Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Российская платежная индустрия: новое десятилетие, новые тенденции

(Нет голосов)

28.03.2011 Количество просмотров 1407 просмотров
Как считают эксперты, 2010 г. для карточного рынка России прошел очень ровно и динамично, без ярких взлетов, но и без провалов. Посткризисные явления отмечались все реже. Количественные показатели, включая объем эмиссии карт и число проведенных с их помощью операций, постоянно росли. Банки активно развивали каналы ДБО, внедряли проекты на базе бесконтактных технологий и другие инновационные решения. Явный интерес к российскому рынку ATM стали проявлять вендоры из Азиатского региона, в то время как рынок POS-терминалов находится под влиянием одного из крупнейших слияний. На фоне этих тенденций, по мнению экспертов, процессы по созданию Национальной платежной системы и реализации проекта Универсальной электронной карты пока не сулят крупного передела рынка и изменений в расстановке сил. С такими итогами российский карточный рынок вошел в 2011 год.

Эмиссия

По данным ЦБ РФ на 1 октября 2010 г., из 1030 зарегистрированных на территории России кредитных организаций эмиссией и/или эквайрингом банковских карт занимались 687 банков.

Из них 669 осуществляли эмиссию карт, а 616 – эквайринг.

На 1 октября 2010г. российскими банками-эмитентами было выпущено в общей сложности 137732 тыс. карт. Из совокупного объема эмитированных в России карт 122786 тыс. (89,1% совокупного объема эмиссии) пришлось на расчетные карты, 21814 тыс. (15,8%) – на расчетные карты с разрешенным овердрафтом, 9134 тыс. (6,6%) – на кредитные карты, и 5811 тыс. (4,2%) – на предоплаченные карточные продукты.

Ведущими регионами по количеству выпущенных карт традиционно остались Москва и Московская область – на их долю, по данным ЦБ РФ, приходится в общей сложности 52012512 карт, или 37,7% от совокупного объема эмиссии – и Санкт-Петербург (более 7724113 карт, или 5,6% от общей эмиссии). Перечень регионов – лидеров по объему эмиссии остался неизменным с 2009г.:

• Свердловская область (4606660 карт);

• Новосибирская область (4215405 карт);

• Краснодарский край (3659551 карта);

• Тюменская область (3626702 карты);

• Республика Татарстан (3381877 карт)

• Самарская область (3309233 карты);

• Республика Башкортостан (3190816 карт)

• Челябинская область (3128586 карт);

• Нижегородская область (2431784 карты)

По данным рэнкинга «Самые «пластиковые» банки в 1-м полугодии 2010г.», составленного РБК Рейтинг, в течение первых 6 месяцев ушедшего года российские банки продолжали наращивать количество выпущенных карт, активно внедряя их в зарплатные проекты и в проекты потребительского кредитования.

За редким исключением количество карт в обращении увеличилось у всех банковэмитентов. Крупнейшим банком по количеству карт в обращении на 1 января 2011г. оставался Сбербанк России, эмитировавший свыше 50 млн карт, при этом в течение 2010г. банк ежемесячно эмитировал около 1,5 млн новых карт.

Самой популярной платежной системой осталась Visa. Именно карты этой платежной системы присутствуют практически во всех банках в наибольшем количестве.

По данным Visa Inc., на 30 июня 2010г. российские банки выпустили около 70млн карт этой платежной системы. «Если посмотреть только на статистику, то получается, что на каждого второго россиянина приходится по карте Visa», – отметил гендиректор Visa по России, странам СНГ и Юго-Восточной Европы Стивен Паркер (Steven Parker).

Помимо количества карт, одним из важнейших качественных показателей является активность их использования: по итогам на 30 июня 2010г. общий оборот по картам Visa составлял 61,5 млрд долл. Число торгово-сервисных точек в России, принимающих карты Visa, превысило 331 тыс.

Из общей тенденции несколько выбиваются Сбербанк России, Ренессанс Капитал, Хоум Кредит, Русь-Банк, Совкомбанк, Левобережный, Далькомбанк и Центр-инвест (данные по топ-50 крупнейших эмитентов), отдающие предпочтение системе MasterCard.

По данным ЦБ РФ, в течение III квартала 2010г. по картам российских эмитентов и нерезидентов на территории России и за ее пределами было проведено 783,3 млн операций на общую сумму 3161,8 млрд руб. Из общего количества операций, проведенных по картам российских банков в III квартале 2010г., на долю операций по снятию наличных пришлось 523,1 млн транзакций объемом 2817,7 млрд рублей (или 89,1% совокупного объема проведенных по картам российских эмитентов операций), и на долю операций по оплате товаров и услуг 260,3 млн операций на общую сумму 344,1 млрд руб.

Эквайринг

На протяжении всего 2010г. в России сохранялась тенденция к развитию эквайринговой инфраструктуры. К 1 октября 2010г., по данным ЦБ РФ, количество установленных на российском рынке банкоматов* составило 148 911 устройств, из них 92 494 оснащено функцией выдачи наличных, 75 752 ATM – функцией приема наличных. Однако, как полагают эксперты рынка, в своих данных ЦБ РФ учитывает не только непосредственно ATM, но и информационные киоски, оснащенные функцией депонирования наличных. По независимым оценкам, общее число ATM на российском рынке составляет порядка 80–85 тыс.

В число регионов, обладающих наибольшим количеством инсталлированных банкоматов, вошли Москва и Московская обл. (33 802 банкомата), Санкт-Петербург (7689), Ростовская обл. (6899), Краснодарский край (6014), Татарстан (5036), Самарская обл. (4654), Тюменская обл.

(4563), Свердловская обл. (4467), Красноярский край (3629), Иркутская обл. (2934), Челябинская обл. (2834), Башкортостан (2825), Новосибирская обл.(2390), Пермский край (2271), Ставропольский край (2055) и Волгоградская обл. (2022).

Согласно результатам подготовленного агентством РБК.Рейтинг рэнкинга банковлидеров по количеству банкоматов по состоянию на 1 июля 2010г., а также данным журнала «ПЛАС», самой разветвленной сетью собственных банкоматов и платежных терминалов в России обладают Сбербанк России (на 1 января 2011г. насчитывал 25934 собственных банкомата по России), ВТБ24 (4315 ATM) и Банк Русский Стандарт (3572 банкомата и платежных терминала на 1 января 2011г.).

Наиболее разветвленные сети банкоматов в Москве, помимо Сбербанка России, имеют «Мастер-Банк» (более 1,3 тыс. ATM), «Банк Москвы» и «Райффайзенбанк».

Совокупное количество POS-терминалов, установленных в ТСП России, достигло 406484 устройств, из которых 106838 (свыше 26%) приходится на Москву и Московскую область. В пунктах выдачи наличных (ПВН) установлено 90019 POSтерминалов, а число электронных терминалов удаленного доступа составило 11329. Количество импринтеров, установленных в ТСП, составило 46801, в ПВН – 4387. Таким образом, из совокупного объема эквайринговой сети российского рынка 21,1% устройств пришлось на банкоматы, 7,2% – на импринтеры и 71,7% – на электронные терминалы.

Следует отметить, что 2010г. ознаменовался развертыванием на территории России первого в стране отечественного производства широкого модельного ряда оборудования для приема карт международных платежных систем под брендом YARUS*.

Желающие ознакомиться с полной версией обзора по эквайринговому рынку России могут связаться с Константином Гризовым, директором по развитию бизнеса, по телефонам или e-mail, указанным в печатной версии журнала и на web-сайте www.plusworld.ru.

Тенденции и перспективы. Эмиссия

С точки зрения ведущих экспертов, опрошенных редакцией в ходе подготовки обзора, 2010 г. прошел достаточно ровно, без явных взлетов и провалов на карточном рынке. Рынок достаточно динамично развивался, расширялся спектр и объем предлагаемых продуктов, появлялись новые игроки, выводились на рынок новые услуги и продукты.

Одним из основных событий на карточном рынке России в 2010г. эксперты называют преодоление последствий экономического кризиса. «Данный год показал значительный рост как количества, так и объема операций по картам, как в разделе эмиссии, так и в сети эквайринга. Особенно бурный прирост транзакций был отмечен в сфере интернет-эквайринга», – прокомментировал Алексей Голенищев, начальник управления взаимодействия с платежными системами Альфа-Банка.

В 2010 г. российскими банками были запущены и активно развивались различные карточные проекты в области эмиссии, реализовано большое число новых ко-брендовых продуктов, особым интересом среди которых пользовались ко-бренды с операторами сотовой связи и, уже традиционно, с авиакомпаниями («Кукуруза» MasterCard от Евросети, S7 PRIORITY – Visa – Альфа-Банк и т. д.). Большое число регионов и банков заинтересовались выпуском многофункциональных социальных карт: РСП «Золотая Корона» реализовала проект в Новосибирской обл., Сбербанк России – в Саратовской области, УРАЛСИБ – в Башкортостане, Сбербанк России – в Республике Чувашия, Краснодарском крае, и т. д.

Банки активно продолжали развивать такое популярное в 2009 г. бизнес-направление, как премиальный сегмент.

На протяжении 2010 г. значительно увеличилось количество банков, предлагающих карточные продукты премиального сегмента. В 2010 г. в России были эмитированы первые элитные карты, материалом для которых послужили драгоценные металлы и камни: компания «Rosan Diamond» изготовила для Московского Кредитного Банка карты Visa Infinite, инкрустированные бриллиантами и платиной, а банк Петрокоммерц с помощью компании INPAS эмитировал карту Visa Infinite, украшенную бриллиантами и инкрустированную золотом. Кроме того, MasterCard презентовала на российском рынке карту World MasterCard Black Edition с технологией бесконтактных платежей PayPass.

В 2010 г. к выпуску данной карты приступили Барклайс Банк и Альфа-Банк, а уже 1 марта 2011 г. о начале эмиссии объявил также Райффайзенбанк.

Тенденции и перспективы. Эквайринг

Заметной тенденцией прошедшего года стало продвижение на российском рынке платежной системы China UnionPay. В частности, в течение 2010г. целый ряд российских банков – «Центр-инвест», МБРР, Альта-Банк, СИББИЗНЕСБАНК, АлефБанк, Балтийский Банк Развития, Юниаструм Банк, ПромСервисБанк, «ИНТЕРКОММЕРЦ» и Банк «Кедр» – приступил к обслуживанию карт China UnionPay в сетях своих ATM. Первыми предприятиями, с которыми была достигнута договоренность о приеме карт CUP, стали сети магазинов «Спортмастер» и «Адидас».

Это стало возможным благодаря вступлению в силу договора между процессинговой компанией UCS, НКО ОРС, членами которой являются указанные банки, и платежной системой China UnionPay.

Договор предусматривает прием карт CUP в предприятиях торговли и ATM, подключаемых UCS, наравне с картами других международных систем.

В России также появился уже второй по счету банк-эмитент карт China UnionPay – Далькомбанк (Хабаровск), получивший в 2010г. статус принципиального члена платежной системы. Первым эмитентом карт CUP в России стал Еврофинанс Моснарбанк, приступивший к выпуску рублевых ко-брендинговых карт с логотипами China UnionPay и Union Card летом 2008г., в преддверии XXIX летних Олимпийских игр в Китае.

Ряд опрошенных в ходе подготовки обзора экспертов отметили такую заметную тенденцию 2010 г., как продолжение постепенного передела рынка эквайринга в пользу крупных банков-эквайеров. Одним из свидетельств справедливости данного вывода можно рассматривать такое событие, как реализация сетью ресторанов быстрого питания McDonald’s совместного проекта по приему карт с одним из крупнейших российских розничных банков – Банком Русский Стандарт.

Как отмечает Елена Свалова, генеральный менеджер VeriFone Россия и СНГ, «события на российском карточном рынке отражали, по моему мнению, мировые тенденции, а именно: рост платежей по картам в сегментах, где традиционно доминировали наличные деньги. Все больше мелких торговых организаций, индивидуальных предпринимателей готовы принимать оплату по карте: предприятия бытовых услуг, фаст-фуды, такси, даже стадионы и некоторые киоски оснащаются инфраструктурой для принятия безналичных платежей».

Продолжилась активная реализация проектов по интернет-эквайрингу, в рамках которых пассажирам железнодорожных и авиаперевозчиков была предоставлена возможность оплатить билеты с помощью банковской карты (как правило, Visa и MasterCard) на web-сайте перевозчика.

Проекты Национальной платежной системы и Универсальной электронной карты

Значительным событием 2010г. специалисты называют завершение разработки ряда законодательных актов, касающихся перспектив создания в России Национальной платежной системы, и их обсуждение в Госдуме РФ и Правительстве РФ.

Законопроект о Национальной платежной системе был ожидаем (его разработка началась еще в 2008г.) и востребован участниками рынка, поскольку, как предполагалось, четкое определение «правил игры» будет способствовать структурированию и развитию рынка платежей. Однако большинство экспертов рынка считают разработанные законодательные акты достаточно компромиссными, не способными произвести революционных изменений на российском карточном рынке.

«На российском рынке пластиковых карт чудес не произошло. Начавшиеся в конце 2009 г. долгие и многообещающие разговоры о создании НСПК (Национальной платежной системы пластиковых карт), как у нас принято, закончились ничем. Видимо, государство так и не поняло, зачем ему нужна национальная платежная система. Зато, судя по сведениям, просочившимся через WikiLeaks, угрозу своим интересам от создания НСПК хорошо поняли международные платежные системы, пытавшиеся или планировавшие оказывать давление на российское правительство через Госдеп США», – комментирует И.Голдовский, генеральный директор компании «Платежные Технологии».

Что касается вопроса, будет ли способна НПС изменить в будущем ландшафт российского карточного рынка, – ответ здесь зависит от того, какие силы будут стоять за претворением в жизнь положений этого законопроекта. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что к радикальным потрясениям рынка реализация проекта навряд ли приведет.

Максимум, чего можно ожидать, – некоей сегментации, разделения внутрироссийских платежей и платежей, которые обеспечиваются картами международных платежных систем.

Несмотря на определенный оптимизм, с которым был встречен проект Универсальной электронной карты (УЭК), многие эксперты относятся с достаточной долей скептицизма к данной программе.

В учредители компании «Универсальная электронная карта», созданной на обломках ОАО «Сберкарта», вошли банки Сбербанк России, УРАЛСИБ и АК БАРС.

Главное назначение компании – создание УЭК, являющейся, в том числе, основным инструментом доступа к госуслугам. Однако, как полагают эксперты, каким образом создание инструмента доступа к госуслугам связано с банками, можно только догадываться: то ли сработал известный принцип «кто первый встал, того и тапки», то ли в головах наших чиновников смешались понятие «карты» и «банки», то ли гремучая смесь понятий «национальная платежная система», «социальные приложения», «государственные услуги», озвученных в свое время президентом РФ, трансформировалась в их сознании именно таким образом.

«В рамках проекта УЭК его участники до сих пор не определились, какой именно продукт будет продвигаться под этим звучным именем – средство идентификации/аутентификации в системе предоставления госуслуг, платежное приложение, набор социальных приложений или же «все в одном флаконе». До тех пор, пока идеология проекта (следовательно, и его коммерческая и технологическая база) не будет четко сформулирована, его риски для большинства потенциальных участников будут неопределенно большими. УЭК будет проектом нескольких крупных банков, продвигаемым в основном за счет политического ресурса», – считает Андрей Грачев, независимый эксперт.

Однако такого мнения придерживаются далеко не все опрошенные в ходе подготовки обзора специалисты. Так, ряд экспертов считает, что создание УЭК – смелое и своевременное решение, которое в случае успеха будет иметь множество позитивных последствий для участников рынка. При всей технической сложности реализации проекта его преимущества для граждан очевидны, при условии равномерного развития инфраструктуры приема карт во всех регионах России. Более того, этот проект рассматривается и в качестве однозначного стимула роста емкости POS-терминального рынка в России.

«Проект УЭК по своей постановке современен и востребован. По своим функциональным и количественным характеристикам он, безусловно, относится к разряду больших информационных систем, построение которых требует не только усилий и специального финансирования, но и разработки сложных технических решений и особого управления проектом, более сложного, чем при разработке даже космических систем, так как здесь мы сталкиваемся с мощнейшим влиянием социально-психологических особенностей нашей действительности», – соглашается и Юрий Товб, генеральный директор группы компаний КАРТХОЛЛ.

Технологии

Ярких технологических прорывов на российском рынке в прошедшем 2010г. отмечено не было. «Все уже используемые на российском рынке решения – бесконтактные платежи, мобильный банкинг, приложения для мобильных устройств – появились несколько лет назад. В качестве определенного итога ушедшего года можно отметить тот факт, что все эти решения уже вышли из стадии пилотных проектов и были запущены в коммерческую эксплуатацию», – отмечает Андрей Грачев, начальник отдела сопровождения пластиковых карт департамента IT банка BNP Paribas.

Были запущены и развивались проекты в области мобильной и электронной коммерции. Многие российские банки внедрили системы мобильного банкинга, а также разработали и предложили своим клиентам мобильные приложения для пользователей коммуникаторов и смартфонов на базе всех ведущих операционных систем. Уже имеющиеся в России системы мобильного банкинга, пока еще достаточно ограниченные по функционалу, обрастали дополнительными опциями и возможностями. Получил распространение способ оплаты по кредитной карте с помощью мобильного телефона.

Очень много интересных проектов реализовано в сфере интернет-коммерции.

Так, по данным Торгово-промышленной палаты (ТПП), за последние 10 лет рынок удаленной торговли в России вырос почти в 20 раз и в 2010г. достиг объема в 394 млрд рублей. Большую часть рынка составляла интернет-торговля, объем которой, по итогам прошлого года, оценивается в 192 млрд рублей. Однако, несмотря на существенный рост, удаленная торговля в России, по данным экспертов, примерно в 1,5 раза отстает от мирового уровня.

Системы интернет-наличности значительно расширили не только перечень провайдеров, услуги которых можно оплатить с их помощью, но и число пунктов ввода/вывода средств на электронные кошельки (банковские и независимые сети платежных терминалов, ATM, системы интернет- и мобильного банкинга, ритейловые сети операторов сотовой связи и т.д.).

Одним из громких достижений года стало объединение в рамках одной системы двух разных способов оплаты – интернеткошелька и банковской карты – и массовая реализация российскими банками проектов в этой области. Данный шаг позволил пользователю не только выбрать удобный для него в данный момент способ оплаты, но и осуществлять ввод/вывод средств из системы электронной наличности на счет банковской карты.

Ряд экспертов сходится во мнении, что в прошедшем году и платежные системы стали уделять гораздо больше внимания именно проектам в области электронной и мобильной коммерции. Однако о бурном развитии данного сегмента в 2010г. речи пока не идет.

Среди технологий хитом ушедшего года специалисты называют бесконтактные платежи. В 2010г. на российском рынке, как и во всем мире, отмечен рост интереса к бесконтактным платежным инструментам. Например, в Европе за 2010г. значительно выросла доля платежей с помощью бесконтактных карт, лидерами по внедрению технологии среди европейских стран по итогам года стали Великобритания, Италия, Польша и Турция. «У VeriFone есть повод для гордости: мы запустили в России свой первый масштабный бесконтактный проект в сети ресторанов быстрого обслуживания», – отмечает Е.Свалова.

В 2010г. на российском рынке была выпущена первая карта MasterCard PayPass, эмитентом выступил Московский Индустриальный банк. Затем ко-брендовая карта PayPass была запущена в рамках совместного проекта MasterCard Worldwide, АК БАРС Банк и «Друг компании» (Казань).

В 2011г. оснастить терминалами PayPass торгово-сервисные точки, принимающие карты к оплате, намерен банк ВТБ24.

За последнее время банки уже реализовали ряд транспортных проектов на базе технологии NFC, в рамках которых на банковских картах размещалось транспортное приложение Московского метрополитена. Транспорт, как городской общественный, так и такси, до сих пор остается одним из сегментов, где доминируют наличные деньги.

Однако итоги анонсированных МТС и Мегафоном проектов по оплате проезда в метро с использование мобильных NFCтелефонов не вызвали пока оптимизма и громких откликов. «Приезжающие в Россию иностранные специалисты удивляются такому повышенному интересу к этой технологии у нас в стране. И действительно, складывается впечатление, что Россия сейчас внедрит технологию NFC и сразу станет инновационной державой в глазах всего прогрессивного человечества. Но результаты реализации первых NFC-проектов МТС и Мегафоном не вызывают ничего, кроме улыбки. В этих проектах отсутствует самое главное – удаленное управление контентом элемента безопасности телефона. Именно ради отработки этого центрального элемента любой экосистемы NFC-платежей в мире было запущено более 150 пилотных проектов.

Похоже на то, что участники наших проектов хотели в очередной раз проверить, будут ли по стандартизованному радиоинтерфейсу передаваться данные. Это ничего, что во всем мире уже давно знают ответ. К сожалению, иначе оценить результаты реализованных проектов не получается», – констатировал И.Голдовский.

Данные тенденции, по предположению специалистов, будут активно развиваться и в наступившем 2011г. Так, наступивший 2011г. ряд экспертов считает по-настоящему важным для NFC как для технологии, так как большинство производителей мобильных телефонов (Apple, Nokia, Research in Motion и т.д.) объявили о своих планах поддерживать NFC в своих аппаратах. Это значит, что пользователи смогут загружать на телефон свои кредитные и другие карты (карты лояльности, социальные, транспортные карты и т.д.) и использовать телефон для оплаты, просто приложив его к считывателю.

Сегодня технологию NFC поддерживают, например, такие популярные и широко распространенные во всем мире решения, как VX Evolution от VeriFone.

«Попытка МТС реализовать в метрополитене пилотный проект является правильным ходом, который даст оператору возможность опробовать технологию на обширной аудитории пользователей услуг самого метрополитена. Будущее – за мобильными приложениями, за мобильной коммерцией. Мобильный телефон может стать таким своеобразным мини-банком, который всегда рядом с клиентом, мобильным каналом доступа к всевозможным сервисам. И чем богаче телефон будет оснащен какими-то услугами, сервисами и опциями, тем лучше – телефон может быть использован не только как удаленный канал доступа, но и как банковская карта для оплаты товаров и услуг, а также и как некое средство идентификации и аутентификации клиента. Все эти проекты интересны, и за ними большое будущее», – считает А.Голенищев.

Не менее интересным и потенциально перспективным направлением как для рынка розничных продаж, так и в сегментах, где скорость транзакции имеет решающее значение, например, точек быстрого обслуживания или общественного транспорта, специалисты назвали проведение микроплатежей бесконтактным способом.

Оборудование, сервис

Если рынок эмиссии и эквайринга уже практически не ощущает на себе влияния посткризисных явлений, то рынок эквайринговых устройств, по мнению экспертов, еще только на пути к восстановлению.

«Кризис уходит в прошлое, но пока еще очень медленно. Показатели российского сегмента банкоматных сетей и устройств самообслуживания на конец 2010г. еще не достигли уровня показателей первой половины 2008г. Таких темпов роста, которые наблюдались за 1–1,5 года до кризиса, рынок еще не достиг.

Наша компания ощущает эти изменения в рамках практически всех реализуемых проектов по поставке банковского оборудования, за исключением, может быть, проекта со Сбербанком России.

В кризисный и посткризисный период только он не сократил объема закупаемых устройств банковского самообслуживания. Среди остальных участников российского банковского рынка такой активности пока не наблюдается», – отмечает Константин Слащев, председатель совета директоров HENDZ Holding.

Фактически крупнейшими заказчиками новых устройств банковского самообслуживания на российском рынке являются Сбербанк России и ВТБ24, которые в 2010г. значительно расширили свою инсталляционную базу. При этом, по оценкам экспертов, соотношение банкоматов с функциями cash-in и cash-out, установленных этими банками, составляет приблизительно 50/50. Все остальные банки в прошедшем году ограничивались закупками партий устройств объемом, не превышающим несколько десятков устройств.

При этом, несмотря на то что за период с 1 октября 2009г. по 1 октября 2010г. число банкоматов с функцией приема наличных выросло с 21 771 до 75 752 устройств (на 348%), опрошенные в ходе работы над настоящим обзором эксперты говорят о наметившейся в 2010 г. тенденции по снижению темпов прироста ATM, оснащенных функцией cash-in, и постепенной их замене на терминалы по приему платежей.

Так, например, Банк Русский Стандарт приобрел у «Евросети» сеть платежных терминалов, насчитывающую порядка 2 тыс. устройств. Продолжит свое развитие и тенденция, в рамках которой сети платежных терминалов, такие как QIWI и «Элекснет», продвигают услуги по погашению банковских кредитов с использованием своих сетей. Для банка, активно выдающего потребительские кредиты, это является хорошей альтернативой развития и диверсификации собственной сети каналов удаленной коммуникации с клиентом.

Эксперты считают, что такое направление, как замена старых моделей устройств банковского самообслуживания на новые, в наступившем 2011г. массового характера еще не примет. «Процесс замены устаревших моделей банкоматов на новые на российском рынке идет, но не в тех объемах, которые интересны крупному вендору, – 200–300 устройств», – считает К.Слащев.

Ситуация в данном сегменте рынка начнет меняться к лучшему в наступившем 2011г. Предполагается, что рынок банковского оборудования будет развиваться как в направлении расширения инсталляционной базы, так и в направлении смены устаревших моделей устройствами нового поколения. Предпосылкой этому является, прежде всего, наблюдаемый в 2010г. значительный рост объемов потребительского кредитования, которое предусматривает создание разнообразных каналов погашения кредитов, в том числе и каналов самообслуживания.

Такой процесс на рынке, как установка банкоматов с функцией cash-ресайклинга, в 2011г. будет продолжать носить не массовый, а скорее исследовательский характер. Во-первых, вопрос о правомерности использования таких устройств на российском рынке окончательно не урегулирован с ЦБ РФ. Во-вторых, продвижение таких устройств на рынке будет зависеть от того, насколько они эффективны с точки зрения самого бизнеса.

Ресайклинговые устройства используются для сокращения количества инкассаций, проведение которых на российском рынке уже сегодня обходится довольно дорого. Иными словами, речь идет о минимизации одной из наиболее затратных статей банкоматного бизнеса. Дополнительным стимулом для массового развития данного направления на рынке может стать повышение в России тарифов на инкассацию. Так, если в Европе средняя стоимость инкассации составляет 2%, то в России – 0,5% от инкассируемой суммы, но эта разница может в обозримом будущем постепенно нивелироваться с учетом постепенного ухода банков от ныне используемых демпинговых тарифов на ряд предлагаемых клиентам сервисов.

По оценке Эдуардаса Вайгаускаса, гендиректора Banking Equipment (HK) Co., «начавшееся движение в сфере самоинкассации может создать принципиально новый сегмент рынка использования оборудования банковского самообслуживания и банковского отделения в корпоративном сегменте».

С другой стороны, как отмечают эксперты, стоимость самих ресайклинговых аппаратов значительно (на 30%) выше стоимости многофункциональных банкоматов в связи с тем, что на данной линейке оконечного оборудования используется совсем иная технология. Поэтому в 2011г. будут реализованы лишь некие точечные проекты, и установка таких устройств будет, естественно, производиться только в местах, где это жизненно необходимо, а массовой установки, производимой в соответствии с какими-то бизнес-факторами, мы в наступившем году, скорее всего, еще не увидим. Основными инициаторами реализации данных проектов в 2011г., по нашим данным, должны стать несколько ведущих российских банков.

На рынке сервисных услуг в 2010г. ситуация складывалась следующим образом: в отличие от сектора продажи банкоматов, объем услуг значительно не уменьшился.

Сервис необходим всегда, поэтому в данном секторе рынка такого явного падения после кризиса, как в сферах продажи устройств, не наблюдалось. Кроме того, банки все чаще осознают, что сервис необходим и что заниматься сервисным обслуживанием своих устройств оптимально не собственными силами, а силами профессиональной компании-аутсорсера. Именно эта тенденция стала одной из наиболее явных и быстрорастущих в 2010г.

Параллельно с этим набирала силу и другая положительная тенденция, в рамках которой банки пользовались услугами единого поставщика сервисных услуг, передавая ему на аутсорсинг все свои устройства самообслуживания, не только банкоматы, но и информационные киоски разных вендоров и поставщиков. Ярким примером такой политики на рынке стал Сбербанк России, который, проводя тендеры на сервисное обслуживание, включал в условия тендера максимальное количество устройств разных вендоров, дополнительные услуги и предлагал участникам конкурсов давать комплексные предложения.

Немаловажен и тот факт, что спектр сервисных услуг стал намного разнообразнее. Например, раньше практически не предлагалось SLM – постоянное эксплуатационное сопровождение банкоматов, включающее в себя практически все услуги, помимо ремонта и запчастей. Как показывает мировой опыт, практически треть причин простоя банкоматов связана именно с вопросами SLM: закончилась бумага, банкомат «завис» и требует перезагрузки, другие мелкие причины, очень серьезно снижающие показатель общей доступности банкоматной сети.

Как прогнозирует К.Слащев, «в 2011г. эта тенденция будет активно развиваться, поскольку потребность в услугах, связанных с постоянным эксплуатационным сопровождением, непрерывно растет».

По прогнозам Э.Вайгаускаса, «в 2010г. российская банковская индустрия начала более четко делить банкоматную стратегию на «канал сервиса клиентов» и «профит-центр». В последнем случае развитие и поддержка канала самообслуживания происходит, если этот канал является прибыльным. Мне известны российские банки, которые сознательно демонтируют свою банкоматную сеть из-за ее экономической убыточности. Еще большее количество российских банков осуществляют оптимизацию свой сети банкоматов, отказываясь от устаревших, изношенных машин, а также невыгодного места установки устройства.

Мне кажется, российский рынок банковского самообслуживания несколько законсервировался на достаточно низком техническом уровне. Биометрические решения, бесконтактные карты, ресайклинг – это технологии, практически неизвестные сегодня на российском рынке, по крайней мере на уровне их массового использования. Думаю, именно в этих областях вендоры, которые примут решение выйти на этот рынок, и будут пробивать себе дорогу к успеху.

2010г. примечателен еще и тем, что ведущие вендоры устройств банковского самообслуживания – Wincor Nixdorf и Diebold – окончательно расстались с ориентацией на непрямой канал продаж. Причем произошло это чисто по-русски – не путем аквизиции, как это принято в большинстве стран, а при помощи разрушения этого канала. Хорошо заметно, что пострадали от этого обе стороны – и сами вендоры, и их партнеры. Выиграли от этого в основном NCR, «пришельцы» и, как ни странно, клиенты – за счет появившейся возможности еще большего ценового давления непосредственно на вендоров. Что интересно, не успел еще развеяться дым на развалинах партнерских структур WN и Diebold, как оба вендора кинулись заново создавать новые партнерские структуры, так как вдруг поняли, что в такой стране как Россия без партнеров плохо. В свою очередь, бывшие партнеры тоже кинулись создавать...

конкурирующие структуры. Вот и верь после этого в так называемую «западную рациональность…» Рынок платежных технологий развивался в прошедшем году очень динамично. Появление новых продуктов и решений связано, по мнению специалистов, с растущей зрелостью рынка и диверсификацией предложения со стороны поставщиков. «Что касается POS-терминального рынка, то для VeriFone Россия и СНГ это был год беспрецедентного роста, когда продажи возросли на 60% по сравнению с результатами предыдущего года», – отмечает Е.Свалова.

«2010г. показал динамику применения новейших технологий и в производстве POS-терминалов: бесконтактные ридеры, технологии передачи транзакционных данных в сетях 3G и 4G, увеличение объема памяти терминального оборудования», – считает Марк Штейн, директор департамента продаж в России и СНГ компании «БПЦ Банковские Технологии».

Однако сегодня, по мнению специалистов, рынок России и постсоветского пространства еще далек от насыщения POS-терминальными устройствами.

Предполагаемый рост продаж в данном сегменте в 2011 г. составит 20–25%.

Спрос на POS-терминалы будет стимулировать активный рост малого бизнеса, проведение в Сочи Олимпиады 2014 г. и Чемпионата мира по футболу 2018 г. в Москве, в свете которых запланирована постройка сотен отелей, а также внедрение УЭК и автоматизация оплаты проезда на общественном транспорте.

Безусловным лидером рынка оборудования для персонализации карт оставалась компания Datacard. Не менее известный поставщик персонализационного оборудования – ГAMMA-КАРТ – в 2010г. заключила ряд интересных и перспективных договоров с крупными клиентами, а также получила статус лучшего дистрибьютора в России и регионе СЕМЕА. Вместе с тем интересные изменения на российском рынке персонализационного оборудования могут произойти с учетом активизации присутствия компании MATICA. В частности, в России был создан и приступил к работе MATICA SERVICE CENTER, оказывающий техническую поддержку и располагающий обширным складом запасных частей и базовых моделей термопринтеров, что позволяет организовать как экономичную, так и срочную поставку. Изменилась партнерская политика компании, в результате чего удалось разорвать традиционную ситуацию, когда конкуренция шла между партнерами MATICA, а не компании MATICA с другими вендорами, оперирующими на территории РФ, организовать эффективное продвижение продуктов компании на рынке и конкуренцию с ведущими производителями персонализационного оборудования. Помимо этого, MATICA запустила в России маркетинговую программу, в рамках которой компания компенсирует клиентам стоимость оборудования Datacard моделей 7000 или 9000 при покупке ими новой системы MaticaS7000.

Интересно, чем ответят на такое изменение политики MATICA другие ведущие вендоры персонализационного оборудования – Datacard и CIM – с учетом последних изменений в этих компаниях.

Расстановка сил на рынке. Консолидация

Процессы консолидации, укрупнения – как на банковском рынке, так и на рынке производителей терминального оборудования – шли в 2010г. перманентно.

В современных условиях на банковском рынке выживают сильные, развитые структуры, банки с более разветвленной сетью, обширной клиентской базой, и т.п. В этой связи одним из ярких событий на рынке прошлого года стала очередная попытка создания в России весьма перспективного (если этот проект будет реализовываться, исходя из бизнес-приоритетов) и масштабного игрока – банка на базе инфраструктуры «Почты России». В частности, им в этот раз стало намерение ВЭБ, Связь-банка и ФГУП «Почта России» образовать Почтовый банк, который призван занять достаточно прочные позиции на российском рынке банковского ритейла.

Среди процессов консолидации, доминировавших на рынке, можно отметить продолжающийся процесс по объединению банками своих сетей ATM, что приводит к снижению стоимости операций для клиента.

В 2010г. мировой рынок POS-терминалов наблюдал одно из крупнейших в своей истории слияний – покупку компанией VeriFone компании Hypercom. В связи с этим шансы VeriFone занять как на мировом рынке, так и на рынке СНГ и России лидирующие, а в ряде регионов – и доминирующие позиции, эксперты оценивают как очень высокие.

«Продолжающиеся процессы консолидации являются результатом растущей необходимости значительных инвестиций в научно-исследовательские разработки и сертификации с целью обеспечения соответствия продуктов и решений последним требованиям PCI и множеству локальных требований в области безопасности. Кроме того, крупные компаниипроизводители POS-терминального оборудования приобретают со временем преимущество эффекта масштаба, что позволяет сократить затраты в производстве, в то время как более мелкие производители не имеют такой возможности.

Для последних сегодня, на мой взгляд, варианты стратегии выживания могут быть следующие: продажа своего бизнеса более крупному вендору; работа в узких нишевых сегментах и на специфических региональных рынках (Корея или Китай); наконец, просто уход из POS-терминального бизнеса», – уверена Е.Свалова.

Однако, по мнению специалистов, в целом сокращение основных конкурентов на рынке всегда приводит к застою как в технологическом развитии, так и в ценовой политике. Учитывая, что после поглощения на рынке СНГ останется только два крупных известных российским банкам поставщика POS-терминалов (VeriFone и Ingenico), есть большая вероятность, что именно по такому сценарию будут развиваться события.

В 2010г. изменилась расстановка сил на рынке устройств банковского самообслуживания. Ведущие вендоры ATM приняли и начали реализовывать на российском рынке курс на организацию прямых продаж. Этот шаг привел к увеличению числа основных конкурентов в России: так, к началу 2011 г. Nautilus Hyosung занимала на рынке страны уже достаточно уверенные позиции, а GRG Banking объявила о своих планах приступить к активному продвижению продукции в самое ближайшее время.

Эксперты не исключают, что в ближайшие месяцы попытки выхода на российский рынок будут делать еще несколько крупных вендоров.

Как оценивает ситуацию Э. Вайгаускас, «на рынок выходят игроки из Кореи и Китая. Не исключено, что за ними последуют и производители из Японии. Их приход не обязательно будет связан со значительным обострением конкурентной борьбы в плоскости ценообразования, скорее всего, они принесут новые технические решения, сделают их более доступными для клиентов. Мне кажется, что сегодня российский рынок банковского самообслуживания несколько законсервировался на достаточно низком техническом уровне. Думаю, именно в этих областях новые вендоры и будут пробивать себе дорогу к успеху».

Вместо послесловия

Вместе с тем отмечались и другие события – так и не состоявшиеся в 2010г. реальные выходы на российский рынок ряда ожидавшихся поставщиков – тех компаний, которые в предыдущие годы, включая 2009г., вели активный зондаж ситуации на рынке и изучали возможные перспективы работы.

Однако это уже темы отдельных исследований и обзоров, о результатах которых мы продолжим регулярно информировать аудиторию журнала «ПЛАС».

Банки и компании, которые заинтересованы в подготовке для них соответствующих исследований по конкретным направлениям, могут ознакомиться в Департаменте маркетинга компании «Рекон» с планами на 2011 г.

И конечно, мы приглашаем представителей банков, IT-компаний, компанийоператоров, работающих в сфере массового обслуживания клиентов, включая операторов мобильной связи, ритейловых сетей, автозаправочного рынка, общественного транспорта, авиакомпаний, железнодорожного транспорта, министерств и ведомств, связанных с платежными технологиями и идентификационными технологиями, на наши традиционные ПЛАС-Форумы: 2-й Международный Форум «Дистанционные сервисы и платежи. Россия и СНГ 2011» (23–24 мая 2011 г.) и 3-й Международный форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО. Россия / СНГ 2011» (17–18 октября 2011 г.). В рамках этих мероприятий участники смогут ознакомиться с ситуацией в мировой индустрии, реализуемыми проектами и наиболее актуальными трендами.

До встречи на площадке ФОРУМ ХОЛЛ!


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Китае в XXV веке до н.э., наряду с бартером, начинают развиваться денежные отношения? Роль "посредничающего" товара, который можно свободно обменять на любой другой, играют в основном ракушки каури, добываемые на близлежащих островах в Тихом океане. Со временем каури становятся основным платежным средством во всем Китае.