Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Бизнес дорожных чеков в условиях евро

(Нет голосов)

20.08.1998 Количество просмотров 868 просмотров

Бизнес дорожных чеков в условиях евро!

 Открытие Четвертого Собрания членов ассоциации EuropayInternationalв Каннах специально было приурочено к 8 сентября 1998 г. - ровно за 100 дней до официального введения евро в странах Европейского Союза. Это как нельзя лучше свидетельствует о понимании участниками возможных последствий влияния евро на европейский и мировой рынки безналичных расчетов.

В предыдущих номерах журнала “Платежи. Системы. Карточки” мы постарались дать наше понимание воздействия единой европейской валюты на перспективы развития рынка пластиковых карточек. Ниже мы публикуем доклад (с сокращениями) управляющего директора компании Thomas CookДжона Хэмси (John Hempsey), посвященный анализу доходности банковских операций с дорожными чеками в условиях существования евро.

Прежде всего, я хотел бы остановиться на изменениях, которые с введением евро произойдут в механизме расчетов разницы между курсами валют (так называемой “триангуляции”). Эти изменения вызовут сокращение объемов банковских операций с бумажными инструментами, используемыми в трансграничных платежах. В связи с этим возникает необходимость в разработке и реализации новых решений, позволяющих, с одной стороны, продолжать эффективное управление издержками, а с другой стороны, удерживать своих клиентов и обеспечивать высокий уровень предоставления услуг.

Как работает механизм “триангуляции”? В настоящее время, если потребитель, находясь в Германии, обменивает французские франки на итальянские лиры, то банк рассматривает эту процедуру как две различные операции: сначала покупка немецких марок за франки, затем - обмен марок на лиры. Таким образом, речь идет о двух спредах, и клиент вынужден платить комиссии за обе операции.

С 1 января 1999 г. ситуация изменится. Валюты будут обмениваться напрямую (в нашем примере франки будут обмениваться на лиры без “участия” немецких марок). Безусловно, потребители окажутся в выигрыше. Что касается банков, то их ожидает немедленный проигрыш, поскольку маржа уменьшится, двойные комиссии перестанут существовать и, как следствие, доходность операций снизится.

Компания Thomas Cook была образована более 150 лет назад. В настоящее время в компании работает более 14 тыс. служащих, а ее услугами ежегодно пользуются более 20 млн. клиентов в 160 странах мира. Дорожные чеки Thomas Cook выпускаются в 11 основных валютах, а с января 1999 г. к уже используемым валютам добавится евро.

В 1997 г. компанией и ее партнерами было продано дорожных чеков Thomas Cook на сумму более 13 млрд. долларов США. Сеть приема дорожных чеков насчитывает более 3 тыс. отделений.

Кроме того, в соответствии с решениями Европейского Союза, расчет триангуляции выполняется с точностью до 3 знаков после запятой, и это требование должно быть реализовано во всех POS-системах. Поэтому можно ожидать дополнительных расходов на выпуск разъяснительных материалов, переподготовку персонала, который должен будет объяснить клиентам суть нововведений, и т. д.

Необходимость в механизме триангуляции совершенно исчезнет с полномасштабным введением единой валюты и появлением евро-банкнот в обращении в 2002 г.

Проблемы, связанные с падением объемов и доходности операций, ожидают и банки, которые работают с дорожными чеками и еврочеками. По имеющимся оценкам, суммарный объем продаж дорожных чеков в странах Европейского Союза в ближайшие годы будет падать - с 24 млрд. евро в 1997 г. до 18 млрд. евро в 2002 г. Объем операций с еврочеками будет ежегодно уменьшаться на 15-20%, а число транзакций к 2002 г. может снизиться до 7 млн. (по сравнению с 18 млн. в 1997 г.).

Неписаный закон бухгалтерского учета гласит, что падение объемов операций отнюдь не означает пропорционального сокращения издержек. Как основные, так и переменные издержки, связанные с организацией и ведением бизнеса (хранилища и сейфы, терминальное оборудование, документация для предприятий торговли и сервиса, устройства для контроля подлинности банкнот, переподготовка и обучение персонала и т. д.), не только не уменьшатся, но и могут со временем возрасти.

Какие немедленные меры можно предпринять? На наш взгляд, одним из возможных (и, наверное, наиболее очевидных) решений является выпуск дорожных чеков, деноминированных в евро. Именно так поступает компания Thomas Cook, которая с января 1999 г. приступает к эмиссии Euro Travellers cheques (совместно с ассоциациями Europay International и MasterCard International). Кроме того, компания планирует прекратить поставку дорожных чеков в валюте стран-участников к концу 2001 г. Впрочем, клиенты смогут обналичить приобретенные ранее чеки в национальных валютах или обменять их на дорожные чеки в евро по фиксированному курсу. Исключение составляют дорожные чеки в ЭКЮ, продажа которых прекратится после 31 декабря 1998 г.

Однако ясно, что подобные меры недостаточны. Участникам бизнеса дорожных чеков придется пересмотреть свое видение будущего. Радикальное сокращение издержек возможно только в результате выполнения целогонабора мероприятий. К их числу могут относиться:

-сокращение числа отделений банков, работающих с дорожными чеками и обменными операциями с валютой;

-организация интерактивных телефонных центров и перевод большинства банковских отделений на работу с чеками по предварительному телефонному заказу, доставка заказанных чеков по адресу клиента;

-переподготовка работников банка в соответствии с новыми условиями работы в рамках Экономического и Валютного Союза;

-аутсорсинг менее важных составляющих бизнеса ваших банков, перенос акцентов на те виды деятельности, которые являются наиболее конкурентоспособными и позволяют извлечь наибольшую прибыль.

От редакции:Негативные последствия от введения евро испытают прежде всего банки, работающие с дорожными чеками в странах-участницах европейского Союза (рис. 1). Что касается банков на оставшейся части земного шара, то изменения коснутся их в значительно меньшей степени. По всей вероятности, сократится объем операций с дорожными чеками в различных европейских валютах и увеличится объем операций с дорожными чеками в евро при суммарном уменьшении общего объема операций с бумажными платежными инструментами.n


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.