня в общей сложности примерно 3 млн россиян. На порядок меньше в России пользователей мобильного банка.

Существует много объяснений низкого уровня использования нашими клиентами подобных услуг. На мой взгляд, основных причин две – во-первых, у нас пока мало «настоящих» банковских клиентов, серьезно занимающихся управлением своими счетами (у подавляющего числа граждан совсем «не те» доходы), а во-вторых, сказывается относительно низкая ITграмотность населения.

Главным клиентом рынка МФУ, безусловно, является владелец сотового телефона. Сегодня во всем мире подписчиками услуг сотовой связи являются более 5 млрд человек. Удобство оказываемых мобильных финансовых услуг и высокий уровень их безопасности – главные критерии для оценки конкретной услуги с точки зрения владельца сотового телефона.

Ключевыми игроками рынка МФУ являются банки, сотовые операторы и магазины, а также поставщики услуг. К сожалению, полного согласия в позициях ключевых игроков достичь пока не получается.

Сегодня сложившаяся ситуация заставляет банки и телекоммуникационных операторов пересмотреть свои позиции в пользу бизнес-моделей, в рамках которых они совместными усилиями могут создавать новые услуги для пользователей.

Несмотря на обязательность сотрудничества, известный принцип «я не даю кредитов, а они не торгуют семечками» должен соблюдаться. Так, банки обладают технологиями для торговли деньгами, с использованием которых любые платежи через банки оказываются дешевле, чем через тех же сотовых операторов. У банков традиционно лучше обстоят дела с обеспечением высокой безопасности операций и организацией процедур разрешения диспутов, инициируемых клиентами. Кроме того, банки традиционно являются центрами доверия для различных коммерческих структур, что позволяет им создавать инфраструктуру для аутентификации своих клиентов по запросу третьих сторон.

В то же время телекоммуникационные операторы контролируют техническую инфраструктуру, с помощью которой становятся доступными новые финансовые сервисы. Оператор может разрешить или запретить банку использовать его инфраструктуру, и каким бы умным и продвинутым ни был банк, без телекоммуникационного оператора он не сможет предоставить МФУ своему клиенту.

Наконец, не следует забывать про еще одного ключевого игрока на рынке мобильных финансовых услуг – про магазины и поставщиков услуг. Они являются активными участниками мобильных платежей. Заинтересованность этого игрока в развитии МФУ также вполне понятна.

Удаленные мобильные платежи увеличивают объемы покупок, а покупки в физических магазинах оплачиваются с помощью NFC-платежей в среднем на 12 секунд быстрее, чем в случае платежей с использованием контактных банковских карт. Кроме того, бесконтактные платежные операции отличаются и более низкой себестоимостью, что делает возможным оплачивать с помощью телефона услуги/товары стоимостью от 5 евро и выше (считается, что в среднем операции по обычным картам с верификацией держателя карты дешевле операции с использованием наличных в тех случаях, когда сумма транзакции выше 15 евро).

В центре любой надежной и пользующейся доверием клиента схемы МФУ лежит элемент безопасности (ЭБ) телефона, на котором функционирует приложение банка. Если для удаленных МФУ вместо ЭБ можно использовать различные компенсационные схемы (например, ограничение размера операции и выполнение операций в онлайновом режиме вместе с шифрованием секретов эмитента на ключе, формируемом ПИН-кодом клиента), то для бесконтактных мобильных услуг альтернативы ЭБ нет. Эти услуги часто предоставляются в режиме Tap&Go, когда операция выполняется в офлайновом режиме. Необходимо отметить, что и в случае удаленных МФУ (мобильный банк, мобильная коммерция) компенсационные меры заменяют ЭБ лишь с определенной натяжкой. Поэтому ЭБ телефона является краеугольным камнем для реализации любых МФУ.

Исследования, выполненные в свое время по заказу форума Mobey Forum, показали, что роль ЭБ могут играть UICC-карты, встроенные в телефон ЭБ (Embedded SE) и защищенные карты памяти (Secure Memory Card). Сегодня всеми экспертами признано, что идеальным с технической точки зрения ЭБ является UICC-карта, поддерживающая платформу GlobalPlatform и для NFC-платежей – протокол SWP (Single Wire Protocol). Ни защищенные microSD-карты, ни встроенные ЭБ Embedded SE не являются сегодня полностью стандартизованными или широко используемыми. Поэтому для банка нет лучше опции, чем использовать UICC-карту. Но эмитентом UICC-карты, контролирующим ее контент, является сотовый оператор. Поэтому банк должен прежде всего договориться с сотовыми операторами об использовании их карт для функционирования на них приложений банка. И здесь начинаются проблемы, которые можно разделить на коммерческие и технические.

Коммерческие проблемы очень просты.

Сотовые операторы хотят оказывать МФУ самостоятельно, возможно, используя банки в качестве вспомогательных игроков для выполнения некоторых расчетов при оказании МФУ. Их желание понятно – ведущие сотовые операторы обладают гигантскими БД своих клиентов, хранящих на биллинговых счетах деньги, которые можно использовать для оплаты МФУ. Так почему бы не заняться оказанием своим клиентам востребованных ими финансовых услуг? Тем более что сотовые операторы уже приступили к оказанию таких услуг. Иногда вместе с банками, иногда самостоятельно.

Из «первой тройки» операторов к массовому оказанию услуг по проведению платежей перешел «Билайн». В рамках сервиса «Мобильный платеж» с помощью телефона абоненты «Билайн» могут оплачивать коммунальные услуги, коммерческое телевидение, железнодорожные билеты, стационарную телефонию, Интернет, сотовую связь. Внедрена также услуга «МОБИ.Деньги». С ее помощью можно получать на свой баланс переводы от других лиц, а также переводить денежные средства с абонентского счета на банковскую карту или банковский счет в российском банке или на другой телефон.

Другие операторы идут иным путем.

Так, МТС предлагает сервис «МТС-Pay», в рамках которого можно совершать платежи с использованием банковских карт, предварительно зарегистрировав их у оператора. Совершать платежи непосредственно с абонентского счета нельзя.

«МегаФон» предлагает услугу «Мобильные платежи» для тарифных планов «Лайт». В рамках данного сервиса можно заплатить за Интернет, коммунальные услуги, коммерческое телевидение, сотовую телефонию – всего доступны более 100 получателей платежей. Платежи выполняются через WAP-сайт оператора.

Ограничением для сотовых операторов при внедрении ими МФУ является отсутствие закона, позволяющего осуществлять мобильные платежи со счетов в биллинговых системах операторов. Но перемены здесь не за горами. На состоявшейся в мае 2010г. встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым владелец «АФКСистема» Владимир Евтушенков поднял вопрос о требуемой доработке законодательства для массового перехода к платежам с мобильного телефона. Президент обещал разобраться.

Кроме того, сегодня правительство РФ ведет переговоры с ведущими сотовыми операторами о реализации проекта оплаты налогов и штрафов ГИБДД с помощью сотовых телефонов. Абоненты сотовых операторов смогут оплачивать со своего абонентского счета налоги и штрафы за нарушения Правил дорожного движения.

Проект запускается в пилотном виде в четырех регионах – в Татарстане, Башкирии, Астраханской и Владимирской областях.

Еще одна причина, играющая на руку банкам, это стоимость денег на абонентских счетах сотовых операторов. Для заведения средств на счета своих клиентов сотовые операторы используют различные чужие сети ввода наличных. Например, сети терминалов моментальных платежей.

Это стоит операторам денег, что, в свою очередь, приводит к удорожанию мобильных финансовых услуг для их клиентов при расчетах со счетов клиентов в биллинговых системах операторов. Вместе с необходимостью компенсации потерь, связанных с мошенничеством (схемы платежей сотовых операторов существенно менее безопасные в сравнении с банковскими платежами), такой подход приводит к высоким размерам комиссий, которые сотовые операторы берут со своих клиентов и/или торговых предприятий (поставщиков услуг). Так, суммарная комиссия сотового оператора в среднем не опускается ниже 3–5%. Поэтому традиционно считается, что сотовые операторы могут рассчитывать лишь на рынок микроплатежей (хотя этот рынок уже сам по себе огромен).

Ну и, наконец, держать значительные денежные средства на абонентском счете сотового оператора клиенту просто не выгодно – оператор не ведет банковскую деятельность, и проценты на счет клиента не начисляются.

Помимо перечисленных коммерческих причин существуют и технологические проблемы использования в качестве ЭБ UICC-карты телефона.

Сегодня на мировом рынке на долю UICC-карт приходится около 10%, а UICCкарты с поддержкой SWP на начало 2009г. в коммерческих проектах вообще не использовались.

Но даже если на телефоне установлена UICC-карта и достигнуты договоренности с оператором сотовой связи о ее использовании для функционирования банковского приложения, требуется инфраструктура для удаленной загрузки приложений (данных приложения) на карту. Сегодня стандартным транспортом для загрузки данных на SIM/UICC-карту являются SMS-сообщения (поддержка стандартов CATTP/BIP, SCWS, Java 3.0 весьма ограничена). В результате для удаленной загрузки банковского приложения размером 20 Кб (типовой размер платежного приложения ведущих платежных систем) требуется около 20 минут. Поэтому банковские приложения должны быть установлены на UICC-карту заблаговременно, до начала их эксплуатации. На карту должны быть удаленно загружены лишь персонализационные данные клиента банка. Чтобы сделать это безопасным образом, можно и нужно использовать платформу GlobalPlatform. Кроме того, необходимо использовать концепцию оператора TSM (Trusted Service Manager), выступающего посредником между сотовыми операторами и поставщиками услуг (банк также относится к поставщикам услуг). Оператор TSM должен взять на себя и техническую функцию безопасного управления контентом UICC-карты в рамках своих договоренностей с сотовыми операторами (для этого используются модель делегирования заранее оговоренных полномочий Delegated Management, авторизационная модель Authorized Mode и другие).

Платформа GlobalPlatform является основой для управления контентом UICCкарты. Однако процесс загрузки приложений/данных на сегодняшний день пока полностью не стандартизован и в достаточной мере фрагментирован. Требуется единый стандарт, позволяющий банку через стандартный интерфейс к TSM загружать данные для своих приложений при любой комбинации схемы «сотовый оператор – телефон – ЭБ». К процедуре загрузки/подготовки персонализационных данных предъявляются более высокие требования безопасности, чем традиционные требования, практикуемые сегодня в телекоммуникационной индустрии.

Для разработки стандартов (нами перечислены лишь некоторые области, требующие стандартизации) требуется время, а рынок торопит. Поэтому участникам рынка МФУ следует для начала выработать лучшие практики, чтобы затем предлагать их рынку. Процессы стандартизации должны идти параллельно, имея обратную связь с рынком.

Сегодня во всем мире участники рынка проявляют живой интерес к бесконтактным мобильным платежам на базе технологии NFC, так называемым NFC-платежам. Для реализации таких платежей по классической схеме (архитектура GSMA Pay-Bye Mobile) помимо SWP UICC-карты с персонализированным банковским приложением необходим также телефон, обладающий NFC-контроллером. Что бы ни рассказывали нам производители мобильных коммуникационных устройств о ближайших перспективах, сегодня таких телефонов на рынке практически не представлено (не считая около 10 не очень популярных моделей). В результате рынок способствовал появлению примерно полутора десятков компаний-стартапов, предложивших свои решения для NFC-платежей. Все эти решения позволяют съемному ЭБ телефона (removable SE), имеющему связь с операционной средой телефона, работать с внешним ридером по протоколу NFC. Это достигается созданием специальных устройств – NFC device, – обладающих ЭБ, контроллером NFC и антенной. Примерами NFC device являются защищенные microSD-карты, активные NFCстикеры, SIM-адаптеры.

Сегодня несколько российских банков, включая крупнейший розничный банк страны, а также ряд телекоммуникационных и транспортных операторов находятся на стадии запуска пилотных проектов NFC-платежей на базе устройств NFC device. Об успешной реализации одного из таких пилотов в Санкт-Петербургском метрополитене недавно сообщали СМИ.

У решений на базе устройств NFC device имеется много очевидных проблем.

Насколько эти устройства окажутся перспективными, покажет практика. Но сегодня очевидно одно – такие решения смогут закрыть брешь, связанную с отсутствием телефонов NFC и SWP UICC-карт.

В любом случае, то, каким российский рынок МФУ будет выглядеть через год, зависит только от всех его участников, упомянутых в этой статье, их способности к взаимовыгодному сотрудничеству и умения находить общий «технологический» и «коммерческий» язык. Без этих способностей ни один сценарий развития, которое начнется очень скоро и обещает быть весьма динамичным, не сможет оказаться в полной мере эффективным.

Подождем! Как и любой другой, этот год пролетит быстро.



Полный текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 7 (159) ’2010 сс. 3-8

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… папуасы Новой Гвинеи изобрели собственную ракушечную «валюту» тамбу, которой пользуются до сих пор? Эти деньги изготавливают из раковин моллюска аркуллярия каллоза. Красивые ракушки очищают, отбеливают, просверливают и нанизывают на шнуры. В таком виде они и являются «тамбу», что на языке папуасов означает «деньги», «богатство».