Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Коммерческие NFC-проекты в мире

(Нет голосов)

13.04.2011 Количество просмотров 1278 просмотров
Российский опыт реализации мобильных NFC-сервисов
Иван Кузнецов, руководитель проекта «NFC» Инфокоммуникационного союза
Журнал «ПЛАС» начинает серию публикаций по тематике NFC. Данные материалы являются результатом нашего сотрудничества с Инфокоммуникационным Союзом, занимающимся исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в данной области с 2007г. Сегодня по всему миру реализуется более 150 пилотных и коммерческих проектов по использованию технологии NFC в мобильных устройствах. В настоящей статье представлен обзор коммерческих проектов, осуществляемых в сетях сотовой связи стандарта GSM. Крупнейший коммерческий проект по применению технологии NFC – Felica Mobile – реализован в Японии на базе сети CDMA, в связи с чем мы не рассматриваем его в рамках статьи. Информация по данному проекту, так же как и более детальный анализ всех существующих на сегодняшний день коммерческих NFC-проектов в мире с точки зрения технико-технологических, организационных и потребительских схем, содержится в научно-исследовательских работах, выполненных в рамках проектов «Мобильные платежи» и «NFC» Инфокоммуникационного Союза. Тематика NFC является предметом исследований Инфокоммуникационного Союза с 2007г., в 2010г. компаниями – участниками Союза реализован первый в России пилотный проект мобильных NFC-услуг на железнодорожном транспорте. В настоящее время ведется работа по расширению опытной зоны и внедрению массовых мобильных NFC-сервисов. На этом фоне мы сочли логичным открыть данную серию публикаций статьей, посвященной коммерческим NFC-проектам в мире и в РФ.

Проект HandyTicket fur NFC-Handys, Германия

В феврале 2008г. региональное управление общественного транспорта региона Франкфурт–Рейн–Майн в Германии – Rhein–Main–Verkehrsverbund (RMV) – при сотрудничестве с Nokia, NXP Semiconductor и оператором сотовой связи Vodafone Germany объявили о запуске коммерческого проекта для оплаты проезда в системе общественного транспорта региона на основе технологии NFC.

В рамках предлагаемого сервиса мобильный телефон используется для идентификации пассажира и сбора информации о поездке. Проект реализуется на базе мобильных телефонов Nokia 6131 и 6212.

В настоящий момент NFC-телефоны Nokia доступны во всех профильных салонах мобильной связи региона. Оплата с помощью мобильного NFC-телефона доступна для абонентов всех сотовых операторов региона на всех линиях и маршрутах общественного транспорта Франкфурт-на-Майне и района Майн-Таунус федеральной земли Гессен.

Помимо транспортного NFC-сервиса в рамках данного проекта реализованы вспомогательные информационные NFC-сервисы и программа лояльности «RMV Erlebnis Card», распространяющаяся на торговых партнеров RMV, в том числе магазины, киоски, рестораны быстрого питания и т. д.

Для того чтобы непосредственно воспользоваться транспортной NFC-услугой «HandyTicket fur NFC-Handys», пользователь подносит свой мобильный NFC-телефон к метке ConTag, закрепленной на остановке отправления.

При этом он инициирует сеанс интерактивного взаимодействия с мобильным порталом. Последовательность действий пользователя при покупке билета представлена на рис. 1.

Проект Touch&Travel, Германия

Проект Touch&Travel запущен в Берлине в феврале 2008г. по инициативе железнодорожного оператора Deutsche Bahn Mobility Logistics AG и мобильного оператора Vodafone D2 GmbH при поддержке оператора связи T-Mobile. В 2009г. к проекту присоединился крупнейший европейский мобильный оператор O2.

В настоящий момент с помощью NFCтелефона можно воспользоваться транспортным NFC-приложением для оплаты проезда на участке железной дороги от Берлина до Ганновера и далее до Франкфурта и Рекленхаузена. Оплата проезда при помощи NFC-телефонов внедрена на общественном транспорте (автобусы, трамваи) Берлина и Потсдама.

Транспортное NFC-приложение Touch&Travel функционирует по принципу «чекин/чекаут», это означает, что пользователю необходимо поднести свой NFC-телефон к специальным терминалам (Touchpoint) на железнодорожных платформах в начале и в конце пути.

На основании собранной информации о поездках обладателю телефона регулярно выставляется счет для последующей оплаты. В проекте используются телефоны Motorola SLVR7 с поддержкой интерфейса SWP, обеспечивающего взаимодействие между NFC-модулем мобильного телефона и SIM-картой.

Проект A1 Mobilkom, Австрия

В сентябре 2007г. Mobilkom Austria, крупнейший австрийский оператор сотовой связи, объявил о начале функционирования самого крупного коммерческого проекта в GSM-сетях, базирующегося на использовании технологии NFC в мобильных телефонах. Проект осуществляется при непосредственном участии австрийской железной дороги ОВВ, транспортного оператора Вены Wiener Linies, и поддержке NXP Semiconductors, Nokia и крупнейшей австрийской компании, организующей продажу через торговые автоматы, – Selecta. В рамках этого проекта мобильные NFC-услуги реализуются в масштабах всей страны.

С помощью мобильных NFC-телефонов пользователи могут оплачивать поездки в метро, покупать билеты на проезд в железнодорожных поездах, оплачивать парковку автомобилей, покупать товары в автоматических киосках и вендинговых машинах. NFC-услуги предоставляются под торговой маркой A1, принадлежащей оператору Mobilkom Austria. Данные услуги доступны не только абонентам Mobilkom Austria, но и абонентам других австрийских операторов связи. В проекте используются мобильные телефоны Nokia 6131 и 6212.

Приобрести телефоны NFC Nokia 6131 и 6212, готовые к использованию в проекте, можно во всех фирменных салонах Mobilkom. Дополнительно с телефоном абоненты А1 получают комплект карточек с NFC-метками для участия в лотереях, оплаты парковки, загрузки рингтонов и другого цифрового контента. Поднеся свой телефон к одной из таких карточек, пользователь инициирует отправку SMSсообщения с запросом, например, загрузки в телефон какой-либо музыки.

Отличительной чертой мобильной коммерции в Австрии является возможность оператора связи получить лицензию на проведение банковских операций. Располагая такой лицензией, Mobilkom Austria самостоятельно организовывает и реализует систему расчетов за предоставляемые мобильные услуги.

Проект O2 Wallet, Великобритания

В ноябре 2007г. оператор сотовой связи О2 совместно с транспортной сетью Лондона (TfL) при участии TranSys, Barclaycard, Visa Europe и Nokia объявил о начале первого британского проекта O2 Wallet по предоставлению мобильных услуг на основе NFC-технологии.

Сервис O2 Wallet позволяет с помощью мобильного NFC-телефона оплатить проезд в общественном транспорте в системе бесконтактной оплаты Oyster, а также воспользоваться бесконтактным платежным приложением Visa payWave. Кроме того, в рамках сервиса O2 Wallet реализован ряд программ лояльности и электронных приглашений на мероприятия в рамках дополнительного сервиса Blueroom.

Проект функционирует на основе телефонов Nokia 6131 и Nokia 6212. В мобильный телефон устанавливается транспортное приложение, разработанное на базе бесконтактной транспортной карты Oyster card на основе технологии Mifare, и бесконтактное банковское платежное приложение Visa payWave, эмитированное Barclaycard и предназначенное для оплаты товаров на сумму, не превышающую 10 фунтов стерлингов.

В рамках этого проекта мобильные NFC-телефоны используются в инфраструктуре бесконтактных считывателей, уже существующей в лондонском метро и наземном транспорте. Для оплаты товаров в системе Visa payWave пользователю необходимо поднести телефон к бесконтактному считывателю с логотипом Visa payWave. Выбор NFC-приложения осуществлялся автоматически по команде считывателя. При этом данные платежного приложения передаются бесконтактному считывателю и транслируются в POS-терминал автоматически.

Проект PayEz Mobile, Франция

Проект Payez Mobile стартовал в ноябре 2007г. во Франции в городах Каен и Страсбург. В данном проекте реализовано платежное NFC-приложение на основе банковских карт. Проект является совместной инициативой консорциума «Пегас» (Pegasus), объединяющего семь крупнейших банков Франции и четырех мобильных операторов (Bouygues Telecom, Orange, SFR и виртуальный оператор NRJ Mobile).

Эта группа банков обслуживает 95% розничных торгово-сервисных предприятий Франции. В проекте участвуют платежные системы Visa и MasterCard.

Организаторы проекта Payez Mobile претендуют на разработку единого универсального решения для банков и мобильных операторов по предоставлению мобильных платежных NFC-услуг, которое ляжет в основу соответствующих национальных регламентов, требований и стандартов, связанных с организацией платежных NFC услуг.

Основным и практически единственным препятствием к полноценному коммерческому развертыванию проекта является недостаточное количество NFC-телефонов соответствующей архитектуры (с поддержкой SWP-протокола), позволяющей реализовывать NFC-приложения на SIM-карте и, соответственно, невозможность организовать свободную продажу таких устройств. Мобильные NFC-телефоны, используемые в пилотном проекте, были выпущены специально для него ограниченными партиями.

Платежные NFC-приложения устанавливаются на SIM-карту перед ее передачей клиенту. Платежное приложение в мобильном телефоне привязано к банковскому карточному счету, сумма совершенного платежа снимается со счета пользователя по классической банковской карточной схеме.

Основные правила осуществления мобильных NFC платежей следующие: если сумма платежа не превышает 20 евро, пользователь сам выбирает, использовать или нет ПИН-код для подтверждения NFC-транзакции, и соответствующим образом настраивает платежное приложение в своем телефоне; если сумма платежа превышает 20 евро, использование ПИН-кода обязательно и инициируется торгово-сервисным предприятием.

Проект Maxis FastTap, Малайзия

В апреле 2009 г. крупнейший оператор связи Малайзии Maxis Communications Berhad, торговая марка Maxis, приступил к коммерческой реализации услуг по предоставлению мобильных платежных сервисов на основе технологии NFC.

Предоставление мобильных NFC-услуг в рамках данного проекта осуществляется под специально созданной для этого торговой маркой Maxis FastTap – «в одно касание».

Maxis FastTap предоставляет пользователям два различных мобильных платежных сервиса – Visa payWave и Touch’n’go. Эти сервисы реализованы в виде двух разных платежных NFC-приложений в одном мобильном устройстве и имеют разное целевое назначение.

Каждое из указанных мобильных NFCприложений разработано на базе уже существующего и широко используемого бесконтактного приложения.

Платежное приложение Visa payWave эмитируется банком MayBank и позволяет оплачивать товары и услуги в торговых точках, оборудованных бесконтактными считывателями Visa. Платежное приложение Touch’n’go эмитируется малазийским оператором систем электронных платежей Touch 'n Go Sdn Bhd как предоплаченная карта и предназначено для оплаты проезда в общественном транспорте, оплаты платных автодорог и других услуг. Сервис Maxis FastTap реализуется на базе телефонов Nokia 6212 NFC, имеющихся в свободной продаже в авторизованных салонах Maxis.

Российский опыт внедрения NFC

В России наиболее перспективным направлением для внедрения мобильных платежей (в том числе на основе NFC) является оплата проезда на общественном транспорте и железной дороге.

Транспортные проекты являются наименее затратными для участников, т. к. могут быть развернуты с использованием инфраструктуры бесконтактных считывателей, существующей на ж/д транспорте и в метро (на основе Mifare). Заложенная в саму технологию NFC совместимость с существующими стандартами бесконтактных карт принципиально позволяет реализовывать транспортные приложения на базе мобильных NFC-телефонов в уже существующих сетях приема бесконтактных транспортных карт.

На сегодняшний день в той или иной степени реализации находятся следующие пилотные проекты:

• Московский метрополитен реализует пилотный NFC-проект совместно с ОАО «Мобильные ТелеСистемы». По заявлению организаторов, в 2011г. оплатить услуги московского метро можно будет при помощи мобильного телефона, оснащенного NFC-элементом с внешней антенной, вкладываемым в телефоны под крышку аккумуляторного отсека.

• Санкт-Петербургский метрополитен запустил пилотный проект по оплате проезда при помощи технологии NFC совместно с ОАО «МегаФон». В данном проекте используются пассивные NFCстикеры.

• В ноябре 2010 г. в рамках проекта «NFC» Инфокоммуникационного Союза запущен пилотный проект транспортного NFC-сервиса на базе ООО «Аэроэкспресс». Проект реализован компанией «Технологии процессинга», техническим партнером выступила компания Nokia.

Билеты на электропоезда «Аэроэкспресс» можно приобрести с помощью мобильного телефона, обладающего NFC-функциональностью. Покупка NFCбилета занимает несколько секунд. Инициировать запрос на приобретение билета можно «в одно касание», приложив телефон к NFC-метке, расположенной на смарт-постере. В результате взаимодействия телефона с меткой автоматически запускается приложение «Аэроэкспресс Мобайл» и формируется запрос на приобретение билета. Далее пассажир подтверждает покупку, и билет загружается в телефон. Стоимость билета списывается с абонентского счета пассажира у оператора мобильной связи.

Контроль оплаты проезда осуществляется валидатором у контролера на маршруте или действующей системой турникетов, для этого достаточно поднести NFC-телефон вплотную к считывающему устройству. Предъявить билет для контроля можно, не прерывая разговора по телефону: процедура не требует ни запуска приложения, ни каких-либо других действий.

Указанные российские проекты реализуются независимо друг от друга. В настоящее время происходит поиск оптимального технического решения. Однако единые стандарты необходимы, если речь идет о высоких пользовательских качествах услуг. Широкое коммерческое распространение возможно только при наличии общих стандартов, единой платформы.

В идеале должны быть разработаны мультиприложения, позволяющие использовать один мобильный терминал в разных системах с разными участниками.

Анализ коммерческих NFC-проектов в мире показывает, что организационные сложности внедрения NFC-сервисов существенно превосходят сложности технические. Основной проблемой является адаптация NFC-сервиса к уже существующим организационным требованиям и бизнес-схемам (схемы покупки проездных билетов, требования к оформлению и содержанию билета и т.д.). Эта проблема частично решается, когда внедрение NFC-сервиса осуществляется поверх уже существующего мобильного или электронного сервиса. Однако такой способ внедрения, как правило, не позволяет использовать все возможности NFC-интерфейса в мобильном устройстве, так как разработчики ограничены рамками уже существующей системы.

Внедрение платежных сервисов в розничных сетях требует развертывания инфраструктуры обслуживания бесконтактных платежных приложений, так как системы бесконтактных платежных карт в розничных системах не имеют широкой распространенности во всем мире, а в России не представлены вообще. Характерно, что в проекте PayEz Mobile, ориентированном именно на использование платежных приложений в розничных торговых сетях, используются не бесконтактные приложения Visa payWave и MasterCard PayPass, а бесконтактные приложения на основе уже существующих банковских карт, которые состоят из данных банковской карты и специальной «оболочки», позволяющей передать эти данные бесконтактным способом. Такая архитектура приложения также призвана обойти возникающие при внедрении платежных NFC-приложений организационные трудности.

Основываясь на мировом опыте внедрения мобильных NFC-сервисов, можно предположить следующие перспективы развития NFC-услуг в России: широкое коммерческое внедрение NFC-сервисов начнется на региональном уровне, провайдерами услуг выступят транспортные операторы, учебные заведения и госучреждения, которые будут предлагать владельцам NFC-телефонов массовые услуги на регулярной основе. После того как функционирующая экосистема будет создана в отдельных регионах, рынок начнет расширяться в двух направлениях. С одной стороны, новые регионы начнут внедрять подобные системы, используя опыт соседей. С другой – количество владельцев NFC-телефонов и ассортимент предлагаемых услуг достигнут критической массы в регионах с развитой инфраструктурой NFC-сервисов, на рынке появятся новые провайдеры, предлагающие новые услуги.

По оценке экспертов проекта «NFC» Инфокоммуникационного Союза, коммерческая эксплуатация транспортных NFCприложений в России должна начаться в конце 2011 года. А массового внедрения NFC-сервисов на транспорте можно ожидать в 2012–2013гг.



Журнал «ПЛАС» продолжает серию публикаций на тему NFC

В следующих номерах журнала «ПЛАС» мы продолжим серию публикаций по тематике NFC. Данные материалы являются результатом нашего сотрудничества с Инфокоммуникационным Союзом, занимающимся исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в данной области с 2007г.

ПЛАС №4 (май 2011г.): мы размещаем публикацию «NFC-приложения в мобильном телефоне: новые возможности». Одним из основных направлений развития технологии NFC на сегодняшний день является ее интеграция в мобильные телефоны и смартфоны с целью реализации широкого круга приложений – платежных, транспортных, идентификационных, организации доступа. Настоящая статья будет посвящена анализу технологии NFC и возможностей ее применения в системах бесконтактных мобильных услуг.

ПЛАС №5 (июнь 2011 г.): мы публикуем статью «Мировой рынок NFC-оборудования». В 2011–2012 годах эксперты прогнозируют новую волну интереса к возможностям NFC-технологии и мобильным сервисам на ее основе. Активизировались производители NFC оборудования. Рынок NFC телефонов (Nokia, Samsung, Sagem, LG) пополнился брендами азиатских производителей (Hedy, Axia, Phonelabs), появились альтернативные устройства, представляющие собой отдельный конструктивный элемент с NFC-чипом для использования в мобильных телефонах любых марок и моделей с целью придания им NFC-функциональности. В настоящей статье будет представлен весь спектр существующего на сегодняшний день NFC-оборудования, а также выводы о целесообразности использования различных NFC форм-факторов в проектах реализации мобильных NFC-услуг.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первым в мире банкоматом с использованием технологии cash-ресайклинга был выпущенный на японский рынок в 1982 г. аппарат OKI AT 100?