Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Мультифункциональные транспортные карточки

(Нет голосов)

25.08.1999 Количество просмотров 993 просмотра

В отличие от других сфер применения “небанковских” карточек (например, университетских проектов), рынок транспортных карточек не является ни однородным, ни “компактным” Действительно, понятие “транспортные карточки” применимо по практически к любым видам карточек, используемых для оплаты проезда на городском и пригородном общественном транспорте. Проекты пластиковых карточек, связанные с оплатой проезда на автодорогах или парковкой автомобилей, также можно отнести к категории “транспортных”. Неоднородность рынка транспортных карточек накладывает отпечаток как на экономические параметры, так и на характер технологических решений в рамках реализации программ в различных сегментах и видах общественного транспорта.

До середины 1990-х гг. карточные проекты осуществлялись в основном в изолированных сегментах рынка: карточки для оплаты проезда в метро существовали отдельно от карточек для оплаты проезда в автобусах или на пригородных электричках. Кроме того, за редким исключением, отсутствовала и “вертикальная” мультифункциональность: транспортные карточки не имели классических дебетовых или кредитных функций и не были привязаны к банковскому счету.

Начиная с 1997 г. обсуждение перспектив реализации проектов мультифункциональных карточек на “транспортном” рынке перешло в практическую “плоскость”. Успешный старт проектов альянса ERG-Motorola в ряде азиатских стран позволило говорить о реальной возможности использования комбинированных контактно-бесконтактных карточек как для оплаты проезда на различных видах общественного транспорта, так и для осуществления покупок в реальном и виртуальном мире. Технология Mondex также подходит для реализации транспортных приложений, что эта компания и старается продемонстрировать в некоторых своих программах “электронных наличных”.

В целом, можно выделить три основных направления в современном подходе к business case в сфере транспортных карточек.

Первый подход - использование мультифункциональных или специальных транспортных корпоративных карточек (так называемых fleet cards). С помощью подобных карточек можно оплачивать все расходы, связанные с эксплуатацией корпоративного парка автомобилей, в том числе и оплату парковки и проезда на платных автодорогах. Корпоративные карточки такого типа имеют в своем арсенале все ведущие международные платежные системы (Visa International, MasterCard International, American Express). В настоящее время они выпускаются в основном американскими банками для наиболее крупных промышленных корпораций. К числу таких продуктов можно отнести и “государственные” мультифункциональные карточки, используемые (или планируемые к использованию) государственными учреждениями CША, Канады и нескольких других стран.

Второй подход - выпуск карточек для оплаты проезда на нескольких видах городского и пригородного транспорта и/или оплаты парковки и проезда на платных автодорогах для частных лиц. Такие проекты характерны для крупных городов и мегаполисов с большим числом жителей, ежедневно пользующихся различными видами общественного транспорта. В настоящее время концепция “единого транспортного билета” активно развиваются в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг).

Третий подход - реализация “транспортных” приложений в рамках проектов мультифункциональных карточек, пригодных для оплаты товаров и услуг в торговых и сервисных компаниях. Такие проекты иногда называются в специальной литературе “вертикально интегрированными”. Фактическое число реально реализуемых проектов этого типа во всем мире исчисляется единицами, и все они находятся на стадии “полевых испытаний”.

Таблица 1

Карточные технологии в различных сегментах рынка городского и пригородного транспорта

Сегмент рынка

Виды транспорта

Используемые карточные технологии

Наземный городской общественный транспорт

Автобусы, трамваи

 

Такси

Карточки с магнитной полосой, смарт-карточки: контактные и бесконтактные

Карточки с магнитной полосой, контактные смарт-карточки

Городской подземный общественный транспорт

Метро

Карточки с магнитной полосой, смарт-карточки: контактные и бесконтактные

Пригородный/междугородный общественный транспорт

Пригородные электрички и автобусы

Паромы

Бесконтактные смарт-карточки

 

Бесконтактные смарт-карточки

Прочие сегменты рынка

Оплата парковки

 

Оплата проезда через мосты и туннели

Оплата проезда на платных автодорогах

Контактные и бесконтактные смарт-карточки

Бесконтактные смарт-карточки

Бесконтактные смарт-карточки

 

Почему транспортные карточки?

Специфика рынка транспортных карточек во многом определяется тем обстоятельством, что общественный транспорт традиционно находится под контролем и управлением не только частных компаний-операторов, но и государственных и местных административных органов. Со времени появления в общественном транспорте первых платежных карточек прошло более 20 лет, и за это время в целом ряде экономически развитых и развивающихся стран было отмечено несколько “волн” приватизации и реприватизации отдельных сегментов рынка (общественного городского и пригородного) транспортной инфраструктуры, однако в силу особой социальной значимости этого рынка общественные административные органы по-прежнему удерживают на нем ключевые позиции.

Очевидно, что местные “транспортные” управления стремятся не столько извлечь прибыль на этом рынке, сколько обеспечить быстроту, удобство и безопасность общественных пассажирских перевозок. Вопросы снижения издержек и внедрения новых технологий (в том числе и карточных) рассматриваются сквозь призму перечисленных выше целей.

Преимущество использования карточек для оплаты проезда в общественном транспорте, парковки автомобилей и оплаты проезда на платных дорогах по сравнению с использованием наличных или жетонов не подвергаются сомнению административными органами в течение достаточно долгого периода времени. Однако актуальность применения этих технологий резко возросла именно в последнее десятилетие.

В 1990-е гг. вновь набрали темп процессы урбанизации. Как следствие, увеличилось число пассажиров общественного транспорта при одновременном росте “напряжения” во всех транспортных инфраструктурах городов и пригородных районов (увеличение количества грузовых и легковых автомобилей, возросшая мобильность населения, рост занятости и другие факторы, влияющие на интенсивность транспортных пассажирских потоков).

Поэтому городским органам власти в настоящее время приходится решать одновременно две отчасти противоречивых задачи: обеспечение большей “пассажировместимости” транспортных средств при сохранении (или увеличении) скорости перевозок. Применение карточных технологий (особенно бесконтактных карточек) позволяет в определенной степени “снять” эти проблемы за счет ускорения процесса оплаты проезда, увеличения пропускной способности (в метро или на пригородных поездах) и сокращения времени на посадку/высадку пассажиров (автобусы, трамваи).

Таблица 2

Сравнительная характеристика технологий, используемых для оплаты проезда в общественном транспорте

 

Бумажный билет

Карточка с магнитной полосой

Контактная смарт-карточка

Бесконтактная смарт-карточка

Стоимость одного билета/карточки из расчета партии в 1 млн. шт., долларов США

0,01

0,4

3,0

5,0

Число транзакций по одной карточке/билету

1

2 000

10 000

30 000

Стоимость одной транзакции, долларов США

0,01

0,0002

0,0003

0,00016

Надежность карточки/билета

приемлемая

низкая

высокая

высокая

Стоимость картридера, долларов США

нет

3 000

100

300

Затраты на техническое обслуживание карторидера (в среднем в год, долларов США)

нет

600

30

15

Безопасность

очень низкая

низкая

высокая

высокая

Пропускная способность

очень низкая

низкая

низкая

высокая

Источник:Gemplus

Страны Юго-Восточной Азии готовы показать всему миру, что представляют собой смарт-карточки на общественном транспорте

Если в целом по развитию микропроцессорных технологий европейские банки и другие операторы рынка заметно опережают конкурентов из других регионов мира, то в плане реализации проектов “электронных кошельков” и мультифункциональных карточек для оплаты проезда на автодорогах и в общественном транспорте передовые позиции прочно занимает рынок Юго-Восточной Азии.

Острота проблемы регулирования транспортных потоков в этом регионе объясняется исключительно высокими уровнями урбанизации и плотности населения, причем эти показатели имеют ярко выраженную тенденцию к росту. Например, в Гонконге при численности населения в 6,5 млн. человек его плотность достигает 6 тыс. жителей на 1 кв. км. Существуют прогнозы, что численность населения в этой стране к 2015 г. увеличится до 8 млн. человек.

Для большинства государств этого региона характерна так называемая “японская модель” регулирования рыночной экономики, в рамках которой государство играет существенную роль в финансировании, координации и управлении социально значимыми сегментами национальных хозяйственных комплексов. Традиционно сильны позиции государства и в стимулировании развития высокотехнологичных секторов, к которым относятся и микропроцессорные карточные технологии.

Первая попытка реализовать проект “электронных кошельков” в национальном масштабе в странах ЮВА имела место в Тайване еще в конце 1980-х гг. Карточки были ориентированы в основном на осуществление небольших покупок в торговых точках, однако было предусмотрено и “транспортное” приложение. В проекте была задействована “тяжелая артиллерия” в лице нескольких министерств, 20 банков, государственной клиринговой палаты. По непонятным причинам организаторы “забыли” договориться с владельцами торговых точек, в которых должны были обслуживаться “электронные кошельки”. Мало внимания было уделено и потенциальным пользователям, которые в те годы не имели ни малейшего представления, что такое смарт-карточки. Сейчас в Тайване вспоминают о проекте “единой национальной платежной карточки” как “об одной большой ошибке ценой в 50 млн. американских долларов”. Возможно, что для конца 1980-х гг. подобный проект был слишком новаторским: рынок смарт-карточек еще не был сформирован, и потребность в таких продуктах была очень мала.

Негативный опыт - это тоже опыт. Поэтому, когда в Гонконге, Сингапуре, Японии, Южной Корее и других странах региона ЮВА в середине 1990-х гг. начались масштабные проекты “транспортных” карточек, можно было не сомневаться, что ошибки коллег из Тайваня будут учтены.

 

Врезка.

Функциональные возможности национальной программы “электронных кошельков” Cash Cards в Сингапуре

1.   “Электронный кошелек”.

Реализуется в национальном масштабе с 1996 г. В программе принимают участие 5 банков, которые эмитировали более 1,2 млн Cash Cards. Считается, что на регулярной основе для оплаты покупок этими карточками пользуется примерно 20-25 тыс. жителей страны, и ежемесячный объем транзакций составляет 750 тыс. долларов США. Карточки Cash Cards принимаются в 15 тыс. торгово-сервисных точках и 1 тыс. платных таксофонов.

2.   Оплата проезда на дорогах.

Внедренная в середине 1998 г., система электронного сбора на автодорогах (Electronic Road Pricing, ERP) позволяет автоматически дебетовать карточки Cash Cards. 670 тыс. транспортных средств в Сингапуре оснащены специальными устройствами (валидаторами), которые установлены на панели управления. При подъезде к любому из 27 контрольно-пропускных пунктов карточка вставляется в такое устройство, что позволяет осуществлять оплату проезда “на ходу”, не снижая скорости. Система электронного сбора дает возможность получать в среднем в месяц до 2,3 млн. долларов США. Пока КПП установлены только в деловом центре Сингапура, однако государственные органы страны намерены в скором времени расширить сферу действия системы.

3.   Электронная коммерция.

Национальная система электронной коммерции C-One, действующая с 1998 г., дает возможность держателям карточек Cash Cards осуществлять покупки в 40 виртуальных магазинах. Среднемесячное число платежных транзакций в сети Internet с помощью карточек Cash Cards превысило 1 тыс., ежемесячный оборот составляет примерно 5,8 тыс. долларов США.

4.   Оплата проезда в общественном транспорте.

В апреле 1999 г. Управление общественного наземного транспорта Сингапура подписало контракт стоимостью 78 млн. долларов США с компаниями ERG и Motorola на разработку и установку системы оплаты проезда в городских автобусах и пригородных электричках. Первоначальный заказ оформлен на поставку 5 млн. карточек и 22 тыс. картридеров. Проект будет осуществляться на базе комбинированных (контактно-бесконтактных) карточек Cash Cards. Начало реализации проекта намечено на 2001 г.

Конец врезки.

 

Сингапурская модель использования “электронных кошельков” в транспортном секторе считается если не образцовой, то, по крайней мере, достойной подражания. Со времени запуска в 1996 г. система Cash Cards регулярно расширялась, охватывая новые сегменты рынка безналичных платежей и включая в число пользователей все новые категории держателей карточек.

Наиболее эффективно “кошелек” используется для оплаты проезда на автодорогах. До внедрения электронной системы сбора на основе карточек Cash Cards водители вынуждены были покупать специальные разовые пропуска, которые затем предъявлялись на контрольно-пропускных пунктах, установленных вокруг делового центра Сингапура. В утренние и вечерние часы пик на подъездах к КПП скапливались сотни автомашин. “Пробки” возникали и у автоматов, торгующих разовыми пропусками. Для того, чтобы быстрее внедрить карточную систему оплаты, власти Сингапура пошли на довольно неординарный шаг, бесплатно снабдив считывающими устройствами владельцев всех 670 тыс. транспортных средств в стране. При подъезде к КПП водитель вставляет карточку Cash Card в считывающее устройство, которое связано со специальной антенной на пропускном пункте. Бесконтактная технология оплаты позволяет оплачивать проезд за 1/10 секунды при скорости 100 км/час. Подсчитано, что водители, совершающие регулярные поездки в деловой центр Сингапура, ежемесячно тратят 60-70 долларов США на оплату проезда.

 


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?