Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

«Смарти»-Система лояльности для торговых предприятий

(Нет голосов)

24.10.1998 Количество просмотров 1023 просмотра

Дьяков Олег Николаевич - начальник отдела АКБ «Тверьуниверсалбанк», кандидат технических наук

Макаров Александр Иванович - начальник отдела ЗАО «ОРГА Зеленоград»,  кандидат технических наук

 

К услугам современного Покупателя десятки торговых и сервисных предприятий, предлагающих схожие товары и услуги. Торговая фирма, если хочет выжить и преуспеть, должна изобретать способы привлечения клиентов . Современные маркетинговые исследования показывают, что именно постоянные  клиенты обеспечивают львиную долю оборотов. Широко известно правило 80 / 20, по которому 80 процентов оборота обеспечивается 20 процентами постоянных клиентов. Поэтому для высшего управленческого звена любой активизирующейся на рынке компании должна быть очевидной задача выработки устойчивой маркетинговой стратегии, позволяющей сохранить в ближайшей перспективе и расширить в дальнейшем круг своих основных клиентов и заказчиков.

 

Наиболее эффективным способом привлечения и удержания клиентов во всем мире признано использование систем лояльности (loyalty). Обязательным атрибутом таких систем  являются пластиковые карточки. Известны системы лояльности, реализованные в России и использующие либо магнитные карты, либо просто пластиковые карты без носителя информации. Выбор типа носителя информации (или его отсутствия ) диктуется экономическими соображениями, поскольку цена микропроцессорных карточек вряд ли будет привлекательной для подобных систем. Примерно  посередине между этими полюсами существуют чиповые карты памяти, которые не намного дороже магнитных карт и в тоже время существенно мощнее их по техническим характеристиками.*)

Другой привлекательной стороной использования карт памяти  является возможность построения на основе таких карт локальных платежных систем . Более того, совмещения в рамках одной карточной системы функций локальной платежной системы и системы лояльности. При этом,  в зависимости от пожеланий заказчика, в системе могут преобладать функции той или иной из  упомянутых систем.

Основным препятствием на пути использования карт памяти в локальных платежных системах являлось отсутствие POS-терминалов, обеспечивающих работу с выбранной картой памяти. Терминалы всех известных производителей ориентированы на работу с асинхронными микропроцессорными карточками (протоколы Т=0 или Т=1) и только с несколькими из известных синхронных карт памяти.  Однако рано или поздно все проблемы решаются.

*) Более подробную информацию о картах памяти можно найти в 8 номере за 1997 г.  нашего журнала в статье «Карточки памяти: приглашение к сотрудничеству»

В настоящей статье уважаемому читателю предлагается пример отечественной карточной системы лояльности, реализованной с использованием недорогих, производимых в России карт памяти и получившей название "СМАРТИ".

 Системе "СМАРТИ" базируется на двух типах АРМов (Автоматизированное Рабочее Место) рис 1.:

1.    АРМ "Кассовый терминал" - обеспечивает безналичную оплату покупок, располагается в кассовом узле состоит из платежного терминала. Возможна работа в автономном режиме и в режиме обмена информацией с кассовым аппаратом;

2.     АРМ "Эмитент" -   обеспечивает  инициализацию карт клиентов и кассиров (инициализация - процесс  разметки карт и записи на них ключей системы), учет выпущенных карт, хранение базы данных операций, ведение черного списка, получение отчетов. АРМ состоит из персонального компьютера и платежного терминала, располагается в бухгалтерии торгового предприятия.

Система "Смарти" имеет следующие особенности:

1.    Использование недорогих производимых в России чип-карт;

2.    Одновременное обслуживание различных схем работы с картами (дисконтные, накопительные, предоплатные);

3.    Работа с несколькими валютами (на карте клиента может содержаться до 3-х кошельков с различными валютами);

4.    Высокая защита от подделок за счет использования индивидуальных ключей эмитента;

5.    Сбор информации о транзакциях через карту кассира;

6.    Использование "Черного списка";

7.    Ведение базы операций;

8.    Проведение лотерей среди владельцев карт.

9. Наличие решений по стыковке системы "Смарти" с контрольно-кассовыми машинами "SAMSUNGER-250RF" и "Меркурий 112F", а также возможность интеграции с системами управления торговлей "1С:Торговля", "1С:Ваш Магазин", "Бест", "Парус", "Астеп".

 

Магазин или сеть магазинов эмитируют свои собственные смарт-карты и распространяют их среди покупателей. В системе используется следующие типы карт:

·      Карта покупателя (клиента) -  карта памяти, приобретается покупателем, служит для выполнения безналичного платежа для предоплатных схем и для начисления скидки для дисконтных схем;

·      Карта кассира (оператора) - микропроцессорная карта, выдается кассиру, предназначена для идентификации кассира, хранения и транспортировки безналичных операций, загрузки черного списка;

·      Мастер карта - микропроцессорная карта, хранит уникальные ключи эмитента (торгового предприятия), предназначена для инициализации карт покупателей  и кассиров.

 

Система "Смарти"обеспечивает работу с картами по следующим схемам:

·      перезагружаемый электронный кошелек;

·      простая дисконтная схема;

·      простая дисконтная схема с накоплением;

·      дисконтная оборотная схема;

·       дисконтная оборотная схема с накоплением;

 

Установка системы.

Предприятие торговли приобретает терминалы (минимальное количество 2 шт.),  карты и программное обеспечение. По заказу будущего владельца системы на карты наносится цветное изображение логотипа торговой фирмы и необходимая рекламная информация.

Разворачивание системы начинается с инсталляции АРМ "Эмитент". После установки программ на персональный компьютер и терминал  выполняется операция создания мастер карты. При этом генерируются собственные, никому не известные секретные ключи локальной системы. Ключи используются для шифрования данных и формирования электронных подписей, они записываются на мастер карту в зашифрованном виде. Данная процедура обеспечивает защиту системы от производителей оборудования и программного обеспечения, а также от использования в системе карт других эмитентов.

Все приобретаемые  у производителя карты перед началом работы должны предъявляться терминалу АРМа "Эмитент", это обеспечивает регистрацию карт в базе данных и запись в них ключей торгового предприятия. Карты не прошедшие регистрацию обслуживаться системой не будут.

Каждый кассир, обслуживающий карты клиентов получает индивидуальную карту. При обслуживании покупателей, карта кассира вставляется во второй считыватель терминала  АРМ "Кассовый терминал". Все операции, выполняемые с картами покупателей в АРМе "Кассовый терминал", записываются на карту кассира. В конце смены карта кассира извлекается из кассового терминала и считывается в АРМе "Эмитент", при этом все операции с карты перезаписываются в базу данных компьютера.  Максимальное количество операций, которые может быть записано на  одну карту   равно 150.

Система позволяет использовать в работе "Черный список"  -  список карт, не подлежащих обслуживанию. Ввод и редактирование "Черного списка" осуществляется в АРМе "Эмитент". В кассовый терминал черный список попадает через карту кассира. Максимальное количество записей в "Черном списке" может достигать 1000.

 

Работа с картами покупателей.

Обслуживание покупателя начинается с приобретения карты. В АРМе "Эмитент" на карте покупателя формируется электронный кошелек, выбирается режим работы кошелька и записывается необходимая сумма.

При оплате покупки, стоимость каждого товара вводится в контрольно-кассовую машину (ККМ) кассового узла. ККМ распечатывает чек. Карта клиента вставляется в считыватель терминала АРМ "Кассовый терминал", итоговая сумма покупки вводится кассиром с клавиатуры терминала. Если предъявленная карта не содержится в черном списке и успешно проходит процедура опознания, то терминал, в зависимости от режима работы электронного кошелька на карте клиента,  рассчитывает дисконт или списывает сумму покупки с карты клиента, после чего  распечатывает два экземпляра чека. Один чек остается у кассира второй отдается клиенту. На чеке указывается номер карты покупателя, номер карты кассира, дата, время и сумма покупки. Операция фиксируется на карте кассира. 

В случае использования системы  в режиме обмена информацией с ККМ ввод суммы покупок и распечатка чека производится только на кассовом аппарате.    

Терминал позволяет распечатать все операции, записанные на карту кассира, и общую сумму операций по оплате покупок.

 В конце смены (или при записи на карту 150 операций) карта кассира извлекается из кассового терминала и считывается в АРМе "Эмитент", при этом все операции с карты перезаписываются в базу данных компьютера. Операции на карте кассира обнуляются, и на их место записывается новый "Черный список".

АРМ "Эмитент" ведет базу данных всех выданных карт и всех операций по картам. Наличие базы данных позволяет вести историю платежей по конкретной карте, вести учет имеющихся карт, получать различные отчеты и проводить лотереи среди выданных карт.

Схемы работы электронных кошельков.

Кошельки на картах клиентов в системе Смарти могут быть пяти видов.

Ø     Без дисконта. Клиент вносит деньги. С помощью АРМ "Эмитент" увеличивается остаток на карте клиента. Клиент расходует начисленную сумму в кассовых узлах, оснащенных терминалами.

Ø     Простой дисконт. Эмитент выпускает карты различного номинала, например золотая 2000 руб, серебряная 1000 рубпростая 500 руб. По номиналу карты  АРМ "Кассовый терминал" осуществляет поиск в таблице дисконтов. Таблица дисконтов состоит из двух столбцов. Первый столбец задает начало интервала (включительно). Второй – величину дисконта в процентах. Рассмотрим пример. Пусть номинал карты – 2000 рублей. Таблица дисконта представлена ниже:

 

Номинал

Дисконт %

500

3

1000

5

2000

10

 

В этом случае, дисконт составит 10% от суммы покупки. При обслуживании по простой дисконтной схеме, номинал карты остается неизменным при любом объеме покупок. Сумма в кошельке при  этой  схеме не используется.

Ø       Простой дисконт с накоплением. Эта схема является объединением двух предыдущих. Как и при простом дисконте, карте клиента присваивается неизменный номинал, но при этом эмитент может производить начисление средств в кошелек клиента. В момент покупки  сумма в кошельке увеличивается на величину дисконта, после чего клиенту предлагается либо расплатится наличными, накопивдисконт в кошельке, либо списать сумму покупки из кошелька.

Ø       Оборотный дисконт. В этой схеме величина дисконта зависит от  суммы покупок, совершенных клиентом за все время пользования картой. Любая осуществленная клиентом покупка увеличивает значение суммы покупок (номинала) и повышает, тем самым, величину дисконта.  Сумма в кошельке в этой схеме не имеет значения.

                                          Таблица дисконта может иметь следующий вид :

 

Номинал

Дисконт %

0

1

1000

5

2000

10

10000

15

 

 

Ø       Оборотный дисконт с накоплением. Так же как и в предыдущей схеме, сумма покупок (номинал) карты увеличивается при каждой покупке, но, как и при простом дисконте с накоплением, возможно накопление средств в кошельке.

 

 

Таким образом, для владельца системы "СМАРТИ" решает на высокотехнологичной базе смарт-карт следующие задачи:

·      закрепление  существующих постоянных клиентов;

·      привлечение новых клиентов;

·      привлечение бесплатных заемных средств;

·      изучение и анализ поведения покупателей;

·      повышение престижа фирмы в глазах ее клиентов и конкурентов;

·      увеличение объема продаж.

 

Для клиента (покупателя) приобретение карты несет следующие преимущества:

·      Для предоплатных карт клиент избавляется от необходимости носить наличные деньги, и иметь дело с мелочью.Клиент, приобретая карту в магазине может купить товаров на сумму, превышающую  номинал карты на величину бонуса;

·      Для дисконтных карт клиент пользуется скидкой;

·      Дает возможность участвовать в различных поощрительных программах магазина (обслуживание через отдельную кассу, лотерея, призы за покупательскую активность);

·      Контроль за текущим остатком на карте.

 

Следует особо подчеркнуть, что система "СМАРТИ" может найти широкое применение не только у владельцев торговых предприятий, но и у городских властей для реализации программ адресной социальной помощи, на крупных градообразующих предприятиях для реализации зарплатных проектов.

 

 


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.