Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Корпоративные платежные системы на основе обращения долговых обязательств

(Нет голосов)

19.10.1999 Количество просмотров 768 просмотров

Юрий Колякин, генеральный ди­ректор Института информацион­ных технологий, президент компа­нии CompassPlus, кандидат техни­ческих наук

Одним из наиболее эффектив­ных применений технологии электронных платежей, особен­но в современных экономичес­ких условиях, сложившихся в Российской Федерации, являют­ся корпоративные платежные системы на основе обращения долговых обязательств.

Разработанные в Институте Информационных Технологий и реализованные компанией CompassPlus технология, мето­дика и ряд технических, финан­совых и организационных ноу-хау, используемых при построе­нии таких платежных систем, на­званные PromCard в настоящее время эффективно применяются на многих промышленных пред­приятиях страны, обеспечивая решение целого ряда социаль­ных и финансовых проблем.

Суть методики PromCard за­ключается в использовании тех­нологии электронных платежей и пластиковых карточек для об­ращения долговых обязательств промышленных предприятий в интересах самих предприятий, их работников, подрядчиков и

поставщиков сырья материалов, местных и региональных бюдже­тов, работников бюджетных ор­ганизаций, пенсионеров и других незащищенных слоев населения.

Такая корпоративная платеж­ная система может быть создана промышленным предприятием, местными и региональными ад­министрациями (в сотрудниче­стве с бюджетообразующими предприятиями), бюджетными и внебюджетными фондами и розничными торговыми орга­низациями.

В платежной системе вводятся в обращение так называемые "внутренние", или "корпоратив­ные деньги", эмиссию которых выполняет специально образо­ванная управляющая компания или комитет, состоящий из пред­ставителей участников платеж­ной системы. "Корпоративные деньги" зачисляются на счета предприятий и частных лиц в специальном электронном бан­ке, ведущем счета и учитываю­щем операции, совершенные с их использованием. Обеспече­нием "корпоративных денег" яв­ляются продукты и товары на­родного потребления, разме­щенные для продажи в торговых предприятиях, принимающих "корпоративные деньги" в качестве средства платежа за товары и услуги. Инструментом для совершения платежа является кредитная пластиковая карточка, выпускаемая в обращение эми­тентами — участниками платеж­ной системы. Внешней формой движения "корпоративных де­нег" в платежной системе явля­ется взаимозачеты долговых обязательств между участника­ми, товарообменные операции, обращение товарных и денеж­ных векселей, выпущенных бан­ками, промышленными пред­приятиями и администрациями регионов и т.д.

В основу технологии корпора­тивных платежей PromCard, по­ложены несколько основных принципов.

Принцип товарного обеспечения корпоративных денег. Товары. подлежащие реализации, по­ставляются промышленными предприятиями (и другими уча­стниками платежной системы) в торговые предприятия платеж­ной системы в счет их долгов пе­ред работниками, подрядчика­ми, поставщиками сырья и мате­риалов или бюджетом. Эмиссия "корпоративных денег" (путем зачисления на корпоративные счета предприятий в электрон­ном банке) осуществляется управляющеи компанией ровно в объёме поступивших в торговые предприятия товаров народного потребления. Тем самым обеспе­чивается платежеспособность "корпоративных денег" и лик­видность их обеспечения.

Принцип обращения корпора­тивных денег. Предприятия — участники платежной системы, поставившие товары в торговую сеть и получившие на свои кор­поративные счета в электрон­ном банке эквивалентное возме­щение в виде "корпоративных денег", далее может использо­вать их по своему усмотрению — зачислить часть средств на част­ные счета своих работников, расплатиться с местным (регио­нальным) бюджетом, с предпри­ятиями — поставщиками матери­алов, сырья и услуг, с подрядчи­ками и т. д. Те, в свою очередь, могут также расплатиться со сво­ими работниками, поставщика­ми, бюджетом и т. д. Таким обра­зом возникает обращение обес­печенных "корпоративных де­нег" в платежной системе. Лик­видность товаров в ассортимен­те обеспечивается торговыми предприятиями и управляющей компанией, ориентирующихся при этом на сложившиеся потре­бительский спрос и потреби­тельскую корзину.

Принцип учета торговых наце­нок. Известно, что разница в це­нах при розничных и оптовых продажах товаров народного по­требления может достигать по разным группам товаров от 30% до 1000% и сильно зависит от объемов оптовых партий. Исследования показывают, что реаль­ная оптовая разница с учетом сложившейся потребительской корзины в российских регионах при достаточно больших торго­вых оборотах (обеспечивающих товарное снабжение для 5 тыс. человек и более) может дости­гать до 200%. Таким образом в корпоративной платежной сис­теме возникает возможность поддерживать низкие (конку­рентные) цены на предлагаемые населению товары народного потребления, уменьшая тем са­мым социальные проблемы, свя­занные, например, с ростом цен. Кроме того, возникающая цено­вая разница может использо­ваться промышленными пред­приятиями для покрытия высо­ких издержек производства, свя­занных с платежами естествен­ным монополистам, федераль­ных налогов, а также для собст­венного развития и инвестиций. Принцип отложенных налого­вых платежей. Чем выше оборот товаров в платежной системе и шире круг её участников, тем:

• больше оптовые скидки, получаемые у крупных оптовых торговых предприятиях или не­посредственно у производите­лей товаров;

• больше объемы сэконом­ленных предприятиями средств;

• выше эффективность та­кой дотационной финансовой схемы, реализуемой в корпора­тивной платежной системой.

Эффективность такой дота­ционной схемы сравнима толь­ко разве что с крупными прямы­ми финансовыми инвестиция-

ми, что в настоящее время явля­ется весьма проблематичным для большинства промышлен­ных предприятий России. До­полнительно, при правильной организации учета выплат зара­ботной платы работниками предприятий на основе време­ни фактического приобретения товаров в розничной сети, мож­но организовать более рацио­нальные (экономные) схемы на­логовых платежей, связанных с заработной платой.

Принцип кредитование промыш­ленных предприятий. Возможна и более консервативная схема то­варного обеспечения работни­ков промышленных предприя­тий и других участников корпо­ративной платежной системы, когда товары народного потреб­ления приобретает и предлагает к продаже само розничное тор­говое предприятие, участвую­щее в платежной системе, а дру­гие участники платежной систе­мы (предприятия, бюджетные фонды) рассчитываются с ним в денежной форме по мере по­ступления денежных средств и реализации товаров их работни­кам. При этом устанавливаются льготные (по сути — оптовые) цены при таких компенсацион­ных платежах (с учетом фикси­рованных торговых наценок торгового предприятия, опреде­ляемых прямым соглашением с управляющей компанией и пред­приятиями). В этом случае тор­говое предприятие, получающее солидное увеличение оборотов, как правило, пользуется коммер­ческим банковским кредитом для обеспечения своих оборот­ных средств. Тем самым, во-пер­вых, возникают условия, при ко­торых коммерческие торговые предприятия кредитуют фонд заработной платы предприятий и расчеты бюджета с населени­ем, в том числе по пенсиям, по­собиям, бюджетным дотациям, заработной плате бюджетных уч­реждений и организаций и т. д. а, во-вторых, обеспечивается на­дежное ликвидное вложение де­нежных средств коммерческих банков, в том числе средств ме­стного населения и тех же обслу­живаемых банками предприя­тий —участников корпоратив­ной платежной системы. Оче­видно, что такие кредиты более привлекательны для банков из-за высокой "ликвидности, неже­ли выданные непосредственно промышленным предприятиям. Принцип увеличения налогооблагаемой базы бюджета. Очевид­но, что используемая в корпора­тивных платежных системах безналичная форма платежей за товары и услуги исключает воз­можность уклонения от налогов в розничной торговле (по край­ней мере, в части, связанной с обращением неучтенных налич­ных денежных средств) и пред­полагает исполнение обяза­тельств перед бюджетом всеми участниками электронных пла­тежей, что легко контролирует­ся фискальными органами вви­ду обязательной электронной фиксации всех совершаемых операций. Таким образом, без­наличный денежный оборот корпоративной платежной системы увеличивает налогооблагаемую базу бюджетов. Эта об­стоятельство с учетом реально­го положения на криминализированном российском рынке розничных продаж является ос­новой для наиболее приемле­мой в настоящее время страте­гии местных и региональных ад­министраций по контролю за наличным денежным обращени­ем и полным и своевременным сбором налогов.

Принцип повышения качества розничной торговли. Приведен­ные выше особенности корпора­тивных платежных систем, сти­мулирующие всех её участников к развитию и расширению обо­ротов и электронных платежей, естественным образом требуют от розничной торговли более высокой организации и автома­тизации для обеспечения высо­кой пропускной способности торговых точек и эффективнос­ти использования торговых пло­щадей. Это влечет за собой обя­зательное увеличение качества и скорости обслуживания населе­ния, снижению непроизводи­тельных торговых расходов и из­держек.

Следствием создания и разви­тия корпоративной платежной системы является организация системы розничных торговых предприятий, имеющих воз­можность, в силу высоких то­варных оборотов, диктовать це­ны и уровень торговых наценок на розничном рынке. Это дает возможность местной админис­трации контролировать уро­вень цен вполне рыночными механизмами и тем самым ре­шать многие острые социаль­ные вопросы.

Принцип отказоустойчивости технических систем. Функциони­рование организованных со­гласно описанным выше прин­ципам электронных платежных систем, являющихся, по сущест­ву, социально ориентированны­ми платежными системами, предполагает использование современных отказоустойчи­вых технологий электронных платежей высокого уровня, рас­считанных на массовое широ­комасштабное использование населением. Отсюда вытекают требования к техническому обеспечению:

• надежность на уровне отка­зоустойчивости критических и опасных производств и техноло­гий — 24 часа в день 7 дней в не­делю 365 дней в году;

• масштабируемость произ­водительности в широком диа­пазоне;

• работоспособность при пи­ковых нагрузках;

• низкая стоимость носите­лей информации — пластиковых карточек, обеспечивающая при­емлемые затраты при переизда­нии и эмиссии;

•   комплексные    технологии электронных платежей, обеспе­чивающие выполнение банков­ских операций, учет эмиссии и обращения пластиковых карточек, розничных операций в торговых предприятиях,  выполнение платежей  (в том числе -коммунальных),     непрерывное интерактивное телефонное об­служивание и т. д.

Подводя итоги, можно опре­делить следующие преимущест­ва использования технологии корпоративных платежных сис­тем на основе обращения долго­вых обязательств:

Для работников промышленных предприятий, бюджетных предприя­тий, пенсионеров, населения региона:

1. Решение проблемы задер­жек выплат зарплаты, пенсий и других выплат вследствие кри­зисных явлений в экономике.

2. Стабилизация и снижение розничных цен на товары народ­ного потребления.

3. Повышение качества торго­вого обслуживания.

4. Фактическое инвестирова­ние средств фонда заработной платы предприятий в сохране­ние рабочих мест для работни­ков этого предприятия, разви­тие производства и стабилиза­цию финансового состояния предприятия.

5. Повышение платежеспо­собности бюджета вследствие увеличения налогооблагаемой базы, уменьшения теневого де­нежного оборота и пр.

Для промышленных предприятий:

1. Смягчение социальной на­пряженности благодаря обеспе­чению бесперебойного снабже­ния работников предприятий необходимыми товарами и услу­гами вне зависимости от финан­сового положения предприятия.

2. Появление дополнитель­ных ресурсов для расчетов с федеральным бюджетом и для собственного развития и модернизации    производства    в следствии:

• сокращения объёма денеж­ных средств, направляемых предприятиями на выплату зара­ботной платы;

• сокращения и отсрочки те­кущих налоговых платежей на фонд заработной платы и плате­жей во внебюджетные фонды;

• появления дополнитель­ной возможности экономии де­нежных средств путем расчета с местными бюджетами обращаю­щимися в платежной системе долговыми обязательствами;

• появления возможности рассчитываться долговыми обя­зательствами предприятий с по­ставщиками оборудования, мате­риалов, муниципальным транс­портом и предприятиями связи.

3. Включение внутренних до­тационных механизмов в резуль­тате создания благоприятных ус­ловий для реализации различ­ных схем товарной конвертации дебиторских и кредиторских за­долженностей, а также экспорт­но-импортных компенсацион­ных операций.

4. Значительное сокращение издержек на сопровождение и эксплуатацию ненадежных и громоздких талонных систем пи­тания и списочных систем рас­пределения товаров.

Для предприятий розничной тор­говли:

1. Значительное повышение роли, масштабов и форм дея­тельности предприятий рознич­ной торговли.

2. Создание благоприятных ус­ловий для повышения уровня обслуживания населения в рознич­ной торговой сети, увеличения качества и ассортимента предла­гаемых товаров и услуг, сниже­ние цен на товары первой необ­ходимости.

3. Значительное увеличение оборота товаров повседневного спроса, получение дополнитель­ных стимулов для обеспечения стабильных поставок по долго­срочным программам и возмож­ности реализации оптовых кон­трактов по низким ценам.

4. Создание благоприятных условий для организации раз­личных эффективных схем то­варной конвертации и зачета долгов с контрагентами с во­влечением в этот процесс неза­висимых комиссионеров, трей­деров, крупных оптовых по­ставщиков товаров народного потребления и других специа­лизированных фирм, способ­ных привлечь при этом свои собственные источники фи­нансирования.

5. Создание стимулов для ак­тивизации деятельности по осна­щению системами автоматиза­ции торговых предприятий, кон­троля и учета товарных потоков и материальных ценностей, и применения эффективных спо­собов организации торговых площадей.

6. Значительное уменьшение возможности хищений, махина­ций и злоупотреблений со сторо­ны работников торговли ввиду резкого уменьшения наличного кассового оборота и ликвидации талонной и списочной систем.

 7. Резкое (в 3-4 раза) увеличе­ние пропускной способности кассовых узлов в предприятиях общественного питания (завод­ских столовых) и существенное уменьшение очередей в час-пик.

8. Появление возможности автоматизировать учет работы кассовых узлов, контролиро­вать и проверять качество рабо­ты кассиров.

Для региональных банков:

1. Повышение рентабельнос­ти вложения средств в развитие системы безналичных расчетов на базе пластиковых карточек: благодаря возможности двойно­го использования создаваемой инфраструктуры - для обслужи­вания как банковских, так и кор­поративных карточек.

2. Извлечение дополнитель­ного дохода из обслуживания возрастающих масштабов дея­тельности системы розничных торговых предприятий и корпо­ративной платежной системы.

3. Появление дополнитель­ных кредитных ресурсов для инвестиционного и текущего кредитования предприятий ме­стной промышленности за счет экономии средств, на­правляемых на выплату зара­ботной платы работникам этих предприятий.

Для администраций и местных (региональных) бюджетов:

1. Обеспечение своевремен­ной выплаты пенсий, пособий, компенсаций и дотаций населе­нию регионов расположения предприятий (при расчете с ме­стным бюджетом долговыми обязательствами предприятий

в рамках корпоративной пла­тежной системы с выдачей пла­стиковых карточек работникам бюджетной сферы).

2. Перевод значительной ча­сти наличных денежных средств, обращающихся в реги­онах (в том числе и в теневом секторе), на банковские счета, и, следовательно, - резкое увели­чение налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней и, самое важное, - кредитной базы мест­ных банков для финансирова­ния развития местной промыш­ленности, муниципальных и со­циальных программ.

3. Возможность перевода всех коммунальных платежей на безналичную основу, телефон­ное интерактивное обслужива­ние и новые современные сред­ства документооборота (маши­ночитаемые документы) с целью повышения удобства и уменьше­ния затрат при оплате комму­нальных платежей для жителей, резкое сокращение издержек на эксплуатацию.

4. Организация региональ­ной системы телекоммуникаций на базе телекоммуникаций кор­поративной платежной системы с целью создания развитой реги­ональной инфраструктуры сбо­ра и передачи данных.

5. Возможность организа­ции внутрирегионального кли­ринга банковских, коммуналь­ных, налоговых и прочих пла­тежей, а также перечислений заработной платы, пенсий, сти­пендий, дивидендов, компенса­ций, дотаций, страховых плате­жей и пр. (в том числе и клиринг  неплатежей  и долговых обязательств).

6. Возможность выпуска в об­ращение специальной дисконт­ной торговой пластиковой кар­точки для населения с низким уровнем доходов.

7. Возможность выпуска в об­ращение карточки медицинско­го страхования для предъявле­ния в качестве страхового поли­са в медицинских учреждениях.

8. Общее улучшение крими­нальной обстановки ввиду сни­жения наличного денежного оборота.

9. Возможность присоедине­ния к другим локальным и регио­нальным, а также к российским и международным платежным системам, с целью обеспечения населения дополнительными ви­дами финансовых услуг и умень­шения оттока денежных средств из городов и регионов.

10. Появление предпосылок для создания централизованной высокоинформативной базы данных населения (с участием адресных столов, ЗАГС, УВД, ГАИ, налоговых органов, бан­ков, прокуратуры, служб безо­пасности предприятий, муници­пальных служб, администра­ций, органов ФСБ и т. д.).

Описанная схема организации корпоративной платежной сис­темы апробирована во многих проектах, реализованных компа­нией CompassPlus в Уральском регионе, и показала свою высо­кую эффективность при реше­нии многих социальных и фи­нансовых проблем промышлен­ных предприятий.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?