Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Российский рынок международных карт

(Нет голосов)

24.11.1994 Количество просмотров 1306 просмотров

В 1994 г. российский рынок международных пластиковых карт
развивался весьма динамично. И, хотя в России инфраструктура
обслуживания карт международных платежных ассоциаций VISA

International, Europay/MasterCard, American Express, Diners Club, JCB пока не в полной мере отвечает мировым стандартам, а успехи российских сов-эмитентов карт международных платежных систем представляются весьмa скромными, этот сектор финансовых услуг имеет перспективу долговременного устойчивого роста.

Характерной тенденцией рынка международных пластиковых карт является все более активное вхождение крупных российских банков в международные платежные системы VISA International и Europay International. В настоящее время членство в этих международных ассоциациях имеют около 50 российских банков, большинство из которых осуществляют эмиссию международных карт этих общепризнанных мировых лидеров. С учетом распространения банками-агентами эмитируемых в России международных карт, а также операций по выдаче наличных в бизнес с международными картами вовлечены в той или иной степени не менее 150 российских банков.

Активно также развивают сотрудничество с VISA International и Europay International российские платежные системы STB Card и Union Card, в стратегию развития которых входит вывод в перспективе своих proprietary cards на мировой рынок, а также внедрение в России относительно недорогих международных карт Cirrus/Maestro, VISA Electron.

Безусловно, в нынешних условиях переходного периода в экономике представляется затруднительным сделать какие-либо точные прогнозы относительно перспектив широкого распространения среди россиян карт наиболее известных международных систем. Однако, уже сейчас доля международных карт, эмитированных российскими банками для российских граждан, стремительно возрастает и, по оценкам руководителей Компании объединенных кредитных карточек и Кардцентра, достигает в общем объеме транзакций по международным системам не 2-3% , как это выглядело в 1991
году, а более 15%. (По предварительным оценкам, в 1994 г. всеми
процессинговыми компаниями, с учетом карт АmЕх, проведено
обслуживание более 3 млн. транзакций с общим оборотом не менее 700 млн.
долларов США и чистой прибылью около 1,5% от этого объема. Обобщенная
статистика по итогам работы процессинговых компаний в 1994 г. будет
представлена в ближайших номерах бюллетеня).                          

Осваивая рынок международных пластиковых карт, передовые российские банки преследуют цель не только расширить спектр услуг с целью привлечения дополнительной клиентуры. Анализ текущей деятельности коммерческих банков свидетельствует о значительных изменениях в структуре их доходов. Если в 1992-1993 гг. для банков существовали относительно благоприятные условия для спекулятивного наращивания капитала, то, начиная со второй половины 1994 г., ситуация в этом плане стала серьезно меняться. В этих условиях между банками начинает разворачиваться острая конкурентная борьба на рынке банковских услуг, в том числе в сфере пластиковых карт - как внутренних, так и международных. Однако, на ряде направлений эта конкуренция до настоящего времени носит явно искусственный характер.

Для клиентуры западных банков пластиковая карта является инструментом доступа к уже имеющемуся счету. В российских же условиях для приобретения карты клиент открывает отдельный счет, который на момент получения карты не связан с текущим счетом, если у клиента таковой имеется. Эта процедурная особенность, вытекающая из-за отсутствия у российских клиентов кредитной истории, связана с тем, что банки в России выдают клиентуре в основном дебетовые и расчетные карты. Что касается увязки "карточного" счета с текущим, то для этого клиент должен дать указание банку оплачивать счета по операциям с карточкой с его расчетного счета (характерно для корпоративных клиентов, зарплатных карт, таких, к примеру, как Incombank- VISA, Credobank- VISA).

Освоение российскими банками кредитных карточек международных платежных систем1 - весьма непростая задача, перспективы решения которой, как представляется, должны быть увязаны с разработкой и реализацией целого комплекса мероприятий общегосударственного масштаба. Речь может идти, в частности, о необходимости создания национального кредитного органа (по типу Национального кредитного комитета в США), по запросам в который банки могли бы получать информацию о кредитоспособности клиентов. Причем в нынешних квазирыночных условиях при отсутствии четкой системы контроля за доходами и расходами населения, несовершенстве системы налогообложения, слабости нормативной базы при работе с пластиковыми средствами платежа, долларизации российской экономики, в том числе сферы торговли и услуг, для создания подобного национального органа потребуется консолидация усилий Ассоциации российских банков, Центробанка, законодательных и соответствующих исполнительных органов.

Анализ ситуации на российском рынке международных пластиковых карт был бы весьма поверхностным без рассмотрения деятельности в России международных платежных систем. Как и на мировом рынке, признанным лидером в карточном бизнесе в России является платежная система VISA International. Члены платежной ассоциации VISA: Кредобанк, Инкомбанк, Мост-банк, банк "Менатеп", Мосбизнесбанк, Сбербанк РФ, Автовазбанк (Тольятти), Кузбассоцбанк (Кемерово), Внешторгбанк РФ, банк "Столичный", Мосстройбанк, Астробанк (Санкт-Петербург), Промстройбанк (Санкт-Петербург), Международный Московский Банк, Автобанк (лицензия на использование банкоматов). Как следует из данного перечня, членами VISA International являются 11 московских банков, 2 банка из Санкт-Петербурга и только 2 - из российских регионов. Восемь из перечисленных

1 Международные кредитные карты принято подразделять на банковские и небанковские. К банковским, в частности, относят карты VISA и MasterCard, к небанковским - American Express и Diners Club. По банковским картам владельцы, как правило, не сразу погашают потраченные суммы, а лишь частично, внося остаток в оговоренные сроки (на этот остаток начисляются проценты за пользование кредитом). Кстати, подобную схему использует банк "Национальный Кредит", предлагающий с лета 1994 г. кредитную карту "Olbi Classic" (карта не является международной). Владельцы небанковских карт возмещают израсходованные суммы в полном объеме после получения выписок со счета.

банков были приняты в VISA в марте 1994 г., и пока что к эмиссии карт этой платежной системы не приступали (за исключением Промстройбанка Санкт-Петербурга).

Уже к лету 1993 г. в VISA EMEA оформилась достаточно перспективная идея о необходимости переноса интересов в промышленно развитые регионы России и некоторого отхода от сложившейся практики дальнейшего расширения состава российских банков-членов VISA, в основном, за счет московских банков. При этом данная политика представлялась ряду представителей международной платежной системы логично вписывающейся в общий подход Запада в его попытках содействовать рыночным реформам в России, в том числе за счет демонополизации банковского капитала.

Однако, по тем или иным причинам VISA EMEA не удалось в
практическом плане осуществить свои замыслы, реализация которых привела
бы к созданию в России вполне реальной национальной инфраструктуры
"карточных" взаиморасчетов на основе технологии VISA International. Тем
самым, по мнению ряда экспертов, VISA был упущен крайне благоприятный
момент стать безусловным и, без всякого преувеличения, недосягаемым
лидером на российском рынке.                  

Проводимая в последние годы ассоциацией VISA International политика приема в члены этой платежной системы только крупных российских банков без должной опоры на консалтинговые структуры, содействующие карточному бизнесу в России, жесткие, в том числе не всегда оправданные требования к вступающим в эту ассоциацию банкам, высокие уровни страховых депозитов привели к тому, что VISA начинает утрачивать позиции на российском рынке международных пластиковых карт, хотя еще полтора года назад была бесспорным лидером по приему в ассоциацию российских банков, эмиссии ими карт с логотипом VISA, и лишь немного уступала по совокупному объему платежным оборотам AMERICAN EXPRESS, пластиковые карты которой обслуживает, как и прежде, дочерняя фирма этой платежной системы - American Express Russia, Ltd.

Некоторые специалисты пытаются объяснить тенденцию к снижению роли VISA International на российском рынке международных карт усилением конкуренции в этом секторе банковских услуг с другим лидером -Europay International. He отрицая в принципе подобной аргументации, следует вместе с тем более внимательно проанализировать стратегию Europay International в отношении сотрудничества этой платежной системы как с отдельными российскими банками, так и с финансовыми институтами нашей страны в целом.

Europay проводит достаточно гибкую и последовательную политику на российском рынке. На сегодняшний день в эту международную систему входят более 45 российских банков на правах полных или ассоциированных членов (на последней декабрьской сессии Europay в Ватерлоо в платежную систему было принято 15 российских банков). Эмитируют Eurocard/MasterCard 10 российских банков. В ближайшие 2-3 месяца к выпуску и распространению карт этой системы приступят не менее 8 банков.

Достаточно серьезные успехи Europay International на российском рынке объясняются тем, что изначально политика этой ассоциации была направлена на создание в России широкой системы электронных платежей с помощью пластиковых карт, которая по своим качественным характеристикам максимально соответствовала бы мировым стандартам. При этом имелось в виду, что создаваемыми процессинговыми мощностями для обслуживания международных карт управляют по возможности сами банки, что содействовало бы повышению уровня работы сервисных компаний. Идеологически эта стратегия выражается в лозунге - "Все участники ассоциации являются членами единой семьи европейских банков". И что крайне важно - такой подход не является каким-то рекламным трюком, а последовательно и гибко реализуется в практической деятельности Europay International, для которой характерна общая система, единые маркетинговые инструменты. Europay International готов делиться имеющимся у него "know-how", оказывает необходимое содействие в области сертификации системы, установленной в банке, помогает в реализации маркетингового плана продвижения продукта на рынок и т.д. Достаточно "гуманными" являются размеры вступительных взносов за членство в ассоциации:

10.000 экю - вступительный взнос;

10.000 экю - за лицензию Eurocard/MasterCard;

1.000 экю - за лицензию Cirrus/Maestro.

С учетом того, что курс 1 экю равен примерно 1,2 доллара США, то
общая сумма равна примерно 25.000 долларов США. Не менее разумными
выглядят страховые депозиты, которые весьма детально рассчитываются в
Ватерлоо на основании представленных бизнес-планов и могут выглядеть в
российских условиях как десятки, максимум сотни тысяч американских
долларов. Кроме всего прочего, руководство ЕР в лице Ван дер Боша
откровенно гордится тем, что "средства, получаемые от реализации программ
ассоциации, остаются в Еuгорау и используются на развитие деятельности
европейских банков, в том числе и российских, в области карточного
бизнеса".                        

Таким образом, применительно к российскому рынку Еurорау International опережает VISA International по количеству процессинговых компаний, по числу членов ассоциации, в том числе из российских регионов, в которых другие международные платежные системы, по-видимому, еще не скоро приступят к работе. Еuгорау International реализует весьма неординарные проекты совместно с банками в Москве, Санкт-Петербурге, в некоторых промышленно развитых регионах РФ, о чем "РЕКОН" намерен более подробно информировать с согласия банков и Еurорау International банковское сообщество россии и зарубежных клиентов в последующих номерах бюллетеня.

Весьма характерны также изменения поведенческих характеристик потенциальных владельцев карт международных платежных систем. Если раньше клиентура отдавала явное предпочтение картам системы VISA, то сейчас проявляет не меньший интерес к картам ЕС/МС.

Безусловно, деятельность Еurорау International не может оставаться вне поля внимания основного конкурента - VISA International. 14 декабря 1994 г. в Ассоциации российских банков состоялась встреча руководства международной платежной системы VISA International (вице-президента Рея Барнеса (Ray Barnes), вице-президента, начальника службы управления рисками и безопасностью Роберта Литтаса (Robert Littas), первого вице-президента Алана Гослара (Alan Goslar), менеджера по развитию бизнеса Яна Доскара (Jan H. Doskar)) с представителями российских банков и фирм-поставщиков программных и аппаратных средств для работы с пластиковыми картами. В качестве резюме итогов деловых контактов руководства VISA International с российскими банкирами следует отметить, что эта международная платежная система ставит перед собой цель играть более активную роль в консолидации усилий банков по выработке общей политики на рынке электронных средств платежа с использованием международных карт VISA. В этой связи, в частности, представители VISA высказывали идею создания в России ассоциации членов этой платежной системы.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?