Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Семинар

(Нет голосов)

27.03.1997 Количество просмотров 731 просмотр

20 февраля 1997 г. в Москве в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы прошел информационный семинар «Управление рисками и борьба с мошенничеством по операциям с пла­стиковыми картами Eurocard/MasterCard». Этот семинар проводился в рамках «Программы обу­чения и повышения квалификации банковских кадров в России на 1997 г.», разработанной Ака­демией Еигорау совместно с Ассоциацией рос­сийских банков-членов Еигорау International для российского банковского сообщества.

Такая программа реализуется в России впер­вые. В течение 1997 г. пройдет 14 тематических семинаров', в которых примут участие ведущие специалисты платежной ассоциации Еигорау International и Академии Еигорау.

Тематику прошедшего семинара условно можно разбить на 4 группы проблем. В рамках первой группы обсуждались общие тенденции в области мошенничества с пластиковыми карточ­ками в Европе в целом и России в частности и приводились соответствующие статистические данные; вторая часть семинара была посвяще­на рассмотрению конкретных видов мошенниче­ства с карточками" и вероятности их развития в различных странах; третья часть семинара включала обсуждение методов и способов выяв­ления и предотвращения мошеннических опера­ций; и, наконец, четвертая группа вопросов бы­ла посвящена способам взаимодействия служб безопасности банков с правоохранительными органами.

' Внимательно читайте нашу рубрику «Календарь событий».

Анализ общих тенденций мошенничества с использованием пластиковых карточек в 1996 г.

В 1996 г. потери европейских банков-членов платежной системы Еurорау International составили около 500 млн. долларов США (по сравнению с 1995 г. уровень потерь снизился незначительно -рис. 1). Руководитель департамента по контролю ри­сков и борьбе с мошенничеством (Fraud Intelligence

по статье «Утерянные/украденные карточки» по операциям с продуктами Pay Later, млн. ЭКЮ

Таблица 1 Структура средних потерь эмитентов* на каждую выпущенную карточку в 1995 г., ЭКЮ

Утерянные карточки 0,41

 

Украденные карточки 0,73

 

Подделка карточек 0,6

 

Прочие виды мошенничества 0,66

 

Итого 2,4

 


* Данные 10 крупнейших эмитентов карточек в Европе

Рис. 4. Потери европейских эмитентов от мошенничества по статье «Подделка карточек» по операциям с продуктами Pay Later, млн. ЭКЮ

S*

and Information) Europay International Дэвид Эмсворт (David Emsworth) в своем докладе, посвященном об­щим тенденциям мошенничества с пластиковыми карточками в европейских странах, сделал вывод о том, что в ближайшие годы существенного сниже­ния уровня мошенничества не произойдет.

Анализируя источники потерь эмитентов пла­стиковых карточек, Дэвид Эмсворт отметил, что в 1995 г. потери эмитентов составили в среднем 2,4 ЭКЮ на каждую выпущенную карточку.

В 1996 г. в структуре потерь эмитентов от мошенничества по-прежнему преобладали потери от операций внутри страны, но, по сравнению с 1995 г., их сумма несколько сократилась (рис. 2). Хотя по-прежнему наибольшие убытки эмитентам приносит использование утерянных/украденных карточек среднем 0,73 ЭКЮ на каждую карточ­ку), с 3 квартала 1995 г. наметилась тенденция к сни­жению этого вида мошенничества (на 11% по сравне­нию с 1995 г. - рис. 3). Благодаря тому, что в евро­пейских странах начали применяться национальные разработки систем защиты от таких правонаруше­ний, снижение потерь происходило в основном за счет операций внутри страны. В то же время, частич­но выросли потери от использования утерянных/укра­денных карточек в Европе и за ее пределами.

Поскольку мошенники начали переключаться на другие виды деятельности, на 12% по сравне­нию с 1995 г. увеличились потери от подделок карточек (рис. 4) и, по прогнозам специалистов, этот вид потерь будет продолжать расти. Основ­ные убытки эмитентам приносит использование поддельных карточек за пределами Европы. В 1996 г. наиболее «опасными» с этой точки зрения регионами стали США, Канада, страны Латин­ской Америки и Карибского бассейна (рис. 5). Кроме того, в 1 квартале 1996 г. отмечалось не­которое увеличение потерь эмитентов от мошен­ничества по внутриевропейским операциям по статье «телемаркетинг» (транзакции типа МО/ТО).

Наиболее крупным рынком для проведения таких операций в Европе является Германия. В то же вре-

мошенничества по статье «Утерянные/украденные карточки» по операциям с продуктами Pay Later, млн. ЭКЮ

мя, уровень мошенничества по транзакциям МОДО в Германии - один из самых низких в Европе. Этому есть очень простое объяснение - в Германии за за­казы по почте/телефону предпочитают расплачивать­ся наличными, чеками или с помощью дебетовых карточек, и, следовательно, клиринг по таким опера­циям выполняется перед доставкой товара.

В Великобритании, напротив, широко распро­странена оплата заказов с помощью кредитных карточек, поэтому британским эмитентам этот

вид транзакций приносит наибольшие среди ев­ропейских банков убытки.

Убытки обслуживающих банков от мошенни­чества с карточками по сравнению с 1995 г. так­же уменьшились. В 1 квартале 1996 г. снижение потерь происходило в основном по операциям внутри страны. Одновременно наблюдалось не­значительное возрастание потерь по операциям за пределами страны (infra-regional) и за предела­ми Европы (inter-regional) (рис. 6).

Основная масса убытков обслуживающих банков связана с использованием утерянных/ук­раденных карточек (рис. 7) - их доля в общем объеме потерь составляет более 50%. Потери от

от мошенничества по статье «Подделка карточек» по операциям с продуктами Pay Later, млн. ЭКЮ

подделок (ок. 20%) в 1996 г. в основном проис­ходили при операциях за пределами Европы, хотя с середины 1995 г. их суммарный объем неуклон­но снижался. Потери от подделок при операциях внутри страны, напротив, так же неуклонно рас­тут начиная с середины 1995 г.; в 3 квартале 1996 г. их величина практически сравнялась с ве­личиной потерь за пределами Европы (рис. 8).

Особый интерес представляют статистические данные по России. Информация о потерях рос­сийских эмитентов, по словам организаторов се­минара, пока недостаточно полная для подроб­ного анализа. В качестве иллюстрации к выступ­лению Дэвида Эмсворта была приведена стати­стика потерь европейских эмитентов на террито­рии России (рис. 9, 10, 11, 12, 13).

Если в мире в целом у европейских эмитентов преобладали потери от использования утерян-


ных/украденных карточек, то в России в 3 квартале 1996 г. эмитенты несли потери по сле­дующим категориям в порядке убывания: «непо­лученные карточки» (около 21,8 тыс. ЭКЮ), «под­делка карточек» (около 4,4 тыс. ЭКЮ), «утерян­ные/украденные карточки» (около 3,5 тыс. ЭКЮ). Как можно заметить, пик потерь - 233,343 тыс. ЭКЮ - приходится на 4 квартал 1995 г. (рис. 12). Основная часть убытков связана с использованием поддельных (около 160 тыс. ЭКЮ), утерянных/ук­раденных (около 37 тыс. ЭКЮ) и неполученных карточек (около 10,5 тыс. ЭКЮ). Вплоть до 1996 г. потери неуклонно снижались и в 1 квар­тале 1996 г. достигли рекордно низкой величины -15,504 тыс. ЭКЮ (по мнению начальника отделе­ния по борьбе с мошенническими операциями с использованием кредитных карточек и дорожных чеков УЭП ГУВД г. Москвы А. А. Хавроничева, это произошло благодаря успешной работе рос­сийских правоохранительных органов2). Но уже в 3 квартале 1996 г. кривая потерь поползла вверх и достигла уровня 30,593 тыс. ЭКЮ.

 

Таблица 2

Потери от мошенничества и подделок международных карточек. Россия как эквайрер

Источник потерь, ЭКЮ

 

1994г.

 

1995г.

 

1996г.

 

1

 

2

 

3

 

4

 

1

 

2

 

3

 

4

 

1

 

2

 

3

 

Утерянные карточки

 

8771

 

7435

 

13765

 

5797

 

27195

 

22787

 

3287

 

18285

 

21

 

2516

 

539

 

Украденные карточки

 

3793

 

9099

 

2246

 

11 066

 

12602

 

23194

 

25790

 

18632

 

9357

 

8178

 

2913

 

Неполученные карточки

 

25125

 

ГТ081~

 

3022

 

833

 

693

 

771

 

0

 

10545

 

1 422

 

2571

 

21777

 

Карточки, выданные по фальшивым заявлениям

 

0

 

0

 

655

 

815

 

0

 

0

 

193

 

0

 

0

 

0

 

0

 

Подделка

 

49

 

12370

 

29006

 

144867

 

4492

 

36916

 

169966

 

158852

 

3059

 

7314

 

4379

 

Прочие виды

 

7038

 

1384

 

1 190

 

598

 

5148

 

1 343

 

7215

 

14908

 

135

 

6648

 

0

 

Заказы по почте/ телефону

 

2287

 

291

 

1459

 

3326

 

3644

 

6865

 

1 314

 

6468

 

959

 

2951


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?