Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Обслуживание физических лиц.Проблемы и решения

(Нет голосов)

18.06.1998 Количество просмотров 1228 просмотров

МНЕНИЯ

Поводом для написания этой статьи стало завершение тестирования и начало промышленной эксплуатации Банковской системы управления карточными продуктами “Укркарт”. В статье сделана попытка поставить акцент  на сугубо банковские аспекты карточной проблематики, являющиеся, по мнению автора, доминирующими при принятии решения.

 

Василий Бузуев, заместитель генерального директора АО «Укркарт»,

руководитель проекта[1].

 

В связи со спецификой бизнеса пластиковых карточек, обусловленной необходимостью создания сложной инженерной инфраструктуры, банковские руководители, как правило, не в состоянии адекватно оценить весь комплекс проблем и поэтому видят их глазами своих технических специалистов. Ситуация осложняется тем, что круг таких специалистов, хорошо разбирающихся в технологиях обслуживания на базе пластиковых карточек, крайне невелик.

Как показывает опыт, недооценка при выборе решения таких параметров, как срок окупаемости, стоимости развития и поддержания проекта приводит к значительному замедлению темпов развития, а иногда даже к «замораживанию» карточного бизнеса в банке.

Реально оценивая нынешнее состояние экономики Украины, можно с уверенностью утверждать, что то, что хорошо для США, Франции или Канады, совершенно неприемлемо для подавляющего большинства украинских банков. Это прежде всего относится к первоначальной стоимости проекта, стоимости обучения кадров и сопровождения, стоимости доработок back-office, зависимости от времени реакции иностранных разработчиков на возможные и частые изменения технологий банковского учета и отчетности, необходимости содержать штат высокопрофессиональных специалистов и т.д.

До настоящего времени в Украине не было доступной и  массовой банковской системы управления карточными продуктами. Рынок пластиковых карточек развивался стихийно.  Каково же состояние рынка сегодня?

 Микропроцессорные карточки

   В настоящее время украинскими банками реализовано несколько проектов с неощутимыми объемами эмиссии. Все проекты носят локальный характер.  Практика показывает, что такойпуть создания массовых систем электронных платежей является экономически несостоятельным.

В связи с отсутствием международных и национальных стандартов на микропроцессорные технологии в потребительских платежных системах создание массовых платежных систем является высокорискованным предприятием. К чему может привести попытка создать национальную карточку с микропроцессором “впереди планеты всей”? Прежде всего, можно с большой вероятностью утверждать, что это решение не будет совпадать с ожидающимся через несколько лет стандартом на аппаратные и программные технологии в потребительских платежных системах. Попытка создать национальное производство таких карточек на основе устаревших технологических решений может иметь для страны еще более губительные последствия - ведь для того, чтобы снизить себестоимость карточки, необходимо вывести производство на очень высокие объемы выпуска, что, в свою очередь, увеличивает риск капиталовложений в не стандартизированные на международном уровне технологии. При этом не стоит забывать о производстве устройств чтения/записи и зависимости от системы безопасности, драйверов устройств, операционных систем. Это приведет либо к созданию ситуации двойного стандарта или к монополизму решения. В то же время, локальные программы микропроцессорных карточек могут развиваться в виде научно-исследовательских и опытно-конструкторских  проектов при наличии спонсорского финансирования.

 

     Каков же предположительный сценарий развития событий у оставшейся части планеты? По завершению около двух десятков пилотных проектов у «грандов» карточного бизнеса через 2-3 года ожидается появление международного стандарта на использование микропроцессорных технологий в потребительских платежных системах. Это, в свою очередь, унифицирует производство и при массовом выпуске обеспечит значительное снижение стоимости носителей и устройств чтения/записи. В сочетании с JavaCard- и Multos- технологиями, унифицирующими подход к созданию приложений, не зависимых от производителей аппаратного обеспечения, это демонстрирует комплексный и эффективный путь развития карточного бизнеса.

  Карточкиc магнитной полосой

  Это направление развития карточного рынка имеет мощный фундамент в виде устоявшихся международных стандартов и колоссального мирового опыта эмиссии и обслуживания карточек с магнитной полосой в рамках локальных и межбанковских платежных систем.

   Наиболее значительный проект эмиссии "домашних" карточек (около 300 тыс. карточек) реализован банком "Украина". В то же время, проект банка до сих пор представляет собой совокупность отдельных локальных проектов эмитентов-отделений. В среднем на одно отделение приходится около 500 карточек.

Объемы эмиссии внутренних карточек других банков Украины не заслуживают особого внимания и «не делают погоды» на карточном рынке.

Другой сферой деятельности украинских банков на рынке пластиковых карточек является работа с карточными продуктами международных платежных систем[2]. Основной объем эмиссии карточек (более 80 %) приходится на долю двух банков - "Приватбанка" и банка «Аваль». В то же время, совокупный объем эмиссии карточек международных платежных систем украинскими банками не превышает 30 тыс., что демонстрирует крайне ограниченный спрос на такие карточки у большинства населения Украины. А снижение темпов эмиссии не дает основания полагать, что международные карточки в ближайшее время сыграют главенствующую роль в формировании карточного рынка Украины. 

Программное обеспечение

Многообразие программных продуктов обусловлено различными целями банков и различным уровнем понимания бизнеса пластиковых карточек. В статье не обсуждаются программные комплексы для пилотных и сугубо локальных карточных проектов, а также разработки “карманных” банковских программистов, создававших неплохие программные продукты, не преследуя при этом цели  их тиражирования.

Предметом обсуждения являются, прежде всего, разработки, реализующие межбанковские карточные продукты во всем спектре функций (эмиссия, эквайринг, front-office, back-office, клиринг, расчеты).

Отсутствие в Украине полнофункциональной, мультикарточной и массовой системы управления карточными продуктами привело к тому, что практически всё программное обеспечение закупалось за рубежом и оценивалось по двум главным критериям – доступная цена и наличие сертификата международных платежных систем.

За исключением крупных программно-технических систем стоимостью более 700 тыс. долларов США, практически все закупленные комплексы функционируют на персональных СУБД под операционными системами для персональных компьютеров и наследуют все пороки системного окружения. Можно с уверенностью сказать, что для большинства программных продуктов  объем эмиссии в 20 тыс. карточек и соизмеримое количество транзакций в день является критическим, а объем эмиссии в 30 тыс. карточек является практически непреодолимым, поскольку можно с высокой вероятностью прогнозировать отказы серверного программного обеспечения при приближении к критическому объему эмиссии. Кроме того,  многие программные системы изначально не являются мультикарточными и требуют дополнительных инсталляций для каждого нового карточного продукта.

Такие программно-технических комплексы, безусловно, сыграли определенную положительную роль. Они позволили глубже погрузиться в практические детали карточного бизнеса, предопределили развитие сети обслуживания, потребовали подготовки определенного количество инженерных специалистов в головных конторах банков. Однако основной опыт от их эксплуатации, по моему мнению, заключается в понимании того, как не надо строить карточный бизнес в банках.

Мотивации банков к применению карточных технологий

Каковы же основные побудительные мотивы для развития карточного бизнеса в украинских банках?

Наиболее часто встречающимся мотивом является имиджевый. Он характерен для небольших банков и для банков, не имеющих развитой сети филиалов.  Для реализации имиджевых карточных программ банкам не приходится отвлекать ощутимые средства на создание процессингового центра и формирование сети обслуживания - как правило, можно ограничиться выпуском нескольких сотен карточек и закупкой банкомата для установки в холле головной конторы. Для обслуживания карточек международных платежных систем вполне достаточно агентского соглашения с банком – основным членом такой системы. Бизнес-мотивация присутствует, но опосредованно  – через имидж универсального банка, способного предложить базовый комплекс услуг по карточному обслуживанию частных клиентов. Такой вариант может быть интересен банкам тем, что их клиенты получают право обслуживаться в эквайринговой сети других участников системы.

Не менее часто встречаются “зарплатные” карточные проекты. Как правило, это сугубо локальные программы эмиссии карточек, ориентированныеа обслуживание работников крупных предприятий – клиентов банка-эмитента. В таких проектах на начальных стадиях не предусматривается выполнение банком эквайринговых функций в полном объеме, а реализуется базовый набор операций по безналичному зачислению доходов и удаленное кассовое обслуживание на банковских терминалах. Мотивация чисто технологическая, так как в условиях современного состояния экономики остатки на карточных счетах недолго задерживаются в банке и в течение двух-трех дней выбираются держателями карточек. В то же время, стоимость этой услуги для предприятий не может быть настолько высокой, чтобы эффективно окупать затраты банка. По меньшей мере,  количество предприятий на таком обслуживании и объем эмиссии карточек для «зарплатных» проектов должны быть значительными, что, в свою очередь, влечет за собой дополнительные расходы банка.

Наиболее распространенная мотивация - рассматривать карточку как исключительно “платежный инструмент”. Такие проекты характеризуются развитой системой front-office и, как правило, слабой системой back-office, а акценты делаются на развитие сети обслуживания. Основой окупаемости проектов является плата за обслуживание карточек и за отдельные транзакции, взимаемая с держателей карточек, комиссионные, удерживаемые с предприятий торговой сети, оплата за услуги по безналичному зачислению доходов, взимаемая с предприятий. Возможность обслуживания карточек в широкой торгово-сервисной сети в любое время и использование механизма “неснижаемых остатков” создают предпосылки к увеличению средств на карточных счетах, что, в свою очередь, является косвенной основой для окупаемости проекта. В частности, неснижаемые остатки в престижных категориях международных карточных продуктов формируют значительную долю валютных средств на карточных счетах.

Самой взвешенной и дальновидной является мотивация, основанная на предоставлении частным клиентам всего комплекса банковских услуг, когда карточка приобретает статус “банковской“. Карточные технологии являются лишь средством интенсификации комплексного обслуживания физических лиц. Акцент в таких проектах в первую очередь ставится на предоставление клиентам-физическим лицам широкого спектра депозитных и кредитных продуктов, возможностей совершения коммунальных и иных платежей, возможностей  безналичного зачисления доходов. Проекты, построенные по такому принципу, характеризуются развитой системой back-office, глубокой интеграцией с банковскими производственными системами и национальной системой учета и отчетности. Обслуживание в сети торговых терминалов и банкоматов не является обязательным на ранних этапах формирования карточного бизнеса и бывает объективно востребованным при возникновении так называемой “критической массы” эмиссии. Как правило, в основе формирования критического объема эмиссии лежат крупные зарплатные проекты, являющиеся не самоцелью, а лишь первоначальным звеном в тактике развития бизнеса. Пункты обслуживания, реализованные на базе банковских терминалов, выносятся на территорию крупных промышленных предприятий, обеспечивая легкий доступ к системе для держателей карточек. Основой для бизнеса является непосредственное привлечение денежных средств клиентов, заинтересованных в многообразии депозитных и кредитных схем, а также в расширенном наборе финансовых операций и банковских услуг.

Платежная или банковская карточка?

Безусловно, оба пути имеют право на жизнь. Подчеркнем некоторые важные особенности рассматриваемых решений.

Платежная карточка изначально предполагает создание наиболее тяжелой по затратам эквайринговой сети, формируя мотивацию клиентов к обслуживанию по карточке. Это политика “разбрасывания сетей и ожидания рыбы” по силам лишь самым сильным в финансовом отношении банкам. Частично затраты банков может брать на себя бизнес-партнер, реализующий процессинг вне банка, однако большие затраты влекут за собой длительную окупаемость.

Банковская карточка предполагает развитие сети обслуживания в соответствии с ростом бизнеса и позволяет равномерно планировать затраты. Однако по прошествии определенного времени и в этом решении все же создаются собственные или используются чужие сети обслуживания карточек. Преимуществом в создавшейся ситуации будут пользоваться те банки, которые предоставят своим клиентам больший набор финансовых операций и банковских услуг.

Несоответствие уровня притязаний и возможностей

Не вызывает сомнения тот факт, что традиционные ранее виды банковской деятельности становятся менее прибыльными и более рискованными. Для подавляющего большинства украинских банков пришло время поиска новых видов бизнеса и, в частности,  на передний план выходит работа с физическими лицами.

Многие банки приступили к созданию систем по обслуживанию физических лиц на базе самостоятельно разработанных программных комплексов без применения пластиковых карточек. Однако существует предел этой технологии, оцениваемый в 5 - 10 тыс. вкладчиков, после которого развитие этого вида бизнеса становится по меньшей мере проблематичным. При достижении этого предела возникает осознанное желание обратится к технологии пластиковых карточек.  Опыт существующих серьезных проектов показал, что до внедрения системы по новой технологии обычно проходит более 1 - 1,5 лет.

А какова же цена решения? Это многие десятки тысяч гривень начальных затрат. Оказывается, что способность реализовать масштабный проект пластиковых карточек является показателем финансовой состоятельности банка и, по существу, становится прерогативой немногих находящихся в самой верхней части рейтинга украинских банков. Менее состоятельным банкам приходится ограничиваться сугубо имиджевыми проектами.

Если все же банк принял решение и в состоянии построить собственный карточный бизнес - каковы основные требования к функциональности системы? Желательно, чтобы система  поддерживала и международные и национальные карточные продукты, была мультивалютной, не имела близко достижимых пределов по объему эмиссии и имела развитый back-office. Зарубежные разработки таких ситсем предлагаются по ценам, исчисляемых в сотнях тысяч долларов США.

Существует ли приемлемое решение?

В рамках компании “УкрКарт” создана “Банковская система управления карточными продуктами “Укркарт”, в которой реализованы следующие основные возможности:

·      эмиссия и обслуживание межбанковского карточного продукта “Укркарт”;

·      эмиссия и обслуживание карточных продуктов VISA;

·      мультивалютность;

·      ведение многообразия депозитных продуктов;

·      ведение кредитной линии;

·      безналичное зачисление доходов;

·      осуществление коммунальных и иных платежей;

·      обслуживание в торгово-сервисной сети при помощи торговых терминалов;

·      обслуживание карточек в банкоматах;

·      новая национальная система учета и отчетности;

·      взаимодействие с базовой производственной системой банка;

·      поддержка до тысячи торговых терминалов без дополнительной платы за включение терминала;

·      поддержка до тысячи банкоматов без дополнительной платы за включение банкомата;

·      объем эмиссии -  несколько сотен тысяч карт;

·      производительность в пиковых нагрузках - 8-10 платежных транзакций в секунду.

Ценовые параметры продукта ориентированы на покупательную способность украинских банков.n



[1] Автор статьи имеет многолетний опыт создания массовых программных систем в области автоматизации банковской деятельности. Последние несколько лет руководит проектами по созданию потребительских платежных систем с применением карточных технологий. Автор делится практическим опытом организации карточного бизнеса в банках Украины и России. Все оценки и суждения являются личным  мнением автора.

[2] В настоящее время членами международных платежных систем VisaInternational и EuropayInternationalна Украине являются банк "Аваль", Легбанк, Проминвестбанк, Укринбанк, банк "Украина" и Эксимбанк (все - Киев), Приватбанк (Днепропетровск), Первый украинский международный банк (Донецк).


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?