Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

БРИК: Бразилия – крупнейший карточный рынок Латинской Америки

(Нет голосов)

28.03.2011 Количество просмотров 1569 просмотров
Начало процесса стабилизации экономики в Бразилии стало стимулом для развития национального рынка кредитных карт. В данном обзоре мы рассмотрим самые важные факты и события в истории развития бразильской индустрии электронных платежей.

Благодаря реализации в середине 1990-х гг. «Реального плана» министра финансов Бразилии Фернандо Энрике Кардозу страна добилась стабилизации экономики, чему до этого мешали неудержимо растущие темпы инфляции и безуспешные попытки реализовать предыдущие экономические планы.

В результате международные компании – эмитенты кредитных карт начали инвестировать в бразильскую экономику, что придало уверенности местному населению, повысило его покупательную способность и уровень потребления, создало реальные стимулы для использования электронных платежных средств.

Открытие IT-рынка страны привело к падению цен на электронное оборудование, и по всей Бразилии стали расти как грибы технологические кластеры. Активному развитию индустрии также способствовало расширение возможностей процессинговых и консалтинговых компаний, а также поставщиков оборудования и ПО, работающих с банками. В результате последние стали расширять свою линейку продуктов.

Одновременно Центральный банк страны начал стимулировать использование платежных карт как альтернативу чекам, считая, что это позволит снизить себестоимость, сократить очереди в банках и изменить привычки клиентов. Люди стали переходить на кредитные карты не только из финансовых соображений, их привлекали также безопасность, удобство и простота использования, новизна этих платежных инструментов.

Вот почему пятнадцать лет назад в Бразилии появилось множество компаний – эмитентов кредитных карт, заметно повысивших конкуренцию на местном рынке.

В это соревнование включились и три ведущие международные платежные системы: Visa, MasterCard и American Express.

Первые две позиционировали себя в Бразилии как компании, предлагающие платежные средства, пытаясь переиграть других игроков в сегменте дебетовых карт, поскольку они считали, что у данного продукта потенциал выше, чем у кредитных карт. AmEx, наоборот, поддерживала отношения непосредственно с держателями кредитных карт и поэтому больше склонялась к проведению промо-акций и реализации программ стимулирования использования карт.

Начало

Прежде чем исследовать карточный рынок последних 15 лет, следует заглянуть в прошлое, чтобы понять, как развивалась карточная индустрия в Бразилии и какова была стратегия почти полвека назад. Другими словами, стоит вспомнить первые шаги «пластика» в стране.

Первыми расчетными картами в Бразилии стали карты Diners Club, представленные в стране семейным концерном Клабин (Klabin) в 1956г. Для того чтобы вступить в клуб, требовалась рекомендация одного из его членов – требование, которое сделало Diners элитной картой.

Спустя двадцать восемь лет бренд был куплен компанией Credicard и обрел совершенно новое лицо.

В 1968 г. банк Bradesco стал первым финансовым институтом в стране, выпустившим кредитную карту. Появление сети Elo в 1971г. окончательно подтвердило, что развитию карточной индустрии в Бразилии дан старт. Примерно в то же время, в 1970г., бразильская дочерняя структура Citibank, тогда еще The First National City Bank, основала компанию City Card.

Годом позже Citibank вместе с банками Itau и Unibanco запустили Credicard, одну из наиболее широко представленных и известных компаний – эмитентов кредитных карт в стране. Всего через несколько месяцев после ее образования было открыто уже 20000 счетов.

В 1971г. также была создана Бразильская ассоциация эквайеров, позже переименованная в Бразильскую ассоциацию эмитентов и эквайеров кредитных карт (Brazilian Association of Credit Card Companies and Services, ABECS), цель которой – развитие карточного бизнеса в координации с другими сферами жизни общества.

После довольно робкого старта в 1970-е годы в 1980-х рынок кредитных карт уже набрал силу. Стремясь расширить рынок, компании – эмитенты карт сделали ставку на ассоциированные банки.

Credicard сыграла главную роль в укреплении позиций кредитных карт в Бразилии. Компания подготовила специалистов и выработала основные концепции и технологии кредитования, взыскания задолженности, финансирования, маркетинга, продвижения продуктов, системы бонусных милей, кампании типа «Приведи друга». Справедливости ради стоит отметить, что такую же роль, но в меньшем масштабе, сыграла и American Express.

Потребительский рынок был еще незнаком с культурой использования карт, и нужны были специальные кампании для того, чтобы убедить потребителей поверить в этот «кусочек пластика», а также привлечь банки и торгово-сервисные предприятия (ТСП). Данные кампании включали в себя даже использование таких стратегий продаж, как торговля картами вразнос по квартирам. Очень важно было донести идею использования карт до населения. Известные до этого как закупочные карты (карты для каждодневных покупок) – клиенты сначала совершали покупку, а потом получали счет и оплачивали его, – карточные продукты стали еще одной возможностью рассрочки платежа, что способствовало более широкому распространению кредитов.

После изменений, реализованных Credicard, в 1980-хгг. карточный рынок претерпел кардинальную перестройку: появились более современные методы управления, новые кредитные и скоринговые системы, дневные лимиты, новые технологии, обслуживание клиентов и ТСП по телефону. Компания Credicard была участником бума на рынке в 1980-хгг. (который также привел к распространению торговых центров) и насчитывала в Бразилии 500000 держателей карт и 120000 торгово-сервисных предприятий, подписавших договор на эквайринговое обслуживание.

Компания сотрудничала с Visa, а в 1984г. Credicard с целью дальнейшей экспансии на рынок приобрела бизнес Diners Club. Однако в 1987г. Credicard разорвала отношения с Visa и начала работать с MasterCard. За три недели логотип Visa исчез с местного рынка, и его сменили «полушария» MasterCard. Компания провела «ребрендинг» в 7200 филиалах 27 банков, внедрила новую систему и в декабре 1987г. перевыпустила 95% из эмитированных ей к тому времени 800000 карт.

Основными каналами продажи карт компании (95%) были: прямая рассылка, телемаркетинг, выставки и схемы по типу «Приведи друга». Продажи, осуществляемые через банки, были скромными, план предусматривал выдачу 40000 карт в год.

Произошедшая смена стратегии позволила превратить банки в приоритетный канал продаж и дистрибуции этого продукта.

Банки начали получать комиссию за продажу карт – добавив в свою копилку современный и хорошо зарекомендовавший себя продукт, при этом процессинг операций по картам проводился Credicard, что положительно сказывалось на их имидже.

По всей стране все больше различных финансовых институтов проявляли интерес к работе с компанией: сберегательные банки, государственные, частные, а также национальные и международные банки. В 1990 г. Credicard расширила свой состав с 6 до 50 банков, а инфраструктуру – с 2500 до 12 000 отделений.

Менее чем за пять лет количество карт выросло с 800000 до 4 млн.

В 1971 году также была создана Бразильская ассоциация эквайеров, позже переименованная в Бразильскую ассоциацию эмитентов и эквайеров кредитных карт (Brazilian Association of Credit Card Companies and Services, ABECS), цель которой – развитие карточного бизнеса в координации с другими сферами жизни общества.

Второй большой старт

В 1990-хгг. бразильский рынок открылся и для международных карт, когда банк Bradesco предложил Visa свою сеть ТСП.

На рынке кредитных карт началась вторая масштабная экспансия. Развитие бразильской карточной индустрии и растущая конкуренция заставили компании разрабатывать стратегии, направленные на достижение устойчивых конкурентных преимуществ.

Компания Visa предложила новые преимущества бразильским банкам, работающим с ее картами. В 1995 г. компания инвестировала 10 млн долл. США в развитие своих телекоммуникационных сетей, в результате чего число обращений по поводу возникновения различных проблем сократилось с 30 до 3%. Она также разделила все операции на три группы – бизнес, прямые продажи и ТСП, – внеся изменения в схему своей организационной структуры и упростив процессы принятия решений и контроля их исполнения.

В результате такого активного подхода Visa заняла лидирующую позицию на рынке Бразилии. Слияние банков Unibanco и Banco Nacional в октябре 1995г. привело к тому, что бразильский рынок кредитных карт стал еще более открытым.

Banco Nacional был одним из крупнейших эмитентов карт Visa (1,5 млн), тогда как Unibanco выпускал карты MasterCard и Diners, передав проведение процессинга компании Credicard.

После того как с эксклюзивностью было покончено – беспрецедентное событие в истории бразильского рынка карт, – Unibanco заменил все карты Visa, выпущенные Banco Nacional, на Unibanco Visa. Был разработан новый дизайн карт, и впервые в Бразилии филиалы банка (в данном случае – Unibanco) могли выпускать карты трех ведущих компаний-конкурентов: Visa, MasterCard и Diners.

С тех пор бразильский рынок карт характеризуется многообразием. Бренды Visa, MasterCard, Amex, Diners Club и Sollo, каждый в отдельности и все вместе, ассоциирующиеся с ведущими банками – Unibanco, Bradesco и Itau, – торжественно объявляли эмитентам показатели освоения ими рынка, которые в совокупности превышали сто процентов. В 1995г. количество карт, находящихся в обращении на рынке страны, достигло 14,5 миллиона, а оборот по картам – 22 млрд долл. США, что составляло 6,19% ВВП Бразилии.

В июне 1996г. на рынке карт доминировала Visa, которой принадлежало почти 50% рынка и было выпущено 7,1 млн карт, далее следовала MasterCard – 5,9 млн карт (40%). Оставшиеся 11% рынка приходились на American Express, Diners и Sollo.

MasterCard продемонстрировала большую заинтересованность в растущем рынке карт Бразилии, открыв в этой стране в августе 1996г. свой региональный офис. На тот момент на долю Бразилии приходилось 44,8% всего объема операций платежной системы в Латинской Америке и странах Карибского бассейна, и страна считалась одним из ключевых регионов в контексте укрепления бренда MasterCard в мире.

В 1998г. компания Credicard завершила процесс реорганизации, создав две отдельные компании – Credicard S.A. (эмитент карт) и Orbitall (процессинговая компания и поставщик сопутствующих услуг).

Компания American Express (AmEx), пытаясь увеличить свою базу кредитных карт и свою долю на рынке, решила предложить банкам использовать свой бренд на основе франшизы – беспрецедентное решение в мировой практике. На тот момент в обращении было 37,8 млн карт. В Бразилии ко-брендовая карта AmEx была запущена совместно с банком BCN (с логотипом Sollo), и между AmEx, Visa и MasterCard развернулась борьба за рынок.

В июне 1996г. на рынке карт доминировала Visa, которой принадлежало почти 50% рынка и было выпущено 7,1 млн карт, далее следовала MasterCard – 5,9млн карт (40%). Оставшиеся 11% рынка приходились на American Express, Diners и Sollo.

Эквайеры

Решив сосредоточить обработку всех операций, проводимых торгово-сервисными предприятиями в Бразилии, в рамках одной структуры, в 1996 году Visa совместно с банками Bradesco, Banco do Brasil, Nacional и Real создала VisaNet. Цель состояла в том, чтобы, объединив технологический опыт и широкие возможности, более оперативно выводить продукты на рынок, используя специализированную компанию для управления отношениями с торговосервисными предприятиями (ТСП).

В этой компании нашла отражение новая стратегия Visa, а именно, оптимизация отношений с банками – членами ассоциации. VisaNet приобрела две компании – оператора POS-терминальных сетей – Elo и Mitel – и подготовила свою сеть для приема карт Electron (международных дебетовых карт) и Visa Cash (чиповых карт).

Также с целью управления отношениями между торгово-сервисными предприятиями и карточными организациями – Masterstro (международные дебетовые карты) и Redeshop – Credicard (эмитент) в ноябре 1996 года выделил Redecard в отдельную бизнес-структуру, которая стала эксклюзивным эквайером MasterCard в Бразилии.

Основными акционерами Redecard выступили банки Itau, Unibanco и Citibank, а также MasterCard. Начало для компании, обслуживающей транзакции по картам в ТСП, было впечатляющим: 310000 торговых точек, подписавших договор на эквайринговое обслуживание, и более 20 млн кредитных и/или дебетовых карт. За первый год через новую структуру было осуществлено 190 млн транзакций.

К ноябрю 1998 г. Redecard уже имела в Бразилии 400 000 аффилированных ТСП и обслуживала порядка 200 млн транзакций в год.

К ноябрю 1998 г. Redecard уже имела 400 000 аффилированных бразильских ТСП и обслуживала порядка 200 млн транзакций в год.

Развитие программ дебетовых карт

Visa рассматривала дебетовые карты как весьма перспективный сегмент рынка.

Выгода от вытеснения из розничных платежных транзакций наличных денег и чеков картами заключалась в существенном сокращении операционных издержек.

Такой переход означал смену традиционных способов оплаты, т. к. оплаченная сумма тут же списывалась со счета клиента. Обработка платежа с помощью карты Visa Electron обходится в 33 раза дешевле, чем транзакции с оплатой чеком.

Платежная система сделала ставку на более высокую доходность и экономию на расходах для своих банков-участников.

Первая международная карта для распространения в Бразилии была запущена в июне 1996г. банком Banco do Brasil и называлась Banco do Brasil Visa Electron.

Клиенты получили возможность не только распоряжаться своими счетами, но и воспользоваться услугами широкой сети местных и зарубежных ТСП, обслуживающих карты Visa. Иными словами, дебетовая карта облегчила процесс оплаты товаров и услуг во всех точках сети Visa Electron в Бразилии и за рубежом: 150000 торгово-сервисных предприятий в стране, 500000 – в Латинской Америке и 10 млн – по всему миру. Для снятия наличных система Visa Electron располагала 600 000 банкоматами сети Plus, охватывающей многие страны мира.

Вскоре 12 других бразильских банков приступили к выпуску карт Visa Electron: Bradesco, Real, Mercantil Finasa, Banestado, Losango, Banestes, BBVA, Bandeirantes, Safra, Banespa, Itau-Personalite и Banccob, с общим объемом эмиссии 35 млн карт.

За первый год общий объем транзакций по картам Electron в Бразилии составил3,5 млрд долл. США. В 18 странах мира обладателями карт стали 13 млн человек.

В январе 1996г. компания Credicard готовилась к запуску онлайновой дебетовой программы Maestro – дебетовой карты MasterCard с ПИН-кодом, позволяющей как снимать наличные в банкоматах, так и совершать транзакции в торговых точках. К участию в этой программе она привлекла бразильские банки, чтобы обеспечить процесс обработки платежей по картам за покупки, сделанные как в Бразилии, так и за ее пределами. Предполагалось, что во время транзакций будет происходить электронное списание средств со счета держателя карты, что обеспечит более высокий уровень безопасности операций для ТСП, а для клиентов упростит процесс использования карт.

Бренд Maestro, использующий глобальную сеть банкоматов Cirrus для выдачи наличных, был запущен в 1992г. компанией MasterCard совместно с Europay International. Основные акционеры Credicard (Itau, Unibanco и Citibank) первыми проявили интерес к картам Maestro и подписали операционные соглашения с брендом.

За период с 1996 г. количество карт в обращении существенно увеличилось, и намеченный индустрией показатель по рынку дебетовых карт в Бразилии в следующем году вырос до 20 млн. В Латинской Америке за тот же 1996г. сегмент дебетовых карт достиг уровня 227 млн транзакций (при общем объеме карт 19,1 млн) на общую сумму 25 млрд долл. США.

Благодаря постепенному росту числа магазинов, принимающих карты, и стабилизации бразильской экономики дебетовые карты стали активно использоваться в качестве платежного средства. Рост популярности дебетовых карт сопровождался в Бразилии автоматизацией банковских процессов. Карты позволяли не только немедленно проводить списания со счета клиента, но и снимать наличные деньги через банкоматы. Усовершенствование процедуры, известной как электронный обмен данными (Electronic Data Interchange, EDI), позволило реализовать безопасную среду для электронных переводов средств (Electronic Funds Interchange, EFI) и создать предпосылки для нового этапа развития глобальной электронной коммерции. Крупные сети предприятий торговли и услуг могли похвастаться высоким уровнем автоматизации и большим количеством транзакций, и вскоре сети приема дебетовых карт – Redeshop, Telecompras Bradesco и RVA – охватили всю страну.

В ноябре 2002г., через четыре года после своего появления на свет, Redeshop, национальная программа дебетовых карточных продуктов Credicard, общий объем эмиссии в рамках которой уже достиг к тому времени 42 млн карт в обращении, выпущенных 24 банками, была приобретена компанией MasterCard за 25 млн бразильских реалов (около 15 млн долл. США в современных ценах). В результате объединения брендов Maestro (дебетовый продукт MasterCard с объемом эмиссии 6млн карт, выпущенных восемью банками) и Redeshop (42 млн карт) появился новый бренд – Maestro Redeshop с объемом эмиссии 48 млн карт. Ожидалось, что в том же году общая сумма транзакций составит 7 млрд бразильских реалов.

Первая международная дебетовая карта в Бразилии была запущена в июне 1996г. банком Banco do Brasil и называлась Banco do Brasil Visa Electron.

Новые кредитные программы

В сентябре 1997г. журнал Cardnews опубликовал статью о борьбе за «лучших» клиентов, которая развернулась между двумя крупнейшими карточными ассоциациями – Visa и MasterCard – на рынке Латинской Америки. Обе ассоциации наперебой предлагали особый режим обслуживания клиентам с высокими кредитными лимитами.

Visa предлагала клиентам премиальную кредитную карту с чипом, Visa Platinum, обеспечивавшую безопасный доступ к банковским счетам и специальные программы страхования и накопления баллов за перелеты. Такую карту могли получить только клиенты, для которых были предусмотрены кредитные лимиты не менее 20000 долл. США. В свою очередь, MasterCard подписала соглашение с банками Itau и BankBoston о выпуске карт Premium Class MasterCard с кредитным лимитом в 10000 долл. США. К концу 1997г. года компания также намеревалась запустить в Латинской Америке World MasterCard, карту без лимита на покупку.

С другой стороны, следуя мировому тренду, в начале 1998г. две крупнейшие платежные системы запустили в Бразилии карты, ориентированные на клиентов с низким доходом, но хорошим кредитным рейтингом. Растущая покупательная способность клиентов с низкими доходами стала важной вехой развития рынка карт, и вся карточная индустрия оперативно отреагировала на это выводом на рынок серии продуктов, доступных данной категории клиентов: дебетовые карты, собственные платежные карты различных компаний и электронные клиентские кредитные карты EDCC (Electronic Direct Consumer Credit).

В марте 1998г. MasterCard совместно с Caixa Economica Federal запустили Claro!, кредитную карту для семей с доходом от 200 до 500 бразильских реалов.

К тому времени в эту категорию входили 25 млн бразильцев.

Visa вышла на рынок электронных клиентских кредитных карт с двумя продуктами: Visa Electron – всегда авторизуемая дебетовая карта (free authorized debit) и Visa Facil (с магнитной полосой), при этом объем эмиссии первых в 1998г. составил 10 млн. В тот же период American Express предлагала в данном сегменте свою карту Sollo.

Следует отметить, что в 1998г. объем обращающихся карточных продуктов для клиентов с низким уровнем дохода едва достигал 800000 карт, а общий оборот по картам составил менее 485 млн бразильских реалов. Через четыре года количество карт составило уже 9,2 млн, а расходы по картам – 4,32 млрд бразильских реалов – 6,3% от общего оборота по картам в стране.

В 2003г. объем транзакций в сегменте клиентов с низкими доходами прогнозировался на уровне 5,6 млрд бразильских реалов (при общем объеме рынка в 80 млрд реалов). Количество выданных карт в данном сегменте приблизилось к 10,5 млн, или 22,6% от общего числа карт в стране. В 2007г. на 34 млн человек, составлявших группу населения с низким уровнем дохода (151–499 бразильских реалов), приходилось 11,5 млн карт, или 15% от общего числа.

Вопросы сегментации

В 2009г. Visa разделила сегмент клиентов с высоким уровнем дохода, держателей карт Platinum и Infinity, на три категории, и для каждой из них разработала специальный набор продуктов и сервисов: «практичная» (выпускники университетов, специалисты и молодые семьи), «основная» (финансово стабильные взрослые люди) и «ультра» (пожилые высокообразованные люди).

Компания MasterCard решила разделить своих клиентов, держателей карт Platinum, на две группы, и запустила карту MasterCard Black, ориентированную на людей с высоким доходом, желающих стать обладателями эксклюзивных услуг. AmEx, имеющая огромный опыт в обслуживании клиентов с высоким доходом, использовала свою программу лояльности (Membership Rewards), предлагающую держателям карт бонусы и преимущества в зависимости от уровня клиента. В 2009 году в Бразилии ожидался рост рынка товаров класс «люкс» на 12%, до 6,7 млрд долл. США.

Следуя мировому тренду, в начале 1998г. Visa и MasterCard – две крупнейшие платежные системы – запустили в Бразилии карты, ориентированные на клиентов с низким доходом, но имеющих высокий кредитный рейтинг.

Пришло время карт торговых компаний

Вместе с начавшимся в Бразилии в 1995г. бумом на рынке кредитов платежные карты собственных брендов, выпускаемые розничными торговыми сетями и иными сетевыми структурами, перестали быть только средством идентификации клиентов, а превратились в кредитные – удобное, быстрое и безопасное платежное средство. Появились новые разновидности карт, выпущенных торговыми сетями совместно с компаниями-эмитентами (кобрендовые карты), смарт-карты, которые стали неотъемлемой частью операций в розничных сетях.

Платежные карты собственных брендов торговых сетей чаще всего использовались в качестве платежного средства в продуктовых магазинах (в 1998г. на их долю приходилось 60% всех покупок), далее следовал сектор магазинов одежды (8%), аптеки (8%), автозаправки (8%) и прочие (12%).

В тот год общее количество таких карт достигло 30 млн. Основным преимуществом данного продукта был уровень процентной ставки – ниже, чем при получении кредита непосредственно в банке или использовании кредитной карты.

В 2000г. на рынке таких платежных карт наметился новый тренд – они превращались в инструмент кредитования граждан с низким уровнем дохода. В частности, такие карты использовались для укрепления лояльности клиентов. В 2002г. в Бразилии на руках было 50 млн собственных платежных карт различных компаний, а кредитных – 40 млн. Объем операций по платежным картам собственных брендов компаний составил 13,2 млрд бразильских реалов, с перспективой достичь уровня 20 млрд в течение следующих трех лет.

Среди наиболее заметных на бразильском рынке программ выпуска собственных платежных карт – Casas Bahia (7,5 млн карт в 2003г.), сеть Riachuelo (8 млн) и Pao de Acucar Group (2,2 млн).

Карты стали ступенью на пути развития платежных средств, которая, в свою очередь, была неотъемлемой составляющей процесса приобщения бразильского общества к культуре финансовых услуг.

Этот сегмент представлял собой новый тип кредитования, который сформировался в процессе объединения новых банковских и иных финансовых продуктов.

В июле 2004 г. количество платежных карт собственных брендов торговых сетей достигло 66 млн по сравнению с 48 млн банковских карт (в США собственных платежных карт было в шесть раз больше, чем кредитных). В следующем году доля таких платежных карт в Бразилии еще увеличилась благодаря присоединению к процессу крупных универмагов: C&A (14 млн карт), Riachuelo (8 млн), Renner (4 млн) и Lojas Pernambucanas (3,5 млн).

Столь высокие цифры объясняются просто: используя кредиты, предлагаемые самими магазинами, потребители могли избежать сложностей, возникающих при использовании обычной банковской карты.

Рост количества платежных карт собственных брендов торговых сетей в Бразилии продолжался, и, по данным ABECS, в 2005г. объем их эмиссии достиг 99 млн.

Однако появилась тенденция к выпуску кобрендовых карт, эмитируемых как процессинговой компанией, так и розничной организацией. Возможность использования одной и той же карты для покупок в разных магазинах, распространение «магазинных» («торговых») карт привлекло внимание также и высших слоев общества, что привело к увеличению средней суммы чека по данному продукту. Сеть Carrefour обнаружила подобную тенденцию среди своих покупателей и стала переходить от собственных карт к ко-брендовым.

Другим важным фактором ускорения миграции карт стало появление гибридных карт – ко-брендовых карт с более выгодными условиями для торгово-сервисных предприятий: при использовании такой карты в собственных магазинах выпустившей ее торговой сети комиссия не взимается (в других торговых точках при использовании карты обычно взимается комиссия).

В 2007г. объем транзакций по платежным картам собственных брендов торговых сетей составил 39,4 млрд бразильских реалов, т. е. 12,6% от всего рынка карт. За год было совершено 803 млн транзакций, что на 17% больше, чем за предыдущий год, количество находившихся в обращении платежных карт торговых сетей на территории Бразилии составляло 147 млн. Согласно данным ABECS, примерно 70% розничных сетей Бразилии выпускали собственные платежные карты. В 2009г. их количество достигло 192 млн, а объем транзакций – 59 млрд бразильских реалов (более 35,2 млрд долл. США) по состоянию на октябрь 2009г.

Собственные платежные карты чаще всего использовались в качестве платежного средства в продуктовых магазинах (в 1998 г. на их долю приходилось 60% всех покупок), далее следовал сектор одежды (8%), аптеки (8%), автозаправки (8%) и прочие ТСП (12%).

В поисках новых сегментов

В результате эволюции рынка карт появились новые формы использования платежных карт в целом ряде сегментов. Теперь карты рассматриваются не только как решения для сектора розничного банковского обслуживания, но и как линейка продуктов для других отраслей.

В 1990-хгг. ко-брендовые и клубные карты (имеющие благотворительную составляющую) стали частью планов платежных систем и банков-эмитентов. Бразильский рынок представлял собой «плавильный котел», которому еще предстояло окончательно сформироваться.

Для оформления сотрудничества в рамках ко-брендинга заинтересованной карточной структуре необходимо было заключить с другой компанией соглашение, в котором бы оговаривалось, какие льготы и преимущества получат держатели карт в соответствии с правилами, установленными сторонами. Среди бизнессекторов, которые сегодня активно пользуются преимуществами ко-брендовых карт, – автопроизводители, сети розничной торговли и автозаправочные станции.

Первая ко-брендовая клубная карта на бразильском рынке – MasterCard – была запущена в мае 1996г. компанией Credicard совместно с Ayrton Senna Institute, на счет которого перечислялась часть доходов от карточных транзакций. Credicard начал все больше и больше инвестировать в программы выпуска ко-брендовых карт совместно с различными компаниями, в т. ч. известными брендами: C&A, Pao de Acucar Group, Lojas Marisa, Casas Sendas и Fiat.

Сотрудничество банков и авиакомпаний также заслуживает внимания – например, между Unibanco/Santander и Varig, или MasterCard/Diners и TAM, а также с производителями автомобилей: Credicard/Fiat, Bradesco/Ford и Boston/GM.

Сеть Extra Supermarkets, входящая в Pao de Acucar Group, начинает предлагать на выбор карты одной из трех платежных систем (Visa, MasterCard и Redeshop).

Таким образом, стали вырисовываться контуры будущих партнерских связей банков и ритейлеров, которые обещали вырасти в прочное долговременное сотрудничество.

В декабре 2000 г. журнал Cardnews опубликовал статью об устойчивом росте корпоративных продуктов (корпоративных карт), отвечающих требованиям коммерческих компаний, государственных и частных структур и предназначенных для покупки товаров и оплаты туристических услуг и развлечений. В то время лидером на бразильском рынке корпоративных продуктов для крупных компаний была AmEx, которая могла предложить клиентам услуги собственной сети из 170 туристических агентств в 130 странах.

Для сравнения, в США оборот по картам на данном рынке в 2000 г. составил 51 млрд долл., при этом количество корпоративных карт в обращении составляло около 12 млн. В Бразилии на тот момент обращалось около 450000 корпоративных карт, а оборот по картам составлял 1,2 млрд долл. США. Однако средний размер одной транзакции почти не различался: 160 долл. в США и 150 долл. в Бразилии.

В то время MasterCard и Visa уже предлагали целую линейку корпоративных карт: Business Card (для малого бизнеса), Corporate Card (для крупных компаний), Purchasing Card (для закупок и оплаты представительских расходов) и Distribution Card (для дистрибьюторов). Согласно данным Visa, ее оборот по всем четырем типам корпоративных карт составлял 500 млн долл. США, а с учетом перспектив на бразильском рынке он мог увеличиться еще на 45 млрд долл. США. В свою очередь, MasterCard ежемесячно демонстрировала 20–25%-ный рост распространения своих корпоративных кредитных карт.

На фоне прогнозируемого роста сектора корпоративных карт на 40% AmEx объявила о запуске в 2002г. своих эксклюзивных продуктов EBTA (авиабилеты) и HBA (расходы на гостиницу).

Другие сегменты бизнеса и госструктуры начали переходить на более безопасные электронные транзакции, тем самым сокращая расходы на реализацию. Хороший пример – ваучеры. Многие крупные компании начали предлагать ваучеры на продовольственные товары (используемые в среднем раз в месяц), но потом перешли к ваучерам на питание (используемым ежедневно, в большинстве случаев во время обеденного перерыва).

Как пример диверсификации карт в Бразилии, Visa запустила в 2003г. продукт специально для рынка компенсаций (продукты питания).

Союз банков Bradesco, BB Banco de Investimentos и Banco Real позволил Companhia Brasileira de Solucoes e Servicos запустить карту Visa Vale, предлагаемую кадровым департаментам компаний в качестве замены бумажных ваучеров.

Через четыре года продуктом уже пользовались 34000 клиентов, было выпущено 3 млн карт, общий доход от распространения которых составил 3,8 млрд бразильских реалов.

Прямыми конкурентами Visa Vale были: Ticket (Accor Group, основанная совместно с PAT – Программа продовольственной помощи работающим), Sodexho Pass (компания, появившаяся на рынке карт в 1997г., до этого работавшая с бумажными ваучерами на продукты питания) и VR.

Процесс перехода на программу выдачи ваучеров на продукты питания, начавшийся в 1999 г., завершился в 2003 г.

В следующем году объем эмиссии карт Sodexho составил 150000 карт.

Сегментация рынка карт продолжилась с появлением продукта, который можно было использовать как платежное средство в гаражных комплексах, автоцентрах и у автодилеров. Изначально рассматриваемая в качестве средства оплаты горючего, Ticket Card увидела свет в 2004 г. как многоцелевая карта: заправка, техническое обслуживание, круглосуточная помощь, предоставление резервного автомобиля, покупка и продажа транспортных средств, функции идентификационной карты.

Федеральное правительство также взяло на вооружение карточную систему, чтобы облегчить своим ведомствам процесс закупки и оплаты товаров, необходимых для обеспечения их деятельности. В августе 2005г. бразильские ведомства выпустили 32000 карт с общим объемом кредита 570 млн реалов, средний чек по ним составлял 13000 бразильских реалов. В октябре того же года в рамках совместной программы Visa и федерального правительства работало 292 подразделения и было выпущено 17 500 карт. Кроме применения в секторе B2B, карты также стали использоваться государственными структурами для выплаты компенсаций населению.

В США объем транзакций на данном рынке в 2000 году составил 51 млрд долл., при этом количество корпоративных карт в обороте достигло примерно 12 млн. В Бразилии на тот момент было около 450000 корпоративных карт, а объем транзакций составлял 1,2 млрд долл.

США. Однако средняя сумма одной транзакции в США и Бразилии практически была одинаковой: 160 долл. и 150 долл. соответственно.

EMV-миграция

Смарт-карты появились в Бразилии еще в начале 1990-х, но получили распространение только в начале нового тысячелетия.

После того как уже было реализовано несколько таких проектов, журнал Cardnews написал в сентябре 1999г., что Visa планирует в течение последующих трех лет заменить в Бразилии более 21 млн карт с магнитной полосой на чиповые.

Использование определенных приложений вместе с чипом могло превратить карты в настоящие вычислительные комплексы, более безопасные, гибкие и универсальные.

Переход с магнитных карт на чиповые предвосхитил замену 10,2 млн кредитных и 11,3 млн дебетовых (Electron) карт Visa и мог поставить Бразилию в один ряд с такими странами как Бельгия, Франция, Германия, Великобритания, Япония и Мексика, находящимися на переднем крае инноваций платежной индустрии.

Одновременно MasterCard объявила о своих планах по переходу на чиповые карты, предполагая перевести все 16 млн своих карт, обращающихся на рынке страны, на новую платформу в течение четырех лет. Планировалось, что Redecard возьмет на себя заключение договоров с торгово-сервисными предприятиями на эквайринговое обслуживание, а также обработку транзакций в Бразилии.

После того как MasterCard и Visa поставили обязательным условием для эмитентов переход с карт с магнитной полосой на стандарт EMV, несколько компаний приступили к эмиссии карт по этой технологии.

В ноябре 1996г. в Кампинасе 14 банков приняли участие в совместном запуске Visa Cash, пилотной программы выпуска смарт-карт Visa. Банки выпустили 50 000 карт, которые принимались в 800 ТСП. Для совершения транзакции по Visa Cash держателям карт не требовалось использовать ПИН-код.

Однако большинство банков не ощутили преимуществ от возможностей чипа, и его внедрение стало продвигаться медленнее, чем ожидалось. Причина запоздалого массового распространения микропроцессорных карт заключалась в неверной расстановке акцентов в маркетинговой политике: в качестве главной инновации во главу угла ставился более высокий уровень защищенности, тогда как чип имел высокий потенциал для выполнения более широкого круга задач. В октябре 2005г. в Бразилии было эмитировано всего 3,7 млн чиповых карт.

Только приход в Бразилию GSM-технологий подхлестнул рынок производителей чипов и привлек иностранные компании, стремящиеся занять место на рынке SIM-карт.

В октябре 2005 года в Бразилии было эмитировано всего 3,7 млн чиповых карт.

Только приход в Бразилию GSM-технологий подхлестнул рынок производителей чипов и привлек иностранные компании, стремящиеся занять место на рынке SIM-карт.

Процессинговая инфраструктура

В условиях развития конкурентного рынка, характеризующегося наличием крупных международных игроков, иностранных инвесторов, зрелостью потребительского сектора и устойчивостью национальной валюты, бразильский карточный бизнес стремился к повышению качества предлагаемых продуктов и услуг. Процессинговые компании вышли с новыми решениями для оптимизации услуг и снижения затрат для эмитентов. Особенно это было актуально для небольших банков, не имеющих собственной процессинговой структуры, которые теперь могли прийти на этот многообещающий рынок.

В 1997г. Unnisa (сейчас Fidelity) обслуживала 17 банков, используя технологии кредитных, дебетовых и потребительских кредитных карт. Компания сделала ставку на платежные карты, выпускаемые различными компаниями, и поддержание лояльности клиентов тех ТСП, которые использовали ее решение.

CardSystem Upsi (сейчас CSU Group) привлекла трех иностранных инвесторов и сфокусировала свое внимание не только на работе с такими продуктами, как потребительские кредитные и платежные карты собственных брендов компаний, но и на сотрудничестве с банками-эмитентами.

Основанная в 1992г. как провайдер аутсорсинговых услуг, компания предоставляла среди прочих услуги обработки данных, выставления счетов, круглосуточной поддержки, оценки кредитоспособности.

CardSystem делала основную ставку на платежные средства: дебетовые карты, электронные потребительские кредитные карты и обычные кредитные карты. С точки зрения перспективности широкого распространения кредитов для людей с низким уровнем дохода эти карты рассматривались как серьезный тренд на рынке.

EDS – процессинговая компания, которая, воспользовавшись ростом рынка карт после реализации «Реального плана», стала искать решения, созвучные его потребностям. Она расширила свое направление электронной коммерции, начав заниматься электронным сбором данных (Interchange), управлением сетью ТСП (VisaNet) и процессингом карт.

Развитие электронной коммерции, появление новых сегментов рынка (напр., пункты взимания дорожных сборов, талоны, локальные карточные системы), появление новых продуктов и миграция от магнитных карт к чиповым – все это привело к тому, что новое программное обеспечение разрабатывалось с учетом этих изменений. И в данном вопросе процессинговые компании CSU CardSystem, Credicard и Equifax/Unnisa занимали особое место на национальном рынке.

Процессинговые компании играют важную роль для расширения рынка карт, т.к. путем оптимизации своей деятельности они придали ускорение процессу инвестирования и внедрения в Бразилии необходимых технологий. В 2000г. CardSystem обрабатывала данные по 4,5 млн карт, а среди ее клиентов были HSBC, Santander, BBV и Sudameris.

На долю Unnisa/Certegy (сейчас Fidelity) приходилось 55% рынка процессинга кредитных карт, и это была третья по размеру процессинговая компания в Бразилии, обслуживающая 4,5 млн кредитных, дебетовых, электронных потребительских кредитных карт, платежных карт собственных брендов компаний, а также поощрительных карт. В мае 2000 г. Itau, Unibanco и Citibank основали Orbitall, компанию, которая вышла на рынок с впечатляющими показателями – процессинг 55% кредитных и 32% дебетовых карт Бразилии, – унаследованных от Credicard. Спустя семь лет Orbitall осуществляла процессинг 29 млн карт, через нее проходило 2 млрд транзакций.

В этих условиях CSU CardSystem становится лидером на местном рынке и обеспечивает рост своего присутствия на нем с помощью своих дочерних структур – CSU TeleSystems (call-центр), CSU Credit & Risk (управление кредитами и коллекторский бизнес) и Market System.

В мае 2006г. CSU стала первой компанией, представляющей индустрию электронных средств передачи информации, которая вышла на фондовую биржу. В октябре 2007г., в год своего пятнадцатилетия, компания обслуживала 15 млн карт.

В 2006 г. Certegy и Fidelity объявили о своем слиянии, цель которого – обеспечив соответствие требованиям к процессингу карт Visa Vale, предоставлять услуги по кредитованию, осуществлять управление расчетами с использованием чеков и кредитных/дебетовых карт для компаний и финансовых институтов групп банков ABN AMRO (теперь Santander) и Bradesco.

Одна из крупнейших процессинговых компаний США, TSYS начала свою деятельность в Бразилии в марте 2008г. и 18 ноября того же года подписала протокол о намерениях с первым клиентом компании в Бразилии, которым стал Carrefour Bank, принявший решение отдать на аутсорсинг свои платежные сервисы и срочные контракты. В августе 2009г. компания объявила об официальном открытии своего офиса в Кампинасе. Подготовительный этап проекта стартовал в декабре 2009г., а в январе 2010г. TSYS совместно с IBM начала работу по организации центра обработки данных (ЦОД). Работу в масштабном центре обработки данных пришлось начинать с нуля, так как это был первый опыт TSYS в аутсорсинге, при этом необходимо было решить такие задачи, как преодоление языкового барьера, поскольку в проекте работали специалисты более чем 13 национальностей.

Несмотря на это, реализация проекта оказалась весьма успешной. В это же время TSYS начала кастомизацию продукта TS Prime для бразильского рынка.

TSYS запустила проект гибридной карты MasterCard Hybrid Card для Carrefour в октябре 2009г., а затем в августе 2010 г. осуществила миграцию карт торговых компаний.

Сейчас у TSYS более 300 клиентов в 75 странах.

Согласно исследованиям IBOPE (Brazilian Institute of Public Opinion and Statistics), сделанным на основе данных, полученных из мировой статистики за период с 2000г. по 2005г., лидерами рынка процессинга на тот момент были First Data, Total System, EDS и Certegy.

Мировой лидер в области решений для бизнеса, использующего электронные платежные средства, компания First Data была создана в 1996г., после слияния Card Establishment Services и National Bancard Corp. В 1998 г. компания была представлена на рынках нескольких стран, включая Великобританию, Австралию, Мексику, Канаду и США. В 2006г. First Data завершила свой цикл поглощений, купив Argentcard, компанию, обслуживающую 70 банков, 9 млн держателей карт и 150 000 ТСП, подписавших договор на эквайринговое обслуживание, в Аргентине и Уругвае.

Во второй половине 2010 г. на фоне перспектив открытия рынка борьба эквайеров за ТСП усилилась. Пока все указывает на то, что Fidelity и TSYS доминируют на рынке. Но появление небольших эквайеров в среднесрочной и долгосрочной перспективе весьма вероятно в условиях многообразия конкурентов на рынке.

Процессинговые компании играют важную роль для расширения рынка карт, т.к. путем оптимизации своей деятельности они придали ускорение процессу инвестирования и внедрения в Бразилии необходимых технологий.

Итоги последнего десятилетия

Последние десять лет на карточном рынке Латинской Америки были ознаменованы проведением его участниками масштабных рекламных кампаний, улучшением показателей, разработкой глобальных маркетинговых стратегий, исследованием рынка с точки зрения возможностей увеличения количества клиентов, судебными процессами, а в Бразилии – еще и решением компаний создать нормативно-правовую базу для регулирования индустрии, в разработке которой согласилось участвовать федеральное правительство.

В октябре 2000г. компания American Express решила расширить свое присутствие на мировом рынке, открыв свою систему для банков и иных институтов и расширив свой бизнес в сфере предложения финансовых услуг. Выпуск компанией кобрендовых карт увеличил ее долю на рынке. В 2001г., через 20 лет с момента начала работы в Бразилии, AmEx, в составе которой насчитывалось 50 млн держателей по всему миру, принадлежало 14% бразильского рынка. Компания рассчитывала выйти и в другие сегменты рынка, предложив кредитные линии для студентов. На сегодняшний день с ее портфелем карт работает банк Bradesco.

В сентябре 2001г. у MasterCard после пяти лет работы в Бразилии в обращении было 15,4 млн карт. Компания обрабатывала 265 млн транзакций в год, что позволяло ей прочно удерживать позиции компании № 2 на местном рынке. На следующий год, отмечая 15 лет с момента начала своей деятельности в Бразилии, Visa достигла на рынке этой страны отметки в 50 млн карт в обращении. Учитывая, что на тот момент работающее население Бразилии составляло примерно 70–80 млн человек, можно сказать, половина из них – 40 млн – были клиентами компании.

Все большую роль в борьбе на мировом карточном рынке начинает играть реклама. В 2003г. на маркетинговые кампании MasterCard, Visa и AmEx потратили 1,5 млрд долл. США. MasterCard и Visa прилагали все больше усилий, чтобы повысить свою популярность на рынке.

В ноябре 2004г. Credicard Group объявила о реструктуризации акционерного капитала. Itau и Citigroup приобрели долю компании, принадлежавшую до этого Unibanco. Itau также выкупил у Citigroup и Unibanco их доли в Orbitall – компании, осуществляющей процессинг операций Credicard. К тому времени Credicard выпустила в Бразилии 7,6 млн карт.

Visa утвердилась на роли крупнейшей компании в Бразилии на рынке кредитных карт. За 19 лет работы на местном рынке платежная система достигла важной отметки в 100 млн карт, выпущенных в стране (75 млн дебетовых и 25 млн кредитных карт). Бразилия играла серьезную роль в глобальной деятельности компании, в ноябре 2004г. на долю страны приходилось порядка 10% мирового бизнеса Visa.

В 2005г. в списке крупнейших мировых эмитентов карт Бразилия уступала только США и Китаю, в стране в обращении находилось 337 млн карт, а количество совершенных по ним транзакций составило около 3,7 млрд. Объем национального кредитного рынка составлял на тот момент 211 млрд бразильских реалов (126 млрд долл. США в современных ценах).

В марте 2006 г. за 490 млн долл. США Bradesco приобрел большую часть бизнеса American Express в Бразилии (прямые потребительские кредиты, туристические услуги, страховая брокерская деятельность, страхование), куда, впрочем, не вошли дорожные чеки. Самым большим приобретением для Bradesco был рынок корпоративных карт и его возрастающая покупательная способность.

Bradesco стал эмитентом карт AmEx, MasterCard и Visa.

В 2006 г. MasterCard отметила 10 лет работы в Бразилии, 20 лет – в Латинской Америке и 40 лет – со дня своего основания. В Латинской Америке дебетовые карты Maestro достигли важной отметки в 99 млн, кредитных карт было выпущено 83 млн. Оптимизм потребителей по отношению к экономическим перспективам Бразилии и Латинской Америки в целом, улучшение личного благосостояния, замена чеков и наличных денег дебетовыми картами – вот основные факторы успеха компании.

По данным ассоциации ABECS, к концу 2007г. в Бразилии в обращении было 416 млн карт. Кредитные карты продолжают оставаться наиболее популярными карточными продуктами в стране. На их долю приходится 61% от общего оборота по картам. Но другие виды карт также демонстрируют рост. Так, по сравнению с 2006 г. количество дебетовых карт в стране выросло на 13 млн.

В ноябре 2007г. участники рынка Бразилии начинают обсуждать систему регулирования карточной индустрии с добровольным соблюдением определенных требований. Стремясь увеличить свой капитал и подготовиться к новому уровню конкуренции на мировом рынке, крупнейшие компании решили провести IPO и начали продавать свои акции на фондовой бирже. Основной мотивацией такого рода шагов был поиск инноваций. Дополнительный капитал мог позволить им инвестировать в более скоростные и эффективные сети, улучшив тем самым систему как для держателей карт, так и для торгово-сервисных предприятий.

Redecard, процессинговая компания и администратор сети MasterCard и Diners Club, на тот момент провела самое крупное IPO на фондовой бирже Сан-Паулу, и в августе 2007 г. ее стоимость уже оценивалась в 4,6 млрд бразильских реалов. На следующий год Visa провела второе по величине IPO за всю историю Американской фондовой биржи и привлекла 10 млрд долл. США. Крупнейшими акционерами Visa в США выступили банки: JP Morgan Chase (23,3%), Bank of America (11,5%), National City (8%) и Citigroup (5,5%).

В марте 2008 г. Visa в результате IPO привлекла 17,8 млрд долл. США, продав при этом 406 млн акций, и это было крупнейшим размещением за всю историю Нью-Йоркской фондовой биржи. Размещение MasterCard, которое компания провела 18 месяцами ранее (17-е место по объему привлеченных средств в истории биржи), принесло ей 2,4 млрд долл. США.

В июне 2008г. статистика засвидетельствовала, что бразильский рынок кредитных карт рос быстрее американского, а в сравнении со средними мировыми темпами рынок Бразилии увеличивался в пять раз быстрее. С 2002 г. по 2006 г. оборот по кредитным картам в Бразилии вырос на 107%, до 69 млрд долл. США.

Для сравнения: американцы за этот же период потратили по картам 2 трлн долл. США, но рост у них составил всего 40%.

Рекорд был побит в июне 2009г., когда компания VisaNet в результате публичного размещения своих акций привлекла 8,4млрд долл. США, что стало крупнейшим объемом эмиссии, зарегистрированным на фондовой бирже Сан-Паулу и в мире в 2009г. Акции дебютировали на бирже с ростом в 11,8%.

В июне 2008 года статистика засвидетельствовала, что бразильский рынок кредитных карт рос быстрее американского, а в сравнении со средними мировыми темпами рынок Бразилии увеличивался в пять раз быстрее.

Будущее начинается сегодня

Рынок электронных платежей закончил 2009 г. в ожидании грядущих больших перемен.

Кроме того, в июне 2009г. ассоциация ABECS представила бразильскому правительству предложения по оптимизации работы карточной индустрии. Правительство в лице Центрального банка, Управления экономического законодательства Министерства юстиции и Управления экономического мониторинга Министерства финансов представило список, включающий пять мер, необходимых для реформирования индустрии: открытость процесса заключения договоров на эквайринговое обслуживание, совместное использование сетей POS-терминалов, совместимость при проведении клиринга и расчетов, усиление национальной платежной системы на основе дебетовых карт и прозрачность установления размера межбанковских комиссий.

Прекращение практики эксклюзивности сети и совместное использование POS-терминалов, несомненно, являются главными изменениями, которые на деле могут означать конец эпохи эксклюзивности заключения договоров на эквайринговое обслуживание. По мнению представителей ABECS, открытие рынка должно повысить уровень конкуренции, снизить размер комиссий и дать возможность новым игрокам выйти на рынок торгового эквайринга, где на сегодняшний день господствуют VisaNet и Redecard. Ряд компаний уже готовятся к такому сценарию развития событий. Это доказывает недавняя попытка Santander наладить партнерские отношения с GetNet, компанией, специализирующейся на сборе данных и процессинге операций.

Кроме того, к концу 2009г. VisaNet сменила название на Cielo. Это произошло в рамках плана ребрендинга компании, который подразумевал превращение ее в компанию, заключающую договоры на эквайринговое обслуживание с ТСП, принимающие карты нескольких платежных систем (эксклюзивный договор с Visa истекал в июне 2010г.). Компания намерена предоставлять ТСП возможность заключения договоров на эквайринговое обслуживание в MasterCard, Diners и American Express. Ее эквайринговая сеть охватывает 97,5% территории Бразилии и насчитывает 1,6 млн торгово-сервисных предприятий. Redecard, чье эксклюзивное соглашение с MasterCard закончилось в 2001г., также готовится работать с ТСП и по другим кредитным и дебетовым картам, включая карты Visa.

Параллельно этим изменениям рынок двигается в сторону инновационных решений и технологий, которые, безусловно, будут способствовать распространению электронных платежных средств.

Каждый день появляются все новые разработки, например, в области мобильных платежей, на фоне роста их востребованности на рынке. Бесконтактные платежные решения также начали делать свои первые шаги в Бразилии. Это подтверждает запуск компаниями Visa и MasterCard в конце 2009 г. своих проектов payWave и PayPass.

Будущее рынка карт связано с растущим потенциалом индустрии, возрастающим уровнем охвата населения банковскими услугами и более активным использованием дебетовых карт, не говоря уже о более широком распространении кредитов и увеличении количества ТСП, принимающих электронные платежные средства.

Трудно сказать точно, как будет развиваться рынок в течение следующих 15 лет.

Но ясно одно: он будет эволюционировать в направлении использования инновационных технологий, создания современных решений для индустрии электронных платежей и продолжит расти, охватывая все новые и новые сегменты, где еще не используются платежные карты.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… в Океании раковины каури (моллюсков) сохранились как платежное средство ограниченного оборота до наших дней? В настоящее время среди всех архипелагов Океании раковины моллюсков действительно распространены в качестве не декоративной, а реальной расчетной единицы на Соломоновых островах.