Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

"Золотая Корона": российский карточный рынок готов к формированию единого платежного пространства

(Нет голосов)

17.08.2010 Количество просмотров 1803 просмотра
Виктория СмоленскаяВ последнее время постоянно слышатся призывы к созданию единого платежного пространства на территории нашей страны. Однако «создание» – не совсем точное определение для этого процесса. Российский карточный рынок, имеющий более чем 20-летнюю историю, конечно, не нужно создавать с нуля. Скорее подразумевается необходимость упорядочить уже существующие традиции, созданную инфраструктуру. Однако возможно ли это на современном этапе развития рынка?

По мнению Виктории Смоленской, директора Российской Платежной Системы «Золотая Корона», российский карточный рынок и технологически, и психологически уже готов к выходу на совершенно новый уровень – на уровень единого платежного пространства. На страницах журнала «ПЛАС» Виктория Смоленская рассказывает о путях взаимовыгодной кооперации, перспективных направлениях развития отрасли и по-настоящему универсальных картах.

Ключевой тренд:интеграция

Сегодня ключевым понятием, объединяющим основные тренды среднесрочной перспективы на российском карточном рынке, является «интеграция». Интеграция на уровне технологий, продуктов и инфраструктур, кооперация при маркетинговом продвижении – значимые направления развития карточного рынка. Катализатором данных процессов выступила и законодательная активность в этой сфере, не обеспеченной ранее собственной нормативной базой.

Не столь важно, как скоро и в какой форме будет создаваться национальная система платежных карт. Важно, что интеграционный потенциал карточного рынка получил стимул к своему дальнейшему развитию. Банки, процессинговые центры, платежные системы начинают активный поиск путей к объединению и эффективных форм сотрудничества, что в конечном итоге и приведет к созданию единого национального платежного пространства. Банки-эквайеры стремятся обслуживать как можно большее количество карт как российских, так и международных платежных систем в своей инфраструктуре – и число интеграционных проектов постоянно растет. В рамках таких проектов партнеры нацелены на формирование единых правил обслуживания и унифицированной тарифной политики.

Хотелось бы отметить, что на данный момент не существует никаких неразрешимых проблем, связанных с интеграцией действующих в России технологических платформ платежных систем. Нет таких технических задач, которые не могли бы быть решены с учетом интересов всех сторон, – это касается и использования существующих программно-аппаратных комплексов, и организации процессинга, и создания системы расчетов, информационной безопасности и управления рисками, и обеспечения возможности использовать решения от различных поставщиков.

Платежная система «Золотая Корона» принимает активное участие в интеграционных проектах и предпринимает определенные меры по организации взаимодействия российских платежных систем. В частности, ведутся работы по эмиссии ко-брендовой карты «Золотая Корона» – UnionCard, объединению сетей ATM с Объединенной расчетной системой (ОРС). Проекты по организации host-tohost интеграции между сторонними процессинговыми центрами и процессинговым центром «Золотой Короны» позволяют обеспечить POS-эквайринг карт платежной системы в крупнейших терминальных сетях, расположенных на территории России: Банка Русский Стандарт (25 тыс. POS-терминалов), UCS (45 тыс. POS-терминалов), а также в сетях ряда крупнейших российских ритейлеров.

Ключевая задача: развитие эквайринга

Не столь бурное, как ожидалось, развитие карточных технологий в России долгое время объяснялось достаточно низкой финансовой культурой населения, его консерватизмом и недоверием к новым технологиям. На мой взгляд, сегодня данный фактор уже не является определяющим: произошел ряд коренных изменений, позволяющих говорить о качественно новом этапе развития карточного рынка в России.

Об этом, в частности, свидетельствует ощутимое изменение в отношении к безналичным расчетам по картам в регионах: наблюдается рост активности использования карт, доли безналичных расчетов, увеличение количества и объема платежей в устройствах самообслуживания и в POS-терминалах, остатки на карточных счетах россиян растут. Богатый опыт работы РПС «Золотая Корона» в регионах позволяет сделать вывод о том, что влияние ментальных барьеров на дальнейшее развитие карточного рынка в России значительно ослабло.

Общеизвестно, что 90% своих средств потребители тратят в радиусе 10 км от места жительства или работы. Развивая платежную инфраструктуру именно в этом пространстве, платежные системы дают потребителю возможность свободно совершать безналичные платежи.

Уже сегодня РПС «Золотая Корона» достаточно успешно решает эту задачу. Применяемые в рамках платежной системы технологии – offline-авторизация, скорость совершения транзакции в 4–5 секунд, максимальная защищенность данных, отсутствие необходимости предъявлять удостоверение личности и подписывать чеки – в максимальной степени подходят для организации повседневных платежей.

Системой накоплен обширный опыт реализации продуктов на базе технологии бесконтактных платежей, одной из наиболее перспективных на рынке.

Для проведения платежа клиенту достаточно поднести карту к считывающему устройству; авторизация производится в течение нескольких секунд.

Сфера применения бесконтактных платежей, реализованных на платформе «Золотая Корона», может быть весьма разнообразной: фаст-фуды, аптеки, кинотеатры, автозаправки и другие ТСП с широким клиентским потоком. В частности, уже сегодня внедрены и широко применяются транспортные карты, карты школьника и корпоративные карты на базе карточных продуктов РПС «Золотая Корона» с бесконтактным чипом.

Работа по развитию эквайринга требует постоянной модернизации терминального ПО, что позволяет предлагать гибкие решения торгово-сервисным предприятиям и банкам, а также реализовывать интеграционные проекты. На данный момент РПС «Золотая Корона» реализует масштабный проект развития торгового эквайринга совместно с Банком Русский Стандарт. В его рамках к концу 2010 г. предполагается довести число POS-терминалов банка, принимающих карты платежной системы, до 4 тыс. устройств. Новые точки обслуживания карт РПС появятся в Хабаровске, Омске, Сочи, Самаре, Улан-Удэ, Томске, Кемерове, Новокузнецке, Красноярске, Барнауле, Тюмени и других городах России.

Ведутся работы по расширению инфраструктуры системы в странах СНГ. В ближайших планах «Золотой Короны» – подключение к эквайринговой инфраструктуре сразу нескольких банков Молдовы и Украины. В течение 2010г. ожидается подключение порядка 500 POS-терминалов, расположенных в Алуште, Евпатории, Ильичевске, Керчи, Одессе, Севастополе, Симферополе, Ялте и других городах с развитой туристической инфраструктурой.

Развитию эквайрингового рынка будут содействовать как начавшаяся технологическая интеграция и миграция на чиповые карты третьего поколения на базе EMV-стандартов, так и взаимовыгодные альянсы с крупными программами лояльности. В частности, РПС «Золотая Корона» в июне 2010 г. заключила партнерский договор с коалиционной программой лояльности «Золотая Середина». Банки – участники системы получили возможность эмитировать ко-брендовые карты «Золотая Корона – Золотая Середина», которые дают держателям карт право на получение скидок и дополнительных льгот более чем в 3 тыс. магазинов на всей территории России.

Превратить карту в инструмент ежедневных платежей – насущная задача участников российского карточного рынка, решить которую они смогут только сообща. Распространять инфраструктуру приема банковских карт на магазины и предприятия сферы услуг, находящиеся в шаговой доступности, – это и значит создавать единое национальное платежное пространство.

Ключевая идея: карта как продуктовая корзина

Практика показала, что совокупный объем эмиссии банковских карт на российском рынке непрерывно растет. Так, по данным Банка России, к концу I квартала 2010г. банками-эмитентами в России было выпущено свыше 128,6 млн карт.

При этом, с учетом обращающихся на российском рынке миллионов дисконтных, бонусных, подарочных, предоплаченных, корпоративных, транспортных и социальных карт, общее число карт на рынке нашей страны весьма значительно.

Но является ли дальнейший экстенсивный рост карточной массы наиболее оптимальным вектором развития пластикового рынка? Очевидно, что на данный момент перспективным направлением развития карточного рынка является не дальнейшее наращивание эмиссии, а увеличение доли безналичных платежей по картам и расширение их функциональных возможностей. Причем эти задачи взаимосвязаны и взаимозависимы. В настоящее время не приходится сомневаться в том, что будущее – за интегрированными многофункциональными карточными продуктами. На смену большому числу различных видов карт, находящихся на руках практически у каждого россиянина, – платежных, бонусных, дисконтных, транспортных и других – придут финансовые инструменты, работающие во всех отраслях повседневной жизни, обеспечивая пакет необходимых услуг.

При этом функциональность продукта не обязательно должна формироваться на уровне карты. Карта – лишь инструмент, функционал которого формируется в зависимости от различных факторов: рыночной конъюнктуры, экономической целесообразности, стратегии развития, выхода на новые рынки. Совмещающая в себе различные функции, универсальная карта должна стать для держателя мультисервисным платежным инструментом с необходимым набором функций, а для участников карточного рынка – многоканальным инструментом продаж.

Принципиально важно, чтобы окончательный выбор карточной «продуктовой корзины» оставался за потребителем.

В таком случае платежные системы, банки, торговые сети и провайдеры услуг будут создавать коалиционные программы, максимально устраивающие как всех участников таких программ, так и самих держателей карт.

Например, в настоящее время сервисы и продукты РПС «Золотая Корона» работают в различных отраслях экономики – в банковской сфере, на транспорте, в торговле, обслуживают социальную инфраструктуру, позволяют отслеживать потребительскую и финансовую поведенческие модели держателей карт и на основе автоматизированного анализа последних формировать целевые персонализированные предложения для держателей. Карта становится ключом к эффективной коммуникации с клиентом.

Современные технологии позволяют работать и с массовой аудиторией, и с целевыми группами, сегментированными по определенному признаку, и персонально с каждым держателем карты.

Будущее – за технологиями, способными сформировать рынок платежей по принципу «одного окна», то есть дать возможность держателю получить максимально широкий спектр услуг – денежные переводы, оплату услуг ЖКХ и прочих, погашение кредитов, пополнение и снятие средств с электронных кошельков в платежных интернетсистемах, оплату покупок в торгово-сервисных предприятиях и проезда на транспорте – с помощью одного инструмента.

Интересно отметить, что проекты на базе подобных технологий уже начали реализовываться участниками российского карточного рынка. В частности, сегодня «Золотая Корона» участвует в масштабных ко-брендовых проектах, объединивших программы лояльности федеральных сотовых ритейлеров «Евросеть» и «Связной», платежную систему MasterCard, межбанковский процессинговый центр интернет-банкинга Faktura.ru и систему «Золотая Корона – Денежные переводы». В рамках программы потребители получили интегрированные карточные продукты, объединяющие в себе функции платежных карт, карт лояльности, карт денежных переводов, а также сервисов интернет- и мобильного банкинга. Кроме того, карты «Золотая Корона» с транспортным приложением, выпущенные банками-участниками платежной системы в Челябинске, Новосибирске и Горно-Алтайске, позволяют, помимо оплаты проезда, осуществлять широкий спектр банковских операций.

Заключение

На данный момент в России представлен широкий выбор карточных продуктов и технологий, а также уже создана обширная инфраструктура, способная обеспечить их многофункциональное использование. Игроки карточного рынка и ведущие ритейлеры готовы к интеграции и сотрудничеству. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод: все элементы мозаики под названием «национальное платежное пространство» уже существуют, нужно только предоставить участникам российского рынка реальную возможность сложить их вместе.


Полный текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 7 (159) ’2010 сс. 9-12

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… каури были не только «туземным» средством расчета, но также в ходу в Средней Азии, Европе и даже Руси? На Руси в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури были деньгами под названием ужовок, жерновков или змеиных головок. Их до сих пор находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в виде кладов и в погребениях. Только в XIX веке в Западную Африку ввезли не менее 75 млрд раковин каури общим весом 115 тысяч тонн?