Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

В сетях банкоматов

(Нет голосов)

23.11.1995 Количество просмотров 1244 просмотра

Последние два года ознаменовали новый этап в раз­витии сетей банкоматов в России. Сейчас уже можно говорить об экспансии банкоматов на российский рынок, которая приобрела устойчивые формы. Если еще три года назад банкоматы в России были ред­костью и установку их в ограниченном количестве могли позволить себе лишь крупные банки, то теперь картина изменилась. В этот процесс в той или иной степени оказались вовлечены не менее полусотни российских банков.

Выработка стратегии использования устройств самообслуживания находится под влиянием ряда фак­торов:

• этапа развития, на котором находится про­грамма пластиковых карточек в момент принятия ре­шения о целесообразности установки банкоматов;

• формы участия банка в платежной системе (обслуживающий банк; совмещение функций эмитен­та и обслуживающего банка; эмиссия, обслуживание и самостоятельное ведение процессинга);

• вхождения банка в какую-либо из существую­щих российских платежных систем, наличия собствен­ной локальной системы, обслуживания международ­ных карточек или сочетания всех этих видов деятель­ности;

• уровня информированности лиц, вырабатыва­ющих и принимающих решения.

Кроме того, выбранная стратегия в известной сте­пени будет зависеть от того, каких взглядов на фун­кционирование сети банкоматов придерживается руководство

Здесь можно выделить три различных подхода В каждом из них получение прибыли является первосте­пенной задачей, но источники, механизмы и сроки будут несколько различаться. Следует заметить, од­нако, что на практике ни один из подходов не встре­чается в чистом виде, поэтому имеет смысл говорить лишь о преобладании того или иного направления в общей стратегии банка.

1. Создание сети банкоматов и управление ею осуществляется в рамках программы крат­косрочного инвестирования. Задача сводится к достижению определенного (фиксированно­го) уровня прибыли непосредственно от ис­пользования банкоматов при минимальном сроке окупаемости (рис. 1).

В настоящий момент это наиболее распространен­ный подход, имеющий вполне реальное обоснование.

Хотя в той или иной мере в бизнес пластиковых карточек оказалось вовлеченным большое количест­во банков, их проекты находятся на различных стадиях

Прибыль

ток Время,   лет

Пср —  планируемый уровень прибыли; Ток — срок окупаемости

Следовательно, во многих случаях собствен­но от программ пластиковых карточек не приходится ожидать реальных прибылей в короткие сроки. Речь идет скорее о дополнительных капиталовложениях — в эмиссию карточек, установку POS-терминалов, импринтеров, обучение персонала и т. д. Однако если выпуск, например, тысячи карточек с магнитной поло­сой обойдется банку в сумму порядка I000 долларов США (и эта сумма, скорее всего, будет возвращена из средств, взимаемых с клиентов за выдачу и ежегод­ное обслуживание карточки), то покупка собствен­ного банкомата и соответствующего программного обеспечения выльется в более значительную сумму — не менее 25-30 тыс. долларов США. Для многих бан­ков изъятие таких сумм из оборота на длительный срок может оказаться непосильной ношей, поэтому задача скорейшей окупаемости выдвигается на пере­дний план.

Банки, избравшие такой путь развития, обладают рядом характерных признаков, среди которых:

• наличие среди юридических лиц—клиентов банка одного или нескольких крупных предприятий;

•     эмиссия собственных зарплатных карточек;

банкоматы рассчитаны на обслуживание толь­ко сотрудников предприятия (в крайнем случае, кли­ентов банка), и банк осуществляет самостоятельный процессинг банкоматах транзакций;

• комиссионные при снятии наличных с сотруд­ников предприятий не взимаются;

•    количество банкоматов в сети невелико;

• предпочтение отдается недорогим моделям банкоматов для выдачи наличных, предназначенным для установки в помещениях.

Появление всех этих черт имеет под собой вполне реальную основу.

I. Наличие среди юридических лиц—клиентов банка одного или нескольких крупных предприятий со значительным количеством сотрудников.

Установка банкоматов для выдачи зарплаты со­трудникам предприятия автоматически гарантирует банку осуществление определенного числа транзак­ций на заранее известную сумму и соотвествующее вознаграждение. При этом банк заключает с пред­приятием договор на установку банкомата и обслу­живание карточек, условия которого, как правило, оговаривают взимание процентов за обслуживание заранее, до реального снятия средств со счета клиен­та. Таким образом, в части получения платы за обслу­живание банку безразлично, когда и в каком объеме сотрудник предприятия будет снимать наличные, по­скольку банк уже продебетовал счет предприятия на всю сумму комиссионных.

2.   Эмиссия банком собственных карточек.

Поскольку банк заинтересован, чтобы снятие средств со счета происходило именно в его банкомате, отсюда логически вытекает необходимость эмиссии соб­ственных карточек для сотрудников предприятия.

3. Банк осуществляет самостоятельный процессинг банкоматных транзакций.

В данном случав все транзакции поступают от устройств банка и являются транзакциями клиентов банка — следовательно, процессинг здесь несложен, и банк может справиться самостоятельно, без при­влечения процессинговой компании.

4. Комиссионные при снятии наличных с сотруд­ников предприятий не взимаются. Это прямо следует из п. 1.

5. Количество банкоматов в сети невелико и за­висит от числа предприятий, имеющих счета в банке и желающих установить у себя банкоматы. Обыкно­венно устанавливается по одному банкомату на пред­приятии или даже один общий на несколько близле­жащих предприятий.

6. Предпочтение отдается недорогим моделям банкоматов для выдачи наличных, предназначенным для установки в помещениях.

Банкоматы, устанавливаемые на предприятиях, предназначены именно для выдачи наличных (зарпла­ты). В таком случае банкам нет никакой необходимос­ти приобретать полнофункциональные банкоматы с депозитарием, различными принтерами для печати документов и пр. Как правило1, банки ограничивают­ся установкой достаточно дешевой модели банкома­та в минимальной конфигурации для выдачи наличных. При этом приобретаются банкоматы одной и той же модели или схожие между собой (например, CD6300 OLIVETTI и BQ1410 BULL, производимые на одном и том же заводе и аналогичные друг другу). Такой под­ход облегчает управление сетью банкоматов, осу­ществление техобслуживания, гарантирует взаимоза­меняемость модулей и т. д.

2. Сеть банкоматов рассматривается как расширение возможностей сервисного обслу­живания клиентов. Этот подход имеет основ­ной целью увеличение клиентской базы физи­ческих лиц (привлечение новых клиентов с сохранением прежних). Основным источником прибыли являются не комиссионные за обслу­живание в сети устройств, а привлеченные средства физических лиц, хранящиеся на сче­тах в банке-эмитенте.

1 Из этого правила есть и исключения, как показано ниже.

Подобный подход распространен среди мелких и средних банков с несколькими отделениями (филиала­ми), ориентирующихся на работу с физическими лица­ми и не имеющих (или имеющих в недостаточном количестве) счета крупных предприятий (клиентов из числа юридических лиц).

Здесь возможны два варианта:

2а. Банк не является членом национальных и меж­дународных платежных систем. В этом случае процес­синг транзакций по своим карточкам он осуществляет самостоятельно и установленные банкоматы рассчи­таны лишь на клиентов банка.

26. Банк является членом национальных и/или международных платежных систем, эмитирует российские и/или международные карточки. В этом случае, как правило, обработку транзакций по своим карточ­кам он поручает процессинговой компании и установ­ленные банкоматы рассчитаны на клиентов банков-членов платежных систем.

Отличительные черты такого подхода:

•    при снятии наличных взимается комиссия;

• количество банкоматов банка в сети невели­ко;

• предпочтение отдается недорогим моделям банкоматов для выдачи наличных, предназначенным для установки в помещениях.

Схема 2а напоминает вариант с размещением банкоматов на предприятиях, с той лишь разницей, что комиссионные берутся с клиента не заранее, а во время транзакции.

В схемах 2а и 26 пик транзакций приходится на конец недели (пятница, суббота) и понедельник.

В схеме 1 (особенно если банкоматы предназначе­ны только для сотрудников предприятия) пик числа транзакций (соответственно, сумм транзакций) прихо­дится на первые дни после перечисления зарплаты на счета сотрудников, т. е. 2 раза в месяц по 2-3 дня (наиболее отчетливо это явление прослеживается в первые месяцы после установки банкомата). При этом снимается большая часть находящейся на счету сум­мы. Таким образом, банк, хотя и не пострадает в час­ти комиссионных за обслуживание, понесет опреде­ленные потери от уменьшения суммы свободно исполь­зуемых средств. Впрочем, по прошествии некоторого времени пики сглаживаются, и распределение остат­ков по счетам выглядит, как показано на рис. 2. Кроме того, банк может стимулировать клиентов к постепен­ному снятию средств со счета, применяя различные схемы поощрения (начисление процентов на остатки, перечисление части средств с согласия сотрудника на пополняемый депозитный счет с возможностью снятия процентов и т. д.). При правильной политике, график количества транзакций будет принимать форму, харак­терную для отделений банка (снятие небольших сумм наличных средств 2-3 раза в неделю).

3. Развитие широкой сети устройств само­обслуживания (банкоматов) рассматривается как ключевой элемент стратегии банка. При этом банк может позволить себе долгосрочное инвестирование в данный проект.

В качестве основных источников прибыли рассматриваются комиссионные за обслужи­вание в банкоматах держателей карточек, за выдачу карточек, а также привлеченные сред­ства физических и юридических лиц.

 

Этот вариант не получил широкого распростра­нения в России, поскольку рассчитан на крупные (и очень крупные) банки.

Отличительные черты:

• членство банка в российской и международ­ных платежных системах, предусматривающее эмис­сию и обслуживание соответствующих карточек;

• участие банка в создании специализирован­ной процессинговой компании (в том числе и для уп­равления сетью банкоматов);

•    при снятии наличных взимаются комиссионные;

•    количество банкоматов в сети значительно;

• банкоматы размещаются в местах, наиболее часто посещаемых клиентами, • том числе на улицах;

• банк может выполнять функции расчетного банка системы.

Сети устройств самообслуживания, создаваемые банками в рамках каждого из трех подходов, будут относиться к одному из описанных ниже типов.

Типы сетей банкоматов

На сегодняшний день в России существует несколь­ко типов сетей устройств самообслуживания:

1.   внутрибанковские (локальные) сети',

2.   межбанковские сети;

3. межбанковски-межсистемные (комбинирован­ные) сети.

Основные признаки каждого из типов

Внутрибанковские (локальные) сети. Локаль­ные сети обыкновенно состоят из ограниченного числа (1-6) банкоматов, подключенных к банковскому процессинговому центру. Предназначены исключительно для обслуживания клиентов банка по внутренним банковс­ким карточкам. Банк самостоятельно выполняет функ­ции эмиссии, обслуживания и процессинга.

Локальные сети являются собственностью, как правило, средних банков. Эти банки достаточно серьезно относятся к развитию собственных программ пластико­вых карточек, инвестируя значительные средства в со­здание и поддержку сетей устройств самообслужива­ния. Доля банкоматов в локальных сетях не превышает 30% от общего числа имеющихся в России банкоматов.

 

Большинство банкоматов в России интегрированы в межбанковские и комбинированные сети.

Под межбанковской сетью мы будем понимать систему устройств, обслуживающих клиентов различ­ных банков—членов одной и той же российской пла­тежной системы. Сеть STB-Card, например, — это совокупность банкоматов Столичного банка сбере­жений, Мосводоканалбанка, Московского Сбербан­ка, Эффекткредита и др., обслуживающих клиентов банков—членов STB-Card.

 

Комбинированная (межбанковско-межсистемная) сеть состоит из устройств, обслуживающих клиентов банков—членов различных российских платеж­ных систем, одновременно являющихся членами одной и той же международной платежной системы.

 

В мире существуют и межсистемные сети, благодаря которым возможно объединение участников транзакции (банков-эмитентов, обслуживающих банков, процессинговых компаний, оконечных устройств, предприятий тор­говой сети) в единые логические схемы.

Все перечисленные выше схемы заслуживают вни­мания, но наиболее прибыльной из них (и устойчиво прибыльной в течение длительного срока), безуслов­но, станет схема 3. Однако в ней есть некоторые ограничения роста (количества банкоматов в систе­ме, количества держателей карточек и пр.), которые могут быть преодолены с помощью единой межсис­темной сети банкоматов.

Концепция межсистемной сети банкоматов

Предпосылки создания межсистемной сети банкоматов

На сегодняшний день значительная часть банков является членом одной или нескольких платежных систем (российской ли, международной ли — в данном случае не играет роли). Платежные системы и отдель­ные банки располагают сетями банкоматов для об­служивания держателей карточек, но число общедос­тупных банкоматов в каждой взятой в отдельности платежной системе (тем более — в банке) в настоя­щий момент невелико.

Одной из предпосылок стабильного финансового положения любого банка является устойчивый харак­тер операций2, проводимых его клиентами (как физи­ческими, так и юридическими лицами) со своими сче­тами. Применительно к банку, реализующему про­грамму пластиковых карточек, это условие можно сформулировать следующим образом.

Если банк имеет счета предприятий торговой сети—участников платежной системы и физических лиц—держателей карточек, то все средства, списыва­емые со счетов держателей карточек и поступающие на счета предприятий торговой сети, будут переме­щаться в рамках одного банка. Таким образом, сумма средств в распоряжении банка будет постоянной. Поэтому банк всеми силами должен стремиться к развитию системы безналичных платежей.

Казалось бы, создание сети банкоматов в рамках программы пластиковых карточек противоречит вы­шесказанному, поскольку большая часть операций в банкомате — получение наличных и, стало быть, изъ­ятие средств из оборота банка. Тем не менее, банко­маты — наиболее удобный и наглядный способ при­учить держателя карточки к регулярному пользова­нию ею (сначала в банкоматах, а затем, по мере расширения сети предприятий, принимающих карточ­ки, — и для безналичных расчетов). Под регулярным использованием карточки в банкомате мы будем под­разумевать частое (не реже 1-2 раз в неделю) снятие

небольших сумм. Если это условие выполняется, банк получает в свое распоряжение значительные суммы остатков на счете в период между снятиями плюс комиссионные за обслуживание. Именно на приуче­ние пользователя к частому получению небольших сумм в банкоматах и рассчитаны дневные лимиты снятия наличных, устанавливаемые большинством банков.

Здесь есть одно "но". Если обратить внимание на размещение банкоматов, например, на территории Москвы3, можно заметить, что они расположены край­не неравномерно. Большинство общедоступных ус­тройств сосредоточено в центральной части города в отделениях банков, что накладывает временные огра­ничения на пользование банкоматами.

Таким образом, при получении наличных средств (а именно для этой цели в настоящее время использу­ются банкоматы) держателю карточки придется стол­кнуться с некоторыми затруднениями. Обойти эти затруднения и снять необходимую сумму в первом же банкомате клиент сможет лишь получив с полдюжины карточек различных платежных систем и запомнив некоторое количество PIN-кодов, предварительно открыв соответствующее количество счетов в банках. Это крайне неудобно и не располагает к регулярному использованию карточек в банкоматах для снятия небольших сумм.

Итак, для создания работоспособной межсистем­ной сети имеется ряд предпосылок.

/. Наличие нескольких сетей банкоматов, обслу­живающих карточки различных платежных систем.

2. Незначительное число общедоступных банко­матов в рамках каждой из локальных, межбанковских и комбинированных сетей.

3. Неравномерное распределение общедоступ­ных банкоматов.

4. Ограниченные возможности наращивания ло­кальных, межбанковских и комбинированных сетей.

5. Использование одних и тех же стандартов и спецификаций при построении платежных систем.

Межсистемная сеть предназначена для обслу­живания держателей карточек различных платежных систем в одних и тех же устройствах (в частности, банкоматах). Обслуживание может быть организова­но через единый процессинговый центр, осуществля­ющий функции захвата и маршрутизации транзакций.

Участники схемы межсистемной сети, процессинго­вый центр сети (ПЦ), расчетный банк сети (РБС), процессинговые компании российских платежных систем (ПК), расчетные банки российских платежных систем (РБ), банки-эмитенты (БЭ1, БЭ2), обслуживающие банки (ОБ1, ОБ2), банкоматы (Б), держатели карточек.

Потенциальные преимущества для всех участни­ков схемы.

Участие в межсистемной сети дает преимущества всем сторонам.

'Регулярное поступление средств на счет и регулярное же расходование небольших сумм со счета.

' Имеются в виду общедоступные банкоматы.

Обслуживающие банки. Присоединившись к од­ной из платежных систем и став членами межсистем­ной сети, эти банки получают право обслуживания в своих устройствах держателей карточек всех осталь­ных платежных систем, что дает им ряд преимуществ, в частности:

• экономию средств на создании, эксплуатации и расширении собственных сетей устройств самооб­служивания;

• экономию средств на вступительных и текущих взносах в другую платежную систему;

• отсутствие необходимости открывать коррес­пондентские счета в расчетных банках различных платежных систем;

• ускорение оборота средств, закладываемых в банкоматы, благодаря увеличению потока транзак­ций;

• увеличение объема комиссионных вознаграж­дений за обслуживание.

Банки-эмитенты. Вступив в межсистемную сеть, банки-эмитенты предоставляют своим клиентам ши­рокие возможности использования карточек для сня­тия наличных в любом устройстве межсистемной сети. При этом следует ожидать увеличения объемов ко­миссионного вознаграждения, получаемого эмитен­тами от обслуживающих банков. Таким образом, благодаря повышению уровня сервисного обслужи­вания возрастет и количество клиентов.

При этом банку-эмитенту, как и обслуживающему банку, нет необходимости вступать в другие платеж­ные системы (открывать/орсчета в расчетных банках этих платежных систем, платить вступительные и теку­щие взносы и т. д.).

Перед банками, только предполагающими созда­вать сети устройств самообслуживания и уже реали­зующими свои проекты пластиковых карточек, рано или поздно встанет проблема выбора пути развития.

Первый возможный путь — экстенсивное разви­тие сетей банкоматов. По мнению экспертов компа­нии "Рекон", этот путь ведет в тупик. Локальные, меж­банковские и комбинированные сети имеют огра­ниченные возможности наращивания, которые очень быстро будут исчерпаны.

Второй путь — интенсификация использования уже существующих банкоматных сетей. Чем боль­ше типов карточек может принимать банкомат, тем выше шансы увеличить количество транзакций через него и, следовательно, — ускорить оборот наличных средств, закладываемых в банкомат, увеличить объ­ем комиссионного вознаграждения банков—участни­ков системы, процессинговых компаний. В конечном итоге повысится уровень обслуживания держателей карточек.

Таким образом, решение задачи нам видится не в неограниченном наращивании сетей, а в рациональ­ном использовании уже существующих мощностей в рамках единой сети.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Китае в XXV веке до н.э., наряду с бартером, начинают развиваться денежные отношения? Роль "посредничающего" товара, который можно свободно обменять на любой другой, играют в основном ракушки каури, добываемые на близлежащих островах в Тихом океане. Со временем каури становятся основным платежным средством во всем Китае.