Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Вокруг выбора стратегии

(Нет голосов)

23.11.1995 Количество просмотров 1183 просмотра

данной статье мы могли бы уделить значительное внимание историческому экскурсу процесса прихода пласти­ковых карт в Россию. Однако, на взгляд редакции, эта тема уже нашла свое освещение в российской периодике и монографиях, хотя у редакции имеется достаточно оригинальный взгляд на причины и сам процесс вступления российских банков в международные платежные системы, эмиссию средств доступа к счету, работу с сетью ассоциированных предприятий торговли и услуг в нашей стране.

История развития пластиковых карт в России в значительной степени повторяет путь, пройденный отечественной банковской систе­мой в целом. И сейчас мы подошли к тому рубежу, когда практически любой мало-мальски стабильно работающий банк рассматривает возможности эмиссии или, по крайней мере, распространения карт существующих платеж­ных систем (как международных, так и российских), или даже создания своей собственной.

Цели, которые ставит перед собой банк, планируя участие в одном или нескольких карточных проектах, естественны и понятны. Это, прежде всего, прорыв на рынок привлечения средств частных лиц, обслужи­вание коммерческой сети и, в перспективе, выход на многочисленные операции малого объема.

Вместе с тем, у банков отсутствует тот запас времени, которым обладали лидеры отечест­венного карточного бизнеса, имея возможность отработать технологию операций, смодели­ровать создаваемые системы и провести тщательный отбор бизнес-партнеров. В склады­вающейся ситуации в значительной степени возрастает роль и значение подготовительного периода, на который, как правило, и приходится выбор стратегии.

Стратегия в области карточных проектов, как мы ее понимаем, охватывает прежде всего подготовку достаточно крупных процессов, которые будут инициированы при реализации банковской программы, их планирование и реализацию. Поэтому получить ответы на

основные вопросы, которые возникают у банка на данном этапе, можно лишь проведя достаточно серьезное и качественное иссле­дование. Причем банк должен быть морально готов к ситуации, когда результатом данного исследования может оказаться или ответ негативный, или такой, который не совсем устроит его руководство.

Тем не менее, необходимо определиться, что именно прельщает банк — подтверждение своих намерений или объективное исследова­ние и конкретный план действий.

Анализ будет объективным при выполнении, как минимум, двух требований. Первое — банку удастся найти независимую консульта­ционную компанию, которая не заинтересована в бездумном тиражировании однажды реализо­ванного проекта. Второе — банк достаточно корректно, но, вместе с тем, полно и одно­значно сформулирует цели и задачи проекта.

На российском рынке в настоящее время активно работают как иностранные, так и отечественные консультационные компании, у которых есть свои плюсы и минусы. Западные, да и российские эксперты, как правило, несмотря на любые заверения и рекламу, работают на одного или нескольких постав­щиков, и уже изначально сориентированы на предложение конкретных программных и аппаратных средств.

Тем не менее, среди российских фирм можно найти действительно независимые структуры. При этом желательно, чтобы выбранная банком консультационная компания имела опыт реализации нескольких проектов совместно с западными фирмами, и на собственном опыте познакомилась с зарубежными поставщиками.

В данном случае ваши консультанты будут обладать не только практикой непосред­ственной имплементации проектов, но и иметь достаточно подробное представление о реаль­ных (а не рекламных) возможностях предлагаемых на рынке программ. Они также будут владеть информацией о ценовой политике поставщиков и их дилеров, смогут оценить уровень предлагаемого менеджмента и сервиса.

Еще одним доводом в пользу отечественных консультантов являются известные нам факты, когда компании с мировым именем, предлага­ющие свои услуги на российском рынке, практически полностью передают полученный ими заказ на проведение исследований отечественным экспертам.

Следующий вопрос, на который необходимо получить ответ — на членство в какой между­народной и/или национальной системе целесообразно сориентироваться банку. Проблема исключительно острая, так как банк в случае необходимости не сможет безболез­ненно для себя, и в первую очередь, для собственного престижа, свернуть существу­ющую карточную программу. Изъятие между­народных или национальных карт невозможно осуществить без утечки данной информации в СМИ или осведомленности о ней конкурентов. Возможный итог нетрудно предсказать — отток клиентуры в другие банки, серьезный ущерб для репутации банка, и, как следствие, для его финансового состояния.

В целом, на выбор членства в международной или российской платежной системе окажет влияние ориентация клиентуры на то или иное платежное средство.

Для банка также очень острым окажется вопрос о выборе уровня членства в системе, каждый из которых — полное членство в платежной системе; частичное членство, подразумевающее ассоциированное вхождение в систему или возможность реализации отдельных программ, а также агентское распространение карт других банков — решает вполне определенные цели на конкретном этапе карточной программы.

Здесь также напрашивается достаточно интересный вывод: несмотря на фактическую "пилотность" всех российских проектов, время для создания собственных локальных систем уже ушло. А в случае реализации программы

Национальной Системы Пластиковых Карт России жизнеспособными окажутся лишь те из отечественных систем, которым удастся логич­но вписаться в стандарты сети ассоцииро­ванных предприятий торговли и услуг.

В этом плане своевременными представля­ются те комплексы работ, к осуществлению которых приступили рабочие группы, созданные при Ассоциации российских банков и Центральном банке РФ. Распределение обязанностей между ними, скорее всего, будет следующим. Рабочая группа при АРБ выдвигает концепцию проекта, участвует в разработке стандартов, осуществляет независимые эксперт­ные оценки и готовит рекомендации. Рабочая группа при ЦБ России берет на себя исполнительные и контрольные функции за реализацией всего проекта. Только подобный баланс сил позволит создать Национальную Систему Пластиковых Карт, которая будет отвечать интересам России, а не отдельных личностей, конкретных фирм-поставщиков и банков-эмитентов.

И, наконец, самый главный вопрос — кто будет реализовывать данный проект. Безуслов­но, это должен быть специалист, который уже имел практический опыт реализации карточной программы. Причем необходимо, чтобы данный сотрудник банка с самого начала имел достаточ­ный статус и права, которые позволяли бы ему решать многие вопросы самостоятельно. Жела­тельно, чтобы он прошел несколько стажировок в зарубежных банках, обладающих значитель­ным опытом и позициями в карточном бизнесе.

Подводя итог, можно признать, что банку необходим талантливый идеолог, способный собрать вокруг себя команду единомыш­ленников. И опять в банковском сообществе звучит старый и проверенный лозунг: "Кадры решают все!"


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… за тысячи лет до нашей эры и вплоть до XX века на одном из островов существовал «монетный двор»: местные жители бросали в воду листья кокосовой пальмы и подбирали их после того, как те покрывались ракушками.