Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Покупка VeriFone компании Hypercom глазами экспертов

(Нет голосов)

17.12.2010 Количество просмотров 1723 просмотра

Владимир Комлев

Сейчас у меня нет возможности всесторонне прокомментировать данную сделку по слиянию крупнейших игроков терминального рынка. Однако хотел бы выразить надежду на то, что она не окажет негативного влияния на развитие POS-терминального рынка России.

Мне хочется исходить из того, что в силу долгосрочных личных контактов и связей на таком весьма специфичном и узком направлении, как поставка терминального «железа» и софтверных решений для предприятий торговли и банков, мы будем свидетелями не столько захвата одной компанией доли рынка другой и каких-то «войн», сколько синергетического эффекта от объединения двух высокопрофессиональных коллективов, что должно позитивно сказаться на развитии данного направления.

Илья Коробов

Для компании VeriFone это уже не первая сделка по поглощению игроков POS-терминального рынка. Такого рода транзакции входят в стратегию компании VeriFone на глобальном рынке. Похожая сделка была совершена несколько лет назад в отношении компании Lipman, которая в то время входила в тройку крупнейших поставщиков POS-терминалов. В этом году стало известно о том, что было поглощено подразделение по производству POS-терминалов компании Gemalto. И теперь – предстоит поглощение Hypercom. Данная сделка свидетельствует о том, что компания VeriFone собирается продолжить экспансию на различных рынках и усилить свою позицию, прежде всего, в Европе и на Ближнем Востоке. Думаю, что это и является целью сделки. В целом ее можно рассматривать как проявление общего процесса глобализации, который характерен не только для рынка POS-терминального оборудования, но и для мировой экономики. Какие-то выводы пока делать рано, потому что сама сделка завершится только во второй половине 2011г.

В любом случае уверен, что руководство VeriFone не станет принимать какие-либо резкие и необоснованные решения. Исходя из прошлого опыта, можно сделать вывод, что компания VeriFone будет стараться минимизировать любые возможные неудобства для клиентов Hypercom, сохранив максимально высокий уровень поддержки. Например, продукция Lipman после поглощения компании еще в течение нескольких лет поставлялась клиентам.

Что касается российского рынка, думаю, что соответствующие решения будут приняты в начале следующего года. Все зависит от того, какую позицию выберет компания VeriFone. Отмечу, что компания INPAS обладает всеми необходимыми ресурсами для обслуживания и сопровождения новой линейки оборудования, как аппаратной платформы, так и программного обеспечения. Но повторю еще раз: в этом решении главное значение имеет позиция компании VeriFone.

Я убежден, что консолидация, которая сейчас происходит, вызвана отчасти и тем, что компания VeriFone пытается противостоять экспансии со стороны китайских производителей как во всем мире, так и в отдельных его регионах. И эта сделка позволит VeriFone получить существенные конкурентные преимущества перед новыми производителями, которые сейчас появляются в больших количествах в Азиатском регионе.

Сергей Орешков

Это объединение, на мой взгляд, придаст позитивное движение рынку в целом. Дело в том, что Hypercom в последнее время не выпускал устройств, которые бы выделялись передовыми разработками. Тех ярких инноваций, которыми этот производитель отличался в конце 1990-х, когда я только пришел в Hypercom, за последние лет пять, а то и больше, у него уже не было. У VeriFone же, наоборот, наблюдался более инновационный настрой. В последние годы я как руководитель большой команды разработчиков программного обеспечения осматривался вокруг и думал, куда еще приложить свои усилия, потому что для меня в моей работе пропала ее технологическая инновационность. Надеюсь, в результате объединения компаний появятся совершенно новые разработки на стыке технологии традиционных POS-терминалов и беспроводных технологий, таких как NFC, для работы на рынке мобильного банкинга. У нашей команды есть большие наработки для линейки продуктов Hypercom, поэтому мы можем участвовать в интеграционном процессе.

Каким образом это будет происходить, зависит от решения, которое будет принято при объединении двух компаний. Мы можем продолжать развивать линейку программных продуктов не только для Hypercom, но и для решений VeriFone.

Для этого у нашей команды имеется вся необходимая инфраструктура, опыт и интеллектуальный потенциал. И мы готовы этим заниматься.

Что касается дальнейших перспектив по объединению участников сделки, то, как мне кажется, сценарий будет похож на аналогичное поглощение VeriFone компании Lipman. Думаю, 2011г. станет переломным, он определит дальнейшие перспективы по объединению и взаимодействию компаний. Представители VeriFone будут встречаться с клиентами Hypercom, партнерами, разработчиками и определять стратегию. В перспективе та линейка, что сейчас присутствует у Hypercom, скорее всего, будет заменена на оборудование VeriFone. Сейчас поставки будут происходить как и раньше, но в 2011г. должны будут появиться новые программные решения. Если окажется, что аппаратная платформа VeriFone значительно более продвинута и клиент, переходя на платформу VeriFone, будет получать дополнительные преимущества, то начнется миграция на новую линейку.

Компания Hypercom планировала выпуск новой линейки своих терминалов, и клиентам пришлось бы в любом случае переходить на новый модельный ряд. Теперь процесс миграции будет происходить в рамках более крупной компании, уверенно занимающей первое место в мире, и клиенты Hypercom от этого только выиграют. Кроме того, произойдет объединение маркетинговых ресурсов компаний, что позволит сократить затраты в данной сфере и тем самым еще более успешно конкурировать на рынке.

На мой взгляд, основной причиной сделки для VeriFone послужило стремление равномерно охватить различные рынки. За несколько лет VeriFone практически вытеснила компанию Hypercom с американского рынка и успешно сконцентрировала на нем свой бизнес, в то же время именно из-за этого шага VeriFone в определенной степени упустила ранее имевшиеся возможности на европейском рынке. На что Hypercom ответил укреплением своих позиций в Европе, так как этому рынку конкурентом уделялось меньше внимания.

Приобретая Hypercom, компания VeriFone добилась того, что у нее в настоящее время отсутствуют реальные конкуренты в США, и получила те регионы, в которых она не присутствовала ранее или в которых сильные позиции занимал Hypercom. Например, Hypercom успешно начала развивать свой бизнес во Франции, Испании, Германии, Восточной Европе и в ряде стран Ближнего и Дальнего Востока. Таким образом, VeriFone получает тот рынок, где она не имела сильных позиций: страны бывшего СНГ, Балтии, Восточной и Центральной Европы.

Марк Штейн

В результате объявленной сделки между компаниями VeriFone и Hypercom у клиентов сужается возможность выбора и маневра. До 2007г. клиент мог брать сравнительные таблицы и выбирать между пятью поставщиками – VeriFone, Hypercom, Ingenico, Cybernet и SAGEM Monetel.

За 3года ситуация изменилась коренным образом: на рынке POS-терминалов в России и странах СНГ осталось всего два поставщика. И это плохо для рынка! В то же время на банкоматном рынке складывается противоположная ситуация: идет расширение числа компаний-производителей. Так, кроме основной «великой тройки» производителей – NCR, Diebold и Wincor Nixdorf, на рынке появились две компании – Nautilus и GRG Banking.

В сегменте POS-терминального оборудования ситуация, напротив, осложняется, и политика VeriFone проста и логична: они, как правило, сворачивают конкурирующее производство, все, что было наработано, и производят и поставляют на рынок свои модели. Очевидно, указанные процессы повлекут за собой усиление позиций INPAS, что для российского рынка и рынков стран СНГ, скорее всего, неплохо, поскольку, если банк или процессинговая компания работает с INPAS, то клиент получает систему «под ключ»: карты, терминалы, решения. После этого слияния, на мой взгляд, Ingenico будет сложно конкурировать на нашем рынке.

С одной стороны, эксперты рынка, которые внимательно следят за ситуацией с банковскими терминальными устройствами, видят, что экспансия производителей из Китая и Кореи уже затронула российский рынок банкоматов с функцией депонирования наличных и cash-ресайклинга.

С другой стороны, я не думаю, что данная сделка вызовет экспансию компаний Азиатского региона, в частности, из Китая. Я только сейчас приехал из Азии.

В Китае, по крайней мере в тех регионах, где я побывал, до сих пор стоят POS-терминалы Nurit. Почему они не пойдут сюда? У них есть два пути. Первый – это производство клона POS-терминала, выпускавшегося в свое время компанией Lipman, например, полный клон Nurit-8010, то, что они продают сюда по 120–130 долл. за штуку. Конечно, китайская реплика называется иначе, но это 100%-ный клон. Симпатичный, но дешевый POS-терминал. Китайские производители могут, конечно, прийти сюда со своими клонами, но вопрос не в «железе», вопрос в инфраструктуре, в софте, в поддержке.

К тому же Банк России уже заявил, что в 2011г. отзовет лицензии у 200 банков. Если взглянуть на рынок, становится очевидным, что первые 300–400 банков уже «упакованы» терминалами, и в этом сегменте нет такого бума, как это было раньше. Поэтому, если рассматривать рынок в перспективе, то больших ожиданий для вновь приходящих сюда компаний-производителей я не вижу. И дело даже не в цене. Они могли бы прийти со своими POS-терминальными «клонами», такими, как китайская реплика Nurit-а, которые предлагаются сейчас транспортным компаниям. Но, если анализировать ситуацию на терминальном рынке очень внимательно и объективно, то сразу напрашиваются очевидные выводы – у китайских производителей отсутствует развитая инфраструктура. В перспективе я не вижу больших ожиданий для компаний, вновь приходящих на рынок РФ и СНГ. И дело здесь не в цене. Даже если они будут продавать свои решения на 30–40% дешевле, чем продукты VeriFone, они должны будут делать очень серьезные инвестиции.

Такие компании, как Nautilus, GRG Banking, нашли партнеров, которые этим бизнесом занимались традиционно. Причем GRG Banking не пришел на рынок с банкоматами, а вышел с депозитным модулем. У Nautilus был мощный рынок и в Америке, и в Азии. А сегодня такого рода компании, которые готовы реально продвигать на рынок новый терминальный продукт, фактически отсутствуют.

Я считаю, что сегмент мирового POS-терминального рынка, контролируемый VeriFone и Ingenico, будет поделен между ними, причем соотношение долей на рынках России и стран СНГ будет, по моему мнению, 80% на 20%.

Что касается мирового рынка, здесь усиливается позиция азиатских компаний.

Во-первых, они активно устанавливают свое оборудование на внутренних рынках региона. В Японии, например, просто отсутствуют POS-терминалы других производителей. Во-вторых, колоссальные объемы терминалов Hypercom присутствуют на рынке США и Европы. Эти терминальные устройства через 2–3 года будут менять. В связи с этим шансы VeriFone занять лидирующее положение в мире я расцениваю очень высоко.

Говоря о мировом рынке, предположу, что он, скорее всего, будет поделен в соотношении 60% – VeriFone, 30% – Ingenico, 10% – остальные.

Более того, не следует забывать, что кроме VeriFone в мире нет ни одной компании, которая в настоящее время может выдать клиентам суперPOS-терминал.

Если говорить о вертикальных рынках, возьмем, например, POS-терминальное оборудование для приема карт на АЗС.

К примеру, ЛИКАРД, это компания, которая сейчас производит свои терминалы под свои задачи. При этом не так важны комплектующие, которые они используют в производстве. Через вертикальные рынки, может быть, в Россию кто-то и попытается зайти, но я не знаю ни одной такой компании, чтобы она сегодня была на слуху.

Евгений Соловьев

Это событие не просто интересное, а без преувеличения революционное. После объединения VeriFone и Hypercom на Западе рынок POS-терминалов будет практически монополизирован. В данном сегменте останутся всего два крупнейших игрока: VeriFone и Ingenico (Sagem).

И нынешнее приобретение сделает VeriFone безусловным лидером. Для мирового рынка это в первую очередь означает увеличение прибыли VeriFone. Говорить о резком росте цен на оборудование не стоит, однако, ввиду отсутствия конкуренции, возможностей у покупателя устройств для снижения цены станет значительно меньше. Также, на мой взгляд, есть риск снижения динамики развития данного рынка. Стоит отметить, что и до этого индустрия POS-терминалов много лет подряд развивалась достаточно экстенсивно: ее участники поставляли модели с похожим функционалом. И только в последние годы стали появляться весьма интересные и разнообразные новинки, перспективные решения. Объединение VeriFone и Hypercom может сказаться на дальнейшем развитии инноваций в этой сфере. Поэтому не исключено, что подобная ситуация может спровоцировать рост популярности ряда крупных китайских поставщиков, которые давно и небезуспешно осваивают мировой рынок.

Конечно, в результате данной сделки ни терминалы Hypercom, ни сама торговая марка не исчезнут с рынка, однако, скорее всего, они будут распространяться исключительно по каналам дистрибуции VeriFone. Здесь стоит вспомнить сценарий поглощения компанией VeriFone другого известного производителя POS-терминалов: компании Lipman Electronics.

Нынешний сценарий поглощения, по всей видимости, будет сходным.

Илья Филатов

В целом сокращение основных конкурентов на рынке (а компания Hypercom – третий по величине поставщик POS-терминалов) всегда приводит к застою как в технологическом развитии, так и в ценовой политике. Учитывая, что после поглощения на рынке СНГ останется только два крупных известных российским банкам поставщика POS-терминалов (VeriFone и Ingenico), есть большая вероятность, что именно это и произойдет.

Компания VeriFone станет менее охотно идти навстречу клиенту по ценовой политике и реализации каких-либо уникальных технологических решений.

На наш взгляд, данная сделка обусловлена не какой-либо тенденцией, но продолжением компанией VeriFone своей линии экспансии на различных рынках, которая заключается в поглощении лидера на данном рынке и последующем сворачивании его продуктов, замещении их своими. Похожая сделка была совершена несколько лет назад в отношении компании Lipman, в этом году стало известно о том, что было поглощено подразделение по производству POS-терминалов компании Gemalto. И теперь предстоит поглощение Hypercom. В результате, согласно данным Nilson Repot, компания VeriFone займет лидирующее положение, обойдя по количеству установленных терминалов своего ближайшего конкурента почти на 50%.

Что же касается экспансии азиатских производителей POS-терминального оборудования на мировой и тем более на российский рынок, то считаем, что в настоящее время говорить о ней пока рано.

У данных производителей отсутствует развитая инфраструктура, как по аппаратной части, так и по программной составляющей, к чему очень требователен банковский сектор. Конечно, часть небольших банков могут задуматься и даже перейти на дешевые китайские POS-терминалы, но, по нашему мнению, подобные случаи не будут носить массовый характер.

В то же время многие крупные банки с целью снижения зависимости от вендора POS-терминалов используют в своих сетях одновременно решения двух вендоров. И если до последнего момента это были решения от VeriFone и Hypercom, то теперь перед такими банками, скорее всего, встанет вопрос о поиске нового, альтернативного компании VeriFone вендора. Что, в свою очередь, может привести к увеличению присутствия на российском рынке POS-терминалов новых компаний – поставщиков POS-терминалов.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

…первая система бесконтактной оплаты в мире была внедрена в США в 1997 г., она называлась Speedpass, использовалась на АЗС, а форм-фактором платежного инструмента был RFID-брелок для ключей автомобиля?