Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Беларусь: тенденции карточного рынка определяет государство

(Нет голосов)

28.03.2011 Количество просмотров 1042 просмотра

Сергей Тарасов, руководитель интернет-проекта RBCARD.COM


ПЛАС: Какими ключевыми тенденциями определялись текущее состояние и перспективы развития карточного рынка Беларуси на протяжении 2010г.?

С. Тарасов: Вся деятельность рынка банковских карт определялась рядом важнейших факторов, одним из которых являлась «Концепция развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010г.»

В ходе развития карточного рынка страны требовалось обеспечить синхронность объемов эмиссии банковских карт и развития инфраструктуры их обслуживания. При этом развитие технической инфраструктуры обслуживания карт на предприятиях торговли (сервиса) расценивалось в качестве одного из наиболее важных направлений. В результате активных действий со стороны заинтересованных участников прирост эмиссии банковских карт в 2010 г. составил 20%, увеличена доля безналичных платежей и инфраструктура приема карт.

Естественно, достижение этих результатов было невозможным без глубоко проработанных бизнес-планов и стремления обеспечивать баланс экономических интересов клиентов – держателей карт, банков-эмитентов, банков-агентов, банков-эквайеров, процессинговых центров, предприятий торговли (сервиса).

Банками Беларуси была проведена активная работа, направленная на рост объема остатков денежных средств на счетах держателей карточек и активизацию использования карт для расчетов в розничной сети предприятий торговли (сервиса) и в сети Интернет, в том числе реализованы различные рекламные кампании.

Использование и продвижение единого расчетного и информационного пространства позволило ввести государственные стандарты на техническое обеспечение, включая интерфейсы и внешние формы документов, единые требования к минимальному набору услуг, оказываемых с использованием банковских карт. В результате в терминальной сети на территории Республики Беларусь обеспечено единообразное и повсеместное предоставление услуг посредством банковских карт.

ПЛАС: Какие события 2010 года на карточном рынке республики вы отнесли бы к особо значимым?

С. Тарасов: Одним из наиболее важных событий 2010г. стала реализация мероприятий по внедрению и развитию в Беларуси внутренней платежной системы «БелКарт». Согласно государственной программе мер по развитию платежной системы «БелКарт» до 2011г., белорусские банки начали поэтапный переход на использование карт системы для выплаты зарплаты работникам бюджетных организаций, госпредприятий и акционерных обществ, в которых контрольный пакет принадлежит государству. Гибкая управляемость системы БелКарт в республике, возможность контроля тарифной политики являются неоспоримыми преимуществами для Беларуси, что, естественно, более привлекательно по сравнению с использованием продуктов международных платежных систем. Естественно, данный шаг приведет к снижению доли платежных систем Visa и MasterCard на белорусском рынке.

В первом полугодии 2010г. банками были проведены все необходимые работы по настройке процессинговых центров и программного обеспечения банкоматов, инфокиосков и POS-терминалов для обслуживания карт БелКарт.

Совместно с партнерами они начинают реализовывать первые ко-брендовые программы. Ярким примером такого партнерства может послужить ко-брендовый проект Приорбанка и компании «Орифлэйм Косметикс». При оплате заказа банковская карта выступает как в роли удобного средства платежа, так и в роли документа, идентифицирующего личность консультанта Oriflame. Посредством системы дистанционного банковского обслуживания Приорбанка держатели банковских карточек Visa Classic Oriflame смогут оплачивать заказы с домашних компьютеров через Интернет или с мобильного телефона.

Интернет-эквайринг и оказание услуг в Интернете для держателей банковских карт становится более привлекательным как для клиентов, так и для бизнеса. Так, в первом квартале 2010г. состоялась презентация новой компании «Скарбник», которая является поставщиком новых платежных технологий на территории Республики Беларусь. Компания готова предоставить держателям карт ряд сервисов по оплате товаров и услуг, от ежемесячной оплаты коммунальных платежей до покупки товаров и услуг любой категории, как в Республике Беларусь, так и за рубежом.

Работа банков над новыми карточными продуктами нашла отражение в уникальном карточном продукте «ФотоКарта».

Беларусбанк предлагает оформить карточку БелКарт-М с индивидуальным дизайном. На лицевую сторону карты можно нанести фотографию близкого человека, ребенка, домашнего питомца или просто красивый пейзаж на память о проведенном отпуске.

ПЛАС: Как изменился ландшафт карточного рынка Беларуси за данный период? Ваша оценка принципиальных качественных изменений?

С. Тарасов: Белорусский рынок банковских карт динамично развивается на протяжении последних пяти лет. Не стал исключением и 2010г. На фоне экономических показателей заметно повысился уровень проникновения информационных технологий в банковскую сферу, что позволяет значительно расширить спектр услуг, предоставляемых банком-эмитентом держателям карт.

На 1 января 2011г., совокупный объем эмиссии банковских карт в стране составлял 9,25 млн, из которых на долю карт Visa и MasterCard пришлось 5,91 млн карт (64% от общего объема эмиссии), системы «БелКарт» – 3,34 млн (36%). Если сравнить эти показатели с началом 2010г., видно, что доля карточек БелКарт в общем объеме эмиссии выросла на 14,1%. Для сравнения – объем эмиссии карт в стране на начало 2010г. составлял 7,72 млн штук, на карты систем Visa и MasterCard приходилось 6,02 млн (78,1%), на карты системы «БелКарт» – 1,69 млн карт (21,9%).

По данным на 1 января 2011г., сеть предприятий торговли и сервиса в Беларуси, обслуживающих держателей карт, насчитывала 18,241 тыс. точек (прирост на 49,3% по сравнению с данными на 1 января 2010г.), количество установленных ATM достигло 3,063 тыс. (прирост на 10,7%), количество терминалов самообслуживания увеличилось на 27,9% до 3,776 тыс. Заметно выросло количество ПВН – до 3,957 тыс., продемонстрировав прирост на 9,6%.

Количество поставщиков услуг, зарегистрированных в системе «Расчет» (автоматизированная информационная система единого расчетного и информационного пространства (АИС ЕРИП), созданная Национальным банком Республики Беларусь в целях упрощения организации приема платежей от физических и юридических лиц) за 2010г. возросло на 52% и составило 630 компаний. Количество услуг, доступных к оплате в рамках системы, выросло с 1171 до 1916 (63%). Число пунктов приема платежей за 2010г. возросло до 7500. Количество расчетных агентов системы в 2010г. увеличилось с 19 до 25. Объем всех платежей в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличился на 270%, а количество транзакций – на 171%. Оценивая результаты 2010г., следует отметить, что в целом динамика положительна по всем обозначенным выше позициям. Однако запланированная доля безналичных платежей в размере 30% не была достигнута, превысив порог всего в 13%. Учитывая наметившиеся тенденции и при условии активной реализации программ лояльности, новых сервисов, запланированная доля безналичных платежей может возрасти в 2 раза и приблизиться к желаемому результату.

ПЛАС: Что ожидает рынок в наступившем 2011 г.? Какие нынешние факторы, на ваш взгляд, окажутся переменными, а какие – константами?

С. Тарасов: Платежные системы и банки Беларуси продолжат укреплять отношения с розничными торговыми сетями. Какихлибо всплесков на рынке банковских карт ожидать не следует. Рынок планомерно будет наращивать обороты. Операции с наличными будут преобладать над безналичными платежами. Свои коррективы и акценты внесет новая программа развития банковского сектора на 2011–2015гг., находящаяся на согласовании в Национальном банке Республики Беларусь.

Возможно, более активно начнется реализация программ лояльности во втором полугодии 2011г. Влияние более опытных игроков на рынках банковских карт России и Украины будет проявляться в качестве примеров для подражания. Продолжится внедрение банковских карточек внутренней платежной системы «БелКарт», которые постепенно будут вытеснять карты международных платежных систем Visa и MasterCard в рамках зарплатных проектов. Кроме того, развитие инфраструктуры банков и потребность в оптимизации расходов приведет к росту спроса на услуги аутсорсинговых компаний по обслуживанию банковского сектора.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первые успешные проекты мобильных кошельков развились не на развитых рынках, и задолго до их появления в Европе или США – это были M-PESA в Кении а также Globe GCASH и SMART Money – на Филиппинах.