Google+
Журнал Плас Плас Журнал http://www.plusworld.ru/
ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5 Москва, 117218 Россия
+7 495 961 1065 http://www.plusworld.ru/upload/templates/logo_plus_ru.png
RSS RSS RSS RSS

Перспективы развития электронных и мобильных платежей в России

(Нет голосов)

03.08.2011 Количество просмотров 2123 просмотра

Активное развитие мобильных и электронных технологий и сервисов меняет «правила игры» во многих сферах рынка. В частности, это касается платежных услуг. На 2-м Международном Форуме «Дистанционные сервисы и платежи. Россия и СНГ 2011», организованном журналом «ПЛАС», Денис Королев, директор отдела услуг для компаний финансового сектора компании Ernst&Young (московское отделение), выступил с докладом, посвященным вариантам реализации электронных и мобильных платежей. Он проанализировал соответствующий опыт развитых и развивающихся рынков, который можно адаптировать к условиям России и СНГ в целом.

Инновации на рынке платежей

Стремительный технологический прогресс, всеобщее проникновение Интернета и развитие финансового рынка за последние годы способствовали развитию ряда инновационных сервисов в области платежей. Объем операций, совершаемых с использованием таких платежных сервисов, постоянно увеличивается, что приводит к росту совокупных объемов внутренних и трансграничных розничных платежей. Условно это можно выразить через нехитрую формулу (@ + #) * $ = @$ + #$. Развитие Интернета @ и мобильной связи # с учетом развития финансового рынка $ приводит к росту электронных и мобильных платежей.

Переход от стандартных наличных расчетов и банковских переводов к инновационным платежным сервисам, по сути, отражает историю развития технологий, поскольку требования клиентов всегда одни и те же: простота, удобство, скорость, безопасность и стоимость. И именно в такой последовательности по приоритетам.

Эволюция платёжных средств

Когда-то все расчеты происходили с помощью наличных денег. Это позволяло однозначно проводить идентификацию и аутентификацию. Потом пришло время банковских переводов через банковские счета, затем в ход пошли пластиковые карты. Очевидно, что сейчас намечается глобальная тенденция перехода от наличных, банковских счетов и пластиковых карт к инновационным платежным услугам: все активнее используются электронные и мобильные платежи и переводы. Если говорить об электронных деньгах, то сейчас это в основном предоплаченные карты или электронные кошельки, которые в торговом обороте вытесняют наличные деньги. Программы в области электронных денег функционируют во многих странах: Австралии, Бразилии, Китае, Франции, Германии, Индии, Японии, России и многих других. В качестве примеров областей успешного применения электронных денег можно назвать оплату общественного транспорта, стоянок, телефонной связи и т.д.

Причем эти программы развиваются как на уровне государственных сервисов и услуг (аналог нашей Универсальной Электронной Карты – УЭК), так и в частном секторе. В данном случае катализатором изменений являются потребности клиентов, и уже потом, когда объемы операций сильно возрастают, следует государственное регулирование.

Классификация мобильных и интернет-платежей

Мобильные и интернет-платежи можно классифицировать на основе различных критериев: 

а) от «объекта оплаты» – мы платим либо за некий товар (билеты, продукты питания, бытовую технику), либо за услугу (оплата транспорта, коммунальные платежи, штрафы, интернет-услуги и т. д.); 

б) по «субъекту» – между какими сторонами идет платеж (расчеты между компаниями – B2B, расчеты компаний с государством – B2C, переводы между физическими лицами – P2P); 

в) по аппаратным и программным инструментам, которые обеспечивают безопасность (идентификация, аутентификация, шифрование и т. д.); 

г) по используемым инструментам – традиционные (пластиковые карты), инновационные (электронный кошелек, виртуальные карты, SIM-карты). 

Особенность мобильных платежей заключается в том, что они ориентированы на небольшие суммы (микроплатежи) – обычно в пределах суммы в 10 долл. США или ее эквивалента. В качестве инструмента может использоваться голосовая связь, SMS-уведомления и мобильный Интернет. Кроме того, для построения системы мобильных платежей используются различные бизнес-модели (к ним мы вернемся чуть позже). 

В свое время развитие интернет-банковского обслуживания было связано с тем, что для клиента использование интернет-банка намного удобнее, чем посещение отделения банка: не нужно искать отделение, добираться до него, стоять в очереди в кассу. Сейчас надвигается следующая волна: мобильные платежи становятся удобнее не только обычных «физических» платежей и переводов, но и переводов через Интернет (подчеркиваю: речь идет не о безопасности, а именно об удобстве). Отмечу три ключевых момента, почему клиенту удобнее пользоваться мобильными услугами, чем интернет-банком. 

Простота. Все операции можно осуществить через смартфон – буквально за два нажатия клавиш. Это простые ежедневные операции – выполнить их так же просто, как почистить зубы. 

Скорость. Если мы выполняем некую операцию, то за счет обратного SMS-уведомления (подтверждения) можем сразу понять, прошла транзакция или нет. Разрыв в рамках обратной связи сведен к минимуму (на уровне секунд или даже миллисекунд). 

Контекст. Мы получаем информацию в соответствии со своим местоположением. Т. е. клиент видит на карте местности, где он находится, и к этому расположению могут быть привязаны некие услуги или платежи, например точки приема платежей, перевода наличных и т. д. 

Рост среды мобильных платежей

Рисунок 1. Мировые тенденции дистанционного банковского обслуживания

Назову несколько взаимосвязанных факторов, которые обуславливают развитие рынка мобильных платежей. 

Растет число пользователей смартфонов: сегодня чуть ли не у каждого в кармане лежит либо BlackBerry, либо iPhone, либо смартфон. Производители постоянно предлагают новые модели, и пользователей становится все больше. 

Раз есть аппаратные средства, то для них нужны сервисы, приложения. Разработчики (Apple, Google и т.д.) ощущают рост спроса и активно предоставляют востребованные услуги. Наверное, сейчас трудно найти компанию-разработчика, которая не создала бы хоть какое-нибудь мобильное приложение или, в крайнем случае, не внесла такую задачу в планы развития. 

Снижается стоимость мобильных транзакций. Сейчас все мобильные операторы предоставляют фиксированные безлимитные интернет-тарифы по довольно низкой цене. Это позволяет снизить порог входа и форсировать повторное использование мобильных и интернет-платежей. 

Проще говоря, рост рынка означает, прежде всего, удовлетворение потребностей. Экономика становится пользовательской: рынок предлагает множество продуктов и услуг, за них нужно платить. Появляется все больше различных видов платежей, и клиент хочет осуществлять их как можно быстрее. В сутках всего 24 часа, из них 16 часов активного времени, а столько всего надо успеть! Можно сказать, что стоимость любой альтернативы, которая помогает сэкономить время, – это стоимость нашей свободы. Поэтому клиенты готовы заплатить дополнительно 50 рублей, лишь бы не стоять в очереди. 

Параллельно с этим капитальные и операционные затраты (открытие новых офисов, развитие сети банкоматов и т. д.) в существующих системах постоянно растут, и это закладывается в стоимость транзакции. Соответственно, стоимость традиционных транзакций будет расти, а стоимость оплаты через мобильные и электронные каналы снижаться.

Пришло ли время в России

Рисунок 2. Рост популярности Интернета, мобильной связи и мобильного Интернета в России

Если говорить о мировых тенденциях дистанционного банковского обслуживания – ДБО (см. Рисунок 1), то здесь все очевидно. Общее население Земли составляет свыше 6,989 млрд человек. Из них около 3 млрд человек (немногим менее половины) являются пользователями мобильных устройств. 

ГодПоказательВсегоВыдача наличныхПлатежи за товары и услуги
2008Кол-во операций, млн2,0731,587486
Объем, млрд руб.8,7678,118649
2009Кол-во операций, млн1,7611,277484
Объем, млрд руб.6,7316,205526
2010Кол-во операций, млн2,2761,533742
Объем, млрд руб.8,4667,695771
Таблица 1. Оценка рынка пластиковых карт

К настоящему времени во всем мире установлено 2 265 942 банкомата (по данным ассоциации ATMIA), а также насчитывается около 500 млн отделений банков. При этом, напомню, стоимость транзакций с помощью мобильных устройств минимальна. Думаю, перспективы вполне прозрачны. 

Показатель/год2007200820092010
Количество банкоматов548047016983227106142
Среднемесячный оборот через банкомат, млн руб.9,5610,347,296,73
Объем операций, млрд руб.6287,118706,577280,708572,03
Таблица 2. Оценка рынка банкоматов

Рассматривая российский рынок, можно смело утверждать, что технологическая платформа для использования электронных и мобильных платежей со стороны клиентов – физических лиц в России уже готова. Вот примерные показатели рынка: 

• 90 млн абонентов сотовой связи; 

• 60 млн активных банковских карт (всего выпущено порядка 120 млн); 

• 40 млн интернет-пользователей; 

• 60% пользователей банковских карт имеют доступ в Интернет; 

• 95% пользователей банковских карт имеют мобильный телефон. 

Показатель/год200820092010
Количество платежных терминалов195287254987296923
Среднемесячный оборот через терминал, млн руб.0,190,200,21
Объем операций, млрд руб.445,25611,97748,25
Таблица 3. Оценка рынка терминалов

В России проживают порядка 140 млн человек, из них 100 млн человек – экономически активная категория населения, рынок близок к насыщению. Неудивительно, что рынок электронных денег осваивают все новые игроки. Среди ключевых можно назвать такие, как WebMoney, Yandex.Money, RBK Money, Money.Mail.Ru, Wallet One, Rapida, Moneybookers. Лидеры электронных и мобильных платежей – QIWI, Liqpay (Украина), Visa Virtual, MasterCard Virtual. Кроме того, недавно несколько мобильных операторов в России запустили набор сервисов, сопоставимых с электронными платежами. 

Покупки населения России за 2010 г.% в расходахЧерез каналы дистанционного обслуживания
Питание вне дома3-
Бытовые услуги3-
Гигиена и лекарства3-
Одежда и обувь10-
Авто9-
Бензин3-
Продукты питания315
ЖКХ875
Услуги связи390
Бытовая техника520
Услуги транспорта350
Образование250
Прочее1720
Итого (в абсолютных величинах)24 трлн руб.16 трлн руб.
Таблица 4. Оценка товарооборота

От статистики перейдем к динамике. Интернет-аудитория растет очень быстро (см. рис. 2). Рост популярности мобильного Интернета за два года (с сентября 2008 г. по сентябрь 2010 г.) составил, по оценкам TNS WebIndex, 42%.

БанкиПродавцыМобильные операторы

• Увеличение средних остатков на счетах

• Увеличение комиссионного дохода с ростом числа транзакций

• Низкая стоимость приобретения новых клиентов

• Снижение эксплуатационных расходов

• Повышение лояльности клиентов

• Возможность дополнительных продаж других банковских продуктов (например, ипотека, кредиты, страхование)

• Распространение на неосвоенные рынки

• Сокращение операционных и эксплуатационных расходов

• Сокращение времени обработки транзакций

• Снижение затрат на оплату труда

• Бесперебойный канал приема наличных

• Безопасные расчеты

• Увеличение объема данных о клиентах для маркетинга

• Быстрее, чем наличные сделки в точке продажи

• Новые каналы дохода

• Увеличение потока клиентов

• Увеличение трафика

• Увеличение ARPU (Average revenue per user, средняя выручка на пользователя)

• Увеличение удержания клиентов

• Сокращение расходов на биллинг

• Возможность кросс-продаж мобильного контента и постоплатных услуг

• Соответствие требованиям социальной ответственности

• Улучшение имиджа бренда

Таблица 5. Цели участников в электронных и мобильных платежах

Оценка размера рынка операций с пластиковыми картами

Теперь рассмотрим количественные оценки рынка платежей в различных разрезах. В 2010 г. объем операций по пластиковым картам составил 8,5 трлн руб. (из них 771 мрлд руб. пришлось на платежи за товары и услуги), при этом объем наличного оборота составил 5,7 трлн рублей. Детализация в динамике (с 2008 по 2010 г.) отражена в приводимых таблицах 1–5.

Оценка размера рынка платежных терминалов

В 2010 г. объем операций через платежные терминалы составил 748 млрд рублей. Можно сказать, что такой показатель является усредненной консенсусной оценкой рынка.

Расчет проведен на основании данных Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), аналитики ФИНАМ, РБК, Cnews Analytics, маркетингового агентства Step by Step. Также использованы собственные отчеты и информация с сайтов основных игроков рынка платежных терминалов: ОСМП (бренд QIWI), КиберПлат, Дельта Телеком и Элекснет. В отдельных случаях использовались данные инвестбанков по указанным участникам.

Выгоды основных участников электронных и мобильных платежей

Рисунок 3. Факторы, влияющие на будущее электронных и мобильных платежей

Выбор оптимальной бизнес-модели 

Как было сказано выше, для построения системы мобильных платежей используются различные бизнес-модели. Рассмотрим основные варианты. 

1. Бизнес-модель, ориентированная на оператора. Примеры: G-Cash (Филиппины) – мобильный банкинг, M-Pesa (Кения) – мобильные переводы. 

2. Бизнес-модель, ориентированная на банк. Пример: Smart Money (Филиппины) – мобильный банкинг. 

3. Платежная сеть. Примеры: PayPal Mobile (Великобритания, США) – мобильные платежи; Wizzit (Южная Африка) – мобильный банкинг; Crandy (Африка) – мобильные переводы. 

4. Мультиконсорциум. Примеры: Osaifu-Keitai (Япония) и Payez Mobile (Франция) – мобильные платежи.

Фактор 1 – Понимание клиента

• Понимание отношения новых и существующих клиентов к мобильным деньгам как услуге

• Эффективная сегментация и определение «своего клиента»

• Продвижение продукции и информационные программы

Фактор 2 – Выбор правильного партнерства

Смотри рис. 4.

Рисунок 4. Выбор правильного партнерства

Фактор 3 – Окружение

Проникновение мобильной связи

  • • Успех мобильных денег напрямую зависит от развития услуг мобильной связи
  • • Продолжается развертывание мобильной инфраструктуры в сельских районах

PR продукта и обучение

  • • Необходимо не только сильное продвижение продукта, но и программы по обучению пользователей

Налогообложение и бухгалтерский учет

  • • Сложность требований бухгалтерского учета и системы налогообложения

Anti Money Laundering

  • • Обеспечение безопасности получателя и выполнение требований законодательства

Мошенничество и потеря прибыли

  • • Необходимо отслеживать тенденцию роста мошенничества, чтобы не допустить снижения прибыли

Масштабируемость IT-операций

  • • Необходимо развивать IT-инфраструктуру для обеспечения растущих потребностей бизнеса
  • • Консолидация в мобильном, банковском и технологическом секторах дает эффект масштаба

Фактор 4 – Регулирование центральных банков в области электронных платежей

  • • Денежно-кредитная политика и сеньораж
  • • Общие правовые вопросы
  • • Вопросы безопасности
  • • Информация об эмитенте
  • • Вопросы надзора
  • • Вопросы контроля
  • • Вопросы правоприменения
  • • Вопросы трансграничного характера

Фактор 5 – Безопасность

  • • Меры безопасности должны соответствовать сумме под риском. В 2009 г. сумма среднего моментального платежа со-ставила 132 руб.
  • • Усиление требований безопасности может стать причиной оттока клиентов: час-то безопасность идет вразрез с удобством системы
  • • Один из путей сохранения баланса – предоставить владельцу денег – клиенту самому определять требуемый уровень безопасности, например:
  • • Устанавливать и снимать блокировки на списание со счетов по удаленным каналам
  • • Устанавливать лимиты на списания со счетов по удаленным каналам
  • • Необходимо соблюдать баланс между требованиями безопасности операций и удобством их использования

Фактор 6 – Социально-экономические силы

  • • Урбанизация продолжается
  • • Доля молодежи растет
  • • У финансовых услуг есть потенциал роста – как в развивающихся странах, так и в развитых

Перспективы

Подводя итоги, можно отметить, что даль-нейшее развитие рынка мобильных и электронных платежей обуславливают очевидные факторы:

  • • развитие эквайринга – возможность оплачивать не только услуги, но и товары;
  • • возможность движения наличных (пополнение счета, снятие денег);
  • • простота в использовании;
  • • безопасность;
  • • стандартизация;
  • • минимальная комиссия (по сравнению с другими средствами платежа).

Комментарии (0):

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные Пользователи


Читайте в этом номере:
обновить

а вы знаете, что...

… первая в мире массовая коммерческая эмиссия чиповых карт состоялась в США в 1986 г. (банками-эмитентами выступали Bank of Virginia и Maryland National Bank с чипами Bull CP8, а также First National Palm Beach Bank и Mall Bank – с чипами Casio)?