Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Евро: на пути к очередному экономическому чуду

(Нет голосов)

21.05.1998 Количество просмотров 869 просмотров
В начале мая 1998 г. Европарламент утвердил список из одиннадцати стран, которые войдут в “первую волну” зоны единой европейской валюты. В число участников “парада открытия” эпохи евро 1 января 1999 г. были отобраны Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Испания. В это же время Совет Европейского Союза формально подтвердил образование Европейского Центрального банка и Европейской Системы Центральных банков и объявил о фиксации двухсторонних пропорций обмена валют между странами-участницами Европейского Союза (ЕС). Тем самым первый этап подготовки к введению евро был завершен. Однако конечный исход битвы за создание единого европейского рынка всё ещё не ясен...

Евро: предыстория

25 марта 1957 г. политические лидеры шести европейских государств - Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга - подписали Римский Договор, положивший начало Европейскому Экономическому Сообществу. Введение евро становится логическим завершением продлившейся более 40 лет эпохи в развитии европейского рынка, которая с позиций наших дней выглядит лишь предысторией единого европейского хозяйственного механизма.

В этот период ЕЭС трансформировалось в Европейский Союз (ЕС), объединивший 15 государств с общей численностью населения более 370 млн. человек и размерами совокупного валового внутреннего продукта, превышающего аналогичный показтель любой отдельной страны мира. Страны-участницы ЕС сумели создать и обеспечить достаточно эффективное функционирование наднациональных европейских органов, координирующих развитие различных сегментов национальных экономик за счет реализации специальных программ (EUREKA, ESPRIT, регулирование сельского хозяйства, угледобычи и рыболовства), перераспределения финансовых средств, предоставления дотаций, принятия антимонопольного законодательства и др.

Первые попытки создания европейского валютного союза были предприняты странами ЕЭС в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Так называемый “План Вернера”, принятый в 1970 г., предусматривал введение единой валюты к 1980 г. В этот период в обиходе появились слова “корзина валют” и “валютная змея”. Обменные курсы национальных денежных единиц стран ЕЭС оказались увязанными друг с другом,  изменение курса одной из валют автоматически влекло за собой изменение паритетов всех участников: “валютная змея” начинала извиваться. Впрочем, ни теоретики, ни практики не смогли в полной мере оценить эффективность этого механизма - “змея” была беспощадно раздавлена резко усилившейся иеной и внезапно ослабевшим долларом, равно как и разразившимся циклическим кризисом внутри самого ЕЭС (используемая впоследствии в странах Европейского Союза расчетная денежная единица ЭКЮ никоим образом не предусматривала замену нацинальных валют и практически “опиралась” на американский доллар).

Осмысление безрадостных итогов “зодчества миражей” заняло некоторое время, и к вопросу о возможном использовании единой европейской валюты в Совете ЕС вернулись только во второй половине 1980-х гг. В 1987 г. был принят Акт о Единой Европе, предусматривавший, в частности, образование единого экономического пространства в рамках ЕС. После бесчисленных согласований и утверждений пакета из более 100 документов в начале нынешнего десятилетия свободный от квот, тарифов и прочих ограничений рынок наконец увидел свет. Только после этого было принято решение о подготовке к образования Экономического и Валютного Союза (ЭВС) и введению единой европейской валюты, получившей название евро.

Основные положения, касающиеся введения и функционирования евро в странах ЕС, были закреплены в Маастрихтском Договоре (1993 г.).

Маастрихтские критерии

Центральное место в Маастрихтском Договоре было отведено критериям отбора будущих участников зоны евро. Вероятно, если бы подобное соглашение принималось в конце, а не в начале 90-х гг., то страны ЕС смогли бы избежать многих политических и экономических трений, вызванных жесткостью формулировок этого документа. Действительно, в 1993 г. “архитекторы” единой европейской валюты сочли необходимым указать набор вполне конкретных условий вхождения стран в зону евро, к числу которых относились:

1. Стабильность цен, определяемая как отклонение уровня инфляции в пределах 1,5% от соответствующего усредненного показателя трех стран ЕС с наименьшим ростом цен.

2. Низкие долгосрочные процентные ставки: отклонение в пределах 2% от показателя в стране с самыми низкими ставками.

3. Стабильность обменного курса валюты, означающая, что, по крайней мере, в тоечение 2 лет страна выдерживает “нормальное” отклонение (в пределах 2%) в рамках европейского механизма обменных курсов валют.

4. “Здоровое” финансовое положение страны, которое выражается в достижении и поддержании следующих показателей:

а) размер бюджетного дефицита не должен превышать 3% “справочного” размера ВВП,

б) отношение размера государственного долга к ВВП не должно превышать “справочной” величины 60%.

Выполнение первых двух критериев особых проблем для стран ЕС (за исключением Греции) не представляло. Что же касается остальных трех условий, то долгое время казалось, что в первую “обойму” участников зоны евро могут попасть лишь Германия, Франция и страны Бенилюкса. Правда, некоторые места в тексте Маастрихтского Договора оставляли лазейки для более “умеренного” толкования критериев отбора участников. Например, подразумевалось, что квалификационный отбор могут пройти и те государства, которые, хотя и не выполнили некоторые условия, тем не менее “заметно уменьшили” размеры государственного долга и бюджетного дефицита. Однако Германия (постоянно) и Франция (периодически) продолжали высказываться в пользу соответствия “духу и букве” Договора и призывали Совет ЕС жестко следить за отбором кандидатов.

Пожалуй, только в 1997 г. в европейских кулуарах власти, а вслед за этим и в средствах массовой информации прекратились дискуссии по поводу возможности и целесообразности переноса сроков введения евро. В середине прошлого года появились осторожные высказывания о возможном вступлении 11-12 государств в зону единой валюты начиная с 1999 г. Окончательно определились и “отказники” из числа стран ЕС, не пожелавшие присоединиться к “первой волне”. К традиционным диссидентам в лице Великобритании и Дании присоединилась Швеция, а основные экономические показатели Греции были слишком далеко от условий Маастрихтского Договора.

К этому времени участники ЕС уже определили конкретные сроки и порядок введения евро. В соответствии с решением мадридской встречи стран ЕС (декабрь 1995 г.), распространение единой европейской валюты должно осуществляться в 3 фазы. Официальное начало эпохи евро запланировано на 1 января 1999 г., когда обменные курсы валют стран-участниц будут “заперты”, и Европейский Центральный банк начнет проводить свою политику на базе единой валюты (см. табл. 1). Новые евро-банкноты и монеты должны появиться в обращении не позднее 1 января 2002 г. Во время 3-х-летнего переходного периода (1 января 1999 г. - 1 января 2002 г.) национальные денежные единицы участников будут использоваться в безналичных расчетах наряду с евро, при расчете наличными евро использоваться не будет. В течение этого срока экономические агенты стран-участниц вправе, но не обязаны использовать единую валюту для расчетов с контрагентами. Все транзакции в национальных валютах должны прекратиться не позднее 1 июля 2002 г.

Таблица 1

 Введение евро: последовательность событий

Фаза А: подготовка к запуску

Фаза B: старт евро

Фаза C: полномасштабное использование евро

Начало фазы: первая половина 1998 г.

Начало фазы: 1 января 1999 г.

Начало фазы: 1 января 2002 г.

* Список участников первой “волны”

* Создание Европейского Центрального банка (ЕЦБ) и Европейской Системы Центральных банков (ЕСЦБ)

* Введение фиксированных соотношений обменных курсов валют

* Превращение евро в самостоятельную денежную единицу

* ЕЦБ начинает осуществлять единую монетарную и валютную политику в евро

* Межбанковский, денежный и валютный (обменные курсы) рынки, а также рынок капитала начинают функционировать в евро

* Оптовые безналичные платежи начинают осуществляться в евро

* Появление в обращении евро-банкнот и монет

* Банки завершают переход к евро, платежные системы розничной торговли начинают функционировать в новой единой валюте

* Евро становится единственным легальным средством платежа на территории стран-участниц

* Национальные банкноты и монеты изымаются из обращения

* Все государственные и частные операторы завершают переход к евро

В течение фазы (срок - менее 1 г.):

В течение фазы (срок - 3 г.):

Срок - максимум 6 месяцев

* Изготовление евро-банкнот и монет

* Принятие соответствующей законодательной базы

* Утверждение механизма перехода к единой валюте в отдельных странах ЕС

* Утверждение механизма перехода к евро банковских и финансовых институтов

* Банковские и финансовые институты продолжают процесс перехода к евро

* Государственные и частные небанковские операторы рынка переходят к использованию евро в соответствии с собственными интересами

 

 

Смягчение позиций Германии и Франции в отношении трактовки критериев отбора первой группы стран ЭВС для вступления в евро во многом объясняется особенностями не столько экономической, сколько политической ситуации, складывающейся в Европе и других “силовых ценнтрах” в настоящее время. Европейские эксперты неоднократно подчеркивали, что образование ЭВС и переход к использованию единой валюты происходит в исключительно сложный период, когда европейским политикам и бизнесменам приходится решать большой набор проблем и искать адекватные ответы на многочисленные политические и экономические “вызовы”. Распад Советского Союза и “социалистического лагеря”, межнациональные проблемы в странах бывшей Югославии, перспективы расширения НАТО и самого ЕС за счет стран Центральной и Восточной Европы, фактически беспрецедентный по длительности циклический подъем экономики США, шоки на международных финансовых рынках, перепады конъюнктуры в странах Юго-Восточной Азии - вот далеко не полный перечень “горящих” вопросов, которые приходится принимать во внимание стратегам ЕС. Нельзя забывать и о том, что в некоторых европейских странах население далеко не однозначно воспринимает переход к единой валюте. Например, в той же Германии многие опасаются, что введение евро может подорвать прочность марки. Поэтому вполне возможно, что лидеры двух наиболее мощных участников будущей зоны евро решили более не осложнять и без того непростую ситуацию и согласились посмотреть сквозь пальцы на отдельные отклонения от текста Маастрихтского Договора.

 

Зачем нужно евро?

В официальных документах ЕС указываются 3 основные причины, обусловливающие необходимость введения единой европейской валюты:

1. Появление евро снимет проблемы, связанные с колебаниями обменных курсов европейских валют. В условиях, когда более 70% объемов внешнеторговой деятельности стран ЕС осуществляется внутри самого Союза, и хозяйственные комплесы этих стран жестко увязаны друг с другом, хаотичность и непредсказуемость ситуации на европейских валютных рынках немедленно сказывается на состоянии экономического “здоровья” участников. Подсчитано, что европейский валютный кризис 1995 г. “стоил” странам ЕС 2% роста совокупного ВВП и 1,5 млн. рабочих мест.

2. Введение единой европейской валюты необходимо для снижения издержек и повышения конкурентоспособности европейских компаний. В эпоху евро у хозяйственных агеннтов отпадет необходимость нести транзакционные издержки, связанные с поддержанием мультивалютных расчетов, и учитывать риски по изменению обменных курсов валют.

3. Распространение единой европейской валюты исключитеьно важно для дальнейшего оздоровления государственных финансов стран ЕС, что должно способствовать поддержанию устойчиво низких процентных ставок и оживлению экономической активности во всех секторах экономики. Тем самым будет достигнут рост доходов населения и увеличение числа рабочих мест.

Наиболее распространенной “неофициальной” точкой зрения на необходимость введения единой европейской валюты является следующая. Экономика стран ЕС нуждается в притоке “свежей крови”. Прошли времена, когда темпы экономического роста в странах европейского континента вызывали зависть во всем мире. Европа всё больше отстает от США и Японии в стратегических и высокотехнологичных отраслях, которые будут определять степень экономического развития стран и уровень жизни населения в начале следующего тысячелетия. Европейские банки, промышленные и торговые компании всё чаще терпят поражение в борьбе за “место под солнцем”. Распространение новой единой валюты позволят хозяйственным агентам в европейских странах обрести “второе дыхание”, обеспечит конвергенцию национальных экономик в единый хозяйственный комплекс и приведет к существенному повышению эффективности производства.

 

Врезка

Евро и американский доллар: новая гонка за лидерство?

Более полувека американский доллар занимает доминирующие позиции на международных финансовых рынках. На долю доллара приходится 56% мировых валютных резервов, 48% расчетов во внешнеторговых операциях, более 80% всех транзакций по обмену валют. Ни британский фунт стерлингов, ни японская иена, ни германская марка за все это время не смогли и близко подобраться к позициям американской валюты. Изменится ли эта ситуация после появления зоны евро?

11 стран с объединенным экономическим пространством - это огромный открытый рынок капитала, способный обеспечить существенное снижение транзакционных издержек и достичь большей экономии от масштабов деятельности. Скажем, японская компания, которая в настоящее время экспортирует свою продукцию в несколько стран ЕС, скорее всего, осуществляет расчеты со своими европейскими контрагентами в американских долларах, чтобы избежать расходов, связанных с осуществлением операций в нескольких национальных валютах. Однако в эпоху евро ничто не мешает этой компании, равно как и многим другим, перейти на расчеты в новой единой европейской валюте.

Это пример говорит о том, что зона использования евро будет постепенно расширяться и всё больше выходить за границы ЭВС. Вслед за Великобританией, Швецией, Данией и Грецией (странами ЕС, которые пока не присоединились к евро), единая европейская валюта будет всё более активно проникать на рынки стран Восточной Европы, Азии и Северной Африки, где национальные валюты так или иначе “привязаны” к валютам стран ЕС. Центральные банки этих стран будут стремиться снизить долю американских долларов в валютных резервах, диверсифицируя свои валютные портфели за счет увеличения доли евро. Более высокая ликвидность новой единой валюты и низкие транзакционные издержки на общеевропейском рынке капитала приведут к увеличению роли евро в мировой торговле, что также будет способствовать выбору этой валюты в качестве резервной.

Принимая во внимание рассмотренный сценарий, многие экономисты согласны, что евро рано или поздно достигнет статуса международной валюты. Скорее всего, это произойдет спустя достаточно продолжительный период времени. В частности, позиция МВФ состоит в том, что прорыв единой европейской валюты на международные финансовые рынки произойдет в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Основной причиной, объясняющей некоторую задержку всемирного триумфа единой европейской валюты, является отсутствие реальных доказательств экономической стабильности хозяйственного комплекса ЭВС в целом и новой валюты в частности.

Так или иначе, но достижение евро международного статуса должно привести к росту спроса на новую валюту и, следовательно, к изменению паритетов валют. Вплоть до настоящего времени американские политики и бизнесмены демонстрировали полнейшую безмятежность в вопросе о возможном влиянии единой валюты на изменение позиций американского доллара в международной торговле и финансах. Американские экономисты также считают, что эффект от введения евро на национальную денежную систему и на позиции доллара на валютных рынках будет весьма ограниченным.

Конец врезки.

 

Экономическая конвергенция и позиции хозяйственных субъектов в условиях евро

Руководящие органы ЕС имеют дело с макроэкономическими параметрами и возможными последствиями введения единой европейской валюты. Анализ перспектив развития отдельных операторов рынка по вполне понятным причинам остается за рамками официальных документов Совета ЕС.

Между тем, сами финансовые, промышленные и торговые компании в странах ЭВС не могут не ощущать беспокойства по поводу развития собственного бизнеса в эпоху евро. Недостаток информации не позволяет многим компаниям подготовить и осуществить комплекс мероприятий, способных сгладить риски, связанные с введением единой валюты, и защитить себя от возможных негативных последствий колебания конъюнктуры спроса и предложения в различных сегментах хозяйственных комплексов.

Судя по результатам многочисленных опросов, в настоящее время практически каждый бизнесмен в странах ЕС уверен, что евро внесет существенные коррективы в поведение его фирмы, будь то небольшой магазин или мощная международная корпорация. Те же опросы показывают, что подавляющее большинство хозяйственных агентов понимают, что единая европейская валюта не приведет к разрешению стоящих перед компаниями проблем и не обеспечит к автоматическому росту объемов продаж и размеров получаемых доходов.

Говоря о последствиях введения евро, аналитики предпочитают говорить не об интеграции (integration), а о конвергенции (convergence) экономик и отдельных секторов стран-участниц ЭВС. Содержательное различие этих терминов в данном контексте можно было бы объяснить следующим образом. При экономической интеграции происходит сближение и постепенное выравнивание уровней развития отдельных элементов экономической системы за счет “подтягивания” менее эффективных и развитых производств, отраслей, регионов и т. д. к более передовым. Как известно, экономическая интеграция участников “Общего рынка” ( и впоследствии ЕС) происходила в течение всего периода существования экономического союза. Конвергенция означает изменение положения и особенностей функционирования всех без исключения элементов хозяйственных комплексов, включая и наиболее развитые производства и отрасли, и появление системы, основанной на иных принципах функционирования.

До введения евро национальные экономики стран-участниц ЕС, хотя и были тесно увязаны между собой (“интегрированы”), всё-таки функционировали как самостоятельные хозяйственные комплексы. После распространения единой европейской валюты процесс конвергенции приведет к утере отдельными национальными экономики хозяйствеенной обособленности. Появление единой валюты должно (по истечению определенного времени) завершить процесс формирования единого европейского рынка, в рамках которого национальные экономики станут лишь частями более крупного целого.

Понятно, что решение проблемы конвергенции на микроуровне (то есть на уровне отдельных операторов рынка) выходит за рамки непосредственной подготовки к переходу на расчеты в новой валюте. Но даже в рамках этой подготовки хозяйственным агентам приходится искать решения проблем, связанных с будущей экономической конвергенцией.

Во-первых, с введением евро меняется само понятие микроуровня. Если в настоящее время в рамках национальных хозяйственных комплексов существует трехуровневая структура: предприятие (компания) - отрасль - национальная экономика, то в эпоху евро национальный хозяйственный комплекс становится еще одним промежуточным уровнем между предприятиями и единым европейским рынком. Фактически, это означает, что многим предприятиям придется “общаться” с новыми конкурентами на едином рынке. Более того, как считают некоторые европейские специалисты, риск, что отдельная национальная экономика может быть отторгнута зоной евро, на самом деле не является нулевым. Так называемые “асимметричные шоки”, вызванные неравномерностью уровней экономического развития стран-участниц ЭВС, неоднородностью рыночных инфраструктур и асинхронностью экономического цикла в отдельных национальных хозяйственных комплексах, не дают гарантий безболезненного “встраивания” национальных экономик в единый европейский рынок.

Во-вторых, специфика механизма перехода на новую валюту заключается в том, что не все страны ЕС одновременно, начиная с 1999 г., присоединятся к зоне евро. Возможно, что Великобритания, Швеция, Дания и Греция войдут в число участников до 1 января 2002 г. Уровень экономического развития этих стран, в принципе, позволяет им достаточной быстро адаптироваться к изменениям макроэкономической среды. Но помимо них, есть еще страны бывшего Советского блока, всеми силами стремящиеся войти в ЕС, а значит, и в зону евро. Когда и каким образом это будет происходить, пока не ясно. Не ясен и характер возможной конвергенции экономик этих стран в единый европейский рынок, поскольку риски отторжения их из зоны новой валюты значительно выше, чем у более развитых стран нынешнего состава ЕС. Очевидно, что эти государства, равно как и финасновые, промышленные и торговые компании не могут не опасаться вероятного проигрыша в конкурентной борьбе с более мощными соперниками. Наконец, на настоящий момент, не совсем четко просматриваются и некоторые аспекты отношений хозяйственных субъектов стран первой “волны” евро с остальными участниками ЕС.

В-третьих, в соответствии с трехфазным сценарием перехода к евро, хозяйственные агенты будут иметь возможность самостоятельно решать вопрос о сроках перевода безналичных расчетов на новую валюту на протяжении всего переходного периода (1 января 1999 г. - 1 января 2002 г.). Более того, в указанный период компании могут осуществлять часть подобных расчетов в евро, а часть - в национальных валютах. С одной стороны, решение Совета ЕС выглядит вполне логичным и справедливым, поскольку учитывает интересы непосредственных операторов рынка. Но с другой стороны, компаниям придется согласовывать или предугадывать действия их хозяйственных контрагентов (поставщиков, подрядчиков, оптовых покупателей). В этой связи вероятно появление технических осложнений, увеличение транзакционных затрат и возрастание напряженности в отношениях между контрагентами.

Таким образом, влияние евро на экономическую ситуацию в отдельных странах и на соотношение сил между отдельными хозяйственными субъектами на отраслевых и региональных рынках выглядит противоречивым и далеко не всегда определенным. Если отторжение национальных экономик из зоны евро вряд ли будет допущено Советом ЕС, то перегруппировка сил в рамкахотдельных рынков выглядит неизбежной.

 

Рынок пластиковых карточек в эпоху евро

Хотя большинство европейских экспертов достаточно осторожно в оценке эффекта введения евро на развитие рынка пластиковых карточек, многие, тем не менее, считают, что новая валюта и особенно существование трехлетнего переходного периода создает новые возможности для увеличения числа эмитированных карточек и появления новых карточных продуктов. Некоторые эксперты даже полагают, что, при условии адекватной подготовки банков, в переходный период европейский бизнес пластиковых карточек станет свидетелем настоящего бума.

Влияние новой валюты на рынок пластиковых карточек и его составляющие можно оценнивать в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Исследование характера и последствий краткосрочного эффекта (1999-2001 гг) на развитие этого рынка основывается на предположении, что европейский рынок будет находиться на начальной стадии конвергенции, когда еще не произойдет существенных структурных изменений. Долгосрочный эффект (после 2002 г.), как правило, рассматривается в контексте существования единого европейского рынка пластиковых карточек, однако в настоящее время говорить о конкретной “конфигурации” этого рынка через достаточно длительный срок после введения новой валюты не имеет смысла.

В табл. 2 мы постарались свести воедино некоторые возможные сценарии развития ситуации и рассмотреть каким образом введение новой европейской валюты может воздействовать на различные уровни и элементы рынка пластиковых карточек в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Таблица 2

Контуры европейского рынка пластиковых карточек после введения евро

Кракосрочный эффект (1999-2001 гг.)

Среднесрочный и долгосрочный эффекты (после 2001 г.)

Вероятно значительное увеличение объемов и интенсивности транзакций по пластиковым карточкам, прирост размеров эмиссии и появление новых карточных продуктов. Количественные изменения на рынке будут происходить главным образом за счет увеличения активности существующих банковских и небанковских операторов. Появление новых крупных игроков маловероятно, однако слияния, поглощения, стратегические альянсы и иные формы концентрации и объединения капиталов будут иметь место

Стабилизация структуры и темпов роста рынка. Структурная рерганизация завершается: крупные игроки становятся еще крупнее, локальные системы испытывают сильную конкуренцию со стороны торговых марок международных систем и наиболее крупных банков. Расслоение рынка может привести к краху отдельных небольших платежных систем или их поглощению более крупными игроками. Тем не менее, локальные проекты будут существовать, поскольку с распространением евро появятся новые ниши

Начало процесса конвергенции рынка. Появление хозяйственных субъектов, осуществляющих трансграничную эмиссию, эквайринг и процессинг. Появление новых внутренних правил ведеения бизнеса ассоциаций Visa International и Europay International

Процесс конвергенции рынка будет продолжаться в течение длительного периода времени. Это объясняется существующей в настоящее время неоднородностью карточной инфраструктуры в отдельных странах, а также вероятным присоединением нескольких новых стран к зоне евро. От эффективности деятельности крупных торговых марок будет зависеть характер и сроки формирования единого европейского рынка пластиковых карточек.

Дальнейшее усиление давления небанковских учреждений на позиции основных участников рынка

Исход борьбы между банковскими и небанковскими учреждениями на рынке пластиковых карточек в долгосрочном плане труднопредсказуем. Обе группы участников найдут возможности для усиления своих позиций, и конкуренциями между ними будет развиваться витками

Принятие стандартов, обеспечивающих совместимость технологий различных национальных/локальных систем. В тех странах, где существуют несколько локальных систем, вероятно обеспечение совместимости на национальном уровне

В среднесрочной перспективе (в ближайшие 5-7 лет) вряд ли следует ожидать образования “единой европейской платежной системы на базе пластиковых карточек”. Рынок по-прежнему будет представлять собой сложное (возможно, еще более сложное, чем в настоящее время) переплетение различных платежных систем, основанных на различных типах карточек

 

Европейский рынок пластиковых карточек в переходный период (1 января 1999 г. - 1 января 2002 г.)

Как это ни парадоксально на первый взгляд, особенности механизма введения евро и существование переходного периода с использованием двухвалютной системы расчетов, скорее всего, “сыграет на руку” европейскому бизнесу пластиковых карточек

Предполагается, что одновременное использование евро и национальных валют в безналичных расчетах будет способствовать повышению спроса на карточные продукты со стороны как частных, так и корпоративных клиентов. В условиях, когда многие промышленные и торговые компании будут переходить на новую валюту в разное время, пластиковые карточки рассматриваются как наиболее удобное срредство для осуществления платежей. Крупные компании, которые, как ожидается, начнут перевод расчетов на новую валюту раньше остальных участников рынка, будут стремиться к оплате труда своих работников в новой денежной единице с тем, чтобы избежать дополнительных затрат на поддержание “двухвалютной” бухгалтерской отчетности и системы взаиморасчетов с контрагентами. В такой ситуации карточки становятся едва ли не единственным средством доступа к банковским счетам, оформленных в евро, снятия наличных и оплаты покупок.

Поскольку, начиная с 1 января 1999 г. жители стран ЭВС смогут открывать банковские счета в двух валютах, то это обстоятельство также может повлиять на интенсивность транзакций по карточкам и нна увеличение числа их держателей. Например, во Франции банковский клиент может иметь текущий счет во франках, а сберегательный - в евро. Доступ ко второму счету будет обеспечиваться карточкой.

Европейские эксперты сходятся во мнении, что рост объемов выпущенных карточек и увеличение интенсивности осуществления транзакций буде наблюдаться и в странах ЕС, не вошедших в первую “волну” зоны евро. Прирост корпоративных продуктов, в частности, purchasing карточек будет происходить в этих странах вследствие наличия тесных отношений с фирмами-поставщиками и покупателями из стран ЭВС. В переходный период purchasing карточки станут еще более удобным средством расчетов между хозяйственными агентами, позволяющим сократить операционные итранзакционные издержки, связанные с поддержанием двухвалютных систем взаиморасчетов.

Особые надежды специалисты бизнеса пластиковых карточек возлагают на бурное расширение сферы использования многофункциональных микропроцессорных карточек, особенно, карточек, имеющих “электронный кошелек”. Как известно, в настоящее время в странах ЕС функционирует более 15 различных национальных и локальных схем “электронных кошельков”, не совместимых друг с другом. Формирование единого европейского рынка на базе единой валюты должно стимулировать участников таких схем разрабатывать и внедрять совместные технологические стандарты, что, в свою очередь, должно обеспечить повышение спроса на эти продукты со стороны частных пользователей. Ожидается, что в переходный период резко возрастет число транзакций небольшой стоимости, которые наиболее удобно будет осуществлять с помощью карточек, содержащих “электронный кошелек”. Официальные органы ЕС также надеются, что подобные карточки станут важным средством популяризации евро среди жителей стран ЭВС, поскольку они позволят большому числу потребителей привыкнуть к платежам в новой валюте, тем самым обеспечивая безболезнненное введение наличных евро-банкнот и монет в обращение в 2002 г.

 

Эффект от ввода евро в долгосрочной перспективе

Предполагается, что в течение нескольких лет после введения единой валюты в европейском бизнесе пластиковых карточек должно произойти изменение “силового баланса” участников. Изменится характер отношений между международными и национальными торговыми марками, между большими и менее крупными эмитентами и эквайерами, вероятно серьезное изменение позиций участников на рынке.

В течение переходного периода должен ускорится процесс концентрации и централизации капиталов во всех секторах хозяйственных комплексов стран ЕС: прогнозируются новые “волны” слияний, поглощений и стратегических альянсов в промышленности, торговле и особенно в банковской сфере. Успех в конкурентной борьбе на единых европейских “просторах” во многом зависит от укрупнения масштабов производства товаров и услуг и достижения эффекта от масштабов. Компании, которые смогут первыми добиться прорыва в этих напрвлениях, получат дополнительные конкурентные преимущества на рынках.

Увеличение размеров фирм, как правило, сопровождается наращиванием масштабов международной деятельности. На рынке пластиковых карточек крупные международные (трансграничные) эмитенты и эквайеры станут обычным явлением. Появятся и “централизованные” процессинговые компании, осуществляющие обработку транзакций в международном масштабе.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что новая структура европейского рынка пластиковых карточек будет складываться в течение достаточно длительного периода времени и будет испывтывать на себе воздействие факторов, идентификация которых (не говоря о масштабах воздействия) в настоящее время просто невозможна. Бизнес пластиковых карточек в странах ЭВС и ЕС в среднесрочной перспективе по-прежнему будет представлять собой сложную систему, объединяющую различные платежные системы, в которых найдется место и крупным международным торговым маркам, и небольшим локальным проектам.

Пожалуй, одним из наиболее труднопрогнозируемых последствий введения евро и ускоряющейся конвергенции европейского рынка является исход борьбы между банковскими и небанковскими компаниями. Распространение новой единой валюты оставляет шансы обеим соперничающим группам операторов для укрепления позиций и усиления контроля на рынке.

 

Развитие бизнеса пластиковых карточек как способ компенсации затрат, связанных с введением евро.

Существует еще один аспект “проблемы евро”, который является жизненно важным для банков и других хозяйственных субъектов, участвующих в бизнесе пластиковых карточек. Речь идет о расходах по переводу расчетов на новую валюту и прочих издержках и возможных потерях в переходный период. Основой для исчисления подобных расходов является исследование Европейской Банковской Федерации (European Banking Federation), определившей величину указаннного показателя в 8-10 млрд. ЭКЮ, или примерно 25 всех операционных расходов банков. Однако эта оценка делалась на основе предположения, что переход к новой валюте будет осуществляться европейскими банками одновременно накануне 1 января 2002 г. Поэтому соотвествующие оценки многих национальных банковских ассоциаций и отдельных банков в странах ЕС имеют серьезные отклонения от расчетного показателя. Кроме того, помимо непосредственных расходов, связанных с введением евро, многие банковские учреждения включают в ту же графу и издержки, связанные с “проблемой 2000”. Таким образом, единого стандарта (методики) подсчета предполагаемых расходов по введению новой валюты в настоящее время не существует.

Чтобы оценить масштабы затрат, приведем данные некоторых национальных банковских ассоциаций (федераций). Так, в Бельгии расходы банковских учреждений, связанные с введением единой валюты, оцениваются в 400 млн. долларов США, во Франции - в 4 млрд. долл., в Италии - в 900 млн. долл., в Испании - в 2 млрд. долларов США. Британские эксперты также подсчитали возможные расходы местных банков, оценив их в диапазоне 2,3-3,2 млрд. долларов США.

Впечатляюще выглядят и цифры, обнародованные отдельными банками стран-участниц зоны евро. Например, специалисты нидерландского банка ABN Amro предполагают, что расходы банка, связанные с подготовкой к введению единой валюты, до конца 1998 г. составят 266 млн. долларов США. Французкая банковская группа Paribas оценивает расходы в переходный период в 53 млн. долларов США, финский банк Postipankki - в 30 млн. долл., австрийский банк Creditanstalt - в 43 млн. долларов США, британский банк Barclays Bank - в 106 млн. долларов США.

Несмотря на явный разброс в оценке затрат на подготовку к переходу к новой валюте, очевидно, что размеры этих затрат представляют из себя весьма внушительную величину. Менее очевидными являются источники покрытия этих расходов. Поэтому прогнозы о быстрых темпах развития рынка пластиковых карточек в переходный период (и, соответственно, росте доходов от карточных операций) внушает многим европейскийм банкам определенный оптимизм.

Действительно, европейский рынок пластиковых карточек является едва ли не единственным сегментом финансового сектора экономики стран ЕС, на котором, по мнению большинства аналитиков, следует ожидать существенный прирост объемов операций и появление новых видов продуктов и услуг. Таким образом, в ближайшие 3-4 гг. карточный бизнес банков и других компаний, входящих в зону евро, может стать приоритетным направлением деятельности.

 

Международные ассоциации Visa International и Europay International готовятся к эпохе евро

Крупнейшие международные платежные ассоциации активно готовятся к переходу на единую европейскую валюту. В основе “философии” обеих ассоциаций лежит понимание того обстоятельства, что образование зоны евро означает не просто замену валют, а появление новых возможностей для ведения бизнеса. Сходными являются и позиции руководства этих ассоциаций по поводу воздействия новой валюты на рынки стран, не входящих в число участников первой “волны”. И Visa International, и Europay International считают, что евро будет затрагивать поведение банков во многих странах мира, следовательно, все участники этих международных платежных систем должны быть готовы достойно встретить новую валюту.

Работа Visa International и Europay International по подготовке к переходу к евро ведется по нескольким направлениям.

1. Информационная деятельность. Суть этой работы сводится к доведению до участвующих банков документов ЕС и других материалов (включая изменения во внутренних правилах), касающихся евро.

2. Консультационная деятельность. Это напраление включает в себя разработку и обсуждение с участвующими банками возможных сценариев и моделей перехода к евро. В рамках этих моделей рассматриваются возможности банков в плане минимизации затрат, варианты оптимального поведения в период существования двухвалютной системы безналичных расчетов, критерии, на основе которых отдельные участники международных ассоциаций могут определить сроки перехода к использованию евро в период между 1999 и 2002 гг.

3. Выявление новых возможностей для ведения бизнеса. Консультационная деятельность международных ассоциаций тесно увязана с определением новых возможностей, которые будут возникаит у банков в переходный период и во время полномасштабного распространения новой европейской валюты. Для того, чтобы успешно вести наступательные действия в новых условиях, Visa International и Europay International рекомендуют своим участникам обратить особое внимание на необходимость заблаговременной “настройки” системы эквайринга для работы в двухвалютном режиме, а также обновить программное обеспечение с тем, чтобы обесепечить “опознание” типа использованный валюты при процессинге транзакций. Одним из важных элементов подготовки к введению евро являеься выработка и внедрение новых технологических стандартов.

Обе крупнейшие международные платежные ассоциации осуществили комплекс организационных мероприятий для успешной реализации указанных направлений деятельности. Так, корпорация Visa International образовала специальную рабочую группу по евро с участием представителей всех основных отделений (департаментов). Кроме того, была организован Координационный совет банков-участников isa International. В состав совета вошли ведущие специалисты карточного бизнеса из числа банков 12 европейских стран. Основной задачей совета является сбор информации о состоянии дел с переходом на отдельную валюту в странах ЕС и оказание информационной и консультационной поддержки участникам.

Компания Europay International, в дополнение к регулярно проводимым семинарам по проблемам евро, создала несколько целевых групп, отвечающих за детальную проработку наиболее существенных проблем, которые, как ожидается, возникнут в переходный период и в начале полномасштабного использования новой валюты. Целевые группы должны сосредоточить свою деятельность на решении вопросов, связанных с поддержкой евро как нового средства платежа, обеспечением безболезненного перехода участвующих банков на расчеты в новой валюте и определением ключевых направлений деятельности банков стран ЕС в ближайшее после введения евро время.

Помимо оказания помощи участвующим банкам, Visa International и Europay International должны будут внести некоторые изменения в действующие внутренние правила и привести их в соответствие с новой законодательной базой ЭВС. Фактически, некоторые правила ведения бизнеса, установленные международными ассоциациями для участвующих банков, уже достаточно длительное время протиоречат европейскому законодательству. Например, банкам-участникам Visa International и Europay International запрещается осуществлять трансграничную эмиссию карточек, и, в принципе, житель Германии или Испании не имеет права получить кредитную карточку в английском банке. Подобная практика противоречит содержанию Акта о Единой Европе и других более поздних документов, принятых Европарламентом, которые прямо указывают на то, что любая компания, зарегистрированная на территории одной из стран ЕС, имеет право на ведение бинеса на всей территории Союза.

Однако правомерность политики международных платежных ассоциаций никогда не оспаривалась органами ЕС и не проверялась на соответствие действующим законодательным актам. По мнению некоторых экспертов, основная причина заключается в том, что ни один европейский банк не поднимал этот вопрос в соответствующих инстанциях. Ориентация бизнеса в пределах национальных границ с экономической точки зрения устраивала участников Visa International и Europay International. В ближайшее время некоторые европейские банки, скорее всего, начнут оказывать давление на руководство ассоциаций с целью изменения этого правила.

Ассоциация Europay International уже выработала новые правила для своих участников в части централизованного эквайринга. Эти правила предусматривают двухступенчатую отмену ныне действующих ограничений в указанной области. В 1998-1999 г. заинтересованные банки должны будут иметь специальную лицензию на проведение панъевропейского эквайринга по карточкам Eurocard-MasterCard. Подобная лицензия избавит банки от необходимости получения соответствующих разрешений в каждой стране, где они занимаются эквайрингом. Начиная с 1 января 2000 г. Europay International планирует полностью либерализовать отношения между панъевропейскими эквайерами и предприятиями торговли и сферы услуг. Это будет означать, что торговые и сервисные компании, осуществляющие операции в 2 и более странах ЕС, могут обслуживать карточки Eurocard-MasterCard исключительно на основе договоров с банками-эквайерами.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первым в мире банкоматом с использованием технологии cash-ресайклинга был выпущенный на японский рынок в 1982 г. аппарат OKI AT 100?