Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Faktura.ru: ДБО Должно Быть Оптимальным

(Нет голосов)

24.09.2010 Количество просмотров 1143 просмотра
Рынок интернет-банкинга вРоссии имеет огромные перспективы иширокий нереализованный потенциал. Вто же время он развивается медленнее, чем мог бы, ауровень доходов кредитных организаций врамках данного направления пока оставляет желать лучшего. Одрайверах роста сервисов ДБО, выгодах его развития для банков на условиях полного аутсорсинга итехнологических новинках интернет-банкинга всвоем интервью журналу «ПЛАС» рассказывает Елена Захарова, директор по работе склиентами Faktura.ru– крупнейшего вРоссии межбанковского процессингового центра.

ПЛАС: Насколько велика сегодня, повашим оценкам, активность пользователей сервисов дистанционного банковского обслуживания вРоссии?

Е. Захарова: Российский рынок дистанционного банковского обслуживания пока еще значительно отстает от рынков Европы иСША. Если говорить об интернетбанкинге, товнастоящее время общее число активных пользователей данного направления вРоссии составляет всего порядка 1,5млн человек– чуть более 1% общей численности населения, или4,6% от аудитории российской зоны Интернета. Приэтом темпы роста количества пользователей интернет-банкинга вРФ составляют внастоящее время порядка 100% вгод, тогда как, пооценкам аналитиков рынка ДБО, впотенциале динамика роста может достигать 400%.

Мощным драйвером значительного увеличения объемов ДБО (в первую очередь– интернет-банкинга и мобильного банкинга) является уже существующая клиентская база операторов сотовой связи и интернет-провайдеров. Следует отметить, что россияне все активнее используют глобальную сеть как канал оплаты товаров иуслуг: поданным за 2009г., 76% российских пользователей оплачивали покупки через Интернет, в том числе 60%– с помощью банковских карт и 16%– используя наличные или электронные деньги. И все-таки до действительно массового охвата российской аудитории современными финансовыми сервисами пока еще далеко.

ПЛАС: Каковы, наваш взгляд, основные причины достаточно медленного развития в России онлайн-банкинга?

Е. Захарова: Причин можно назвать несколько– это инедостаточное качество предоставляемых интернет-провайдерами услуг, идалекая от совершенства финансовая грамотность населения, иочевидный недостаток доверия кбезналичным операциям со стороны физических лиц. Однако нельзя не сказать иеще об одной причине– неполноте функционала большинства используемых вРоссии систем интернет-банка. Более 90% всех пользователей Рунета– физические лица, акаждый третий пользователь, согласно данным опросов, готов управлять своим банковским счетом через Интернет. Банки же зачастую не видят необходимости всоздании полноценной системы интернет-банка либо считают развитие данного направления слишком затратным. Ито, идругое не соответствует современным рыночным реалиям.

В России интернет-банкинг достаточно длительное время развивался как надстройка к линейке предлагаемых банком сервисов. В лучшем случае это воспринималось как модный тренд, позволяющий поддержать статус инновационного банка.

У некоторых участников рынка интернет-банкинг до сих пор играет роль своеобразной справочной службы, в которой можно узнать баланс по счету или карте и получить выписку с историей операций. В часто встречающихся даже сегодня моделях интернет-банкинга активные услуги представлены минимально и, как правило, ограничиваются возможностью перечисления средств между счетами клиента и платежами в адрес интернет-провайдера или сотовых операторов. Конечно же, пользователи хотят сегодня большего, поэтому наличие у банка развитого и многофункционального интернет-банкинга становится весомым конкурентным преимуществом.

Как я уже отмечала, в потенциале ежегодный рост сервисов ДБО в России может быть четырехкратным. Но «ДБО-революция» будет возможна только в том случае, если радикальные изменения в ментальности людей, делающих выбор в пользу свободы от очередей и режима работы традиционных банковских отделений и других учреждений, будут поддержаны существенным расширением функционала систем ДБО. Если намерения клиентов и банков совпадут, синергетический эффект может быть колоссальным, и именно он обеспечит прорыв в сфере интернет-банкинга.

Концепция усиления сервисов ДБО абсолютно соответствует внутренним потребностям развития современного розничного банка. Чем больше клиентов банка переходит на удобную и простую форму внеофисного обслуживания, тем быстрее банк достигает необходимых результатов по увеличению комиссионного дохода, сокращению издержек, повышению клиентской лояльности. Здесь возникает дилемма, связанная с трудностью изыскания необходимых средств для инвестиций в интернет-банкинг. Но парадокс «чтобы сэкономить, нужно потратить» легко разрешим благодаря принципу аутсорсинга.

ПЛАС: В чем заключается преимущество развития сервисов ДБО на условиях полного аутсорсинга для банков?

Е. Захарова: Сегодня важен уже не сам факт наличия у банка сервисов ДБО в качестве демонстрации формальной полноты линейки предложения. Важны качественные характеристики IT-решений для удаленного предоставления финансовых услуг: функциональность, безопасность, скорость обмена данными, оперативность изменения существующих настроек, возможность создавать уникальные для рынка финансовые продукты. Отдельно взятому банку зачастую трудно, затратно, да и вряд ли необходимо поддерживать все эти характеристики на конкурентоспособном уровне.

Банки обращаются к аутсорсингу для повышения рентабельности и сокращения сроков выхода на рынок с новыми высокотехнологичными продуктами. Главное преимущество технологического аутсорсинга – возможность сосредоточить все ресурсы банка на обслуживании клиентов, избавляясь от непрофильных затрат на дорогостоящее сервисное оборудование, на приобретение системного и прикладного ПО, организацию системы безопасности, техническую поддержку, содержание call-центра и штата соответствующих специалистов.

ЦФТ первым на рынке предложил банкам принципиально новую модель аутсорсинга бизнес-процессов. Обслуживание розничных клиентов через процессинг Faktura.ru – это отличная возможность для банка с минимальными финансовыми издержками предложить розничным клиентам полнофункциональный интернетбанк. При этом банкам не нужно постоянно добиваться необходимых доработок, модернизации, внедрения новых сервисов, усиления мер информационной безопасности – все эти задачи решает наш собственный персонал, а банки-партнеры автоматически получают необходимый им апгрейд. Межбанковский процессинговый центр Faktura.ru – это единое информационное пространство для ЦФТ и для банков, и мы не меньше наших партнеров заинтересованы в его функциональности, стабильности и безопасности работы и дальнейшем развитии.

ПЛАС: Какой функционал предлагает сегодня своим пользователям Faktura.ru?

Е. Захарова: Faktura.ru предлагает клиентам банка полный набор дистанционных услуг. Портфель информационных и платежных сервисов Faktura.ru содержит весь необходимый функционал для дистанционного управления средствами компании или личными средствами: отображение информации по счетам, открытым в разных банках, работа с выписками, платежными поручениями, депозиты, валютные операции, предоставление информации о курсах валют, валютные переводы, покупка/продажа/конверсия валюты, денежные переводы, защищенные почтовые сообщения, создание и поддержка актуальности справочников, ведение зарплатных проектов, информация о кредитах в разных банках, оплата коммунальных и прочих услуг по системе «Город», инвестирование в ПИФы УК и многое другое.

ПЛАС: Вы упомянули о постоянном развитии технологий, используемых в рамках Faktura.ru. Какая из последних разработок заслуживает, на ваш взгляд, особого внимания в рамках нашей беседы?

Е. Захарова: Ряд инноваций в последнее время был реализован в нашей системе интернет-банка с технологией разовых паролей. Для подключения клиентов к сервису используется три канала коммуникации: отделение банка, Интернет и устройства самообслуживания. Реализована технология пакетных продаж, которая позволяет при запуске в банке зарплатного проекта осуществить одномоментное списочное подключение всех сотрудников организации к интернет-банку Faktura.ru в рамках этого проекта.

Широкий функционал Faktura.ru позволяет быстро и комфортно управлять своими денежными средствами. Так, в сервисе есть удобная опция «Конвертация валюты», которая интересна пользователям мультивалютных счетов. Реализована технология, позволяющая отображать в одном окне информацию по различным кредитам и осуществлять платежи в счет их погашения. Пользователи Faktura.ru имеют возможность совершать мгновенные переводы по системе «Золотая Корона – Денежные Переводы» в рамках интернет-банка Faktura.ru благодаря интеграции с данной системой.

До конца текущего года система интернет-банка будет интегрирована с системой домашней бухгалтерии Faktura.ru, что позволит частным пользователям контролировать и планировать свои расходы.

Сервис будет предоставлять следующие возможности: сортировка доходов и расходов по категориям (продукты, автомобиль, услуги, зарплата и др.); отображение всех доходов и расходов в соответствии с установленными фильтрами (за определенный период, по одному или нескольким счетам ипр.); составление бюджета с отображением процента выполнения его статей и т.д. Данная разработка значительно расширяет функционал интернет-банка и позволяет использовать его не только для осуществления платежных операций и получения финансовой информации, но и как мощный инструмент личного бюджетирования.

В настоящее время Faktura.ru участвует в крупном коалиционном проекте, объединившем программу лояльности федерального сотового ритейлера «Связной», платежные системы MasterCard и «Золотая Корона», наш межбанковский процессинговый центр, а также систему «Золотая Корона – Денежные переводы».

У каждого держателя выпущенной в рамках данного проекта карты «СвязнойКлуб» MasterCard есть свой персональный «Платежный кабинет» в интернетбанке, функционирование которого, равно как и работу мобильного банка, обеспечивает Faktura.ru.

Концепция «Платежный кабинет» предусматривает предоставление доступа к основным функциональным возможностям интернет-банка в форме сайта-витрины: все интерактивные операции можно осуществлять непосредственно с главной страницы личного кабинета пользователя. Кроме того, реализован ряд отличительных особенностей интерфейса, существенно повышающих usability сервиса, – группировка операций клиента в отдельные блоки платежей; отображение блока готовых к оплате платежей, которые клиент может подтвердить одним разовым паролем, идр.

Усовершенствования коснулись и сервиса Мобильный банк: пользователи получили возможность со своих мобильных телефонов пополнять баланс любого абонентского счета – без предварительной регистрации нужного телефонного номера в банке. Внедренная технология интеллектуальной обработки команд позволяет системе правильно распознавать команды, даже если в их наборе допущены ошибки. Технологические инновации внедрены и в сервисе Интернет-банк для юридических лиц. Модернизирована работа системы в рамках функционала «Зарплатный проект»: благодаря прямой передаче зарплатных реестров в банковскую систему и их автоматической обработке существенно сократилось время на совершение этих операций.

Благодаря интеграции с платформой «1С:Бухгалтерия» для корпоративных клиентов реализована возможность осуществления процедур экспорта/импорта документов из бухгалтерской программы в систему Faktura.ru.

Сервисы ДБО постоянно развиваются технологически и функционально, и только в таком постоянном развитии и движении они могут существовать. Одновременно высокими темпами идет процесс образования новой, технологически ориентированной формации банковских клиентов, при этом все чаще между понятиями «клиент» и «пользователь» можно ставить знак равенства. «Новый клиент» ждет от банка новых сервисов, новых возможностей self-банкинга, и такие возможности на рынке уже существуют.



Полный текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 8 (160) ’2010 сс. 6-9

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первые успешные проекты мобильных кошельков развились не на развитых рынках, и задолго до их появления в Европе или США – это были M-PESA в Кении а также Globe GCASH и SMART Money – на Филиппинах.