Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Глобальное противостояние Visa Cash и Mondex:предисловие к итогам

(Нет голосов)

24.02.1999 Количество просмотров 881 просмотр
В середине февраля 1999 г. компания Mondex International объявила, что MasterCard International, JCB International и банк Sanwa Bank купили франшизу Mondex в Японии. Переговоры о покупке франшизы длились в течение четырех лет и, возможно, окончились бы безрезультатно, если бы в них не приняла участие родительская компания Mondex International - MasterCard International. Образование японской франшизы Mondex означает появление еще одной страны, где происходит столкновение интересов глобальных платежных ассоциаций в сфере микропроцессорных карточек.
Взойдет ли Солнце для Mondex?

Для проникновения на японский рынок компания Mondex International мобилизовала все имеющиеся у нее в настоящее время ресурсы. Главный из них - это, безусловно, участие в японской франшизе компания MasterCard International, которая владеет контрольным пакетом акций Mondex International.

В последнее время MasterCard International испытывает определенный дискомфорт в связи с укреплением позиций Visa International в «Стране восходящего солнца». Начиная с 1997 г., Visa International всё более активно «атакует» японский рынок, используя в продвижении своих продуктов тактику co-branding и партнерских связей c крупными японскими финансово-промышленными группами. Например, в мае 1997 г. ассоциация японских участников Visa Japan Association сумела заключить соглашение о выпуске совместных кредитных карточек с одной из крупнейших в мире телекоммуникационных компаний NTT Group. До этого соглашения NTT Group пользовалась корпоративными карточками MasterCard. По имеющимся данным, в феврале 1999 г. число держателей совместных карточек составило 100 тыс. человек.

Наибольшим успехом Visa International в Японии стало участие в широкомасштабной программе Smart Commerce Japan, которая начала осуществляться в октябре 1997 г. под эгидой Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии. Целью программы является разработка и внедрение новейших технологий в «физической» и Internet-торговле. Для осуществления этой цели был организован консорциум банков и крупных финансово-промышленных групп. Руководство консорциумом было поручено Visa International и корпорации Toshiba. К реализации программы Visa International немедленно «подключила» многие японские банки и компании, являющиеся участниками ассоциации - Sumitomo Credit Service Co., Daiei OMC, Nippon Shinpan Co., Visa Japan Association, Millon Card Service Co. Участие в программе и тем более руководство консорциумом было особенно важно для Visa International вследствие особого статуса Smart Commerce Japan. Находясь под надзором МВТП - самого могущественного министерства в Японии, - эта программа получала приоритетное значение, поэтому Visa International обзаводилась своеобразной «индульгенцией» на укрепление своих позиций на рынке страны, где иностранные компании неизбежно сталкиваются с колоссальными проблемами.

На первом этапе программы было выпущено 30 тыс. карточек Visa Cash различных модификаций для жителей Кобе. Впервые были выпущены микропроцессорные мультифункциональные карточки, имеющие кредитную функцию и «электронный кошелек» Visa Cash. Кроме того, на этом этапе были впервые осуществлены покупки в сети Internet с использованием микропроцессорных карточек в соответствии с протоколом SET.

В начале 1998 г., используя статус спонсора Олимпийских Игр в Нагано, Visa International приложила значительные усилия для расширения своей сети приема и обслуживания карточек в Японии. Только в районе Нагано японские банки-участники Visa International заключили новые соглашения с 2 тыс. торгово-сервисных компаний. Было оборудовано несколько сот новых банкоматов Visa/PLUS.

В целом, в 1998 г. Visa International имела в Японии более 220 участников, и рынок этой страны считался руководством ассоциации одним из наиболее динамично развивающихся в мире (в 1997 г. число карточек Visa в Японии увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 1996 г. и достигло 60 млн.).

Ассоциация MasterCard International сумела несколько сократить отрыв от Visa International на японском рынке, запустив в августе 1998 г. через Citibank программу карточек Maestro. Однако отставание MasterCard International в области микропроцессорных технологий на рынке Японии начинало принимать угрожающие масштабы.

JCB International не хочет утрачивать ведущие позиции на родном рынке
Активная деятельность Visa International в Японии не могла остаться незамеченной традиционным лидером карточного бизнеса в этой стране - компанией JCB International.


Стратегия компании JCB International никогда не основывалась на наращивании объемов эмиссии карточных продуктов. Напротив, ориентируясь, главным образом, на рынок деловых поездок и туризма, компания стремилась создать для клиентов максимальные удобства, тем самым поощряя частое использование карточек и крупные покупки. Однако, в 1990-е гг. Visa International (как, впрочем, и MasterCard International) расширила набор «элитарных» продуктов типа Gold и Platinum, дающих держателям право на VIP-сервис, и таким образом, проникла на ключевой для JCB International сегмент рынка.

Второе обстоятельство, заставившее JCB International предпринять меры по предотвращению усиления позиций конкурентов на рынке Японии - это возрастающая роль микропроцессорных технологий и электронной коммерции в экономике страны. Будучи крупным оператором (эмитентом и эквайрером) карточного рынка, JCB International просто обязана была отреагировать на программу Smart Commerce Japan и инициативы МВТП.

Кооперация между MasterCard International и JCB International в рамках франшизы Mondex Japan имеет стратегические выгоды для участников. MasterCard International попытается отвоевать часть рынка микропроцессорных карточек у Visa International в этой стране, опираясь на местный опыт и связи своего партнера. В свою очередь, JCB International, используя технологию Mondex , будет стараться противостоять тандему Visa-NTT и предоставлять новые услуги своим клиентам. По данным газеты Financial Times, в феврале 1999 г. JCB International объявила о замене 15 млн. своих карточек с магнитной полосой на мультифункциональные микропроцессорные карточки с приложением «электронных наличных» Mondex в течение ближайших 2-3 лет.

MasterCard International и Mondex International будут стремиться к укреплению позиций в конкурентной борьбе с Visa International и с помощью традиционных связей с японскими партнерами по консорциуму MAOSCO - корпорациями Hitachi и Fujitsu. Консорциум MAOSCO занимается продвижением на международные рынки операционной системы MULTOS, которая поддерживается карточками Mondex. Первые результаты такого сотрудничества уже имеются. С начала 1999 г. банковское подразделение торговой группы Mycal Group приступила к замене дебетовых и кредитных карточек с магнитной полосой Blue Card и Silver Card на микропроцессорные карточки на базе MULTOS. Mycal Group и MasterCard International предполагают выпустить 5 млн. карточек с различными приложениями, включая «электронные наличные» Mondex, кредитную функцию и лоялти-приложения.

Почему в стране хоккея «футболят» смарт-карточки?

В настоящее время франшизы Mondex International существуют в 60 странах мира. Канада (наряду с Великобританией и Израилей) считается компанией одним из наиболее важных и перспективных рынков с точки зрения продвижения своих технологий. Маркетинговые исследования, проведенные в этой стране в 1995-1996 гг., подтвердили интерес жителей этой страны к альтернативному наличным инструменту оплаты покупок в торговых точках. Поэтому начавшаясся в феврале 1997 г. в Гвельфе (провинция Онтарио) программа карточек Mondex рассматривалась руководством компании не как самостоятельный пилотный проект, а как первая фаза развертывания технологий Mondex в масштабах Канады в целом. Однако к середине 1998 г. стало ясно, что планы Mondex International в Гвельфе оказлись чересчур оптимистичными, и проект был тихо свернут 31 декабря 1998 г. Наряду с этим, проект Mondex в Кингстоне (провинция Онтарио) вообще был отменен, а начало «пилота» в Шербруке (провинция Квебек) отложено, по крайней мере, до середины 1999 г.
Наполеновские амбиции Mondex International наткнулись на многочисленные «овраги» канадской действительности. Основная проблема для компании - это необычно большая популярность дебетовых карточек с магнитной полосой у местных покупателей. По данным межбанковской расчетной компании Interac Association, в конце 1998 г. на 21,7 млн. взрослых жителей Канады приходилось более 29 млн. дебетовых карточек, причем в 1996-1998 гг. число таких карточек, объемы транзакций и количество торгово-сервисных предприятий, принимающих их к оплате, росли по 30-40% в год. В конце 1997 г., согласно опросам, дебетовые карточки с магнитной полосой в этой стране «опередили» наличные в качестве предпочитаемого инструмента платежа за товары и услуги. Напротив, отношение канадцев к микропроцессорным карточкам можно охарактеризовать как «прохладное». По мнению вице-президента консультационной фирмы Angus Reid Group Дэвида Саффрана (David Saffran), большинство канадцев имеет представление о смарт-карточках, однако не видит в них каких-либо преимуществ по сравнению с дебетовыми карточками с магнитной полосой.

Еще одно малоприятное для Mondex International обстоятельство связано с тем, что из крупных банков Канады только Bank of Montreal является членом MasterCard International. Остальные ведущие игроки карточного рынка, включая и участников франшизы Mondex Canada, входят в состав Visa International. Поскольку в настоящее время MasterCard International заметно усилила свою «руководящую и направляющую» роль в делах Mondex International, то трудно ожидать, что руководство Visa International будет благосклонно относиться к участию «своих» канадских банков в проектах конкурирующей ассоциации.

Впрочем, Visa International уже показала Mondex Canada, что не намерена отсиживаться «в окопах» на рынке микропроцессорных карточек этой страны. В середине 1998 г. в городе Барри, в непосредственной близости от Гвельфа, Visa Canada совместно с банком Scotiabank запустила проект карточек Visa Cash. Стоит отметить, что Scotiabank является одним из участников Mondex Canada. Приняв во внимание большую популярность дебетовых карточек среди жителей Канады, Visa International решила поэкспериментировать с объединением дебетовой функции на карточке с «электронным кошельком».

В конце 1998 г. президент канадской франшизы Mondex Джоан Де Лорентис (Joanne De Laurentiis) признала, что давление со стороны Visa International в стране стало значительно сильнее. Она прямо заявила, что развертывание карточек Mondex в этой стране не может осуществляться исключительно за счет «электронных кошельков». Поэтому проект в Шербруке будет реализовываться на базе операционной системы MULTOS, а в число приложений на карточке, помимо «электронных кошельков», войдут дебтовая функция и, возможно, лоялти-схема.
Тем временем канадские банки почти с полным безразличием относятся к конкуренции микропроцессорных карточек Visa и Mondex на местном рынке. Чувствуя твердую почву под ногами в виде дебетовых карточек, они могут спокойно подождать, какие именно карточки - Visa Cash или модифицированные Mondex - предпочтут канадские потребители.

Австралия, Гана, далее - везде

Пока ни Visa International, ни Mondex International (даже при поддержке родительской компании) не готовы к решающей схватке в сфере микропроцессорных карточек на рынках США и Западной Европы. «Разминочные» бои в этих странах имели (совместный проект Mondex/Visa Cash в Нью-Йорке) и будут иметь место в ближайшее время (скорее всего, это будет Франция), однако эксперименты обе компании явно предпочитают проводить на окраинах карточного «мира».
Например, в Австралии Visa International будет пытаться провести «учебно-показательный» проект Visa Cash в Сиднее в период Олимпийских Игр-2000. Главным действующим лицом должна была стать местная финансовая группа Westpac Group. Однако этому австралийскому учреждению явно не понравилась высокая величина затрат и короткие сроки проведения «пилота». Поэтому Westpac предупредила региональное начальство Visa International, что, скорее всего, она будет заниматься реализацией проекта карточек Mondex.

Весьма экзотическим представляется грядущее соперничество в области микропроцессорных технологий между Visa International и Mondex International в Гане. По данным журнала Mondex Magazine, в этой стране из 18,3 млн. жителей, 4,1 млн. имеют банковские счета. Высокий уровень инфляции и неразвитость банковской инфраструктуры заставляют фермеров, торговцев и работников золотых приисков оперировать крупными суммами наличных, что делает проблему личной безопасности достаточно актуальной. Несмотря на то, что 99% всех транзакций в стране осуществляется с помощью наличных, в 1997 г. один из местных банков начал эмиссию «электронных кошельков» SIKA Card. Эти карточки приобрели большую популярность в Гане, и это обстоятельство, по-видимому, и сподвигло Visa International и Mondex International обратить свои взоры на отсталую в карточном плане страну.

Mondex International заключила соглашение с местным банком Ghana Commercial Bank о выпуске многофункциональных карточек начиная со 2-го квартала 1999 г. Карточки будт выпускаться на базе операционной платформы MULTOS и содержать различные приложения, включая и административные (типа номера социального обеспечения). Кроме того, Mondex International предполагает сделать карточки мультивалютными - для стимулирования трансграничных транзакций и продвижения своих технологий на рынках соседних с Ганой стран.

Visa International решила выставить против Mondex не Visa Cash, а «любимое детище» российских банков «Инкомбанк» и «МЕНАТЕП» - Visa COPAC. Эмитировать эти карточки в Гане будет банк Standard Chartered Bank Ghana под торговой маркой Visa Horizon. Если Mondex собирается сразу начать «национальное развертывание» своих карточек, то Visa International ставит пока более скромные цели - выпустить 60 тыс. карточек Visa Horizon в течение 1999 г. Visa International уверена, что технология COPAC гораздо более приемлема для стран с неразвитой экономической и банковской инфраструктурой, чем Visa Cash и, тем более, Mondex.

Глобальное соперничество MasterCard International/Mondex International и Visa International, в сфере микропроцессорных продуктов скорее всего, не завершится победой одной из сторон «за явным преимуществом». Как это часто бывает, на рынках различных стран найдется место для разных карточек и разных технологических решений. До сих пор ни одной из конкурирующих платежных систем не удалось найти «золотую жилу», то есть выбрать единую («типовую») технологию, устраивающую значительную часть потребителей и позволяющую банкам без риска реализовывать business case. Похоже, что микропроцессорные продукты ожидает та же судьба, что и карточки с магнитной полосой, а именно: дифференциация продуктов и набора услуг в зависимости от специфики рынка и целевого сегмента потребителей.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… каури были не только «туземным» средством расчета, но также в ходу в Средней Азии, Европе и даже Руси? На Руси в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури были деньгами под названием ужовок, жерновков или змеиных головок. Их до сих пор находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в виде кладов и в погребениях. Только в XIX веке в Западную Африку ввезли не менее 75 млрд раковин каури общим весом 115 тысяч тонн?