Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

15 непростых лет Diners Club Russia

(Нет голосов)

04.02.2011 Количество просмотров 1820 просмотров
Diners ClubВ начале декабря 2010 г. российское банковское сообщество всколыхнуло известие о банкротстве Славянского банка, расчетного банка DinersClubRussia. О причинах в различных СМИ написано уже немало. Со своей стороны, редакция журнала «ПЛАС» предпочла не продолжать данную «традицию», а взглянуть на произошедшее событие шире, оценив и спрогнозировав последствия этого громкого банкротства для рынка и дальнейшее развитие бизнеса DinersClub в России. Чтобы быть объективными, мы обратились к первоисточнику, предложив Андрею Дамаскину, президенту компании ООО «ДАЙНЕРЗ КЛАБ», поделиться с нашими читателями своим взглядом на ситуацию в целом, а также рассказать о новых проектах компании, присутствующей в России уже 15 лет.


ПЛАС: 15 декабря 2010 г. исполнилось 15 лет с момента создания компании DinersClubRussia. Как вы оцениваете основные результаты, которые удалось достичь за эти годы?

Андрей Дамаскин: Действительно, в 2010 г. компания DinersClubRussiaотметила 15-летний юбилей. Начну с того, что этот солидный по меркам молодого российского рынка возраст уже сам по себе является серьезным достижением. Компании удалось уверенно устоять на ногах на протяжении полутора десятков не самых простых в истории страны лет, и у нее самой были весьма тяжелые периоды: дефолт августа 1998-го г., мировой финансовый кризис 2008–2009 гг. и, наконец, нынешний год, ознаменовавшийся отзывом лицензии у расчетного банка платежной системы Diners Club в России Славянского банка.

Конечно же, все эти неблагоприятные факторы в той или иной мере не могли не отразиться на развитии компании, темпах роста ее бизнеса и популярность платежной системы Diners Club Int. в России. Но, тем не менее, компания продолжает свое существование и развивает свой бизнес. На данный момент у нас сложился коллектив профессионалов, которые прекрасно владеют вопросами развития продуктов, их сопровождения и, конечно же, способны эффективно решать задачи восстановления и укрепления отношений с нашими банками-партнерами и клиентами. Последнее очень важно, потому что мы действительно являемся клубом для российских держателей карт Diners Club. И наш коллектив уделяет большое внимание построению правильных взаимоотношений с конечным пользователем, то есть с держателем карты, что является значимым компонентом успеха компании и развития ее популярности на рынке.

ПЛАС: Что можно сказать о развитии такого направления, как эмиссия карт DinersClub в России?

А. Дамаскин:Эмиссия карт Diners Club в России имеет многолетнюю историю. Первая карта DinersClubInt. была выпущена в 1996 г. А в 1999 г. был запущен параллельный проект: начали выпускаться карты Diners Club, действующие только на территории России. В последующие годы оба эти проекта – эмиссия международных карт через банки-сублицензиаты и выпуск карт, действующих на территории России – продолжали развиваться параллельно. Позже, в 2007 г., Diners Club Int. порекомендовал завершить эмиссию локальных карт после чего наша компания сосредоточилась на эмиссии международных карт. При этом Diners Club Russia не только продолжила эмиссию карт через банки-сублицензиаты, но и начала привлекать банки-агенты по распространению международных карт DinersClub.

ПЛАС: Как развивался эквайринг карт DinersClub за последние 15 лет?

А. Дамаскин:Прежде всего, стоит выделить момент, что эквайринг изначально поддерживался нашим партнером – Компанией объединенных кредитных карточек (UCS – прим. ред.). Затем к развитию услуг по обслуживанию карт в торговой сети были привлечены и банки-партнеры. На данный момент эквайринговая сеть Diners Club на территории России насчитывает более 120 тыс. торгово-сервисных предприятий.

Поскольку карты платежной системы относятся к сегменту Travel & Entertainment, сеть приема карт имеет свои характерные особенности. Прежде всего, это предприятия, чья деятельность связана с предоставлением туристических услуг: гостиницы, авиакомпании, турагентства, железнодорожные кассы, рестораны, а также бутики, торговые сети, салоны проката автомобилей и другие направления розничного бизнеса, отвечающие потребностям целевой аудитории держателей карточных продуктов Diners Club. При этом наша компания отнюдь не стремится к 100%-ному совпадению покрытия сети приема с банковскими платежными системами, поскольку клиентская аудитория Diners Club Int. заметно отличается от их аудитории. Так, например, хорошо известно, что в рамках банковских платежных систем реализуются зарплатные проекты, для которых банкам необходимо обслуживать специальную целевую группу торговых предприятий, которая по определению не может быть интересна клиентам DinersClub.

ПЛАС: Какие инновационные проекты удалось реализовать DinersClubRussiaза последние годы? Какие новые сервисы, продукты, услуги были внедрены или готовятся к внедрению?

А. Дамаскин: При разработке новых программ и сервисов мы продолжаем ориентироваться на сегмент Travel & Entertainment. Карты DinersClub рассчитаны на достаточно состоятельных российских граждан, которые много путешествуют, в том числе, путешествуют семьями. Они тратят деньги в гостиницах, турагентствах, бутиках, при аренде машин. На данный сегмент клиентов ориентирована вся международная сеть приема карт. В этом же направлении развивался пакет сервисных услуг, который предлагается российским держателям карт Diners Club Int. И по аналогичному сценарию в течение минувшего года начали развиваться сервисы международных услуг и международной поддержки со стороны Diners Club Int. К сожалению, данное направление сервиса не имело должной поддержки со стороны Diners Club Int. на протяжении 5 лет, и только после приобретения компании DCI у Citigroup компанией Discovery Financial Services данный сегмент получил второе дыхание. Так, на данный момент происходит активное развитие международной поддержки клиентов со стороны Diners Club Int. по детализованным услугам. В рамках программы международной поддержки Diners Club Int. заключает соглашения со страховыми партнерами, партнерами по предоставлению консьерж-услуг и услуг аренды автомобилей, а также предприятиями гостиничного сектора. Держатель карты может воспользоваться данной программой или выбрать других поставщиков услуг: клиент волен выбирать ту гостиницу и ту компанию по аренде автомобилей, которая ему больше нравится, при условии, разумеется, что они принимают карты Diners Club Int.

В свою очередь, DinersClubRussia также разработала ряд новых интересных сервисов, которые сегодня готовятся к внедрению. К сожалению, на протяжении последних полутора лет такие проекты оставались «на бумаге». Их не удалось внедрить. Это было связано со сменой владельца одного из наших учредителей, а именно – Славянского Банка. Летом 2010 г. у Славянского Банка появился новый владелец, который не ставил в приоритет развитие платежной системы в России. В последствие, как вы знаете, Славянский Банк вообще был лишен лицензии. И те проекты, которые мы планировали к реализации в 2010 г., так и не были реализованы, потому что требовали дополнительных инвестиций, которых мы не получали. Однако мы продолжаем рассматривать эти проекты как перспективные, потому что они связаны с реализацией бонусных программ и клиентских услуг, которые мы будем предлагать в рамках новых схем выпуска карт.

И я надеюсь, что наши инициативы повысят интерес клиентов Diners Club Russia к продуктам компании.

ПЛАС: Ни для кого не секрет, что сейчас ООО «ДАЙНЕРЗ КЛАБ» переживает не самый благополучный период: в связи с отзывом лицензии расчетного банка работа системы затруднена. Чем на практике обернулось это событие для деятельности компании? Что уже сделано, чтобы минимизировать его последствия? Какова реакция различных игроков рынка?

А. Дамаскин: В связи с отзывом лицензии у Славянского Банка мы вынуждены были прекратить взаимоотношения с ним как с расчетным банком платежной системы Diners Club в России. После анализа рынка и проведения переговоров с рядом банков для исполнения функций расчетного банка платежной системы по согласованию с DCI был выбран Банк Русский Стандарт, который обладает существенным опытом по предоставлению подобных услуг для других платежных систем, в том числе для American Express. Именно этот опыт позволил достаточно оперативно и квалифицированно провести работу над договором и проработать внутреннюю методологию. В середине декабря, буквально в дату 15-летия Diners Club Russia, был подписан договор по исполнению расчетных функций Банком Русский Стандарт.

Конечно, в период прекращения расчетов после блокировки счетов Славянского Банка участники рынка испытывали понятное волнение относительно возможности проведения расчетов с торговыми точками. На этот момент ООО «ДАЙНЕРЗ КЛАБ» по мере возможности исполняло обязательства перед банками-эквайерами через свой резервный банк – Банк Сосьете Женераль Восток.

Таким образом, часть своих обязательств системе удалось исполнить в ноябре-декабре 2010 г., оставшиеся обязательства система обязательно исполнит после открытия всех необходимых корреспондентских счетов банками-партнерами системы в Банке Русский Стандарт. С 21 декабря Diners Club Int. и Diners Club Russia восстановила авторизационные каналы для приема в России карт Diners Club Int, эмитированных за границей. На данный момент, по договоренности с материнской компанией DCI, «ДАЙНЕРЗ КЛАБ» не осуществляет эквайринг карт, выпущенных российскими участниками системы в России, но после урегулирования ряда формальностей по восстановлению режима приема карт мы сможем возобновить и эти расчеты в достаточно короткие сроки.

На сегодняшний день следующие банки восстановили услуги по приему карт DCI: 1. Банк Москвы 2. Банк Русский Стандарт 3. Сбербанк (Санкт-Петербург) 4. Казкоммерцбанк 5. Мастер-Банк 6. Промсвязьбанк 7. Банк Союз 8. Банк Траст

ПЛАС: Почему, на ваш взгляд, затянулись переговоры в отношении подписания договора с новым расчетным банком?

А. Дамаскин: Промедление было связано с проведением анализа и встреч с рядом российских банков – потенциальных партнеров системы. Также заняло время согласование этого вопроса с Diners Club Int.

Как я уже отметил, со стороны самого Банка Русский Стандарт никаких затруднений не возникло: его нельзя упрекнуть ни в затягивании процесса переговоров, ни в недопонимании функционала, который ложится на расчетный банк. Все работали быстро, профессионально, и с точки зрения организации внутреннего процесса, и с точки зрения сотрудничества с банками-партнерами платежной системы.

ПЛАС: В связи с тем, что контрольный пакет системы принадлежит обанкротившемуся Славянскому Банку, не возникнет ли у компании Diners Club Russia юридических проблем с принятием важных и необходимых решений, в том числе со сменой расчетного банка?

А. Дамаскин: Со сменой расчетного банка трудностей возникнуть не должно, поскольку этот функционал находится в ведении DCI. К тому же мешать назначению нового расчетного банка не в интересах временной администрации Славянского Банка, поскольку, как только эти функции будут полностью восстановлены, будет полностью восстановлен и расчетно-платежный цикл международной платежной системы. Компания начнет выполнять свои обязательства как перед банкамиэквайерами, так и перед держателями карт. Думаю, в восстановлении таких функций и отношений с партнерами заинтересованы все стороны.

ПЛАС: Каких крупных корпоративных клиентов обслуживает сегодня Diners Club Russia? Производятся ли расчеты по их картам? Если нет, то какой выход из сложившейся ситуации нашли эти компании?

А. Дамаскин: К сожалению, расчеты по картам для корпоративных клиентов, эмитированным в России, на данный момент приостановлены. Транзакции по таким картам возобновятся только после полного восстановления функций расчетного банка и согласования начала приема карт с Diners Club Int.

ПЛАС: Как реагируют на сложившуюся ситуацию банки-эмитенты системы? Помогают ли они своим клиентам, лишившимся возможности рассчитываться по картам Diners Club? Если да, то как (открывают для них дополнительные карты других систем, закрывают счета карт DCR и выдают наличные или предлагают иные решения)?

А. Дамаскин: Банки-эмитенты по-разному отреагировали и на приостановление приема карт, и на назначение Банка Русский Стандарт расчетным банком платежной системы. Сейчас некоторые банки хотят пересмотреть взаимоотношения, установленные прежними договорами с ООО «ДАЙНЕРЗ КЛАБ». Тем не менее основная масса банков-партнеров планирует продолжать отношения с системой, а большая часть активных держателей карт Diners Club хотели бы продолжить использование карты в дальнейшем, после восстановления всех расчетных функций.

Тем клиентам, чьи карты были эмитированы Славянским Банком, предложена возможность бесплатного перевыпуска карт через партнеров системы.

ПЛАС: Какова дальнейшая стратегия Diners Club Russia с учетом возникшей ситуации?

А. Дамаскин: Инцидент в дальнейшем будет тщательно проанализирован и руководством компании Diners Club Russia, и советом директоров Diners Club Russia, а также, разумеется, компанией Diners Club Int. Естественно, будут проводиться консультации и изучаться международный опыт. Система примет дополнительные меры по защите интересов партнеров компании, банков-эквайеров и других заинтересованных лиц, направленные на то, чтобы подобная ситуация не повторилась. Полный пакет таких мер еще не составлен, но он обязательно будет разработан и принят внутри компании.

ПЛАС: Кто, по вашему мнению, будет претендовать на покупку контрольного пакета ООО «ДАЙНЕРЗ КЛАБ»? Может ли этот пакет быть распродан по частям? Какой вариант предпочтительнее для Diners Club Russia? Возможно ли приобретение компании иностранными инвесторами, например, Discovery Financial Services?

А. Дамаскин: В компании Diners Club Int.

на сегодня редка практика прямого участия в качестве учредителя структуры на какой-либо территории. Компания всегда работала либо с франчайзингами, либо с агентствами. Однако агентская форма взаимодействия предлагает ограниченную функциональность агентства, предполагающую только обслуживание карт, эмитированных за границей и используемых на конкретной территории, закрепленной за данным агентством. Права на агентскую форму взаимодействия получают только местные партнеры, чаще всего это банки, которые имеют большую эквайринговую сеть на означенных территориях. Как правило, агентства создаются в небольших странах, являющихся потенциальным пунктом маршрута поездок держателей карт Diners Club. Подразделение Diners Club в России существует на правах франчайзинга. Думаю, что изменение формы присутствия Diners Club в России не в интересах ни Diners Club Int., ни потенциального нового российского владельца Diners Club Russia. Поэтому новый владелец будет приобретать права на эквайринг и право на эмиссию карт Diners Club Int. на территории России.

На данный момент речь идет о реализации контрольного пакета акций, который принадлежал Славянскому Банку. Я думаю, что новый потенциальный владелец заинтересован во владении всеми долями компании, принадлежавшими банку, а потому размывание бизнеса среди многих совладельцев бизнеса без контрольного пакета, скорее всего, не заинтересует участников рынка.

ПЛАС: Какие уроки на будущее извлекла для себя DCR? Планирует ли система создать некую новую модель работы, которая бы гарантировала ее устойчивость и предусматривала как основной расчетный банк и резервный?

А. Дамаскин: Как показывает начало сотрудничества, платежной системе удалось выбрать более надежный расчетный банк. Наличие резервного банка прописано компанией Diners Club Int.

в политике обеспечения безопасности бизнеса на какой-либо территории, это обязательное условие функционирования DCR, и оно будет соблюдаться. Продолжит ли выполнять эти функции Банк Сосьете Женераль Восток или их возьмет на себя другой банк, и какие функции лягут на резервный расчетный банк – еще не определено. Эти вопросы будут решены, исходя из анализа произошедшего инцидента и тех решений, которые будут впоследствии приняты на основании такого анализа компаниями Diners Club Int. и Diners Club Russia, а также новым владельцем бизнеса DCR.

ПЛАС: Как быстро Diners Club Russia сможет восстановить работоспособность системы?

А. Дамаскин: Система уже начала активные работы по восстановлению. Наша эквайринговая инфраструктура постепенно восстанавливается. В ближайшее время эквайринг карт Diners Club на территории России будет полностью восстановлен теми банками, которые пожелают его восстановить. На данный момент решается вопрос с возобновлением приема российских карт в международной сети, и Diners Club Russia ведет активные переговоры с Diners Club Int. с тем, чтобы это произошло как можно скорее.

ПЛАС: Когда удастся полностью нивелировать последствия инцидента для DCR, DCI, банков, держателей и других участников рынка?

А. Дамаскин: Нельзя отрицать тот факт, что ситуация, возникшая в ноябре–декабре 2010г., достаточно сильно отразилась на имидже компании. Потребуется время и активные шаги как со стороны Diners Club Russia, так и со стороны Diners Club Int.

для восстановления прежнего уровня доверия к надежности платежной системы.

Со своей стороны мы сделали все возможное, чтобы минимизировать репутационные потери. DCR удалось частично возобновить расчеты, несмотря на отсутствие расчетного банка, что говорит о «живучести» платежной системы в ее настоящем виде.

Скорее всего, сохранится существующая схема взаимоотношений Diners Club Int. и российского франчайзинга: Diners Club Russia останется на правах компании и не будет полностью передаваться в банк, поскольку именно сложившаяся система может претендовать на жизнеспособность. Безусловно, есть моменты, которые требуют дополнительного анализа и проработки, например, усиление по резервированию и построение взаимоотношений с эмитентами и эквайерами карт Diners Club. Подробнее об изменениях в работе системы, думаю, стоит поговорить в начале II квартала 2011г.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… за тысячи лет до нашей эры и вплоть до XX века на одном из островов существовал «монетный двор»: местные жители бросали в воду листья кокосовой пальмы и подбирали их после того, как те покрывались ракушками.