Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Российский рынок внутренних карточек

(Голосов: 2, Рейтинг: 3)

24.11.1994 Количество просмотров 1090 просмотров

В предыдущем информационно-аналитическом выпуске, касающемся состояния и перспектив российского рынка внутренних пластиковых карточек, подготовленном фирмой РЕКОН в июне с.г., указывалось на противоречивые тенденции развития данного сектора услуг и на основании количественного и качественного анализа деятельности ведущих эмитентов этих современных средств расчетов был сделан вывод о том, что в стране формируется несколько внутренних платежных систем, конкуренция между которыми обостряется.

Последние события на российском рынке внутренних пластиковых карточек подтвердили правильность и актуальность сделанных компанией выводов, которые, как представляется, имеют практический интерес для всех участников этого нового и вместе с тем перспективного рынка в России.

Эксперты оценивают общую емкость рынка пластиковых карточек в России и других странах СНГ на середину 1994 г. в 3,5 млн. физических лиц и более 20 тысяч юридических лиц, принадлежащих к различным формам собственности. Однако в настоящее время, несмотря на предпринимаемые ведущими эмитентами усилия, круг фактических пользователей внутренних российских карточек по-прежнему крайне узок и не превышает 100 тысяч индивидуальных клиентов и представителей юридических лиц.

Наряду с причинами, сдерживающими развитие рынка пластиковых

карточек (см. выпуск №1), на состояние этой сферы финансовых услуг все

более негативное влияние начинают оказывать следующие факторы:

-  отсутствие четкой общенациональной нормативной базы, регулирующей

эмиссию   и   рынок   пластиковых   средств   платежа   [кроме   положения

Центрального Банка России (конец 1993 г.), запрещающего небанковским

структурам    эмиссию    пластиковых    карточек,    других    нормативных

документов   по   этим   вопросам   практически   не   принималось.   Однако

Центробанк,  по -видимому,  попытается  исправить  в ближайшее  время

такое   положение.   Об  этом,   в  частности,   свидетельствует   направление

Банком   в   первой   половине   августа   с.г.   в   адрес   401   российской   и

иностранной   компании   требований   прекратить   расчеты   с   помощью карточек в принадлежащих этим фирмам предприятиях торговли и услуг в связи с непредоставлением этими структурами контролирующим органам соответствующих ежеквартальных отчетов по операциям с пластиковыми карточками];

-  слабое взаимодействие существующих платежных систем и ведущих эмитентов пластиковых карточек с государственными органами по вопросам регулирования "карточного" бизнеса;

-  сохраняющаяся неопределенность относительно дальнейшего технологического развития пластиковых средств платежа (принципиальный вопрос о том, останется ли единственной на российском рынке технология карт с магнитной полосой или она будет существовать параллельно с чиповыми карточками, вряд ли будет разрешен в ближайшее время);

-  отсутствие серьезных совместных усилий со стороны платежных систем и ведущих эмитентов пластиковых карточек по созданию и реализации телекоммуникационных проектов для решения проблем межбанковских расчетов, прежде всего в системе "банк - процессинговая компания -торговое предприятие";

-  слабое взаимодействие российских платежных систем с международными платежными системами с целью адаптации российских внутренних пластиковых карточек к существующим международным стандартам;

-    реализация проектов внедрения пластиковых карточек некоторыми банками, особенно в регионах России, без должной информационной и консультативной поддержки и надлежащего технико-экономического обоснования. Зачастую выбор банками той или иной платежной системы или технической ориентации (на карты с магнитной полосой или с чипом) является недостаточно обоснованным или даже случайным, что в конечном итоге приводит к срывам программ. Практически ни один российский банк не реализовал свою собственную программу по выпуску внутренней пластиковой карточки в намечавшиеся сроки.

Таким образом, несмотря на объективные предпосылки для активного развития рынка пластиковых карт в России, существенных сдвигов в этой области пока не произошло.

В той или иной степени в работу с пластиковыми карточками вовлечены более 300 банков и их филиалов (в стране насчитывается свыше 2000 коммерческих банков, а с учетом сети филиалов Сбербанка России и Агропромбанка общее число банковских учреждений достигает почти 35 тысяч). Крупные эмитенты российских внутренних карточек, обладая совокупными техническими возможностями осуществлять эмиссию более 0,5 млн. карточек в месяц, фактически распространяют лишь несколько тысяч карточек.

Ведущие эмитенты внутренних пластиковых карт в России: А. Платежные системы:

1. АО STB Card - сохраняет лидирующие позиции на рынке. Стратегия STB рассчитана на завоевания российского рынка рублевых карточек и превращение STB - Card в перспективе не только в широко распространенную, но практически универсальную карточку. В основе деятельности компании - принцип максимальной открытости системы для других банков.

Число членов АО STB Card возросло к концу июля с.г. до 70 банков
(январь 1994г. - 29 банков), а число ассоциированных предприятий торговли
и услуг составило в июле 1300 (январь 1994 г. - 700). В июле с.г. произошла
смена руководства компании. С поста президента STB Card ушел Александр
Сорокин, а на освободившуюся должность был назначен Юрий Михалченко.
Новое руководство заявило, что кадровые перестановки не связаны с
эффективностью работы STB Card (увольнение Сорокина косит, якобы,
сугубо личный характер).-                        • -

Вместе с тем эксперты отмечают, что нынешнее руководство компании намерено занять более наступательную позицию.

Кадровые перестановки в STB Card совпали по времени с перераспределением акций этой компани. Как известно, Банк "Столичный", бывший в момент регистрации STB его фактически единственным владельцем, продал в ноябре прошлого года 25% акций Московскому Сбербанку,'а месяц спустя уступил еще 10% уставного капитала компании "Объединенная платежная система". В конце июля с.г. 14% акций STB приобрел Элексбанк, став третьим вслед за "Столичным" и Московским Сбербанком акционером этой платежной системы. (Это дает возможность представителю Элексбанка войти в состав руководства STB Card)

К сильным сторонам деятельности STB Card относится довольно гибкая позиция по привлечению других банков в ряды членов этой платежной системы. Так, чтобы осуществлять эмиссию STB Card, банки не обязательно должны быть акционерами системы. Правами эмитентов наделены и члены STB (к концу 1994 г., по оценкам руководства STB, платежная система объединит до 100 банков). Причем все эмитенты STB Card (как акционеры компании, так и ее члены) имеют право самостоятельно определять условия выдачи карточек и тарифы по их обслуживанию.

Ведущим эмитентом карточек STB Card может стать Московский Сбербанк, объявивший в июне с.г. о начале реализации широкомасштабной "карточной" программы. Суть ее сводится к тому, что Московский Сбербанк намерен предложить через сеть своих филиалов и отделений (в Москве их около 800) выдачу STB Card всем владельцам счетов до востребования. На 1 января 1994 г. число таких вкладчиков было чуть менее 9 млн., а сумма остатков на их счетах превышала 230 млрд.рублей. Характерно, что большую долю владельцев

счетов до востребования (около 1,2 млн.человек) составляют работники предприятий, которым на эти счета перечисляется заработная плата, а это означает, что поступления средств на счета осуществляются стабильно. На остаток счета на карточке Сбербанк планирует начислять доход из расчета 40% годовых (в рублях), хотя банку вряд ли удастся удержать этот уровень с учетом имевшего места и планируемых сокращений процентных ставок по различным видам вкладов.

На реализацию этой программы, по заявлению руководителей Московского Сбербанка, потребуется полгода. Эти сроки вызывают скептицизм у многих экспертов, прежде всего из-за недостаточной проработки технических аспектов намечаемой программы и неподготовленности торговой сети для работы с пластиковыми карточками в широких масштабах. Тем не менее STB Card имеет неплохие перспективы • стать действительно массовой карточкой, что может подтолкнуть и торговую суть к расширению обслуживания владельцев STB Card.

На карточку STB, эмитируемую Московским Сбербанком, будет нанесена фотография ее владельца.

В мае с.г. компания STB Card открыла в Москве свой расчетный центр, мощности которого (более 1 млн. операций в день), по данным экспертов компании, пока загружены весьма незначительно. В расчете на резкий рост числа пользователей STB Card компания подписала в начале июля с.г. договор с Московской городской телефонной сетью, согласно которому в инфраструктуре этой платежной системы будет использоваться индекс многоканальной спецсвязи "00", позволяющей экономить время при авторизации карточек. Причем уже в ближайшей перспективе любой клиент STB Card сможет не выходя из дома в любое время получить информацию о состоянии своего счета, набрав для этого двузначный телефонный номер канала спецсвязи, номер своей карты и PIN - код. По оценкам специалистов, реализация соглашения между STB Card и Московской городской сетью позволит резко сократить время обслуживания пользователей карточек, снизив тем самым привлекательность "чиповых" карточек, выпускаемых другими эмитентами. Однако как представляется, внедряя новую систему связи при операциях с карточками STB, предстоит решить ряд серьезнейших вопросов безопасности, связанных с возможным несанкционированным получением информации о счетах клиентов на телефонном канале.

Одним из направлений деятельности STB Card является работа по привлечению банков, реализующих свои собственные программы внедрения пластиковых карточек. Примером этого является договор между STB Card и банком "Оптимум", предусматривающий нанесение на "чиповую" карточку банка магнитной полосы и логотипа STB, что предоставляет владельцу подобной карточки возможность использовать ее в торговой сети как OPTIMUM Card, так и STB (авторизация производится раздельно).

Став акционером STB, Элексбанк также намерен эмитировать новую карточку с логотипом STB, которая будет приниматься в обширной сети этой системы (около 1300 ассоциированных предприятий торговли и услуг).

2. АО UNION CARD. Существенных изменений в положении этой платежной системы на российском рынке внутренних карточек не произошло. Несмотря на то, что членами этой системы, как заявляет ее руководство, является более 200 российских банков, реально карточки выпускает небольшое количество участников Union Card (Автобанк, Технобанк, некоторые региональные банки). Что касается общего количества карточек Union Card, размещенных среди клиентов, то оценочные данные экспертов на этот счет весьма разнятся: от 8 тыс.до 20 тысяч карточек.

В конце июля с.г. дебетовые карточки системы Union Card начали эмитировать два московских банка: Ресурс - банк и МДМ - банк (последний также является членом системы STB Card). О вступлении в Union Card на правах эмитента заявил банк "Воронеж", который однако реально сможет выйти на рынок через несколько месяцев. Важнейшей проблемой для АБ

Информацию об учредителях Union Card, ассоциированных предприятиях торговли и услуг, смотри в выпуске № 1 данного обзора.

"Воронеж" является создание инфраструктуры карточек в г.Воронеже. В этой связи на очередном этапе предполагается совместно с Union Card и банками партнерами этой системы создание регионального процессингового центра.

Анализ имеющихся на настоящий момент статистических данных по оборотам ассоциированных предприятий торговли и услуг Union Card, a также по банкоматам показывает, что по эффективности эта система во многом уступает АО STB Card.

В попытках усилить свое влияние на рынке Union Card открыл в июне с.г. процессинговый центр в Санкт-Петербурге (действует через Петербургкий филиал Инкомбанка). На состоявшемся после открытия центра семинаре его устроители агитировали банки вступать в систему, что однако существенных результатов это обращение не принесло. На петербургском рынке пока что преобладают настроения в пользу объединения местных эмитентов для совместного противостояния московским платежным системам. (Ситуация на рынке пластиковых карт в Санкт-Петербурге будет проанализирована ниже).

КАРТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ЭМИТЕНТОВ

1 МОСТ БАНК - карточка выпускается с марта 1993 г. По оценкам экспертов, положение Мост Банка на российском рынке внутренних пластиковых карт остается стабильным, что является следствием ряда преимуществ карточки Мост Кард по сравнению с карточками STB и Union Card. В частности, спецсчет пользователя карточки ведется в долларах США, средства на которой засчитываются (в отличие от STB и Union Card) no выгодному биржевому курсу без взимания какой-либо комиссии (не удерживаются такие комиссионные при оплате товаров и услуг и выдаче наличных рублей).

Мост банк является пока единственным банком в Росии, который эмитирует карточки как системы ВИЗА, так и ассоциации Еврокард/Мастеркард. С согласия этих платежных систем Мост Банк планирует в ближайшее время реализацию проекта карточки в международном варианте, отвечающей стандартам обеих крупнейших международных систем - "Сиррус - Маэстро" системы Европей и "Электрон плюс" системы ВИЗА.

Проект предусматривает, что новая карточка будет приниматься как в России, так и за рубежом в предприятиях торговой сети и услуг, обслуживающих владельцев карточек ВИЗА или Еврокард/Мастеркард.

Таким образом, Мост Банк является первым российским банком, который пытается вывести внутреннюю карточку на внешний рынок.

2. OLBI CARD - эмитент - банк "Национальный Кредит". В июне с.г. "Национальный Кредит" подписал договор с банком "Индустрия - Сервис", по которому последний получает право эмитировать и обслуживать карточку Olbi. В ближайшее время ожидается подписание соглашений еще с несколькими банками (их название пока не разглашается). Эксперты прогнозируют создание на этой базе еще одной платежной системы. Уже сейчас число владельцев карточек Olbi - более 20 тысяч частных лиц и предприятий (по этому показателю вдвое опережает Union Card); число ассоциированных предприятий торговли и услуг - 450, среди которых ГУМ, "Петровский пассаж", ресторан "Арлекино", ряд московских бензоколонок.

По своим качествам карточка Olbi не уступает карточке системы Union Card: начисление по Olbi Card - 9,5% годовых в валюте, многие магазины ассоциированных предприятий торговли предоставляют держателям карточки скидки до 10% стоимости товара.

Один из новых продуктов банка "Национальный кредит" - кредитная карточка Olbi Card Classic, позволяющая клиенту печать кредит в pазмере; 50% от суммы депозита.

3. OPTCARD - карточка эмитируется международной торговой компанией Ortcard International, работающей на рынке более 1 года. Ortcard проигрывает своим конкурентам (STB, Union, Most, Olbi) как по числу владельцев карточек, так и по числу ассоциированных предприятий торговли и услуг. В настоящее время насчитывается около 2000 держателей карточек Ortcard, причем темпы распространения карточек существенно замедляются.

Анализ распределения карточек в зависимости от их типа (всего выпускается 20 типов Ortcard) свидетельствует о том, что 49% от общего числа держателей карточек Ortcard - это владельцы кредитно-сберегательных, включая револьверных карточек, по которым предоставляются "скидки" до 90% цены товара при условии внесения залога на длительное время (по платиновым карточкам - на 10 лет). Фактически Ortcard - это карточка, эмитируемая не банком, а торговой компанией, что по оценкам экспертов, существенно снижает ее качества (ориентированность на "замкнутую" торговую сеть, неудобства при необходимости получения наличных и т.д.).

4. МЫТИЩИНСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК - карточка выпускается с марта 1994 г. Число ассоциированных предприятий торговли и услуг - 200 (март 1994 г. - 50). Число владельцев карточек Мытищинского банка - около 2000 физических и юридических лиц. Кроме торговых фирм к распространению карточек банка приступили в начале августа Микробанк, страховая компания "Максим", филиал Мытищинского банка в Обнинске.

Деятельность других эмитентов пластиковых карт (Гермес - Центр", Элекс - банк, Элбим - банк, банк Кредит - Москва, "Нижегородец") существенного влияния на рынок не оказывает.

Б. КАРТЫ С МИКРОПРОЦЕССОРОМ

Одной из особенностей формирующегося в России рынка внутренних пластиковых карточек является ориентация значительного числа банков на реализацию проектов эмиссии карточек с микропроцессором по технологии фирмы 1NNOVATRON 1NGEN1ER1E (Франция).

"Чиповые" карточки выпускает банк "Оптимум", Тверьуниверсалбанк, Промстройбанк России, ростовский банк "Прогресс - 2000". На различной стадии реализации проекты "чиповых" карточек следующих банков: банк "Нефтепродукт", Витабанк, Сибирский Торговый банк, петербургские банки - Петербургский Сбербанк, "Санкт - Петербург", Промстройбанк и еще 9 санкт - петербургских банков. •

Сибирский Торговый банк, приступивший с апреля с.г. к реализации проекта "чиповои" карточки "Корона" рассчитывает стать центром распространения в регионе технологии фирмы INNOVATRON INGENIERIE (Франция), объединив на этой основе не менее 200 банков в единую сеть межбанковских электронных расчетов. Пока что темпы реализации Сибирским Торговым банком своей карточной программы далеки от желаемых.

Тем не менее, многие региональные банки, признающие недостаток чиповои технологии (отсутствие единого международного стандарта), идут на реализацию программ карточек с микропроцессором, поскольку в условиях слабой инфраструктуры телекоммуникаций не видят других путей повышения уровня банковских услуг для своей клиентуры.

По-видимому,   подобные  настроения  некоторой  части  российских банков отчетливо осознают иностранные фирмы, продвигающие технологию Smart card в Россию. В этой связи обращает на себя внимание в первую очередь деятельность на российском рынке французской фирмы INNOVATRON 1NGENIERIE. Эта компания намерена провести очередной семинар в Санкт - Петербурге с целью ознакомления банков со своими программными продуктами и их использованием для создания банковских расчетных систем в процессе реализации проектов "чиповых" карточек. INNOVATRON 1NGENIER1E рассчитывает, что ее усилия приведут к распространению чиповой технологии и к созданию единой петербургской межбанковской системы расчетов с помощью Smart Card.

Вместе с тем, что касается общих перспектив развития российского рынка пластиковых карт, выпускаемых на базе чиповой технологии, то небезинтересными, на наш взгляд, являются оценки на • этот счет специалистов международной платежной системы Europay. На состоявшемся в июле с.г. в Санкт-Петербурге семинаре по пластиковым карточкам, управляющий Europay по Восточной Европе Жоффруа де Шревель (Geoffroy de Scherevel) заявил, что использование некоторыми российскими банками существующих чиповых технологий, не имеющих общего международного стандарта, нельзя считать удовлетворительным, поскольку ориентация на устаревшие технологические решения не позволит банкам включаться в платежные системы. С учетом разработки в Europay общего стандарта "чиповых" карточек, а также запланированной в 1996 г. реализации в Европе пилотных проектов и начала в 1997 г. массового применеия для решения тех или иных задач микропроцессорных карточек, руководители Europay советуют российским банкам во избежание значительных финансовых затрат не форсировать исполнение проектов "чиповых" карточек, а дождаться окончательного решения об их технологических характеристиках, т.е. выработки общего стандарта, который позволит российским эмитентам интегрироваться в международные платежные системы.

В.  СИТУАЦИЯ НА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТОЧЕК

В последние месяцы отчетливо проявилась тенденция к активизации рынка пластиковых платежных средств в Санкт - Петербурге.

С июня с.г. в рамках локальной платежной системы эмиссию рублевых карточек осуществляет Санкт - Петербургский банк Сбербанка России, что с учетом сети филиалов Сбербанка и состава его клиентов позволяет руководству банка рассчитывать на определенный успех на рынке.

Банк "Петровский" в течение года активно развивает сеть филиалов на базе почтовых отделений. Банком разрабатывается проект выпуска до конца с.г. собственный расчетной карточки, которая на первом этапе будет использоваться для выплат социальных пособий.

Локальную платежную систему (однобанковскую) внедряет Астробанк. Этот банк приступил к эмиссии собственных пластиковых карточек: традиционной расчетной (classic), а также пока еще редких на рынке -кредитных (Silver и Gold). Количество ассоциированных предприятий торговли и услуг - 50.

В июле с.г. петербургский Сбербанк и два других крупнейших банка города - "Санкт - Петербург" и петербургский Промстройбанк создали межбанковское объединение, целью которого, как заявляет его учредители (этим трем банкам принадлежит контрольный пакет акций- 54% уставного капитала), является "предоставление независимым банкам новой технологии использования пластиковых карточек, с одной стороны, и услуг процессингового центра, с другой". Инициаторы этой системы намерены занять весьма активные позиции в борьбе за клиентуру, однако, по мнению ряда экспертов, отсутствие единого международного стандарта "чиповых" карточек может стать серьезным препятствием для перерастания этой локальной системы в более открытую, и тем более адаптированную для выхода на внешний рынок.

Наряду с появлением на петербургском рынке собственных платежных систем, усилия по проникновению в этот регион предпринимают STB Card и Union Card. Этими системами созданы в Санкт - Петербурге процессинговые центры, которые пока предлагают услуги только владельцам карточек, выпущенных московскими банками. Собственная эмиссия карточек этих систем на местном рынке планируется только с сентября с.г., что по оценкам экспертов, "приведет к росту конкуренции. Результатом подобного развития событий могут быть: либо объединение местных эмитентов для противостояния STB Card и Union Card, либо ориентация петербургских банков на вхождение в эти системы.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первый в США сервис мобильного банкинга был запущен Wells Fargo в 2002 г., но так как число пожелавших воспользоваться этой услугой ограничилось всего 2500 клиентами, банк вскоре убрал мобильный банкинг из списка своих сервисов?