Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Mastercard International

(Нет голосов)

22.07.1997 Количество просмотров 650 просмотров

16 августа 1996 г. исполнилось 30 летсодняподписаниянесколькимиамериканскимибанкамисоглашенияобобразованииассоциацииInterbankCardAssociation, впоследствиипереименованнойвкорпорациюMasterCardInternationalIncorporated.

ЗатридесятилетиясуществованияMasterCardInternationalпревратиласьвглобальнуюплатежнуюсистему, объединяющую 23 тыс. кредитно-финансовыхинститутоввовсехуголкахземногошара. ВнастоящеевремяплатежнаясистемаMasterCardInternationalпредоставляетврамках 11 различныхпрограммучастникам (входящимвнеенаправахфраншиз) лицензиинавыпусккарточекдляфизическихиюридическихлиц. ОсновнымифункциямисистемыMasterCardInternationalявляютсяпродвижениенарынкахторговоймаркисистемы, управлениефраншизами, обработкатранзакций (включаяавторизацию, клирингивзаиморасчеты), атакжепредоставлениеспециальныхуслуг (управлениерисками, гарантиибезопасности, консультационныеимаркетинговыеуслугиит. д.) финансовыминститутам-членамассоциации.

КорпорацияMasterCardInternational[1]неустанавливаетдляучастниковусловийобслуживаниякарточекисамостоятельноневступаетвпереговорысторговымиипрочимиорганизациямипоповодуприемаиобслуживаниякарточекслоготипамиMasterCardInternational.

ОрганизационнаяструктураплатежнойсистемыMasterCardInternationalвключает 6 региональныхподразделений (Азиатско-Тихоокеанское, Канадское, Европейское, Латиноамериканское, Ближневосточно-АфриканскоеиАмериканское) и 2 функциональныхподразделения (ГлобальноеиОперационное). КаждоеизрегиональныхподразделенийфункционируетпопринципусамоокупаемостииподчиняетсярегиональномуСоветуДиректоров. ИсключениесоставляетЕвропейскийрегион, управлениекоторымкомпанияMasterCardInternationalосуществляетспомощьюстратегическогопартнераEuropayInternationalS.A.

Êîðïîðàöèþ MasterCardInternationalотличаетширокийвыборплатежныхсредств, предназначенныхдляиспользованиявразличныхсекторахрынкабезналичныхрасчетов. Вчастности, внастоящеевремяварсеналкомпаниивходитболеедесяткаразличныхтиповкарточек, разработанныхкакдляфизическихлиц, такидлякорпораций.

Программыдлядержателейперсональныхкарточек

Дляфизическихлицассоциациейразработаныследующиевидыплатежныхинструментов:

1. MasterCardcard - стандартнаяплатежнаякарточкасревольвернымкредитоми/илиотложеннымплатежом.

2. GoldMasterCardcard - платежнаякарточкасулучшеннымобслуживаниемильготнойкредитнойлинией.

3. PlatinumClassMasterCardcard  - кредитнаякарточкасмаксимальнойкредитнойлиниейи «образцовым» обслуживанием.

4. WorldMasterCardcard - карточкабезустановленногозаранеелимитарасходованиясредствичастичнымкредитованием.

5. Maestro - дебетоваякарточкадляиспользованиявPOS-терминалахврежимереальноговремени.

6. MasterMoney - дебетоваякарточкадляиспользованиянатерриторииСШАвпакетномрежиме.

7. Cirrus - банкоматнаякарточкадляполученияналичныхвсетиMasterCard/Cirrus.

Ïðîãðàììû äëÿ êîðïîðàöèé

Созданиеплатежныхсредств, предназначенныхдляиспользованиявразличныхсекторахкорпоративногобизнеса, внастоящеевремяврядлиможетудивитького-либо, посколькуявляетсяхарактернымнаправлениемдеятельностибольшинствамеждународныхплатежныхсистем. Кпониманиюнеобходимостипредлагатьразличныевидыкарточекдлямалогоисреднегобизнесаидлямеждународныхкорпорацийраноилипоздноприходятвсемеждународныеассоциации, ивэтомсмыслекорпорацияMasterСardInternationalнесталаисключением. Пакетдлякорпоративныхклиентоввключаетследующиеплатежныесредства:

1. MasterCardCorporateCard - корпоративнуюрасчетнуюкарточкудлякрупныхфирмснаборомуслуг, связанныхсделовымикомандировкамиипутешествиями;

2. MasterCardCorporatePurchasingCard - корпоративнуюплатежнуюкарточкудляосуществлениямелкихпокупокиконтролязарасходованиемсредств;

3. MasterCardCorporateFleetCard - многофункциональнуюкорпоративнуюкарточку.

4. MasterCardBusinessCard - многоцелевуюкарточкудлямалогобизнеса, предназначеннуюдляиспользованиянатерриторииСША.

 

Программа «The Future of Money»

Пожалуй, наиболееважнымсобытием 1996 г. дляучастниковассоциацииMasterCardInternationalсталообнародованиеееруководствомчрезвычайноамбициознойпрограммыTheFutureofMoney (Будущееденег), рассчитаннойна 5-10 лет. Девизпрограммыгласит: «Вбудущемвысможетепереводитьлюбыесредстваплатежалюбомучеловекувлюбуюточкуземногошаравнаиболееудобнойдлявасформеисмаксимальнойбезопасностью». Основнаяидеяпрограммы - переориентацияплатежнойсистемыMasterCardInternationalнаобслуживаниерасчетов, производимыхспомощьювиртуальных/электронныхденег, наосновеновейшихдостиженийвысокотехнологичныхотраслейхозяйственногокомплексаразвитыхстран.

В 1996 г. врамкахреализациипрограммыTheFutureofMoneyплатежнаясистемаMasterCardInternationalначалаосуществлять 5 целевых «подпрограмм» поукреплениюпозицийторговоймаркиMasterCardInternationalнамировыхрынках, расширениюприемнойсетикарточекассоциации, разработкеивнедрениюновогопоколениятехнологическихплатформитехническихстандартов, разработкеивнедрениюновыхпродуктовиуслуг, атакжеповышениюэффективностиработыплатежнойсистемы.

УкреплениепозицийторговоймаркиMasterCardInternationalнамировыхрынках

Кначалу 1996 г. кпониманиюпервоочереднойважностиэтойзадачипришливсекрупнейшиемеждународныеплатежныесистемы, очемсвидетельствуютпредпринятыевэтомнаправлениишаги. НесталаисключениемикомпанияMasterCardInternational, äîáèâøàÿñÿ íаибольшегоуспехавэтойобластивЕвропейскомрегионеиСША.

Европейскийрегион

Несмотрянато, чтоуспехикорпорациивэтомрегионетесносвязанысдеятельностьюкомпанииEuropayInternational, впоследниегодывзаимоотношенияMasterCardInternationalиеестратегическогопартнераоставлялижелатьлучшего. КорпорацияMasterCardInternationalнастойчивопыталась «продвинуть» своюторговуюмаркунаевропейскомконтинентепутемпостепенноговытесненияскарточексимволикиCirrus, edc, eurochequePictogram, атакжелоготиповлокальныхсистем. Этомупротивилисьмногиеевропейскиебанки, которыеспомощьюEuropayхотелисохранитьстратегическийконтрольнадсоздаваемымиимиплатежнымисистемами.

ХотяотношениямеждукомпаниямиMasterCardInternationalи Europay Internationalобычнохарактеризуюткак «стратегическийальянс», положениеегоучастниковнеодинаково. АссоциацияMasterCardInternationalнетольковладеетпакетомакцийEuropay (12,25% - напрямую, 15% черезMasterCardInternational/EuropayUK), ноифактическиявляетсялицензиаромфраншизы, чтонакладываетособыйотпечатокнавзаимоотношенияорганизаций. ПоэтомуассоциацияEuropayInternationalзачастуюиспытываетдавлениесостороныMasterCardInternational.

НовоесоглашениесEuropayInternational, çàìåíèâøåå èçâåñòíîå CairoAgreement 1988 г., сталоважнойвехойнапутиукрепленияпозицийплатежнойсистемыMasterCardInternationalвЕвропе. Всоответствиисновымсоглашением, втечениепоследующихдвухлетнавсехплатежныхкарточках (включаяужевыпущенные), эмитируемыхевропейскимибанкамиифинансовымиучреждениями-членамиплатежнойсистемыMasterCardInternationalпланируетсязаменитьлоготипEurocardнасовместныйлоготипEurocard/MasterCard. Комментируяэтосоглашение, одинизруководителейEuropayInternationalотметил, что «Eurocardтеперьстановитсяименем, аMasterÑard - фамилией». Главнойцельюновогоальянсаонназвалрасширениеобъемаиспектрауслуг, предоставляемыхюридическимифизическимлицам. Единыйлоготипдолженспособствоватьпритокуновыхклиентов, посколькууменьшаетсяпутаница, связаннаясналичиембольшогоколичествалоготиповиторговыхмарокнаевропейскомрынкепластиковыхкарточек.

КлючевымиэлементамисоглашенийAllianceAgreementявляютсятакже:

- сохранениезакомпаниейEuropayInternationalэксклюзивныхправналицензированиепродуктовMasterCardInternationalнатерриторииЕвропы, включаявсестраныбывшегоСоветскогоСоюза;

- наличиеукомпанииEuropayInternationalэксклюзивныхправнаведениепереговоровиподдержаниеделовыхсвязейсбанками-участникамисистемыMasterCardInternationalиихпоставщиками;

- использованиесетиEPS-Net, принадлежащейассоциацииEuropayInternational, вкачествеединственноговыходанасетьBankNetассоциацииMasterCardInternational.

ЕщеоднимкрупнымуспехомMasterCardInternationalвЕвропев 1996 г. сталосоглашениесбританскойкомпаниейAccessBrandsLtd. Всоответствиисдостигнутойдоговоренностью, все 7 млн. карточекслоготипомAccessбудутперевыпущеныслоготипомMasterCard.

ТорговаямаркаAccessбылазарегистрированав 1971 г. ПозднеенакарточкепоявилисьсимволыплатежныхсистемMasterCardInternationalиEuropayInternational. ЧастьдержателейкарточеквоспринялоэтотшагкакзаменувладельцакарточекипересталаиспользоватьихвпунктахприемаAccess. КтомужесимволикаAccessбыланезнакомабольшейчастидержателейкарточекMasterCard, прибывающихвВеликобританиюиз-зарубежа, ионитакженепользовалиськарточкамиMasterCardвмагазинахидругихпунктахприемакарточекAccess. ВоизбежаниевсенарастающейпутаницыMasterCardInternationalвыкупилаправанаиспользованиеторговоймаркиAccess.

Наконец, в 1996 г. компанияMasterCardInternationalспомощьюEuropayInternationalосуществиламощныйпрорывнарынокпластиковыхкарточекИспании. СоглашениесАссоциациейИспанскихСберегательныхБанковпредполагаетэмиссию 6 млн. новыхкредитныхидебетовыхкарточеквэтойстраневтечениеближайших 2 лет. Крометого, врезультатедоговоренностисгруппойиспанскихкоммерческихбанковSistema 4Bна 4 млн. еекарточекпоявитсяобъединенныйлоготипEurocard/ MasterCard.

ВпрошломгодуассоциацияMasterCardInternationalпроявилабеспрецедентнуюактивностьвсферемаркетинга, рекламыиспонсорстванаевропейскомконтиненте. Учитываяпопулярностьфутболасредиевропейцев, компанияMasterCardInternationalнетольковочереднойразвыступиласпонсоромвсехтрехклубныхкубковUEFA, ноиреализовалацелыйкомплексрекламныхиспонсорскихпрограммврамкахЧемпионатаЕвропыпофутболу, состоявшегосявАнглии.

Вцелом, вуказанныйпериодразмерэмиссиипластиковыхкарточекслоготипамисистемыMasterCardInternationalвЕвропейскомРегионеувеличилсяна 20% посравнениюстемжепоказателем 1995 г. исоставил 68 млн. карточек. ОбъемплатежейпокарточкамMasterCardза 1996 г. возросна 19%, достигнув 130 млрд. долларовСША.

США

В 1996 г. американскиебанки-участникиплатежнойсистемыMasterCardInternationalприложилизначительныеусилияпоповышениюпопулярностиипрестижакарточекMaestroиMasterMoney.

За 1996 г. числокарточекMasterMoneyудвоилось, достигнув 16 млн. Объемпокупок, осуществляемыхспомощьюэтихкарточек, увеличилсядо 8,5 млрд. долларовСША.

ЧтокасаетсяMaestro, топорезультатам 1995 г. этадебетоваякарточказначительноуступалааналогичнойкарточкеVisaInterlinkпочислутранзакцийиобъемупокупоквСША. ПереломвпользуMasterCardInternationalнаметилсявмае 1996 г., когдаставшийкрупнейшим (врезультатеслиянияв 1995 г. сбанкомChemicalBank) американскийбанкChaseManhattanCorp. заявилосвоемнамеренииэмитировать 2 млн. карточекслоготипомMaestro. ЧутьранеебанкWellsFargo, поглотившийфинансовоеучреждениеFirstInterstateBankCorp., приступилкконверсиипринадлежавшихпоследнемукарточекInterlinkвкарточкислоготипомMaestro.

Традиционнымметодомповышенияпрестижасвоейторговоймаркиявляютсясоглашениятипаco-branding. ВкачествепартнеракомпанияMasterCardInternational, какправило, стремиласьвыбиратькрупнуюторговуюилипромышленнуюкомпанию. В 1996 г. ассоциацияпревзошласебя: всентябребанкChaseManhattanCorp. «подцепилнакрючок» крупнейшуювмиреторговуюсетьмагазиновWal-Mart. Партнерыужеприступиликвыпускусовместнойкарточкисдвойнымлоготипомисэлементамилоялти-схемы.

В 1996 г. общийобъемтранзакций, осуществленныхспомощьюкарточекMasterCardвСША, достиг 230 млрд. долларовСША. Наконецпериоданатерриториистранынаходилосьвобращениипочти 200 млн. карточекMasterCard.

Азиатско-ТихоокеанскийРегион

В 1996 г. важнейшимисобытиям, связаннымисдеятельностьюплатежнойсистемыMasterCardInternationalвэтомрегионе, стали:

- созданиеинфраструктурыдляобработкидебетовыхкарточекMaestroвКорее (загодбылоэмитированооколо 9 млн. карточекMaestro);

- организацияновыхпроцессинговыхиинформационныхцентроввИндии, ЯпониииАвстралии;

- выпускпервыхкарточекMasterCardвоВьетнаме.

В 1996 г. этотрегионзанялвтороеместосредирегиональныхподразделений  ассоциацииMasterCardInternationalпообъемутранзакций (около 150 млрд. долларовСША). Количествокарточекзауказанныйпериодувеличилосьна 25% идостигло 89,8 млн. НаиболеезначительныйприроствыпускановыхкарточекMasterCardбыотмеченвЯпонии, КорееиТайванезасчеткарточекMasterCardGold, клубныхисовместныхкарточек.

Канада

В 1996 г. количествокарточекMasterCard, включаякарточкиMaestro, увеличилосьвэтомрегионена 10,3%, достигнув 17,1 млн. НаибольшимуспехомвКанадепользовалиськорпоративныекарточки, атакжекарточкиMasterCardGold.

В 1996 г. платежнаясистемаMasterCardInternationalзначительнорасшириласвоюбанкоматнуюсетьвэтомрегионе. Былоустановленоболее 3 тыс. банкоматов, принимающихкарточкиMasterCard /Cirrus, аобщеечислоустройствсоставило 11 тыс.

УспешновнедряласьвКанадеикарточкаMaestro. КоличествопунктовприемаMaestroвозрослос 1 вконце 1995 г. до 8,7 тыс. вконце 1996 г. ТерминалыдляприемакарточекMaestroбылиустановленывсупермаркетахсетиK-MartинабензоколонкахсетиShellOilнатерриторииКанады.

ЛатинскаяАмерика

СпецифическойчертойдеятельностиассоциацииMasterCardInternationalв 1996 г. вэтомрегионесталоприобретениепакетаакцийкрупнейшихобслуживающихбанковвБразилии, АргентинеиУругвае. ВБразилииMasterCardInternationalдобиласьучастиявкапиталеRedecard - обслуживающегобанка, специализирующегосянаобработкекарточекMasterCardиимеющеговсвоейсетиболее 300 тыс. коммерческихпредприятий. АссоциацияMasterCardInternationalтакжеприобрелапакетакцийArgencardS.A. - системы, объединяющейбанки-эмитентыиобслуживающиебанкинатерриторииАргентиныиУругвая, атакжеболее 300 тыс. предприятийкоммерческойсетинатерриторииАргентины.

В 1996 г. общийобъемтранзакций, осуществленныхспомощьюпластиковыхкарточекMasterCardвэтомрегионе, составил 22 млрд. долларовСША, количествокарточек, находящихсявобращении, достигло 27 млн. КоличествокарточекMaestroвлатиноамериканскихстранахувеличилосьна 74%, приэтомнаибольшийприростбылотмеченвКолумбии.

В 1996 г. первыебанкоматысистемыMasterCard /CirrusбылиустановленывДоминиканскойРеспублике, ЭквадореинаГалапагосскихостровах.

БлижнийВостокиАфрика

Этотрегион, пожалуй, являетсясамымнеоднороднымсточкизренияуровняразвитияэкономики, общейибанковскойинфраструктуры, особенностейсоциальнойирелигиознойжизни, атакжеролигосударствакакрегулятораразличныхэлементовхозяйственныхотношений. Вкачествепримера, отражающегоспецификурегиона, отметимзаконодательноезапрещениевзиманияпроцентаприосуществленииделовыхоперацийвнекоторыхстранахБлижнегоВостокаиАфрики.

Неудивительно, чтобольшинствокарточекMasterCard, находящихсявобращениивстранахэтогорегиона, являютсядебетовыми. Втожевремя, врядестранрегионасблагоприятнымправовымклиматом (Египет, Бахрейн, Зимбабве, ЮАР) значительноувеличилосьчислокредитныхкарточекMasterCardGold, атакжекорпоративныхкарточекассоциации.

Вцелом, запрошедшийгодобщийобъемтранзакций  покарточкамMasterCard  (безучетакарточекMaestro) возросна 25%. КоличествокарточекMasterCardувеличилосьна 42% идостигло 3 млн. Поданнымнаконец 1996 г., в 13 странахрегионабылиустановленыбанкоматысистемыMasterCard /Cirrus.

РасширениесетиприемакарточекплатежнойассоциацииMasterCard

В 1996 г. компанияпродолжалаполитикуактивноговнедренияплатежныхкарточеквсферытрадиционного “господства” наличных, дорожныхибанковскихчеков: такси, рестораныбыстрогопитания, государственныеучреждения, пригородныепоезда, таможенныепостынаавтодорогах, складскиеихозяйственныемагазины. Успехамкомпаниивэтойсферевомногомспособствовалисоглашенияскрупнейшимивмирепоставщикамисистемиоборудованиядляорганизацииприемакарточеквторговыхточках - корпорациямиHypercomиVeriFone.

В 1996 г. ассоциацияобладалакрупнейшейвмиресетьюбанкоматовMasterCard /Cirrus, охватывающей 316 тыс. устройств. Общееколичествопунктов (предприятиякоммерческойсети, банкоматыиПВН), принимающихкарточкиMasterCard, превысило 14 млн.

3. Разработкановогопоколениятехнологическихплатформитехническихстандартов

В 1996 г. врамкахреализациипрограммыTheFutureofMoneyассоциацияMasterCardInternationalосуществилакомплексмероприятийпоулучшениютехническойподдержкиновыхпродуктовиуслуг. Примеромявляетсяразработкавиртуальнойчастнойсети (VirtualPrivateNetwork), представляющейсобойболеесовершеннуюпосравнениюсиспользуемойвнастоящеевремясетьюBankNetсетьприемаиобработкиинформации. СетьVirtualPrivateNetworkпозволяетобеспечитьпроцессингтранзакций, совершенныхвлюбойточкеземногошара, втечение 2 секунд. Наиболеесерьезнуюпроверкуноваясетьпрошла 23 декабря 1996 г. (день, когдасовершаетсянаибольшееколичествопокупок), когдасеепомощьюбылообработаноболее 20 млн. транзакций.

ВажнейшимстратегическимшагомассоциациисталоначалопереговоровскомпаниейMondexInternationalоприобретенииконтрольногопакетаакцийэтойкомпании (соглашениебылоподписано 27 февраля 1997 г.). КомпанияMasterCardInternationalсделаластавкунатехнологиюфирмыMondexвкачествеплатформыдляразвертываниясвоихпрограмммикропроцессорныхкарточек.

4. Разработкаивнедрениеновыхпродуктовиуслуг

Какизвестно, впоследниегодыплатежнаясистемаMasterCardInternationalактивнозанималасьпопуляризациейдебетовыхкарточекисовершенствованиемтехнологическойподдержкиобработкитранзакций, осуществляемыхспомощьюмикропроцессорныхкарточек. В 1996 г. ассоциацияуделилазначительноевниманиесовершенствованиюобслуживанияклиентовипредоставлениюимболееудобногодоступаксредствамнакарточныхсчетах. Вчастности, приступилакработеглобальнаяслужбаподдержкидержателейкарточекMasterCardGlobalService[2], используякоторуюдержателикарточекMasterCardмогутобратитьсязапомощьювэкстремальныхситуацияхпоспециальномубесплатномутелефонномуномеру.

ДляплатежнойсистемыMasterCardInternational 1996 г. сталгодомреализацииновыхкорпоративныхпрограмм.

Вмарте 1996 г. ассоциацияначалареализациюпрограммыдлядержателейкарточекMasterCardBusinessCardподназваниемMasterValuesforBusiness, срокдействиякоторойбылустановлендоконца 1996 г.

ВрамкахпрограммыассоциацияпредлагаладержателямкарточекMasterCardBusinessCardскидкивразмереот 10 до 25% приприобретениитоваровиуслуг 6 торговыхкатегорий: служебныекомандировки/путешествия, гостиничныйбизнес/сфераразвлечений, оборудованиедляофиса, деловыеподаркиипрограммноеобеспечениедлякомпьютеров. ВходеосуществленияпрограммыассоциацияMasterCardInternationalподписаласоглашенияс 11 ведущимиамериканскимикорпорациями, изготовливающимии/илиреализующимитакиетоварыиуслуги. РеализацияпрограммыMasterValuesforBusinessпозволиладержателямкорпоративныхкарточекMasterCardBusinessCardуспешноконтролироватьсвоирасходыидобитьсяихснижения.

Вконцесентября 1996 г. ассоциацияMasterCardInternationalобъявилаоначалеосуществленияглобальнойпрограммыдлякорпорацийCorporatePaymentSolutions. Позамыслуразработчиков, этапрограммадолжнавключатьвсебявыпускцелого «семейства» многофункциональныхкорпоративныхкарточек, атакжесозданияспециальныхподразделенийпообслуживаниюклиентовипредоставленияиминформационныхиконсультационныхуслуг. Цельюпрограммыбылообъявленопривлечениеновыхкорпоративныхклиентовзасчетоказанияимуслугпоконтролюзаплатежнымииинформационнымипотокамииобеспечениюсниженияадминистративныхиздержек.

Актуальностьпрограммыстановитсяочевиднойсучетомтогообстоятельства, чторазмермировогорынкакорпоративныхпокупокв 1996 г. оценивалсявсуммуболее 1 трлн. долларовСША.

ПервымшагомнапутиосуществленияпрограммыCorporatePaymentSolutionsсталвыпусквноябре 1996 г. многофункциональнойкорпоративнойкредитнойкарточкиCorporateFleetCard, предназначеннойдляуправлениярасходами, связаннымисподдержаниемкорпорацийавтомобильногопарка.

Первымиорганизациями, начавшимиэмиссиютакихкарточекнатерриторииСША, сталисовместноефинансовоепредприятиеPHH/Paymentechикредитно-финансовоеподразделениекомпанииGE - CapitalCorporateExpenseManagementServices.

Напервомэтапекобработкеэтихкарточекбылипривлеченыболее 10 американскихпроцессинговыхцентров. АссоциацияMasterCardInternationalдобилась, чтобы 9 крупнейшихамериканскихсетейбензоколонокорганизовалиприемкарточекMasterCardCorporateFleetCardвсвоихPOS-терминалах.

КарточкиMasterCardCorporateFleetCardмогутбытьиспользованыдлярасчетовнабензоколонках, оплатерасходов, связанныхсделовымипоездками (включаяоплатупитанияипроживаниявгостинице), атакжедлясопутствующихкорпоративныхпокупок. Всерасходыотражаютсявединомсчете, чтоделаетэтукарточкуудобнойдлябухгалтерскойслужбыкорпораций.

Предполагается, чтовторымэтапомпрограммыстанетвыходкарточкиMasterCardCorporateFleetCardнамеждународныйуровень, атретьим - еераспространениенасферукорпоративныхавиационныхиморскихтранспортныхперевозок.

Всвязисначаломреализациикорпоративныхпрограммнекоторыеэксперты, анализирующиедеятельностьассоциацииMasterCardInternational, отметилиееноваторскийподходвприменениипринциповцелевогомаркетингапривыпускепродуктов, предназначенныхдляюридическихлиц. Вцелом, кконцу 1996 г. компанияMasterCardInternationalвыпустилауже 4 карточкиизкорпоративного «семейства» вразличныхобластяхкорпоративнойдеятельности.

ПринципцелевогомаркетинганашелотражениеиввыпускеновойкредитнойкарточкидлячастныхлицWorldMasterCardс «приложением» ввиде «платиновой» карточкиMasterCard. Этотнаборкарточекпредназначаетсядлянаиболеесостоятельныхклиентов.

ОсновныехарактеристикикарточкиWorldMasterCard:

- отсутствиезаранееустановленноголимитарасходованиясредств (приналичиивозможностиустановленияопределенногопределакредитнойлиниипожеланиюдержателякарточки);

- приемкарточкивовсехпредприятияхкоммерческойсетиMasterCardInternationalивсемибанкоматамисистемыMasterCard /Cirrus;

- круглосуточныйдоступкслужбеMasterCardGlobalServiceвэкстремальныхситуациях;

- предоставлениедержателямкарточекпрограммтипалоялти- впериодделовыхкомандировок, включаягарантированноеприобретениебилетовнасамолетылюбойавиакомпании, приоритетноеильготноеобслуживаниеприарендеавтомобиляисовершениипокупок;

- обслуживание по классу VIP при посещении спортивных и культурно-развлекательных мероприятий (включая приобретение билетов для VIP);

- доступ к специально организованному расчетному подразделению по обслуживанию клиентов-держателей карточек этого типа;

- «приложение» (по желанию клиента) в виде «платиновой» карточки MasterCard с высоким револьверным кредитом и первоклассными условиями обслуживания.

Врезка

 В течение последних 15 лет MasterCardInternational первой из платежных систем осуществила следующие проекты:

1981 г. - выпуск первой «золотой» карточки;

1983 г. - впервые была использована лазерная голограмма в качестве средства защиты от подделок;

1987 г. - карточка MasterCard стала первой платежной карточкой, выпущенной на территории КНР;

1989 г. - выпуск первой банковской карточки с защищенной панелью для подписи

1990 г. - выпуск первой совместной (co-branded) карточки;

1991 г. - запуск программы Maestro (совместно с EuropayInternational) - первой глобальной дебетовой карточки, обрабатываемой в режиме on-line;

1992 г. - впервые в истории между восточным и западным побережьем США осуществлена транзакция в режиме on-line с помощью дебетовой карточки Maestro.

Повышение эффективности работы платежной системы

Хотя это направление деятельности кажется не связанным непосредственно с реализацией программы TheFutureofMoney, очевидно, что успешная работа системы в ближайшее пятилетие является ключевым фактором при переходе на обслуживание новых платежных средств и новых видов денежных средств.

Одним из наиболее важных элементов этой «подпрограммы» в 1996 г. стало начало реализации маркетингового проекта GlobalConsumerPaymentsResearchProgram. Переориентация ведущих банков на целевой маркетинг пластиковых карточек явилась реакцией на изменение потребностей и вкусов физических лиц-держателей карточек в условиях насыщения товарных рынков. Детальное изучение спроса различных групп потребителей, осуществляемое с помощью новейших технических средств, позволяет банкам выбрасывать на рынок целый набор специализированных карточных продуктов. В результате возрастают доходы банков-эмитентов таких карточек и, следовательно, доходы платежной системы в целом.

Как мы уже отмечали, в 1996 г. MasterCardInternationalсущественно увеличила свою активность в Европейском регионе. Можно предположить, что в ближайшие годы ассоциация будет стремиться к еще большему укреплению своих позиций в этом регионе. Во-первых, это связано с введением с 1 января 1999 г. в ряде стран Европейского Союза единой валюты - евро. Ассоциация MasterCardInternational имеет хорошие перспективы для поддержания лидирующих позиций на рынке пластиковых карточек этого экономически мощного региона. Благодаря введению евро возрастает роль и корпоративных карточек ассоциации MasterCardInternational: образование единого валютного рынка в Европе наверняка обострит конкурентную борьбу между крупнейшими промышленными и торговыми организациями этого континента. Традиционно новый виток конкуренции начинается со снижения корпоративных транзакционных и административных издержек. В этом европейским промышленным и торговым организациям смогут помочь карточки MasterCard из нового корпоративного «семейства». Во-вторых, с появлением новых независимых государств на карте континента и развитием в них рыночных отношений перед ведущими мировыми платежными системами открываются благоприятные перспективы массового внедрения новейших средств безналичных расчетов. Впрочем, прогнозы, как известно, дело неблагодарное.n



[1] Зарегистрирована в шт. Делавэр, штаб-квартира в 1995 г. перенесена в шт. Нью-Йорк.

[2] Пилотный проект был осуществлен в 1995 г.

16 августа 1996 г. исполнилось 30 летсодняподписаниянесколькимиамериканскимибанкамисоглашенияобобразованииассоциацииInterbankCardAssociation, впоследствиипереименованнойвкорпорациюMasterCardInternationalIncorporated.

ЗатридесятилетиясуществованияMasterCardInternationalпревратиласьвглобальнуюплатежнуюсистему, объединяющую 23 тыс. кредитно-финансовыхинститутоввовсехуголкахземногошара. ВнастоящеевремяплатежнаясистемаMasterCardInternationalпредоставляетврамках 11 различныхпрограммучастникам (входящимвнеенаправахфраншиз) лицензиинавыпусккарточекдляфизическихиюридическихлиц. ОсновнымифункциямисистемыMasterCardInternationalявляютсяпродвижениенарынкахторговоймаркисистемы, управлениефраншизами, обработкатранзакций (включаяавторизацию, клирингивзаиморасчеты), атакжепредоставлениеспециальныхуслуг (управлениерисками, гарантиибезопасности, консультационныеимаркетинговыеуслугиит. д.) финансовыминститутам-членамассоциации.

КорпорацияMasterCardInternational[1]неустанавливаетдляучастниковусловийобслуживаниякарточекисамостоятельноневступаетвпереговорысторговымиипрочимиорганизациямипоповодуприемаиобслуживаниякарточекслоготипамиMasterCardInternational.

ОрганизационнаяструктураплатежнойсистемыMasterCardInternationalвключает 6 региональныхподразделений (Азиатско-Тихоокеанское, Канадское, Европейское, Латиноамериканское, Ближневосточно-АфриканскоеиАмериканское) и 2 функциональныхподразделения (ГлобальноеиОперационное). КаждоеизрегиональныхподразделенийфункционируетпопринципусамоокупаемостииподчиняетсярегиональномуСоветуДиректоров. ИсключениесоставляетЕвропейскийрегион, управлениекоторымкомпанияMasterCardInternationalосуществляетспомощьюстратегическогопартнераEuropayInternationalS.A.

Êîðïîðàöèþ MasterCardInternationalотличаетширокийвыборплатежныхсредств, предназначенныхдляиспользованиявразличныхсекторахрынкабезналичныхрасчетов. Вчастности, внастоящеевремяварсеналкомпаниивходитболеедесяткаразличныхтиповкарточек, разработанныхкакдляфизическихлиц, такидлякорпораций.

Программыдлядержателейперсональныхкарточек

Дляфизическихлицассоциациейразработаныследующиевидыплатежныхинструментов:

1. MasterCardcard - стандартнаяплатежнаякарточкасревольвернымкредитоми/илиотложеннымплатежом.

2. GoldMasterCardcard - платежнаякарточкасулучшеннымобслуживаниемильготнойкредитнойлинией.

3. PlatinumClassMasterCardcard  - кредитнаякарточкасмаксимальнойкредитнойлиниейи «образцовым» обслуживанием.

4. WorldMasterCardcard - карточкабезустановленногозаранеелимитарасходованиясредствичастичнымкредитованием.

5. Maestro - дебетоваякарточкадляиспользованиявPOS-терминалахврежимереальноговремени.

6. MasterMoney - дебетоваякарточкадляиспользованиянатерриторииСШАвпакетномрежиме.

7. Cirrus - банкоматнаякарточкадляполученияналичныхвсетиMasterCard/Cirrus.

Ïðîãðàììû äëÿ êîðïîðàöèé

Созданиеплатежныхсредств, предназначенныхдляиспользованиявразличныхсекторахкорпоративногобизнеса, внастоящеевремяврядлиможетудивитького-либо, посколькуявляетсяхарактернымнаправлениемдеятельностибольшинствамеждународныхплатежныхсистем. Кпониманиюнеобходимостипредлагатьразличныевидыкарточекдлямалогоисреднегобизнесаидлямеждународныхкорпорацийраноилипоздноприходятвсемеждународныеассоциации, ивэтомсмыслекорпорацияMasterСardInternationalнесталаисключением. Пакетдлякорпоративныхклиентоввключаетследующиеплатежныесредства:

1. MasterCardCorporateCard - корпоративнуюрасчетнуюкарточкудлякрупныхфирмснаборомуслуг, связанныхсделовымикомандировкамиипутешествиями;

2. MasterCardCorporatePurchasingCard - корпоративнуюплатежнуюкарточкудляосуществлениямелкихпокупокиконтролязарасходованиемсредств;

3. MasterCardCorporateFleetCard - многофункциональнуюкорпоративнуюкарточку.

4. MasterCardBusinessCard - многоцелевуюкарточкудлямалогобизнеса, предназначеннуюдляиспользованиянатерриторииСША.

 

Программа «The Future of Money»

Пожалуй, наиболееважнымсобытием 1996 г. дляучастниковассоциацииMasterCardInternationalсталообнародованиеееруководствомчрезвычайноамбициознойпрограммыTheFutureofMoney (Будущееденег), рассчитаннойна 5-10 лет. Девизпрограммыгласит: «Вбудущемвысможетепереводитьлюбыесредстваплатежалюбомучеловекувлюбуюточкуземногошаравнаиболееудобнойдлявасформеисмаксимальнойбезопасностью». Основнаяидеяпрограммы - переориентацияплатежнойсистемыMasterCardInternationalнаобслуживаниерасчетов, производимыхспомощьювиртуальных/электронныхденег, наосновеновейшихдостиженийвысокотехнологичныхотраслейхозяйственногокомплексаразвитыхстран.

В 1996 г. врамкахреализациипрограммыTheFutureofMoneyплатежнаясистемаMasterCardInternationalначалаосуществлять 5 целевых «подпрограмм» поукреплениюпозицийторговоймаркиMasterCardInternationalнамировыхрынках, расширениюприемнойсетикарточекассоциации, разработкеивнедрениюновогопоколениятехнологическихплатформитехническихстандартов, разработкеивнедрениюновыхпродуктовиуслуг, атакжеповышениюэффективностиработыплатежнойсистемы.

УкреплениепозицийторговоймаркиMasterCardInternationalнамировыхрынках

Кначалу 1996 г. кпониманиюпервоочереднойважностиэтойзадачипришливсекрупнейшиемеждународныеплатежныесистемы, очемсвидетельствуютпредпринятыевэтомнаправлениишаги. НесталаисключениемикомпанияMasterCardInternational, äîáèâøàÿñÿ íаибольшегоуспехавэтойобластивЕвропейскомрегионеиСША.

Европейскийрегион

Несмотрянато, чтоуспехикорпорациивэтомрегионетесносвязанысдеятельностьюкомпанииEuropayInternational, впоследниегодывзаимоотношенияMasterCardInternationalиеестратегическогопартнераоставлялижелатьлучшего. КорпорацияMasterCardInternationalнастойчивопыталась «продвинуть» своюторговуюмаркунаевропейскомконтинентепутемпостепенноговытесненияскарточексимволикиCirrus, edc, eurochequePictogram, атакжелоготиповлокальныхсистем. Этомупротивилисьмногиеевропейскиебанки, которыеспомощьюEuropayхотелисохранитьстратегическийконтрольнадсоздаваемымиимиплатежнымисистемами.

ХотяотношениямеждукомпаниямиMasterCardInternationalи Europay Internationalобычнохарактеризуюткак «стратегическийальянс», положениеегоучастниковнеодинаково. АссоциацияMasterCardInternationalнетольковладеетпакетомакцийEuropay (12,25% - напрямую, 15% черезMasterCardInternational/EuropayUK), ноифактическиявляетсялицензиаромфраншизы, чтонакладываетособыйотпечатокнавзаимоотношенияорганизаций. ПоэтомуассоциацияEuropayInternationalзачастуюиспытываетдавлениесостороныMasterCardInternational.

НовоесоглашениесEuropayInternational, çàìåíèâøåå èçâåñòíîå CairoAgreement 1988 г., сталоважнойвехойнапутиукрепленияпозицийплатежнойсистемыMasterCardInternationalвЕвропе. Всоответствиисновымсоглашением, втечениепоследующихдвухлетнавсехплатежныхкарточках (включаяужевыпущенные), эмитируемыхевропейскимибанкамиифинансовымиучреждениями-членамиплатежнойсистемыMasterCardInternationalпланируетсязаменитьлоготипEurocardнасовместныйлоготипEurocard/MasterCard. Комментируяэтосоглашение, одинизруководителейEuropayInternationalотметил, что «Eurocardтеперьстановитсяименем, аMasterÑard - фамилией». Главнойцельюновогоальянсаонназвалрасширениеобъемаиспектрауслуг, предоставляемыхюридическимифизическимлицам. Единыйлоготипдолженспособствоватьпритокуновыхклиентов, посколькууменьшаетсяпутаница, связаннаясналичиембольшогоколичествалоготиповиторговыхмарокнаевропейскомрынкепластиковыхкарточек.

КлючевымиэлементамисоглашенийAllianceAgreementявляютсятакже:

- сохранениезакомпаниейEuropayInternationalэксклюзивныхправналицензированиепродуктовMasterCardInternationalнатерриторииЕвропы, включаявсестраныбывшегоСоветскогоСоюза;

- наличиеукомпанииEuropayInternationalэксклюзивныхправнаведениепереговоровиподдержаниеделовыхсвязейсбанками-участникамисистемыMasterCardInternationalиихпоставщиками;

- использованиесетиEPS-Net, принадлежащейассоциацииEuropayInternational, вкачествеединственноговыходанасетьBankNetассоциацииMasterCardInternational.

ЕщеоднимкрупнымуспехомMasterCardInternationalвЕвропев 1996 г. сталосоглашениесбританскойкомпаниейAccessBrandsLtd. Всоответствиисдостигнутойдоговоренностью, все 7 млн. карточекслоготипомAccessбудутперевыпущеныслоготипомMasterCard.

ТорговаямаркаAccessбылазарегистрированав 1971 г. ПозднеенакарточкепоявилисьсимволыплатежныхсистемMasterCardInternationalиEuropayInternational. ЧастьдержателейкарточеквоспринялоэтотшагкакзаменувладельцакарточекипересталаиспользоватьихвпунктахприемаAccess. КтомужесимволикаAccessбыланезнакомабольшейчастидержателейкарточекMasterCard, прибывающихвВеликобританиюиз-зарубежа, ионитакженепользовалиськарточкамиMasterCardвмагазинахидругихпунктахприемакарточекAccess. ВоизбежаниевсенарастающейпутаницыMasterCardInternationalвыкупилаправанаиспользованиеторговоймаркиAccess.

Наконец, в 1996 г. компанияMasterCardInternationalспомощьюEuropayInternationalосуществиламощныйпрорывнарынокпластиковыхкарточекИспании. СоглашениесАссоциациейИспанскихСберегательныхБанковпредполагаетэмиссию 6 млн. новыхкредитныхидебетовыхкарточеквэтойстраневтечениеближайших 2 лет. Крометого, врезультатедоговоренностисгруппойиспанскихкоммерческихбанковSistema 4Bна 4 млн. еекарточекпоявитсяобъединенныйлоготипEurocard/ MasterCard.

ВпрошломгодуассоциацияMasterCardInternationalпроявилабеспрецедентнуюактивностьвсферемаркетинга, рекламыиспонсорстванаевропейскомконтиненте. Учитываяпопулярностьфутболасредиевропейцев, компанияMasterCardInternationalнетольковочереднойразвыступиласпонсоромвсехтрехклубныхкубковUEFA, ноиреализовалацелыйкомплексрекламныхиспонсорскихпрограммврамкахЧемпионатаЕвропыпофутболу, состоявшегосявАнглии.

Вцелом, вуказанныйпериодразмерэмиссиипластиковыхкарточекслоготипамисистемыMasterCardInternationalвЕвропейскомРегионеувеличилсяна 20% посравнениюстемжепоказателем 1995 г. исоставил 68 млн. карточек. ОбъемплатежейпокарточкамMasterCardза 1996 г. возросна 19%, достигнув 130 млрд. долларовСША.

США

В 1996 г. американскиебанки-участникиплатежнойсистемыMasterCardInternationalприложилизначительныеусилияпоповышениюпопулярностиипрестижакарточекMaestroиMasterMoney.

За 1996 г. числокарточекMasterMoneyудвоилось, достигнув 16 млн. Объемпокупок, осуществляемыхспомощьюэтихкарточек, увеличилсядо 8,5 млрд. долларовСША.

ЧтокасаетсяMaestro, топорезультатам 1995 г. этадебетоваякарточказначительноуступалааналогичнойкарточкеVisaInterlinkпочислутранзакцийиобъемупокупоквСША. ПереломвпользуMasterCardInternationalнаметилсявмае 1996 г., когдаставшийкрупнейшим (врезультатеслиянияв 1995 г. сбанкомChemicalBank) американскийбанкChaseManhattanCorp. заявилосвоемнамеренииэмитировать 2 млн. карточекслоготипомMaestro. ЧутьранеебанкWellsFargo, поглотившийфинансовоеучреждениеFirstInterstateBankCorp., приступилкконверсиипринадлежавшихпоследнемукарточекInterlinkвкарточкислоготипомMaestro.

Традиционнымметодомповышенияпрестижасвоейторговоймаркиявляютсясоглашениятипаco-branding. ВкачествепартнеракомпанияMasterCardInternational, какправило, стремиласьвыбиратькрупнуюторговуюилипромышленнуюкомпанию. В 1996 г. ассоциацияпревзошласебя: всентябребанкChaseManhattanCorp. «подцепилнакрючок» крупнейшуювмиреторговуюсетьмагазиновWal-Mart. Партнерыужеприступиликвыпускусовместнойкарточкисдвойнымлоготипомисэлементамилоялти-схемы.

В 1996 г. общийобъемтранзакций, осуществленныхспомощьюкарточекMasterCardвСША, достиг 230 млрд. долларовСША. Наконецпериоданатерриториистранынаходилосьвобращениипочти 200 млн. карточекMasterCard.

Азиатско-ТихоокеанскийРегион

В 1996 г. важнейшимисобытиям, связаннымисдеятельностьюплатежнойсистемыMasterCardInternationalвэтомрегионе, стали:

- созданиеинфраструктурыдляобработкидебетовыхкарточекMaestroвКорее (загодбылоэмитированооколо 9 млн. карточекMaestro);

- организацияновыхпроцессинговыхиинформационныхцентроввИндии, ЯпониииАвстралии;

- выпускпервыхкарточекMasterCardвоВьетнаме.

В 1996 г. этотрегионзанялвтороеместосредирегиональныхподразделений  ассоциацииMasterCardInternationalпообъемутранзакций (около 150 млрд. долларовСША). Количествокарточекзауказанныйпериодувеличилосьна 25% идостигло 89,8 млн. НаиболеезначительныйприроствыпускановыхкарточекMasterCardбыотмеченвЯпонии, КорееиТайванезасчеткарточекMasterCardGold, клубныхисовместныхкарточек.

Канада

В 1996 г. количествокарточекMasterCard, включаякарточкиMaestro, увеличилосьвэтомрегионена 10,3%, достигнув 17,1 млн. НаибольшимуспехомвКанадепользовалиськорпоративныекарточки, атакжекарточкиMasterCardGold.

В 1996 г. платежнаясистемаMasterCardInternationalзначительнорасшириласвоюбанкоматнуюсетьвэтомрегионе. Былоустановленоболее 3 тыс. банкоматов, принимающихкарточкиMasterCard /Cirrus, аобщеечислоустройствсоставило 11 тыс.

УспешновнедряласьвКанадеикарточкаMaestro. КоличествопунктовприемаMaestroвозрослос 1 вконце 1995 г. до 8,7 тыс. вконце 1996 г. ТерминалыдляприемакарточекMaestroбылиустановленывсупермаркетахсетиK-MartинабензоколонкахсетиShellOilнатерриторииКанады.

ЛатинскаяАмерика

СпецифическойчертойдеятельностиассоциацииMasterCardInternationalв 1996 г. вэтомрегионесталоприобретениепакетаакцийкрупнейшихобслуживающихбанковвБразилии, АргентинеиУругвае. ВБразилииMasterCardInternationalдобиласьучастиявкапиталеRedecard - обслуживающегобанка, специализирующегосянаобработкекарточекMasterCardиимеющеговсвоейсетиболее 300 тыс. коммерческихпредприятий. АссоциацияMasterCardInternationalтакжеприобрелапакетакцийArgencardS.A. - системы, объединяющейбанки-эмитентыиобслуживающиебанкинатерриторииАргентиныиУругвая, атакжеболее 300 тыс. предприятийкоммерческойсетинатерриторииАргентины.

В 1996 г. общийобъемтранзакций, осуществленныхспомощьюпластиковыхкарточекMasterCardвэтомрегионе, составил 22 млрд. долларовСША, количествокарточек, находящихсявобращении, достигло 27 млн. КоличествокарточекMaestroвлатиноамериканскихстранахувеличилосьна 74%, приэтомнаибольшийприростбылотмеченвКолумбии.

В 1996 г. первыебанкоматысистемыMasterCard /CirrusбылиустановленывДоминиканскойРеспублике, ЭквадореинаГалапагосскихостровах.

БлижнийВостокиАфрика

Этотрегион, пожалуй, являетсясамымнеоднороднымсточкизренияуровняразвитияэкономики, общейибанковскойинфраструктуры, особенностейсоциальнойирелигиознойжизни, атакжеролигосударствакакрегулятораразличныхэлементовхозяйственныхотношений. Вкачествепримера, отражающегоспецификурегиона, отметимзаконодательноезапрещениевзиманияпроцентаприосуществленииделовыхоперацийвнекоторыхстранахБлижнегоВостокаиАфрики.

Неудивительно, чтобольшинствокарточекMasterCard, находящихсявобращениивстранахэтогорегиона, являютсядебетовыми. Втожевремя, врядестранрегионасблагоприятнымправовымклиматом (Египет, Бахрейн, Зимбабве, ЮАР) значительноувеличилосьчислокредитныхкарточекMasterCardGold, атакжекорпоративныхкарточекассоциации.

Вцелом, запрошедшийгодобщийобъемтранзакций  покарточкамMasterCard  (безучетакарточекMaestro) возросна 25%. КоличествокарточекMasterCardувеличилосьна 42% идостигло 3 млн. Поданнымнаконец 1996 г., в 13 странахрегионабылиустановленыбанкоматысистемыMasterCard /Cirrus.

РасширениесетиприемакарточекплатежнойассоциацииMasterCard

В 1996 г. компанияпродолжалаполитикуактивноговнедренияплатежныхкарточеквсферытрадиционного “господства” наличных, дорожныхибанковскихчеков: такси, рестораныбыстрогопитания, государственныеучреждения, пригородныепоезда, таможенныепостынаавтодорогах, складскиеихозяйственныемагазины. Успехамкомпаниивэтойсферевомногомспособствовалисоглашенияскрупнейшимивмирепоставщикамисистемиоборудованиядляорганизацииприемакарточеквторговыхточках - корпорациямиHypercomиVeriFone.

В 1996 г. ассоциацияобладалакрупнейшейвмиресетьюбанкоматовMasterCard /Cirrus, охватывающей 316 тыс. устройств. Общееколичествопунктов (предприятиякоммерческойсети, банкоматыиПВН), принимающихкарточкиMasterCard, превысило 14 млн.

3. Разработкановогопоколениятехнологическихплатформитехническихстандартов

В 1996 г. врамкахреализациипрограммыTheFutureofMoneyассоциацияMasterCardInternationalосуществилакомплексмероприятийпоулучшениютехническойподдержкиновыхпродуктовиуслуг. Примеромявляетсяразработкавиртуальнойчастнойсети (VirtualPrivateNetwork), представляющейсобойболеесовершеннуюпосравнениюсиспользуемойвнастоящеевремясетьюBankNetсетьприемаиобработкиинформации. СетьVirtualPrivateNetworkпозволяетобеспечитьпроцессингтранзакций, совершенныхвлюбойточкеземногошара, втечение 2 секунд. Наиболеесерьезнуюпроверкуноваясетьпрошла 23 декабря 1996 г. (день, когдасовершаетсянаибольшееколичествопокупок), когдасеепомощьюбылообработаноболее 20 млн. транзакций.

ВажнейшимстратегическимшагомассоциациисталоначалопереговоровскомпаниейMondexInternationalоприобретенииконтрольногопакетаакцийэтойкомпании (соглашениебылоподписано 27 февраля 1997 г.). КомпанияMasterCardInternationalсделаластавкунатехнологиюфирмыMondexвкачествеплатформыдляразвертываниясвоихпрограмммикропроцессорныхкарточек.

4. Разработкаивнедрениеновыхпродуктовиуслуг

Какизвестно, впоследниегодыплатежнаясистемаMasterCardInternationalактивнозанималасьпопуляризациейдебетовыхкарточекисовершенствованиемтехнологическойподдержкиобработкитранзакций, осуществляемыхспомощьюмикропроцессорныхкарточек. В 1996 г. ассоциацияуделилазначительноевниманиесовершенствованиюобслуживанияклиентовипредоставлениюимболееудобногодоступаксредствамнакарточныхсчетах. Вчастности, приступилакработеглобальнаяслужбаподдержкидержателейкарточекMasterCardGlobalService[2], используякоторуюдержателикарточекMasterCardмогутобратитьсязапомощьювэкстремальныхситуацияхпоспециальномубесплатномутелефонномуномеру.

ДляплатежнойсистемыMasterCardInternational 1996 г. сталгодомреализацииновыхкорпоративныхпрограмм.

Вмарте 1996 г. ассоциацияначалареализациюпрограммыдлядержателейкарточекMasterCardBusinessCardподназваниемMasterValuesforBusiness, срокдействиякоторойбылустановлендоконца 1996 г.

ВрамкахпрограммыассоциацияпредлагаладержателямкарточекMasterCardBusinessCardскидкивразмереот 10 до 25% приприобретениитоваровиуслуг 6 торговыхкатегорий: служебныекомандировки/путешествия, гостиничныйбизнес/сфераразвлечений, оборудованиедляофиса, деловыеподаркиипрограммноеобеспечениедлякомпьютеров. ВходеосуществленияпрограммыассоциацияMasterCardInternationalподписаласоглашенияс 11 ведущимиамериканскимикорпорациями, изготовливающимии/илиреализующимитакиетоварыиуслуги. РеализацияпрограммыMasterValuesforBusinessпозволиладержателямкорпоративныхкарточекMasterCardBusinessCardуспешноконтролироватьсвоирасходыидобитьсяихснижения.

Вконцесентября 1996 г. ассоциацияMasterCardInternationalобъявилаоначалеосуществленияглобальнойпрограммыдлякорпорацийCorporatePaymentSolutions. Позамыслуразработчиков, этапрограммадолжнавключатьвсебявыпускцелого «семейства» многофункциональныхкорпоративныхкарточек, атакжесозданияспециальныхподразделенийпообслуживаниюклиентовипредоставленияиминформационныхиконсультационныхуслуг. Цельюпрограммыбылообъявленопривлечениеновыхкорпоративныхклиентовзасчетоказанияимуслугпоконтролюзаплатежнымииинформационнымипотокамииобеспечениюсниженияадминистративныхиздержек.

Актуальностьпрограммыстановитсяочевиднойсучетомтогообстоятельства, чторазмермировогорынкакорпоративныхпокупокв 1996 г. оценивалсявсуммуболее 1 трлн. долларовСША.

ПервымшагомнапутиосуществленияпрограммыCorporatePaymentSolutionsсталвыпусквноябре 1996 г. многофункциональнойкорпоративнойкредитнойкарточкиCorporateFleetCard, предназначеннойдляуправлениярасходами, связаннымисподдержаниемкорпорацийавтомобильногопарка.

Первымиорганизациями, начавшимиэмиссиютакихкарточекнатерриторииСША, сталисовместноефинансовоепредприятиеPHH/Paymentechикредитно-финансовоеподразделениекомпанииGE - CapitalCorporateExpenseManagementServices.

Напервомэтапекобработкеэтихкарточекбылипривлеченыболее 10 американскихпроцессинговыхцентров. АссоциацияMasterCardInternationalдобилась, чтобы 9 крупнейшихамериканскихсетейбензоколонокорганизовалиприемкарточекMasterCardCorporateFleetCardвсвоихPOS-терминалах.

КарточкиMasterCardCorporateFleetCardмогутбытьиспользованыдлярасчетовнабензоколонках, оплатерасходов, связанныхсделовымипоездками (включаяоплатупитанияипроживаниявгостинице), атакжедлясопутствующихкорпоративныхпокупок. Всерасходыотражаютсявединомсчете, чтоделаетэтукарточкуудобнойдлябухгалтерскойслужбыкорпораций.

Предполагается, чтовторымэтапомпрограммыстанетвыходкарточкиMasterCardCorporateFleetCardнамеждународныйуровень, атретьим - еераспространениенасферукорпоративныхавиационныхиморскихтранспортныхперевозок.

Всвязисначаломреализациикорпоративныхпрограммнекоторыеэксперты, анализирующиедеятельностьассоциацииMasterCardInternational, отметилиееноваторскийподходвприменениипринциповцелевогомаркетингапривыпускепродуктов, предназначенныхдляюридическихлиц. Вцелом, кконцу 1996 г. компанияMasterCardInternationalвыпустилауже 4 карточкиизкорпоративного «семейства» вразличныхобластяхкорпоративнойдеятельности.

ПринципцелевогомаркетинганашелотражениеиввыпускеновойкредитнойкарточкидлячастныхлицWorldMasterCardс «приложением» ввиде «платиновой» карточкиMasterCard. Этотнаборкарточекпредназначаетсядлянаиболеесостоятельныхклиентов.

ОсновныехарактеристикикарточкиWorldMasterCard:

- отсутствиезаранееустановленноголимитарасходованиясредств (приналичиивозможностиустановленияопределенногопределакредитнойлиниипожеланиюдержателякарточки);

- приемкарточкивовсехпредприятияхкоммерческойсетиMasterCardInternationalивсемибанкоматамисистемыMasterCard /Cirrus;

- круглосуточныйдоступкслужбеMasterCardGlobalServiceвэкстремальныхситуациях;

- предоставлениедержателямкарточекпрограммтипалоялти- впериодделовыхкомандировок, включаягарантированноеприобретениебилетовнасамолетылюбойавиакомпании, приоритетноеильготноеобслуживаниеприарендеавтомобиляисовершениипокупок;

- обслуживание по классу VIP при посещении спортивных и культурно-развлекательных мероприятий (включая приобретение билетов для VIP);

- доступ к специально организованному расчетному подразделению по обслуживанию клиентов-держателей карточек этого типа;

- «приложение» (по желанию клиента) в виде «платиновой» карточки MasterCard с высоким револьверным кредитом и первоклассными условиями обслуживания.

Врезка

 В течение последних 15 лет MasterCardInternational первой из платежных систем осуществила следующие проекты:

1981 г. - выпуск первой «золотой» карточки;

1983 г. - впервые была использована лазерная голограмма в качестве средства защиты от подделок;

1987 г. - карточка MasterCard стала первой платежной карточкой, выпущенной на территории КНР;

1989 г. - выпуск первой банковской карточки с защищенной панелью для подписи

1990 г. - выпуск первой совместной (co-branded) карточки;

1991 г. - запуск программы Maestro (совместно с EuropayInternational) - первой глобальной дебетовой карточки, обрабатываемой в режиме on-line;

1992 г. - впервые в истории между восточным и западным побережьем США осуществлена транзакция в режиме on-line с помощью дебетовой карточки Maestro.

Повышение эффективности работы платежной системы

Хотя это направление деятельности кажется не связанным непосредственно с реализацией программы TheFutureofMoney, очевидно, что успешная работа системы в ближайшее пятилетие является ключевым фактором при переходе на обслуживание новых платежных средств и новых видов денежных средств.

Одним из наиболее важных элементов этой «подпрограммы» в 1996 г. стало начало реализации маркетингового проекта GlobalConsumerPaymentsResearchProgram. Переориентация ведущих банков на целевой маркетинг пластиковых карточек явилась реакцией на изменение потребностей и вкусов физических лиц-держателей карточек в условиях насыщения товарных рынков. Детальное изучение спроса различных групп потребителей, осуществляемое с помощью новейших технических средств, позволяет банкам выбрасывать на рынок целый набор специализированных карточных продуктов. В результате возрастают доходы банков-эмитентов таких карточек и, следовательно, доходы платежной системы в целом.

Как мы уже отмечали, в 1996 г. MasterCardInternationalсущественно увеличила свою активность в Европейском регионе. Можно предположить, что в ближайшие годы ассоциация будет стремиться к еще большему укреплению своих позиций в этом регионе. Во-первых, это связано с введением с 1 января 1999 г. в ряде стран Европейского Союза единой валюты - евро. Ассоциация MasterCardInternational имеет хорошие перспективы для поддержания лидирующих позиций на рынке пластиковых карточек этого экономически мощного региона. Благодаря введению евро возрастает роль и корпоративных карточек ассоциации MasterCardInternational: образование единого валютного рынка в Европе наверняка обострит конкурентную борьбу между крупнейшими промышленными и торговыми организациями этого континента. Традиционно новый виток конкуренции начинается со снижения корпоративных транзакционных и административных издержек. В этом европейским промышленным и торговым организациям смогут помочь карточки MasterCard из нового корпоративного «семейства». Во-вторых, с появлением новых независимых государств на карте континента и развитием в них рыночных отношений перед ведущими мировыми платежными системами открываются благоприятные перспективы массового внедрения новейших средств безналичных расчетов. Впрочем, прогнозы, как известно, дело неблагодарное.n



[1] Зарегистрирована в шт. Делавэр, штаб-квартира в 1995 г. перенесена в шт. Нью-Йорк.

[2] Пилотный проект был осуществлен в 1995 г.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?