Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Российский рынок международных карт

(Нет голосов)

24.11.1994 Количество просмотров 1410 просмотров

В настоящее время в операциях на российском рынке международныхкарт   участвуют    все    ведущие    международные    платежные Наиболее активно действуют две платежные системы - VISA International и EUROPAY (Eurocard/Mastercard).

Карты VISA в России эмитируют Кредобанк, банк "Менатеп", Мост-Мосбизнесбанк, Инкомбанк. Статус члена VISA International с 1993 г. имеют Сбербанк РФ, Диалог-банк, которые однако не являются активными эмитентами карт VISA. В январе с. г. членами этой платежной ассоциации стали АвтоВАЗбанк, Кузбассоцбанк, Внешторгбанк РФ, весной - Мосстройбанк, Астробанк из Санкт-Петербурга, Промстройбанк Санкт-Петербурга, Международный Московский Банк, банк "Столичный". Ряд российских банков распространяют карты VISA на агентских началах, в частности, карты VISA Кредобанка - Мытищинский коммерческий банк, фундамент-банк, банк Гермес-Центр", МДМ-бакк, банк "Деловая Россия", Технобанк, Тверьуниверсалбанк, Всероссийский Биржевой Банк. Карты Мосбизнесбанка - ЮТА-банк.- Карты VISA Инкомбанка - Всероссийский биржевой Банк.

Наряду с российскими банками полноправными членами системы VISA International в 1994.г. стали некоторые банки стран СНГ и Балтии: банк "Инко" (Украина), банк "Возроджения" (Украина), Латвийский Сберегательный банк, Парекс банк (Латвия), Национальный банк внешне­экономических связей Туркменистана.

Помимо ярко выраженной тенденции к увеличению числа российских банков, стремящихся стать полноправными либо ассоциированными членами ассоциации VISA International, для российского рынка характерно и некоторое качественное наполнение картами VISA. Основные эмитенты карт VISA уже выпускают все виды карт - от традиционной Classic Card до Gold Card.

Внешторгбанк РФ, вступивший в VISA в январе с. г., намерен предложить в начале 1995 г. на российский рынок VISA Classic Card, VISA Classic Salary Card, VISA Business Card, VISA Gold Card. В течение 1995 г. банк планирует выдать около 5 тыс. карт VISA, причем сначала только корпоративным клиентам и физическим лицам, имеющим счет во Внешторгбанке. Затраты на приобретение карты составят $50-100. Минимальный взнос для получения карты - $2 тыс., для VISA Gold Card - $7

В ближайшее время на российском рынке возможно также появление карточек системы Plus, о чем заявило недавно руководство Российской платежной системы Union Card, планирующей осуществить реализацию этого проекта. Преимуществом карты системы Plus для потенциальных владельцев является ее значительно меньшая стоимость по сравнению. например, с традиционной картой VISA.

Вслед за VISA International прочные позиции на рынке международных пластиковых карт в России занимает международная платежная система EUROРАУ. В настоящее время более 30 российских банков являются либо полными, либо ассоциированными членами этой ассоциации. Наиболее крупные эмитенты карт системы EUROPAY - EuroCard/MasterCard: - Мост-банк* Элбимбанк, Кредит-Москва. О начале эмиссии карт EuroCard/MasterCard в ближайшее время объявил Московский Сбербанк. Ранее банк выпускал эти карты только для сотрудников правления. Карты Московского Сбербанка предназначены для частных лиц и будут распространяться через его отделения, проводящие валютные операции, на приобретение MasterCard составят $3 тыс., из них $1.5 тыс. гшается в качестве страхового депозита, плата за ежегодное обслуживание установлена в размере $50. По остатку на счете начисляется 3-годовых. Обязательным условием является поддержание ежемесячного остатка в размере $3 тыс.

С октября с. г. Московский Сбербанк намерен предложить своим клиентам новый для России продукт системы EUROPAY - дебетовую карту Cirrus/Maestro, распространяющуюся в 48 странах. Всего в мире обращается 51 млн. карт Cirrus/Maetro, установлено 130 тыс. банкоматов и 23 тыс. терминалов. Карта предназначена для оплаты товаров в магазинах с проведением обязательной авторизации в режиме "on-line". Поскольку Cirrus/Maestro - исключительно дебетовая карта (для ее получения необходимо внести $300, плата за ежегодное обслуживание -$30), то для российских граждан она может оказаться наиболее предпочтительной. Помимо Московского Сбербанка Мост-банк и Элбимбанк также планируют в конце с. г. начать эмиссию Cirrus/Maestro.

Сегодня только 2 российских банка эмитируют все виды карт EuroCard/MasterCard - Мост-банк и Элбимбанк (с 18 июля 1994г.). Элбимбанк ранее выпускал только "золотые" карты, доступные преимущественно юридическим лицам, поскольку для приобретения этой карты клиент должен внести на счет не менее $10 тыс. и поддерживать неснижаемый остаток на уровне не менее $5 тыс. Затраты на приобретение карты типа Business составляют $5 тыс., неснижаемый остаток установлен в размере $2 тыс., плата за ежегодное обслуживание -$60. Соответственно затраты на приобретение карты типа Standart - $3 тыс., неснижаемый остаток - $1 тыс., плата за годовое обслуживание - $30. Банком установлены жесткие санкции за перерасход средств - 30% годовых от суммы овердрафта. Если в течение 2-х недель долг не будет погашен, карта блокируется.

Карты American Express, одной из крупнейших международных платежных ассоциаций, появились на российском рынке еще в 1974 г. С 1992 г. эксклюзивные права на распространение и техническое обслуживание карт АтЕх имеет дочерняя фирма ассоциации - American Express Russia Ltd., которая устанавливает прямые контакты с российскими банками. Так, по соглашению с American Express Russia Ltd. российских и иностранных владельцев карт АтЕх обслуживает, в частности, Диалог-банк, Технобанк. В августе с.г. Промстройбанк России объявил об оказании содействия членам своей холдинговой группы в приобретении международных корпоративных кредитных карточек АmЕх.

В России нет единой статистики отечественного рынка международных пластиковых карт, однако, по оценкам экспертов, наибольший оборот в российской коммерческой сети по-прежнему принадлежит American Express (на конец 1993 г. доля АmЕх в совокупном обороте составила 47%). По числу выпущенных карт на рынке лидирует ассоциация VISA International, затем следует EUROPAY.

В последнее время международная платежная система JCB International предприняла конкретные шаги по проникновению на российский рынок. Эта ассоциация создала широкую сеть сервисных услуг в мире по картам JCB. По заявлению вице-президента JCB International г-на К. Мурата, сделанному в ходе конференции в Сингапуре 17-18 ноября 1993 г. , организованной известной компанией Lafferty Group для азиатских банков - участников "карточного" бизнеса, "карточная" индустрия сегодня переживает новую фазу развития, когда система сервиса должна ориентироваться на "карточный" бизнес и его продукты, а не наоборот. По нашим оценкам, JCB International намеревается придерживаться подобной стратегии и при развертывании своих операций в России.

До недавнего времени лишь немногие торговые организации и рестораны в России, в основном в г. Москве, принимали к оплате карту JCB. С августа 1994 г. выдачу наличных по картам JCB осуществляет банк "Менатеп" в 13 обменных пунктах. "Менатеп" первый и пока единственный российский банк, обслуживающий владельцев карт JCB.

При этом довольно интересна реакция представителей столичных банков, наиболее продвинутых в области "карточного" бизнеса, и российской прессы, освещающей финансовую жизнь страны. Заявление о том, что Менатеп не взимает дополнительной комиссии с пользователей карточек японской платежной системы, было воспринято как "коварный" рекламный ход банка в отсутствии конкуренции на российском рынке. Пресловутое "коварство" Менатепа объясняется крайне просто - ассоциация JCB исключительно жестко стоит на страже интересов каждого ее клиента (Cardmember), категорически запрещая любым финансовым институтам и их мечентам взимать какую - либо дополнительную комиссию при обслуживании пользователя карточки JCB* .

С 1993 г. компания Diners Club предпринимает попытки расширения спектра операций по своим картам в России, которые однако пока существенного влияния на состояние рынка не оказали. Карты пятой крупной мировой платежной системы Diners Club появились на отечественном рынке ранее всех предыдущих - в 1969 г. Выдачу наличных по картам Diners Club проводят Кредо-банк, Московский Сбербанк, банк "Российский кредит", банк "Столичный", МДМ-банк, Технобанк. Однако этот сервис в России отличает наиболее высокий уровень комиссии, взимаемой, за выдачу кассовых авансов (см. таблицу 1), что делает использование карточек DC для получения наличных непревлекательными по сравнению с VISA, ЕМ/MC, AmEx и JCB.

Более подробно планы проникновения на росийский рынок компании Diners Club будут освещены в одном из наших следующих выпусков.

По различным экспертным оценкам, оборот сделок по международным кредитным картам в России в 1993 г. составил от $300 до $500 млн. В отличие от ситуации начала 1994 г., на российском рынке международных карт сегодня представлены практически все международные платежные системы.

Представители российских банков, желающие получить более подробную информацию о международной платежной ассоциации JCB, могут обращаться с соответствующими запросами в компанию "Рекон".

В последнее время в специализированных финансовых изданиях появились публикации о стремлении российских внутренних платежных систем (АО STB-Card, Union Card) развивать сотрудничество с международными платежными ассоциациями. В этом плане STB значительно опережает Union Card. В то время как Union еще только пытается решить многие вопросы с VISA и EUROPAY, детище банка "Столичный" - АО STB-Card - без какой-то шумихи в прессе закономерно получило свое членство в этих двух международных ассоциациях.

Кроме того, у некоторых специалистов вызывает недоумение стремление Union Card представить себя неким "локомотивом", который обеспечит прием российских банков в члены ассоциации VISA International. Безусловно, для того или иного банка, намеревающегося стать членом VISA International, консультативная помощь со стороны Union Card может быть и будет полезна. Вместе с тем банки должны знать, что процедура вступления в эту международную платежную систему предусматривает тщательный анализ финансового состояния апеллирующего банка, перспектив его развития и т. д. Именно на этой основе, а отнюдь не руководствуясь пожеланиями Union Card, VISA International принимает решение о приеме в свои ряды того или иного кандидата- и тем более определяет для этого банка размер вступительного взноса.

С точки зрения перспектив развития российского рынка международных пластиковых карт следует иметь в виду, что в настоящее время сами мировые платежные системы претерпевают изменения, связанные с переходом на новые технологии. На это обстоятельство обратил, в частности, внимание выступавший- в июле с. г. в Санкт-Петербурге на семинаре по пластиковым картам управляющий EUROPAY по восточной Европе Жоффруа де Шревель (Geoffroy de Schrevel), заявивший, что использование некоторыми российскими банками устаревших чиповых технологий может привести не только к ненужным финансовым затратам, но и затруднит в перспективе их вхождение в международные платежные системы.

VISA International также не оставляет без внимания этот вопрос. На заседании Совета Директоров этой международной платежной ассоциации в марте с.г. в принципе была поддержана идея возможного внедрения микропроцессора на карты VISA с магнитной полосой. Вместе с тем Совет Директоров указал в своем решении по данному вопросу на экспериментальный характер возможных проектов в условиях отсутствия единого международного стандарта чипов. При этом, судя по информации, которая поступает от различных экспертов, одним из возможных сценариев - развития событий будет следующий. Технология взаиморасчетов, основанная на базе карт с магнитной полосой, сохранится. Вместе с тем, чиповая технология будет также воспринята и использована для резкого повышения уровня обеспечения безопасности операций (100% идентификация пользователя карточки на базе ПИНа и биометрических параметров его владельца), а также при оплате небольших транзакций (покупка газет, оплата поездок на метро, телефонных звонков и т. д.).

Как отмечалось в предыдущем аналитическом обзоре российского рынка международных пластиковых карт (выпуск №1, июнь 1994 г.), в России до последнего времени существовало только 3 процессинговые компании, обслуживающие международные пластиковые карты - Компания объединенных кредитных карточек (UCS), "Кардцентр", "American Express Russia Ltd". Вместе с тем, нельзя полностью исключать возможность создания в ближайшее время других процессинговых центров, в том числе в рамках одного банка-эмитента и банков-агентов. Так, Мост-банк уже объявил о решении создать процессинговый центр по обслуживанию российских внутренних карт и карт всех пяти международных платежных систем. В ближайшее время в г. Тольятти АвтоВАЗбанком совместно с израильской компанией NCC планируется ввести в эксплуатацию процесйнговый центр по обслуживанию карт VISA. Создание центра в г. Тольятти свидетельствует о начале инфраструктурного наполнения рынка пластиковых карт в российских регионах.

Однако, по оценкам экспертов нашей компании, этот центр в ближайшее время не будет иметь достаточной загрузки. Его деятельность будет более подробно освещена в одном из наших следующих выпусков.

Компании, осуществляющие сервисное обслуживание по пластиковым картам, продолжают вкладывать в развитие своего бизнеса дополнительные средства. Так, компания объединенных кредитных карт (UCS) провела внутреннюю техническую модернизацию, что позволило ей предоставить своим клиентам весь спектр электронных услуг. Теперь более 100 торговых предприятий, гостиниц, ресторанов и проч., обслуживаемых UCS, могут установить у себя электронное оборудование, позволяющее провести авторизацию пластиковых карт за 45 секунд и в любое время суток. Предпринимаемые процессинговыми компаниями шаги по улучшению системы обслуживания кредитных карточек вызваны не только стремлением создать дополнительные удобства потребителям их услуг – держателям пластиковых карточек, но и зарождающейся конкуренцией в этом секторе •рынка. На наш взгляд, в этой конкурентной борьбе наибольшие шансы имеют, во-первых, UCS и, во-вторых, "American Express" (через авторизационную службу UCS в 1993г. прошло 1.1 млн. сделок со средней стоимостью $170).

Наряду с традиционными картами международных платежных систем банки предлагают своим клиентам такие финансовые услуги, как дисконтные, телефонные и аналогичные им карты.

В настоящее время рынок дисконтных карт в России представлен тремя крупными компаниями - IAPA, Европейская сеть путешествий (ETN) и Entertainment. С сентября 1994 г. английская компания Countdown International, предлагающая 45 тыс. видов скидок, планирует предложить свой продукт российским потребителям.

Дисконтные компании только разворачивают свою деятельность в России, поэтому их российские программы ориентированы в основном на лиц, совершающих зарубежные поездки, в первую очередь туристические.

В западных странах .дисконтные компании предпочитают работать совместно с банками, в частности IАРА предоставляет свои программы более 200 банкам в 19 странах мира В России компании придерживаются той же стратегии, и это вполне оправдано, поскольку уже сейчас банки (особенно московские) находятся в условиях постоянно растущей конкуренции.

Дисконтные карты IAPA распространяют: Кредо-банк, Мост-банк, Инкомбанк, банки "Российский кредит", "Оптимум", "Кредит-Москва", "Стройинвест", Первый, русский банк. Стоимость карточки колеблется в пределах $99 - $159. Помимо традиционных скидок и услуг, предоставляемые скидки в гостиницах составляют до 40%, на автопрокат - до 30%; IAPA предоставляет страховку от несчастных случаев на авиатранспорте в размере до $500 тыс. IAPA разработана специальная программа Priority Pass, в соответствии с которой клиент IAPA получит возможность доступа в залы отдыха VIP в 65 международных аэропортах и бизнес-центрах, в том числе в зале VIP московского международного аэропорта "Шереметьево-2".

Фирма ETN действует в России с 1993 г. ETN имеет 250 представительств в 173 странах мира, более 2,5 млн. чел. владеют карточками ETN. В систему ETN входит более 10 тыс. отелей в 165 странах, а также рестораны, магазины, агенства по прокату автомобилей, авиа - и железнодорожные компании. Стоимость карточки ETN составляет $130 -$160, скидки, предоставляемые в отелях, составляют 20 - 50%, в ресторанах - 25%, при прокате автомобилей - 10 - 40%, страховка - $10 тыс.. Карты ETN в России распространяют банки "Российский кредит", Промстройбанк, Международный промышленный банк, Промрадтехбанк; агентства по продаже ETN действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Владимире, Нижнем Новгороде, Ярославле.

Карты Enterteinment распространяет российский дилер лондонского офиса компании. Стоимость карты Enterteinment Europe+America составляет $198; карты Entertainment (или Entertainment America) - $99. Сервисные точки (рестораны, гостиницы, пункты проката автомобилей) принимают карты компании на следующих условиях: скидка в ресторанах - 25%, в гостиницах - 50%, автопрокат - 25%. В отличие от других дисконтных компаний, Entertainment не гарантирует предоставление скидки. Законным основанием для отказа в скидке может служить только 80-процентное заполнение гостиницы. Некоторые российские банки используют дисконтные карты (как телефонные и проч.) для стимулирования спроса на эмитируемые и кредитные карты. В частности, Кредобанк, Инкомбанк, Оптимум предоставляют своим клиентам - владельцам VISA карты IAPA и телефонные Foncard.

Наряду с карточками основных международных платежных ассоциаций российские банки продолжают распространять карты зарубежных банков-эмитентов. В частности, банк "Оптимум" предлагает российским потребителям карту VISA Gold офшорного кипрского банка Federal Bank of the Middle East Ltd. (в FBME акции принадлежат ливанскому и французскому капиталу). С августа 1994г. такую финансовую услугу своим клиентам предоставляет банк "Югорский". Помимо карт VISA Gold кипрского банка FBME, банк распространяет VISA Premier и VISA Professional французского банка CCF.

Минимальные затраты клиента на приобретение карты VISA FBME составляют $200, комиссия при снятии наличных - 1% от снимаемой суммы. Страховой депозит установлен в размере двойной суммы от месячного лимита расходования средств. Банк начисляет ежемесячно доход на депозит из расчета 1% годовых. При превышении клиентом минимального лимита расходования средств банк либо предлагает увеличить этот лимит, либо закрывает карту.

Получение карт VISA Premier и VISA Professional составляет соответственно 800 и 310 французских франков. Карты предоставляются клиенту через 2 недели после оплаты и действительны в течение 2 лет.

Страховой депозит равен лимиту расходования средств. Все операции по картам VISA Premier и VISA Professional проводятся во французских франках, что создает для клиентов ряд неудобств, связанных с потерей части средств при конвертации. Кроме того, эти карты предназначены в основном для российских граждан, регулярно совершающих поездки во Францию.

Таким образом, число российских банков - участников рынка международных пластиковых карт постоянно растет, что неизбежно порождает конкуренцию, в первую очередь между банками-эмитентами. Это проявляется в первую очередь в виде ценовой конкуренции. Вместе с тем, большинство российских банков еще не осознало, что сами международные платежные системы выступают против ценовой конкуренции в этой сфере.

В этой связи весьма примечательным и актуальным является предупреждение, сделанное в июне 1993 г. президентом VISA International господином Т.Расселом на ежегодной конференции членов VISA в Каннах. (Т.Рассел оставил этот пост в начале 1994г.). Выступая в качестве основного докладчика, Рассел всесторонне обосновал, что ценовая конкуренция между платежными системами просто опасна для развития карточного бизнеса.

На российском же рынке пластиковых карт банки сами пытаются
установить правила игры, подчас тормозящие деятельность других банков в
этом направлении и подрывающих на многие годы рынок, на котором им
самим предстоит работать,                           

Более детально эта проблема будет освещена в следующих выпусках.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… каури были не только «туземным» средством расчета, но также в ходу в Средней Азии, Европе и даже Руси? На Руси в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури были деньгами под названием ужовок, жерновков или змеиных головок. Их до сих пор находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в виде кладов и в погребениях. Только в XIX веке в Западную Африку ввезли не менее 75 млрд раковин каури общим весом 115 тысяч тонн?