Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Карты «Золотая Корона» для микроплатежей: выход на новые рынки

(Нет голосов)

23.06.2011 Количество просмотров 1272 просмотра

Андрей Надточий, технический директор Дирекции по работе с платежными картами ЦФТ
В России, как, впрочем, и в других странах мира, существуют перспективные сегменты рынка платежей, до последнего времени редко привлекавшие внимание банков. Сегодня они все чаще попадают в сферу интересов кредитных организаций и находят отражение в их стратегических планах.
О каких именно сегментах идет речь? И что может помочь банковским структурам эффективно на них работать? В настоящей статье мы попробуем найти ответы на эти вопросы.


Российский рынок ресторанов быстрого обслуживания активно развивается, ежегодно увеличиваясь на 25% и оставаясь при этом весьма далеким от насыщения. Уже сегодня его объем оценивается примерно в 1 млрд долл. США. Сети предприятий фастфуда ежедневно пропускают через себя огромный клиентский трафик, делая это достаточно быстро, но стремясь делать еще быстрее. При этом, кроме «рыночных» предприятий общепита, существует большой сегмент корпоративных столовых, буфетов и кафе, входящих в структуру крупных компаний и корпораций.

Весьма перспективным с точки зрения рынка является сегмент кампусных объектов. Под кампусом мы подразумеваем обособленную территорию, принадлежащую отдельно взятой компании и включающую в себя внутреннюю инфраструктуру. Кампусными объектами можно считать не только студенческие городки, вузы и школы, но также объекты туризма и индустрии гостеприимства – гостиницы, санаторно-курортные организации, пансионаты, крупные бизнес-центры, торгово-развлекательные центры и даже жилые микрорайоны. Масштаб локализации кампуса может варьироваться в зависимости от конкретной бизнес-задачи. Практически каждая такая структура в большой степени замкнута и автономна с точки зрения жизнеобеспечения.

В настоящее время в России работает 1156 вузов, не считая их филиалов, общее количество студентов составляет 7 млн человек, 13,36 млн учеников обучаются в 53 тысячах школ. Образовательный процесс в учебных заведениях обеспечивают почти 6 млн человек. Таким образом, потенциальная база для локальных проектов организации микроплатежей в учебных кампусах практически неисчерпаема.

Столь же внушительным представляется и российский рынок гостиниц и других объектов размещения. Гостиничный бизнес – один из самых быстро и успешно развивающихся в России, ежегодно растет на 15–20%, его объем в настоящее время составляет около 2 млрд долл. США.

Что характеризует рынок микроплатежей? Массовость, небольшая сумма чека и необходимость быстрого обслуживания.

Почему же банки до последнего времени не выражали серьезной заинтересованности в его обслуживании? Микроплатежи и платежи на мелкие суммы – сегмент, где исторически доминируют наличные деньги. Для массовых микроплатежей «классические» технологии непригодны: медленное обслуживание карт и быстрый износ оборудования из-за повышенного количества операций делали практически любые проекты по организации такого сервиса нежизнеспособными. «Классические» карты с обязательным набором ПИН-кода, подписанием чеков, авторизацией никак не ассоциируются с инструментом для быстрых расчетов на небольшие суммы.

На этом фоне «Золотая Корона» располагает технологиями, которые позволяют быстро обслуживать массовые безналичные платежи. «Золотая Корона», как ни одна платежная система в России, имеет опыт реализации самых разнообразных решений на базе микропроцессорных карт – более 85% карт, эмитированных банкамипартнерами системы, являются микропроцессорными. На основе микропроцессорных контактных и бесконтактных, а также магнитных карт «Золотой Короной» реализовано немало уникальных продуктов не только для банковской отрасли, но и для транспортной и социальной сферы, корпоративного сектора, программ лояльности.

Аккумулируя технологический и организационный опыт, накопленный при реализации всех этих решений, «Золотая Корона» предлагает рынку решение для микроплатежей «Кампусная карта».

Технологии «Золотая Корона» позволяют создавать внутри пространства кампуса – локальной территории, объединенной общей системой безналичного денежного оборота, – «домашнюю» инфраструктуру мгновенных расчетов, объединяющую местные автозаправки, аптеки, предприятия питания, магазины шаговой доступности, клубы, развлекательные центры. Или же создать инструменты моментальной безналичной оплаты совместно с сетями гипермаркетов, АЗС, ритейлерами, предприятиями пассажирского транспорта, гостиничными холдингами, крупными учебными заведениями.

В активе РПС «Золотая Корона» – ряд успешно реализованных проектов, использующих бесконтактные технологии. Совместно с Челябинвестбанком системой введен в промышленную эксплуатацию проект «Социальная карта челябинца», которая используется для банковских операций, оплаты коммунальных услуг, расчетов в торгово-сервисных предприятиях, а также в качестве бесконтактного электронного проездного.

Сегодня система быстрых бесконтактных платежей на транспорте внедрена и успешно работает в 11 регионах РФ.

Транспортные и социальные карты «Золотая Корона» на базе микропроцессора Mifare 1K используют свыше 2 млн граждан России. По всем видам карт ежемесячно оплачивается в общей сложности более 30 млн поездок. Кроме этого, используемый микропроцессор обеспечивает размещение на такой карте до 15 различных комбинаций платежных, учетных и идентификационных приложений.

Системой «Золотая Корона» уже реализован и ряд кампусных проектов, которые могут рассматриваться в качестве легко масштабируемых и модифицируемых прототипов для других бизнес-схем с широкой инфраструктурой. Так, на одном из крупнейших российских центров атомной промышленности – производственном объединении «Маяк» – внедрена автоматизированная система безналичных расчетов за лечебно-профилактическое питание, и теперь работники «Маяка» вместо талонов пользуются картами «Золотая Корона». Столовые предприятия ежедневно обслуживают по бесконтактным картам более 10 тыс. человек, реализуя более 200 тыс. обедов в месяц.

В ряде российских городов действует проект «Карта школьника», реализованный системой «Золотая Корона» в нескольких форматах. В Новосибирске проект действует с 2006г. и осуществлен в формате электронного проездного – транспортной карты Mifare с бесконтактным чипом, дающей возможность оплачивать проезд во всех видах наземного транспорта и в метрополитене с 50%-ной скидкой. В Новокузнецке «Карта школьника» содержит платежное приложение на контактном чипе и позволяет ее держателям пополнять счет мобильного телефона через банкомат или посредством SMS-сообщений, осуществлять расчеты в торговосервисных предприятиях и получать доход от размещенных на картсчете средств.

Омский проект отличается использованием на чипе «Карты школьника» платежного приложения «Стандарт», позволяющего совершать быстрые платежи (в пределах 5 сек.) без ввода ПИН-кода.

В Самаре «Карта школьника» совмещает работу двух приложений – транспортного и платежного (Mifare+ контактный чип), что позволяет организовать безналичную оплату проезда и школьного питания. Технологической основой сервиса «Кампусная карта» являются микропроцессорные карты, обеспечивающие непревзойденную скорость расчетов в ТСП. Для чиповых карт «Золотая Корона» реализованы два основных платежных приложения: «Бизнес» (для «классических» расчетов) и «Стандарт» (для быстрых расчетов).

Приложение «Бизнес» является предавторизованным, совершаемые клиентом операции выполняются в рамках лимитов, записанных эмитентом на карту. Приложение исключает возможность возникновения технического овердрафта, поддерживает широкий функционал управления счетами в устройствах самообслуживания и используется для «классических» контактных платежей по всей сети приема карт. Приложение «Стандарт» предназначено для быстрых и мелких расчетов – микроплатежей – и позволяет, в частности, установить лимит операций, которые выполняются в ограниченной сети без ввода ПИН-кода.

Кампусные проекты реализуются с использованием чипа третьего поколения, позволяющего совмещать на одной карте контактный и бесконтактный интерфейс и оптимизирующего технологию выпуска новых продуктов. При этом набор приложений ограничивается только объемом памяти карточки. На чипе могут размещаться товарные или денежные кошельки, бонусные схемы (loyalty), идентификационные (ID) и другие приложения, в том числе поддерживающие технологию EMV Contactless. Бесконтактные технологии позволяют увеличить скорость проведения операций по сравнению с контактными чипами и существенно продлить срок эксплуатации оборудования для обслуживания карт.

В целом кампусные проекты платежной системы «Золотая Корона» дают возможность обеспечивать полноценное финансово-информационное обслуживание в локальной инфраструктуре любого масштаба и любого профиля. Технологии позволяют создавать многофункциональные интеллектуальные инструменты, которые одновременно являются бейджем-пропуском, служащим идентификатором и фиксирующим время пребывания в помещениях с контролируемым допуском, а также платежным инструментом для расчетов в определенной организаторами кампусного проекта инфраструктуре – на транспорте, в партнерских торгово-сервисных сетях, с учетом предоставляемых льгот и бонусов.

Использование бесконтактных технологий позволяет создать инфраструктуру для безналичной оплаты товаров и услуг, работающую лучше, быстрее и дешевле «классических» эквайринговых схем. Технологии бесконтактных платежей – один из наиболее перспективных карточных трендов. Сегмент бесконтактных платежей огромен и может обеспечить не менее внушительный клиентский поток. Бесконтактные технологии, безусловно, имеют все шансы стать основой для внедрения новых форм работы банков с клиентами и ключом к новым рынкам большой емкости. Платежная система «Золотая Корона» видит свою задачу в предоставлении совместно с банками-партнерами максимально большого набора банковских и финансовых сервисов для самых разных групп населения. Но в первую очередь мы ориентируемся на людей, которые зарабатывают и тратят в России, поэтому делаем максимально удобными повседневные платежи и сопутствующие им сервисы.


Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первую в мире действующую систему дистанционного банковского обслуживания для юрлиц запустил в Великобритании в 1983 г. Bank of Scotland (для компаний, входящих в National Building Society), причем в системе для приема и отправки дистанционных распоряжений по счетам использовались тогда… телефон и телевизор?