Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Эволюция платежных технологий глазами Visa

(Нет голосов)

13.04.2011 Количество просмотров 1113 просмотров
Какими видит возможные сценарии эволюции инструментов безналичных платежей на ближайшие 3–5 лет одна из ведущих международных платежных систем – Visa? Что будет выступать носителем платежного приложения – традиционная карта? Телефон? Коммуникатор? Останется ли карта доминирующим платежным инструментом, или ей на смену придут новые формы продуктов? На эти и другие вопросы журнала «ПЛАС» отвечает недавно посетивший Россию Майкл Л. Дрейер, директор департамента информационных технологий Visa Inc.
Майкл Л. Дрейер (Michael L.Dreyer)

Директор департамента информационных технологий Visa Inc. Отвечает за развитие информационных технологий компании Visa Inc., включая все системные процессы, технологические и процессинговые платформы, сетевые технологии, а также разработку программного обеспечения.

До прихода в Visa в 1998 г. Майкл Л. Дрейер занимал пост вице-президента Центра развития электронной коммерции American Express, где координировал деятельность нескольких подразделений компании в сфере смарт-карт и интернет-проектов. Также занимал высокие посты в таких компаниях, как Prime Financial, Inc., Federal Deposit Insurance Corporation, Downey Savings, Bank of America и Fairmont Hotel Management Company. Имеет степень MBA и степень бакалавра по психологии в Университете штата Вашингтон (США).

ПЛАС: Насколько актуальной вам представляется такая современная тенденция, как персонализация сервиса, в разрезе индустрии безналичных платежей? Как скоро держатель карты Visa сможет со своего мобильного телефона (или через Интернет) реально управлять возможностями своей карты (лимиты, приложения, кратковременная активация карты для совершения операции в течение следующих 5 минут, подтверждение совершения операции на мобильном телефоне и т.п.)?

Майкл Л.Дрейер: Начну с предыстории.

В Visa сферой моей ответственности являются информационные технологии. Это огромная экосистема, в рамках которой мы обрабатываем транзакции держателей карт более чем в 200 странах мира, большинство из них являются клиентами операторов сотовой связи. Россия представляет для нашей компании один из важнейших стратегических регионов с точки зрения распространения данных технологий. Кроме того, нам импонирует инновационный характер развития этого рынка – достаточно упомянуть успешно реализуемые в России проекты Visa в области денежных переводов, совместные проекты с компанией «Билайн», проект Социальной карты москвича и т.д.

ПЛАС: Мы хотели поговорить о мобильных технологиях. Что вы можете предложить пользователю в рамках данной технологии?

Майкл Л.Дрейер: Сегодня Visa ведет работу в самых разных направлениях. Мы начинали с кредитных карт, потом перешли к дебетовым картам, коммерческим картам, корпоративным, платежным и т.д. (речь в данном случае идет об основных этапах развития рынка Северной Америки. – Ред.) В настоящее время наша компания сотрудничает с государственными структурами, предоставляя им самые различные услуги. По сути, все инновационные проекты – включая совместные проекты с операторами сотовой связи, проекты в области мобильной коммерции – являются логическим продолжением той де- ятельности, которую уже много лет ведет наша компания. Очевидно, что без продвижения инновационных идей мы просто не могли бы предложить ни потребителям, ни государственным структурам тех продуктов и услуг, которые им требуются и которые мы предоставляем им сегодня. Поэтому Visa крайне заинтересована в более тесном сотрудничестве с мобильными операторами, с тем, чтобы предложить их абонентам более широкий набор продуктов и услуг. Уверен, что данный подход является полностью оправданным.

При этом определять направление развития мобильных технологий, как и ранее, будут сами потребители. Если заглянуть в прошлое, то можно увидеть, что еще 5лет назад сотовые телефоны использовались главным образом для голосовой связи и отправки SMS-сообщений. Сегодня мобильный телефон представляет собой, по сути, персональный компьютер – именно потребители диктовали свои требования в этой области, определяя и конструктивные особенности, и функционал телефона в соответствии со своими меняющимися потребностями. Именно таким образом потребители вносят свой вклад в новаторские проекты. И наша компания продолжит движение в данном направлении, продолжая активно развивать сотрудничество с другими участниками рынка.

Например, если потребитель выразит желание с помощью своего мобильного телефона контролировать свои расходы, платежная система Visa будет двигаться именно в данном направлении, создавая и продвигая необходимый для потребителя и востребованный им набор услуг. Например, уже сегодня в рамках проекта «Домашний банкинг» можно чрезвычайно легко перемещать средства со счета на счет, используя мобильный телефон в качестве некоего естественного продолжения карты, а также задействовать множество других полезных функций.

Сегодня держатели карт Visa из самых разных стран мира, используя свою карту в любой точке земного шара, получают SMS-уведомления в режиме реального времени. Кроме того, Visa может предоставить держателю карты и дополнительную информацию, причем именно в том виде и в тот момент, в каком и когда она ему нужна. Поэтому, как я уже и говорил, технология мобильной связи представляет собой естественное продолжение платежных технологий системы Visa.

Мы стремимся сотрудничать в данном направлении с крупнейшими производителями оборудования мобильной связи, операторами сотовых сетей, а также другими участниками телекоммуникационного рынка – сегодня Visa в состоянии объединить их возможности в единую экосистему, предлагающую потребителям универсальный комплекс услуг. При этом очень важно координировать работу по созданию новых сервисов таким образом, чтобы они приносили отдачу всем – и держателям карт, и банкам-участниками Visa, и госструктурам.

ПЛАС: В свете последних тенденций какими вы видите возможные сценарии взаимодействия платежной системы с операторами сотовой связи? Какие совместные продукты и решения могут появиться благодаря такому союзу? Как сделать его взаимовыгодным для банков, операторов в рамках оказания клиентам платежных сервисов, гармонизировать интересы тех и других? Как избежать непродуктивной конкуренции между ними? Судя по всему, такая ситуация уже имеет место в целом ряде регионов. Какими возможностями обладает сегодня Visa для решения этих задач и как она собирается их использовать?

Майкл Л.Дрейер: Операторов мобильной связи и производителей оборудования мы рассматриваем отнюдь не в качестве конкурентов банкам и платежной системе в целом, но в качестве партнеров, вместе с которыми мы можем сформулировать реально востребованные предложения как для конечных потребителей услуг, так и для рынка в целом. Мы уже продемонстрировали эти возможности в рамках совместного проекта с компанией «Билайн», реализованного на российском рынке.

На рынках других стран и регионов мира мы совместно с операторами сотовой связи создали и продвигаем другие продукты, подтверждающие справедливость данной идеи. Именно ведение такой совместной разработки продуктов дает нам возможность избегать непродуктивной конкуренции с операторами сотовой связи.

ПЛАС: Поскольку рынок сотовой связи, а также рынок производства сотовых телефонов начинают все больше работать в области бесконтактных платежей, при этом бесконтактная карта реализуется внутри телефона в виде NFC-контроллера, какие новые риски Visa видит в подобном развитии ситуации? Напротив, какие новые возможности открываются для платежной системы и ее участников с развитием NFCтехнологии в мире? Каким образом Visa намерена гармонизировать столь различные сегодня интересы производителей телефонов, производителей чипов, операторов связи и, конечно же, банков?

Майкл Л.Дрейер: Сотовый телефон – это часть той экосистемы, развитием которой мы сегодня активно занимаемся. И платежная система Visa готова к внедрению всех этих технологий – контактных и бесконтактных чипов с поддержкой NFC и т.д.

В настоящее время на рынках разных стран используются самые разнообразные способы доступа к информации, к сетям, а также применения сотовых телефонов и беспроводных POS-терминалов. Например, в ряде штатов США по-прежнему доминируют карты с магнитной полосой, на территории других штатов лидирующие позиции заняли чиповые карты.

В некоторых странах уже активно внедряются бесконтактные чипы. На этом фоне задача Visa заключается в продвижении на рынке таких форм-факторов, такого функционала, который востребован именно на данных конкретных рынках. Поэтому ваш вопрос о гармонизации вполне логичен, однако в данном случае правильнее было бы оперировать таким понятием, как стандартизация.

В течение последних 30–40 лет Visa стояла на передовых рубежах стандартизации, добиваясь того, чтобы у держателей карт была возможность пользоваться своими картами в любой стране мира.

Так, если вы путешествуете и расплачиваетесь картой Visa, вы можете быть уверены в том, что она будет работать, транзакцию можно будет осуществить менее чем за 1 сек., и все это благодаря тем стандартам и той операционной совместимости, которые были разработаны и достигнуты благодаря глобальному подходу компании Visa к стандартизации. В прошлом году, в непростой для рынка период, мы обрабатывали в секунду порядка 10,5 тыс. сообщений. Поэтому если в какой-то стране мира для доступа к средствам на своих счетах пользователи отдадут предпочтение технологии NFC, нас это вполне устроит.

ПЛАС: Очевидно, что Visa открыта для любых инноваций, которые будут полезны для ее членов, для держателей карт и для торговой сети. Но есть ли у платежной системы планы каким-либо образом контролировать и регулировать процесс внедрения данных инноваций путем продвижения соответствующих собственных инициатив в этом направлении, в том числе с точки зрения стандартизации?

Майкл Л.Дрейер: Хороший вопрос. Visa располагает широкомасштабной глобальной инфраструктурой обслуживания карт.

Каждый год мы выпускаем два основных релиза, которые позволяют всем участникам нашей платежной системы, работающим на рынках любой страны мира, двигаться с нами, что называется, нога в ногу. Например, денежные переводы. Мы внесли определенные изменения в нашу глобальную систему VisaNet, в итоге появилась услуга моментальных денежных переводов, в рамках которой уже сегодня пользователи могут переводить средства, например между Россией и Украиной, в режиме, близком к режиму реального времени. Естественно, для реализации такой услуги потребовалось проведение гармонизации и стандартизации существующей технологии.

При этом внесение даже двух основных изменений в рамках ежегодных релизов влечет за собой необходимость внесения, по самым разным причинам, десятков тысяч более мелких изменений.

Так, например, наше подразделение информационных технологий тесно сотрудничает с продуктовым подразделением Visa в рамках проектов по внедрению услуг, подобных денежным переводам, а также новой платформы, предназначенной для повышения лояльности клиентов с помощью SMS-уведомлений, ускоренной авторизации, расширенными возможностями, включая проведение транзакций в режиме реального времени, информирования держателя карты о проведенных транзакциях и т.д.

В компании Visa разработана и реализуется определенная стратегия развития продуктов. Мы прекрасно знаем, в каком направлении мы двигаемся. И сегодня очень важную роль в создании новых и развитии существующих продуктов играют социальные сети, такие как Twitter, Facebook и т.д. С их помощью мы следим за тем, как развивается жизнь общества, с тем, чтобы предложить актуальные для пользователей продукты и услуги.

ПЛАС: Медленно, но верно ЗD Secure внедряется на мировом рынке. Какие новые стимулы, на ваш взгляд, существуют сегодня для банков и ритейлеров с точки зрения более динамичного развития электронной коммерции?

Майкл Л.Дрейер: Технологии 3D Secure и Verified by Visa представляют собой очень надежные механизмы аутентификации держателя. В обозримом будущем, по моим оценкам, объем электронной коммерции будет, как и прежде, расти.

Как я уже говорил, клиенты Visa во всем мире хотят получать от используемых ими продуктов максимально широкий спектр возможностей, пользоваться которыми они привыкли. И мне было приятно сознавать, что все это работает и в России.

Сам я пользуюсь услугами электронной коммерции практически постоянно, но наиболее активно – когда нахожусь в США.

Таким способом мне проще и быстрее совершать покупки.

ПЛАС: Коалиционный маркетинг и облачные вычисления – какое отражение эти перспективные направления находят сегодня в деятельности Visa?

Майкл Л.Дрейер: В последнее время идеология коалиционного маркетинга все глубже проникает в общество. И в последнее время ее стали активно использовать платежные системы. В частности, в прошедшем 2010 г. мы анонсировали еще одну новаторскую услугу Visa, в рамках которой у пользователя появилась возможность создавать wish-листы (списки желаемых подарков) и распространять их в социальных сетях. Таким образом, друзья пользователя могут видеть, какие товары и услуги последний хотел бы приобрести, и имеют возможность сделать ему нужный подарок, который порадует пользователя. Продвижение подобной услуги, которое мы осуществляем сегодня в партнерстве с рядом социальных сетей, также является одним из аспектов электронной коммерции.

Еще одна интересная тема – облачные вычисления. Должен сказать, что Visa была одной из первых, если не первой компанией, которая стала внедрять облачные вычисления. Сегодня во всем мире насчитывается порядка 1,8 млрд держателей карт Visa, десятки миллионов торговосервисных точек, принимающих карты к оплате, и десятки тысяч банков – эмитентов карт платежной системы. И даже при таком огромном масштабе нам удается успешно подключать все заинтересованные стороны к нашей сети, причем на глобальном уровне.

Итак, вернемся к технологии облачных вычислений. Еще 10 лет назад клиенту приходилось инсталлировать программное обеспечение непосредственно на свой персональный компьютер. Сегодня вы можете получать доступ к приложениям, базирующимся в «облаке», – иными словами, воспользоваться ПО на условиях аутсорсинга. Visa способна интегрировать в эту экосистему свою глобальную инфраструктуру и продвигать концепцию коалиционного маркетинга.

Сегодня мы способны добиться того, чтобы пользователям – физическим лицам и компаниям – не приходилось каждый раз создавать свою собственную инфраструктуру заново, многократно дублируя одни и те же приложения и т. д. Облачные вычисления – это очень хорошая идея, и данное новаторское направление также должно развиваться.

Сегодня Visa располагает обширной сетью глобальных центров, и меня очень радует, что эта сеть растет. Однако ввиду этого нам необходимо добиваться операционной совместимости во всех странах мира. Учитывая инновационный характер бизнес-стратегий участников рынка России, я считаю, что здесь мы можем выгодно выделиться на фоне конкурентов, удовлетворив потребности российских клиентов в данных технологиях.

ПЛАС: Сегодня на рынке активно озвучиваются идеи дистанционной коммерции, которая должна объединить такие направления, как интернет-коммерция, мобильная коммерция и т.д., – в новое поколение удаленной коммерции, в универсальную коммерцию (U-commerce). Как вы прокомментируете это направление?

Майкл Л.Дрейер: Здесь можно говорить о неких технологических решениях – мобильных телефонах, компьютерах, интернет-телевидении, картах, – каждое из которых имеет свой форм-фактор. Таким образом, и способы сопряжения с каждым из этих форм-факторов будут разные. В чем же заключается разница между операциями по электронной коммерции, проводящимися на ноутбуке и на мобильном телефоне? Мы предлагаем комплекты для разработчиков ПО, которые дают им возможность создавать приложения, позволяющие максимально полно удовлетворять потребности потребителей. Последние получают возможность совершать операции электронной коммерции любым удобным для них способом и в любом месте.

Сам я как потребитель внимательно слежу за тем, что будет представлять собой новое поколение дистанционной коммерции. Так, мой мобильный телефон дает мне возможность доступа к информации, электронной почте, банковскому счету, с его помощью я могу покупать товары и услуги. И это только один из форм-факторов дистанционной коммерции.

При этом все устройства (форм-факторы) клиента, дающие ему доступ к операциям электронной коммерции, должны работать согласованно и предоставлять ему возможность проведения операций в любом месте, где он захочет.

Мы работаем с операторами мобильной связи, с производителями чипов и с организациями по стандартизации, участие которых в процессе дает нам возможность провести гармонизацию и стандартизацию этих технологий. Мы создавали стандарты и продолжаем это делать. При этом зная, в каком сегменте участники рынка собираются предлагать инновации, мы понимаем, в каком формате, в каких протоколах они должны работать, и создаем глобальную платформу для их взаимодействия.

Я верю в глобальную экономику и хотел бы, чтобы бренд Visa укреплялся еще больше, чтобы держатели карт были уверены в том, что смогут воспользоваться ими в любое время в любой точке мира.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первым в мире банкоматом с использованием технологии cash-ресайклинга был выпущенный на японский рынок в 1982 г. аппарат OKI AT 100?