Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Российский рынок дорожных чеков

(Нет голосов)

23.11.1995 Количество просмотров 1069 просмотров

Российский рынок дорожных чеков, развитие которого является предметом внимания экспертов компании "Рекон", претерпел ряд качественных изменений в прошедшем году. Подводя итоги, следует заключить, что бизнес дорожных чеков ведущих мировых эмитентов [Tomas Cook, American Express, Interpayment (VISA)] в последнее время преодолевает тот рубеж, до которого преждевременно было говорить о существовании в России именно единого рынка дорожных чеков в полном смысле этого слова, с такими присущими любому рынку, в том числе банковских услуг, атрибутами, как существенный оборот по операциям, конкуренция и тенденция выравнивания тарифов. По состоянию на конец февраля 1995 г. операциями с дорожными чеками занимаются около 80 российских банков, в числе которых выделились явные лидеры. Прежде всего, это Московский Банк Сбербанка РФ, Кредобанк, Мосбизнесбанк, Внешторгбанк РФ, Межкомбанк, Менатеп, Промстройбанк России, Мостбанк, Инкомбанк. В отличие от ситуации начала 1994 года, когда российские банки работали главным образом с дорожными чеками VISA и American Express, теперь они покупают и продают дорожные чеки практически всех эмитентов, в том числе Еврочеки.

Превышение темпов роста объемов продажи чеков над темпами роста объемов покупок свидетельствует о качественном сдвиге на рынке TCs, обусловенном, во-первых, ростом спроса на данный продукт со стороны состоятельных россиян, совершающих поездки за рубеж, и юридических лиц, направляющих своих сотрудников в командировки. В этой связи, покупка дорожных чеков у прибывающих из-за границы иностранцев перестала быть основным видом деятельности российских банков в сфере бизнеса дорожных чеков. Во-вторых, наблюдается расширение контактов российских банков непосредственно с эмитентами дорожных чеков. В итоге, к концу 1994 года усилилась тенденция к сближению объемов покупок и продаж дорожных чеков российскими банками. Таким образом, в России наблюдается, наконец, возрастающее доверие к принятым в современном цивилизованном мире средствам платежа.

Нельзя не отметить, что серьезная работа банков с дорожными чеками требует квалифицированно подготовленных программ подготовки их персонала, которому необходимы, прежде всего, базовые знания о дорожном чеке, понимание его сущности как платежного инструмента, а также определенные навыки для качественной работы с TCs.

Обращение дорожных чеков на территории Российской Федерации регулируется нормативами Центрального Банка, в частности, касающимися валютного контроля. Выдача и прием дорожных чеков российскими банками от банков-нерезидентов и их представителей допускаются только по специальным разрешениям Банка России, выдаваемым в каждом отдельном случае Главным управлением валютного контроля, как и в случае с наличной валютой. Запрещается начисление в иностранной валюте и выдача в виде дорожных чеков вознаграждений физическим лицам, связанных с их трудовой деятельностью. Однако, в случае отсутствия прямого упоминания о TCs или "иных валютных ценностях" в запретительных актах ЦБ, осуществление платежей с помощью дорожных чеков не может считаться запрещенным. Таким образом, субъекты регулирования получают возможность использования дорожных чеков в качестве средства платежа, т. е. в сфере торговли и услуг.

Преимущества дорожного чека сделали его весьма популярным средством платежа в развитых странах как для банков, так и для их клиентов.

В России бизнес дорожных чеков еще далек от такого размаха, как на Западе, но круг банков , включившихся в операции с TCs, постоянно расширяется.

По имеющейся информации, в настоящий момент у крупнейших мировых эмитентов дорожных чеков - Interpayment и Thomas Cook - находится более 40 заявлений российских банков с предложениями о сотрудничестве. Тем не менее, хотя российский рынок и представляется перспективным для западных эмитентов, они осторожно подходят к вопросу о расширении круга партнеров.

В условиях нестабильности российской банковской системы западным эмитентам удобнее работать с небольшим числом крупных российских банков, которые, в свою очередь, осуществляют экспансию на рынке TCs через другие банки, заключив с ними суб-агентские соглашения. Ведь кто, как не банк, находящийся в лидирующей группе российских коммерческих финансовых структур:

-   способен подобрать талантливых специалистов, обеспечить их подготовку и последующую продолжительную работу в данном направлении;

-   располагает достаточными ресурсами, которые могут быть отвлечены на срок до 4-5 недель на приобретение значительного пакета дорожных чеков (до 400 тысяч долларов США);

-   обладает широкой сетью банков-корреспондентов, которая, в частности, используется для создания соответствующей сети банков-субагентов по реализации дорожных чеков;

-   обеспечит своевременный заказ и поддержание хотя бы минимального объема TCs, необходимого для работы; надлежащий учет, хранение дорожных чеков и соответствующее информирование эмитента; создание и реализацию собственной методики работы как с эмитентами дорожных чеков, так и с банками-субагентами и клиентурой;

-   поиск перспективных рынков и технологий.

Таким  образом,   в  российской  финансовой  сфере  складывается  следующая модель работы.

1.   Достаточно узкая группа из числа крупных, российских банков, располагающих широкой сетью банков-корреспондентов. Для них характерны следующие направления деятельности:

-   работа напрямую с эмитентами,

-   заказ дорожных чеков,

-   наличие широкой сети банков-субагентов и, как следствие, работа на вторичном рынке продаж дорожных чеков,

-   продажа дорожных чеков собственной клиентуре,

-   покупка дорожных чеков через достаточно широкую сеть филиалов и работа на вторичном рынке банков-субагентов,

-   наличие договоров с крупными предприятиями коммерческой сети,

-   клиринг дорчеков через сеть зарубежных банков-корреспондентов (чаще всего, в Нью-Йорке).

2.    Средние банки:

-   приобретение дорожных чеков у российских банков, обладающих статусом principal agent, для последующей их продажи клиентуре,

-   частичная покупка их для тех же целей напрямую у эмитента,

-   продажа дорожных чеков собственной клиентуре как из числа физических лиц, так и представителей юридических лиц,

-   скупка дорчеков через сеть обменных пунктов и филиалов,

-   клиринг дорчеков через сеть зарубежных банков-корреспондентов (чаще всего в Нью-Йорке), а также через российские банки, работающие на вторичном рынке покупки TCs.

3.   Мелкие банки. В основном:

- скупка дорожных чеков с последующим клирингом через российские банки, работающие на вторичном рынке покупки дорчеков,

- гораздо    реже    -    самостоятельный    клиринг    через    зарубежные    банки-корреспонденты, - приобретение   дорожных   чеков   для   продажи   собственной   клиентуре   на вторичном рынке дорчеков у российских банков-principal agent,

- продажа дорчеков собственной клиентуре.

К интересным фактам, отмеченным в 1994 году - начале 1995 года, относятся шаги, предпринимаемые со стороны отдельных мировых эмитентов TCs, по непосредственному снабжению дорчеками в ряде случаев напрямую не только банков-principal agent, но и средних и даже мелких банков. Однозначный вывод по поводу данных действий эмитентов пока еще не сделан, однако, как предположение, данные российские банки находятся в стратегически интересных для эмитентов регионах, и последние стремятся создать там собственные позиции, осмысленно идя на некоммерческую основу работы, но делая TCs более привлекательными для банков второй и третьей групп, выводя их со вторичного рынка продаж.

Конечно, несмотря на то, что российский рынок дорожных чеков в целом оформился, рано пока еще говорить о жесткой конкуренции на рынке данных услуг. Высокий уровень инфляции, на фоне которой, по сути дела, сформировалась российская банковская система, во многом сковывает инициативу банков по расширению сфер деятельности, затрудняет их инвестиционную активность. В складывающихся условиях банки стремились получать прибыль, не развивая сферы потребительских услуг, ориентируясь на доходы от спекулятивной деятельности. Мировые же тенденции последних десятилетий свидетельствует совершенно об обратном.

Характерным примером высококвалифицированнной работы с клиентами является относительно новая услуга, которую предлагает потребителям чеков TSB Bank (Великобритания). Постоянные клиенты банка - потребители TCs могут заказать чеки, направив в банк заполненной предлагаемую форму заказа. В дальнейшем доставку чека уже на следующий день и его оформление берет на себя банк. Продажа чеков ведется как за наличные, так и по безналичному расчету, включая карточки VISA и MasterCard. Клиент может также выбрать необходимую и удобную для него деноминацию чеков.

Данный проект достаточно интересен и заслуживает того, чтобы быть проанализированным.

Во-первых, проект оригинален уже тем,  что выглядит привлекательным для потребителя данного сервиса. За обслуживание установлена фиксированная плата £4,25, которая не так уж велика (0,85% от суммы заказанных дорожных чеков при заказе на £500 и 0,425% - на £1,000) и находится на уровне оплаты "средней" поездки на такси по Лондону. Во-вторых, сервис достаточно удобен для клиента, так как потребитель сам выбирает удобное время доставки TCs, покрывающее практически весь день - с 9.00 до 22.00. В-третьих, несмотря на относительное благополучие Англии в отношении криминогенной обстановки вокруг банков, тем не менее, верхняя граница заказа установлена на уровне £2,000.

Конечно, пока рано говорить о существовании в России банковского сервиса такого уровня, хотя, бесспорно, тенденции потребительской ориентации банков рано или поздно коснутся России. Российские банки уже ощущают, что во многом их будущий успех зависит от качественного развития сервиса, от борьбы за потребителя. К тому же, диверсификация потребительских услуг в деятельности банка является традиционным средством усиления влияния на рынок в условиях его нестабильности.

Нельзя не отметить, что на формирование российского рынка TCs оказывают влияние общемировые тенденции в развитии этого вида банковского бизнеса, оцениваемые экспертами неоднозначно.

Мировой рынок дорожных чеков, на который не может не влиять конкуренция со стороны пластиковых карт, характеризуется изменением региональной структуры потребления данного продукта, усилением конкуренции, имеющей особую специфику в данной отрасли. В ряде развитых стран заметно некоторое снижение активности на рынке TCs. Вместе с тем, перспективы в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, а также в России оцениваются западными экспертами довольно высоко. Все эти факторы влияют на политику ведущих эмитентов TCs. В то же время, отчетливо проявляется тенденция к концентрации капитала в бизнесе дорожных чеков, к стремлению эмитентов достичь партнерства друг с другом для решения стратегических задач, что, в частности, проявилось в сделке по приобретению консорциумом Thomas Cook ведущего эмитента дорожных чеков VISA Interpayment Services Ltd. С учетом этого слияния доли основных эмитентов на мировом рынке TCs примерно составляют: American Express - 44%; Thomas Cook/Interpayment Services Ltd. - 30%; Citicorp - 12%; прочие эмитенты - 14%. Точные статистические данные о распределении мирового рынка TCs в 1994 г. между этими эмитентами появятся в специализированных изданиях к середине 1995 года. Впрочем, следует отметить, что указанная сделка не означает прекращения деятельности Interpayment, в том числе на российском рынке. Interpayment по-прежнему отвечает по ранее заключенным соглашениям, подписывает новые договора.

Произошедшее в августе 1994 г. объединение Interpayment и Thomas Cook позволит обеим фирмам не только сохранить свои позиции в бизнесе TCs в развитых странах, но и усилить экспансию на перспективных рынках других стран. В документах, относящихся к сделке Thomas Cook - Interpayment, прямо указывается, что одна из основных причин слияния заключается в возможности расширения сети обслуживания владельцев TCs, служб возмещения и иных инфраструктур.

Возвращаясь к ситуации на российском рынке TCs, следует также уделить внимание двум проблемам, от решения которых во многом зависит климат в бизнесе дорчеков.

Во-первых, проблема пресечения мошенничества по операциям с дорожными чеками. Абсолютно верно поступает ассоциация VISA, периодически печатая в своих бюллетенях "VISA quarter report" не только сообщения об изъятиях фальшивых чеков и аресте мошенников, но и сообщения о денежных премиях сотрудникам банков, предприятий коммерческой сети и т.д., благодаря которым потери были предотвращены.

Руководству банков и их подразделений, работающих с дорожными чеками, на наш взгляд, было бы целесообразно продумать систему вознаграждений сотрудников, изъявших подделки и разоблачивших мошенничество.

Во-вторых, проблема квалифицированного применения рекламы для решения общих стратегических целей участников бизнеса дорожных чеков. До сих пор рекламные установки российских банков сильно отличаются от того, что предпринималось в целях расширения этого бизнеса на Западе. В России центральным объектом рекламы являются конкретные банки, в то время как особенно важна вообще пропаганда новейших платежных инструментов, принимаемых в России.

Мы осветили далеко не все вопросы, с которыми сталкиваются российские банки, приобщаясь к достаточно новой и развивающейся в России сфере банковских услуг. Внезапно возникающие сложности одновременно с рядом положительных сдвигов - таковы сегодня реалии российского чекового рынка. Дальнейшие результаты тщательного анализа будут опубликованы в ближайших номерах бюллетеня.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… предоплаченные платежные карты возникли как платежный инструмент в середине 1990-х гг., и первыми из них были карты Electronic Benefits Transfer (EBT) в США, на которые заменили ранее выдаваемые нуждающимся бумажные продовольственные сертификаты?