Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Российский рынок дорожных чеков

(Нет голосов)

24.11.1994 Количество просмотров 1787 просмотров

Аналитический обзор российского рынка дорожных чеков Компании "Рекон" (выпуск №1, июнь 1994, года) содержал оценку конъюнктуры и перспектив развития этого сектора финансовых услуг в России. Выявленные экспертами компании тенденции развития рынка дорожных чеков подтвердились произошедшими в этой сфере событиями за период с июля по август 1994 года.

К середине августа 1994 года на российском рынке дорожных чеков присутствует более 30 банков (в июне 1994 года их число составляло около 20). К наиболее активным участникам этого рынка относятся Внешторгбанк России, Московский Сбербанк, Мосбизнесбанк, Менатеп, Промстройбанк России, Инкомбанк, Кредобанк, Банк "Столичный", Банк "Российский кредит", Независимый Банк России, Всероссийский Биржевой Банк. Операции с дорожными чеками начали осуществлять в последнее время такие банки, как Фундамент-банк (г. Москва), Юта-банк (г. Екатеринбург), Каминбанк (г. Набережные Челны) и другие. Некоторые банки (Уральский филиал СВАК-банка, банк "Воронеж") планируют начать работу в этой сфере в ближайшее время. Банки по-прежнему занимаются преимущественно покупкой дорожных чеков (выпуск №1, июнь 1994 года), и зачастую объем этих операций значительно превышает объем продаж чеков. В частности, у "Глория"-банка объем покупок почти в 2 раза больше объема продаж чеков.

В соответствии с нормативными документами Центрального Банка (Инструкция ЦБ РФ №21, 1992 г.) российский банк имеет право работы с дорожными чеками при наличии соглашения с иностранным банком-эмитентом или с уполномоченным российским банком, имеющим подобное соглашение. В практическом плане это означает, что для начала работы с дорожными чеками банку, планирующему предложить своей клиентуре это средство расчета, необходимо выйти непосредственно на эмитента или на другой российский банк, который уполномочен эмитентом проводить операции с дорожными чеками на российском рынке. Вполне очевидно, что эмитент, прежде чем подписать соглашение с заинтересованным российским банком, выясняет его статус, степень надежности и лишь только после такой предварительной работы может пойти на заключение договора на поставку чеков российскому банку. Для снижения риска с учетом нестабильной финансово-экономической ситуации в России иностранные эмитенты передают дорожные чеки росийским банкам, как правило, на условиях предоплаты, причем на весьма значительные суммы (к примеру, Компания Interpayment Service Ltd., выпускающая дорожные чеки VISA, ограничивает минимальную поставку пакета дорожных чеков на сумму не менее 300 тыс. долларов США). Подобной практики придерживаются и другие ведущие иностранные эмитенты дорожных чеков.

Необходимость предоплаты при покупке партии чеков у эмитента, а также отвлечения для этого весьма значительных в валютном исчислении сумм привело к тому, что непосредственно прямые контакты с иностранными эмитентами имеют лишь крупные российские банки: Московский Сбербанк, Мосбизнесбанк, Внешторгбанк РФ, Кредобанк, Инкомбанк, банк "Менатеп" и некоторые другие. Что касается большинства участников рынка (это, как правило, средние банки, крупные туристические агенства), то они проводят операции с дорожными чеками на основе договоров с теми банками, которые заключили соглашения с эмитентами.

Несмотря на некоторое расширение круга банков, проводящих операции с дорожными чеками, эта сфера финансовых услуг в России лишь только начинает формироваться. Между тем, дорожный чек имеет ряд преимуществ по сравнению с другими средствами безналичных расчетов, Являясь гибридом наличной валюты и платежного документа, простой в обращении, имеющий определенную привязку к конкретному клиенту-покупателю и неограниченный срок действия, дорожный чек может решить многие проблемы деловых людей, часто выезжающих за границу и не желающих иметь дело с наличной валютой. За рубежом, где создана широкая сеть принимающих организаций (только в системе VISA создано 350 000 компенсационно-уведомительных центров в 170 странах мира!) российскому клиенту - обладателю дорожного чека нет необходимости доказывать свою платежеспособность.

Однако, особенностью российского рынка безналичных средств расчета является то, что в работе коммерческих банков и ассоциированных предприятий торговли и услуг сделан неоправданно большой акцент на реализацию проектов пластиковых карточек. Тем самым отсекается определенный круг потенциальных клиентов, как российских, так и иностранных.

Исходя из преимуществ дорожного чека основная работа российских банков должна быть нацелена в расчете на их применение российскими гражданами за границей.

Что касается российской сферы сервиса и услуг, то, к сожалению, лишь немногие гостиницы, магазины, рестораны предоставляют своим потенциальным покупателям возможность рассчитываться дорожными чеками. Такая политика представляется недостаточно дальновидной, особенно с учетом того обстоятельства, что поступление средств на счет обслуживающих организаций после инкассации дорожных чеков может произойти уже на следующий день, в то время как при работе с международными пластиковыми карточками этот процесс занимает более длительный срок.

Наиболее дальновидные банки начинают осознавать необходимость расширения спектра операций с дорожными чеками. Так, Внешторгбанк РФ с 4 июля 1994 года предложил крупным торговым предприятиям, в первую очередь магазинам "Березка", услуги по инкассации дорожных чеков VISA, American Express, Thomas Cook, Citicorp. Операционная комиссия по всем видам дорожных чеков составляет пока 2%. Три года назад эти операции осуществлял Внешэкономбанк СССР. Но после прекращения банком проведения коммерческих операций владельцы дорожных чеков лишились возможности использовать их для оплаты товаров и услуг в сети российских магазинов, ресторанов, гостиниц и т. д.

Таким образом, Внешторгбанк РФ возродил традиционную сферу применения дорожных чеков. Банк обязуется зачислять средства торговых организаций на их валютные счета на следующий день после инкассации. Причем первоначально банк будет погашать чеки за счет собственных средств.

Российские банки преимущественно работают с дорожными чеками VISA, Thomas Cook, American Express, Citicorp, IMO Barclays Bank и другими. До настоящего времени на российском рынке лидирующие позиции занимали дорожные чеки платежной системы VISA. Однако, в связи с увеличением числа российский банков, проводящих или планирующих уже в ближайшей перспективе приступить к операциям с дорожными чеками, а также принимая во внимание изменения в положении мировых лидеров на международном рынке дорожных чеков,* следует ожидать перераспределения ролей ведущих эмитентов и на российском рынке.

Наряду с классическими дорожными чеками существует на международном рынке такой общепризнанный вид банковского чека, как IMO - International Money Orders (международные денежные поручения). С помощью IMO можно оплачивать товары иностранных фирм, заказываемые по каталогам, обучение и тестирование в иностранных университетах и колледжах, небольшие контракты, страховые полисы и лечение за рубежом.

IMO выписывается на определенное лицо и на определенную сумму и служит только для перевода средств. Удобство IMO заключается в том, что для осуществления платежа не надо иметь в банке счет или держать депозит на карточке.

Пока единственным банком в России, продающим чеки IMO Barclays Bank и осуществляющих немедленную их оплату, является на сегодняшний день Кредобанк (IMO Barclays Bank выпускаются двух видов: в долларах США - максимальная сумма чека до 7500$, в английских фунтах стерлингов - максимальная сумма чека до 5000£).

Анализируя существующие тарифы банков, можно сделать вывод: для российского рынка дорожных чеков по-прежнему характерна большая дифференциация тарифов от 1% до 4%, причем в Москве сервисные ставки в среднем ниже, чем в других регионах страны, что объясняется концентрацией этого вида услуг в столице. В то же время, по сравнению с предыдущим исследуемым периодом (выпуск №1, июнь 1994 года), в целом тарифы .снизились примерно на 1%, что обусловлено появлением новых банков-операторов на данном рынке.

Рынок дорожных чеков России представляет, на наш взгляд, один из наиболее перспективных сегментов сервисного рынка в целом. Спрос на эту финансовую услугу будет постоянно расти, поскольку увеличивается число потенциальных владельцев дорожных чеков - лиц, выезжающих за рубеж в деловые и туристические поездки. Вместе с тем, данный рынок продолжает оставаться недостаточно развитым, что обусловлено рядом объективных и

В августе с. г. компания Interpayment Services (дочерняя фирма Barclays Bank), являвшаяся третьм мировым эмитентом дорожных чеков VISA, была продана Thomas Cook. Таким образом, с учетом этой сделки, доли основных эмитентов на мировом рынке дорожных чеков составляют: American Express - 44%; Thomas Cook/Interpayment Services Ltd. - 30%; Citicorp - 12%; другие эмитенты - 14%. Общий объем продаж дорожных чеков на мировом рынке за последний год составил 54 млрд. долларов США.

субъективных факторов. Помимо причин, указанных в выпуске №1 (июнь 1994 года), следует отметить следующее:

-  низкая информированность населения, в особенности клиентов банков, о преимуществах дорожных чеков;

-  немногочисленные статьи в российской прессе, в том числе в специализированных изданиях, о дорожных чеках носят весьма обзорный характер, рассчитаны на специалистов и работников банковских структур, а не на потенциальных потребителей.

Как нам представляется,  банкам следует проводить более широкую

рекламную кампанию, четко доводя до потенциальных клиентов, что:

- дорожный чек - более дешевая услуга, нежели пластиковая карточка, особенно для тех потребителей, которые выезжают за рубеж от случая к случаю;

-  при приобретении дорожного чека клиенту не надо открывать счет в банке, вносить страховой депозит и т. д.

Работа с дорожными чеками для банка означает не только расширение круга предоставляемых услуг, повышения его имиджа в глазах российских и зарубежных клиентов. Главное - банк получает возможность не упустить перспективного клиента. К сожалению, как показывают беседы с руководителями банков, многие банковские учреждения, особенно в регионах , вообще не проводили сколько нибудь серьезного изучения перспектив реализации программ работы с дорожными чеками, ссылаясь при этом на отсутствие спроса на- этот вид услуг, а также недостаточную квалификацию персонала.

Признавая в отдельных случаях* справедливость подобных утверждений, анализ показывает, что даже в регионах с относительно высоким и стабильным притоком иностранцев (Санкт-Петербург, Калининград, Дальний Восток, Сахалин) рынок дорожных чеков находится в рудиментарном состоянии. Зачастую, посещающие эти регионы иностранные клиенты не могут получить оперативно наличные по чекам (сеть банков, обслуживающих в этих регионах иностранцев с дорожными чеками, неоправдано низка), не говоря уже об использовании чеков в качестве платежного средства в гостиницах, ресторанах, других предприятиях сферы обслуживания. Неразвитость рынка дорожных чеков в России наглядно проявилась, в частности, при проведении международных спортивных мероприятий в Санкт-Петербурге ("Игры Доброй Воли", июль-август с. г.), во время которых местные петербургские банки и филиалы московских банков не смогли в полной мере оперативно и адекватно отреагировать на резко возросший объем предложений дорожных чеков со стороны многочисленных иностранных клиентов (упущенная выгода для банков).

Ряд российских банков разрабатывает проекты по введению российских рублевых чеков, операции по которым предполагают проводить во всех странах СНГ. На наш взгляд, осуществление подобного проекта в нынешних экономических условиях нецелесообразно.

Безусловно, для банка-эмитента или продавца таких чеков их предложение клиентам становится источником наличных средств. Согласно применяемой Компанией INTERPAYMENT Services Ltd методологии, которую, как нам представляется, следует использовать и для анализа эффективности некоторых показателей проектов рублевых дорожных чеков, доход эмитента от реализации чеков рассчитывается по следующей формуле:

D = Е • t • n% / 365 • 100%,   !

где:

Е - сумма реализованных эмитентом чеков;
t - средняя продолжительность оборачиваемости чека (от покупки до
инкассации). На мировом рынке для дорожных чеков VISA t » 24 дня;
n% - гарантированный минимальный процент годовых, под который
полученные от реализации дорожных чеков средства могут быть размещены
на рынке денежных кредитов (для российского рынка межбанковских

кредитов n « 120-125%);              

365 - число дней в году.

При внесении в эту формулу • абсолютных величин доход эмитента

рублевых чеков составит не менее 80 тысяч рублей при реализации чеков на

на сумму 1 млн. рублей.

С учетом того, что банки-продавцы оплатят эмитенту только номинальную стоимость чеков, реальный доход эмитента окажется еще меньшим, так как существенная часть этого дохода пойдет на покрытие текущих расходов по "физическому" выпуску чеков (печатание, транспортировка, другие накладные расходы).

Таким образом, если в нынешних финансово-экономических условиях расчетный доход эмитента рублевых чеков будет являться незначительным, то для потенциального клиента использование дорожного чека в качестве средства расчетов весьма невыгодно. Так, будучи купленными клиентом за наличные, дорожные чеки вернутся к оплате (будут представлены клиентом к оплате) лишь через некоторое время, что даже в условиях официально • объявленной инфляции (7-8% ежемесячно) и с учетом упущенной выгоды (к примеру, если бы клиент хранил сумму, адекватную сумме чека, на счете в Сбербанке РФ) реальное обесценение рублевого чека составило бы не менее 15% от его первоначальной стоимости (в месяц). Падение покупательной способности рублевого чека было бы еще более резким, если исчислять утраченную выгоду на условиях хранения потенциальным клиентом счета в коммерческом банке в виде высоколиквидных ценных бумаг и т. д.

Появление дорожных чеков в рублях следует реально ожидать лишь с созданием стабильной российской экономики и снижением уровня инфляции.

Поэтому в нынешних условиях российские банки при обслуживании своей клиентуры, скорее всего, будут ориентироваться на дорожные чеки основных мировых эмитентов или же осуществлять (с разрешения Минфина, Центробанка) эмиссию таких расчетных средств, которые были бы привлекательны для потенциального клиента.

Так на российском рынке появилась новая разновидность платежного средства - дебетовый чек Элбим-банка. С 20 августа 1994 года чек можно приобрести в обменном пункте Элбим-банка по биржевому курсу доллара США без взимания комиссии. Чек Элбим-банка является мультивалютным и может быть оплачен при покупке как любой твердой валютой, так и рублями. Новый продукт Элбим-банка имеет от 12 до 17 степеней защиты, выпускается достоинством от 1$ до 100$. В настоящее время дебетовые чеки банка принимаются к оплате рядом крупнейших магазинов г.Москвы: ГУМ, ЦУМ, в некоторых мебельных салонах и т.д. Владелец чека Элбим-банка может воспользоваться им пока только в Москве. В ближайшее время банк не планирует распространение этого продукта в странах СНГ. Таким образом, новый продукт Элбим-банка имеет достаточно узкую сферу применения и не является в чистом виде дорожным чеком.

В заключение следует отметить, что несмотря на объективные предпосылки для формирования и развития общенационального рынка дорожных чеков в России, какие-либо существенные изменения в этой сфере финансовых услуг в ближайшее время вряд ли произойдут. Если абстрагироваться от общей финансово-экономической ситуации в стране, то вполне очевидно, что наиболее сильное влияние на развитие данного рынка в России будут оказывать политика ведущих иностранных эмитентов дорожных чеков, а также конкретные действия тех немногочисленных крупных российских банков, которые установили прямые контакты с эмитентами и накопили определенный опыт работы в этой сфере сервисного рынка.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первые успешные проекты мобильных кошельков развились не на развитых рынках, и задолго до их появления в Европе или США – это были M-PESA в Кении а также Globe GCASH и SMART Money – на Филиппинах.