Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Повышение качества расчетов с грузоотправителями на основе использования технологии электронных пластиковых карточек

(Нет голосов)

23.03.1999 Количество просмотров 754 просмотра
С. Мальцев, главный инженер ДЦФТО Юго-Восточной Железной Дороги

Несмотря на то, что организацией расчетов с грузоотправителями занимаются сотни людей, начиная с начальников дорог и заканчивая товарными кассирами, проблема дебиторской задолженности продолжает оставаться острой ввиду отсутствия в реальной жизни технологии контроля этой задолженности. Основными причинами современного состояния дел являются существенные недостатки используемой системы проведения взаиморасчетов за грузовые перевозки. Прежде всего, действующая технология оформления перевозочных документов не позволяет контролировать личность клиента и сумму средств на его лицевом счете в момент оформления перевозочных документов. Кроме того, существует возможность списывать деньги с лицевого счета в отсутствие клиента, что может приводить к ошибкам при вводе кода клиента, суммы начисленного платежа и т. д. Эти ошибки выявляются только после поступления документов в ТехПД и сверки с имеющимися у клиента данными. В результате железная дорога несет серьезные материальные потери.

Кроме того, зачастую решения об отгрузке или выдаче груза принимаются на различных уровнях управления, что существенно затрудняет поиск причин роста дебиторской задолженности.

На наш взгляд, одним из вариантов решения проблемы могла бы стать единая централизованная система, обеспечивающая сквозной контроль за процессом списания денежных средств с лицевого счета клиента. Такая система позволила бы:  - сосредоточить все управление расчетами за грузовые перевозки в одном месте – в процессинговом центре; - осуществлять надежную идентификацию клиентов при расчетах;  - получать достоверную информацию о наличии денег на лицевом счете клиента в момент оформления товарными кассирами перевозочных документов.

Для реализации единой системы учет и контроля дебиторской задолженности было выбрано решение компании Ingenico FUNCHIP Payment на базе микропроцессорных карточек. Проведенная совместно со специалистами ЮВжд доработка программного обеспечения, учитывающая специфику начисления платежей за железнодорожные перевозки, позволила обеспечить соответствие данной системы требованиям РЖД.

Основными элементами системы являются оборудование процессингового центра, оборудование товарных контор, микропроцессорные платежные карточки и линии связи .

В состав процессингового центра входят следующие компоненты: - Сервер телесбора/авторизации (Front-Office), осуществляющий управление платежными терминалами, терминалами кредитования, файлом “черного списка”, запросами авторизации и проведением сеансов телесбора информации. - Система обработки данных (Back-Office), выполняющая следующие функции:  •    ведение бухгалтерского учета по счетам клиентов; •    обработку транзакций, накопление информации, связанной с эмиссией пластиковых карточек - от подготовки данных для персонализации карточек до вручения их клиентам; •    учет и управление взаимоотношениями между клиентами, товарными кассирами, банками; •    хранение и анализ статистических данных, подготовка технических и финансовых отчетов;  •    выполнение мер административного характера, регламентирующих процессы функционирования системы, использования ее ресурсов. - Модуль персонализации карточек.

Товарные конторы оборудуются платежными терминалами, позволяющими осуществлять операции платежа с запросом к серверу телесбора/авторизации и распечаткой чека совершенной транзакции.

В системе могут использоваться дополнительные модули, в том числе: •Удаленный сервер, передающий накопленную информацию в процессинговый центр; используется в случае отсутствия или недостаточной надежности связи с сервером телесбора/авторизации, выполняя его функции в месте проведения платежа; •Модули пополнения сальдо карт клиентов, позволяющие осуществлять пополнение карточек, а также модификацию некоторых параметров карточек.

Для связи товарных контор с процессинговым центром необходимо наличие телефонной коммутируемой сети (возможно дооснащение терминалов для работы с сетью по протоколу Х25 или TCP/IP).

Порядок работы с клиентами

При заключении договора на перевозки клиенту выдается одна или несколько пластиковых карточек. Карточка может использоваться в различных режимах, которые задаются при персонализациии и могут изменяться в процессе эксплуатации. В зависимости от объемов погрузки, режимов оплаты за перевозки и удаленности от процессингового центра карточка может программироваться как “электронный кошелек”, дебетовая или кредитная карточка. Внесение суммы на карточку клиента осуществляется на терминале кредитования. Это позволяет выбрать один или несколько наиболее приемлемых для каждого клиента вариантов работы.

1. Клиент осуществляет постоянные отгрузки в большом объеме.  Сальдо клиента может быть как кредитовым, так и дебетовым. При кредитовом сальдо происходит списание средств со счета клиента, при дебетовом – осуществляется кредитование с начислением или без начисления процентов. При этом величина дебетового сальдо может быть ограничена – при превышении определенной величины дебиторской задолженности клиент не будет обслужен в товарной конторе. При необходимости карточка или счет клиента могут быть заблокированы при очередном обращении к серверу телесбора/авторизации. Система используется в основном для сбора сведений по оплате за тариф, аа также для оперативного управления процессом погрузки.

2. Клиент осуществляет предоплату за перевозки, время и объем погрузки заранее не определены, сальдо клиента должно быть только кредитовым.   В этом случае наиболее целесообразным представляется использование режима “электронного кошелька”, на который сразу перечисляется вся или часть суммы предоплаты. Когда перечисленная сумма заканчивается, возможна оплата в режиме авторизации либо пополнение суммы на терминале кредитоваания (если на лицевом счете клиента есть деньги). 3. Клиент осуществляет отгрузку с нескольких станций одновременно.  Сальдо должно быть только кредитовым. Изготавливается несколько платежных карточек, которые работают с одним лицевым счетом. Возможны два варианта работы: - все платежи осуществляются с обязательной авторизацией и корректировкой сальдо в режиме реального времени или  - карточки работают в режиме “электронного кошелька” без права пополнения.   Во всех случаях есть возможность разрешить или запретить режим кредитования, задать «потолок» кредитования, поместить карточку в черный список и т. д. Таким образом, процесс отгрузки контролируется из единого центра. Рассмотрим алгоритм произведения оплаты для случая, когда клиент осуществляет предоплату за перевозки (рис. 2).  В начале смены платежный терминал приводится товарным кассиром в состояние готовности к приему пластиковых карточек клиентов (в платежный терминал устанавливается карточка безопасности).

Отправитель отдает в товарную контору заполненный в соответствии с правилами перевозок грузов комплект перевозочных документов вместе с пластиковой карточкой, подтверждающей право отправителя производить расчеты за перевозки, для проверки правильности заполнения и наличия средств на оплату предъявляемой перевозки.

Товарный кассир проверяет правильность заполнения перевозочных документов, используя действующую в сети технологию. Терминал имеет два картридера, и платеж может быть осуществлен только при наличии двух карточек: карточки клиента и карточки безопасности, которая выдается товарному кассиру. Таким образом, осуществляется защита от несанкционированного платежа. Рассчитанную сумму, номер документа и код вида оплачиваемой операции вводят в платежный терминал для списания с карточки клиента. После проведения авторизации (проверки отсутствия карточки клиента в «черном списке», правильности PIN-кода, и наличия необходимой суммы средств на карточке) распечатывается чек, подтверждающий произведенную оплату. Затем товарный кассир расписывается на одном из экземпляров чека, а также просит клиента расписаться на втором экземпляре, который подкалывается к перевозочным документам для пересылки в ТехПД. Сведения о совершенных транзакциях передаются платежным терминалом на сервер телесбора/авторизации автоматически. По желанию клиента может быть распечатан чек с остатками средств на карточке и на лицевом счете. *** Как показала опытная демонстрация системы платежей с помощью типовых карточек, проведенная на станции Воронеж-Курский, новая технология легко осваивается товарными кассирами. Подключение терминала к обычной телефонной сети не мешает работе телефона и не требует дополнительных линий связи. Кроме того, значительно облегчаются процедуры принятия решения об отгрузке, т. к. резко сокращается количество регламентирующих телеграмм и устных указаний. Со стороны клиентов наибольший интерес вызвала возможность контроля сальдо лицевого счета в ТехПД в режиме реального времени.

В настоящее время специалистами ЮВжд совместно с фирмой INGENICO разработаны и подготовлены фирменные платежные пластиковые карточки, внешний вид которых приведен на рис. 3. Планируется установка платежных терминалов в товарных конторах и поэтапная интеграция разработанного решения в существующую технологию обработки перевозочных документов. Режим “электронного кошелька” позволяет перейти к продаже карточек с фиксированной суммой подобно широко известным телефонным карточкам, но с гораздо более высокой степенью защищенности и абсолютным контролем за их использованием. Продажа таких “электронных абонементов” будет значительным шагом к исключению существующего в нашей экономике понятия “живых” и “неживых” денег. Будет практически «сведена к нулю» вероятность появления несанкционированного дебитора, а перевозка в кредит приобретет цивилизованный вид кредитного договора. Появится возможность ухода от взаимозачетов за перевозки, так как “электронный абонемент” станет товаром, участвующим в бартерных сделках.

Появится ряд интересных возможностей в работе с клиентами. Кроме того, созданный процессинговый центр и приобретенные терминалы пригодны для обработки любых других типов платежных карточек, а следовательно, при доработке программ возможно использовать все установленное оборудование для организации любых других расчетов железнодорожников в системе рабочего снабжения.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первые успешные проекты мобильных кошельков развились не на развитых рынках, и задолго до их появления в Европе или США – это были M-PESA в Кении а также Globe GCASH и SMART Money – на Филиппинах.