Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Компания ЛАНИТ:решения для сетей банкоматов

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

14.01.1998 Количество просмотров 890 просмотров

Неотъемлемым элементом архитектуры любой платежной системы на базе пластиковых карточек, в которой предусмотрена установка банкоматов, является контроллер сети устройств самообслуживания (ATM Management System). К функциям этого модуля относится подготовка ресурсов банкоматов и их загрузка, процессинг транзакций, мониторинг и управление устройствами, а также связь с хост-системой.

Для платежной системы, предполагающей установку банкоматов, поддерживающих протокол D912, но не имеющей в составе программного обеспечения собственного контроллера банкоматов, привлекательным решением является контроллер PACE, программный продукт компании Diebold. Этот контроллер может быть использован для управления небольшими локальными сетями банкоматов или объединения таких сетей на уровне процессинговых центров. Однако, как и любой другой программный продукт, контроллер PACE имеет некоторые ограничения, с которыми будущим потребителям придется считаться:

- по количеству устройств, подключаемых к одному контроллеру (до 56 банкоматов);

- по протоколу подключения к хост-системе (используется протокол D1000, протокол ISO8583 не поддерживается).

На рис. 1, 2, 3, 4, 5 представлены варианты подключения банкоматов к контроллеру сети.

Программное обеспечение банкоматов

Программное обеспечение банкомата IBM включает следующие элементы:

- OS/2 - многозадачную операционную систему;

- CSS (Communication Subsystem) - коммуникационную среду передачи информации между элементами системы;

- TCS - подсистему управления устройством в целом и отдельными элементами;

- набор API - инструментарий для разработки приложений.

Подсистема TCS реализует функции управления и мониторинга устройств банкомата, включая удаленную загрузку ресурсов, оперативное управление устройствами банкомата, автоматическую диагностику устройств и выдачу рекомендаций по устранению неисправностей, взаимодействие с контроллером сети и т. д.

Коммуникационная подсистема банкомата (CSS)предназначена для упрощения работы с различными сетевыми протоколами и соответствующего представления данных. Основной функцией подсистемы является доставка сообщений по адресу, назначенному конкретной задачей (при необходимости подсистема может изменять направление коммуникационных потоков). При этом технология обмена сообщениями не зависит от содержания и структуры сообщений.

Каждый процесс в системе работает с одним объектом - собственно коммуникационной подсистемой CSS, обеспечивающей единый программный интерфейс к своим устройствам. Для доставки сообщения используется соответствие логическое устройство-порт (физический или виртуальный); при этом каждый порт связан с драйвером транспортного протокола CSS, например с TCP/IP, а драйвер, в свою очередь, связан с драйвером-процессом OS.

Обмен сообщениями между двумя процессами строится следующим образом. Процесс В знает имя  драйвера транспортного протокола CSS, через который он должен получить информацию от процесса А. Он отправляет запрос, доступен ли этот драйвер, и, в случае положительного ответа, «прослушивает» устройство.

Процесс А, в свою очередь, отправляет запрос, доступен ли драйвер CSS, и, в случае положительного результата, передает ему информацию для процесса В. Между виртуальными портами, связанными с устройствами А и В, устанавливается логическое соединение, через которое и выполняется передача данных.

Вообще говоря, между двумя процессами может быть установлено два типа соединений - физическое и логическое (виртуальное). Первый тип соединения имеет место при взаимодействии с внешней средой (например, коммуникационной подсистемой контроллера сети), второй - при взаимодействии внутренних процессов в устройстве.

Типовое программное обеспечение устройств самообслуживания IBM обладает рядом преимуществ. В частности, используется стандартная процедура подготовки конфигурации банкоматов (с помощью параметризации). Благодаря наличию коммуникационной подсистемы не требуется низкоуровневое программирование обмена сообщениями между устройствами банкомата и между банкоматом и «внешним миром». Поскольку в настоящее время написаны коммуникационные драйверы под все основные транспортные протоколы (TCP/IP, X.25, X.28, LAN, TC500/700), банкоматы обладают мощными коммуникационными возможностями, что упрощает их подключение к сети и позволяет выполнить это подключение так, как это нужно банку.

В то же время, использование стандартного программного обеспечения накладывает на работу устройств ряд ограничений. В частности, поскольку прямой (не через подсистему TCS) доступ к интерфейсам устройств банкомата ограничен, программирование устройств для использования в ситуациях, не предусмотренных стандартным программным обеспечением, затруднено. Кроме того, невозможно параметризовать работу устройства с интеллектуальными карточками, что создает значительные трудности при подготовке конфигурации системы и не позволяет устройству работать с интеллектуальными карточками, относящимися к различным платежным системам.

SmartATM - обслуживание микропроцессорных карточек в банкоматах

До настоящего времени[1] технологии работы с микропроцессорными карточками, разработанные различными компаниями, несовместимы друг с другом, даже если используются карточки одной и той же модели. Организовать прием таких карточек, относящихся к различным платежным системам, на одном и том же оборудовании, если устройства этого оборудования программируются «напрямую», практически невозможно по той простой причине, что в каждой платежной системе используются собственные сценарии работы с карточками и программное обеспечение, соответствующее этим сценариям. Если же структура данных на карточках различна, то задача усложняется. Есть и еще одно затруднение, связанное с нежеланием компаний-разработчиков приложений для карточек с интегральной микросхемой раскрывать «третьим лицам» структуру и расположение приложений на карточке и в особенности - технологию хранения конфиденциальной информации.

Для решения указанных проблем компанией ЛАНИТ была разработана технология SmartATM (см. рис. 1).

Суть используемой технологии заключается в установке дополнительного программного модуля SmartATM над подсистемой TCS. В случае работы с магнитными карточками этот модуль является «прозрачным» и не влияет на передачу информации, но при работе с интеллектуальными карточками переопределяет направление коммуникационных потоков в соответствии со сценариями обслуживания конкретных карточек.

С одной стороны, SmartATM взаимодействует со стандартным программным обеспечением банкомата через коммуникационную подсистему и позволяет управлять сценарием поведения банкомата в зависимости от параметров конкретной карточки. С другой стороны, SmartATM взаимодействует с микропроцессорной карточкой. Уровень взаимодействия с карточкой определяется поставщиком карточной технологии. В этом смысле диапазон возможностей SmartATM очень широк, начиная от низкоуровневых команд операционной системы (для микропроцессорных карточек с OS) и заканчивая интерфейсными функциями API, предоставляемыми поставщиками карточных технологий. Спецификация интерфейса между терминальной программой и функциями API позволяет достаточно просто интегрировать карточные технологии в SmartATM, сохранив при этом необходимый поставщику уровень закрытости технологических тонкостей, составляющих know-how.

Технология SmartATM позволяет обслуживать в банкоматах как магнитные карточки, так и интеллектуальные карточки различных компаний-производителей. При этом микропроцессорные карточки могут иметь  различные операционные системы и «маски». Единственное условие - тип карточки должен поддерживаться устройством чтения карточек самого банкомата.

Определение типа карточки происходит на уровне API поставщика карточной технологии, SmartATM только задает вопрос: «Это карта ТИП I, II,...?». Далее терминальная программа продолжает работу с функциями только того набора API, функция определения типа карточки которого дала положительный ответ. Механизм динамических библиотек операционной системы OS/2 позволяет SmartATM рационально использовать системные ресурсы.

Архитектурные особенности SmartATM обеспечивают необходимые уровни абстракции различных технологических процессов, характерных для терминальной программы обслуживания карточек в банкоматах. Например, ядро SmartATM занимается только организацией приема и посылки данных, используя механизм потоков OS/2. Специальный модуль - PAD - отвечает за сборку и разборку прикладных сообщений протоколов обмена данными. Интерфейс с API поставщиков карточных технологий обеспечивает Event Processor. Кроме того, отдельные модули предназначены для обработки ошибок и формирования данных для отображения на экране и печатающих устройствах банкомата.

SmartATM также обладает возможностями работы со специальным оборудованием банкомата - «черным ящиком». Отдельный модуль в составе SmartATM способен обеспечивать шифрование канала, по которому данные передаются от банкомата в локальную или глобальную сеть.

врезка

В декабре 1997 г. исполнился год с момента подписания соглашения между компаниями BGS и ЛАНИТ об использовании модуля SmartATM в составе программного обеспечения для банкоматов в платежных системах, построенных на стандарте U.E.P.S. За это время с использованием технологии SmartATM/U.E.P.S. реализованы или осуществляются проекты со Сбербанком  России, Промстройбанком России, банком Внешнеэкономической Деятельности Узбекистана, ОлБанком, МАК-Банком.

Программное обеспечение SmartATM/U.E.P.S. поддерживает выполнение следующих транзакций:

- загрузка средств с карточного счет на закрытый счет карточки;

- выдача наличных с закрытого счета карточки;

- получение мини-выписки по карточке;

- получение выписки о последних операциях по карточке;

- получение выписки о состоянии картсчета;

- перевод средств с закрытого счета карточки на открытый;

- смена пароля на зачисление средств на карточку;

- смена пароля на списание средств с карточки;

- удаленная инкассация банкомата;

- загрузка стоп-листа.

Система сервисного обслуживания: решение на базе компьютерной телефонии

Важным направлением деятельности департамента банковских и информационных технологий компании ЛАНИТ является обеспечение высокого уровня сервисного обслуживания банкоматов. С этой целью, в частности, используется одна из разработок департамента, основанная на применении компьютерной телефонии.

Каждый банк, заключающий с компанией договор на техническую поддержку и сервисное обслуживание банкоматов, получает специальный идентификатор клиента, а также справочник кодов технических неисправностей. При обнаружении неисправности в работе устройства сотрудник банка набирает телефонный номер и в ответ на приглашение системы называет свой идентификатор, код неисправности, а также (по желанию) может оставить голосовое сообщение.

Весь штат группы сервисного обслуживания обеспечен пейджерами. Далее система проверяет, кто из сотрудников сервисной службы в данный момент времени находится в пределах досягаемости, набирает номер пейджинговой компании и оставляет сообщение для конкретного абонента. Абонент, перезвонив в систему и назвав свой код, может прослушать голосовое сообщение банка-клиента и, в свою очередь, сообщить, когда он прибудет в банк для устранения неисправностей.

После этого система перезванивает в банк-клиент и передает сообщение «Инженер сервисной службы принял вызов и прибудет для устранения неисправностей тогда-то и тогда-то».

Таим образом, система позволяет минимизировать сроки устранения неисправностей при оптимальной загрузке персонала компанииn.

врезка

Совместное российско-шведское предприятие ЛАНИТ (Лаборатория новых информационных технологий) было образовано в октябре 1989 г. Компания специализируется на построении локальных и региональных компьютерных сетей, внедрении систем комплексной автоматизации для предприятий, организаций и банков.

Около 3 лет назад компания ЛАНИТ стала бизнес-партнером мирового гиганта в области «банкоматостроения» - корпорации IBM. За  годы своей деятельности на рынке устройств самообслуживания компания заключила контракты на поставку, установку и дальнейшее сопровождение сетей банкоматов с рядом крупных российских банков - Московским Сбербанком, Промстройбанком, банком «Менатеп», Элбим-банком, Далькомбанком, Дальрыббанком, Национальным банком Внешнеэкономической Деятельности Узбекистана, Приват-банком и т. д., а также приобрела опыт практической эксплуатации своих разработок в составе различных программно-аппаратных комплексов. В настоящее время Ланит сотрудничает с тремя ведущими производителями банкоматов – компаниями IBM, NCR и BULL, предлагая полный спектр услуг для решения задач построения, развития и сопровождения сетей банкоматов, в том числе:

- определение и сопровождение конфигурации сети банкоматов;

- спецификацию и поставку необходимого оборудования и программного обеспечения, конфигурирование и подключение оборудования в местах установки;

- разработку дополнительного программного обеспечения для проектов с использованием интеллектуальных карточек и адаптацию программного обеспечения к решению задач конкретной платежной системы (изменение протоколов взаимодействия, сбор дополнительной статистики и т. д.);

- гарантийное, послегарантийное  и консультационное обслуживание по развитию и сопровождению сети банкоматов;

- поставку расходных материалов и аксессуаров для банкоматов;

- установку дополнительных систем безопасности для защиты банкоматов: сигнализация, системы видеонаблюдения и т. д.



[1]Возможно, с переходом на JavaCard-совместимые карточки и приложения ситуация изменится.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?