Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Карточки в университетах и колледжах

(Нет голосов)

23.03.1998 Количество просмотров 646 просмотров

Корпоративные карточки и карточки purchasing cards в университетах и колледжах

До сих пор речь шла только об университетских карточках, предназначенных для частных лиц - учащихся и сотрудников учебных заведений. В настоящее время осуществляется целый ряд проектов университетских корпоративных карточек и карточек purchasing cards. Ряд университетов - прежде всего, североамериканских - с численностью от 25 тыс. человек по масштабам хозяйственной деятельности, объемам закупок у сторонних поставщиков и интенсивности деловых поездок не уступают средним, а то и крупным промышленным и торговым корпорациям. Поэтому вполне понятен взаимный интерес подобных высших учебных заведений и финансовых организаций к корпоративным “карточным” продуктам. Использование университетами корпоративных и purchasing карточек позволяет им достигать экономии административных расходов и транзакционных издержек, сокращать объемы “бумагооборота”, добиваться упорядочения финансовых потоков и снижения оборота наличных средств. В плане использования такого рода карточек крупные учебные заведения мало чем отличаются от промышленных и торговых фирм.

Таблица 2

Проекты корпоративных карточек и карточек purchasing cards в американских университетах в 1997 г.

Название университета

Характеристика карточек

Примечания

University of Delaware (Ньюарк)

Расчетная purchasing карточка Visa для осуществления закупок стоимостью до 5 тыс. долларов США

 

Duke University (Дернхем)

Расчетная purchasing карточка MasterCard для оплаты закупок и расходов, связанных с деловыми поездками стоимостью до 3 тыс. долларов США. Выпускается компанией GE Capital

Введена вместо корпоративной карточки компании American Express

North Carolina State University (Ралей)

Кредитная purchasing карточка Visa. Совместнаякарточкасбанком CoreStates Bank of Delaware

 

Guilford College (Гринсборо)

Расчетные корпоративные и purchasing карточки Visa. Эмитированы компанией First Union Corp.

 

 

В качестве примера рассмотрим программу purchasing карточки престижного американского университета Duke University (Duke University Procurement Card Program), которая, фактически, объединяет в себе традиционные функции корпоративной (оплата деловых поездок и развлечений) и purchasing (оплата оборудования для офисов и оборотных средств и материалов) карточек[1].

Эмитент. Карточки выпускаются финансовой компанией GE Capital и являются продуктом ассоциации MasterCard.

Организационная структура. Реализацией проекта в рамках университета руководит специальная Служба снабжения (Procurement Services). Каждый из факультетов (колледжей), входящих в состав университета, обладает собственным субсчетом и имеет право на получение purchasing карточек в количестве, предварительно согласованном со Службой снабжения. Все расходы, связанные с использованием карточек, отражаются на факультетских субсчетах. Служба снабжения высылает выписки каждому держателю карточки в конце месяца. Выписки собираются и хранятся у административных работников факультетов, ответственных за реализацию программы. Факультеты оплачивают счета ежемесячно.

Обязанности и права держателей карточек purchasing cards

Карточка не может быть использована для оплаты личных расходов сотрудников университета.

Карточкой могут пользоваться только заранее утвержденные сотрудники университета.

Оплата по карточке может осуществляться непосредственно, при заказе по почте, с помощью телефона или факса, а также по установленным каналам через сеть Internet.

Держатели карточек обязаны хранить все торговые слипы и другие платежные документы, подтверждающие покупку. Все документы должны передаваться административному работнику факультета (колледжа), ответственному за реализацию программы.

Держатели карточек должны возвратить карточки в случае увольнения (ухода) из университета или перехода на работу на другой факультет.

Держатели карточек обязаны сообщать об утере карточки в установленном порядке.

Держатели карточек не несут персональной юридической ответственности за расчеты по карточкам. Транзакции, осуществленные по purchasing карточкам, не отражаются в личных кредитных историях их держателей.

Purchasing карточки университета Duke University не могут быть использованы для расчетов за покупку оборудования, основных средств, мебели, программного обеспечения и т. д. стоимостью более 500 долларов США за единицу (штуку), оружия и боеприпасов, наркотических средств и запрещенных препаратов (controlled substances), радиоактивных материалов, оплаты работ, выполненных частными лицами, аренды помещений и жилья сроком более 12 месяцев.

Держатели карточек имеют право осуществлять платежные транзакции в пределах  установленных лимитов (табл. 3).

Таблица 3

Лимиты расходования средств по карточкам purchasing cards университета Duke University

Типы лимитов

Закупка товаров и услуг, долларов США

Оплата командировочных расходов, долларов США

Оплата командировочных расходов и закупок, долларов США

Лимиты единичной транзакции

1 500

3 000

3 000

Дневной лимит

7 500

10 000

10 000

Лимит в месяц

20 000

20 000

20 000

Лимит количества транзакций в день

20

20

20

 

Держатель карточки не имеет права “разбивать” покупку на несколько частей, то есть он не может оплатить с помощью карточки, например, компьютер стоимостью 1,8 тыс. долларов США(разовый лимит составляет 1,5 тыс. долларов США), использовав карточку два или более раз.

Обязанности административного работника факультета

Сбор и хранение платежных документов и торговых выписок по карточкам purchasing cards.

Проверка правильности использования карточек сотрудниками факультета.

Информирование Службы снабжения об ошибках и нарушениях, допущенных при использовании карточек, и мерах, предпринятых для их устранения.

Определение количества работников, которым необходимо иметь purchasing карточки.

Сбор и отправка заявлений на выпуск/получение карточек.

“Профиль пользователя”

Реквизиты карточек и фамилии их держателей заносятся в один из трех списков (“профилей”) в зависимости от типа транзакций и специфики компаний, предоставляющих услуги университету по purchasing карточкам.

Таблица 4

“Профиль пользователя” карточек purchasing cards университета Duke University

Профиль

Примерный перечень организаций, предоставляющих услуги университету

Перечень типовых транзакций

Деловые поездки и расходы, связанные с ними

Авиакомпании, аэропорты, компании по аренде автомобилей, прачечные, гостиницы и мотели, туристические агентства, железнодорожные и автобусные компании, такси, продовольственные магазины и универмаги, учебные организации

Покупка авиа- или железнодорожных билетов, оплата деловых обедов, оплата номеров в гостиницах, оплата участия в конференциях

Закупки товаров и услуг

Деловые услуги, прачечные, фирмы-поставщики оборудования для офисов, продовольственные магазины и универмаги, фирмы-торговые посредники и субконтракторы, аптеки, рестораны, учебные организации

Оплата услуг агентств по трудоустройству, оплата деловых обедов и участия в конференциях, расходы, связанные с уборкой помещений

Закупки и расходы, связанные с деловыми поездками

Все организации, указанные выше

Оплата всех перечисленных выше услуг и товаров

 

Врезка

Компания CyberMark LLC является совместным предприятием, организованным в 1996 г. ассоциацией Sallie Mae (ранее Student Loan Marketing Association), институтом Battelle National Institute и банком Huntington Banc.

В том же году компания приступила к реализации первых крупномасштабных проектов карточек в университете Florida State University и колледжах Ohio Dominican College и Skidmore College (табл. 1).

В марте 1997 г. подразделение Университета штата Флорида - Технологический Центр “карточных” приложений (Card Application Technology Center), возглавляемое Биллом Норвудом (Bill Norwood), вошло в состав компании CyberMark на правах стратегического партнера.

В мае 1997 г. компании CyberMark, Debitek, Inc., Gemplus Corp., Product Technologies Inc./АйТи, VeriFone, Inc., V-ONE Corp., 3G International, Inc. формально закрепили сотрудничество, достигнутое в ходе подготовки и реализации проектов микропроцессорных университетских карточек, и образовали стратегический альянс SmartCard Technology Alliance (SCTA).

По мнению участников, образование SCTA должно способствовать разработке и созданию высокотехнологичных “закрытых” систем микропроцессорных карточек с большим количеством приложений. Специфика функционирования альянса состоит в том, что его участники в ходе создания конечного продукта выполняют работу в тех областях, где их опыт и потенциал являются наиболее высокими.

Акцент на реализацию “закрытых” проектов микропроцессорных карточек был сделан на основе проведенных альянсом маркетинговых исследований, которые выявили “значительный” рынок для такого рода продуктов. Как считают участники SCTA, “закрытые” системы (типа университетских карточек) открывают для заказчиков “немедленные возможности в области бизнеса” и способствуют “пониманию возможных схем использования микропроцессорных карточек по мере развития “открытых” систем на американском рынке пластиковых карточек”.

В сентябре 1997 г. компания CyberMark вместе со своими стратегическими партнерами реализовала проекты микропроцессорных многофункциональных карточек еще в трех университетах - Villanova University, Guilford College и University of Toronto (Канада). Общее количество эмитированных карточек на территории шести университетов в этот период достигло 125 тыс., что, согласно заявлению компании, составило примерно 50% всех микропроцессорных карточек, выпущенных на территории университетских кампусов во всех странах мира. Исполнительный директор компании CyberMark Джим Грэм (Jim Graham) недавно заявил о планах компании выпустить к концу 1998 г. 1 млн. микропроцессорных карточек.

Университетские проекты, осуществленные компанией CyberMark совместно с группой Б. Норвуда и партнерами по стратегическому альянсу, имеют целый ряд общих черт. Все карточки имеют 3 ЭК, функции ИЛ, контроля доступа в помещения и компьютерные сети (включая доступ к сети Internet и академической информации через локальные сети) и возможность использования в качестве читательского билета. За университетами и колледжами оставлено право “подключения” банков или иных финансовых учреждений к проектам университетских карточек, тем самым обеспечивая держателям более широкий спектр услуг по карточкам. Так, например, поступили в колледже Guilford College, выбравшем в партнеры финансовую компанию First Union Corp. В результате карточки этого колледжа приобрели дополнительную функцию дебетовой карточки и возможность использования в банкоматах и торговых точках за пределами кампуса.

Хранение баз данных держателей и процессинг всех карточек, выпущенных компанией CyberMark в рамках указанных проектов, осуществляется в одном месте - в Технологическом Центре Б. Норвуда в штате Флорида. Однотипность используемых технологических платформ и программного обеспечения, в принципе, позволяет держателям использовать их на территории других университетов и колледжей (разумеется, лишь по ограниченному числу приложений).

Согласно оценкам Дж. Грэма, доходы компании CyberMark в 1997 г. составят 3 млн. долларов США. В 1998 г. компания планирует увеличить доходы до 10 млн. долларов США.

Оптимизм руководства CyberMark базируется не только на расширении масштабов “университетской” деятельности в области пластиковых карточек, но и на укреплении связей с банковскими и финансовыми учреждениями, заинтересованными в продвижении своих продуктов в высшие учебные заведения. В настоящее время компания имеет тесные партнерские связи с 5 банками - Huntington Banc, First Union National Bank, Barnett Bank, PNC Bank и SunTrust Bank. По мнению Б. Норвуда, партнерства с банками является одним из ключевых элементов успеха университетских проектов пластиковых карточек. (Конец врезки).

Выводы

В последние годы зарубежные университеты и колледжи всё чаще становятся местом реализации проектов пластиковых карточек, которые в качестве обязательного элемента включают в себя выполнение расчетных функций. Эти проекты носят как чисто коммерческий, так и экспериментальный характер (например, их реализация необходима для отработки схем городских, национальных и международных микропроцессорных карточек).

Крупные американские университеты, осуществляющие большой объем хозяйственных закупок у сторонних организаций и имеющие значительные расходы на деловые поездки, постепенно “втягиваются” в использование корпоративных и purchasing карточек ведущих международных ассоциаций - Visa International, MasterCard International и American Express.

Одна из наиболее ярких особенностей университетского рынка платежных карточек - это фактически уникальный характер каждого проекта. Исключением можно считать лишь проекты стратегического альянса SCTA, участники которого, по-видимому, “нащупали” плодотворный подход к решению проблемы “закрытых” систем. Во всяком случае, “дебютная” стадия проектов SCTA выглядит гораздо сильнее начала “партии” Mondex UK, у которой пока не видно никаких тактических новинок, позволяющих раскручивать технологические решения до масштабов национальных и, тем более, международных карточек.

Однако не будем забывать, что мы являемся свидетелями лишь начальной стадии университетской “игры”. Возможно, компании Mondex и ее могущественным создателям и партнерам все-таки удастся найти усиления и подобрать ключи к эффективному развертыванию “открытых” систем на базе микропроцессорных многофункциональных карточек.

 



[1] В документах университета Duke University эта карточка называется Procurement card, что, на наш взгляд, более точно отражает выполняемые ею функции, которые совмещают корпоративную карточку и карточку purchasing card). Поскольку сама карточка является продуктом ассоциации MasterCard International и на ней имеется надпись purchasing card, мы используем в тексте именно это название.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… каури были не только «туземным» средством расчета, но также в ходу в Средней Азии, Европе и даже Руси? На Руси в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури были деньгами под названием ужовок, жерновков или змеиных головок. Их до сих пор находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в виде кладов и в погребениях. Только в XIX веке в Западную Африку ввезли не менее 75 млрд раковин каури общим весом 115 тысяч тонн?