Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Карточки в здравоохранении и медицинском страховании

(Нет голосов)

19.02.1998 Количество просмотров 1019 просмотров

Идея использования карточек с микросхемой в здравоохранении и медицинском страховании появилась в конце 70-х гг. Однако реализация первых проектов в этой области (во Франции и Италии) началась только во второй половине 80-х гг. Длительность срока подготовки и развертывания “карточных” проектов в отраслях здравоохранения и медицинского страхования была обусловлена не только техническими и экономическими проблемами (недостаточная компьютеризация указанных отраслей, отсутствие программного обеспечения и технических стандартов, неразвитость самой индустрии карточек с микросхемой и микропроцессором, недостаточная заинтересованность основных участников проектов и высокая степень риска первоначальных инвестиций), но и нерешенностью ряда вопросов, связанных с правовыми и этическими аспектами передачи и использования конфиденциальной информации.

По мере развития микропроцессорных технологий и с появлением многофункциональных карточек преимущества их использования в отраслях здравоохранения в развитых странах становились всё более явными. Высокий уровень развития информационных технологий, наличие локальных сетей и Internet, появление на рынке устройств для считывания данных с микропроцессорных карточек и записи информации, согласование правовых норм и базовых отраслевых стандартов позволили сделать существенный рывок в области использования микропроцессорных карточек в здравоохранении и медицинском страховании.

В 1991 г. в период президентской кампании Б. Клинтон заявил, что каждый американец будет иметь микропроцессорную карточку для использования в системе здравоохранения и медицинского страхования. Хотя это обещание до сих пор не было выполнено (и вряд ли будет в ближайшее время), участие новой президентской администрации в осуществлении реформы национального здравоохранения (в том числе и в использовании микропроцессорных “карточных” технологий) стало еще одним толчком в направлении использования интеллектуальных карточек в указанных отраслях.

В течение 90-х гг. разработка вопросов, связанных с использованием таких карточек, осуществляется не только на национальном, но и на международных уровнях - с участием стран “Большой Семерки” и фактически всех остальных западноевропейских государств. Были образованы специальные комиссии для изучения различных аспектов использования микропроцессорных технологий в отраслях здравоохранительного комплекса. Начиная с 1991 г. с интервалом раз в два года проводятся международные конференции, на которых рассматриваются проблемы использования карточек с микросхемой и микропроцессором в указанных отраслях.

Детальные исследования в области использования интеллектуальных карточек в здравоохранительном комплексе экономически развитых стран, а также опыт проведения проектов (как на локальном, так и национальном уровнях) позволяют определить целый ряд ключевых компонентов, без наличия которых система “карточного” обеспечения оказывается неэффективной, и также некоторые “болевые точки”, то есть элементы этой системы, которые вызывают наибольшие трудности в ходе подготовки и реализации проектов в здравоохранении и страховании.

Прежде всего, очевидно, что эффективность функционирования любой системы зависит от количественного и качественного состава входящих в нее элементов и от характера связи между этими элементами. Применительно к “карточной” системе в здравоохранительном комплексе, задача сводится к определению состава участников и установлению адекватной связи между ними. Уже на начальном этапе выявилось наличие двух “потоков”, влияющих на процесс использования микропроцессорных технологий в этом комплексе.

Первый “поток” начинается с инициативы банков и/или страховых компаний, которые выпускают банковские или совместные платежные карточки с магнитной полосой или микропроцессором с лоялти-приложениями, включающими в себя и элементы медицинского страхования и обслуживания. В этом случае участниками системы являются: банк, страховая компания, медицинские учреждения, организации, осуществляющие продажу лекарственных препаратов, и держатели карточек. Специфика таких систем заключается в их локальности и ограниченности количества держателей карточек, а также в добровольности участия клиентов банков и страховых компаний. По сути дела, отношения между участниками системы строятся на принципах, аналогичных отношениям в рамках проектов совместных карточек с элементами лоялти-программ или банковских value-added карточек. Успех проектов подобного типа зависит прежде всего от совпадения (или совместимости) частных экономических интересов отдельных участников, а также от степени привлекательности лоялти-программ в целом для держателей карточек. В целом, необходимо отметить, что проектов интеллектуальных карточек, содержащих подобные программы, пока очень немного. Карточки с магнитной полосой, выпускаемые участниками ведущих международных ассоциаций в большей или меньшей степени включают в себя льготы по медицинскому страхованию.

Второй “поток” связан с осуществлением “карточных” программ и проектов в области здравоохранения и страхования на национальном или даже международном уровнях. Участниками подобной системы являются: государственные органы, медицинские учреждения, организации, продающие лекарственные препараты, страховые компании, жители страны. Создание и функционирование подобной системы основывается прежде всего на участии государственных органов в развитии национальной системы здравоохранения и медицинского страхования. Именно участие государства обусловливает специфику таких программ пластиковых карточек, их задачи и способы реализации. Несмотря на существенные различия в организации и функционировании национальных систем здравоохранения, для “карточных” программ такого типа присущи некоторые общие черты. Система строится с учетом вовлечения практически всего населения страны то есть речь идет фактически о “добровольно-принудительном” участии всех жителей в такую программу. Градация целей является иной, чем при реализации локальных программ с участием банков. Основной целью систем подобного типа является сокращение “непроизводственных” расходов в здравоохранении (то есть минимизация затрат на обработку и передачу информации, заполнение форм отчетности и т. д.). Наконец, подобная система опирается на соответствующую правовую базу, определяющую ответственность и права участников в процессе использования и передачи информации и гарантирующую соблюдение норм личной безопасности жителей страны.

В практике экономически развитых стран можно найти два основных варианта использования карточек в национальной системе здравоохранения. В наиболее законченном виде первый вариант был реализован в Германии в 1989-1994 гг. Осуществление второго варианта должно начаться во Франции в 1998 г.

Суть “немецкого” варианта сводится к тому, что карточки в национальном здравоохранительном комплексе выполняют функцию обязательного страхового полиса. Фактическое распространение карточек медицинского страхования (Versichertenkarte) в этой стране началось в 1993 г. в соответствии с условиями, предусмотренными специальным законодательным актом 1989 г. К концу 1994 г. более 79 млн. жителей Германии, имеющих страховые полисы, стали держателями таких карточек. Versichertenkarte представляет собой карточку с микросхемой объемом памяти 256 байт. Она предназначена для хранения, записи и передачи основных идентификационных сведений о держателях, включая имя, домашний адрес, год рождения, пол, название медицинского фонда и страховой компании, статус держателя и срок действия карточки.

Общие затраты на выпуск и распространение карточек, установку терминалов и принтеров в медицинских учреждениях, пансионах для престарелых и аптеках, а также реализацию трех пилотных проектов, по данным на конец 1994 г., составили 410 немецких марок. Следует также отметить, что в указанный период более 42% врачей, обслуживающего медицинского персонала и работников аптек пользовались персональными компьютерами в процессе работы.

Несмотря на то, что карточки Versichertenkarte были обязательны для лиц, имеющих медицинскую страховку, их распространение с самого начала рассматривалось как подготовительный этап для последующего выпуска многофункциональных микропроцессорных карточек, причем, возможно, на добровольной основе. Одним из наиболее значительных недостатков карточек Versichertenkarte явилось несоответствие уровней защиты хранимой на них информации национальным стандартам безопасности.

“Французский” вариант использования национальных карточек в здравоохранении и медицинском страховании отличается от рассмотренного выше тем, что в этой стране, во-первых, специалисты сочли целесообразным начать выпуск сразу многофункциональных микропроцессорных карточек с большим объемом памяти, во-вторых, было предусмотрено наличие “электронного кошелька” на карточках, что позволило бы совершать платежные транзакции, и, в-третьих, было запланировано изготовление и распространение двух типов карточек: Vitale - для пациентов и CPS - для профессиональных работников в области здравоохранения. Реализации “карточной” программы во Франции предшествовала подготовительная стадия, в ходе которой были проведены пилотные проекты в 5 городах страны и эмитированы 550 тыс. карточек Vitale и более 1 тыс. карточек CPS. Массовый выпуск карточек также будет осуществляться постепенно - в два этапа. Первый этап должен начаться в 1998 г. В его рамках предполагается выпустить 35 млн. семейныхкарточек Vitale Mark 1 и довести число профессиональных карточек до 2 млн. Карточки Vitale Mark 1 будут содержать только базовую информацию о держателях и их страховых полисах.

Второй этап планируется начать во второй половине 1998 г. - начале 1999 г. и завершить выдачей индивидуальных карточек Vitale Mark 2 всем жителям Франции (свыше 55 млн. человек). Такие карточки будут содержать, помимо базовой информации, полную историю болезней и данные медицинских обследований, а также специальный файл “экстренной помощи”, включающий сведения о группе крови и веществах, вызывающих аллергическую реакцию (аллергенах).

Все типы карточек являются микропроцессорными. Кроме того, карточки CPS оснащены со-процессором, позволяющим осуществлять функцию шифрования данных. На первом этапе закодированная цифровая информация будет передаваться на центральный сервер. В 1999 г. планируется ввести новую операционную систему, с помощью которой процесс взаимной аутентификации карточек Vitale Mark 2 и CPS будет осуществляться без запроса центрального сервера и, таким образом, медицинский работник сможет непосредственно записывать информацию на карточки пациентов.

Изготовителями и поставщиками первой партии (15 млн.) карточек Vitale Mark 1 названы компании Bull, Orga, Schlumberger и Oberthur Smart Cards. Компании Dassault AT и Ascom Monetel должны будут обеспечить медицинские учреждения и аптеки 150 тыс. устройств для считывания/записи данных. Кроме того, на первом этапе компания Ascom Monetel должна будет обеспечить поставку и установку 5 тыс. “консультационных центров” - терминалов, с помощью которых держатели карточек Vitale Mark 1 смогут получить доступ к информации, хранящейся на их карточках, а также запрашивать работников страховых компаний в случае обнаружения ошибок в данных или при необходимости внести изменения. На втором этапе планируется довести количество устройств для считывания/записи до 300 тыс. и, возможно, увеличить число “консультационных центров”.

Учитывая жесткие требования к пациентам с точки зрения оплаты услуг, характерные для французской системы здравоохранения, техническое обеспечение  платежей является одним из ключевых элементов системы. Устройство LCS 5000 компании DassaultAT, способное считывать данные с двух типов карточек одновременно, также обеспечивает поддержку платежного приложения в виде “электронного кошелька”. Резервный вариант - картридер Twin 10 компании Ascom Monetel, разработанный на базе технологии платежного терминала EFT 10, - может использоваться в случае, если пациент будет оплачивать услуги с помощью банковской карточки.

Предполагается, что в случае развертывания системы на базе карточек Vitale Mark 2 и CPS экономия, вызванная сокращением издержек на обработку и передачу информации и платежей, будет составлять до 5 млрд. долларов США в год.

Карточки в российском здравоохранении и медицинском страховании

Общеизвестная специфика российского здравоохранительного комплекса, состоящая как в тотальной нехватке финансовых средств и низкой квалификации медицинского персонала, так и в отсутствии развитого института добровольного медицинского страхования (вследствие низкого уровня доходов населения и отсутствия достаточного числа медицинских учреждений, способных оказать квалифицированную и своевременную помощь), накладывает жесткие ограничения на масштабы распространения “карточных” продуктов в этом комплексе.

Тем не менее, оба рассмотренных выше “потока” в той или иной степени характерны для  участников проектов пластиковых карточек в здравоохранении и медицинском страховании. Российские банки-участники международных платежных ассоциаций используют льготы в области медицинского страхования как дополнительный инструмент привлечения клиентов. В большинстве случаев эти льготы распространяются только на период нахождения держателей карточек в зарубежных деловых или туристических поездках. Правда, в последние годы, по инициативе или по соглашению с некоторыми российскими страховыми компаниями появились карточки, дающие держателям возможность получения льготных услуг в российских платных медицинских учреждениях, пансионатах и санаториях.Специальные “медицинские” приложения в рамках проектов пластиковых карточек начинают разрабатываться при непосредственном участии органов здравоохранения.

Карточки неотложной медицинской помощи

Одним из проектов такого рода является карточка неотложной помощи, разработанная специалистами московского Института им. Склифосовского совместно с АО “Медицинский информационно-консультативный центр”, компанией “ТВ-Информ” и рядом других организаций. Данный проект предполагает использование банковских карточек с целью обеспечения их держателей экстренной медицинской помощью.

В рамках проекта предусмотрены 3 программы оказания такой помощи: консультации московских специалистов с выездом к пациенту в любой регион России в течение 12 часов, выполнение хирургических операций на месте пребывания пациента, транспортировка пациента в Москву и госпитализация в специализированных медицинских учреждениях.

Участниками данного проекта являются: клиент (пациент), банк-эмитент, региональный процессинговый центр, региональный расчетный банк, а также группа медицинских специализированных учреждений, непосредственно оказывающих экстренную помощь.

В случае необходимости держатель карточки (или его доверенное лицо) оповещает региональное представительство медицинского учреждения, участвующего в проекте. Информация о месте нахождения такого представительства предоставляется клиенту в момент выдачи карточки. Далее представитель оповещает региональный процессинговый центр и диспетчерскую службу в Москве, работающую круглосуточно. Транспортировка специалиста и оборудования на место нахождения пациента обеспечивается медицинским центром с привлечением ряда сотрудничающих транспортных организаций.

Общая схема оказания услуг неотложной помощи и осуществления платежей выглядит следующим образом:

1. Выдача клиенту совместной карточки, имеющей логотипы банка и медицинского центра.

2. Обращения пациента за медицинской услугой.

3. Идентификация пациента на основе базы данных медицинского центра.

4. Авторизация стоимости оказанных услуг и блокирование необходимой суммы на банковском счете клиента (запрос осуществляется медицинским центром через региональную процессинговую компанию).

5. Выполнение медицинским центром требуемой услуги после подтверждения блокирования необходимой суммы.

6. Предоставление медицинским центром в расчетный банк документов, подтверждающих выполнение услуги.

7. Зачисление средств на счет медицинского учреждения, оказавшего услугу.

Второй “поток” внедрения пластиковых карточек в систему здравоохранения и медицинского страхования нашей страны связан с заменой существующего бумажного полиса обязательного медицинского страхования карточкой с микросхемой, содержащей базовые сведения о пациенте и номере полиса.

Карточки - “электронные полисы”

Известно, что введенный Постановлением Правительства РФ от 23.01.92 г. бумажный страховой полис  вызвал критику со стороны многих работников здравоохранения, медицинского страхования, а также  “карточного” бизнеса. В частности, отмечалось, что использование страхового полиса в существующей ныне форме никоим образом не способствует рациональному распределению средств фондов обязательного медицинского страхования, приводит к необоснованным финансовым потерям вследствие неадекватности или неточности содержащейся информации, высоких издержек на обработку данных о застрахованных и, таким образом, существенно снижает эффективность использования и без того мизерных средств, имеющихся в распоряжении федеральных и территориальных органов медицинского страхования.

В связи с этим некоторые специалисты в области бизнеса пластиковых карточек предложили использовать карточки с микросхемой в виде электронного страхового полиса как для решения указанных выше проблем, так и для контроля за отпуском лекарственных препаратов, по крайней мере, по льготным или бесплатным рецептам.

В 1996 г. Тульским территориальным фондом обязательного медицинского страхования впервые в нашей стране был реализован проект использования карточек с микросхемой в качестве страхового полиса.  Основная идея проведения эксперимента заключалась в использовании современных информационных технологий для идентификации граждан при их обращении за медицинской помощью, а также автоматизация процессов обработки и учета медицинской, финансовой, статистической и отчетной информации.

Эксперимент проводился на территории Алексинского района Тульской области, численность населения которого составляет около 90 тыс. В указанный период в эксперименте принимали участие 14 лечебных учреждений и 7 самостоятельных врачей общей практики.

Выбор изготовителя карточек и поставщика оборудования был сделан в пользу компании “ОРГА-Зеленоград”. Помимо достаточно низкой  цены карточек (стоимость одной карточки с микросхемой с объемом памяти 256 байт на этапе эксперимента составила 2 доллара США) и оборудования для персонализации и считывания/записи информации, было принято во внимание, что компания “ОРГА-Зеленоград” предоставила методические материалы по внедрению карточки Versichertenkarte в Германии и обеспечила доступ к использованному программному обеспечению.

В Федеральном фонде обязательного медицинского страхования был определен и утвержден объем информации о застрахованном, записываемой в память карточки, а также наносимой на карточку визуальной информации. Кроме того, был разработан метод присвоения уникального личного идентификационного номера гражданина, базирующаяся на дате его рождения.

Карточки содержат следующие сведения о держателях: имя, адрес и паспортные данные, код административно-территориального образования, код рабочего места, код области и района, статус, срок действия полиса и некоторые другие данные, общим объемом памяти 217 байт. Существует возможность сокращения содержания информации до 193 байт, что дает возможность использовать карточку для записи дополнительных сведений (группа крови, резус-фактор, код хронических заболеваний, сроки приобретения лекарственных средств). В карточке предусмотрена также система кодов ключей для защиты персональной информации, “электронного кошелька” и “электронного рецепта”.

Для проведения эксперимента было выпущено 100 тыс. карточек с указанными характеристиками. Материалы и электронные микросхемы, использованные в карточках, были изготовлены в Германии, а сборка карточек осуществлялась на предприятии “ОРГА-Зеленоград”[1].

Персонализация карточек выполнялась на зарубежном оборудовании с адаптацией его на предприятии Миноборонпрома в Зеленограде. Впоследствии был налажен серийный выпуск русифицированных станций персонализации. Как показывает практика, в среднем на 200-400 тыс. карточек требуется одна такая станция. Для персонализации карточек было разработано русифицированное программное обеспечение, позволяющее выполнять операции, используя информацию непосредственно из баз данных застрахованных.

В качестве программного обеспечения были использованы фрагменты программного продукта, разработанного в Германии и применяемого там в рамках проектов обязательного и добровольного медицинского страхования. В настоящее время это программное обеспечение полностью оформлено организационно и может быть использовано для тиражирования.

Одной из технологических особенностей эксперимента стало использование автономных считывателей для интеллектуальных карточек. По нашим данным, в России такие устройства были применены впервые. Базой для изготовления приборов послужили аналогичные устройства компании Orga Cartensysteme GMBXHML 825 RUS, способные хранить в памяти данные с 96 карточек с последующим переносом этой информации в память PC. Кроме того, в проекте использовались стационарные картридеры HML500R-SL, которые возможно использовать как в комплекте с PC, так и автономно, а также картридеры CD310, устанавливаемые в системный блок компьютера вместо дисковода.

Тульский фонд обязательного медицинского страхования заключил с  предприятием “ОРГА-Зеленоград” договор на поставку 60 устройств чтения-записи (30 - встраиваемых в компьютер, 10 - стационарных, подключаемых к компьютеру, и 20 - мобильных). Результаты пилотного проекта показали, что на каждые 100 тыс. карточек требуется минимум 100 устройств различных типов.n

 

 



[1]Расчетная мощность линий по производству карточек на предприятии - 5-6 млн. карточек в год


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?