Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

БЕЗОПАСНОСТЬ карты и дорожные чеки

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

24.11.1994 Количество просмотров 1206 просмотров

В данном номере с согласия руководства UCS (директора по безопасности г-на В. А. Третьяка2) публикуется обзорный материал, каса­ющийся решения вопросов безопасности в этой сервисной организации, обслуживающей международные пластиковые карты.

АО "Компания объединенных кредитных карточек" (КОКК),
английское название UCS, или United Card Service, была образована в
ноябре 1992 года и обслуживает карточки международных платежных систем
VISA International, Diners Club, Europay/MasterCard, JCB International и
частично American Express. До образования КОКК процессинговые функции
по международным картам выполняла фирма "Интуркредиткард" (дочерняя
компания "Интурсервиса", являющаяся агентом В АО "Интурист" по
обслуживанию международных карт).                                           л

До середины 1987 года предшественники КОКК практически не испытывали серьезных проблем со злоупотреблениями в данной области. С 1988 года развитие международных экономических связей сделало возможным для наших граждан открытие счетов в западных банках и получение международных карточек. В результате этого доля российских пользователей международных карточек, обслуживаемых в нашей стране, постоянно возрастает. Так, в 1993 году их численность составляла около 5% от общего числа обслуживаемой клиентуры, а в 1994 году данная величина поднялась почти до 15%.

Одновременно с этим резко возросшие масштабы международных контактов российских граждан позволили нашим преступникам изучить зарубежный опыт незаконного использования пластиковых карт.

1 Начиная с данного выпуска и в последующих номерах компания "Рекой" намерена публиковать материалы по вопросам безопасности в области пластиковых карт. " Третьяк Валерий Александрович, родился в 1950 году, окончил МИФИ, в 1975-1992 гг. работал в правоохранительных органах, Консульском управлении МИД СССР, Национальном Центральном Бюро Интерпола СССР по линии "Международная валютная преступность". Автор ряда научных статей и диссертации по системе электронных учетов населения в англо-саксонских странах. С 1992 года Директор по безопасности АО "Компания объединенных кредитных карточек".

 

В связи с этим, начиная с 1988 года стало отмечаться значительное и постоянное увеличение уровня преступности в данной сфере. В конце восьмидесятых годов появились отдельные мошенники и преступные группы, специализирующиеся на мошенничестве в области пластиковых карточек. Было отмечено также установление международных контактов криминальных элементов нашей страны с зарубежными.

С другой стороны, в то время сервисные компании не были готовы к борьбе с данным видом преступности: практически отсутствовала система авторизации для проверки карточек, не существовало какой-либо системы безопасности. Правоохранительные органы: оперативные и следственные подразделения МВД и КГБ, прокуратура и суды - в то время имели весьма отдаленное представление о пластиковых карточках, дорожных чеках; соответственно не велось никакой работы по борьбе с данным видом преступности.

В 1991 году ущерб от мошенничества с карточками достиг нескольких миллионов долларов, что составило около 5% от общего объема операций, проводимых по карточкам. Однако, в 1992 году эта цифра снизилась до 1%, а в 1993 году потери составили около 0,3%.

В этой связи следует отметить, что уже на первом этапе своей деятельности КОКК поставила задачу соответствующим образом подготовиться к самому худшему варианту развития криминогенной обстановки в области "карточного" бизнеса и, по возможности, нейтрализовать прогнозируемый всплеск преступности в этой сфере, а затем совместными усилиями с другими банками, расчетными центрами и правоохранительными органами снизить объемы правонарушений до приемлемого уровня.

Кроме того, КОКК была разработана общая стратегия развития системы безопасности. В результате реализации комплекса мероприятий по созданию такой системы, подкрепленной развитием технической базы, удалось заметно снизить объемы злоупотреблений с карточками до приемлемого для КОКК уровня на тот период времени, учитывая сопоставимость показателей мошенничества в нашей стране с соответствующими данными европейских стран, а также ограниченность средств, которые были направлены на финансовое обеспечение системы безопасности и контроля за рисками.

Серьезное влияние на снижение масштабов преступности в сфере "карточного" бизнеса оказали, в частности, следующие мероприятия:

-  создание современного компьютеризированного авторизационного центра, который работает круглосуточно и ежедневно, связанного телексной и спутниковой связью с авторизационным центром в Лондоне, что обеспечило более оперативную проверку карточек;

-  выпуск локального "стоп-листа", своевременно рассылаемого во все предприятия и банки, обслуживающие пластиковые карточки;

-  создание профессиональной службы финансовой безопасности КОКК и принятие конкретных мер по предотвращению и борьбе с незаконным использованием карточек;

-  повышение профессионального уровня сотрудников КОКК, работающих в области выявления, анализа и предотвращения фактов мошеннического использования карточек;

-  повышение уровня работы с предприятиями по обучению их сотрудников вопросам безопасности при обслуживании карточек. Приложение по безопасности стало неотъемлемой частью Договора КОКК с предприятиями и банками;

-  создание адекватной системы выплаты вознаграждений за изъятые из незаконного обращения карточки;

-  значительное повышение уровня международного сотрудничества службы безопасности КОКК и мировых платежных систем.

Таким образом, к 1992-1993 году появились все основания утверждать, что преступность в области пластиковых карточек на территории России и других стран СНГ стала не только анализироваться и прогнозироваться, но и контролироваться.

Главный вывод, который можно сделать на основании вышеизложенного, состоит в том, что к концу 1993 года была создана база финансовой безопасности для развития "карточного" бизнеса в странах СНГ.

С другой стороны, только определив наиболее характерные типы и объемы мошенничеств, стало возможным предпринять адекватные меры по предупреждению и борьбе с преступностью в сфере "пластиковых денег". В приведенных ниже таблицах рассматриваются данные по мошенническим операциям с карточками в нашей стране за 1992 - 1993 г.г.3

Таблица 1

Код

Тип

% от общего объема операций

1992 год

1993 год

0

 

Утраченные карточки

 

7,7

 

33,8

1

 

Украденные карточки

 

66,7

 

38,4

 

2

 

Карточки, не полученные владельцем

 

20,2

 

2,8

 

3

 

Получение карточки по поддельному заявлению

 

0,0

 

0,8

 

4

 

Поддельные карточки

 

0,9

 

20,5

 

5

 

Тип не определен

 

4,0

 

2,3

 

6

 

Мошенническое использование счета

 

1,41

 

1,4

 

Таблица 2

Виды предприятий

 

% от общего объема

 

операций

 

Все разновидности магазинов

 

20,7

 

Рестораны

 

26,4

 

Отели/Мотели

 

24,9

 

Бары

 

10,6

 

Телефонные услуги

 

7,4

 

3 В таблице 1 приводятся данные, основанные на международной классификации мошенничеств по видам правонарушений (О, 1, 2, 3, 4, 5, 6 - международные категории незаконного использования карточек).

В  таблице   2   используется   классификация  правонарушений   по   видам   предприятий коммерческой сети, обслуживающих пластиковые карточки.

Как следует из Таблицы 1, в 1993 году произошло резкое снижение преступности по 2-ой категории (карточки не получены законным пользователем): с 20,2% до 2,8%. Снижение мошенничеств данного вида было вызвано, в частности, тем, что КОКК своевременно обратилась к иностранным банкам-эмитентам с просьбой не направлять карточки российским пользователям по обычным почтовым каналам4.

Несмотря на снижение уровня преступлений этой категории, банкам следует иметь в виду, что финансовые потери от мошенничества такого рода могут быть особенно значительными, т. к. мошенник сам подписывает карточку и может ее использовать в течение достаточно длительного срока (пока законный пользователь не получит банковскую выписку из счета и откажется от проведенных за данный период времени операций).

Вместе с тем в 1993 году произошел резкий рост преступлений, совершаемых по поддельным карточкам (с 0,9% до 20,5%).

Этот тип преступлений включает в себя 4 вида подделок:

1)   изготовление   дубликата   подлинной   карточки    (на   новую   карточку наносится номер и срок действия с действительного экземпляра);

2)   изменение информации на подлинной карточке (номера карточки, срока ее действия, иногда имени и фамилии пользователя);

3)   "белый пластик" и поддельные оттиски с карточек (слипы);

4)   электронная  подделка   (изменение   электронной   информации,   закоди­рованной на магнитной полосе карточки).

В 1993 году был зарегистрирован целый ряд новых для нашей страны мошеннических операций: подделки с изменением номеров карточек. В ходе расследования выяснилось, что, как правило, для подделки использовались карточки, украденные в зарубежных странах. Своевременно предпринятые меры по обучению сотрудников обслуживающих предприятий выявлению

4 Обращение было сделано после получения информации и соответствующего расследования деятельности в аэропорту Шереметьево-2 преступной группы грузчиков, которые по заданию организованных преступных группировок изымали карточки из почтовых отправлений. Правохранительными органами аэропорта деятельность этой преступной группировки была прекращена.

поддельных   карточек   позволили   предупредить   значительное   количество преступлений и заметно снизить показатель такого рода мошенничества.

В нашей стране рынок пластиковых карт находится пока на начальной стадии своего развития. Но, как показывает мировой опыт, мошенничество в "карточном" бизнесе - это серьезная проблема, решать которую необходимо еще при разработке стратегии развития Банка в данной области.

Технология подделки совершенствуется вместе с развитием "пластикового" рынка, уровень мошенничества возрастает с увеличением объема операций по карточкам.

Так, например, до недавнего времени способ получения наличных денег через банкомат считался одним из наиболее надежных и безопасных, поскольку использование PINa - персонального идентификационного номера, известного только пользователю, гарантирует однозначную идентификацию владельца карточки и конфиденциальность доступа клиента к своему счету.

Однако, "поддельный" бизнес в области пластиковых карточек не стоит на месте. В частности, в этом году в Великобритании был зарегистрирован случай использования мошенниками фальшивого банкомата. Дизайн ATM соответствовал настоящему (он был оформлен как принадлежащий компании Halifax Building Society; присутствовал логотип VISA). При обслуживании этот фальшивый банкомат выдавал правильные сообщения, так что у владельцев карточек не возникало сомнений в его подлинности.

Пользователи, "обслуженные" данным банкоматом, оставляли все необходимые данные для снятия наличных со счета. Затем мошенники, используя полученную информацию, изготавливали фальшивые карточки из белого пластика (наносили действительную закодированную информацию на магнитную полосу) и с их помощью получали наличные деньги через действительные банкоматы.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… за тысячи лет до нашей эры и вплоть до XX века на одном из островов существовал «монетный двор»: местные жители бросали в воду листья кокосовой пальмы и подбирали их после того, как те покрывались ракушками.