Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Круглый стол компании АйТи

(Нет голосов)

19.02.1998 Количество просмотров 763 просмотра

Роль локальных платежных систем в создании общенациональной платежной системы (специфика и перспективы)

Круглый стол проходил 5 февраля 1998 г. в рамках Первого международного московского форума по платежным картам в России и Треть­ей международной конференции и выставки «Интеллектуальные карты России-98». Одним из генеральных спонсоров этого мероприятия вы­ступила торговая марка SmartCity®, принадле­жащая комапании АйТи.

Ведущий Круглого стола - А. Гризов (жур­нал «Платежи. Системы. Карточки»). Участни­ки: В. Вайнштейн (компания АйТи), С. Добриднюк («Зелак-банк»), Е. Платонов (ЦБ РФ), В. Сенкевич (ЭЛБИМ Банк), Дж. Садлер (ком­пания VeriFone), Б. Маджино (компания PTI), К. Преображенский (группа «Платежные систе­мы Интернет»), Ю. Перлин («ИВК системе»), В. Шандровский («Интекснаука»), Ю. Демидович (компания BGSSmartcardSystems) и другие.

Вопросы, вынесенные на обсуждение участни­ками Круглого стола:

1. Принципы создания и инфраструктура со­временных локальных платежных систем.

2. Опыт создания локальных систем в нашей стране и за рубежом.

3. Реализация поддержки общенациональных стандартов в локальных платежных системах.

4. Программы государственной поддержки при создании безналичных платежных систем.

5. Роль программ поощрения постоянных кли­ентов в локальных и национальных платежных си­стемах.

Ниже приводится изложение выступлений ос­новных докладчиков и краткий обзор хода об­суждения по указанным вопросам.

Наиболее оживленная дискуссия развернулась по первым двум вопросам.

В.Вайнштейн выразил точку зрения, что основной целью и ключевым моментом создания локальной системы на осно-ве пластиковых карточек является получение при­были каждым из участников. Вопросы технологии, типов эмитируемых карточек, стандарты играют подчиненную роль. Создание локальной системы необходимо начинать с детально разработанного бизнес-плана, в котором должны быть указаны основные этапы и методы построения такой сис­темы. По мнению В. Вайнштейна, пока банк не выпустит определенное количество карточек, не установит определенное количество банкоматов и торговых терминалов, он не может рассчиты­вать на достижение окупаемости и прибыльности проекта. Это особенно важно для тех банков и финансовых учреждений, которые в своей дея­тельности ориентируются на «средние» слои насе­ления, составляющие основную часть потребите­лей пластиковых карточек. В дальнейшем, если банк правильно рассчитал необходимые инвести­ции, правильно выбрал оборудование и т. д., то есть правильно реализовал свой бизнес-план, пла­тежная система начинает постепенно приносить прибыль такому банку. На следующем этапе, ког­да полученная прибыль начинает реинвестиро­ваться, банк может планировать свое дальнейшее поведение на рынке, а именно, с какими другими платежными системами сотрудничать, в какие ас­социации входить. При этом очень важным мо­ментом является то, что в этот период банк уже получает прибыль в рамках локальной системы. Таким образом, широкое распространение пла­тежных карточек возможно и реально только тог­да, когда каждая локальная система и каждый входящий в ее состав участник будет устойчиво получать прибыль.

Далее выступающие обсудили вопрос, связан­ный с критериями выбора платежной системы, которыми должен руководствоваться банк в сво­ей стратегии развития бизнеса пластиковых кар­точек.

С.Добриднюк, анализируя стратегию «Зелак-банка», отметил, что при выборе платежной сис­темы банк руководствовался следующими крите­риями: хорошая проработка алгоритмов, мас­штабируемость, многоэмитентность, обеспечение безопасности, гибкость финансовых моделей. С учетом этих критериев «Зелак-банк» не стал со­здавать свою собственную локальную систему, а сразу присоединился к системе «Золотая Коро-

на», которая, по мнению С. Добриднюка, отвеча­ет названным критериям. Таким образом, «Зелак-банк» выбрал иную, чем предлагал В. Вайнштейн, модель.

В ходе дискуссии выяснилось, что платежная система «Зелак-банка» фактически работает как локальная. Данный пример продемонстрировал, что технологические аспекты превалировали при выборе системы и что инвестиции, обеспечиваю­щие совместимость технологий «Зелак-банка» и «Золотой Короны», скорее всего, начнут окупать­ся в достаточно отдаленной перспективе.

Б. Маджино в своем выступлении высказал мнение, что процесс создания национальных пла­тежных систем на базе развития локальных «кар­точных» проектов можно сравнить с тем, как из молодых побегов вырастает лес. Этот процесс занимает достаточно длительный период времени. Например, десять1лет назад в США существова­ло около 19 тыс. банков, многие из которых вы­пускали свои собственные платежные и банко-матные карточки. Постепенно участники осознали необходимость укрупнения сетей банкоматов и размеров сетей приема карточек и начали объе­диняться. Однако до сих пор в этой стране суще­ствуют и развиваются десятки тысяч платежных систем в рамках отдельных штатов и даже от­дельных городов. Одними из наиболее перспек­тивных локальных систем в настоящее время яв­ляются проекты университетских карточек. По­пытки государственных органов и ФРС создать национальную платежную систему, в частности, на базе микропроцессорной карточки, оказались неудачными, поскольку для этого были собраны банки с совершенно различными интересами, ко­торые даже не смогли договориться, кто станет выпускать карточки первым. По мнению Б. Мад­жино, роль государственных органов должна сво­диться к общему руководству и выработке общих направлений развития платежной системы.

Последующие выступающие обсудили различ­ные аспекты построения платежных систем в ря­де стран (в Японии, США, на Украине, в Молдо­ве) и пришли к единому мнению, что, по крайней мере, в настоящее время и в нашей стране, и за рубежом построение платежных систем «снизу» является более эффективным, чем «сверху». Од­нако государственные органы Российской Феде­рации должны играть более активную роль как при создании единого правового «пространства» для платежных систем, так и в вопросах выработ­ки единых технологических и информационных стандартов.

Вопросы, связанные с существованием техно­логических и информационных стандартов и их ролью в развитии локальных платежных систем, рассматривались в выступлениях большинства участников Круглого стола. В частности, в ряде выступлений было отмечено, что разработка тех или иных стандартов в области бизнеса пластико­вых карточек зависит от стратегии и поведения самих участников локальных систем. Однако ни локальные, ни национальные платежные системы не могут функционировать независимо друг от друга. Российское банковское сообщество - это часть мирового сообщества. Поэтому проблема соответствия российских стандартов междуна­родным по-прежнему является актуальной для всех участников бизнеса пластиковых карточек.

В. Вайнштейнобратил внимание присутствую­щих на то обстоятельство, что в некоторых пла­тежных системах (например, в системах «Золотая Корона» и UnionCard) интересы поставщиков тех­нологий и собственно участников платежных сис­тем очень тесно переплетены. Поэтому технологи­ческие компании не заинтересованы в открытости платежных систем. Именно такое сращивание ин­тересов препятствует развитию платежной систе­мы «снизу» в нашей стране. С. Добриднюк, в принципе согласившись с этой точкой зрения, от­метил, что экономические интересы технологиче­ских компаний в подобных ситуациях вполне по­нятны. Однако отечественный рынок пластиковых карточек еще очень далек от насыщения, поэто­му говорить о позиции поставщиков технологий как о главном факторе, мешающем развитию платежных систем, вряд ли целесообразно.

Касаясь роли Центрального Банка России в ста­новлении национальной платежной системы, Е. Пла­тонов отметил, что дискуссия по этому поводу ве­дется уже не первый год. В недалеком прошлом ЦБ РФ предпринял несколько попыток объединить ведущих операторов для выработки единых стан­дартов. В частности, в 1995-1996 гг. ЦБ РФ попы­тался договориться с 15-20 ведущими российскими банками о создании единых стандартов, которые могли бы стать базой для построения националь­ной платежной системы. В указанный период банки ответили отказом на инициативу Центрального бан­ка, сославшись на то, что они уже инвестировали значительные средства в разработку собственных стандартов, и дополнительные вложения в эту сфе­ру, равно как и замена действующих стандартов, представлялись им нецелесообразными.

Впоследствии ЦБ РФ предпринял еще одну попытку совместить интересы участников «карточ­ного» бизнеса. На этот раз речь шла о совмести­мости продуктов трех ведущих российских ассо­циаций («Золотая Корона», STB-Card и UnionCard) и возможном появлении межсистемного интегратора. Но и в этом случае представители пла­тежных ассоциаций не смогли договориться меж­ду собой, предпочтя развивать свой бизнес неза­висимо друг от друга. Поэтому, по мнению Е. Платонова, прежде чем говорить о создании национальной платежной системы на базе единых стандартов, необходимо убедиться в существова­нии объективных предпосылок для ее построения. Только после этого можно будет реально обсуж­дать более конкретные вопросы.

Проблема развития лоялти-программ и их ро­ли в ходе развертывания локальных систем также была обсуждена рядом участников.

Ю. Перлин отметил, что, хотя о программах поощрения постоянных клиентов в массовом мас­штабе в России говорить еще преждевременно, тем не менее, на рынке уже функционирует не­сколько миллионов клубных и дисконтных карто­чек, используемых в розничной сети, клубах и ка­зино. Эти карточки, фактически, выполняют схо­жие с лоялти-программами функции, и, таким об­разом, можно говорить о начале процесса «за­крепления» клиентов и покупателей.

Дж. Садлер в начале своего выступления вы­сказал точку зрения, что развертыванию локаль­ных платежных систем в России мешает господст­вующее в нашей стране преклонение перед тех­нологиями, а также то обстоятельство, что «у ру­ля» ряда банков и ассоциаций находятся техниче­ские специалисты, которые не в состоянии понять всю важность вопросов развития бизнеса. Что ка­сается лоялти-программ, то, на взгляд Дж. Садлера, эти программы в настоящее время играют очень важную роль в развитии бизнеса пластико­вых карточек. В Великобритании крупные торго­вые компании и супермаркеты принимают самое активное участие в продвижении «карточных» продуктов на рынок, и делают они это с помо­щью лоялти-карточек. Такие карточки пользуют­ся большим спросом у наименее обеспеченных слоев населения, для которых скидки в цене иг­рают ключевую роль в выборе продавца. Кроме того, торговые фирмы, использующие лоялти-кар-точки, собирают дополнительную информацию о покупателях, что позволяет лучше учитывать за­просы и постоянно «наращивать» используемые ими схемы привлечения дополнительных клиентов и поощрения постоянных покупателей.

Последний из выступивших на Круглом столе - В. Шандровский - высказал свою позицию по целому ряду вопросов, затронутых в ходе дис­куссии. По его мнению, создание национальной платежной системы «сверху» в России невозмож­но, поскольку интересы коммерческих банков зачастую не совпадают с интересами ЦБ РФ, а силы обеих сторон примерно равны. Вообще, для рынка пластиковых карточек в нашей стра­не характерен определенный парадокс, состоя­щий в параллельном существовании и развитии двух систем. Первая система - это рынок меж­дународных карточек. Все продукты, выпускае­мые участниками международных систем, совме­стимы. Поэтому такие участники не нуждаются в пропаганде или навязывании каких-либо допол­нительных стандартов. Вторая система - это ло­кальные ассоциации и проекты пластиковых кар­точек. Эти ассоциации и проекты возникали весьма специфическим образом. Технологичес­кие компании создавали некий продукт, на базе которого впоследствии возникала платежная си­стема. Поскольку компании-разработчики и по­ставщики существуют за счет собственных про­дуктов, ни о какой совместимости карточек или единых стандартах не может быть и речи. Как показывает практика зарубежных стран, совмес­тимость достигается на уровне финансовых ин­ститутов, банков, а не технологических компа­ний. Когда у банков возникает финансовая заин­тересованность, они начинают кооперироваться или объединяться друг с другом.

С точки зрения В. Шандровского, на россий­ском рынке пластиковых карточек в ближайшее время будут превалировать две тенденции. Во-первых, это дальнейшее проникновение в нашу страну международных платежных систем, все более глубокая адаптация к местным условиям и конъюнктуре спроса и, следовательно, все увели­чивающееся количество международных карто­чек. Во-вторых, это дальнейшее развитие локаль­ных платежных систем, которые со временем пре­вратятся в национальные. Произойдет это, скорее всего, на базе «электронных денег» по типу Мопdex. В такой ситуации ЦБ РФ вместо того, что­бы заниматься печатанием бумажных денег, нач­нет их уничтожать. Центральный банк действи­тельно превратится в эмитента электронных де­нег и сможет диктовать условия банкам, которые превратятся в агентов по распространению кар­точек.

Как считает В. Шандровский, лоялти-карточки - это чисто финансовый инструмент, с помощью которого крупные банки и торговые компании сглаживают существующие противоречивые инте­ресы и сохраняют финансовые средства покупате­лей и клиентов в рамках замкнутой системы. Для покупателей такие лоялти-программы являются не чем иным, как еще одной возможностью «поиг­рать в карточки». В известном смысле, лоялти-карточки - это высший пилотаж в области бан­ковского маркетинга. В России они появятся толь-

ко тогда, когда отечественные финансовые и тор­говые компании достигнут определенного интел­лектуального уровня в обмане покупателей.

Итоги Круглого стола подвел представитель Генерального спонсора - В. Вайнштейн. По его мнению, несмотря на различие в точках зрения на обсужденные проблемы, в ходе дискуссии бы­ли выявлены единые или близкие позиции по сле­дующим аспектам. Во-первых, на настоящем уровне развития российского рынка пластиковых карточек коммерческие банки не могут более полагаться на «доброго дядюшку» в лице Цент­рального банка или какого-либо иного института власти, который установил бы единые правила иг­ры на рынке. Поэтому при развитии бизнеса бан­кам следует опираться только на собственные силы. Во-вторых, необходимо увеличивать объе­мы эмиссии различных типов и видов карточек, чтобы каждый желающий мог получить наиболее выгодный для него продукт. Только в этом случае можно говорить о массовости «карточного» биз­неса, привлекательности карточек для клиентов, умении таких клиентов пользоваться преимущест­вами карточек и т. д. В-третьих, пока технологи­ческие компании тесно связаны с платежными системами, вряд ли можно говорить об открыто­сти систем и перспективах их объединения. Воз­можно, это происходит потому, что российский рынок еще не заполнен «карточными» продукта­ми, и по мере его насыщения проблема будет решена.

Учитывая важность рассмотренных в ходе проведения Круглого стола вопросов, связанных с построением национальной платежной систе­мы, редакция сочла возможным ознакомить чи­тателей со своей точкой зрения на указанную проблему.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… каури были не только «туземным» средством расчета, но также в ходу в Средней Азии, Европе и даже Руси? На Руси в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури были деньгами под названием ужовок, жерновков или змеиных головок. Их до сих пор находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в виде кладов и в погребениях. Только в XIX веке в Западную Африку ввезли не менее 75 млрд раковин каури общим весом 115 тысяч тонн?