Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Здравствуйте, я ваш нигерийский дядюшка, или чем нынче пахнут деньги

(Нет голосов)

23.10.1997 Количество просмотров 826 просмотров

Наверное, в наши дни никто уже не удивляется, что «электронная коммерция» (точнее, та ее часть, которая осуществляется с помощью сети Internet) и «безопасность» стали если не синонимами, то  родственными понятиями. Чем дальше развивается рынок электронной коммерции, тем больше возникает вопросов, связанных с различными аспектами безопасности торговли в виртуальном мире и способов оплаты приобретаемых товаров и услуг.

Существует множество различных версий, объясняющих этот феномен. Впрочем, основа у всех концепций одна и та же: электронная коммерция могла бы развиваться значительно более высокими темпами, если бы удалось преодолеть апатию участников виртуальных транзакций и их опасения, связанные с отсутствием полных гарантий безопасности осуществления транзакций в Internet.

Мы рассмотрим лишь основные версии, предлагающие объяснение и/или решение проблемы безопасности электронной коммерции.

Версия 1. Технологии и еще раз технологии

Еще несколько лет назад существовала группа специалистов - назовем их «романтиками» электронной коммерции - которая была убеждена, что рынок Internet-торговли станет воплощением понятия совершенного рынка. Они полагали, что транзакции будут осуществляться мгновенно, необходимость посредников исчезнет, поведение участников рынка будет полностью предсказуемым, то есть сам рынок станет «прозрачным». По мнению «романтиков», для того, чтобы достичь этого «совершенства», необходимо было разработать и внедрить соответствующие технологии, с помощью которых информация от покупателей к продавцам и обратно передавалась бы быстро и адекватно. При этом, естественно, подразумевалось, что инструменты, с помощью которых будет происходить оплата за купленные в киберпространстве товары и услуги, должны быть максимально защищены от возможного вмешательства мошенников.

«Технологические» компании совместно с платежными системами бодро приступили к выработке технических стандартов и систем защиты и шифрования информации. Параллельно шла разработка различных вариантов и способов оплаты покупок в Internet. Потенциальным покупателям были предложены различные виды «электронных денег» и «электронных чеков», рекомендованы способы оплаты с помощью пластиковых карточек.

Увы! Чем чаще компании и банки сообщали о новых разработках и успехах пилотных проектов, тем больше на страницах газет и журналов появлялось историй о злоумышленниках, с легкостью «взламывающих» секретные коды и ворующих номера счетов или кредитных карточек пользователей сети Internet.

Проведенные маркетинговые исследования показали, что подавляющее большинство пользователей сети Internet, независимо от того, совершают они покупки или нет, не доверяют утверждениям о «полной безопасности» осуществления транзакций в виртуальном мире. Платежные ассоциации и отдельные банки (то есть учреждения, которые несут наибольшие материальные потери в случае мошенничества со счетами клиентов и кредитными карточками) принялись винить разработчиков технологий в несовершенстве их продуктов. К голосу банков присоединился и мощных хор владельцев виртуальных бутиков и супермаркетов, едва сводящих концы с концами.

Фирмы-разработчики ответили критикам новой серией средств защиты данных. А средства массовой информации - новой серией леденящих душу историй о злобных кибермошенниках. Круг снова замкнулся.

Версия 2. Этюд о массовой психологии

Помимо несовершенства технологий, излюбленной темой жалоб виртуальных торговцев является «неправильная» психология потребителей. По мнению хозяев Internet-магазинов, потенциальных клиентов отпугивает как новизна и сложность самих технологий, так и массовый ажиотаж вокруг действий мошенников в киберпространстве.

«Спецы» по массовой психологии любят рассказывать историю о том, как Томас Эдисон в конце прошлого столетия сумел преодолеть страх обывателей перед электричеством. Великому изобретателю пришлось организовать парад в Нью-Йорке, «замкнув» электрической цепью шеренги добровольцев, торжественно прошествовавших по городу с зажженными лампами на головах. Более прозаичной выглядит история с привычными ныне банкоматами: финансовым учреждениям пришлось потратить немало времени, сил и средств, чтобы преодолеть недоверие клиентов к электронным «кассирам».

Что касается мошенничеств, связанных с кражей номеров кредитных карточек, то и здесь есть свое «психологическое» объяснение.

Ряд экспертов заявляет, что несмотря на «отдельно взятые» случаи с незаконным получением и использованием в корыстных целях информации о банковских счетах и пластиковых карточках, говорить о широком распространении этих видов мошенничества в сети Internet неверно. Просто напуганные многочисленными журналистскими «байками из кибер-склепа», публикуемыми в популярных изданиях, пользователи глобальной сети излишне болезненно реагируют на полученную информацию.

По мнению Билла Бернхэма (BillBurnham), специалиста по вопросам электронной коммерции американской фирмы PiperJaffray, действительно существует возможность несанкционированного доступа злоумышленников к информации о банковских счетах и номерах платежных карточек с помощью Internet. Однако это обстоятельство отнюдь не означает, что в киберпространстве риски, связанные с мошенничеством, выше, чем в реальном мире.

Эмили Грин (EmilyGreen), аналитик расположенной в штате Массачусетс компании ForresterResearch, считает, что боязнь потребителей использовать банковские карточки для оплаты товаров в режиме on-line чем-то сходна с боязнью полетов на самолете. На самом же деле, по мнению Эмили Грин, самолет - это гораздо более безопасное средство передвижения, чем автомобиль, однако, авиакатастрофы всегда воспринимаются более драматично.

Отступление от темы. Статистика мошенничества в Internet

В отличие от психологии, статистика является хотя и менее увлекательной, но гораздо более точной наукой. Опять-таки, к сожалению для «романтиков» электронной коммерции, статистические данные свидетельствуют не только о наличии мошенничества в киберпространстве, но и о стремительном росте масштабов махинаций.

В 1996 г. в рамках американского Национального центра информации о мошенничестве (NationalFraudInformationCenter) была организована служба по наблюдению за мошенничеством в сети Internet (InternetFraudWatch).[1]

В соответствии с исследованием, проведенным этой службой, число случаев различных махинаций в сети Internet, в 1996 г. по сравнению с 1995 г. утроилось. В 1996 г. каждый месяц в среднем совершалось 100 случаев «виртуального» мошенничества, тогда как за весь 1995 г. количество таких случаев составило 389. Размеры сумм, присвоенных злоумышленниками, колебались в пределах от 10 до 100 тыс. долларов США.

Как показывает статистика, большинство махинаций в сети Internet мало отличается от давно известных и хорошо опробованных (например, с помощью телемаркетинга) способов обмана покупателей - это подозрительно выгодные предложения покупки товаров и услуг по демпинговым ценам, гарантии предоставления займов с небольшим первоначальным взносом вне зависимости от кредитной истории клиента, «милые» нашему сердцу финансовые пирамиды, а также разнообразные коммерческие предложения с обязательной предоплатой. Жертвами мошенников более чем в 60% случаев становятся пользователи Internet, оплачивающие товары и услуги с помощью банковских чеков, наличных или денежных переводов, и только в 19% случаев - лица, использующие для оплаты кредитные карточки. Остальные случаи мошенничества (21%) приходятся на долю покупателей, оплачивающих покупки с помощью счетов за телефонные переговоры, прямого списания средств с банковских счетов или посредством электронных переводов.

По мере развития электронной коммерции, наряду с увеличением количества традиционных мошенничеств, появляются и новые - «высокотехнологичные» и «экзотические» виды и способы махинаций. Сами мошенники, среди которых увеличивается доля настоящих компьютерных «фанатиков», начинают действовать все более изобретательно и, если можно так выразиться, рационально, используя новейшие технические достижения и минимизируя тем самым риск быть пойманными.

Особую статью махинаций в сети Internet составляют «экзотические» мошенничества, возможность совершения которых основывается на подлинно глобальном характере сети, когда доступ может осуществляться практически из любой точки земного шара. Типичными примерами такого рода мошенничеств являются коммерческие предложения о покупке за бесценок (естественно, с предварительной оплатой) якобы баснословно прибыльной фермы по разведению угрей на острове Борнео, а также так называемые «нигерийские письма».

Врезка. Привет от нигерийского «дядюшки»

В последнее время достаточно большое распространение получили так называемые «нигерийские письма» - подложные послания, целью которых является выманивание денег у незадачливых получателей электронной почты.

Множество людей в различных странах мира получают e-mail якобы из Нигерии от имени официальных представителей власти этой страны, ответственных за управление правительственными фондами, грантами ООН или иностранной помощи. По уверениям авторов писем, проблема заключается в том, что в силу некоторых особенностей местного законодательства, они не имеют возможности «провести» эти средства через нигерийские банки, и поэтому нуждаются в услугах зарубежных финансовых институтов, чтобы обналичить эти средства. Адресатам делаются следующее предложение: открыть счет в любом из банков страны, жителями которой они являются, сообщить номер этого счета авторам послания, а за указанные услуги получить от 10 до 30 процентов в качестве комиссионных.

Излишне говорить, что простаки, попавшие на эту удочку, не только не видят обещанных комиссионных, но и лишаются всех средств, хранившихся на вновь открытых счетах.

Вариацией на тему «нигерийских писем» являются послания, направляемые по электронной почте в адрес общественных и религиозных организаций от имени адвокатов богатого нигерийца-филантропа, завещавшего таким организациям солидные денежные суммы. От благотворительного фонда, церкви или другого подобного учреждения требуется лишь сообщить номер счета для перевода этих средств и уплатить незначительную сумму в виде налога. Разумеется, в таких случаях все средства от церковных сборов и пожертвований, размещенные на вновь открытых счетах, моментально «уплывают» в Нигерию или, скорее всего, в совершенно иную страну.

Западные журналисты даже предприняли усилия по «упорядочению» Internet-мошенничеств. В дополнение к уже общеизвестной категории «хакеров» они стали выделять группу особо злостных мошенников - «крэкеров» («crackers»). По мнению  журналистов, «хакеры» - это, в основном, люди, которые занимаются виртуальным мошенничеством «спорта ради», то есть из любопытства, стремления к саморекламе, «на спор» и т. д. То есть «хакеры», взламывая коды и вытягивая из Internet информацию о номерах банковских счетов или пластиковых карточек, не стремятся к обогащению. Если украденная информация и используется для получения личной выгоды, то потраченные суммы невелики, а сам факт приобретения такой информации используется для того, чтобы похвастаться перед друзьями и знакомыми. Не удивительно, что значительную долю «хакеров» составляют подростки.

Четверо 14-летних подростков из города Модесто (Modesto), штат Калифорния, спровоцировали нескольких пользователей Internet на раскрытие номеров кредитных карточек за счет предложения бесплатного доступа в глобальную сеть в течение двух месяцев и спортивного свитера в качестве сувенира. Информацию о номерах кредитных карточек «хакеры» использовали для покупки компакт-дисков, видеокассет, одежды и другой «мелочи» на несколько сотен долларов. Все покупки доставлялись в пустующий дом, расположенный по соседству с местом жительства юных мошенников.

Еще одну разновидность «хакеров» составляют «обитатели» киберпространства, которые, обнаружив недостатки в технологии передачи информации и «проколы» в системах защиты и шифрования данных, пытаются исправить их весьма неординарными способами. В августе 1997 г. около 2 400 американцев-пользователей глобальной сети были неприятно удивлены, получив в свой адрес анонимные письма, в которых сообщалось, что номера их кредитных карточек стали известны в результате посещения двух популярных WEB-узлов - ведущего американского спортивного канала ESPNSportszone и «сайта» Национальной баскетбольной ассоциации NBA.com. Чтобы у получателей не осталось никаких сомнений по поводу правдивости сообщения, в каждом из писем были приведены 8 первых цифр из номеров кредитных карточек адресатов. Письма были подписаны членами анонимной организации, «целью которой является превращение Internet в зону безопасного ведения бизнеса».

Судя по всему, авторы послания не собирались воспользоваться украденной информацией о кредитных карточках для совершения каких-либо махинаций. Легкость, с которой они смогли «взломать» пароли, позволила им заявить, что система защиты информации, используемая на узлах, была «самой худшей» из тех, с которыми они сталкивались.

Можно предположить, что руководство компании StarwareCorp. - владельца этих WEB-узлов - в глубине души было благодарно «хакерам». «Сигнал тревоги» дал им возможность начать детальную проверку действующей системы защиты информации и замену кодов до того момента, как настоящие мошенники смогли «добраться» до номеров кредитных карточек покупателей.

«Крэкеры», в отличие от «хакеров», целенаправленно стремятся к использованию незаконно полученной в виртуальном мире информации в целях личного обогащения. Достоверных свидетельств о действиях «крэкеров» не так много. Кроме «нигерийских писем», наиболее широкое освещение получила история с Карлосом Фелипе Сальгадо (подробнее см. №5 журнала «Платежи. Системы. Карточки» за 1997, с.13), незаконно получившим доступ к более чем 100 тыс. номерам кредитных карточек и пытавшимся продать их за 260 тыс. долларов США. Очевидно, что на пользователей сети Internet наибольшее впечатление произвели масштабы мошенничества - количество номеров, которые Сальгадо смог выкрасть «за один присест».

Несмотря на немногочисленность случаев «крэкерства», ряд государственных и общественных организаций в США, Великобритании и других странах сочли необходимым опубликовать рекомендации по безопасному осуществлению покупок в Internet. Примером подобных инструкций по минимизации рисков покупателей в киберпространстве являются «подсказки», выработанные совместно американской Национальной лигой потребителей и Федеральной торговой комиссией.

Врезка. Как избежать мошенничества в Internet

Национальная лига потребителей и Федеральная торговая комиссия опубликовали следующие рекомендации для пользователей сети Internet, желающих осуществлять покупки.

1. Ведите бизнес с компаниями, которые вы хорошо знаете и которым доверяете. Компании, действующие в киберпространстве, могут находиться в другой части страны или земного шара. Разрешение спорных вопросов с отдаленными фирмами может оказаться непростым делом.

2. Если вы не располагаете достаточной информацией об интересующей вас компании, обратитесь к местному агентству по защите прав потребителей и выясните, должна ли эта компания иметь лицензию или регистрационный номер. В случае положительного ответа, проверьте, действительно ли фирма имеет соответствующие разрешения и регистрационный номер.

Спросите также, были ли какие-либо жалобы на указанную фирму. Однако, поскольку мошенники действуют очень быстро, отсутствие жалоб еще не является достаточным основанием легальности компании и ее бизнеса.

3. Не сообщайте персональной информации, такой, как номер водительских прав или социального страхования, в тех случаях, когда подобная информация не является необходимой для осуществления покупки товара или услуги.

4. Законы о правах потребителей и процедура оформления жалобы, как правило, не распространяются на товары, купленные у индивидуальных лиц, а не у компаний.

5. Не судите о компании только на основании красиво оформленного WEB-узла: сделать его можно относительно дешево.

6. Используйте браузеры со встроенными средствами шифрования информации, прежде чем расплачиваться кредитными или расчетными карточками.

7. Если вас беспокоит перспектива передачи информации о номере кредитной карточки в режиме on-line, узнайте о возможности передачи этой информации с помощью телефона/факса.

8. В режиме on-line безопаснее производить оплату с помощью кредитной, а не дебетовой карточки. Если кто-то добудет номер дебетовой карточки, то он может выкачать все средства с вашего банковского счета. Хотя материальная ответственность держателя дебетовой карточки обычно ограничивается 50 долларами США, вам придется обходиться без денег до тех пор, пока банк не выдаст вам «условный» кредит, что может занять несколько дней или даже недель.

Версия 3. Проблема «позитивной идентификации» виртуального продавца

Обращает на себя внимание содержание первых двух рекомендаций Национальной лиги потребителей и Федеральной торговой комиссии: чтобы минимизировать риск возможного мошенничества в виртуальном мире, покупатель должен прежде всего  удостовериться в реальности продавца.

Если в реальном мире покупатели фактически присутствуют в магазине или другом учреждении торгово-сервисной сети, где они осуществляют покупки, и могут оценить качество товаров или услуг, то о виртуальных торговых точках они зачастую вообще ничего не знают.

Конечно, и до появления электронной коммерции существовала «бесконтактная» торговля. Достаточно популярными являются такие методы, как продажа по каталогам, заказ и оформление билетов и резервирование мест в гостиницах по телефону, доставка пиццы или цветов на дом с предоплатой с помощью кредитных карточек и т. д. Однако во всех подобных случаях клиенты имеют достаточно полное и четкое представление о компаниях, в которых заказываются товары или услуги.

Следует признать, что виртуальные торговцы столкнулись с беспрецедентными проблемами. Во-первых, никогда ранее им не приходилось убеждать покупателей в своей «достоверности», то есть в своем реальном существовании и приверженности принципам честного ведения бизнеса. Во-вторых, прежде «общественное мнение» не возлагало на них ответственности за несоблюдение принципов безопасности сделок или платежных транзакций.

В связи с этим появились эксперты, которые увязывают безопасность осуществления транзакций в сети Internet с «позитивным» имиджем виртуальных торговцев. Такие специалисты призывают продавцов более полно учитывать озабоченность покупателей и предоставить им надежные гарантии своего существования и легальности осуществляемого бизнеса.

Логика рассуждений указанной категории лиц может быть изложена следующим образом.

Правомерно или нет, но у значительной части «виртуальных» покупателей существуют опасения по поводу безопасности осуществления платежей либо посредством электронных денег, либо с помощью кредитных карточек посредством средств телекоммуникаций. Вместе с тем, многие покупатели не возражают против использования кредитных карточек и предоставления личной информации в тех случаях, когда они имеют дело с хорошо знакомыми им фирмами. Значит, для виртуальных продавцов необходимо заручиться доверием потенциальных клиентов.

Каким образом это возможно сделать?

Виртуальная компания может начать процесс завоевания доверия покупателей с получения сертификата и регистрационного номера. Тем не менее, в различных странах требования к открытию бизнеса в киберпространстве неодинаковы. Далеко не всем фирмам требуются разрешения или лицензии. Таким образом, компаниям, торгующим в сети Internet, желательно иметь более веские (в глазах покупателей) доказательства своей «добропорядочности».

Процесс «позитивной идентификации» компании существенно упрощается, если у потенциального клиента имеются знакомые, которые уже «побывали» в конкретном виртуальном магазине и сделали успешные покупки. Далее, некоторые виртуальные магазины являются своеобразными отделениями существующих в реальном мире торговых или сервисных компаний. Если последние имеют хорошо известные торговые марки, то проблем с «достоверностью» их существования не возникает. Кроме того, в силу популярности темы электронной коммерции, на страницах массовой печати регулярно появляются публикации о наиболее успешных фирмах, работающих в этой сфере бизнеса. Ссылки и выдержки из подобных публикаций могут служить для таких фирм «рекомендательными письмами» (попутно отметим, что реклама своей продукции, осуществляемая виртуальными магазинами самостоятельно, особенно теми из них, которые не имеют известной торговой марки, вряд ли может считаться эффективной, поскольку не решает проблему «позитивной идентификации»).

Наконец, бурный рост сети Internet, сопровождающийся развитием рынка электронной коммерции, привел к появлению виртуальных компаний-посредников. Такие компании создают в виртуальном пространстве своеобразные реестры фирм, занимающихся продажей товаров и оказанием услуг в глобальной сети, а также каталоги, содержащие перечень продукции и услуг виртуальных торговцев. Главная цель создания таких реестров и каталогов - помочь потенциальным покупателям лучше ориентироваться в обширном и пока весьма неорганизованном мире электронной торговли. Среди составителей виртуальных «путеводителей» появляется всё больше известных компаний, которые, прежде чем поместить информацию о той или иной виртуальной фирме, тщательно изучают её «подноготную». Таким образом, для Internet-торговцев каталоги и реестры становятся способом создания и укрепления позитивного имиджа в глазах потенциальных покупателей.

Версия 4. В недалеком будущем электронная торговлей станет «свободной от мошенничества зоной»

Отдельные специалисты считают, что в скором времени проблема безопасности электронной коммерции будет практически решена.

Эти специалисты утверждают, что к началу будущего тысячелетия подавляющая часть транзакций в рамках Internet-торговли будет осуществляться между юридическими лицами. По различным оценкам, в 2000 г. объемы электронной торговли в стоимостном выражении составят от 95 до 150 млрд. долларов США. Эксперты единодушны во мнении, что более 2/3 этого рынка будет приходиться на долю межфирменных сделок (business-to-businesstransactions), примерно 1/4 - на долю финансовых услуг, и лишь 7-10% - на долю виртуальной розничной торговли товарами и услугами.

Ни в случае межфирменных электронных сделок, ни при оказании финансовых услуг с помощью сети Internet проблемы «позитивной идентификации» участников сделок не возникает: партнеры, как правило, знают друг друга в течение длительного периода времени. Методика осуществления платежей и взаимных расчетов также является хорошо отработанной.

Разумеется, заявляют сторонники этих взглядов, абсолютных гарантий безопасности сделок в Internet дать невозможно. Однако и в реальном мире понятия абсолютной безопасности не существует.

Не вдаваясь в дискуссию о возможных направлениях развития электронной коммерции, отметим, что подобная трактовка проблемы безопасности ни в коей мере не может устроить те виртуальные компании, которые уже продают товары и услуги частным лицам или намереваются заняться этим в ближайшем будущем. Вряд ли удовлетворятся такими выводами и пользователи сети Internet, которые делают покупки в виртуальных магазинах.

Версия 5. Веспасиан, ты не прав!

С того момента, как находчивый римский император изрек «Деньги не пахнут!», вплоть до настоящего времени никто это утверждение опровергнуть не смог. Собственно, нужды в этом опровержении не было. Действительно, наличные не «пахнут». Они не содержат никаких данных о владельцах, по ним невозможно установить, когда и по какому поводу их использовали. «Отслеживание» наличных производилось лишь в том случае, когда они оказывались поддельными. Законопослушным гражданам волноваться было нечего - никаких угроз личной безопасности «живые» деньги не несли.

Некий «душок» у денег стал чувствоваться лишь с появлением «презренного пластика» - кредитных и дебетовых карточек. Используя их в качестве средств платежа, покупатели должны были сообщать о себе определенные сведения, чтобы у продавцов и финансовых учреждений, выпустивших эти карточки, не возникало подозрений о неплатежеспособности их держателей. При этом устанавливались определенные правила игры: банки и продавцы dejure или defacto брали на себя обязательства не разглашать персональные сведения в ущерб интересам держателей карточек в том случае, если последние своевременно расплачивались по счетам.

Держатели карточек не стали особо возмущаться и тогда, когда, используя современные компьютерные технологии, разнообразные компании превратили их в жертв агрессивного маркетинга. Базы данных потребителей, содержащие личные сведения о держателях карточек, стали не только создаваться и поддерживаться в банковских «бэк-офисах», но и продаваться торговым, промышленным и рекламным компаниям, жаждущим любым способом добраться до «своего» потребителя. Покупатели по-прежнему были уверены, что подобная разрозненная информация в худшем случае обернется для них кучей рекламы и проспектов с назойливыми предложениями о покупке ненужных вещей.

Появление и развитие глобальной сети Internet, сопровождающееся постепенным массовым осознанием ее возможностей, как это ни странно на первый взгляд, принесло для пользователей и массу неудобств. Нет, речь идет не о появлении в Internet инструкций по изготовлению бомбы и не о возможности нанять киллера посредством посещения определенного WEB-узла. Куда как большую опасность пользователи глобальной сети усмотрели в возможности некоего абстрактного злоумышленника по отдельным обрывочным сведениям восстановить полную «картину» их жизни.

Некоторые пользователи глобальной сети воспринимают голливудские фильмы, в которых герои, лихо «кликнув» мышью, проникают в компьютерные сети «плохих ребят» и выуживают их гнусные секреты, как обычную фантастику. Другая часть «обитателей» Internet, поменяв местами действующих лиц, представляет себе, как в реальном мире мошенники небрежно выуживают из сети секреты «хороших парней». К какой категории «парней» относят себя пользователи Internet?

В апреле 1997 г. американская Служба социального страхования (SocialSecurityAdministration) организовала собственный WEB-узел. Предполагалось, что в нем будет размещена информация, которую в течение последних десятилетий  фактически можно было получить по обычной почте: размеры личных доходов, пенсий и т. д. Не прошло и месяца, как Службе пришлось отказаться от этих планов и закрыть «сайт»: возмущенные американцы забросали ее письмами, в которых содержались недвусмысленные намеки на нарушение государственным органом личных свобод граждан.

В июле 1997 г. распространились слухи, что одна из крупнейших американских компаний-провайдеров - AmericaOnline - собирается продать некой маркетинговой компании базу данных подписчиков. Эта акция вызвала столь сильную негативную реакцию, что президент компании Стив Кейс (SteveCase) в срочном порядке был вынужден публично заявить об «изменении планов» фирмы.

До массового пользователя Internet наконец «дошло», что существует вполне реальная техническая возможность использовать глобальную сеть для нахождения, накопления и использования информации, которая ставит под угрозу их личную безопасность. «Стремящийся к совершенству» рынок электронной коммерции делает «прозрачными» не только продавцов, но и покупателей. Эстер Дайсон (EstherDyson), работающая в фирме EDventureHoldings, в подтверждение этого тезиса утверждает, что, с помощью Internet действительно очень просто «откопать» все, что угодно и о ком угодно.

Итак, деньги «запахли». Этот «запах» для держателей пластиковых карточек куда как более неприятен, чем «аромат» общественных римских уборных времен Веспасиана. «Пластик», использованный для покупки в сети Internet, становится не просто носителем информации о личной жизни покупателей, но и ключом, с помощью которого можно «открыть» эту информацию для всеобщего обозрения.

 

Вряд ли необходимое заключение

Мы не берем на себя смелость определить, какая из рассмотренных в этой статье версий наиболее точно отражает суть проблемы безопасности сети Internet в целом и электронной коммерции в частности.

По мере развития рынка электронной коммерции само понимание безопасности становится всё более многогранным. В настоящее время уже стало понятно, что безопасность передачи информации и ее адекватность не являются достаточными условиями успеха Internet-торговли, прежде всего той ее части, которая приходится на продажу товаров и услуг частным лицам-пользователям глобальной сети.

Можно ожидать, что в ближайшее время в странах, где количество «обитателей» виртуального мира наиболее велико, появятся соответствующие законы, направленные на большую защиту личной безопасности пользователей. Параллельно с этим будут развиваться и более совершенные средства защиты информации, появятся новые формы и методы оплаты за купленные в виртуальном мире товары. Всё это потребует значительных затрат со стороны всех «игроков» рынка электронной коммерции.

Закончим наши рассуждения еще одним, наверняка кому-то принадлежащим высказыванием: «Правильная постановка проблемы - это половина ее успешного решения».

Национальный центр информации о мошенничестве и все входящие в него подразделения управляются и финансируются Национальной лигой потребителей (NationalConsumerLeague) - старейшей и наиболее влиятельной общественной («неприбыльной») организацией, стоящей на защите интересов покупателей в США.

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?