Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Будущее европейского эквайринга -"ценообразование unbundled"?

(Нет голосов)

17.12.2010 Количество просмотров 1852 просмотра

Люк Пурсер (Luke Purser), старший консультант компании PSE Consulting


Люк Пурсер

Начиная с января 2011 г. все европейские эквайеры обязаны предлагать «раздельную» (unbundled) ставку комиссии за обслуживание торгово-сервисных предприятий (ТСП). Как это решение может повлиять в целом на структуру ценообразования в сфере услуги эквайринга для ТСП в Европе?

  До настоящего времени эквайринговые структуры определяли величину торговой уступки – комиссии за обслуживание торговых точек (Merchant Service Charge – MSC) по унифицированной стоимости карточных транзакций двух крупнейших международных платежных систем с использованием сводной ставки комиссии за обслуживание. При этом на рынках некоторых европейских стран комиссия за обслуживание кредитных и дебетовых карт взималась с мерчантов раздельно по каждому типу карточных продуктов, но с использованием единой «смешанной» ставки комиссии за эквайринг. Такой подход является отражением ограниченной возможности эквайринговых структур вести индивидуальный учет операций с использованием различных типов карточных продуктов, в том числе эмитированных в рамках различных платежных систем, так что большинству торговых точек не была предоставлена возможность получать более подробную информацию о стоимости эквайринговых услуг. Лишь небольшое количество крупных торговых сетей смогли договориться о применении метода ценообразования на основе принципа «стоимость эквайрингового обслуживания плюс комиссия за взаимообмен» и, таким образом, о получении исчерпывающей информации о размере комиссии за взаимообмен, тарифах международных платежных систем за обслуживание их карт и оплате услуг эквайринговых структур.

Ситуация в скором времени изменится. В 2009г. Visa и MasterCard были вынуждены под давлением Европейской комиссии (или, по мнению некоторых экспертов, это было обязательным условием) прийти к соглашению о том, что начиная с 31 декабря 2010г. работающие с ними на территории ЕС эквайринговые структуры начнут внедрять раздельную ставку комиссии за обслуживание ТСП в качестве стандартной модели ценообразования. Обоснованием данного решения является обеспечение торговых точек максимально точной информацией о себестоимости отдельной транзакции и, конечно же, предоставление им возможности сравнения стоимости приема карт различных международных платежных систем.

На практике использование индивидуальных ставок комиссии означает, что эквайринговые структуры должны будут разделять расходы на обработку транзакций по каждой из платежных систем и в дальнейшем подразделять их по карточным программам: например, карты частных лиц, корпоративные карты и дебетовые карты. Европейские эквайеры больше не смогут объединять стоимость обслуживания всех кредитных и/или дебетовых карточных продуктов в рамках одной «смешанной» ставки, если это отдельно не согласовано с мерчантом. 

Важным моментом является то, что указанное соглашение не распространяется на национальные дебетовые платежные системы, которые являются доминирующими системами в Бельгии, Дании, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Нидерландах, Португалии и Испании. Кроме того, требованию обязательной разбивки стоимости транзакций не подлежат транзакции, проводимые в онлайновом режиме, с использованием почтового канала или телефона. Таким образом, данное решение окажет наиболее сильное влияние на страновые рынки с высоким уровнем проникновения карт платежных систем Visa и MasterCard (в частности, рынок Великобритании), а также на страны с развитым туристическим бизнесом, для которых характерна значительная доля трансграничных транзакций.

Итак, каким образом введение новой системы ценообразования повлияет на бизнес эквайринговых структур и торговых точек? В основе комиссии за эквайринговое обслуживание торговых точек всегда лежали сложные расчеты. Модели ценообразования зависят от различного вида расходов, включая комиссии за взаимообмен (страна, вид бизнеса ТСП (МСС), тип карточных продуктов); стоимость предоставления эквайринговых услуг; стоимость использования POS-терминальных устройств; стоимость обработки транзакций; расходы на управление рисками; расходы на обработку взаимных расчетов; и, наконец, прибыль эквайринговой структуры. Многие ТСП незнакомы с этими компонентами, и «смешанное» ценообразование предполагало, что эквайерам не придется предоставлять торговым точкам подробные детализированные отчеты, отражающие сложные расчеты. Простые унифицированные ставки, с объявленной стоимостью или в зависимости от стоимости обслуживания одной транзакции, позволяли мерчантам легко понимать себестоимость приема платежных карт. Введение раздельного ценообразования кардинально меняет ситуацию!

Как известно, коммерческие модели эквайринговых структур и их ценообразование имеют существенные отличия в разных странах Европейского союза. Поэтому в случае введения раздельного ценообразования сложно будет выработать единую политику. На некоторых страновых рынках POS-терминалы находятся в собственности и самостоятельно обслуживаются крупными торговыми сетями; на других рынках терминалы принадлежат банкам и только арендуются у них ТСП; в других случаях банки включают расходы, связанные с обслуживанием терминалов, в сумму комиссии за обслуживание торговых точек. Согласно Таблице 1, существует широкое разнообразие способов определения комиссий, когда многие составляющие эквайрингового обслуживания предоставляются бесплатно, являясь отражением специфики сложившихся местных взаимоотношений и практики.

На некоторых рынках наблюдается более низкое значение суммы основной комиссии за обслуживание ТСП, однако эквайринговые структуры часто используют специальные тарифы для отдельных видов транзакций. В некоторых странах принята низкая комиссия за процессирование транзакций или же она вообще отсутствует в рамках национальных дебетовых платежных систем, при этом многие сервисные компоненты предоставляются бесплатно.

Когда эквайринговые структуры начнут использовать раздельную комиссию, им придется выделить в особую категорию «прочие сервисы» и оговорить это в соглашении с ТСП. Следует учесть, что в категорию прочих сервисов входят многие услуги, которые до сих пор были включены в сводную ставку комиссии за обслуживание ТСП и теперь потребуют более подробного описания: комиссия за процессирование транзакций, платежи за предоставление авторизации в режиме 24×7, клиринг и взаиморасчеты, обеспечение рисков и прочее. Коммерческим отделам эквайринговых структур неизбежно придется обращать больше внимания на эти сервисы.

Кроме того, эквайринговым структурам теперь придется решать и другие задачи (см. таблицу 2). Новые модели ценообразования требуют обновления программного обеспечения, чтобы обеспечить генерацию более детальных выписок по обороту торговых точек, а также внесения изменений в операционные процедуры. Реализация на практике раздельной комиссии потребует огромных усилий по обеспечению как внутренней, так и внешней взаимосвязи с персоналом эквайринговой структуры и ТСП для донесения четких указаний относительно содержания и интерпретации новых правил.

Учитывая недавние соглашения, подписанные ЕК с MasterCard и Visa Europe, о снижении ставок комиссий за взаимообмен при расчетах по внутренним дебетовым картам, а также постоянное внимание со стороны законодателей, многие ТСП ожидают общего снижения ставок комиссий за эквайринговое обслуживание торговых точек. Такой сценарий развития возможен, но эквайринговые структуры, как и мерчанты, занимаются бизнесом


PSE Consalting                                                            визитная карточка

Компания PSE Consulting является лидером на рынке консультационных услуг в сфере европейского платежного бизнеса и технологий. Основана в 1991 г. Питером Джонсом, офис компании расположен в Лондоне. Компания «PSE Consulting» является одним из основателей Европейской ассоциации консультантов платежных систем (European Payments Consulting Association – EPCA), объединяющей компании, имеющей отношение к оказанию консультационных услуг в шести европейских странах. PSE Consulting оказывает независимые консультационные услуги многим европейским институтам, указанным в рамках настоящей статьи, а также целому ряду других участников индустрии, определяющих европейский рынок внутренних (доместических) дебетовых карт.


для того, чтобы получать прибыль. По мере снижения ставок за обслуживание торговых точек эквайеры ищут пути сохранения текущей нормы прибыли, переноса расходов на мерчантов и получения доходов.

К примеру, недавнее увеличение платежей за использование карт международных платежных систем привело к увеличению ставок комиссий за обслуживание торговых точек, поскольку было необходимо сохранить прибыль и переложить дополнительные издержки на мерчантов. Основная составляющая комиссии за обслуживание торговых точек может значительно сократиться в результате комбинации факторов: снижения комиссии за взаимообмен и воздействия раздельной ставки, однако общие расходы мерчанта, которые он несет в рамках приема карт международных платежных систем, уменьшиться не могут.

С точки зрения эквайеров, новая схема формирования комиссий за обслуживание торговых точек позволяет повысить точность расчетов реальной стоимости предоставляемых эквайринговых услуг. Например, зачастую эквайеру сложно посчитать для ТСП точные величины комиссий за взаимообмен при обслуживании национальных (доместических) и международных карт в зависимости от их типа. В результате, применяя смешанную ставку, мерчанты несут потери по отдельным карточным продуктам. Подробная информация, которую они смогут получать в результате использования модели формирования раздельной ставки, позволит повысить точность расчетов и увеличить прибыль ТСП.

С другой стороны, разделение ставок комиссии может потенциально привести к более радикальным переменам. Если эквайринговые структуры сравнят ценовую политику в США и Европе, они обратят внимание на то, что в ЕС на долю прочих сервисов приходится от 10 до 20% прибыли, в то время как в США это значение составляет 25–35% (см. таблицу 3). Более высокие прибыли эквайеров в США отражают распространенную практику разделения комиссии на основе схемы «стоимость обслуживания плюс комиссия за взаимообмен», которая обеспечивает перенос расходов, связанных с выплатой комиссии за взаимообмен и комиссий международных платежных схем, на ТСП. В США действуют более 200 различных межбанковских ставок, поэтому крупные американские ТСП нуждаются в сложных IT-системах для обеспечения правильного расчета стоимости каждой транзакции.

Считается, что европейские эквайринговые структуры будут предлагать ценообразование на основе системы «стоимость обслуживания плюс комиссия за взаимообмен» более широкому кругу ТСП, нежели это происходит сейчас. Кроме того, ожидается, что эквайеры начнут выставлять к оплате отдельные компоненты услуг, например, обработку клиринговых платежей вручную (в случае отказа автоматизированной клиринговой палаты), претензионные платежи и платежи за предоставление подробной выписки.

Раздельная комиссия за обслуживание торговой точки неизбежно предоставит возможность увеличить прибыль за счет выставления в качестве отдельных сервисов тех услуг, которые ранее входили в сумму консолидированной комиссии, в частности, высоких ставок комиссии за обработку транзакций на POS-терминалах и с использованием возможностей телекоммуникационных устройств. Кроме того, некоторые эквайеры будут искать пути ухода от необходимости поддержки убыточных карточных продуктов за счет прибыльных, а также от раздельных затрат на обработку транзакций по дебетовым картам национальных платежных систем, которые на данный момент возмещаются за счет получаемой дополнительной маржи от обслуживания карт платежных систем Visa и MasterCard.

Возвращаясь к модели рынка США, обратимся к таблице 4, которая сравнивает текущую смешанную комиссию за обслуживание транзакций по кредитным картам в торговых точках ЕС со средней раздельной комиссией в США. Согласно указанным данным, ставки в США на два базисных пункта выше европейских. Если следовать модели, принятой в США, ценообразование, практикуемое эквайринговыми структурами, становится более точным, затраты переносятся вовне, на ТСП, и фактическая комиссия за обслуживание торговых точек неизбежно растет. Такой результат потенциально противоречит целям Европейской комиссии и полностью разочарует лобби ТСП.

Так кто же выиграет и кто проиграет от введения раздельного ценообразования? В таблице 5 представлены преимущества и недостатки, которые данное решение несет для эквайринговых структур и мерчантов. ТСП получат прозрачность и подробную информацию о стоимости приема платежей по картам. Прежде всего, многие мерчанты будут стремиться окончательно разобраться в новой системе ценообразования. По мере снижения размера межбанковской комиссии ТСП обнаружат снижение суммы основной комиссии MSC, однако начнут отдельно платить за сервисы, которые раньше входили в сводную ставку.

Итак, в случае введения в ЕС раздельного ценообразования европейские эквайринговые структуры понесут существенные затраты на модификацию своих систем, изменение контрактов с ТСП и донесение до них большого объема дополнительной информации.

При этом более точная информация о затратах и сама система ценообразования позволят увеличить норму прибыли эквайринговых структур и перенести на мерчантов стоимость сервисов, которые на данный момент предоставляются им бесплатно.

В результате перехода на комиссию за взаимообмен ТСП получают свободу выбора при определении принимаемых к оплате типов карточных продуктов. Так, можно отказать в приеме или завысить стоимость обслуживания продуктов с высокой ставкой межбанковской комиссии (например, корпоративных карт).

Когда все аспекты новой модели ценообразования будут определены и включены в стоимость обслуживания, реальность может оказаться таковой, что в конечном итоге мерчантам придется платить за оказываемые эквайринговые услуги больше, а не меньше. И в этом случае реальный результат окажется прямо противоположным цели разработанной регулятором инициативы!


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первая в мире массовая коммерческая эмиссия чиповых карт состоялась в США в 1986 г. (банками-эмитентами выступали Bank of Virginia и Maryland National Bank с чипами Bull CP8, а также First National Palm Beach Bank и Mall Bank – с чипами Casio)?