Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Эквайринг в России

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

20.05.1997 Количество просмотров 3238 просмотров

В процессе формирования современной структуры российского рынка эквайринга по международным карточкам можно выделить несколько этапов, на каждом из которых изменялось соотношение сил внешних (международных платежных систем) и внутренних (эквайреров) участников российского рынка пластиковых карточек.

Этап 1 (до конца 1991 г. - начала 1992 г.). Монопольный эквайринг

На российском рынке пластиковых карточек лидировала компания American Express (около 80% рынка). Сколько-нибудь масштабные программы эмиссии карточек Visa и Eurocard/MasterCard в России отсутствовали (см. табл. 1). Поэтому об эквайринге со стороны российских банков, не имеющих опыта работы с карточками, не могло быть и речи.

Таблица 1

Российские банки-члены платежных систем Visa International и Europay International (1990 г.- начало 1992 г.)

Название банка

Visa International

Europay International

 

Время вступления в систему

Время начала эмиссии карточек

Время вступления в систему

Время начала эмиссии карточек

Кредо Банк

октябрь 1990 г.

сентябрь 1991 ã.

декабрь 1990 г.

-

ДиалогБанк

октябрь 1991 г.

*

декабрь 1991 г.

*

Сбербанк РФ

февраль 1989 г.

*

*

*

Мост-Банк

февраль 1992 г.

*

март 1992 г.

*

* вступил в систему, приступил к эмиссии карточек позднее 1992 г.

- не эмитирует карточки

Подавляющее большинство российских предприятий, принимающих к оплате международные пластиковые карточки Visa, Eurocard/MasterCard, American Express, Diners Club, работало через фирму «Интуркредиткард» ВАО «Интурист». Незначительная часть предприятий была связана договорными отношениями с зарубежными эквайрерами (например, «Калинка-Стокманн», «Европа-Грандотель» и т. д.). Таким образом, до 1992 г. фирма «Интуркредиткард» была монопольным российским эквайрером, обслуживающим платежи по международным карточкам. Она самостоятельно устанавливала комиссии, которые в отдельных случаях достигали 5-8%.

Выводы:

1.   В России до начала 1992 г. существовал монопольный рынок эквайринга.

2.   Условия для его демонополизации отсутствовали.

3.   Размер торговых комиссий устанавливался монополистом произвольно и в отдельных случаях достигал 5-8%.

Этап 2 (начало 1992 г. - середина 1995 г.). Начало эмиссии международных карточек российскими банками. Создание и реструктуризация российских процессинговых компаний. Начало перехода от монопольного эквайринга к мультиэквайрингу и использование механизма демпинговых тарифов для демонополизации рынка

Началом отсчета в демонополизации отношений в структуре российского эквайринга принято считать 1992 г. В марте 1992 г. Кредо Банк, впоследствии принявший активное участие в формировании Компании объединенных кредитных карточек (UCS), заключил с одним из московских казино («Москва», гостиница «Ленинградская») договор под 5% на обслуживание платежей по карточкам Visa.

В мае 1992 г. по инициативе платежной системы Europay International банки «первой волны» - Мост-Банк, Московский банк Сбербанка России и ДиалогБанк учредили АОЗТ “Кардцентр” - процессинговую компанию со 100-процентным российским капиталом, через которую впоследствии осуществлялась значительная доля платежей по карточкам Eurocard/MasterCard.

В ноябре 1992 г. была создана компания UCS, акционерами которой стали ВАО «Интурсервис» (49% акций), Кредо Банк (39% акций) и компания InpassLtd. (12%).

В 1993-1994 гг. вслед за Кредо Банком приступили к эмиссии международных карточек и вышли на рынок обслуживания платежей по таким карточкам и остальные банки «первой волны» (см. табл. 1). Тогда же (в сентябре 1993 г.) ВАО «Интурсервис» получило указание передать часть своих контрактов с предприятиями на обслуживание карточек Visa и Eurocard/MasterCard банкам, а в феврале 1994 г. компания UCS была поделена между двумя крупнейшими игроками рынка: Кредо Банком и Мост-Банком с передачей Кредо Банку контрольного пакета акций.

Ряд банков лидирующей группы (см. табл. 2) вслед за банками «первой волны» получили членство в системах Visa International и Europay International. Впоследствии из этих финансовых институтов сформировалась «вторая волна» российских эквайреров.

Таблица 2

Российские банки-члены платежных систем Visa International и Europay International (начало 1992 г.-середина 1995 г.)

Название банка

Visa International

Europay International

 

Время вступления в систему

Время начала эмиссии карточек

Время вступления в систему

Время начала эмиссии карточек

Инкомбанк

март 1992 г.

февраль 1993 г.

сентябрь 1992 г.

*

Автобанк

февраль 1994 г.

*

сентябрь 1992 г.

*

ЭЛБИМ-банк

-

-

июнь 1993 г.

июнь 1994 г

Токобанк

октябрь 1994 г.

*

июнь 1993 г.

*

Кредит-Москва

-

-

октябрь 1993 г.

апрель 1994 г.

Столичный Банк Сбережений

май 1994 г.

август 1994 г.

октябрь 1993 г.

июнь 1994 г.

Стройинвест

-

-

декабрь 1993 г.

февраль 1994 г.

Сбербанк РФ

см. табл. 1

декабрь 1994 - Санкт-Петербургский банк Сбербанка РФ, январь 1995 - Московский банк Сбербанка РФ

октябрь 1993 г.

октябрь 1994 г.

Балтийский

-

-

октябрь 1993 г.

ноябрь 1994 г.

Менатеп

февраль 1992 г.

март 1994 г.

октябрь 1994 г.

*

Мосбизнесбанк

февраль 1992 г.

июнь 1993 г.

*

*

ДиалогБанк

см. табл. 1

*

см. табл. 1

май 1994 г.

Мост-Банк

см. табл. 1

февраль 1993 г.

см. табл. 1

июнь 1994 г.

- не вступал

* вступил позднее, начал эмиссию карточек позднее

Осенью 1994 г. Мост-Банк создал собственную процессинговую компанию “МультиКарта”, которая впоследствии помогла банку осуществить успешную экспансию на рынок эквайринга и потеснить компанию UCS с занимаемых позиций.

С появлением на рынке эквайреров банков из «первой волны» и частично из «второй волны» (Кредо Банк, Инкомбанк, Мост-Банк, Менатеп, Балтийский, Санкт-Петербургский банк Сбербанка РФ, Столичный Банк Сбережений, ЭЛБИМ-банк, ДиалогБанк, Токобанк, Технобанк, Санкт-Петербургский Промстройбанк) образовался избыток предложений эквайринговых услуг со стороны банков над спросом на такие услуги со стороны крупных предприятий. Это повлекло за собой снижение торговых комиссий - merchant fee - в ряде случаев с 4-5% до 2% и дало основания говорить о начале «войны комиссий» в России, впрочем, довольно вялой как по широте охвата участников рынка и накалу страстей, так и по влиянию на сам рынок. Эта тенденция развивалась в России вплоть до середины 1995 г., когда кризис на рынке межбанковских кредитов ознаменовал конец периода «легких денег» и заставил банки пересмотреть свое отношение к суперльготным торговым комиссиям.

Выводы:

1.   Соотношение сил внешних участников на российском рынке изменилось. Компания American Express потеряла часть рынка (ее доля сократилась с 80% до 47%), а доли Visa International и Europay International увеличились (до 27% и 19% соответственно).

2.   Банки «первой волны» приступили к эмиссии карточек и вплотную подошли к самостоятельному занятию эквайрингом.

3.   Создание российских процессинговых компаний означало создание технологической базы для мультиэквайринга.

4.   В России сложились условия для демонополизации рынка эквайринговых услуг.

5.   В качестве основного инструмента демонополизации рынка банки активно использовали механизм демпинга торговых комиссий.

6.   Окончание 2-го этапа развития рынка характеризуется сужением возможности применения заниженных торговых комиссий.

Этап 3 (Середина 1995-ноябрь 1996 гг.). Монополизация рынка

В 1995 г. 18 российских банков вступили в систему Visa International, и столько же - в систему Europay International. Число международных карточек в России достигло 150 тыс.[1], соответственно, возросли число транзакций и объем операций по международным карточкам.

Развитие сети приема карточек (установка POS-терминалов в торговых точках с большой интенсивностью транзакций, необходимость поддерживать прием дебетовых карточек типа Visa Electron и edc/Maestro, развитие сетей коммуникаций типа Х.25 - Sprint, Infotel, и в том числе создание беспроводных сетей - по технологии Multipoint Network - в компании UCS, Радиотел - у Центрального Телеграфа и т. д.) и создание собственных процессинговых центров для обработки транзакций по карточкам, а также банкоматных сетей потребовало от банков немалых капиталовложений, которые необходимо было возместить.

В отличие от ситуации 1991-1993 гг. (время единичных специалистов-«карточных энтузиастов»), к 1995 г. круг специалистов карточного бизнеса заметно расширился, а их квалификация возросла. Если раньше реализация проектов пластиковых карточек в большинстве своем была обусловлена необходимостью предоставления собственной клиентуре банка дополнительного сервиса, и зачастую эти проекты служили мерилом престижа и средством выражения амбиций руководства, то к середине 1995 г. в основном пришло понимание того, что проекты пластиковых карточек могут и должны быть прибыльными, что невозможно при использовании заниженных тарифных ставок. С учетом общей ситуации на российском рынке банковских услуг требования к прибыльности проектов стали все чаще предъявляться и со стороны руководства банков. Поэтому все чаще в самих банках и околобанковских структурах раздавались голоса о необходимости противодействия проведению демпинговой политики в сфере эквайринга[2]. В частности, выработка согласованной тарифной политики была определена в качестве одной из задач при создании Ассоциации российских банков-членов Europay International.

В 1996 г. по сравнению с 1995 г. в 1,5-2 раза увеличилось число российских банков, являющихся членами одной или обеих (и Visa International, и Europay International) международных платежных систем. Число международных карточек увеличилось в 4 раза по сравнению с 1995 г. и достигло 600 тыс. К эквайринговой деятельности приступили банки, вступившие в международные платежные системы в 1994-1995 гг. Вполне объяснимы попытки сыграть на заниженных комиссиях, предпринимаемые прежде всего «новичками», в надежде получить свою долю в эквайринговом бизнесе. В то же время, в 1996 г. в международные платежные системы вступили несколько продвинутых российских банков, чье появление на рынке в будущем грозило обернуться потерями ряда предприятий торговой сети для остальных участников рынка эквайринга международных карточек.

Кроме того, с «игровой площадки» частично или полностью ушли несколько банков (Кредо Банк, Тверьуниверсалбанк, Оптимум). Соответственно, их доля рынка безналичных расчетов освободилась. Поэтому, анализируя основные тенденции развития рынка международных пластиковых карточек в 1996 г., можно отметить, что борьба банков за «место под солнцем» разгорелась с новой силой.

Осенью 1996 г. были предприняты шаги, которые в дальнейшем вылились в попытку монополизации рынка обслуживания платежей по международным карточкам.

Во-первых, в начале сентября 1996 г. все расчетные функции Кредо Банка по карточкам Eurocard/MasterCard, JCB, Diners Club перешли к ОНЭКСИМбанку. Расчеты в системе Visa формально остались за Кредо Банком, однако, они стали проводиться через расчетный счет Кредо Банка в ОНЭКСИМбанке. Таким образом, ОНЭКСИМбанк получил функции расчетного банка по платежам через UCS.

Во-вторых, по требованию ассоциации Europay International компания UCS должна была до середины 1997 г. передать договоры на обслуживание торговых точек непосредственно банкам. Первоначально компания UCS планировала передать эти предприятия Кредо Банку, однако, кризисное положение банка не позволило этим планам осуществиться. Передача же их новому владельцу UCS - ОНЭКСИМбанку - была невозможна, поскольку банк, недавно вступивший в международные платежные ассоциации, еще не выпустил необходимое количество карточек и не получил от международных платежных систем разрешение на эквайринг.

Вполне естественно, что у участников рынка эквайринга появилась надежда на передел доли рынка UCS. Попытки развязать войну тарифов были обречены на провал, поскольку нижняя граница торговых ставок по карточкам EC/MC уже была установлена, а разница между минимальным и максимальным значением торговой комиссии на рынке невелика. К тому же бизнес пластиковых карточек - лишь составная часть банковского бизнеса. Поэтому более мощным и действенным рычагом воздействия на предприятия оказались не заниженные комиссии, а качество предоставляемого банками-эквайрерами комплекса банковского обслуживания. В первую очередь, это:

- предложение со стороны банков пакета специализированного сервиса (расчетно-кассовое обслуживание, кредиты под льготные проценты, интеграция оборудования для работы с пластиковыми карточками в существующие системы автоматизации и предложение новых, зарплатные карточки, минимизация налогообложения и т. д.);

- договоры, предусматривающие разумное разграничение ответственности между обеими сторонами;

- постоянная и реальная работа обслуживающего банка с персоналом предприятий торговли и сервиса;

- подготовка детальных отчетов, позволяющих предприятию анализировать структуру продаж по каждому типу принимаемых карточек;

- своевременная инкассация и короткие сроки проведения расчетов;

- качество работы установленного на предприятии оборудования и уровень его сервисного обслуживания со стороны банка;

- число типов принимаемых карточек.

В ноябре 1996 г. Мост-Банк и ОНЭКСИМбанк объявили о создании холдинга UCS-«МультиКарта». При этом компания «МультиКарта» получила в собственность 100% акций компании UCS. В свою очередь, Мост-Банк и ОНЭКСИМбанк получили по 50% акций «МультиКарты». Таким образом, в России фактически произошла монополизация рынка эквайринговых услуг по карточкам (около 95% рынка оказалось сосредоточено в одних руках).

Однако ситуация 1996 г. существенно отличается от ситуации 1991 г. Если монополия рынка эквайринга в 1991 г. явилась логическим результатом отсутствия на рынке реальных игроков и была вызвана объективными потребностями рынка, то современная аккумуляция рынка Мост-Банком и ОНЭКСИМбанком произошла при наличии на рынке, по меньшей мере, двух сильных эквайреров - СБС-Агро и Сбербанка РФ, и ряда игроков более мелкого калибра - Менатепа, Инкомбанка, Российского Кредита, ЭЛБИМ-банка и т. д. Подавляющее большинство участников рынка остались недовольны предпринятыми Мост-Банком и ОНЭКСИМбанком шагами, что не может не повлиять на развитие всего рынка эквайринга в России в недалеком будущем.

Выводы:

1.  Конкуренция на рынке эквайринга сохранилась. Основным средством конкурентной борьбы стало предоставление предприятиям комплексного банковского обслуживания и, в том числе, качественного сервиса по обслуживанию пластиковых карточек.

2.  Создание остальными международными платежными системами объединений, подобных Ассоциации российских банков-членов Europay International, и проведение такими объединениями согласованной политики позволит блокировать возможности для развязывания “войны тарифов” в сфере эквайринга.

3.  Монополия на рынке эквайринга была создана искусственно. Она нестабильна сама по себе и не способствует стабилизации рынка обслуживания платежей по международным карточкам.

Этап 4. Современное состояние рынка. Шаги в направлении его демонополизации

На наш взгляд, одним из действенных инструментов дальнейшего разрушения монополии на рынке является использование платежных инструментов российских систем STB-Card, Union Card, «Золотой Короны». В связи с реализацией в этих системах значительного числа зарплатных проектов число эмитированных карточек существенно возросло, увеличился и объем операций по этим карточкам в торговой сети. Поэтому определенное число торговых точек (в особенности на Урале и в Сибири, где распространены карточки системы «Золотая Корона»), прежде всего, заинтересовано в обслуживании платежей по таким карточкам, чего холдинг UCS-«МультиКарта» обеспечить не может.

Предприятия не заинтересованы в заключении договоров на обслуживание карточек с несколькими банками-эквайрерами одновременно, когда появляется необходимость в открытии нескольких счетов в различных банках, что приводит к распылению средств предприятий. Кроме того, осложняется формирование отчетов и анализ продаж по карточкам.

Банки также не заинтересованы в этом, а институт операторских компаний, который мог бы снять подобные проблемы, в России не получил сколько-нибудь заметного развития.

Международные платежные системы Visa International и Europay International в последние полтора года заметно активизировали свою деятельность на российском рынке. В планах ассоциации Europay International - к концу 1997 г. довести число карточек Cirrus/Maestro до 1,2 млн. Поскольку в России большинство карточек Cirrus/Maestro выпускается совмещенными с российскими карточками (например, карточки STB-Card, ДиалогБанка, банка «Российский Кредит» и т. д.), это означает, что одновременно существенно увеличится и число внутренних российских карточек, и интерес предприятий к их обслуживанию. В планах компании Visa International - массовая эмиссия Сбербанком РФ и Инкомбанком карточек Visa COPAC. К тому же, оба банка планируют активно развивать сеть приема этих карточек.

Международные платежные системы American Express, JCB International и DinersClubInternational, не являясь лидерами на российском рынке, тем не менее, могут повлиять на ход развития событий и создать плацдарм для успешного развития своего бизнеса в России. Основные способы воздействия их на рынок - это предоставление (или непредоставление) банкам право на эквайринг (мультиэквайртинг) и эмиссию карточек.

До 1991-1992 гг. заключением договоров с предприятиями на обслуживание карточек AmericanExpress занималась исключительно компания UCS в лице тогдашнего Интуркредиткарда - структурного подразделения Интурсервиса, входившего в состав ВАО «Интурист». С 1991 г. эквайринговые функции постепенно стали переходить к российскому отделению компании, и к концу 1992 г. компания UCS полностью прекратила эквайринг для AmericanExpress. Собственное подразделение компании сумело за три года увеличить сеть предприятий с 500 до 3000 и поднять оборот с 60 млн. долларов США в 1991 г. до почти 300 млн. в 1995 г. Однако в1996 г. рост резко замедлился и оборот составил немногим более 300 млн. долларов. Это объясняется, с одной стороны, резким уменьшением числа иностранцев, приезжавших в Россию в 1996 г. (политическая нестабильность - выборы, болезнь президента, война в Чечне), а с другой - резким изменением приоритетов деятельности компании, сосредоточившей свои усилия на туристическом бизнесе в ущерб карточному. В настоящее время UCS вновь является единственным эквайрером и одной из нескольких компаний, выполняющих доставку в сеть транзакций по карточкам AmericanExpress. Московское отделение компании имеет возможность в случае необходимости переключаться с одного процессора на другой или несколько одновременно. В стадии проработки находится несколько программ распространения карточек AmericanExpress через крупные российские банки, которым одновременно, по некоторым данным, могут быть переданы и права на эквайринг. Реализация такого проекта обернется потерей холдингом UCS-Мультикарта не только монопольного статуса, но и определенного числа предприятий торговой сети.

До недавнего времени, согласно условиям договора между компаниями Diners Club International и UCS, последней принадлежало эксклюзивное право заключения договоров на обслуживание карточек Diners Club с предприятиями торговой сети.

В пользу права UCS на эксклюзивное обслуживание предприятий системы Diners Club говорило несколько обстоятельств - репутация компании, существующая технологическая база, отработанная технология расчетов с предприятиями, отлаженная система покрытия финансовых рисков.

С другой стороны, являясь самым крупным на рынке эквайрером, холдинг не был одинаково заинтересован в активном продвижении на рынок каждой из заключивших с ним договор платежных систем, поскольку его потери в результате ненадлежащего выполнения условий агентского соглашения по развитию одной из систем (например, по Diners Club) могут быть легко компенсированы увеличивающимся оборотом по другой (например, по Visa International).

Вследствие более качественного банковского обслуживания предприятий со стороны конкурирующих эквайреров холдинг (а соответственно, и Diners Club) может терять часть предприятий. Особенно этот исход вероятен в случае принятия компаниями American Express и JCB International положительного решения о мультиэквайринге.

Большинство крупных российских банков (пожалуй, за исключением ОНЭКСИМбанка) не заинтересованы только в выпуске карточек Diners Club без получения ими права эквайринга по таким карточкам. Кроме того, учитывая сильное влияние московских банков в ряде регионов России и возможную консолидацию сил московских и региональных банков в конкурентной борьбе с холдингом, можно было ожидать противодействия дальнейшему продвижению холдинга в регионы (а соответственно, и развитию региональной сети Diners Club). Поэтому сохранение эксклюзивного положения UCS не способствовало бы увеличению объемов эмиссии карточек на территории России, что в конечном итоге могло привести к снижению качества обслуживания держателей карточек.

Отсюда логически вытекает необходимость заключения договора с компанией-монополистом на новых условиях.

Срок прежнего договора истек в мае 1997 г. Новый договор был заключен 21 мая 1997 г. между компанией UCS и франшизой Diners Club Russia. Согласно условиям договора, холдинг UCS-«Мультикарта» продолжит свою эквайринговую деятельность в отношении карточек DinersClub, но лишается эксклюзива в этой области. В настоящее время ведутся переговоры о передаче агентских прав на эквайринг со Сбербанком РФ, банками СБС-Агро, Менатепом, Мост-банком, Межкомбанком, Российским Кредитом, Инкомбанком.

Выводы:

Положение холдинга ОНЭКСИМ-Мост-Банк на рынке находится под влиянием ряда факторов, среди которых:

1.   Наличие на рынке потенциально сильных эквайреров, способных предложить предприятию более качественное по сравнению с холдингом банковское обслуживание.

2.   Укрепление позиции российских платежных систем и появление у определенного числа предприятий интереса к обслуживанию чисто российских карточек.

3.   Незаинтересованность предприятий торговой сети в заключении договоров на обслуживание карточек с несколькими банками-эквайрерами одновременно.

4.   Отсутствие в России института операторских компаний, который помог бы решить большинство проблем.

5.   Активизация на российском рынке платежных систем Visa International и Europay International и изменение политики международных платежных систем American Express, JCB и Diners Club в России.



[1] К концу 3 квартала 1995 г. российскими банками-членами ассоциации VisaInternational было эмитировано около 83 тыс. карточек, а банками-участниками системы EuropayInternational - около 50 тыс. карточек.

[2] Не случайно на протяжении 1995 -1996 гг. эта тема постоянно всплывала на страницах большинства специализированных банковских изданий и средств массовой информации, освещающих проблемы банковского сообщества.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первые успешные проекты мобильных кошельков развились не на развитых рынках, и задолго до их появления в Европе или США – это были M-PESA в Кении а также Globe GCASH и SMART Money – на Филиппинах.