Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Повышение эффективности работы банка в области безналичных электронных платежей

(Нет голосов)

20.01.1997 Количество просмотров 1310 просмотров

Снижение доходности финансовых рынков вызывает необходимость совершенствования деятельности банка, причем, в первую очередь, в направлении повышения эффективности его работы. Одним из наиболее сложных для анализа является рынок банковских карточек. Это определяется следующими обстоятельствами. Новизна услуги для большинства потенциальных клиентов и отсутствие достоверной статистики затрудняет проведение маркетинговых исследований, а разнообразие предложений о вступлении со стороны внутренних платежных систем и происходящая смена технологии делают затруднительным объективный выбор приемлемого технологического варианта. Вступать в платежную систему или эмитировать карточку банка, обзаводиться собственным процессинговым центром или воспользоваться услугами независимой процессинговой компании? Какие условия выдачи карточки и тарифы на обслуживание для держателей карточек, предприятий торговли и банков (в случае оказания процессинговых услуг) установить?

В попытках разобраться в этих вопросах нами разработана методика оценки экономической эффективности деятельности банка (платежной  системы, процессингового центра и/или их произвольного сочетания) в области безналичных электронных платежей. Методика пригодна к использованию как при подготовке нового проекта, так и при оценке текущей деятельности.

Методика включает:

- процедуру маркетинговых оценок;

- финансово-экономическую модель “карточной” деятельности.

Маркетинговая оценка включает раздаточную анкету и алгоритм обработки результатов опроса потенциальных клиентов. Анкета позволяет уточнить финансовое положение предполагаемой клиентуры, выявить структуру доходов и расходов, определить имеющиеся и спланировать будущие накопления, используемые и предпочитаемые формы хранения сбережений, определить покупательские предпочтения (места совершения покупок, средний размер транзакций и т. д.). Таким образом, можно  определить структуру и конфигурацию адекватной платежной среды, подготовить исходные данные для последующего использования в модели для оценки перспективности выбранного направления, определения условий и параметров обслуживания, отвечающих интересам клиентуры и эмитента.

Модель позволяет:

1. Определить общепринятую совокупность показателей эффективности инвестиций (чистую текущую стоимость проекта, внутреннюю норму прибыли, рентабельность инвестиций, срок окупаемости проекта);

2. Синтезировать иные критерии, в том числе ориентированные на интеграцию в систему контроллинга пользователя;

3. Оценить чувствительность принятых показателей эффективности к факторам “карточного” бизнеса;

4. Провести оптимизацию сценария развития создаваемой или эксплуатируемой системы по заданному критерию.

В основу методики положена предметно-ориентированная финансово-экономическая модель, отражающая:

- инвестиционные и текущие затраты на организацию и обеспечение “карточной” деятельности, условия оплаты контрактов на поставку технического и программного обеспечения;

- объем доходов, структуру накоплений и регламент расходования средств клиентов;

- тарифы и комиссии за операции, процентные начисления клиентам и т. д.;

- показатели эффективности деятельности банка (доходность активов, показатели использования привлеченных ресурсов);

- действующие банковские нормативы и налоговое окружение;

- сценарий формирования клиентской базы и платежной среды.

В качестве клиентов системы могут рассматриваться непосредственно держатели карточек и привлекаемые на обслуживание банки-эмитенты.

Модель соответствует рекомендациям ЮНИДО по разработке и оценке инвестиционных предложений и предоставляет возможность наглядного сравнения и выбора технологии и оптимального сценария развития на стадии разработки проекта и оперативного анализа и коррекции в процессе его реализации и последующей эксплуатации. Примененный подход позволяет определить круг решений, адекватно отвечающих интересам банка и его клиентуры. Модель реализована в среде Microsoft Excel и может быть адаптирована пользователем к специфике решаемой задачи. Возможна интеграция модели с известными программными продуктами для анализа производственных инвестиций Project Expert и Альт-инвест.

Пример использования методики.

В качестве примера приводится задача оценки экономических показателей проекта эмиссии зарплатной карточки для персонала предприятий совокупной численностью 30 тыс. человек для двух вариантов технологии: традиционной и на основе электронного кошелька.

Исходные данные:

1. Результаты опроса клиентуры по упомянутой методике, приведенные на рис. 1-3 (кривые с метками).

2. Для определения ожидаемого количества транзакций, распределения оборота между платежными операциями и операциями снятия наличных и оценки минимально необходимой платежной среды использована статистика платежной системы “Золотая Корона”.

3. Кроме того, в расчетах учитывалось следующее:

- стоимость оборудования и программного обеспечения процессингового центра - 500 тыс. долларов США, оплата равными долями в течение 2-х лет;

- стоимость платежного терминала 1тыс. долларов США, приобретение терминалов - по мере формирования платежной среды;

- стоимость микропроцессорной карточки изменяется от 7 до 5 долларов США за время жизни проекта, оплата карточки - по мере привлечения клиентуры. Стоимость магнитной карточки 0,5 доллара США;

- в системе используется дебетовая карточка с нулевым лимитом авторизации. Режим авторизации - автоматический;

- срок службы микропроцессорной карточки - 3 года;

- затраты на выделенную линию для работы по традиционной технологии: подключение - 400 долларов США, ежемесячная плата - 30 долларов США;

- комиссионные: за операции выдачи наличных - 0,5%; за операции платежа - 2,5%;

- эффективная доходность размещения клиентских средств (с учетом коэффициента использования, потерь, т. д.) - 25% годовых, начисления клиентам - 8% годовых. Ставка резервирования Центрального Банка РФ - 16%;

- накладные расходы - 100%,  ставка дисконтирования - 14%;

- темпы ежегодного привлечения клиентуры - не более 10 тыс. чел./год;

- расходы на оплату труда моделировались сочетанием постоянных и условно-постоянных затрат по отношению к числу держателей карточек и числу точек приема карточек.

Остальные допущения (налогообложение, амортизационные отчисления и т. д.) приняты по сложившемуся уровню. Общий объем параметризируемых данных - порядка 30. Для ряда показателей (цены на карточки, заработная плата клиентов и персонала банка и ряд других) закладывались начальное значение и алгоритм изменения параметра по данным прогноза на время жизни проекта.

Оценка клиентуры и план анализа

Предварительный анализ данных о персонале (рис. 1-3) указывает на существенную неоднородность клиентской массы по интересующим банк параметрам. Значительная дифференциация потенциальной клиентуры делает целесообразной ее сегментацию и проведение анализа для каждой из групп в отдельности. Группы образованы включением персонала полностью (100%) или частично (50% и 25% наиболее высокодоходных клиентов). Усредненные показатели групп клиентов приведены на рис. 1, 3, 4.

Показатель динамики расходования средств (рис. 2) для всех групп практически совпадает. Следует также заметить, что динамика остатка в пределах месяца между зачислениями заработной платы существенно отличается от часто используемой линейной модели, для сравнения также приведенной на рис. 2. Расчеты показали, что применение линейной модели приводит к значительному завышению показателей эффективности проекта, например, срок окупаемости занижается более чем на 1 год. На рис. 4 приведена расчетная величина среднего остатка на вкладе, учитывающая размер доходов и структуру расходов потенциальных клиентов по данным опроса.

Для понимания экономической сути задачи результаты расчетов приведены для следующих вариантов:

- технология “электронного кошелька” - численность 30 тыс. (100%), 15 тыс чел. (50%) и 7,5 тыс. чел. (25%);

- традиционная технология - клиентура 30 тыс. чел. (100%).

Результаты расчетов приведены на рис. 5-10.

Обсуждение результатов. Выводы

Экономические показатели проекта по традиционной технологии и технологии “электронного кошелька” при использовании сравнительно дешевой карточки (PCOS или Е3744) сопоставимы.

Тот факт, что наилучшие экономические показатели у варианта обслуживания 50% персонала, хотя и выглядит парадоксально, объясняется сравнительно просто. Дело в том, что при обслуживании 100% персонала удваиваются затраты на клиентские карточки, а также на формирование и обслуживание платежной инфраструктуры при одновременном снижении размера единичной транзакции, что не компенсируется доходами от увеличения числа транзакций и совокупного оборота. Результат становится совершенно понятным при рассмотрении ситуации в подходах “директ-костинга” (затраты на карточки, инфраструктуру и обслуживание транзакций являются переменными по отношению к численности клиентуры). В варианте обслуживания 25% персонала повышение размера единичной транзакции при снижении оборота недостаточны для покрытия постоянных расходов, к которым в данном случае относятся затраты на программно-аппаратный комплекс процессингового центра и постоянные издержки на оплату труда.

Cебестоимость транзакции в традиционной технологии на 20-50% выше, чем при использовании “электронного кошелька”. Именно это обстоятельство дает основание менеджерам платежной системы “Золотая корона” утверждать, что система ориентирована на рынок мелких транзакций.

Внутренняя норма прибыли порядка 10% при заложенных в расчеты “ударных” темпах привлечения клиентуры наводит на мысль, что для большинства банков реальные проекты пластиковых карточек в области локальной эмиссии, вероятнее всего, бесприбыльны или убыточны.

Уже на рассмотренном относительно простом примере видна несомненная польза проведения маркетинговых исследований и тщательной экономической проработки проекта.

Организация эффективного бизнеса в области безналичных электронных платежей, связанная с предоставлением комплекса услуг всем слоям населения на основе корпоративного и индивидуального привлечения клиентуры, интеграции в международные, национальные и локальные платежные системы и комплексного использования платежной инфраструктуры практически невозможна без использования современных средств экономического анализа. Описанная методика является одним из возможных способов решения указанной задачи.

Методика была представлена в октябре 1996 г. на проходившей в Москве международной конференции “Пластиковые карточки и платежные системы в странах бывшего СССР” в рамках вытупления представителя Санкт-Петербургского банка Сбербанка России и вызвала значительный интерес присутствовавших.

 

P.S. Автор выражает благодарность специалистам консультационной группы “Воронов и Максимов” за высказанные замечания.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?