Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Нумерация и метрологическое обеспечение индентификационных карточек для финансовых расчётов

(Нет голосов)

08.11.1996 Количество просмотров 1127 просмотров

Анализируя результаты работы российских банков в 1995 г., мы пришли к весьма неоднозначным выводам. При всем нашем патриотизме проблематично назвать 1995 год годом «карточного взрыва», как это предска­зывали некоторые производители и поставщики про­граммных и аппаратных решений. Количество междуна­родных карточек платежных систем VisaInternational, EuropayInternational/MasterCardInternational, AmericanExpress и DinersClub, выпущенных российскими банка­ми, достигло 100 тыс. При населении Российской Фе­дерации 157 млн. человек, обладателями международ­ных карточек являются лишь 0,0637% жителей России1. При этом в 1995 г. банками России было выпущено бо­лее половины всех международных карточек. Столич­ный Банк Сбережений и Мост-Банк приступили к мас­совой эмиссии карточек VisaElectron, а также карто­чек с логотипами Cirrus/Maestro.

Если же оценивать уровень развития инфраструкту­ры нашего рынка, сравнивая его с рынками других стран и регионов, в первую очередь СТА, Канады, За­падной Европы и стран Юго-Восточной Азии, можно сделать поразительный вывод о том, что в 1995 г. со­стояние российского рынка международных пластико­вых карточек практически не изменилось. Россия до сих пор относится к ряду стран с невысоким уровнем развития рынка финансовых услуг.

Ситуация в России представляется особенно инте­ресной на фоне выводов ряда западных аналитиков о том, что российские банки смогут достичь определен­ного уровня развития бизнеса пластиковых карточек не раньше, чем через 10-20 лет. Руководств же россий­ских финансовых институтов, наиболее продвинутых в реализации проектов пластиковых карточек, в частно­сти, вице-президент Мост-Банка Д. Замани, оценивает итоги прошедшего года иначе. По его мнению, Россия довольно активно приступила к внедрению технологий, основанных на использовании пластиковых карточек.

По сведениям на начало 1994 г. в Японии на 1 000 жителей было выпущено 2 145 банковских карточек, в Канаде этот показатель составлял 1 252 кар­точки, в Великобритании - 1 196 карточек.

При этом темпы развития этого сектора банковских ус­луг настолько велики, что вполне очевидными кажутся заявления ряда представителей международных пла­тежных систем о превращении России в один из наибо­лее перспективных в настоящее время регионов мира.

События, произошедшие в 1995 г. на российском рынке международных пластиковых карточек, стали ло­гичным следствием его предыдущего развития. Поэтому говорить о наступлении переломного момента в разви­тии рынка пластиковых карточек было бы не совсем верно. В 1995 г. реализовано множество проектов, ос­новы которых были заложены еще в 1994 г. Большинст­во российских банков завершили подготовительный этап и приступили к эмиссии международных карточек. К концу 1995 г. более 80 финансовых институтов имели статус полноправных членов международных платежных систем. Сейчас в России не менее 200 банков осуще­ствляют операции с международными карточками.

Одним из показателей уровня развития систем безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек является создание инфраструктуры их обслу­живания - торгово-сервисной сети, сети банкоматов и POS-терминалов, банковской сети отделений и филиа­лов. Несмотря на некоторые успехи, достигнутые в 1995 г. российскими банками в этой области, инфра­структура обслуживания международных карточек в России оставляет желать лучшего.

К концу 1995 г. процесс развития российского рын­ка пластиковых карточек стал менее хаотичным и бо­лее предсказуемым. Этому способствовал, в частности, возросший уровень профессионализма российских бан­ков при работе с продуктами международных платеж­ных систем, который позволил этим системам создать долговременную стратегию своего развития в России.

Однако говорить о создании необходимой инфра­структуры рынка пластиковых карточек в России пока еще рано. Результаты 1995 г. показали, что большин­ство финансовых структур, осуществляющих эмиссию и обслуживание международных карточек, продолжают концентрироваться в Москве. Поэтому одной из при­оритетных задач, стоящих перед российскими банками на современном этапе, является продвижение проектов международных карточек в регионы.

Кроме этого, не менее важным условием успешно­го развития рынка международных карточек является организация внутреннего клиринга. В 1995 г. были сде­ланы первые реальные шаги в этом направлении. В се­редине 1995 г. создана Ассоциация российских бан­ков-членов EuropayInternational, одна из основных це­лей которой - обеспечение внутренних расчетов по карточкам системы.

В то же время, несмотря на успехи, достигнутые рос­сийскими банками, серьезным препятствием, тормозя­щим развитие рынка безналичных расчетов, стала про­должающаяся нестабильность финансовой, экономи­ческой и политической сфер в России. Только в 1995 г. ЦБ России было отозвано 224 лицензии на осуществление банковской деятельности. Это заставляет международные платежные системы вести более осторож­ную политику при приеме российских банков в свои члены.

В 1995 г. основные тенденции развития российско­го рынка международных пластиковых карточек оста­лись практически без изменений. Как и в предыдущие годы, ведущие позиции в области эмиссии карточек занимали межбанковские платежные системы VisaInternational и EuropayInternational, в сфере эквайринга - Visa, Europay/MasterCard и AmericanExpress. Кро­ме того, заметный интерес к российскому рынку про­явила компания DinersClub. Таким образом, к концу 1995 г. на российском рынке был представлен прак­тически весь спектр международных пластиковых кар­точек.

Характерной особенностью рынка пластиковых карточек в России является отсутствие достаточно пол­ной информации о клиентах банков, что приводит к не­обходимости адаптировать кредитные продукты к рос­сийским условиям. В результате клиентам предлагается некий гибрид кредитной и дебетовой карточек. Для получения такой карточки клиенту, как правило, требу­ется поддерживать определенный неснижаемый оста­ток, выполняющий роль страхового депозита. Вместе с тем, широкое распространение получили более дос­тупные международные дебетовые карточки Grrus/Maestro и VisaElectron. На наш взгляд, эти пла­тежные инструменты могут стать серьезным средством в арсенале российских банков.

Итоги 1995 г. показывают, что период спекулятивно­го наращивания капитала прошел. Банкам приходится пересматривать стратегию своего развития, уделяя все больше внимания работе с частными клиентами. Впол­не закономерно, что этот процесс сопровождается ак­тивизацией работы на рынке. Если в 1994 г. можно бы­ло говорить об искусственном характере конкуренции между банками, то в 1995 г. рост числа участников рынка международных карточек и их концентрация в финансовых и промышленных центрах привели к обост­рению конкурентной борьбы. Одним из приоритетных направлений деятельности банков становится развитие сетей отделений и филиалов, предоставляющих клиен­там расширенный спектр финансовых услуг. При этом, учитывая концентрацию банков в Москве, важным фактором их конкурентоспособности становится про­движение в регионы.

Более выгодные позиции на рынке международных пластиковых карточек занимают банки, являющиеся членами сразу нескольких платежных систем. К их чис­лу относятся Автобанк, Диалог Банк, Инкомбанк, Кре­до Банк, банк «Менатеп», Мост-Банк, Сбербанк РФ, Столичный Банк Сбережений, Тверьуниверсалбанк и некоторые другие банки.

Рост конкуренции в 1995 г. спровоцировал некото­рые банки на проведение демпинговой политики в об­ласти тарифов по пластиковым карточкам. Использо­вание технологий безналичных расчетов на основе пластиковых карточек требует от финансовых структур серьезных затрат. Поэтому во всем мире используется система комиссионных отчислений за пользование пластиковой карточкой. Снижение уровня комиссий

ниже определенной черты приводит к резкому паде­нию рентабельности проектов, и банки не могут не учитывать эти обстоятельства. Поэтому наиболее ве­роятно, что установление откровенно демпинговых та­рифов за выпуск и обслуживание карточек - всего лишь ловкий маркетинговый ход. Нет гарантий, что временно снизив тарифную планку и предложив клиен­там наиболее привлекательные для них условия, банк впоследствии снова не поднимет размер тарифов до прежнего уровня, сославшись на изменение финансо­вой ситуации.

Тем не менее, в настоящее время далеко не все ру­ководители российских проектов пластиковых карточек до конца представляют, насколько проблематично ста­билизировать «разгромленный» рынок и вернуться к прежнему уровню комиссий.

В 80-е годы на Кипре гостиницы, магазины и ресто­раны периодически «выкручивали руки» местным бан­кам, обеспечивающим прием пластиковых карточек в их сети. Выглядело это следующим образом. Менед­жер крупной гостиницы, имевшей счет, например, в банке BarclaysBank и платившей ему 4,5% комиссии, встречался с руководством другого банка и обещал перейти на обслуживание в этот банк, если комисси­онные для него будут установлены на уровне 4%. Через неделю, получив положительный ответ, он обращался в BarclaysBank с требованием снижения комиссии уже до 3,5%, мотивируя это тем, что другой кипрский банк инициативно предложил ему обслуживание по более низким ставкам. Для банков работа с предприятиями коммерческой сети стала настоящим безумием. Выход был найден к концу 1989 г., причем он был одновре­менно прост по своей прямоте и логике и сложен, учи­тывая амбициозность банков. Кипрские банки создали процессинговую компанию JC С, передав ей права по заключению договоров с предприятиями торговой сети. Приводя этот пример, мы не призываем банки создать еще одного монстра, но договориться о сбаланси­рованной антидемпинговой политике уже настало время.

VisaInternational

В 1995 г. стратегия развития международной пла­тежной системы VisaInternational в России по сравне­нию с 1994 г. практически не изменилась. Учитывая вы­сокую степень риска при работе на российском рынке, VisaInternational делает ставку на крупные российские банки, получившие право ведения спонсорских прог­рамм, и предлагает другим участникам рынка междуна­родных карточек работать через них в качестве ассо­циированных членов. Такой подход дает возможность платежной системе минимизировать финансовые риски, возникающие вследствие финансовой нестабильности российского банковского сообщества. Не отрицая сам факт осторожности, проявляемой системой в вопросе приема банков в свои члены, эксперты склонны пола­гать, что это не приведет к ослаблению ее позиций на российском рынке.

В 1995 г. полноправными членами системы стали 3 российских банка - Тверьуниверсалбанк, Промстрой­банк России и Агропромбанк. Динамика роста числа российских банков-полноправных членов международной платежной системы VisaInternational представлена на рис. 1.

 

 

Российские банки - полноправные члены международной платежной системы VisaInternational

Банк

 

Дата вступления

 

Начало эмиссии

 

Сберегательный банк РФ

 

февраль 1989 г.

 

Санкт-Петербургский банк СБ РФ - декабрь 1 994 г. Московский банк СБ РФ - январь 1995 г.

 

Кредо Банк

 

октябрь 1 990 г.

 

сентябрь 1991 г.

 

Диалог Банк

 

октябрь 1 991 г.

 

октябрь 1 995 г.

 

Менатеп

 

февраль 1992г.

 

март 1994 г.

 

Мосбизнесбанк

 

февраль 1992 г.

 

июнь 1993 г.

 

Мост-Банк

 

февраль 1992 г.

 

январь-февраль 1993 г.

 

Инкомбанк

 

март 1993 г.

 

февраль 1 993 г.

 

Автобанк

 

февраль 1994г.

 

март-апрель 1996 г. (прогноз)

 

АвтоВАЗбанк

 

февраль 1 994 г.

 

февраль 1 995 г.

 

Внешторгбанк РФ

 

февраль 1 994 г.

 

май 1995 г.

 

Кузбассоцбанк

 

февраль 1994г.

 

январь 1995 г.

 

Промстройбанк (Санкт-Петербург)

 

февраль 1994г.

 

ноябрь 1994 г.

 

Астробанк

 

май 1994г.

 

февраль 1 995 г.

 

Международный Московский Банк

 

май 1994г.

 

октябрь 1 995 г.

 

Московский Народный Банк

 

май 1994г.

 

апрель 1995г.

 

Мосстройбанк

 

май 1994г.

 

май 1995 г.

 

Столичный Банк Сбережений

 

май 1994г.

 

август 1 994 г.

 

Агропромбанк

 

июнь 1995 г.

 

-

 

ЗапСибкомбанк (Тюмень)

 

июнь 1995 г.

 

-

 

Промстройбанк РФ

 

июнь 1995 г.

 

-

 

Тверьуниверсалбанк

 

июнь 1995 г.

 

-

 

Империал

 

октябрь 1 995 г.

 

-

 

Санкт-Петербург (Санкт-Петербург)

 

октябрь 1 995 г.

 

-

 

 


 

 

Рис. 1. Количество российских банков - полноправных членов пла­тежной системы VisaInternational

В настоящее время 23 российских банка имеют ста­тус полноправного членства в системе (PrincipaMember).

EuropayInternational

Международная платежная система EuropayInternational продолжает проводить гибкую и последова­тельную политику на российском рынке, что позволило ей к концу 1995 г. добиться неплохих результатов. В настоя­щее время в систему в качестве полноправных и ассоции­рованных членов входит более 50 российских банков, из которых к реальной эмиссии приступили пока не более 25. Обслуживание операций по карточкам системы осущест­вляют 6 процессинговых центров. Количество выпущенных карточек (ЕС/МС и Cirrus/Maestro) достигает 250 тыс.

По заявлению менеджера компании EuropayInternational по развитию бизнеса в России А. Королева, 1995 г. оказался довольно удачным для решения боль­шинства задач, стоящих перед платежной системой в

России. Одним из главных достижений компании в про­шедшем году можно считать завершение этапа форми­рования инфраструктуры, включающей в себя ряд рос­сийских процессинговых компаний, имеющих право на обслуживание международных транзакций по карточкам системы (MemberServiceProvider). На наш взгляд, успех компании EuropayInternational в России определила про­думанная стратегия развития, направленная прежде все­го на создание базы, необходимой для обеспечения эмиссии и обслуживания карточек системы. Безусловным достижением системы является также создание Ассоци­ации российских банков-членов EuropayInternational. В одном из следующих номеров журнала мы постараемся рассказать об этой ассоциации более подробно.

В отличие от своего главного конкурента, платежной ассоциации VisaInternational, в 1995 г. система EuropayInternational активно использовала тезис о большей от­крытости и доступности для российских банков. Это проявлялось не только в более «мягких» условиях прие­ма в систему. При работе с российскими финансовыми структурами система EuropayInternational проводила бо­лее гибкую тарифную политику, чем VisaInternational.

В 1996 г. EuropayInternational планирует создание в России внутреннего клирингового центра, который поз­волит осуществлять взаиморасчеты между российскими эмитентами карточек системы внутри страны.

American Express

AmericanExpress является одной из крупнейших пла­тежных систем в мире. Из годового отчета компании следует, что к началу 1995 г. общий оборот по карточ­кам AmericanExpress составил более 141 млрд. долла­ров США, из них 101,2 млрд. долларов США приходи­лось на 25,3 млн. карточек, эмитированных компанией в США, и 39,8 млрд. долларов США - на 11 млн. кар­точек, выпущенных в остальных странах мира (рис. 2).

                                         другие страны 28%

 

 

 

 

 

Рис. 2. Распределение финансового оборота компании AmericanExpress по пластиковым карточкам в мире. К началу 1995 г. торгово-сервисная сеть, принима­ющая карточки AmericanExpress, состояла более чем из 3,9 млн.

.

Рис. 3. Доля транзакций по карточкам AmericanExpress от общего числа операций, проводимых в различных предприятиях торговли и сервиса в США

В настоящее время сеть отделений компании со­стоит более чем из 1700 офисов, расположенных в раз­личных странах мира. Клиентам предлагается широкий спектр услуг, начиная от организации туристических пу­тешествий и заканчивая обслуживанием держателей карточек компании.

Кроме всемирно известных дорожных чеков, AmericanExpress в качестве платежного инструмента предлагает пластиковые карточки с магнитной полосой, имеющие не­сколько иные финансовые условия использования, чем карточки Visa и Eurocard/MasterCard. В частности, по кар­точкам AmericanExpress процент за предоставленный кредит не начисляется. Эксклюзивное право на эмиссию карточек имеет компания AmericanExpress. Другие фи­нансовые структуры выступают в качестве гарантов своих клиентов перед компанией. Функции расчетного банка платежной системы выполняет банк Атепсапвапк (США), осуществляющий взаиморасчеты между ее участниками.

Все карточки AmericanExpress имеют одинаковый дизайн. На этих карточках нет защитной голограммы, которая обычно присутствует на пластиковых карточ­ках других платежных систем. Защитные элементы, имеющиеся на карточке - микропечать на ее лицевой стороне и аббревиатура «АтЕх», святящаяся при ульт­рафиолетовом излучении.

Внастоящеевремясуществуеттривидакарточек American Express - Personal Card, Corporative Card и Optima Card.

PersonalCard

Этот вид карточек AmericanExpress существует с 1958 г. В настоящее время клиентам предлагается три типа таких карточек - GreenCard (зеленая карточка), GoldCard (золотая карточка) и PlatinumCard (платино­вая карточка). Цвет карточки свидетельствует о максимально возможном размере месячных расходов по кар­точке, который устанавливается для каждого клиента индивидуально. Однако, если расчеты с компанией про­изводятся регулярно, то первоначальный платежный ли­мит может быть увеличен. При выдаче карточки компа­ния AmericanExpress учитывает не только объем финан­совых средств, находящихся на счету клиента, но и его социальный статус - место работы, должность, принад­лежность к определенному классу общества и т. д.

CorporateCard

AmericanExpress предлагает два типа корпоратив­ных карточек: GreenCard (зеленая карточка) и GoldCard (золотая карточка).

OptimaCard

Этот вид карточек предлагается клиентам только на территории США. Сейчас выпускается только один тип этой карточки - BlueCard (синяя карточка).

В последнее время в связи с обострением конкурен­ции среди компаний, выпускающих и обслуживающих международные кредитные карточки, широкое распро­странение получили так называемые совмещенные кар­точки (co-brandingcard). Например, в настоящее время выпускается карточка AmericanExpressHilton с логоти­пами как самой компании AmericanExpress, так и кор­порации Hilton. Являясь полноценной расчетной карточ­кой компании, она одновременно предоставляет опреде­ленные льготы ее владельцу при пользовании услугами предприятий торгово-сервисной сети, входящих в между­народную сеть отелей Hilton. Широкое распространение получила совмещенная корпоративная карточка AmericanExpressAT&T дающая возможность ее вла­дельцу дополнительно воспользоваться услугами теле­фонной связи. С начала 1995 г. AmericanExpress стала более активно развивать совместные проекты с различ­ными международными финансовыми структурами. В 1996 г. компанией в рамках этих проектов запланирован выпуск 15 видов совмещенных карточек.

Изначально программа пластиковых карточек AmericanExpress создавалась для сокращения наличного оборота в расчетах клиентов с пунктами обслуживания. Поэтому выдача наличных средств по карточкам компа­нии в значительной степени ограничена. Для владельцев каждого типа карточек - зеленой, золотой и платиновой -установлены различные лимиты выдачи наличных средств. Компания AmericanExpress реализует программу, преду­сматривающую экстренную выдачу наличных по чеку кли­ента (EmergencyChequeCash). В подобных случаях с кли­ента взимается комиссия не более 1-1,5% (табл. 2).

Компанией также разработана программа ExpressCash, которая предусматривает возможность выдачи наличных средств в сети банкоматов, обслуживающих карточки AmericanExpress. За получение наличных в банкомате клиент выплачивает комиссию, размер ко­торой достаточно высок и составляет 4%.

В отличие от международных платежных систем VisaInternational и EuropayInternational, AmericanExpress не стремится к расширению торгово-сервисной сети путем привлечения как можно большего количества предпри­ятий. Исходя из ориентации компании на обслуживание состоятельных клиентов, в торгово-сервисную сеть вхо­дят достаточно элитные предприятия. Вполне естественно, что размер комиссионных в этой сети (4-6%) до­вольно высок даже по международным меркам.

Таблица 2

Месячные лимиты выдачи наличных средств по карточкам AmericanExpress

Тип карточки

 

Месячный лимит выдачи наличных средств, долларов США

 

Зеленая

 

1000

 

Золотая

 

5000

 

Платиновая

 

10000

 

Основные этапы развития компании AmericanExpress в России

1887 г. В России AmericanExpress работает с мая 1987 г., когда были определены первые финансовые агенты компании в Москве («Зенкер и Ко») и Санкт-Пе­тербурге (Коммерческий банк).

1916 г. Компания AmericanExpress открыла офис в Санкт-Петербурге (ул. Гороховая, 3).

1918 г. В связи с революционными событиями и ухудшением условий для развития бизнеса офис компа­нии был закрыт.

1928 г. Новый этап развития компании в России. Офисы AmericanExpress на Дальнем Востоке брониру­ют билеты на Транссибирскую железную дорогу для своих клиентов. В сотрудничестве с Американо-Русской Торговой Палатой компания организовала первое пос­ле революции 30-дневное путешествие по России для группы западных туристов.

1958г. В феврале 1958 г. открыто туристическое представительство AmericanExpress в Москве в гостини­це «Метрополь». В апреле этого же года компания от­крыла валютный и рублевый счета в Госбанке СССР, а в августе совместно с компанией «Интурист» организова­ла первое туристическое путешествие из России в США.

1969г. В декабре 1969 г. в рамках совместной программы с компанией «Интурист» началось обслужи­вание пластиковых карточек компании в России.

1988г. Компания AmericanExpress установила в Москве два банкомата: один в офисе компании, другой - в гостинице «Международная».

1989 г. Подписано соглашение между AmericanExpress и Внешэкономбанком СССР о распространении пластиковых карточек компании на территории России.

1993 г. С января 1993 г. операции по карточкам AmericanExpress, совершенные на территории стран СНГ, обслуживаются непосредственно компанией AmericanExpress.

Полное название компании, работающей сейчас в России и имеющей 100% американский капитал -AmericanExpressInternationalServicesLtd. (AEIS). В насто­ящее время в Москве находится представительство этой компании, основная задача которого - оказывать российским финансовым структурам содействие в за­ключении соглашений с компанией, установке необхо­димого оборудования, обучении обслуживающего пер­сонала предприятий, принимающих к оплате карточки компании и т. д. Все договоры с российскими компани­ями и владельцами карточек заключаются от имени го­ловного офиса, находящегося в Брайтоне (Англия).

Программа средств безналичного платежа, реа­лизуемая AmericanExpress в России, несколько отли­чается от аналогичных программ компании в других

странах. В России компания работает не напрямую с клиентами, а с уполномоченными российскими бан­ками. Это связано с тем, что на Западе для получе­ния карточки AmericanExpress клиенту необходимо предоставить компании гарантию своей кредитоспо­собности. В России же гарантией для AmericanExpress является специальный страховой депозит, размещаемый клиентом в уполномоченном банке. Размер депозита варьируется от 5 до 25 тыс. долла­ров США в зависимости от категории карточки и статуса банка, выдавшего эту карточку. В настоящее время в России компания работает с несколькими банками, среди которых Межкомбанк, Уникомбанк, банк «Оптимум», CreditSwiss, Тверьуниверсалбанк, Первый Русский Банк. Клиентам этих банков предла­гается карточка компании InternationalDollarCard. Годовое обслуживание такой карточки составляет 100 долларов США.

Говорить об отсутствии у компании интереса к рос­сийскому рынку, приводя в качестве аргумента показате­ли деятельности платежных систем VisaInternational и EuropayInternational, как это делают некоторые средства массовой информации, было бы не совсем верно. Реаль­но оценивая финансовую ситуацию в России (отсутствие у клиентов кредитной истории, низкий уровень доходов), AmericanExpress не ставит перед собой цель активно на­ращивать объем эмиссии карточек. В настоящее время основная задача компании - создать в России необходи­мую инфраструктуру обслуживания клиентуры. Поэтому приоритетным направлением является привлечение круп­ных российских предприятий торгово-сервисной сети для обслуживания держателей карточек AmericanExpress.

Сейчас размер комиссионных отчислений в Ameri­canExpress колеблется от 4 до 6% и в ближайшее вре­мя не изменится. Однако, в зависимости от увеличения оборота предприятия по карточкам AmericanExpress, размер комиссионных может быть снижен.

На сегодняшний день более 90% российских пред­приятий, обслуживающих держателей карточек AmericanExpress, используют возможности голосовой авторизации, работающей круглосуточно. В последнее время в связи с расширением торгово-сервисной сети компании часть предприятий перешла на обслуживание карточек с помощью POS-терминалов, что позволило существенно разгрузить пункт авторизации компании. Расширяя сеть POS-терминалов, AmericanExpress сот­рудничает с двумя процессинговыми компаниями - UCS и «Мультикарта». В качестве аппаратной платформы ис­пользуются терминалы TRANZ 420 компании Verifone.

По мнению работников AmericanExpress, 1995 г. стал переломным моментом для развития бизнеса пла­стиковых карточек в России. Главной положительной чертой прошедшего года стало то, что ряд пришедших на рынок компаний, не оценив реальных затрат и пос­ледствий как для них самих, так и для их клиентов, по различным причинам были вынуждены его покинуть. Это следует воспринимать как нормальный процесс, свиде­тельствующий о повышении уровня развития рынка.

Подводя итог, можно добавить, что в 1996 г. ком­пания AmericanExpress планирует реализовать несколь­ко интересных проектов в России. С некоторыми из них мы планируем познакомить наших читателей в следую­щих

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?