Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Семинары

(Нет голосов)

23.11.1996 Количество просмотров 824 просмотра

Осень 1996 г. можно охарактеризовать как период повышенной активности всех участников российского рынка пластиковых карточек, но в наибольшей степени такая оценка будет справедлива для деятельности международных платежных систем на территории России. Если в 1993-1995 гг. каждая из компаний разрабатывала глобальную стратегию перехода на интеллектуальные карточки и занималась созданием технологий безналичных платежей на их основе, то в 1996 г. по всему миру началась реализация пилотных проектов Visa International, MasterCard International и Europay International. Настало время задуматься о стратегии развития программ микропроцессорных карточек этих компаний в отдельных странах.

Если обратить внимание на географические и временные рамки реализации пилотных проектов, складывается впечатление, что каждая из ассоциаций боится, как бы ее не опередили. Это особенно отчетливо проявляется в регионах, которые обе компании определили для себя как перспективные рынки - в Испании, Австралии, странах Восточной Европы.

По заявлениям представителей Visa International и Europay International, в планах обеих компаний Россия занимает не последнее место. На наш взгляд, такое отношение к России со стороны платежных ассоциаций вполне оправдано.

Российский рынок пластиковых карточек далек от насыщения, и программам микропроцессорных карточек обеих ассоциаций не угрожает конкуренция со стороны отечественных разработчиков проектов на базе интеллектуальных карточек (в отличие, например, от Бельгии или Финляндии, где в национальном масштабе реализуются проекты ”электронных кошельков” Proton и Avant). С другой стороны, учитывая потенциальную емкость российского рынка, здесь можно ожидать борьбу за потребителя между самими платежными системами. Первые признаки этой борьбы наблюдаются уже сейчас.

Visa International

В сентябре 1996 г. ассоциация Visa International приступила к рекламной кампании на территории России, стран СНГ и государств Балтии. В рамки кампании укладывается и пресс-конференция для средств массовой информации, посвященная презентации нового продукта компании - карточек Visa COPAC, а также итогам и планам развития ассоциации в России (подробно см. в № 8 журнала “Российский рынок пластиковых карточек и дорожных чеков” за 1996 г.).

Europay International

Через три недели ассоциация Europay International предприняла ответный ход. 10 октября 1996 г. в пресс-зале гостиницы “Националь” состоялась пресс-конференция, организованная совместно компанией Europay International и Ассоциацией российских банков-членов Europay International. На пресс-конференции были представлены результаты, достигнутые российскими банками-членами Europay International в первом полугодии 1996 г. Любопытно, что показатели развития платежных ассоциаций Visa International и Europay International в России в первом полугодии 1996 г. не дают оснований говорить о том, что какая-либо из компаний достигла в России абсолютного лидерства.

Некоторые показатели, характеризующие развитие
платежных ассоциаций Visa International и Europay International в России

 

Visa International

Europay International

Число банков-членов ассоциации

46 (26 полноправных и 20 ассоциированных)

62 (47 полноправных и 15 ассоциированных)

Число международных карточек, эмитированных российскими банками

265 тыс.

ок. 300 тыс.

Объем операций по карточкам

534 млн. долларов США

*

Объем операций в торговой сети

340 млн. долларов США

*

Количество транзакций по карточкам

1,9 млн.

*

Число предприятий торговой сети

7 тыс.

6 тыс.

Число отделений банков

1 174

*

Число POS-терминалов, установленных в отделениях банков и в предприятиях торговой сети

*

1 тыс.

Число банкоматов

226

ок. 250

* - информация отсутствует

Выступая на конференции, старший менеджер Europay International по странам Центральной и Восточной Европы Алесандро Тедольди (Alessandro Tedoldi) отметил, что одним из важных направлений работы в России стало сотрудничество с Ассоциацией российских банков-членов Europay International, созданной в апреле этого года.

За полгода своего сущестования Ассоциации удалось принять два важных решения. Во-первых, это решение о создании в России системы внутреннего клиринга по карточкам EC/MC и Cirrus/Maestro. Во-вторых, это введение с октября 1996 г. единых ставок комиссионных платежей за взаимообмен (Interchange Fee).

По решению Ассоциации российских банков-членов Europay International, с октября 1996 г. для всех банков-членов этой ассоциации устанавливаются следующие размеры комиссионных платежей за вззаимообмен:

- по операциям с бумажным носителем - 2%;

- по электронным транзакциям EC/MC - 1,25-1,5%;

- по транзакциям EDC/Maestro - 1,1%;

- по транзакциям EDC/Maestro на базе PIN-кода - 1%.

Согласно последнему решению, доходы по операциям с международными пластиковыми карточками будут перераспределяться в пользу банков-эмитентов, что должно стимулировать их к выпуску новых карточек. Кроме того, размер комиссии 2% не позволит снижать комиссионные с торговых точек ниже 2,5-3%, что должно исключить проведение демпинговой политики.

Указанные правила распространяются на все организации, входящие в состав Ассоциации российских банков-членов Europay International. Но из 62 банков, являющихся полноправными или ассоциированными членами международной ассоциации Europay International, членами ассоциации являются не более половины (29 банков). К тому же компания UCS, обрабатывающая большую часть международных транзакций по международным карточкам EC/MC, не входит в Ассоциацию российских банков-членов Europay International и, следовательно, не обязана соблюдать ее решения. Таким образом, остановить в ближайшее время конкуренцию тарифов в сфере обслуживания карточек вряд ли удастся, несмотря на все усилия Ассоциации.

Euroforum

28-29 октября 1996 г. в гостинице “Аэростар” состоялась конференция ”Пластиковые карточки и платежные системы в странах СНГ”, проведенная международной организацией Euroforum.

В конференции приняли участие региональный менеджер Visa International в странах Центральной и Восточной Европы Александр Соуэрби (Alexander Soverby), старший менеджер Europay International по странам Центральной и Восточной Европы Алесандро Тедольди (Alessandro Tedoldi), вице-президент, генеральный менеджер American Express по Центральной и Восточной Европе Колин Рив (Colin Reeve), представители российских платежных систем Union Card (технический директор Сергей Петров), STB-Card (директор STB-Card по развитию Игорь Голдовский), начальники управлений и отделов пластиковых карточек банка “Российский кредит”, Альфа-банка, банка “Менатеп”, Санкт-Петербургского банка Сбербанка РФ, региональный директор Добровольческого корпуса финансовой помощи Элизабет Салливан (Elizabeth Sullivan), директор департамента методологий и платежных систем Центрального Банка РФ Юрий Мальцев, директор департамента “КартСервисЦентр” Белорусского Межбанковского Расчетного Центра Борис Прокопов, генеральный директор АО “УкрКарт” Виктор Жабровец и другие.

Особенностью конференции является отсутствие докладов с “технико-технологической” направленностью. Большинство выступлений, вне зависимости от конкретной проблематики, было посвящено анализу состояния и перспектив развития систем безналичных расчетов в странах СНГ с позиций идеологии.

Мысль о необходимости обеспечения устойчивости систем межбанковских расчетов звучала в выступлении регионального директора по России Добровольческого корпуса финансовой помощи Элизабет Салливан. Работая в Восточной Европе с 1993 г., сотрудники Добровольческого корпуса тесно взаимодействуют с центральными банками стран, оказывая помощь в подготовке программ модернизации национальных систем и приведении банковской документации в соответствие с международными стандартами.

По словам Элизабет Салливан, устойчивость системы межбанковских расчетов не должна целиком и полностью зависеть от стабильности одного или нескольких расчетных банков. В то же время, принятая система не должна давать ощутимых преимуществ крупным и бить по средним и мелким банкам.

В ряде стран СНГ - Казахстане, Украине, Беларуси, Киргизии - в последние годы активно идет процесс модернизации систем межбанковских расчетов. По мнению Салливан, эти страны несколько отстают от России, но проблемы и в России, и в странах СНГ одни и те же: отсутствие четкой законодательной базы, ускоренное развитие технологии по сравнению с законодательством, отсутствие инструментария для отслеживания финансовых рисков.

Об отставании уровня развития платежной системы России от потребностей рынка говорил и директор департамента методологий и платежных систем Центрального Банка РФ Юрий Мальцев. По его словам, одним из приоритетных направлений департамента является развитие систем межбанковских расчетов в режиме реального времени. В действительности понятие “режим реального времени” будет подразумевать проведение расчетов в течение 10-15 минут, что позволит банку получить достоверную информацию о состоянии счета и предоставит ему возможность осознанно управлять ресурсами. Такой режим предполагается использовать в основном для расчетов на крупные суммы. Для мелких платежей целесообразно применять пакетную обработку как более экономичную.

Старший менеджер Europay International по странам Центральной и Восточной Европы Алесандро Тедольди в своем докладе высказал мысль о способах завоевания банками рыночного пространства в России и странах Европы. По его мнению, проникновение на рынок начинается с захвата свободной “ниши” и превращения ее в плацдарм для последующей экспансии. Эта идея получила развитие в выступлениях Колина Рива из компании American Express, Сергея Коломейченко из Альфа-банка, Алексея Логинова из Санкт-Петербургского банка Сбербанка РФ, Дениса Шилакина из банка “Менатеп”. Никто из докладчиков не давал универсальных рецептов и не призывал к выпуску единых карточек для всех клиентов. Все выступления объединяет мысль о необходимости четкой сегментации клиентской базы.

Так, генеральный менеджер American Express по Центральной и Восточной Европе Колин Рив в своем выступлении отметил, что типичными клиентами компании American Express являются лица, пользующиеся услугами авиакомпаний не менее 7 раз в год, проживающие в гостинице 32 дня в год, имеющие годовой доход более 100 тыс. долларов и средние расходы по карточке 10 тыс. долларов в год. При этом более 75% средств расходуются за пределами страны.

Санкт-Петербургский банк Сбербанка РФ

Санкт-Петербургский банк Сбербанка РФ является одним из крупных региональных банков и одним из крупнейших розничных банков. В октябре 1996 г. доля Санкт-Петербургского банка Сбербанка РФ составила 75% от общего количества привлеченных средств на счетах в коммерческих банках Северо-Западного региона.

Исследования, проведенные специалистами этого банка, показали:

- количество потенциальных держателей карточек в регионе - 50-60 тыс. человек

- подавляющее большинство действительных и потенциальных клиентов банка относятся к группе населения с невысокими доходами (до 900 тыс. в месяц);

- существует совокупная потребность населения в овердрафте;

- серьезная клиентская база для выдачи кредитных карточек в регионе отсутствует.

По результатам исследования был сделан вывод о необходимости ориентации именно на категории населения с невысокими доходами, и программа пластиковых карточек банка разрабатывалась с учетом этого обстоятельства.

Альфа-банк

Программы пластиковых карточек, разработанные в Альфа-банке, рассчитаны на различные категории клиентов.

В первую очередь, это крупные и очень крупные частные клиенты, борьбу за которых приходится вести с зарубежными банками.

Обслуживание таких клиентов имеет свои особенности. Например, часть операций российских держателей международных карточек (большая сумма снятия наличных средств и т. д.) может вызвать подозрение у западных банков и отказ в проведении операции. Поэтому набор услуг, предоставляемых Альфа-банком таким клиентам, зачастую шире по сравнению с зарубежными банками - персональное обслуживание, работа со счетом, юридические консультации, банковское обслуживание членов семей клиентов.

Часть клиентов банка принадлежит к среднему классу, и основным аргументом в пользу получения карточки для них является имидж банка, тарифы по обслуживанию карточек, возможность доступа к одному счету по разным карточкам.

Определенная группа клиентов нуждается в карточках как инструменте для перемещения средств на территории СНГ. Для таких клиентов незаменимы российские карточки, когда все расчеты можно вести как в долларах США, так и в рублях, а опасность мошенничества с российскими карточками на несколько порядков ниже, чем с международными.

Отдельную группу составляют работники предприятий. Как показывает практика, в зарплатных проектах нужно очень четко планировать тарифную политику. При среднемесячной заработной плате на предприятии до 300 долларов США клиенты очень редко пользуются карточками для расчетов в магазинах (не считая схем взаимозачетов). В то же время, по мнению начальника департамента пластиковых карточек Альфа-банка Сергея Коломейченко, недопустимо поднимать комиссию за получение наличных в банкоматах выше 0,5%.

Еще один-два года назад большинство банков, реализующих программы пластиковых карточек, получали доход в основном с использования привлеченных средств, а не в виде операционных комиссий. Сейчас доходность банковских активов заметно уменьшилась, а тарифы при работе банков в условиях демпинга снизились практически до себестоимости операций. Таким образом, в результате снижения тарифов проиграли все участники рынка.n

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АССОЦИАЦИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ

“Северо-Западная Ассоциация банковских карт”[1] (СЗАБК) была создана в августе 1995 г. по инициативе пяти банков северо-западного региона России - “Балтийского Банка”, Петербургского Лесопромышленного Банка (оба - г. Санкт-Петербург), “Северного Морского банка”, “Баренцбанка” (оба - г. Мурманск) и “НордвестБанка” (г. Петрозаводск). В июне 1996 г. к Ассоциации присоединился банк “Интермедбанк” (г. Москва). Ассоциация ставит перед собой следующие цели:

- развитие системы региональных электронных платежей;

- координация деятельности членов Ассоциации в области автоматизации банковских операций при создании региональной информационной сети коммерческих банков, связанной с эмиссией и обслуживанием карточек;

- оказание членам Ассоциации методической, правовой, консультативной и иной помощи и поддержки в области проведения электронных платежей;

- защита прав и представление интересов членов Ассоциации в государственных, общественных, международных и других организациях.

Главными задачами при создании Ассоциации были коллективное вступление ее членов в международные платежные системы, содействие банкам-членам Ассоциации в эмиссии международных и российских кредитных и дебетовых карточек, а также организация совместной деятельности банков по развитию сети приема карточек.

В марте 1996 г. “Северо-Западная Ассоциация Банковских Карт” при спонсировании со стороны “Балтийского Банка” была принята в ассоциированные члены Europay International. Таким образом, банки, входящие в СЗАБК, могут выпускать и обслуживать все основные виды международных карточек Europay International с логотипом СЗАБК и размещать на карточках, кроме логотипа СЗАБК, название собственной программы пластиковых карточек банка.

По словам начальника отдела платежных средств Интермедбанка В. Петухова, который представляет интересы Ассоциации в московском регионе, “Интермедбанк” планирует приступить к выпуску карточек в начале 1997 г. Другие банки-члены Ассоциации также готовятся к эмиссии карточек.

Как сообщил В. Петухов, обработка транзакций по карточкам банков-членов ассоциации СЗАБК будет осуществляться через процессинговый центр банка “Балтийского Банка”, который уже с января-февраля 1997 г. перейдет к полномасштабной авторизации карточек системы Europay International. Программное обеспечение RS/2, установленное в процессинговом центре, позволяет банкам обмениваться информацией с центром в пакетном режиме (“оф-лайн”) и режиме удаленного терминала (“он-лайн”). На начальном этапе информационный обмен будет выполняться в пакетном режиме, впоследствии предполагается перейти к использованию режима удаленного терминала.n

ЭМИТЕНТЫ

Российский Кредит

Europay International

Банк “Российский Кредит” стал полноправным членом платежной ассоциации Europay International в июне 1993 г. и в июне 1994 г. приступил к эмиссии карточек Eurocard/MasterCard. До 1996 г. персонализацию карточек банка и процессинг операций по ним выполняла компания “Кардцентр”, но в марте 1996 г., после завершения сертификации в Europay International, процессинговый центр банка “Российский Кредит” принял все эти функции на себя.

Персонализация карточек осуществляется в собственном центре. Все международные карточки EC/MC и большинство карточек Cirrus/Maestro снабжены цветной фотографией держателя карточки.

Для персонализации карточек используются эмбоссеры DataCard 280 Plus, DataCard 220, DataCard 450, принтер ImageCard II Plus, сканеры производства Hewlett-Packard. Оборудование процессингового центра позволяет производить следующие виды работ:

- эмбоссирование пластиковых карточек латинскими и русскими буквами, нанесение служебных знаков, включая специальные символы, используемые при изготовлении карточек EC/MC и Visa (до 1 000 карточек в день);

- индент-печать (нанесение информации методом вдавливания типографской краски в поверхность карточки) латинскими буквами на лицевой стороне карточек Visa Electron (до 1 000 в день);

- индент-печать арабскими цифрами на оборотной стороне карточек EC/MC (до 1 000 карточек в день);

- кодирование 1, 2 и 3 дорожек магнитной полосы карточек (до 1 000 карточек в день);

- нанесение полноцветного изображения, в том числе фотографий (до 200 карточек в день);

- сканирование и редактирование фотографий (до 100 в день).

Развитие сети обслуживания карточек началось в апреле 1996 г. В банке было разработано несколько решений по оборудованию точек приема карточек.

В пунктах обмена валюты устанавливаются персональные компьютеры, снабженные устройством считывания информации с магнитной полосы карточки (автономным либо совмещенным с клавиатурой компьютера) и устройством связи с процессинговым центром (модемом или радиопадом).

В торговых точках размещаются EFTPOS-терминалы BQ-10 компании Bull. Для связи EFTPOS-терминала с процессинговым центром могут использоваться как обычные телефонные линии, так и каналы передачи данных сети X.25, возможно подключение терминалов через радиопад сети “Радиотел”.

В процессе подготовки к расширению торгово-сервисной сети предприятий специалистами “Российского Кредита” совместно с компаниями “Сервис Плюс” и “Пилот” были проведены работы по созданию программного обеспечения для кассовых аппаратов IPC POS IIS[2], а также в содружестве с фирмой “СИНТ”разработано программное обеспечение для кассовых аппаратов ABC.

С июня 1996 г. “Российский Кредит” выпускает карточки Cirrus/Maestro, совмещенные с локальными карточками банка.

Развитие проектов международных пластиковых карточек EC/MC и Cirrus/Maestro банка “Российский Кредит” (ноябрь 1996 г.):

- выпущено более 1 000 карточек EC/MC и более 4 000 карточек Cirrus/Maestro;

- в московских отделениях банка установлено 10 банкоматов фирмы Olivetti, принимающих карточки EC/MC, Cirrus/Maestro и Eurocheque. К концу года планируется довести их число до 20;

- около 40 магазинов и предприятий сферы обслуживания (в основном предприятия торговли и автосервиса) имеют договоры с банком о приеме карточек EC/MC и edc/Maestro.

Visa International

Начиная с 1991 г. банк “Российский Кредит” распространял карточки Visa в рамках агентского соглашения с Инкомбанком. В начале 1996 г. “Российский Кредит” вступил в ассоциацию Visa International на правах полноправного члена, а в октябре 1996 г. банк завершил сертификацию программы эмиссии в системе Visa International и приступил к самостоятельному выпуску карточек Visa Classic, Business, Gold и Electron. Персонализация карточек и авторизация транзакций по ним выполняется в процессинговом центре банка. В ближайшее время планируется подключение банкоматов банка к сети VisaNet и расширение сети предприятий, принимающих к обслуживанию его карточки. К декабрю 1996 г. выдано несколько тысяч карточек Visa и заключено около 20 договоров с предприятиями коммерческой сети.n




Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?