Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Евро:на пути к очередному экономическому чуду

(Нет голосов)

18.06.1998 Количество просмотров 774 просмотра

Эффект от ввода евро в долгосрочной перспективе

Предполагается, что в течение нескольких лет после введения единой валюты в европейском бизнесе пластиковых карточек должно произойти изменение “силового баланса” участников. Изменится характер отношений между международными и национальными торговыми марками, между большими и менее крупными эмитентами и эквайерами, вероятно серьезное изменение позиций участников на рынке.

В течение переходного периода должен ускорится процесс концентрации и централизации капиталов во всех секторах хозяйственных комплексов стран ЕС: прогнозируются новые “волны” слияний, поглощений и стратегических альянсов в промышленности, торговле и особенно в банковской сфере. Успех в конкурентной борьбе на единых европейских “просторах” во многом зависит от укрупнения масштабов производства товаров и услуг и достижения эффекта от масштабов. Компании, которые смогут первыми добиться прорыва в этих направлениях, получат дополнительные конкурентные преимущества на рынках.

Увеличение размеров фирм, как правило, сопровождается наращиванием масштабов международной деятельности. На рынке пластиковых карточек крупные международные (трансграничные) эмитенты и эквайеры станут обычным явлением. Появятся и “централизованные” процессинговые компании, осуществляющие обработку транзакций в международном масштабе.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что новая структура европейского рынка пластиковых карточек будет складываться в течение достаточно длительного периода времени и будет испытывать на себе воздействие факторов, идентификация которых (не говоря о масштабах воздействия) в настоящее время просто невозможна. Бизнес пластиковых карточек в странах ЭВС и ЕС в среднесрочной перспективе по-прежнему будет представлять собой сложную систему, объединяющую различные платежные системы, в которых найдется место и крупным международным торговым маркам, и небольшим локальным проектам.

Пожалуй, одним из наиболее труднопрогнозируемых последствий введения евро и ускоряющейся конвергенции европейского рынка является исход борьбы между банковскими и небанковскими компаниями. Распространение новой единой валюты оставляет шансы обеим соперничающим группам операторов для укрепления позиций и усиления контроля на рынке.

 

Развитие бизнеса пластиковых карточек как способ компенсации затрат, связанных с введением евро.

Существует еще один аспект “проблемы евро”, который является жизненно важным для банков и других хозяйственных субъектов, участвующих в бизнесе пластиковых карточек. Речь идет о расходах по переводу расчетов на новую валюту и прочих издержках и возможных потерях в переходный период. Основой для исчисления подобных расходов является исследование Европейской Банковской Федерации (EuropeanBankingFederation), определившей величину указанного показателя в 8-10 млрд. ЭКЮ, или примерно 25 всех операционных расходов банков. Однако эта оценка делалась на основе предположения, что переход к новой валюте будет осуществляться европейскими банками одновременно накануне 1 января 2002 г. Поэтому соответствующие оценки многих национальных банковских ассоциаций и отдельных банков в странах ЕС имеют серьезные отклонения от расчетного показателя. Кроме того, помимо непосредственных расходов, связанных с введением евро, многие банковские учреждения включают в ту же графу и издержки, связанные с “проблемой 2000”. Таким образом, единого стандарта (методики) подсчета предполагаемых расходов по введению новой валюты в настоящее время не существует.

Чтобы оценить масштабы затрат, приведем данные некоторых национальных банковских ассоциаций (федераций). Так, в Бельгии расходы банковских учреждений, связанные с введением единой валюты, оцениваются в 400 млн. долларов США, во Франции - в 4 млрд. долл., в Италии - в 900 млн. долл., в Испании - в 2 млрд. долларов США. Британские эксперты также подсчитали возможные расходы местных банков, оценив их в диапазоне 2,3-3,2 млрд. долларов США.

Впечатляюще выглядят и цифры, обнародованные отдельными банками стран-участниц зоны евро. Например, специалисты нидерландского банка ABNAmro предполагают, что расходы банка, связанные с подготовкой к введению единой валюты, до конца 1998 г. составят 266 млн. долларов США. Французкая банковская группа Paribas оценивает расходы в переходный период в 53 млн. долларов США, финский банк Postipankki - в 30 млн. долл., австрийский банк Creditanstalt - в 43 млн. долларов США, британский банк BarclaysBank - в 106 млн. долларов США.

Несмотря на явный разброс в оценке затрат на подготовку к переходу к новой валюте, очевидно, что размеры этих затрат представляют из себя весьма внушительную величину. Менее очевидными являются источники покрытия этих расходов. Поэтому прогнозы о быстрых темпах развития рынка пластиковых карточек в переходный период (и, соответственно, росте доходов от карточных операций) внушает многим европейскийм банкам определенный оптимизм.

Действительно, европейский рынок пластиковых карточек является едва ли не единственным сегментом финансового сектора экономики стран ЕС, на котором, по мнению большинства аналитиков, следует ожидать существенный прирост объемов операций и появление новых видов продуктов и услуг. Таким образом, в ближайшие 3-4 гг. карточный бизнес банков и других компаний, входящих в зону евро, может стать приоритетным направлением деятельности.

 

Международные ассоциации Visa International и EuropayInternational готовятся к эпохе евро

Крупнейшие международные платежные ассоциации активно готовятся к переходу на единую европейскую валюту. В основе “философии” обеих ассоциаций лежит понимание того обстоятельства, что образование зоны евро означает не просто замену валют, а появление новых возможностей для ведения бизнеса. Сходными являются и позиции руководства этих ассоциаций по поводу воздействия новой валюты на рынки стран, не входящих в число участников первой “волны”. И VisaInternational, и EuropayInternational считают, что евро будет затрагивать поведение банков во многих странах мира, следовательно, все участники этих международных платежных систем должны быть готовы достойно встретить новую валюту.

Работа VisaInternational и EuropayInternational по подготовке к переходу к евро ведется по нескольким направлениям.

1. Информационная деятельность. Суть этой работы сводится к доведению до участвующих банков документов ЕС и других материалов (включая изменения во внутренних правилах), касающихся евро.

2. Консультационная деятельность. Это направление включает в себя разработку и обсуждение с участвующими банками возможных сценариев и моделей перехода к евро. В рамках этих моделей рассматриваются возможности банков в плане минимизации затрат, варианты оптимального поведения в период существования двухвалютной системы безналичных расчетов, критерии, на основе которых отдельные участники международных ассоциаций могут определить сроки перехода к использованию евро в период между 1999 и 2002 гг.

3. Выявление новых возможностей для ведения бизнеса. Консультационная деятельность международных ассоциаций тесно увязана с определением новых возможностей, которые будут возникаит у банков в переходный период и во время полномасштабного распространения новой европейской валюты. Для того, чтобы успешно вести наступательные действия в новых условиях, VisaInternational и EuropayInternational рекомендуют своим участникам обратить особое внимание на необходимость заблаговременной “настройки” системы эквайринга для работы в двухвалютном режиме, а также обновить программное обеспечение с тем, чтобы обеспечить “опознание” типа использованный валюты при процессинге транзакций. Одним из важных элементов подготовки к введению евро является выработка и внедрение новых технологических стандартов.

Обе крупнейшие международные платежные ассоциации осуществили комплекс организационных мероприятий для успешной реализации указанных направлений деятельности. Так, корпорация VisaInternational образовала специальную рабочую группу по евро с участием представителей всех основных отделений (департаментов). Кроме того, была организован Координационный совет банков-участников VisaInternational. В состав совета вошли ведущие специалисты карточного бизнеса из числа банков 12 европейских стран. Основной задачей совета является сбор информации о состоянии дел с переходом на отдельную валюту в странах ЕС и оказание информационной и консультационной поддержки участникам.

Компания EuropayInternational, в дополнение к регулярно проводимым семинарам по проблемам евро, создала несколько целевых групп, отвечающих за детальную проработку наиболее существенных проблем, которые, как ожидается, возникнут в переходный период и в начале полномасштабного использования новой валюты. Целевые группы должны сосредоточить свою деятельность на решении вопросов, связанных с поддержкой евро как нового средства платежа, обеспечением безболезненного перехода участвующих банков на расчеты в новой валюте и определением ключевых направлений деятельности банков стран ЕС в ближайшее после введения евро время.

Помимо оказания помощи участвующим банкам, VisaInternational и EuropayInternational должны будут внести некоторые изменения в действующие внутренние правила и привести их в соответствие с новой законодательной базой ЭВС. Фактически, некоторые правила ведения бизнеса, установленные международными ассоциациями для участвующих банков, уже достаточно длительное время противоречат европейскому законодательству. Например, банкам-участникам VisaInternational и EuropayInternational запрещается осуществлять трансграничную эмиссию карточек, и, в принципе, житель Германии или Испании не имеет права получить кредитную карточку в английском банке. Подобная практика противоречит содержанию Акта о Единой Европе и других более поздних документов, принятых Европарламентом, которые прямо указывают на то, что любая компания, зарегистрированная на территории одной из стран ЕС, имеет право на ведение бизнеса на всей территории Союза.

Однако правомерность политики международных платежных ассоциаций никогда не оспаривалась органами ЕС и не проверялась на соответствие действующим законодательным актам. По мнению некоторых экспертов, основная причина заключается в том, что ни один европейский банк не поднимал этот вопрос в соответствующих инстанциях. Ориентация бизнеса в пределах национальных границ с экономической точки зрения устраивала участников VisaInternational и EuropayInternational. В ближайшее время некоторые европейские банки, скорее всего, начнут оказывать давление на руководство ассоциаций с целью изменения этого правила.

Ассоциация EuropayInternational уже выработала новые правила для своих участников в части централизованного эквайринга. Эти правила предусматривают двухступенчатую отмену ныне действующих ограничений в указанной области. В 1998-1999 г. заинтересованные банки должны будут иметь специальную лицензию на проведение панъевропейского эквайринга по карточкам Eurocard-MasterCard. Подобная лицензия избавит банки от необходимости получения соответствующих разрешений в каждой стране, где они занимаются эквайрингом. Начиная с 1 января 2000 г. EuropayInternational планирует полностью либерализовать отношения между панъевропейскими эквайерами и предприятиями торговли и сферы услуг. Это будет означать, что торговые и сервисные компании, осуществляющие операции в 2 и более странах ЕС, могут обслуживать карточки Eurocard-MasterCard исключительно на основе договоров с банками-эквайерами.

 


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?