Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Пластиковые карточки в телефонии: настоящее и перспективы

(Нет голосов)

21.07.1999 Количество просмотров 802 просмотра

История российских пластиковых телефонных карточек отмечает в текущем 1999 г. свой десятилетний юбилей. Точкой отсчета принято считать 1989 г., когда советско-британское совместное предприятие КОМСТАР выпустило в Москве первую коммерческую серию телефонных карточек.

В настоящее время на территории России успешно функционируют более десяти крупных операторов, предоставляющих услуги городской, междугородней и международной телефонной связи с использованием пластиковых карточек различных видов (сервисные карточки с PIN-кодом, карточки с магнитной полосой, карточки с электронным кристаллом). Наиболее крупные отечественные операторы, такие, как ОАО «Московская Городская Телефонная Сеть», АО «Электросвязь» МО; ЗАО «Санкт-Петербургские Таксофоны», ОАО «Кубаньэлектросвязь», ЗАО «GlobalOne», ТОО «КОМСТАР» и т. д., по количеству выпускаемых в год пластиковых карточек сравнимы с ведущими европейскими компаниями, формирующими современный рынок телекоммуникационных услуг в Европе. Только с телефонными карточками с интегральной микросхемой сейчас эффективно работают телефонные операторы более чем в 85-ти российских городах. Характерной особенностью последних лет является тот факт, что отечественные операторы, размещавшие в первые годы своего становления заказы на изготовление пластиковых телефонных карточек преимущественно у зарубежных производителей, в настоящее время все чаще обращаются за помощью к российским компаниям (ЗАО «МФ Тариф», г. Санкт-Петербург; «Г&Д Знак Кард», г. Пермь; «ОРГА Зеленоград», г. Москва; ЗАО «Нова Кард», г. Нижний Новгород и т .д.), и в первую очередь - к тем из них, у которых уровень производства соответствует требованиям международных стандартов качества (например, компания ЗАО «ОРГА Зеленоград» в 1998 г. была сертифицирована DQS по стандарту ISO 9001). Формированию отечественного рынка телефонных карточек с микросхемой в немалой степени способствовало то обстоятельство, что АООТ «НИИМЭ и завод Микрон» (г. Москва, Зеленоград), один из крупнейших российских производителей микроэлектронных компонентов, освоил серийный выпуск отечественного телефонного кристалла Т-192 (разработка ЗАО «ТОМ», г. Москва, Зеленоград). Предприятия электронного приборостроения, в свою очередь, отреагировав на конъюнктуру рынка, в сжатые сроки организовали серийный выпуск таксофонных аппаратов, принимающих в качестве оплаты за телефонные разговоры телефонные карточки с микросхемой (ОАО «Телта», г. Пермь, ОАО «Экситон», г. Павловский Посад, МО).

Конечно, стремительный перевод таксофонов в крупных российских городах на прием таксофонных карточек вместо монет был продиктован не столько реакций рынка на появление новых потребностей (звонить по карточке удобнее, чем оплачивать телефонный разговор, выгребая горсть монет из кармана), сколько неоднократным проведением денежной реформы. При этом, с точки зрения маркетинга, очевидно, что после стабилизации в России товарно-денежных отношений и, в частности, после прочного введения в обращение монет, по своему денежному эквиваленту соответствующих стоимости одноразового телефонного разговора, в российских городах вновь появятся таксофоны, принимающие в качестве оплаты за телефонные разговоры монеты требуемого достоинства. Появятся, но уже никогда не заменят карточные таксофоны, сервисные возможности которых уже сейчас в полной мере продемонстрированы пользователю. Можно с уверенностью предположить, что монетные таксофоны займут строго тот сегмент, который буден востребован рынком. А то, что такая потребность имеется сейчас и сохранится в будущем, не вызывает сомнение даже у производителей пластиковых телефонных карточек, так как таксофонные карточки, предоставляя пользователю дополнительные возможности, не способны решить, например, проблемы однократного телефонного разговора. К чему, по всей видимости, уже ни при каких обстоятельствах не будет возврата – так это к возможности, удобно и надолго устроившись в кабине городского таксофона, за одну монету мелкого достоинство пересказывать, например, содержание последнего телевизионного сериала своему абоненту на другом конце провода.

В российских городах наибольшее распространение получили три типа систем таксофонной связи, базирующиеся на использовании соответственно трех видов пластиковых телефонных карточек.

Наиболее простой является система на основе предоплаченных сервисных карточек. Эта система предусматривает объединение городских телефонов и таксофонов в единую сеть с центральным процессором, в котором сформирована база данных эмитированных карточек. Каждая карточка имеет свой идентификационный номер (PIN-код), по которому в случае обращения пользователя в систему в тоновом режиме (переключение таксофона в тоновый режим производится автоматически) осуществляется транзакция (списание денежных средств с карточки с этим номером в центральной базе данных). При этом, в широком смысле, не является принципиальным, какой счет отображает номер карты: это может быть либо счет в базе данных телефонного оператора, либо счет в банке. И в том и в другом случае пользователь карточки предварительно оплачивает (дебетует) услуги, которые получит в некотором отдаленном будущем. При всей своей простоте и при дополнительных возможностях (функции таксофона выполняют все телефоны городской телефонной сети: в гостиницах, в учреждениях в квартирах и т. д. ) система обладает двумя существенными недостатками.

Во-первых, как и любая другая централизованная система, функционирующая в режиме on-line, она ограничена по своим ресурсам «сверху». С увеличением числа карточек ее эффективность снижается. По этой причине такая технология не может быть рассмотрена в качестве основы для организации роуминга между региональными операторами. Подтверждением сказанного служит то, что системы такого типа получили наибольшее распространение исключительно локально и в не самых крупных российских городах (Ижевск, Сургут и т. д., планируется внедрение в Йошкар-Оле).

Во-вторых, процессы эксплуатации карточек с PIN-кодом не отвечают требованиям секретности, которые предъявляются к телефонным картам как к платежным средствам. PIN-код является единственным ключом доступа в телефонную сеть. Зная номер карты (сама карта как бы уже и не нужна), в городскую, междугороднюю и международную сеть может свободно войти любой недобросовестный абонент.

Второй тип системы таксофонной связи, характеризующийся сравнительно большим охватом российских городов (более 32), основан на использовании телефонных карточек с магнитной полосой. Эта система, в отличие от предыдущей, является системой с распределенной базой данных, т.к. номер карточки и «электронный кошелек» записаны в магнитном слое карточки и могут быть считаны таксофоном, не подключенным к центральной сети. Функционирует система в режиме off-line и, таким образом, не ограничена по своим информационным ресурсам “сверху”. Несомненным достоинством данной системы является то, что практически во всех российских городах, где она внедрена, она функционирует на одной аппаратной базе (таксофоны фирмы URMET) с использованием унифицированных телефонных карточек с одним типом магнитного носителя. На первый взгляд, система таксофонной связи на магнитных карточках является именно тем вариантом, который достаточно легко масштабируется в объемах и развивается функционально до выполнения функций межрегионального роуминга. При этом телефонная карточка с магнитным носителем может выступать в качестве единой телефонной карточки, обращающейся на всей территории России. Для этого достаточно решить лишь ряд организационно-правовых вопросов и провести дополнительные технические мероприятия по интеграции уже используемых аппаратных средств в единую систему взаимных расчетов между операторами. Однако, как показывает опыт, такая система обладает одним существенным недостатком. Производство карточек с магнитной полосой может быть относительно легко продублировано, вследствие чего существует высокая вероятность появления поддельных платежных средств.

Международная и отечественная практика показывают, что организация производства поддельных телефонных карточек с электронным кристаллом (чипом) является абсолютно невыполнимой задачей. Связано это не только с тем, что производственные процессы изготовления карточек с интегральной микросхемой по уровню сложности относятся к высоким технологиям, но и с тем, что в файловую структуру электронного кристалла заносится чрезвычайно большой объем закодированной информации, включая коды всех производителей карточки (изготовителей кристалла, модуля, и, наконец, самой карточки), ключи операторов, а также алгоритмы взаимодействия карточки и таксофона. Благодаря «секретам карточек с микросхемой» они в настоящее время являются единственным платежным средством с «электронным кошельком», совмещающим все достоинства системы с распределенной базой данных с требуемым уровнем безопасности.

В рамках настоящего обзора нельзя не рассмотреть очень интересное предложение по внедрению в обращение клиентских карточек отсроченного платежа (ТСКК ОП). Характерной особенностью такой карточки является то, что, в отличие от описанных выше вариантов, она является кредитной карточкой. Оплата телефонных разговоров производится по истечении определенного времени (например, раз в месяц) в размерах, равных суммарной стоимости всех разговоров за указанный период. Счет на оплату таксофонных услуг выставляется клиенту (включается в абонентскую плату) на основании двухстороннего договора между клиентом и оператором. ТСКК ОП является карточкой с интегральной микросхемой, в файловую структуру кристалла которой заносятся необходимые данные о клиенте (адрес, номер домашнего телефона и т. д.), и обладает всеми достоинствами телефонных карточек с электронным кристаллом. Вместе с тем, на наш взгляд, телефонная карточка с отложенным платежом не может претендовать на роль единой таксофонной карточки по той причине, что она не может быть предложена любому клиенту, в любое время, в любом месте (основная функция таксофона – предоставление возможности позвонить любому с минимальными усилиями на поиск платежного средства). При этом, однако, новые потребительские свойства, которые предлагаются клиенту при использовании карточек с отложенным платежом, предопределяют для этих карточек замечательные перспективы и собственную «экологическую нишу» на современном рынке телекоммуникационных услуг.

Таблица 1

Основные характеристики таксофонных систем, базирующихся на использовании телефонных карточек различных типов.

 

Телефонная карточка

Форма

оплаты

Средства связи

Региональный

роуминг

Уровень защиты карточек как платежного средства

1

Сервисная телефонная карточка

Предоплата

Таксофон, подключенный к СТК, телефон с тоновым набором

Не реализован

Низкий

2

Телефонная карточка с магнитной полосой

Предоплата

Таксофон

Реализован компанией  «Инком-Связь»

Средний

3

Телефонная пластиковая чип-карта

Предоплата

Таксофон

Реализовано ЗАО «СПТ»

Высокий

4

Телефонная сервисная карточка отсроченного платежа (проект)

Кредит

Таксофон

Не реализовано

Высокий

 

Как уже было отмечено выше, в настоящее время наибольшее распространение в российских городах получили системы таксофонии с использованием карточек с интегральной микросхемой. В Северо-западном регионе компанией ЗАО «Санкт-Петербургские Таксофоны» организован и эффективно функционирует роуминг между операторами ЗАО «СПТ», АО «Электросвязь» Республики Карелия, АО «Мурманэлектросвязь», АО «Электросвязь» Калининградской области, АО «Электросвязь» Псковской области, АО «НовгородТелеком» и АО «Череповецэлектросвязь». Таксофонный роуминг, реализованный ЗАО «Санкт-Петербургские Таксофоны» в Северо-Западном регионе, является важным шагом на пути к появлению единой таксофонной карточки России, о которой в последнее время все чаще дискутируют специалисты на страницах специализированных изданий.

Необходимость внедрения на всей территории России единой телефонной карточки продиктована потребностями всех субъектов, действующих на рынке телекоммуникационных услуг.

Во-первых, только с появлением единой телефонной карточки (при осуществлении ряда технических мероприятий в совокупности с законодательной и правовой поддержкой) можно будет считать завершенным процесс перевода таксофонов с приема монет на таксофонные карточки. По существу, при использовании единой телефонной карточки ее «электронные деньги» станут действительно эквивалентом денежных знаков (монет) при оплате услуг за предоставление таксофонных разговоров. Только и исключительно в этом случае «электронные деньги» функционально смогут заменить монеты в реализации потребности любого гражданина позвонить в любое время и в любом месте.

Во-вторых, увеличение трафика, финансового и товарного оборота как основных источников предпринимательской прибыли являются основными целями таксофонных операторов.

И, наконец, государство как главный субъект отечественного рынка заинтересовано в развитии одного из важнейших рыночных сегментов, и, в конечном итоге, - в увеличении налоговых поступлений и сборов.

Рассмотрим, как устроена карточка, которая, по мнению авторов, является единственным платежным инструментом, способным претендовать на роль единой телефонной карточки России.

Такая карточка состоит из двух компонентов: собственно пластиковой заготовки и модуля (маленькой печатной платы, на которой размещен кристалл). Пластиковая заготовка имеет размеры 85,6 х 54 х 0,76 мм, которые определены международным стандартом, и может изготавливаться литьем под давлением или ламинированием (т.е. склеиванием нескольких слоев исходного материала). Литые карточки наиболее распространены в телефонии, поскольку это более дешевая технология. Пластиковая заготовка в этом случае изготавливается из материала, называемого ABS (Acrylnitril – Butadien – Styrol), имеет углубление (полость) для вклеивания модуля и некоторое полиграфическое оформление. Важно отметить, что размеры пластиковой заготовки, размещение и размеры модуля, расположение контактных площадок модуля и многие другие вопросы регулируются международным стандартом ISO 7816.

Перейдем к рассмотрению второго компонента карточки - модуля. С обратной (невидимой) стороны модуля приклеен кристалл. Контактные площадки кристалла соединены проволокой с контактными площадками модуля, т.е. обеспечена возможность общения кристалла с внешним миром. Кристалл, включая проволочные проводники, защищен каплей смолы. В этом виде модуль вклеивается (имплантируется) в пластиковую заготовку. Отметим, что механическая устойчивость карточек к сгибающим и скручивающим воздействиям также оговорены международным стандартом и контролируются в процессе производства карточек. Модуль, встроенный в пластиковую заготовку, имеет 6 или 8 видимых контактов, 5 из которых задействованы.

Какие сигналы должны подаваться на карточку, чтобы она могла взаимодействовать, скажем, с таксофоном? Прежде всего, это нулевой потенциал ("земля") и напряжение питания (как правило, +5В). Третий по счету вывод карточки – это совмещенный вход/выход. Четвертый и пятый выводы задействованы для подачи тактового сигнала и сигнала начальной установки. Отметим, что в современных кристаллах напряжение программирования карточки не подается извне, а вырабатывается внутри кристалла карточки.

В кристалле можно выделить следующие основные блоки: ЭСППЗУ (Электрически Стираемое Перепрограммируемое Постоянное Запоминающее Устройство), ПЗУ (Постоянное Запоминающее Устройство), блок управления, блок безопасности и блок аутентификации. Первые два блока, являющимися блоками памяти, используются для организации счетчика единиц (кошелька), для хранения идентификационных данных, данных оператора и хранения ключей. Блок управления вырабатывает все сигналы, необходимые для работы кристалла, организует внутреннюю логику работы кристалла, вырабатывает "высоковольтное" (примерно 20В) напряжение для программирования. Задачей блока безопасности является исключение попыток исследования кристалла в диапазонах неразрешенных частот и напряжений. И наконец, блок аутентификации вырабатывает криптограмму кристалла, для формирования которой используется секретный ключ карточки, содержимое памяти карточки, включая изменяющийся в процессе работы счетчик карточки, и случайное число, подаваемое на карточку в процессе аутентификации. Алгоритм, по которому вычисляется программа, является наиболее секретной частью кристалла. Он известен только разработчику кристалла и разработчику модуля безопасности (SAM - SecurityAccessModule), использующегося при аутентификации кристалла.

Память кристалла удобно условно разделить на несколько блоков (см. табл. 2). Первый блок занимает 3байта. В нем хранится информация о типе кристалла, производителе кристалла и производителе карточки. Важно отметить, что у каждого поставщика карты "свои" фиксированные три байта, по которым можно однозначно определить, кто "автор" этой карты. Изменить эту информацию невозможно.

Таблица 2

Пример бит-мэпинга кристалла SLE 4406

Номер байта

Информация

Тип информации

1

Код кристалла

Фиксированная

2

Код производителя кристалла

Фиксированная

3

Код производителя карты

Фиксированная

4

Квартал, год выпуска / Резерв

Программируемая

5

Код Оператора

Программируемая

6

Номер карты

Программируемая

7

Номер карты

Программируемая

8

Начальная стоимость

Программируемая

9

Счетчик(N х4096)

Переменная

10

Счетчик(N х512)

Переменная

11

Счетчик(N х64)

Переменная

12

Счетчик(N х8)

Переменная

13

Счетчик(N х1)

Переменная

 

Следующий блок занимает 5 байтов (с 4 по 8) и хранит информацию о коде оператора, серийном номере карточки, дате выпуска, начальном значении счетчика. В этот блок информация заносится на этапе изготовления карточки и остается неизменной на протяжении всей ее "жизни". Оператор может заказать запись любой информации в этот блок. На практике же сложилась такая ситуация, что у каждого из производителей карт существует своя версия так называемого "бит-мэпинга" (карты битов). Поэтому при приобретении карточек у нового производителя у оператора могут возникнуть определенные проблемы с настройкой таксофонов. К счастью, эти проблемы решаются достаточно легко. Более того, для наиболее распространенных отечественных таксофонов разработаны универсальные программы, принимающие карточки всех отечественных производителей. Следует заметить, что такая ситуация сложилась не сразу, и определенные поставщики карточек и оборудования предпринимали попытки монополизации рынка путем использования технических возможностей.

Следующий блок памяти из 5 байт (с 9 по 13) представляет собой собственно счетчик, в которой теоретически может быть записано более 30 тысяч условных единиц. По чисто техническим причинам содержимое счетчика не может превышать 21064 единицы. Реально же в счетчик записывается любое заказанное количество единиц в диапазоне от 10 до 500. Статистика показывает, что сейчас наиболее популярными у конечных потребителей являются карточки на 25, 50 и 100 единиц. Важно отметить, что счетчик устроен специальным образом, не позволяющим увеличить его содержимое после выпуска карты производителем.

Вышеупомянутые три блока информации имеются в кристаллах SLE 4406, SLE 4436, SLE 5536 фирмы Infineon (Siemens) и в некоторых кристаллах других производителей. Следующие блоки информации - блок защиты от "разрыва" и флагов ключей, блок ключевой информации и дополнительный блок данных пользователя [1] . Наличие битов защиты от "разрыва" позволяет обнаружить и в последующем нейтрализовать ситуацию, в которой карточка изымается из устройства (отсюда термин "разрыв") в момент программирования, т.е. записи новой информации в счетчик.

Флаги ключей – это биты, "говорящие" таксофону, какой из двух ключей карточки следует использовать в процессе аутентификации. В память карточки могут быть занесены два ключа, каждый длиной в шесть байт. На месте второго ключа может быть размещена свободно читаемая информация оператора (в этом случае на карточке хранится только один ключ). Каждая карточка имеет свой индивидуальный ключ.

Наконец, в дополнительном блоке данных пользователя могут быть размещены два байта произвольной информации. Здесь важно отметить, что блок ключевой информации используется только в режиме аутентификации карточки.

Единая таксофонная карточка России является прежде всего системой, обеспечивающей эффективное использование унифицированной таксофонной карточки на всей территории страны. Построение такой системы должно осуществляться как минимум в двух направлениях: организационно-правовом и техническом. Организационно-правовые аспекты мы оставим за сферой нашего внимания и рассмотрим лишь техническую суть проблемы. При этом остановимся на наиболее важном, на наш взгляд, вопросе глобальной безопасности всей системы.

Как уже отмечалось, современные карточки с интегральной микросхемой обеспечивают высокий уровень безопасности при использовании таксофонной сети, управляемой техническим центром. Но этого будет далеко не достаточно в случае объединения сетей региональных операторов в единую сеть страны. Решение вопросов безопасности в этом случае невозможно без использования SAM-модуля в каждом таксофоне. И только применение SAM-модулей позволит реализовать систему кросс-биллинга, позволяющего использовать одну и ту же таксофонную карточку в любом регионе России.

Наиболее полное решение для кросс-биллинга, начиная с таксофона и заканчивая системой управления безопасностью, разработано компанией Intracom. При этом разработчики исходили из существующих реалий, когда независимость различных операторов и их собственный контроль над управлением безопасностью должны быть сохранены. С этой целью структура файлов SAM-модуля построена таким образом, чтобы каждый эмитент карточек имел выделенную область, в которой содержались бы его секретные ключи, в том числе - ключи определения подлинности карточек. В рассматриваемой “многоэмитентной” системе SAM-модуль обеспечивает не только процесс активной аутентификации “cвоей” карточки, но и конфиденциальное общение с центром управления при передаче информации о транзакциях, сопровождаемой электронной подписью SAM-модуля.

Самостоятельная эмиссия телефонных карточек является наиболее сложным вопросом, поскольку функционирование системы в целом возможно только тогда, когда каждая карточка имеет свой уникальный параметр (серийный или идентификационный номер). Только в этом случае система сможет отследить весь жизненный цикл карточки - с начала эксплуатации клиентом до момента полного использования ресурсов «электронного кошелька».

Единственным ограничением на независимость каждого эмитента телефонных карточек будет унифицированная процедура присвоения карточкам серийного номера, который не должен повторяться и обязан нести необходимый объем информации об эмитенте. Таким образом, мы приходим к идее необходимости формирования единого центра, отвечающего за процессы эмиссии карточек. Этот орган должен быть совмещен с центральным процессингом системы, обеспечивающим все взаиморасчеты между операторами и безопасность системы в целом.

Если проводить аналогии с уже существующими системами, то следует признать тот факт, что Единая таксофонная карточка России в конечном ее варианте будет системой не менее сложной во всех аспектах, нежели широко известные современные платежные системы.n



[1] В кристалле SLE 4406 отсутствуют.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?