Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Камо грядеши.Перестройка в технологических компаниях

(Нет голосов)

19.10.1999 Количество просмотров 605 просмотров

Все течет, все изменяется - кажется, так говорил древний мыслитель, сидя на бережку и вглядываясь в набегающие на песок волны Эгейского моря. Потихоньку перестраивается международный рынок информационных услуг, не остается в стороне и российское карточное пространство. Самое интересное, что на конкуренцию в данном случае ничего списать не удастся- скорее, «виновником» текущих изменений является научно-технический прогресс. Особенно отчетливо это отражается на производстве карточек и карточного ПО. Судите сами: мировые гиганты - компании GEMPLUS и SCHLUMBERGERElectronicTransactions - традиционно позиционировали себя во вполне определенных секторах «карточного рынка» - в первую очередь, в разработке операционных систем, изготовлении и персонализации карточек, создании и продаже картридеров и терминальных устройств... И вот на тебе - с прошлого года обе компании начинают активно предлагать законченные решения для университетских городков, лыжных курортов, магазинов, электронной коммерции и т. д. - то есть, фактически вступают в конкуренцию со своими собственными VAR-партнерами. При этом в компании Gemplus, например, даже создается специальное подразделение - GemplusSoftwareSolutions, призванное разрабатывать платежные сиcтемы «под ключ» на базе собственных карточек, периферии, программного обеспечения и т. д.

В принципе, понять их можно. Огромные, мощные департаменты R&D, занимавшиеся разработкой закрытых операционных систем, библиотек подпрограмм и инструментариев разработчика, с появлением открытых платформ оказываются как бы «не у дел» (в особенности учитывая альтруистический подход SunMicrosystems к распространению JavaCard). Чем будут заниматься эти структуры, если, образно говоря, любой студент получит доступ к «святая святых» - спецификациям карточных операционных систем и приступит к самостоятельной разработке портируемыхприложений ...

Другой, не менее важной и действенной «движущей силой» перестроечного процесса в сфере IT является постепенная стандартизация и унификация отдельных компонентов платежной системы - оборудования, программного обеспечения, интерфейсов, технологий защиты...

В условиях тотальной стандартизации все попытки «реализовать себя» в рамках локального и нестандартного решения, по-видимому, обречены на провал. Или на медленное угасание «экспериментатора» как активного игрока рынка. В мире так и происходит: компании, которые попали «в струю», процветают, менее расторопные вынуждены избавляться от потерявшего актуальность бизнеса, развивать новые направления деятельности, создавать соответствующие этим направлениям подразделения или приобретать независимые компании, обладающие ноу-хау в интересующих их вопросах.

Международные компании

DataCard

В начале апреля 1999 г. американская диверсифицированная корпорация DataCardCorporation объявила о реорганизации структуры основной деятельности, которая отныне будет построена по принципу холдинга. В состав холдинговой компании DataCardGroup вошли три «автономных» подразделения - компании DataCardWorldwide, Credentia и MedAssure. DataCardWorldwide является разработчиком и поставщиком систем персонализации карточек, Credentiaзанимается разработкой новейших карточных технологий и поставкой систем идентификации, а MedAssure внедряет новейшие технологии в области здравоохранения и страхования

Комментируя цели реорганизации бизнеса, президент и исполнительный директор холдинга Гленн Хайленд (GlennHighland) отметил, что новая структура позволяет компании более оперативно реагировать на изменения спроса и ускоряет процессы разработки и внедрения новейших карточных технологий в финансовой сфере, торговле, здравоохранении и в других секторах экономики и сферы социального обеспечения.

Atmel иMotorola

Компания AtmelCorporation подтвердила информацию о покупке бизнеса по производству интегральных микросхем для смарт-карт у компании Motorola в начале апреля 1999 г. В результате Atmel, занимавшая менее 1% рынка, вышла на третье место среди производителей интегральных микросхем в мире. Впрочем, под контроль Amtel перейдет лишь технологическое «ноу-хау» компании. Все заводы, занимающиеся производством чипов, по-прежнему останутся в ведении компании Motorola. По оценкам экспертов, эта сделка обошлась Amtel примерно в 55 млн. долл.

Вплоть до 1995 г. компания Motorola была лидером в производстве интегральных микросхем для смарт-карт, но в последние годы ее положение на рынке существенно ухудшилось из-за усиления конкурентов в лице SiemensSemiconductors и STMicroelectronics. В результате было принято решение о продаже этой части бизнеса компании. Однако, Motorola по-прежнему будет заниматься разработкой программных продуктов и системной интеграцией в области приложений для смарт-карт.

DeLaRue ,Bull, Ingenico, Oberthur...

Корпорация DeLaRue достигла договоренности о продаже своего карточного подразделения CardSystems с французской компанией Francois-CharlesOberthurFiduciaire. Стоимость подразделениясоставила 200 млн. фт. ст., причем компания Oberthur выплатила 170 млн. фт. ст. наличными в момент покупки, а остальные 30 млн. фт. ст. буде выплачивать в более поздние сроки.

В сентябре 1999 г. исполнился ровно год с того времени, как DeLaRue начала искать потенциального покупателя карточного подразделения. Официальная позиция руководства корпорации состояла в том, что это подразделение было «технологически не связано» с другими производственными звеньями - подразделениями CashSystems и SecurityPaperandPrint. Для того, чтобы компания успешно развивалась в долгосрочном плане, необходимо было избавиться от «лишнего балласта», поэтому карточный бизнес и был выставлен на продажу. Существует и гораздо более прозаическое объяснение стремлению компании DeLaRue продать часть своих производственных активов. -  большая задолженность. Несмотря на попытки компании рационализировать свой бизнес, ее долг по состоянию на 31 марта 1999 г. оценивался в 126 млн. фт. ст. Поэтому продажа «ликвидного» карточного подразделения способствовала оздоровлению финансовой ситуации и поможет DeLaRue укрепить свои позиции в других направлениях деятельности. Следует также отметить, что эта компания не полностью ушла с карточного рынка, поскольку в июне 1999 г. она реорганизовала свое карточное подразделение, выделив из него службы, занимающиеся идентификационными системами и транзакционными услугами и образовав на их основе новое структурное подразделение ServicesDivision.

Что касается компании Oberthur, то приобретение части карточного бизнеса у DeLaRue, безусловно, позволило ей расширить свою долю на рынке смарт-карточек. После оформления сделки началась реорганизация дочерней компании Oberthur, занимающейся карточным бизнесом. Новое подразделение получило название OberthurCardSystems. В компании Oberthur надеются, что они смогут сохранить и упрочить связи, которые компания DeLaRue имела с ведущими международными платежными системами, а также с операторами рынка платного телевидения.

Напомним, что в начале 1999 г. DeLaRue осуществила еще одно «структурное преобразование», передав бизнес транзакцийонных терминалов корпорации Ingenico.

Ingenico, в совю очередь, не остановилась на достгнутом и «объединила усилия « в борьбе за мировой рынок терминальных устройств с компанией Bull.В результате достигнутого соглашения компания Ingenico превратилась в поставщика №2терминального оборудования в мировом масштабе, а Bull стала крупнейшим акционером «нового гиганта», получив 31% акций.

Партнерство Bullи Ingenicoпреследует три основных цели:

1. Комбинация технологического мастерства обеих компаний в области микропроцессорных карточек и терминальных устройств.

2. Рациональное «разделение труда» на различных географических рынках.

3. Снижение издержек каждой из компаний  на проведение НИР и ОКР ( Bullсосредоточит усилия на создании новых карточек и системной интеграции проектов, а Ingenico будет работать в области совершенствования терминальных устройств и картридеров).

Компания Bull будет осуществлять маркетинг и продажу терминальных устройств в странах Восточной Европы (включая Россию) и Норвегии. В других европейских странах продвижением терминальных устройств будет заниматься совместное предприятие Bull-Ingenico, в котором 51% принадлежит Bull, а 49% - Ingenico.

В Китае, Азии и Африке (за исключением Гонконга, Марокко, Турции и Сингапура), Bull также будет заниматься поставками терминалов. В остальных странах мира (включая США, Австралию и Новую Зеландию) компания Ingenicoбудет работать самостоятельно.

По словам Исполнительного директора Группы IngenicoЖан-Жака Путре (Jean-JacquesPoutrel), достигнутые соглашения позволят компании Ingenico усилить свое присутствие в странах Южной Европы и Латинской Америки, а также сосредоточить усилия в борьбе за рынки стран Северной Америки (США и Канады).

SiemensNixdorf

Совсем недавно - 26 октября 1999 г. было сообщено о покупке компаниями KohlbergKravisRoberts&Co. L. P. и GSCapitalPartnersIII, L.P. компании SiemensNixdorfRetail & BankingSystemsGmbH (3400 служащих, 21 представительство, поставщик банкоматов №4), входящей в состав концерна SiemensAG Компания будет перемунована в WincorNixdorf. Стоимость покупки составила 800 млн. долларов США

Российские компании

В России, в силу относительной неразвитости рынка карточных технологий, изменения не затронули предприятия по сборке карточек (потому что все, что собирается - собирается не для банков. А в небанковской сфере пока приоритетное значение имеет не стандартность, а цена).

Не коснулись они и предприятий, производящих оборудование для персонализации карточек (нет у нас таких предприятий!). Не пострадали и изготовители терминального оборудования (потому что все, что у нас есть - это сборка терминалов и банкоматов из готовых комплектующих; пришлют комплектующие для VOP -терминалов - соберут и их! - ни о каких R&D в этом сегменте рынка и речи не идет, а ведь именно R&D в первую очередь попало под «каток» прогресса).

А вот компании, которые занимались разработкой и поставкой платежных сиcтем на базе смарт-карточек, у нас были, есть и будут. И вот им-то и пришлось призадуматься (или придется сделать это в ближайшие год-два).

Наиболее известными поставщиками банковских (и небанковских) систем для работы со смарт-карточками в России являются такие компании (в алфавитном порядке), как АйТИ, BGSSmartcardSystems, Скантек Сервис, ЦФТ и Юнион Кард. Во всех таких компаниях - где раньше, где позже - произошли структурные или стратегические изменения (или и то и другое). Правда, движущей силой таких изменений стал не научно-технический прогресс, а объективные российские реалии в форме прошлогоднего августовского кризиса. В этом есть и определенные плюсы: под влиянием кризиса компании оказались вынужденными заняться структурной перестройкой и переопределением приоритетов в развитии бизнеса заблаговременно, не дожидаясь «нашествия» на российские просторы западных компаний со стандартными разработками в области смарт-технологий.

АйТи

АйТИ первой «почуяла недоброе» (видимо, сказывается «западная закалка» материнской компании PTI), и уже в 1997-начале 1998 г. заговорила о необходимости структурных изменений, перестройке бизнеса и т. д. Раньше компания поставляла системы на базе пластиковых карточек в основном для банков. В 1998 и 1999 гг. - не было ни одной новой инсталляции SmartCity в банковском секторе. В основном компания занималась поддержкой существующих клиентов, выпуском новых версий продукта - опять-таки для уже имеющихся клиентов, а также активно предлагала (в том числе и банковским структурам) комплексные решения для создания информационных систем (продукты семейства Boss и т. д.). Хотя «разработка жилы» home-banking и home-shopping (Decart, ЭЛиТ) продолжалась, наблюдался постепенный «дрейф» в сторону небанковского сектора: появились облегченные версии SmartCity - SmartCityBox (ноябрь 1997 г.) и SmartCityLite (октябрь 1998 г.), причем в последнем случае были приняты меры для обеспечения преемственности недорогих усеченных и дорогих полноценных решений. Было выпущено специализированное ПО для нужд конкретных отраслей (если ранее, в частности, декларировалось, что существующее ПО - одно и то же! - может быть с одинаковым успехом использовано банками, страховыми компаниями, корпорациями, администрациями регионов, АЗС и т. д., то начиная с прошлого года пошла активная дифференциация предложений - SmartCityGas -для АЗС (Лукойл, Волгонефтепродукт), SmartCityHotel  - для отелей (санаторий в Бору, бизнес-центр «Кристина», пансионат Янгантау), SmartCityAvto - для парковок (муниципальный рынок в Отрадном) и т. д.

АйТи занимает на рынке информационных технологий особое положение. Ее деятельность диверсифицирована, в структуре компании есть и другие (и даже более сильные) подразделения, в частности, занимающиеся сетевыми решениями, есть дочерняя компания Арифмет, есть такие проекты, как семейство программных продуктов БОСС и т. д. Так что на карточках для АйТи свет клином все-таки не сошелся. Учитывая к тому же, что материнскую компанию PTI Technology и одновременно права на технологию SmartCity приобрела компания ICL, которая и занимается теперь продвижением технологии и приведением ее в соответствие с новыми технологическими веяниями (партнерстов с Microsoft и т. д.).

8 октября 1998 г. компания ICL сообщила о приобретении 100% акций компании ProductTechnologiesInc. (PTI) - лидера на американском рынке в области системной интеграции проектов смарт-карточек. PTITechnologies вошла в состав подразделения ICLSmartCardGroup, которое возглавил президент PTI Билл Маджино.

В результате, новая «стратегия выживания» АйТи (а точнее, департамента электронных платежных систем) складывается из следующих составляющих:

- поддержка имеющихся клиентов

- выпуск облегченных версий (? Инсталляции? В т. ч. и у партнеров)

- «дрейф» в небанковскую сферу и экспорт технологий

- электронная коммерция («пробный шар»)

Центр Финансовых Технологий

В схожей ситуации (хотя все-таки в несколько худшей) оказался и Центр Финансовых Технологий - поставщик банковских систем, составной частью которых является софт для карточных проектов. Учитывая, что ЦФТ и процессингом занимается, и оборудование для карточных проектов продает, провал в карточном бизнесе был бы для этой компании весьма ощутимой проблемой.  Диверсификация деятельнос­ти ЦФТ на небанковский сектор по ряду причин носит менее вы­раженный характер, чем в компа­нии АйТи. Во-первых, августов­ский кризис затронул большинст­во банков — участников системы "Золотая Корона" в меньшей сте­пени, чем крупные "централь­ные" финансовые институты. Во-вторых, проблемы московских банков и их восточных филиалов привели к оттоку от них значи­тельной части клиентов и вре­менному расширению ниши зар­платных проектов, которую с ус­пехом стала заполнять "Золотая Корона". И, наконец, в-третьих,ЦФТ специализируется (как и следует из его названия) на финансовом секторе и просто не в состоянии быстро сойти с «банковской орбиты".

Зато   компания   пред ряд удачных попыток географической диверсификации, в частности на польский рынок, а также начала расширение спектра предлагаемых банкам продуктов и услуг. Добавим также, что ЦФТпомог   выстоять   и   целый ряд своевременно разработанных и  выброшенных  на  рынок антикризисных программ.

BGSSmartcardSystems

До кризиса жили хорошо и «в ус не дули» - шутка ли, поставщик и софта, и карточек для крупнейшего банка страны. Можно жить на сопровождении такого проекта хоть всю жизнь. Однако и над головой BGS начали «собираться тучи»:за 1998 г. - ни одной инсталляции системы в российских банках. Да, что-то там в Казахстане, Узбекистане и на Украине (в ограниченных масштабах), но тенденция нехорошая. По-видимому, необходимость в структурной реорганизации бизнеса назрела. В апреле 1999 г. Совет Директоров компании BGSSmartcardSystemsAG утвердил новую организационную структуру компании, ориентированную на международный характер бизнеса и экспансию на рынки стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Кроме того, было принято три судьбоносных решения.

Первое - о «реинкарации» U.E.P.S. - выпуске переработанного продукта с расширенной функцональностью и новой торговой маркой DUET. Причем «на вооружение» была принята распространенная идеология, включающая выпуск основной версии (ядра) и расширений к основной версии - LoyaltyoptionsforDUET, DUETforadministration, DUETfori-commerce, а также (правда, пока в форме анонса) DuetforPetrol. Правда, в отличие от АйТи, «устремившейся на охоту» за предприятиями небанковской сферы, «фокус-группой» для BGS в России и странах постсоветского пространства по-прежнему остаются банки (или банк?) - даже если в карточном проекте формально заинтересована, к примеру, региональная администация.

Второе - о расширении пристутствия на развивающихся рынках. С этой целью были созданы региональные представительства компании в Сан-Паоло (Бразилия) и Дели (Индия), а также представительства в Уругвае (на базе СП BGSUruguay в Монтевидео) и Шри-Ланке ( на базе СП BGSSriLanka в Коломбо).

СканТек

Ситуации у БГС и Скантека похожи. Обе компании - в первую очередь поставщики софта для программ банковских карточек. Однако за спиной БГС стоит материнская компания из Австрии. За спиной Скантека не стоит никто, и поставщиком Сбербанка компания тоже не является. Проникновение на международные рынки - вещь хорошая, однако трудно привести пример, когда это получалось без активной поддержки западного партнера (не считая, конечно, ЦФТ в Польше, что скорее является исключением из правил, чем правилом). Небанковские карточки пока идут со скрипом. Банковские, впрочем, тоже.

Сама компания Скантек Сервис оценивает свое будущее очень реалистично. Судя по всему, на рынок микропроцессорных технологий пришли реальные деньги. Это обстоятельство станет мощнейшим стимулом для тех, кто ранее выступал в роли наблюдателей рынка, лишь имитируя активное участие. Поэтому прихода на наш рынок крупнейших американских разработчиков ПО не избежать. Более чем вероятно, что в «карточном» плане нашу страну ждет та же участь, что и в остальных направлениях IT, а именно - роль потребителя продукта, произведенного в США «Мы будем обслуживать имеющихся клиентов, добавлять к проектам новую функциональность, повышать качество работы платежных систем. Однако все это не сможет предотвратить массового вторжения на российские просторы множества западных компаний с уже готовыми, и, главное, стандартными решениями для обслуживания стандартных же смарт-карт на стандартном же оборудовании в ближайшие 2-3 года. Мы не сможем с ними конкурировать. Поэтому крупным технологическим компаниям, которые занимались и продолжают заниматься внедрением смарт-карточек, волей-неволей придется пересматривать свою политику, переориентируясь с разработки на обслуживание. ( Я говорю это не потому, что мы в чем-то уступаем западным разработчикам в интеллектуальном плане. К сожалению, в России просто нет денег, чтобы перебить те 70% IT-рынка, которым владеют американцы.)  Российским компаниям в некотором смысле придется стать «агентами империализма», поскольку внедрение систем такого уровня, которые пойдут с Запада, потребует серьезной поддержки со стороны хорошо подготовленного персонала.. Да, зарплатные проекты, видимо, останутся за нами - так же, как и небольшие программы для клубов, ресторанов и т. д. - до тех пор, пока западных конкурентов всерьез не заинтересует этот сектор рынка».

Так стоит ли ломать копья и инвестировать в R&D новых проектов, когда сегодня никто не может с уверенностью сказать, за кем из троих тигров (MULTOS, JavaCard, SmartCardforWindows) останется победа, а главное - как это отразится на сидящей на дереве обезьяне? Свалится ли она с дерева и будет съедена западным хищником, пойдет ли своим путем - перепрыгивая с дерева на дерево и не спускаясь на землю, или сумеет подружиться с победителем? Для компании Скантек Сервис наиболее вероятным представляется третий вариант. Западные IT компании, придя в Россию, будут испытывать значительную потребность в квалифицированных партнерах, дистрибьютерах их продукции, сервисных компаниях и т. д. Возможно, именно это - перспектива российских технологических компаний...

***

Возможно, в сложившейся ситуации кого-то охватит желание злорадно захихикать и потирая ладошки, сказать: «А мы говорили. Мы предупреждали! Надо было соблюдать стандарты. Торопиться некуда!» Однако, если следовать железной логике «премудрого пескаря», сегодня в России было бы на несколько миллионов микропроцессорных карточек и несколько десятков тысяч устройств для работы с ними меньше. Не было бы опыта в работе с такими карточками - ни у сотрудников банка, ни у кассиров в магазинах. Не было бы подготовленных и компетентных сотрудников в российских компаниях. Может быть, овчинка стоила выделки?

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?